Что такое Foreign made на посуде?

Что такое Foreign made на посуде?

in Фарфор, керамика, стекло 14145 views

В практике музейного и антикварного описания предмета прослеживается устойчивая ошибка атрибуции по схожести марки производителя. Марка скорописью «Foreign made» [фóрин мэйд] – «Иностранного производства», впервые была опубликована в 2003–2004 годах как марка Дмитровского фарфорового завода в Вербилках исследователями отечественной керамики Татьяной Дулькиной, Лидией Андреевой и Эльвирой Самецкой. Они же чётко указывают на способ нанесения марки наиболее применимым в фарфоре надглазурным способом.

Экспортные марки советской фаянсовой посуды 1920 – 1930-х годов.

Определение производств по декору

Практика работы с бытовыми предметами позволила выявить на фаянсе отличную от фарфора по стилю написания марку «Foreign made». Это марка с жирным печатным написанием букв с засечками в основании.

Отнесение этого варианта экспортной марки к Конаковской фаянсовой фабрике удалось подтвердить нахождением «эталонного образца» в фонде Государственного музея керамики и «Усадьбы Кусково XVIII века». В собрание музея в 1934 году из Торговой палаты поступила тарелка (Инв. № ФС-1514) с подглазурной маркой с написанием в две строки «Foreign made» как образец продукции Конаковской фаянсовой фабрики: номер в Госкаталоге: 7125924

***

Сопоставление марок и широко известных декоров советских фаянсовых тарелок, блюд, мисок и лотков позволило составить устойчивые пары и длинные зрительные ряды. Результатом наблюдения явилось отнесение к продукции фаянсовых фабрик в Твери и Будах исключительно подглазурной зелёной марки «Foreign made» в трёх вариантах. Следствием чего стало сомнение в прежней атрибуции этой марки как знака подмосковных фарфоровых заводов в Вербилках и Дулёве.

Марка в круге «foreign made» [фóрин мэйд] – иностранного производства, отнесённая коллективом авторов издательства «Среди коллекционеров» в двухтомном издании 2009 года[1] к Дулёвскому заводу под № 229, пока замечена только на фаянсовых тарелках. Предлагается считать эту круглую марку принадлежащей Тверской фабрике по факту её сопутствия синему трафаретно-аэрографическому декору «Пятилетка: 1928 – 1933», замеченному также с маркой № 358, датируемой 1929 – 1932 годами (ил. 1). Этот же период времени как экспортный указан Лидией Андреевой для круглой марки[2]. Одновременно фабрика выполняла заказы на этот вид продукции для внутреннего и внешнего рынков.

Экспортные марки советской фаянсовой посуды

Прийти к уверенному заключению о принадлежности к тверскому производству варианта марки с написанием в две строки «Foreign made» помог ряд из двенадцати предметов с серийным, двухцветным, трафаретно-аэрографически выполненным декором из крупных цветов, и ряд из четырнадцати предметов с близкими по стилистике цветочными мотивами (ил. 2). Выявленная посуда, проштампована подглазурными зелёными марками периода 1920–1946 годов. Отнесение этого варианта экспортной марки к Тверской фаянсовой фабрике удалось подтвердить нахождением в эталонном фонде Государственного музея керамики и «Усадьбы Кусково XVIII века». В собрание музея в 1934 году из Торговой палаты поступила тарелка (ФС-1514 ГМК) с подглазурной маркой с написанием в две строки «Foreign made» как образец продукции Конаковской фаянсовой фабрики имени М. И. Калинина.

Экспортные марки советской фаянсовой посуды

Группировка предметов по декорам позволила выявить два отличных друг от друга стиля написания фразы в две строки с прописной большой буквы «Foreign made». Жирное печатное написание букв с засечками в основании – для Твери и тонкое скорописное курсивное написание – для Будянской фабрики. «Скоропись» устойчиво сопутствует декалькомании «Пионеры Востока» и «Старое и Новое». Об исключительной принадлежности этих деколей к продукции Будянского фаянсового завода говорит прямоугольный штамп № 72 (1922 – 1934 годы), встречающийся на подобных предметах чаще экспортной марки. Ещё одним доводом в пользу будянского происхождения предметов с названными деколями может служить факт обнаружения марки «Foreign made» с опечаткой: разница в порядке букв – ng вместо gn (ил. 3).

Экспортные марки советской фаянсовой посуды

Рассматриваемая выше круглая марка, первое слово в которой начинается со строчной маленькой буквы, имеет похожее на будянское тонкое написание, но отличается печатным прямым стилем, что хорошо видно по буквам i и e.

Ещё раз акцентирую внимание – уверенно говорить, что марка «Foreign made» является знаком тверской или будянской продукции можно только в отношении к указанным декорам. С высокой степенью вероятности «тверское» написание может являться типовым для российского треста «Главфарфорфаянс», а «будянское» – в целом для украинского треста «Укрфарфорфаянсстекло».

