Наш ответ Christie's и Sotheby's

Наш ответ Christie’s и Sotheby’s

in Новости 3234 views

Новый игрок российского рынка искусств займет сегмент «русских торгов» Christie’s и Sotheby’s. В каталоге первого аукциона — собрание живописи Айвазовского, Рериха, Васнецова и Шишкина, оценённое в 500 миллионов рублей.

Коллекцию, аналогов которой на открытом рынке нет, представит к торгам 3 декабря Московский аукционный дом. Бесспорным топ-лотом эксперты называют марину 1891 года «Корабль в море на фоне гор» кисти Ивана Айвазовского. Произведение за подписью мастера рынок оценил в 55 миллионов рублей. В ультра-дорогом сегменте вещей особо примечательна серия пейзажей: “Виллы” Бориса Кустодиева (70 миллионов рублей), «Летний пейзаж» Ивана Шишкина (23 миллионов рублей), «Пейзаж осень» Петра Кончаловского (14 миллионов рублей) и «Гималаи» Николая Рериха (4 миллионов рублей). Кроме того, в каталог вошла зарисовка Виктора Васнецова «Седой воин» (2,2 миллионов рублей) к программной картине из фонда Русского музея. Собрание из 83 лотов музейного уровня оценивают в полмиллиарда рублей.

Кончаловский П.П. Пейзаж осень
Кончаловский П.П. Пейзаж осень

Основной стрим аукциона представляет живопись и графика отечественных мастеров начала XIX — середины ХХ вв. Уникальность заключается в том, что по сути это первый аукцион, сопоставимый тематически и по уровню с отмененными «русскими торгами» Christie’s и Sotheby’s. В последний год их результаты продаж установились на уровне 3-5 миллионов долларов. Резервная стоимость представленной на аукционе коллекции составляет 500 миллионов рублей.

По мнению сообщества, заменить ушедшие международные аукционы может институция с уровнем экспертизы, которым сейчас по отдельности не обладает ни один игрок рынка.  Торги 3 декабря станут ещё и громким заявлением о создании организации такого уровня — первого в России Аукционного холдинга. Помимо Московского аукционного дома в партнерскую сеть войдут Аукционный дом Клуба коллекционеров графики и Петербургский аукционный дом.

Институции хорошо известны рынку не только громкими продажами, но и авторитетом их основателей.

Аукционный альянс

Появление на консервативном антикварном рынке новой бизнес-модели само по себе знаковое событие.

«Выйти на иной уровень возможно только кардинально пересмотрев устоявшийся подход — в части управления, команды, продаж, клиентского сервиса, формирования коллекции, результата. Мы увидели рынок в масштабе за счёт уникального профессионального опыта учредителей, сформированного не только непосредственно в среде искусства, но и в банковской и нефтяной сфере», —  комментирует Фёдор Светлаков, соучредитель Московского аукционного дома и управляющий партнёр холдинга.

Накануне открытия Московского аукционного дома в арт-сообществе обсуждалось известие об уходе Фёдора Светлакова из Эрмитажа. Историк и хранитель второго крупнейшего в мире собрания французской гравюры занимался научной деятельностью в стенах музея более 12 лет. Известен в арт-среде Светлаков также как куратор самой посещаемой в России выставки «Забытый русский меценат. Собрание Павла Сергеевича Строганова» и автор «Первого каталога Картинной галереи Эрмитажа», наиболее значимого исследования Эрмитажа за последние 20 лет. Известно, что до научной деятельности соучредитель холдинга занимался управлением продажами в Ситибанке.

Вторым основателем холдинга и Московского аукционного дома стал Александр Попов. На арт-рынке Попов завоевал авторитет как создатель и административный директор научно-исследовательской независимой экспертизы имени П.М. Третьякова. Организация занимает порядка 60% рынка экспертизы России и считается лидером в области исследования, установления подлинности и атрибуции предметов искусства.

«С марта 2022 года мировые аукционные дома отказались от проведения “русских торгов”, основной аудиторией которых были российские коллекционеры. Хотя произведения наших мастеров на международном арт-рынке появляются регулярно, купить их и тем более вывезти в Россию невозможно. Это активизировало внутренний рынок, мы все чаще стали слышать об отдельных продажах настоящих сокровищ русского искусства. Однако систематические аукционы того уровня и формата, к которому коллекционеров “приучили” в Лондоне, будут проводиться в России впервые. Формирование таких коллекций требует особого подхода и привлечения экспертов, которым доверяет сообщество», — прокомментировал Александр Попов.

В прошлом году Александр Попов совместно с коллекционером Сергеем Подстаницким, третьим управляющим партнёром холдинга, объявили об открытии «Петербургского аукционного дома». Историку искусства Подстаницкому также принадлежит Аукционный дом Клуба коллекционеров графики. За первый год работы аукцион Клуба провёл несколько сенсационных торгов. В частности, речь идёт о самой громкой в 2022 году продаже иконописи — из собрания музыканта Александра Липницкого.

