Мог ли предвидеть вюртембержец Фердинанд Теодор фон Эйнем (Фёдор Карлович, Ferdinand Theodor von Einem), когда основывал в 1849 году «Мастерская Эйнема в Москве» (со временем «Эйнемъ. Товарищество паровой фабрики шоколадных конфектъ и чайных печений»), что его детище переживёт и его, и его компаньона Юлиуса Гейса (Julius Heuss), и многих других? А что расположится напротив Кремля, что получит огромную популярность и завоюет много почётных призов за качество товара и его богатый ассортимент? Наверное, надеялся на развитие, но то, что более чем через 150 лет его имя не будет забыто, а будет показателем качества — это уже фантастика! Тем не менее — всё именно так и случилось. Фабрика «Эйнем» выросла и разрослась на стрелке Москвы-реки на Берсеневской набережной, окрепла, пережила революцию, сменила имя на «Красный Октябрь», но не утратила качество и популярность у покупателей. Сейчас фабрика переехала, но остался музей. А любой музей — это не только экспонаты, но и люди, которыми этот музей живёт, и, конечно, посетители.
Четвёртого декабря мы были приглашены в «Музей истории шоколада и какао» в здание, где совсем недавно размещалась фабрика «Красный Октябрь», и где сегодня расположена постоянно действующая экспозиция «Роза Эйнема».
Кондитерская обёртка — популярный, хотя для многих и несколько экзотический объект коллекционирования, а вот мы не могли не прийти. Тем более, что музей проводит цикл тематических встреч. Нынешняя называлась «Наши конфеты со вкусом одеты». Название нас не напугало. В условленное время были на месте и попали на интереснейшую встречу, где были и новые лица и старые знакомые.
Рассказы на встрече были. О чём? Собственно, догадаться не трудно, что рассказы о шоколаде, конфетах и упаковке! Шоколад — интересно! Конфеты — интересно! Упаковка — интересно!
Но обо всём по порядку.
Был прослушан ряд коротких, но ёмких сообщений.
Приветственным словом к гостям открыла вечер Нина Викторовна Кузнецова — начальник управления «Мир Шоколада» холдинга «Объединённые Кондитеры», руководитель специальных проектов. Нина Викторовна — человек любящий своё дело и умеющий вдохновить и заинтересовать!
Заместитель директора музея Марина Николаевна Жданович рассказала о творчестве трёх художников кондитерской упаковки: Мануила Андреевича Андреева, Леонида Константиновича Челнакова и Евгения Шалвовича Квавадзе. В значительной степени именно Евгению Шалвовичу Квавадзе и был посвящён доклад. И это не случайно, ведь именно его выставка встречает гостей. Евгений Шалвович занимается не только разработкой обёрток для конфет и шоколада, и другой промышленной графикой, но и живописью. Но именно обёртки широко известны, даже когда вы даже не подозреваете о его существовании. Некоторые будут показаны ниже. Приятно, что художник присутствовал на встрече и нам удалось с ним пообщаться.
Преподаватель кафедры дизайна Московского информационно-технологического университета (МИТУ-МАСИ) Михаил Сергеевич Волохов подробно разобрал типологию видов упаковки кондитерских изделий и их дизайн. Технологическая составляющая и удобство применения и использования является одним из важнейших элементов дизайна наряду с эстетической составляющей и подобный обзор стал интересным документированием упаковки в эру пластика и значительно уступающих ему в количественном соотношении картона и бумаги. Вообще упаковка — интереснейшая вещь! А уж какая сложная!
Особенный интерес вызвал доклад «Легенды от «Алёнки», который представила заведующая экскурсионной группой Музея истории шоколада и какао Юлия Владимировна Савина. Материал был подготовлен на основе архивных изысканий хранителя музея Галины Анатольевны Бородулиной. Этот, подкреплённый большим количеством документов и изображений образцов упаковки материал, заставил нас попросить коллег разместить его на страницах нашего журнала, что мы и надеемся сделать в ближайшее время. Юлию Владимировну благодарим ещё и за рассказ о здании фабрики и экскурсию. А Галину Анатольевну нам представили, как очень строгого специалиста — очаровательная женщина! Надеемся увидеться ещё!
Заместитель главного редактора Интернет-журнала «Sammlung/Коллекция», научный сотрудник Государственного музея-заповедника «Царицыно», кандидат искусствоведения Михаил Михайлович Тренихин рассказал об опыте советского дизайна в различных сферах и о том, почему самые разные произведения являются сегодня популярными объектами коллекционирования: от произведений декоративного искусства (таких как гобелен, фарфор, керамика) до промышленной графики (в т.ч. упаковки) и ювелирного искусства (произведения фалеристики). Были затронуты болезненные вопросы сравнения образцов прошлых лет с современными (где созданные ещё 30 лет назад выигрывают и по технологическому, и по художественному качеству), вопросы работы художника на производстве, вопросы сохранения культурного наследия частными коллекционерами и музеями.
Завершила выступления Инна Геннадьевна Багаева, рассказав об «Анатомии фантика». Кстати, её иллюстрации украсили книгу «История сладостей» (М., 2019 — но издана уже).
