Музей Тропинина — это лучший камерный музей Москвы, регулярно радующий мощными выставочными проектами. Нельзя забыть такие выставки как «Пушкин у Тропинина», «Василий Тропинин. Удача гения», «Способ и образ» и, конечно, поразившая всех ещё одна удача — «Крошечная выставка».
Сегодня в Тропининском под кураторством Марии Кузнецовой проходит выставка «Язык мечтаний. Цветовой код шедевра» о взаимосвязи цвета и восприятия произведения искусства. И вот на этой выставке представлено полотно, которое вы, наверняка могли раньше встречать, но сейчас получившее не просто иное прочтение, но и, если можно так выразиться, иной цвет.
Любопытно, что среди работ таких известных мастеров первой величины как Владимир Лукич Боровиковский, Иван Константинович Айвазовский, Борис Михайлович Кустодиев, Павел Варфоломеевич Кузнецов, Станислав Юлианович Жуковский, Пётр Петрович Кончаловский, Василий Васильевич Кандинский, а также Сильвестр Феодосиевич Щедрин, о котором писали в прошлом материале, и, конечно же, сам Василий Андреевич Тропинин и др., на себя обращает внимание работа автора, имя которого сегодня многим неизвестно.
Модест Александрович Дурнов (1867-1928) — архитектор, график и художник-акварелист. Первоначально успешно занимался в Московском училище живописи, ваяния и зодчества (МУЖВЗ) на архитектурном отделении, а затем, следуя своему желанию, там же перевёлся на живописное, где учился у Василия Дмитриевича Поленова, но итогом окончил архитектурное.
При этом можно сказать, что он известен как архитектор — успешный, график — популярный, а художник — чрезвычайно мощный, идеи которого остались жить после него. Достаточно вспомнить, что Илья Сергеевич Глазунов, создавая свои огромные и пафосные полотна «Вечная Россия» (1988), «Великий эксперимент», (1990), «Рынок нашей демократии» (1999), «Мистерия XX века» (1977-1999) и т.п. — оказался лишь продолжателем идеи Модеста Дурнова, изложенной в картине «XIX векъ», да и то неинтересным повторятелем, как бы его коллажи не расхваливали. Изображение в сети одно и то же взятое с сайта Национального музея Республики Карелия.
Модест Дурнов как архитектор стал известен рядом интереснейших проектов зданий и сооружений, одним из которых был театр Шарля Омона, построенный в 1902 году. С грустью вспоминается железно-дорожный вокзал в Муроме, построенный в виде суровой крепости с башнями, который сегодня бессовестно изуродован кем-то.
Театр Шарля Омона
Немного отвлеклись, но вернёмся снова в музей В.А. Тропинина и московских художников его времени. Говоря о нахождении работы Модеста Дурнова в музее Тропинина бросаются в глаза ряд совпадений. Первое в том, что своё происхождение Модест Александрович вёл от крепостных. Причём его прадед Трофим Фёдорович получил вольную от Артемия Ивановича Воронцова, бывшего восприемником при крещении сына Сергея Львовича Пушкина Александра, будущего великого поэта, чей портрет напишет бывший крепостной Василий Андреевич Тропинин. А если дополнить, что в Тропининском музее только что прошла выставка Пушкина, где экспонировался эскиз знаменитого портрета Пушкина в халате — можно быть уверенным, что всё в этом мире не просто так и лучше места для нахождения работы Модеста Александровича просто не найти. 🙂
Так вот, среди массы работ на выставке «Язык мечтаний. Цветовой код шедевра» в Тропининском музее не затерялась акварель Модеста Дурнова «Жанровая сцена с болванчиком». Как удалось услышать мнение «Пустячок с уродами». Вот об этом и поговорим.
На изображении мы видим… человеческий зоопарк. Здесь кто-то зритель, а кто-то экспонат. Кто-то может прийти и смотреть, критиковать, показывать пальцем, смеяться, строить планы на будущее, в котором «экспонатам» места нет, да и самого будущего у них нет. Говоря о подобном никак не удаётся мысленно не перенестись в Европу, где подобные развлечения всегда были в моде, собирая тысячи желающих поглазеть и обогащая владельцев подобных действ. Обычно говорят, что последний зоопарк работал в Бельгии в 1950-х, но и после европейцы регулярно возобновляли подобные развлечения, вплоть до времени нынешнего извинения перед всеми (кроме русских) за все свои прошлые поколения до сотворения мира включительно. Модесту Александровичу хватило короткого времени, чтобы понять европейскую психологию.
