Спичечные этикетки. Метро
Спичечные этикетки. Метро

Метро на спичечных этикетках

in Филумения 5806 views

В прошлой беседе мы отметили схожесть этикеток и плакатов. А также увидели, что и этикетка и плакат являются искусством и элементами наглядного информирования, в т.ч. о достижениях. И эти элементы совершенно схожи всем, кроме размера! А уж мастерство изготовления, элементы оформления часто выполнялись известнейшими мастерами. В т.ч. использовались фотографии крупнейших фотографов. Однако, можно предположить что из работа в то время не оценивалась столь высоко, как сегодня.

Сегодня разговор о Метро на спичечных этикетках СССР. Одним из важных достижений СССР можно уверенно назвать строительство и понимание значения метрополитенов. Не знаем, как в других городах страны, но в Москве искусство и культура метро совершенно не развиваются, а скорее наоборот отсутствуют, и держатся только на наработках Советского периода.

Такая же ситуация с этикетками на тему метро.

Хочется остановиться на одном из лучших наборов спичечных этикеток, посвящённых Московскому метро. Тут нужно уточнить, что наборов всё же два а не один, но по одному ГОСТ 1820-45: ГЛАВФАНСПИЧПРОМ, Фабрика ГИГАНТ, город Калуга и ЛАТФАНСПИЧПРОМ, фабрика ВЕЗУВС, город Рига. Этикетки изготовлены одним производителем с применением разных колористических решений для одинаковых изображений подземных вестибюлей станций.

Попробуем просто посмотреть на эти изображения.

Станция «Электрозаводская»

Станция «Электрозаводская» (открыта 15 мая 1944 года) находится недалеко от трёх сегодня разорённых и разворованных московских заводов: Электрозавод, АТЭ-1 (автотракторное электрооборудование) и МЭЛЗ.

Станция «Сталинская»

Станция «Сталинская» московского метро. Самая глубокая станция Москвы. Теперь называется «Семёновская» (наземный павильон находится на Семёновской площади). Станция  открыта 18 января 1944 год. Если немного знаете историю СССР, то можно представить в каких условиях эту станцию строили) и имеет ли право эта станция называться Сталинской. Фасад над центральным входом в наземный павильон ранее был украшен барельефом с профилем И.В. Сталина и элементами декора. Глухая стена подземного павильона с кастрированным горельефом: символы советской воинской славы, со стыдливо замазанным медальоном вверху и стёртой подписью Сталина под словами «Нашей Красной армии — Слава!». Теперь по бокам композиции сделали две блестящих зеркальных двери, но это уже разговор о художественном скудоумии того, кто это делал и мы эту тему не станем касаться. Хотя…

Станция «Арбатская»

Станция «Арбатская» (открыта 5 апреля 1953 года). В Москве две «Арбатских». Это — Арбатско-Покровская линия (выход в составе нового здания Генерального Штаба Министерства обороны), а другая — Филёвская линия (мелкого заложения, открыта 15 мая 1935 года).

Станция «Комсомольская»

Станция «Комсомольская» (открыта 30 января 1952 года) — одна из несчастнейших станций московского метро: большинство пассажиров не видят её красоты! Три вокзала на Комсомольской площади направляют в метро массу персонажей, которым наплевать на красоту, на метро, на Москву и на всё страну. Вы видели их? Они обычно сидят на корточках, покуривая или что-то пожёвывая, постоянно сплёвывая и смеясь голосами спаривающихся ослов.

Станция «Павелецкая»

Станция «Павелецкая» Замоскворецкой линии Московского метрополитена (открыта 20 ноября 1943 года). Интересно, что на большинстве изображений показан именно показан именно этот конец подземного вестибюля: противоположный, достраивавшийся во время Отечественной войны так и не был закончен в соответствии остальному залу и выглядит иначе. И сегодня в память войны линия красивых арок заканчивается мощными широкими опорами с невысокими перекрытиями.

Станция «Новокузнецкая»

Станция «Новокузнецкая» открыта 20 ноября 1943 года — она родная сестра станции «Павелецкая». Первоначально название станции писалось так: «Ново-Кузнецкая». Любопытно, что потолке зала «Новокузнецкой» размещены мозаичные панно, первоначально предполагавшиеся к размещению на «Павелецкой». Также станция освещается напольными светильниками, как и «Семёновская» (Сталинская).

Станция «Белорусская»

Станция «Белорусская» Кольцевой линии (открыта 30 января 1952 года). Это одна из удивительно проработанных станций московского метро. Красивейшие своды над всеми тремя частями подземной части, наземный павильон с фонтаном, вход с выделенными помещениями для телефонов-автоматов и переходы — всё в едином стиле, в т.ч. с белорусским орнаментом.

Спичечные этикетки. Московское метро. Станция Ботаническая

Станция «Ботанический сад»

Станция «Ботанический сад» Кольцевой линии Московского метрополитена (открыта 30 января 1952 года) названа по близко расположенному Ботаническому саду МГУ, а в 1966 году переименована в «Проспект мира» кольцевой линии. Почему на этикетке написано станция «Ботаническая» не знаем. Возможно это первое «рабочее» наименование станции, а может быть ошибка автора этикетки.