Иконы из коллекции рок-музыканта Александра Липницкого

Четвертым управляющим партнёром холдинга стал коллекционер и арт-дилер Мехман Чалабиев. С 1995 года до 2004 года Мехман занимал должность в инвестиционном подразделении нефтяной компании Лукойл и в этот период серьёзно увлекся коллекционированием русской живописи XIX-XX вв. Интерес перерос в профессиональную деятельность, вскоре Чалабиев стал авторитетным арт-дилером, который помог крупнейшим бизнесменам страны сформировать серьезные собрания.

Таким образом, на рынке наблюдается прецедент первой сети аукционных домов, которая по сути объединила ключевых консультантов антикварного рынка.

Коллекция на полмиллиарда рублей

Торги, запланированные на 3 декабря, станут премьерными для Московского аукционного дома и первыми в высоком ценовом сегменте для холдинга. Собрание из 83 лотов музейного уровня оценили в полмиллиарда рублей. Тем не менее учредители отмечают, что партнерская сеть не планирует развиваться исключительно в продажах запредельно дорогих предметов искусства.

В частности, в каталог торгов 3 декабря вошло не только ультра-дорогое искусство, но и оригинальные произведения среднего ценового сегмента. В частности, «Обнажённая» Климента Редько и «Портрет Аиды Хмелевой» художника-авангардиста Анатолия Зверева. Работы оценили в 500 миллионов рублей и 340 тысяч рублей соответственно.

Жемчужиной коллекции первых торгов Московского аукционного дома называют картину «Корабль в море на фоне гор» кисти выдающегося живописца Ивана Айвазовского. Пейзаж маслом был написан в 1891 году и относится к зрелому периоду творчества художника. В работе прослеживаются характерные для Айвазовского приёмы построения красочного слоя и особенности подготовительного рисунка. Подлинность лота подтверждает автограф художника. Бесспорный топ-лот аукциона рынок оценивает в 55 миллионов рублей.

Айвазовский И.К. Корабль в море на фоне гор. 1891
Айвазовский И.К. Корабль в море на фоне гор. 1891

«Колорит картины построен на сочетании мягких оттенков. В композиции значительное место занимает небо, которое художник написал с таким же совершенством, как и морскую гладь. Может показаться, что в этой работе Айвазовский перенёс свой внутренний покой на морской пейзаж», — комментирует Сергей Подстаницкий, коллекционер и историк искусств, управляющий партнер холдинга.

Известно, что на аукционе будет представлена и другая картина Айвазовского, стоимостью 34 миллиона рублей. Речь идёт про пейзаж маслом «Раннее утро» 1856 года.

Айвазовский И.К. Раннее утро. 1856
Айвазовский И.К. Раннее утро. 1856

Ажиотаж среди коллекционеров также вызывает большое живописное полотно Бориса Кустодиева «Виллы» с автографом мастера. Произведение написано с натуры в 1913 году во время отдыха на курорте Жуан Ле Пен на юге Франции и изображает апартаменты, которые арендовала семья художника. «Поездка вдохновила Кустодиева на создание серии произведений, раскрывающих во всей красе природу Средиземноморья. Здесь, например, была написана картина «Цветочные поляны», которая продалась на Sotheby’s в 2008 году за 1,7 миллионов долларов,» — уточняют эксперты. Эстимейт лота — 70 миллионов рублей.

Кустодиев Б.М. Виллы. 1913
Кустодиев Б.М. Виллы. 1913

По словам соучредителя Московского аукционного дома Александра Попова, сейчас сложилась уникальная ситуация, которая впервые за последние 30-40 лет позволяет российскому антикварному рынку стать самостоятельным и увеличить оборот. «Мы много лет наблюдаем ситуацию, когда предметы искусства из России попадали на аукционы Christie’s и Sotheby’s, там продавались и затем снова возвращались в страну. Условно, картина из поселка на Новой Риге уезжает в Лондон, там продается и возвращается в соседний поселок. На этом зарабатывает аукцион, перевозчики, организаторы, но смысла конечного в этом нет. Замкнув процессы внутри, русское искусство ждёт ренессанс. Вещи, которые уходят с зарубежных площадок, в России готовы покупать гораздо дороже».

На аукционе 3 декабря также будет представлен «Летний пейзаж» маслом Ивана Шишкина. Сюжет картины сложился у художника во время поездки в деревню Константиновка под Петербургом в 1869 году. Год создания подтверждает дата, написанная на холсте рядом с автографом рукой художника. Произведение рынок оценивает в 23 миллиона рублей.

