Натюрморты-обманки. Павел Ермолов

in Искусство 4080 views

Коллекционер — это всегда высокий уровень знания. Коллекционер — это страсть и увлечённость. Коллекционер, встретивший коллекционера — это всегда атмосфера дружеского общения. Особенно приятным было узнать в коллеге по научному отделу ГМЗ «Царицыно» Павле Ермолове не только искусствоведа, но и коллекционера-нумизмата. Оказалось, что есть много тем для общих знаточеских бесед. Но ещё удивительнее было узнать, что Павел — художник. Живописец и знаток жанра натюрмортов-обманок. И именно имея искусствоведческое чутьё и страсть коллекционера ему удаётся сделать из этих натюрмортов образ жизни антиквара и архивариуса. Сербский орден Милоша Великого, висящий на стене, орден Святого Георгия на столе, старые географические карты, монеты, фарфоровая медаль с профилем последнего русского императора, или подобный бисквитный рельеф, но уже с портретом Пушкина, веера, боны, старые журналы, дореволюционные фотографии, множестве старинных книг. Что это? Кабинет коллекционера? Дом антиквара? Идеальный образ жилища человека, любящего прошлое и красивые редкие предметы. Комната вдумчивого знатока, расследующего факты прошлого при помощи сохранившихся артефактов. Предметы коллекционирования на картинах и картины, как предмет коллекционирования. Именно таковы полотна Павла Ермолова — художника, коллекционера, искусствоведа.

Заместитель главного редактора журнала «SAMMLUNG/Коллекция»,
кандидат искусствоведения
Михаил Тренихин

Жанр картин П.Б. Ермолова – особый вид натюрморта – т. н. «обманка». Этот жанр уходит своими корнями ещё в иллюзионистическую живопись античной эпохи. В период господства готики европейские художники уделяли большое внимание декоративным и визуальным эффектам, научились добиваться большой жизнеподобности при изображении аксессуаров и предметов. Новый импульс развития жанр получил на рубеже Средневековья и Нового времени. В эпоху Возрождения человек стал внимательно, с интересом вглядываться в окружающие его вещи, пытался найти в них особый глубинный смысл. Жанр «обманки» в станковой живописи совершенствовался вместе с развитием различных иллюзионистических эффектов в архитектуре XVI–XVIII вв., например, в настенных росписях дворцов и храмов, когда чисто живописными средствами художник не только добивался имитации различных материалов или даже предметов, но создавал и пространственные эффекты в интерьере. Эффект «обманки» использовался и в декоративно-прикладном искусстве, в частности, при оформлении мебели. Натюрморты-«обманки» стали излюбленным средством украшения кабинетов, библиотек, гостиных. В натюрморте-обманке художник выступает и как интеллектуальный собеседник зрителя, пробуждающий его ассоциации и воспоминания, как рассказчик и как исследователь. Одновременно с этим живописец приглашает зрителя разделить восторг от владения художественной формой, вызывает удивление красотой или своеобразием предмета, развлекает и озадачивает.

В Россию жанр «обманки» проник в начале XVIII в. Несмотря на то, что в XVIII – XIX вв. ряд мастеров работал в этом жанре, особого развития и популярности он здесь не получил.

В советское время этот трудоемкий жанр практически не существовал и в наши дни появляются лишь единичные работы в жанре иллюзионистического натюрморта.

В своём творчестве П.Б. Ермолов старается ориентироваться на традиции классического натюрморта. Уже в позднеренессансную эпоху одного стремления удивить зрителя своими творческими способностями и чрезвычайной трудоемкостью произведения, его «многодельностью», стало недостаточно. Художник стремился озадачить не только эффектом, но и определенным смыслом, вложенным в подбор и подачу предметов натюрморта-«обманки». Например, в XVII в. была популярна аллегория «Vanitas», т. е. «суета сует», предупреждавшая о бренности всего земного, о вечной смене поколений. В XVIII – XIX вв. появляются аллегории романтической любви, разлуки и др. П.Б. Ермолов расширил рамки традиционного для этого жанра набора тем. Он стремится сочетать не только символы и аллегории, но создать определенный художественный образ натюрморта. Предметы как бы говорят сами за себя, нужно только увидеть и услышать. П.Б. Ермолов демонстрирует эпохи, художественные стили и отдельные исторические события, исторических персонажей, целые отрасли человеческой деятельности,  разные культуры и  их взаимодействие, страны и народы, лики природы – и все это посредством изображенных вещей. Иногда эти ассоциации и связи даны иносказательно и опосредованно – они становятся понятными при разглядывании и обдумывании. Цель его произведений – заинтриговать зрителя и принудить его задуматься.

 

Искусствовед, художник и коллекционер Павел Ермолов. Фото - Дмитрий Щёлоков
Искусствовед, художник и коллекционер Павел Ермолов. Фото — Дмитрий Щёлоков

ОБ АВТОРЕ: Ермолов Павел Борисович родился 28 октября 1971 года в г. Москве, в семье служащих. В  1979 – 82 гг. учился в средней школе № 360 г. Москвы, в 1982 г. поступил в Московскую среднюю художественную школу при МГХИ им. В.И. Сурикова на отделение живописи, окончил МСХШ в 1990 г. В 1990–1995 гг. учился во Всероссийской Академии живописи ваяния и зодчества (ректор И.С. Глазунов) на факультете истории и теории изобразительных искусств, посещал занятия группы И.С. Глазунова в МГХИ им. Сурикова. В 1995 г. окончил ВАЖВиЗ с отличием, в 1995–1998 гг. учился в аспирантуре в НИИ истории и теории изобразительных искусств Российской Академии художеств, с 1996 работает в должности старшего научного сотрудника в музее-заповеднике «Царицыно», в 1999–2001 гг. работал в НИИ истории и теории изобразительных искусств РАХ в отделе истории и теории изобразительных искусств, с 2000 г. – кандидат искусствоведения. Награждён почётными грамотами ГМЗ «Царицыно». С 1995 г. П.Б. Ермолов участвует в выставках и художественных аукционах в РФ, странах Европы, США. Его работы находятся в частных коллекциях в Великобритании, Франции, США, и других странах.

Редакция SAMMLUNG /Коллекция

Боратинки и тымфы – опиум экономики

Натюрморты-обманки. Павел Ермолов

«Медный бунт» в Царицыне

__________________

Обсудить материал на форуме >>>

Рекомендуем

Русские ювелиры. Сёстры Наталья и Татьяна Тарасовы

Кому нужны русские ювелиры

Нередко от кол­лекционе­ров, что со­от­вет­ст­вует и соб­ст­вен­ному на­блю­де­нию, при­хо­дит­ся слы­шать о де­гра­да­ции
Перейти К началу страницы