Станция «ЦПКиО им. Горького»

Станция «ЦПКиО им. Горького» (открыта 1 января 1950 года). На схемах станция называлась «Парк культуры имени Горького», а теперь просто «Парк культуры». Интересно, что до самого Парка культуры имени Горького от этой станции идти дальше, чем от станции «Октябрьская» той же Кольцевой линии. Станция очень красивая, но всегда переполнена людьми, поток которых разделяется и направляется установленными ограждениями, и увидеть станцию практически невозможно.

Станция «Курская»

Станция «Курская», кольцевая (открыта 1 января 1950 года). Станция не является самой красивой среди Московских или даже кольцевых. Хотя колонны и арки выглядят очень классически. Ну а о наземном павильоне у Курского вокзала можно говорить долго — он очень красивый и очень стильный. Восстановленный исторический облик (вернее, возвращённый) нравится большинству: к нему относятся с уважением (конечно, кроме большинства гостей столицы, пробегающих и не интересующихся ничем).

Спичечные этикетки с изображением станций «Аэропорт», «Площадь Свердлова», «Киевская» пока отсутствуют…

Станция «Сокол»

Станция «Сокол». Открыта 11 сентября 1938 года, т.е. это станция второй очереди Московского метрополитена.

Недалеко от станции Сокол находится знаменитый Посёлок художников, 1923-го года. Интересно, что идея подобного поселения была предложена ещё до революции, и даже были проведены определённые работы. И они не были закончены, но и не были забыты. Вообще суть подобного посёлка заключалась в его автономности от Москвы: жилые дома и инфраструктура, позволяющая жить и работать. Это было удобно для людей творческих, а не для специалистов предприятий, но и инженеры были среди первых пайщиков кооперативного товарищества «Сокол», а вот рабочие предприятий появились как жители многоквартирных домов в этом посёлке — это было сделано, чтобы жители не отрывались от жизни.

18 мая 1935 года над посёлком произошла катастрофа, в которой АНТ-20 «Максим Горький» столкнулся с истребителем сопровождения — обломки упали на посёлок.

Для фалеристов будет интересно, что первым председателем КТ «Сокол» был председатель профсоюза «Всекохудожник» Василий Сахаров (он был в тридцатые годы репрессирован). А Всекохудожник — это один из известнейших и популярнейших ныне, если так можно назвать, брэндов, связанных с предметами коллекционирования. И именно Всекохудожником выпущен первый нагрудный знак «Метро имени Л.М. Кагановича» первая очередь 1935 года. Это просто совпадение, но интересно для этой статьи.

Кабинетка серии спичечных этикеток Московский метрополитен (фабрика «ВЕЗУВС»)

На кабинетке можно увидеть наземный павильон станции «Дворец Советов» (с 1957 года — «Кропоткинская»). Павильон отреставрировали, а стоявшие вокруг некрасивые торговые точки снесли. Все подходы к павильону выложены радующими глаза Московского мэра, плитками, которые гармонируют с клетчатым полом подземной станции. Кстати, у Кропоткинской на станции интереснейшие колонны: они вверху перетекают в пятилучевые звёзды — можете припомнить где есть подобное?

Ещё одна красивая серия спичечных этикеток, посвящённая Московскому метрополитену имени В.И. Ленина. Соответственно, серия выпущена после 1957 года, когда имя Кагановича было убрано из метро: станции «Имени Л.М. Кагановича»  менее чем через два года вернули название «Охотный ряд», а Московский метрополитен имени Л.М. Кагановича стал Московским метрополитеном имени В.И. Ленина.

Представленная ниже серия показывает наземные павильоны красивейших Московских станций — именно их посещают туристы, фотографируют и фотографируются, т.к. что-то подобное найти за рубежом очень сложно. Современные поделки никто никогда фотографировать не станет, разве что при какой-либо беде. Ведь от чего мы отказались перейдя к скоростному строительству? От красоты. А что получили? Страшные поезда и очень много убогих станций (есть, есть очень приятные, не скрою!). Серия также имеет две большие этикетки, так называемые «кабинетки». Арбатская, Белорусская, Динамо, Измайловская, Калужская Кировская, Красные ворота, Кропоткинская, Курская, Новокузнецкая, Новослободская, Серпуховская, Смоленская, Сталинская, Таганская и ЦПКиО им. Горького — это станции, изображённые на этикетках. Дополнительно Комсомольская на здоровенной кабинетке и Ленинские горы (открыта 12 января 1959 года, а теперь называется Воробьёвы горы, на которых, собственно, и находится) на ещё большей кабинетке.

Учитывая, что станция «Ленинские горы» открыта 12 января 1959 года, а станция «Сталинская» переименована в «Семёновскую» 30 ноября 1961 года можно представить период появления этого набора этикеток. Возможно есть более точная дата, но пока ей не располагаем.

