В практике музейного и антикварного описания предмета прослеживается устойчивая ошибка атрибуции по схожести марки производителя. Марка скорописью «Foreign made» [фóрин мэйд] – «Иностранного производства», впервые была опубликована в 2003–2004 годах как марка Дмитровского фарфорового завода в Вербилках исследователями отечественной керамики Татьяной Дулькиной, Лидией Андреевой и Эльвирой Самецкой. Они же чётко указывают на способ нанесения марки наиболее применимым в фарфоре надглазурным способом.
Экспортные марки советской фаянсовой посуды 1920 – 1930-х годов.
Определение производств по декору
Практика работы с бытовыми предметами позволила выявить на фаянсе отличную от фарфора по стилю написания марку «Foreign made». Это марка с жирным печатным написанием букв с засечками в основании.
Отнесение этого варианта экспортной марки к Конаковской фаянсовой фабрике удалось подтвердить нахождением «эталонного образца» в фонде Государственного музея керамики и «Усадьбы Кусково XVIII века». В собрание музея в 1934 году из Торговой палаты поступила тарелка (Инв. № ФС-1514) с подглазурной маркой с написанием в две строки «Foreign made» как образец продукции Конаковской фаянсовой фабрики: номер в Госкаталоге: 7125924
***
Сопоставление марок и широко известных декоров советских фаянсовых тарелок, блюд, мисок и лотков позволило составить устойчивые пары и длинные зрительные ряды. Результатом наблюдения явилось отнесение к продукции фаянсовых фабрик в Твери и Будах исключительно подглазурной зелёной марки «Foreign made» в трёх вариантах. Следствием чего стало сомнение в прежней атрибуции этой марки как знака подмосковных фарфоровых заводов в Вербилках и Дулёве.
Марка в круге «foreign made» [фóрин мэйд] – иностранного производства, отнесённая коллективом авторов издательства «Среди коллекционеров» в двухтомном издании 2009 года[1] к Дулёвскому заводу под № 229, пока замечена только на фаянсовых тарелках. Предлагается считать эту круглую марку принадлежащей Тверской фабрике по факту её сопутствия синему трафаретно-аэрографическому декору «Пятилетка: 1928 – 1933», замеченному также с маркой № 358, датируемой 1929 – 1932 годами (ил. 1). Этот же период времени как экспортный указан Лидией Андреевой для круглой марки[2]. Одновременно фабрика выполняла заказы на этот вид продукции для внутреннего и внешнего рынков.
Прийти к уверенному заключению о принадлежности к тверскому производству варианта марки с написанием в две строки «Foreign made» помог ряд из двенадцати предметов с серийным, двухцветным, трафаретно-аэрографически выполненным декором из крупных цветов, и ряд из четырнадцати предметов с близкими по стилистике цветочными мотивами (ил. 2). Выявленная посуда, проштампована подглазурными зелёными марками периода 1920–1946 годов. Отнесение этого варианта экспортной марки к Тверской фаянсовой фабрике удалось подтвердить нахождением в эталонном фонде Государственного музея керамики и «Усадьбы Кусково XVIII века». В собрание музея в 1934 году из Торговой палаты поступила тарелка (ФС-1514 ГМК) с подглазурной маркой с написанием в две строки «Foreign made» как образец продукции Конаковской фаянсовой фабрики имени М. И. Калинина.
Группировка предметов по декорам позволила выявить два отличных друг от друга стиля написания фразы в две строки с прописной большой буквы «Foreign made». Жирное печатное написание букв с засечками в основании – для Твери и тонкое скорописное курсивное написание – для Будянской фабрики. «Скоропись» устойчиво сопутствует декалькомании «Пионеры Востока» и «Старое и Новое». Об исключительной принадлежности этих деколей к продукции Будянского фаянсового завода говорит прямоугольный штамп № 72 (1922 – 1934 годы), встречающийся на подобных предметах чаще экспортной марки. Ещё одним доводом в пользу будянского происхождения предметов с названными деколями может служить факт обнаружения марки «Foreign made» с опечаткой: разница в порядке букв – ng вместо gn (ил. 3).