«Будянское» написание «Foreign made» попадается также на фаянсовых тарелках с отводкой и монохромными печатными рисунками «5 летку в 4 года» и «Всенарпит» (ил. 4), и ещё – с дореволюционным декором «Флора», имеющим широкую географию производства. В этих случаях надо обращать внимание на материал.

Экспортные марки советской фаянсовой посуды

Лозунг пятилетки в ромбе встречается и на изделиях Коростеньского фарфорового завода. Посуду с эмблемой «Всенарпит» по заказу Треста столовых Народного питания (Нарпит) Народного Комиссариата внутренней торговли СССР (Наркомвнуторг) производили фарфоровые заводы РСФСР – «Красный фарфорист» (Грузино / Чудово), «Коминтерн» (Волхов), «Пролетарий» (Бронницы), и заводы УкрССР – Барановский фарфоровый завод имени В.И. Ленина, Коростенский фарфоровый завод имени Ф.Э. Дзержинского.

Декор «Флора» (ил. 5), заимствованный с французского фаянса фирмы «Sarreguemines» (Саргемин, Лотарингия), входил в ассортимент фабрик Матвея Кузнецова (декор № 328) в Твери, Будах, Риге; Бронницкой фабрики Ивана Кузнецова, Каменнобродского завода Айзика Зусмана (а также польского завода Якова Тейхфельда во Влоцлавске). Печать этого рисунка продолжилась и в советской России и на Украине[3]. Встречаются только фаянсовые тарелки с «тверской» и «будянской» экспортной маркировкой «Foreign made», а также с подглазурной зелёной маркой в виде льва, часто в сочетании с подглазурным же зелёным штампом с надписью в две строки в треугольнике «MADE IN SOVIET UNION».

Экспортные марки советской фаянсовой посуды

Атрибуцию экспортного фаянса со львом и треугольным штампом на обороте как продукции Тверской и Будянской фабрик подтверждают тарелки с двойным клеймением – маркированное для экспорта бельё проштамповывается более поздними марками (ил. 6). Лидия Андреева для надглазурного треугольного штампа (вероятно, для фарфора) указывает экспортное назначение конца 1920-х годов[4]. Эльвира Самецкая называет период 1927 – 1937 годов для марки в виде сидящего льва, предположительно указав импортёром Африку[5]. Самецкая, и ранее Татьяна Дулькина, публикуют также марку «Foreign made» только «будянского» скорописного типа написания, указывая надглазурный тип нанесения, красный и зелёный цвет, и определяя её как знак Дмитровского фарфорового завода[6]. Могу добавить только то, что на антикварном рынке встречается фарфор чайного назначения с надглазурными яркими красными (малиновыми) и зелёными (изумрудными) марками в виде сидящего льва.

Экспортные марки советской фаянсовой посуды

Завершить хочется некоторыми заметками относительно экспорта вообще, и в Африку в частности. Согласно сборнику документов и материалов «Советское декоративное искусство. Фарфор. Фаянс. Стекло» осуществлялась выработка фарфоровой и фаянсовой посуды на заводах Союзстеклофарфора и Укрфарфортреста – Дулёвском, Будянском, Барановском, Коростеньском – согласно договору Торгпредства СССР в Турции с египетской фирмой «Сакс и Ко» (по образцам Турции и Египта)[7]. Упоминается, что переписка за 1930 год правления Союзпромэкспорта и акционерного общества «Arkos Limited» в Лондоне (All Russian Cooperative Society – Всероссийское кооперативное общество, учреждено в 1920 году) об экспорте стекольно-фарфоровых изделий, даёт представление об ассортименте изделий, заказываемых для продажи на английском рынке и в колониях в Африке[8].

Согласно статистическому обзору[9] с 1918 по 1923, существенного экспорта из СССР фарфоровой, фаянсовой и стеклянной посуды не было. В последующие годы данная строка экспорта обозначена только для девяти стран, среди которых Англии нет. Из стран Африки в сборнике представлены Алжир, Египет, Конго (Бельгийское), Мадагаскар, Марокко (Французское), Тунис и Южноафриканский союз. Но только Египет проходит как импортер фарфоро-фаянсовой посуды.

 

 

т/тыс. руб.

 

1923/1924

 

1924/1925

 

1925/1926

 

1926/1927

 

1927/1928

 

1928

Финляндия 14 35 23 31
Египет 0,2 3 5 17 5 10
Иран 1580 2192 1655 3210 1697 3576 3873 7266 4467 8723 736 2070
Ирак 6 17
Палестина
Сирия
Турция 6 7 10 21 3 3 6 10 12 24
Монголия 55 59 211 237 230 488 187 251 352 408 35 49
Япония

 

 

т/тыс. руб.

 

1929

 

1930

 

1931

 

1932

 

1933

 

1934

Финляндия 43 63 2 1
Египет 1145 854 639 484 1150 1164 1139 760 725 286
Иран 3700 9546 3862 8322 1864 5479 1962 4628 1044 1561 2461 1436
Ирак 140 363 63 235 14 10
Палестина 5 14 28 17 41 14 26 3
Сирия 122 35 117 46
Турция 2816 1889 883 763 1821 1290 1504 1140 3261 1446 2464 739
Монголия 378 495 411 606 670 1067 795 1467 455 805 565 802
Япония 46 31 136 31 471 98

 

 

т/тыс. руб.