Шишкин И.И. Летний пейзаж. 1869
Шишкин И.И. Летний пейзаж. 1869

В каталоге торгов примечателен рисунок Виктора Васнецова «Седой воин», выполненный углем и акварелью на картоне в подарок известному журналисту и краеведу Владимиру Гиляровскому в 1913 году. Об этом свидетельствует дарственная надпись рукой живописца. На зарисовке изображен персонаж программного полотна Васнецова «Баян», которое принадлежит фонду Государственного Русского музея. Образ былинного воина в представлении живописца перекликался с образом Гиляровского. Позже журналист и поэт Гиляровский использовал рисунок как иллюстрацию к своему стихотворению «Донцам-суворовцам». Зарисовка размером 30 х 22 см оценивается в 2,2 миллиона рублей.

Васнецов В.М. Седой воин. 1913
Васнецов В.М. Седой воин. 1913

Сообщается, что в торгах будет участвовать несколько произведений художника и философа Николая Рериха, чья масштабная выставка сейчас проходит в Государственной Третьяковской галерее. На аукционе представят работу темперой на картоне «Гималаи» 1945 года из собрания сына живописца Юрия Рериха. Эстимейт — 4 миллиона рублей. В каталог также вошло произведение раннего периода творчества — «Портрет старика» 1894 года.

Русское искусство на аукционе также представят оригинальные произведения Василия Тропинина, Карла Брюллова, Ильи Репина, Петра Кончаловского и Владимира Маковского.

Отдельный стрим составят старинные иконы, предметы декоративно-прикладного искусства и антикварная букинистика.

3 декабря 2023 года в 17.00

Торги пройдут 3 декабря 2023 года в 17.00 в историческом особняке Ф.С. Коробова в Москве в Большом Овчинниковском переулке, 22/3.

До 2 декабря 2023 г. там же проходит предаукционная выставка, открытая для посещения.

Особняк Ф.С. Коробова

Москва, Большой Овчинниковский переулок, 22/3

Арина Дмитриева
20.11.2023

3 декабря 2023 г.

Айвазовский, Рерих и Виноградов: на аукционе в Москве продали коллекцию «русского искусства» стоимостью более 150 миллионов рублей.

Российский аукционный холдинг огласил результаты первых торгов, которые 3 декабря провел Московский аукционный дом.

Наибольший ажиотаж среди участников ожидаемо вызвала жемчужина собрания и главный топ-лот аукциона — живописное
полотно Ивана Айвазовского «Корабль в море на фоне гор», 1891 года. Стоимость продажи составила 50 миллионов рублей.

Кроме того, с молотка ушли полотна импрессиониста Сергея Виноградова «Дама в интерьере» (24 миллиона рублей), Григория Чернецова «Вид на Дворец Дожей» (16 миллионов рублей) и «Гималаи» Николая Рериха (3,8 миллионов рублей).

Общая стоимость продажи составила 150 миллионов рублей.

«Ещё до начала аукциона мы понимали, что интерес будет высоким. Почти 2 года россияне были отрезаны от мирового арт-сообщества. Фактически, этим аукционом и коллекцией мы возродили «русские торги» того уровня, к которому привыкли избирательные Российский коллекционеры», — рассказали в пресс-службе Московского аукционного дома.

Жемчужиной коллекции первых торгов Московского аукционного дома стала картина “Корабль в море на фоне гор” кисти выдающегося живописца Ивана Айвазовского. Пейзаж маслом был написан в 1891 году и относится к зрелому периоду творчества
художника. В работе прослеживаются характерные для Айвазовского приёмы построения красочного слоя и особенности подготовительного рисунка. Подлинность лота подтверждает автограф художника.

Бесспорный топ-лот был приобретён в ходе торгов за 50 миллионов рублей.

В сегменте ультра-дорогого искусства вызвало ажиотаж появление полотна знаменитого русского импрессиониста Сергея Виноградова. Известно, что ушедшая с молотка за 24 миллиона рублей картина «Дама в интерьере», была впервые представлена художником на Всемирной выставке в Нью-Йорке в 1924 г. На ней живописец, предположительно, запечатлел свою жену.

Кроме того, среди участников аукциона развернулась борьба за работу художника и философа Николая Рериха. Его работа темперой на картоне “Гималаи” 1945 года из собрания сына живописца Юрия Рериха была приобретена за 3,8 миллиона рублей.

Основной стрим аукциона представляет живопись и графика отечественных мастеров начала XIX — середины ХХ вв. Торги стали первыми для нового российского аукционного холдинга, созданного Московским аукционным домом, Аукционным домом Клуба коллекционеров графики и Петербургским аукционным домом с целью занять сегмент «русских торгов» после отказа Christie’s и Sotheby's сотрудничать с российскими коллекционерами.

Арина Дмитриева
4.12.2023

Коллекционирование – дело семейное. Татьяна и Сергей Подстаницкие

Московский аукционный дом. От классики к неоклассицизму

_________________

>>><<<

Рекомендуем

Маяковский Амбарцумяну

Пророк Маяковский

Сегодня вновь стучится в двери зна­ме­ни­то­го про­фес­со­­ра Ам­бар­цу­­мя­на-Гор­дэ. Мы по­лучи­ли мно­го от­кли­ков
Перейти К началу страницы