Рассматриваемая выше круглая марка, первое слово в которой начинается со строчной маленькой буквы, имеет похожее на будянское тонкое написание, но отличается печатным прямым стилем, что хорошо видно по буквам i и e.
Ещё раз акцентирую внимание – уверенно говорить, что марка «Foreign made» является знаком тверской или будянской продукции можно только в отношении к указанным декорам. С высокой степенью вероятности «тверское» написание может являться типовым для российского треста «Главфарфорфаянс», а «будянское» – в целом для украинского треста «Укрфарфорфаянсстекло».
«Будянское» написание «Foreign made» попадается также на фаянсовых тарелках с отводкой и монохромными печатными рисунками «5 летку в 4 года» и «Всенарпит» (ил. 4), и ещё – с дореволюционным декором «Флора», имеющим широкую географию производства. В этих случаях надо обращать внимание на материал.
Лозунг пятилетки в ромбе встречается и на изделиях Коростеньского фарфорового завода. Посуду с эмблемой «Всенарпит» по заказу Треста столовых Народного питания (Нарпит) Народного Комиссариата внутренней торговли СССР (Наркомвнуторг) производили фарфоровые заводы РСФСР – «Красный фарфорист» (Грузино / Чудово), «Коминтерн» (Волхов), «Пролетарий» (Бронницы), и заводы УкрССР – Барановский фарфоровый завод имени В.И. Ленина, Коростенский фарфоровый завод имени Ф.Э. Дзержинского.
Декор «Флора» (ил. 5), заимствованный с французского фаянса фирмы «Sarreguemines» (Саргемин, Лотарингия), входил в ассортимент фабрик Матвея Кузнецова (декор № 328) в Твери, Будах, Риге; Бронницкой фабрики Ивана Кузнецова, Каменнобродского завода Айзика Зусмана (а также польского завода Якова Тейхфельда во Влоцлавске). Печать этого рисунка продолжилась и в советской России и на Украине[3]. Встречаются только фаянсовые тарелки с «тверской» и «будянской» экспортной маркировкой «Foreign made», а также с подглазурной зелёной маркой в виде льва, часто в сочетании с подглазурным же зелёным штампом с надписью в две строки в треугольнике «MADE IN SOVIET UNION».
Атрибуцию экспортного фаянса со львом и треугольным штампом на обороте как продукции Тверской и Будянской фабрик подтверждают тарелки с двойным клеймением – маркированное для экспорта бельё проштамповывается более поздними марками (ил. 6). Лидия Андреева для надглазурного треугольного штампа (вероятно, для фарфора) указывает экспортное назначение конца 1920-х годов[4]. Эльвира Самецкая называет период 1927 – 1937 годов для марки в виде сидящего льва, предположительно указав импортёром Африку[5]. Самецкая, и ранее Татьяна Дулькина, публикуют также марку «Foreign made» только «будянского» скорописного типа написания, указывая надглазурный тип нанесения, красный и зелёный цвет, и определяя её как знак Дмитровского фарфорового завода[6]. Могу добавить только то, что на антикварном рынке встречается фарфор чайного назначения с надглазурными яркими красными (малиновыми) и зелёными (изумрудными) марками в виде сидящего льва.
Завершить хочется некоторыми заметками относительно экспорта вообще, и в Африку в частности. Согласно сборнику документов и материалов «Советское декоративное искусство. Фарфор. Фаянс. Стекло» осуществлялась выработка фарфоровой и фаянсовой посуды на заводах Союзстеклофарфора и Укрфарфортреста – Дулёвском, Будянском, Барановском, Коростеньском – согласно договору Торгпредства СССР в Турции с египетской фирмой «Сакс и Ко» (по образцам Турции и Египта)[7]. Упоминается, что переписка за 1930 год правления Союзпромэкспорта и акционерного общества «Arkos Limited» в Лондоне (All Russian Cooperative Society – Всероссийское кооперативное общество, учреждено в 1920 году) об экспорте стекольно-фарфоровых изделий, даёт представление об ассортименте изделий, заказываемых для продажи на английском рынке и в колониях в Африке[8].