 

1935

 

1936

 

1937

 

1938

 

1939

 

1940

Финляндия 33 1 17 1
Египет
Иран 632 592 757 598 1027 762 2158 1081 9 0,4 85 216
Ирак
Палестина 59 16
Сирия 167 77 14 2
Турция 118 59 552 70 39 19 2 1
Монголия 976 596 694 332 1230 416 517 269 1222 574 837 671
Япония

 

Таблица наглядно демонстрирует устойчивые связи СССР и Монголии, торговля с которой осуществлялась с 1922 года через Сибгосторг, а с 1926 года через специализирующееся только на монгольском рынке акционерное общество «Стормонг».

В другом источнике отмечается, что Сирия, Палестина и Египет своей продукции из стекла, фарфора и фаянса не имеют. Благоприятным обстоятельством для сбыта «русского фарфора и фаянса» было то, что на Ближнем Востоке он не нуждался в рекламе – «Сирии и Палестине, как странам, ранее входившим в состав бывшей Турции, он известен»[10]. Важную роль в развитии торгово-экономических связей СССР с Палестиной в этот период сыграло Русско-турецкое экспортно-импортное акционерное общество «Руссотюрк», образованное в 1924 году и действовавшее до 1929 года. Все без исключения «восточные купцы» Палестины – контрагенты советских хозучреждений и внешнеторговых организаций, известные турецкому торгпредству СССР, – «бывшие русские подданные», у которых, по крайней мере в период НЭПа, сохранялись связи со «страной исхода», в том числе и деловые[11].

В сборнике «Фарфор. Фаянс. Стекло» сообщается: «Несмотря на экономические и хозяйственные трудности, фарфоровые и стекольные заводы во второй половине двадцатых годов довольно широко экспортировали свою продукцию. Так, например, Дулёвская фабрика отправляла свои изделия в Америку, Германию, Персию, Турцию, экспортировались её изделия в Финляндию, Польшу, Эстонию, а целый ряд фабрик (в частности, Рыбинская) целиком перешли к 1930 году на выработку экспортной продукции для азиатского рынка[12]. «Восточный» фарфор, замечает Лидия Андреева, «был самым ценным и едва ли не единственно ценным в художественном отношении из всего, что вырабатывалось до революции на кузнецовских фабриках. В нём сохранялась от старого русского фарфора яркость красок, привлекавшая «восточной» цветистостью и глаз европейца»[13].

 

 

Примечания:

[1] Марки советского фарфора, фаянса и майолики / [Насонова И. С., Насонов С. М., Гольский И. А., Дворкин Г. Л.]  – М., Издательство «Среди коллекционеров», 2009. – Т. 1. –  288 с., Т. 2  –  320 с.: ил.

[2] Андреева Л. В. Советский фарфор. Фонд Сандретти русского искусства XX века. Каталог выставки Музея современного искусства Тренто и Роверето. – Роверето, 2004. – С. 231, ил. 50.

[3] Каталог фарфора, фаянса и майолики. – Киев: Местная промышленность, 1940.

[4] Андреева Л. В. Советский фарфор. Фонд Сандретти русского искусства XX века. Каталог выставки Музея современного искусства Тренто и Роверето. – Роверето, 2004. – С. 231, ил. 49.

[5] Самецкая Э. Б. Советский агитационный фарфор. Справочник-определитель. – М.: Collector‘s books, 2004. – 478 с., ил. – С. 472, ил. 1 (специальные экспортные марки и клейма)

[6] Дулькина Т. И. Марки российского фарфора и фаянса. 1750-1960. – М.: Издательство Ирины Касаткиной, 2003. – 432 с. – С. 358, № 1342.

[7] Советское декоративное искусство. Фарфор. Фаянс. Стекло. Материалы и документы. 1917-1932. – М.: Искусство, 1980. – 340 с., ил. – С. 139.

[8] Там же. – С. 282.

[9] Внешняя торговля СССР за 1918-1940 годы. Статистический обзор. – М.: Внешторгиздат, 1960. – 1136 с.

[10] Агапов М. Г. Истоки советско-израильских отношений: «еврейский национальный очаг» в политике СССР в 1920-е – 1930-е гг.: монография. – Тюмень: «Вектор Бук», 2011. – 324 с.  – С. 190.

[11] Там же. – С. 188.

[12] Советское декоративное искусство. Фарфор. Фаянс. Стекло. Материалы и документы. 1917-1932. – М.: Искусство, 1980. – 340 с., ил. – С. 298.

[13] Андреева Л. В. Советский фарфор. 1920-1930-е годы. – М.: Советский художник, 1975. – 340 с., ил. – С. 240.

Иван Гольский, научный сотрудник
Государственный музей керамики и «Усадьба Кусково XVIII века»

Фарфор Александра Громова

Искусствовед Лидия Владимировна Андреева (1930–2018)

__________________

Обсудить материал >>>