Интересно, что всё запланированное мероприятие прошло очень камерно. Показалось, что лишних людей не было. А пришедшие были заинтересованы и искренни.
Приятно было встретить Арсена Аркадьевича Мелитоняна — глубочайшего коллекционера и человека душой переживающего о проблемах коллекционирования! А как у коллекционера у Арсена Аркадьевича не простая тема — открытки. А это и объём, и многочисленные направления для коллекционирования. Постараемся встретиться с ним отдельно и поговорить о жизни, коллекционировании вообще и открытках в частности. Трудно вспомнить кого-то, кто мог бы знать об открытках больше!
Отметим и присутствие на встрече главного редактора журнала «Музей» Елены Борисовны Медведевой. К сожалению с ней мы немного разминулись, но надеемся встретиться!
Образцы упаковок для шоколада и конфет. Представлены и Российская империя, и СССР. Признаемся честно: Империя — интересно, а СССР — понятнее, чувствуется лучше и нравится больше, но всё же нельзя не восторгаться коробками Эйнема!
Обёртки от конфет и вкладыши в наборы. Для коллекционеров-эстетов — это удивительно заманчивые вещи! И стоят безумные деньги!
Серия «1812 год» состоит из 12-ти карточек
«В память столетия Отечественной войны» (1912 год) и «К 300-летию Дома Романовых» (1913 год) — изображения на высочайшем уровне !
Заметьте, что и образцы Советской продукции не менее оригинальны и красивы, хотя выполнены совершенно в другом стиле. Как вам паровоз («Всесоюзный день железнодорожника»)? Ну то-то!.. Супер!
Шоколад «Столичный»
А в руках у Галины Анатольевны Бородулиной коробка от конфет 1961 года «Советский человек — покоритель космоса». Изображён Юрий Алексеевич Гагарин в лётном шлеме — его портреты в скафандре ещё не были широко известны. Ракета — условна, но узнаваема и удачно дополняет изображение. Коробка не типографская — это макет, нарисованный для утверждения. Внутри даже подпись художника с указанием даты окончания работы над ней. Сегодня это — редчайшая вещь и предмет зависти коллекционеров!
Зарубежные формы для узорчатого шоколада середины двадцатого века.
Евгений Шалвович Квавадзе
Евгений Шалвович Квавадзе — художник. Именно художник, художник чувства, ощущения. Сложно было понять почему этикетки им выполнены именно так, а не иначе. Лучше понять его удалось когда увидели его живописные работы.
Можно нарисовать белочку или птицу, но куда сложнее изобразить ощущение от сказки! Т.е. внутренний мир сказки, то, как эту сказку видит ребёнок, то, как сказка и должна быть показана!
Тут и грузинская жизнерадостность, и удовольствие от процесса рисования, и чувство сопричастности. Художник нашёл себя, свою стилистику. Но, вместе с тем, видна и его советская школа, опыт учителей, которые переняли опыт ещё у тех, кто начинал до революции. Художник производства всегда более привязан к традиции, что помогает сохранять наиболее успешные наработки.
Упаковки, украшенные работами Евгения Шалвовича Квавадзе, широко известны!
Практически загадка. Приятно, что Илья Резник изображён в окружении его песен. Попробуем угадать… «В городе моём», «Ещё не вечер», «Кабриолет», «Золушка», «Скрипач на крыше», «Маэстро», «Старинные часы», «Стюардесса по имени Жанна».
Ещё видите?
Но, возвращаясь к докладе об «Алёнке», покажем один из слайдов. Как родился дизайн знаменитого бренда? А ведь найден прототип! Или нет? Но об этом, как мы написали выше, сообщим отдельно и пока сохраним интригу.
Над вечером и выставкой трудились все сотрудники музея. Публика аплодирует!
На фото выше Михаил Тренихин
Ходят упорные слухи, что в корзине велосипеда до начала мероприятия была конфетка… А потом её переложили в вагон железной дороги. А вы что подумали? 🙂
Доводилось ли Вам есть конфеты ручной работы? А горячую расплавленную шоколадную глазурь? Знали ли Вы что-либо о шоколадной промышленности и её королях? Здесь об этом умеют вкусно рассказать! (И ведь мы ещё не сделали репортаж с Бабаевской фабрики, а при ней расположен основной музей, но нас уже пригласили).
Точно можно сказать одно: мы надеемся, что теперь вы станете относиться к обёрткам от конфет и шоколада внимательнее. У каждой из них есть автор, есть среди фантиков шедевры. А может быть именно Вам попадётся раритет! И это — настоящие свидетели и зеркала эпохи, не менее ценные, чем марки, открытки, значки и другие популярные объекты коллекционирования. А уж найти их в такой сохранности, как образцы, представленные в Музее истории шоколада и какао — настоящая удача!
Ну и напоследок несколько кадров, которые были сделаны с крыши фабрики «Красный Октябрь» во время экскурсии от Юлии Савиной.
Сегодня хотели назвать репортаж «Красный декабрь»!.. Но что-то смущает в этом названии…
Михаил Тренихин Алексей Сидельников
Стиль и стильность. Из переписки
__________________