Согласно статистическому обзору[9] с 1918 по 1923, существенного экспорта из СССР фарфоровой, фаянсовой и стеклянной посуды не было. В последующие годы данная строка экспорта обозначена только для девяти стран, среди которых Англии нет. Из стран Африки в сборнике представлены Алжир, Египет, Конго (Бельгийское), Мадагаскар, Марокко (Французское), Тунис и Южноафриканский союз. Но только Египет проходит как импортер фарфоро-фаянсовой посуды.
т/тыс. руб. |
1923/1924 |
1924/1925 |
1925/1926 |
1926/1927 |
1927/1928 |
1928 |
||||||
Финляндия | — | — | — | — | — | — | — | — | 14 | 35 | 23 | 31 |
Египет | — | — | 0,2 | 3 | — | — | — | — | 5 | 17 | 5 | 10 |
Иран | 1580 | 2192 | 1655 | 3210 | 1697 | 3576 | 3873 | 7266 | 4467 | 8723 | 736 | 2070 |
Ирак | — | — | — | — | — | — | — | — | 6 | 17 | — | — |
Палестина | — | — | — | — | — | — | — | — | — | — | — | — |
Сирия | — | — | — | — | — | — | — | — | — | — | — | — |
Турция | — | — | 6 | 7 | 10 | 21 | 3 | 3 | 6 | 10 | 12 | 24 |
Монголия | 55 | 59 | 211 | 237 | 230 | 488 | 187 | 251 | 352 | 408 | 35 | 49 |
Япония | — | — | — | — | — | — | — | — | — | — | — | — |
т/тыс. руб. |
1929 |
1930 |
1931 |
1932 |
1933 |
1934 |
||||||
Финляндия | 43 | 63 | — | — | — | — | — | — | 2 | 1 | — | — |
Египет | 1145 | 854 | 639 | 484 | 1150 | 1164 | 1139 | 760 | 725 | 286 | — | — |
Иран | 3700 | 9546 | 3862 | 8322 | 1864 | 5479 | 1962 | 4628 | 1044 | 1561 | 2461 | 1436 |
Ирак | 140 | 363 | 63 | 235 | — | — | 14 | 10 | — | — | — | — |
Палестина | — | — | 5 | 14 | 28 | 17 | 41 | 14 | — | — | 26 | 3 |
Сирия | — | — | — | — | — | — | 122 | 35 | — | — | 117 | 46 |
Турция | 2816 | 1889 | 883 | 763 | 1821 | 1290 | 1504 | 1140 | 3261 | 1446 | 2464 | 739 |
Монголия | 378 | 495 | 411 | 606 | 670 | 1067 | 795 | 1467 | 455 | 805 | 565 | 802 |
Япония | — | — | — | — | 46 | 31 | 136 | 31 | 471 | 98 | — | — |
т/тыс. руб. |
1935 |
1936 |
1937 |
1938 |
1939 |
1940 |
||||||
Финляндия | 33 | 1 | 17 | 1 | — | — | — | — | — | — | — | — |
Египет | — | — | — | — | — | — | — | — | — | — | — | — |
Иран | 632 | 592 | 757 | 598 | 1027 | 762 | 2158 | 1081 | 9 | 0,4 | 85 | 216 |
Ирак | — | — | — | — | — | — | — | — | — | — | — | — |
Палестина | 59 | 16 | — | — | — | — | — | — | — | — | — | — |
Сирия | 167 | 77 | 14 | 2 | — | — | — | — | — | — | — | — |
Турция | 118 | 59 | 552 | 70 | 39 | 19 | — | — | 2 | 1 | — | — |
Монголия | 976 | 596 | 694 | 332 | 1230 | 416 | 517 | 269 | 1222 | 574 | 837 | 671 |
Япония | — | — | — | — | — | — | — | — | — | — | — | — |
Таблица наглядно демонстрирует устойчивые связи СССР и Монголии, торговля с которой осуществлялась с 1922 года через Сибгосторг, а с 1926 года через специализирующееся только на монгольском рынке акционерное общество «Стормонг».