Вспоминая Модеста Дурнова обычно упоминают, что он был настоящим эстетом и денди, совершенно забывая другую, основополагающую черту его характера — имморализм, т.е. отрицание моральных ценностей до потери различия между добром и злом. Это отрицание он показывал не только в обычной жизни, но и в своих работах. Собственно, это и было декадентством. А если это было основным и самым важным для него?
Упомянутый выше, не доживший до нашего времени театр Шарля Омона (в советское время театр Всеволода Мейерхольда), создаваемый по проекту Дурнова, первоначально выглядел настолько инфернально, что было велено проект изменить (зрители должны были заходить в театр через вход, устроенный в виде огромной драконьей пасти). А представьте сколь притягательно смело бы выглядели задуманные им стеклянные лестницы между этажами? Приятель Дурнова Валерий Брюсов назвал театр «банально-декадентским». Но Брюсову он мог простить подобное. Мог бы простить и Константину Бальмонта, которого рисовал и изобразил (Дурнов М.А. К.Д. Бальмонт в Париже. 1901. Картон, акварель, гуашь. 45 х 40,8 см. ГТГ) не менее декадентски то ли заменяющим целый город, а может несущим свет или самому являющимся светом. Нужно понимать, что Модест Дурнов был в центре внимания.
Кстати, Модест Александрович работал как график и в т.ч. делал иллюстрации для книг. Но и эти графические рисунки нужно читать. Например его «Наполеон и Гёте» (Дурнов М.А. Наполеон и Гёте. 1900-1910-е гг. рисунок), где персонажи также не просто портреты, а показано, что у них есть тёмная сторона и ещё большой вопрос кто из них более велик император или поэт.
Да и книги он выбирал не простые. «Портрет Дориана Грея» Оскара Уайльда (Книгоиздательство «Грифъ». Москва, 1906) как нельзя лучше подошёл для него как для человека и художника. Погрязший в пороках Дориан, постоянно подтверждающий свою кошмарную репутацию, чем не внешний облик Дурнова, внутренний мир которого был недоступен посторонним и только иногда его мысли пробивались наружу в частности в «Болванчике».
Эта работа не менее декадентская, чем другие работы. Она также несёт, как принято сегодня говорить, скрытое послание. Человеческий зоопарк — доступный ужас человеческого мира, где один человек отбирает у другого возможность считаться человеком. Эта работа наверняка и сразу после окончания рисования останавливала на себе взгляды зрителей: слева изображены сиамские близнецы, в центре посетители вокруг ужасного азиатского вида живого болвана в красной безрукавке, улыбающегося чему-то ведомому только ему… Но приглядитесь! И вы поймёте, что в этом театре уродов уродами являются сами зрители, а не те, на кого они пришли посмотреть. Автор проговорился, что он иначе видит ситуацию и кто у кого отбирает возможность считаться человеком для него даже не вопрос.
Причина появления человеческих зоопарков понятна: когда ты бесправен и нищ духом, то увидеть кого-то в ещё более дурном положении, возвысит тебя в собственных глазах.
Зрители утратили человеческое обличье сразу как только решили пойти в это место и не многие смогут снова стать людьми. Художник изобразил их с явным отвращением. А разве это не подтверждение идей декадентства? В то время, как его считали демонической натурой, он поддерживал это отношение к себе всем поведением и работами. При этом мало кто обращал внимание, что на самом деле демонами были они сами. Поэтому изображение должно было быть максимально жутким, заставляющим задуматься о себе и своём месте в мире.
Почему центральный персонаж изображён в виде азиата, — скорее всего китайца, — можно предположить. Конец XIX и начало XX веков были временем огромного интереса к Азии и в частности Китаю и Японии. Плохо понимаемые, толком не изведанные, с непохожими на европейскую культурами, Япония и Китай начали проникать и закрепляться на Западе, где к ним был большой интерес. В это же время Модест Александрович сделал портрет своей сестры в А.А. Назариной, в виде японки в живописном японском кимоно на не менее живописном фоне. Этот рисунок в собрании коллекционера Романа Бабичева.
А что вы думаете об этой работе Модеста Дурнова, находящейся в музее В А. Тропинина и московских художников его времени?
Если мнение ещё не сложилось, то нужно срочно посетить выставку «Язык мечтаний. Цветовой код шедевра», созданную стараниями куратора Марии Кузнецовой.
Кстати, по четвергам в Тропининском музее проводятся кураторские экскурсии, которые отлично дополнят экспозицию.
Алексей Сидельников Главный редактор
Музей В.А. Тропинина и московских художников его времени
Москва, Щетининский переулок, 10, стр. 1
2 января — 27 апреля 2025 г.
Купить билеты в Тропининский музей
_________________