Московский метрополитен имени В.И. Ленина. Станция «Ленинские горы» и станция «Комсомольская»

Теперь вспомним этикетки позднего СССР — красивые, сделанные не наспех подборки этикеток, показывают наземные и подземные павильоны метрополитенов Москвы, Ленинграда, Киева, Харькова, Тбилиси и Баку.

Метро «Пушкинская». Ленинград

Обратите внимание, что этикетки наклеены на листы — это снижает их цену практически до нуля. Нам они интересны исключительно, как художественные элементы, а наклеенные или нет — никакой роли не играет. Но даже наклеенные навевают воспоминания.

Есть ещё какие-то метрополитены на этикетках? Мы не знаем… Но вот в советских заметили схожесть: комплексная проработка всех элементов. Т.е. нет ничего, что было лишним и выделялось бы на общем фоне и не гармонировало. Всё на своих местах. И наземные павильоны вписаны в окружающую среду и подземные павильоны красивые и продуманные. А может быть это только на изображениях? Не был я нигде, кроме Москвы! Подскажите!..

Спичечные этикетки ниже… Изображения выполнены художниками. Основное они показывают, отказавшись от изображения окружающих наземные павильоны сооружений. Но, возможно метро стоит изображать подробнее или фотоснимками — много лучше получается.

Всё же нельзя не вспомнить и самые замечательные значки на тему метро (это отступление специально для фалеристов, но о значках разговора сейчас не будет). Было после что-то подобное? Не было и не будет! Значок по изготовлению уровня ордена!

Есть ли большие фалеристические коллекции по теме метро? Должны быть.

Знаки "Метро имени Л.М. Кагановича" первая очередь 1935, вторая очередь 1938 и третья очередь 1944 годы
Знаки «Метро имени Л.М. Кагановича» первая очередь 1935, вторая очередь 1938 и третья очередь 1944 годы


Отдельно хотелось остановиться на сегодняшнем Московском метрополитене: ситуация с ускоренным строительством новых станций и опасность этого; организацией новых пересадочных узлов и их удобстве; замене старых вывесок на современные тяжёлые и нечитаемые (ну кто придумал писать несколькими столбиками перечень станций — неудобно?!); о новом/старом логотипе метро в виде буквы «М»; о прозрачных стеклянных входных дверях вестибюлей, оборудованных острыми ручками и неудобным низом для задержания двери ногой (а этим пользовались годами москвичи, а не приехавшие руководители, не знающими мало-мальски уклад горожан!); о надписях на полу (на мраморе-то!); о наклейках на колоннах и стенах (дешёвые пластиковые наклейки на мраморе!); о замене мрамора стен керамическими отваливающимися и раскалывающимися плитками (убогость во вкусе проявляется всеми способами!); об освобождении подземных переходов от палаток и последующей установки новых; о шумных музыкантах; о замене женщин, наблюдающих за эскалаторами молодыми мужчинами (хотя известно, что только женщины могут вести долгое наблюдение и смогут вовремя остановить эскалатор!); о безвкусных вагонах (да просто уродливых составах!); о дороговизне проезда; о досмотре москвичей с сумками (не понимают эти досмотрители ничего — фикция!); о гуляющих по станциям четвёрками военнослужащих (просто жаль пацанов, а иногда с ними и собачка мучается!); о гостях (собственно, хозяевах Столицы, и их ужасном поведении на станциях и в вагонах!); о работе сотрудников полиции и отношении к ним (полицейские в метро — это тоже полицейские и ответственность на них колоссальная, но понимает ли это и как к ним относится руководство, и как к руководству относится ещё более высокое начальство?!); о замене огромного числа сотрудников, в т.ч. уборщиков, новыми (они ещё трамвай не запомнили, а их уже в метро пускают!); о современном поведении граждан в метро (это же масса некультурного быдла, жующего, пьющего, с ногами залезающего на диваны в вагонах, мусорящего, не уступающего мест , толкающегося и т.п.); о пробегающих или перепрыгивающих без оплаты (дурацкие пластмассовые двери турникетов — это убожество!); о боязни, что ещё что-нибудь улучшат, например, лучшие в мире лавочки, что находятся на Площади революции (а мозгов хватит, вернее, отсутствие любви к городу и его прошлому изгадит всё, что угодно!); о… о многом другом,  Но ничего этого мы не напишем, т.к. это вы и так знаете, а нам не в тему.

Главный редактор SAMMLUNG/Коллекция
 Алексей Сидельников

Спичечные этикетки

Космос на спичечных этикетках

Спичечные этикетки. 1812

Пингвин — не Пингвин

Опасная коллекция. Ксирофилия

__________________

Обсудить материал >>>

Рекомендуем

Минское зазеркалье

Продолжаем рассказ о наблю­­де­ниях за со­ветскими спи­чечными этикетками из кол­лекции Музея Москвы,

Пингвин — не Пингвин

Воспользовавшись удачно (для му­зейной работы) сло­жившей­ся си­туацией, в на­ча­ле прош­лого го­да я
Перейти К началу страницы