В другом источнике отмечается, что Сирия, Палестина и Египет своей продукции из стекла, фарфора и фаянса не имеют. Благоприятным обстоятельством для сбыта «русского фарфора и фаянса» было то, что на Ближнем Востоке он не нуждался в рекламе – «Сирии и Палестине, как странам, ранее входившим в состав бывшей Турции, он известен»[10]. Важную роль в развитии торгово-экономических связей СССР с Палестиной в этот период сыграло Русско-турецкое экспортно-импортное акционерное общество «Руссотюрк», образованное в 1924 году и действовавшее до 1929 года. Все без исключения «восточные купцы» Палестины – контрагенты советских хозучреждений и внешнеторговых организаций, известные турецкому торгпредству СССР, – «бывшие русские подданные», у которых, по крайней мере в период НЭПа, сохранялись связи со «страной исхода», в том числе и деловые[11].
В сборнике «Фарфор. Фаянс. Стекло» сообщается: «Несмотря на экономические и хозяйственные трудности, фарфоровые и стекольные заводы во второй половине двадцатых годов довольно широко экспортировали свою продукцию. Так, например, Дулёвская фабрика отправляла свои изделия в Америку, Германию, Персию, Турцию, экспортировались её изделия в Финляндию, Польшу, Эстонию, а целый ряд фабрик (в частности, Рыбинская) целиком перешли к 1930 году на выработку экспортной продукции для азиатского рынка[12]. «Восточный» фарфор, замечает Лидия Андреева, «был самым ценным и едва ли не единственно ценным в художественном отношении из всего, что вырабатывалось до революции на кузнецовских фабриках. В нём сохранялась от старого русского фарфора яркость красок, привлекавшая «восточной» цветистостью и глаз европейца»[13].
Примечания:
[1] Марки советского фарфора, фаянса и майолики / [Насонова И. С., Насонов С. М., Гольский И. А., Дворкин Г. Л.] – М., Издательство «Среди коллекционеров», 2009. – Т. 1. – 288 с., Т. 2 – 320 с.: ил.
[2] Андреева Л. В. Советский фарфор. Фонд Сандретти русского искусства XX века. Каталог выставки Музея современного искусства Тренто и Роверето. – Роверето, 2004. – С. 231, ил. 50.
[3] Каталог фарфора, фаянса и майолики. – Киев: Местная промышленность, 1940.
[4] Андреева Л. В. Советский фарфор. Фонд Сандретти русского искусства XX века. Каталог выставки Музея современного искусства Тренто и Роверето. – Роверето, 2004. – С. 231, ил. 49.
[5] Самецкая Э. Б. Советский агитационный фарфор. Справочник-определитель. – М.: Collector‘s books, 2004. – 478 с., ил. – С. 472, ил. 1 (специальные экспортные марки и клейма)
[6] Дулькина Т. И. Марки российского фарфора и фаянса. 1750-1960. – М.: Издательство Ирины Касаткиной, 2003. – 432 с. – С. 358, № 1342.
[7] Советское декоративное искусство. Фарфор. Фаянс. Стекло. Материалы и документы. 1917-1932. – М.: Искусство, 1980. – 340 с., ил. – С. 139.
[8] Там же. – С. 282.
[9] Внешняя торговля СССР за 1918-1940 годы. Статистический обзор. – М.: Внешторгиздат, 1960. – 1136 с.
[10] Агапов М. Г. Истоки советско-израильских отношений: «еврейский национальный очаг» в политике СССР в 1920-е – 1930-е гг.: монография. – Тюмень: «Вектор Бук», 2011. – 324 с. – С. 190.
[11] Там же. – С. 188.
[12] Советское декоративное искусство. Фарфор. Фаянс. Стекло. Материалы и документы. 1917-1932. – М.: Искусство, 1980. – 340 с., ил. – С. 298.
[13] Андреева Л. В. Советский фарфор. 1920-1930-е годы. – М.: Советский художник, 1975. – 340 с., ил. – С. 240.
Иван Гольский, научный сотрудник Государственный музей керамики и «Усадьба Кусково XVIII века»
__________________