Арменак Анопьян

Арменак Анопьян. Недосказанное…

in Новости музеев 701 views

В Армянском Музее ТАПАН (Ков­чег) Рос­сийской и Но­во-Нахи­че­ван­ской Епар­хии Святой Армян­ской Апостоль­ской Церкви в Москве 29 ян­варя 2025 го­да открывается авторский вы­ста­вочный проект «Ар­менак Анопьян. Недо­сказан­ное…», посвя­щён­ный твор­ческому наследию Арме­нака Анопьяна и его талантливой династии.

На выставке представлено более ста живо­пис­ных и графических работ ху­дож­ника, а так­же личные вещи семьи мастера из частного собрания.

За мёрзлым узором окна туманно рисуются дали,
Но то ли Художник избрал, совсем недодумав мотив,
За окнами мир, который не раз уж ввергали
В горнило страданий со взором его перспектив.

Арменак Анопьян

Арменак Оноприосович Анопьян (20 фев­раля 1908 – 15 фев­раля 1976) – крымско-на­хи­чеван­ский художник, один из луч­ших учеников академика батальной живописи Н.С. Самокиша, сын известного поэта и переводчика Серебряного века Оноприоса Яков­левича Анопья­на (15 нояб­ря 1873 — 9 фев­ра­ля 1934), ко­торый перевёл на ар­мянский язык произ­ведения более 60 русских и западно­евро­пей­ских поэ­тов: стихотворения М.Ю. Лермон­то­ва, А.С. Пуш­кина, А.А. Блока и Б.Л. Пастер­нака, а также К.М. Фофа­но­ва, А.А. Ахма­товой, М.А. Волошина и других, перевёл на армянский язык пьесу Максима Горького «На дне».

Анопьян А.О. Девочка с кошкой (работа выполнена в студии Н.С. Самокиша). Симферополь. 1930-е годы. Бумага, карандаш. 44х64
Анопьян А.О. Девочка с кошкой (работа выполнена в студии Н.С. Самокиша). Симферополь. 1930-е годы. Бумага, карандаш. 44х64
  • Родители Арменака – Оноприос Яковлевич Анопьян и Екатерина Петровна Анопьян, урождённая Вартанова. Нахичевань-на-Дону, 1909 г.
  • Арменак Анопьян. Крым. Ученические годы
  • Анопьян А.О. Портрет отца (Оноприос Яковлевич Анопьян). Симферополь. 1932 г. Холст, мас­ло. 102х72. Ростовский област­ной музей изобразительных искусств (г. Ростов-на-Дону)

Дебют Арменака как художника состоялся в 1929 году на «Выставке картин современных крымских художников» в Симферополе. В этом же году он становится членом Союза работников искусств.

С 1929 по 1932 гг. преподает живопись в симферопольских школах. 16 июня 1929 г. в газете «Красный Крым» был опубликован «Вызов художникам Крыма», давший старт Всекрымскому изо-соревнованию. В творческий процесс были вовлечены все художники, работавшие на тот момент в Крыму. Арменак принимает вызов, выступая одним из инициаторов организации семинара для начинающих художников. В итоге изо-соревнования картина Арменака Анопьяна «Застигнутые в подполье» была удостоена второй премии (первую премию не дали никому), и приобретена Севастопольской кар­тин­ной галереей. В 1935 году эта картина экспонировалась в Москве на выставке в Государственном музее Восточных культур.

Анопьян А.О. Максимилиан Волошин. Набросок. Коктебель. 1926(27)г. Бумага, карандаш. 12х10
Анопьян А.О. Максимилиан Волошин. Набросок. Коктебель. 1926(27)г. Бумага, карандаш. 12х10

С 1932 по 1933 годы А.О. Анопьян работает в Москве во «Всеко­худож­нике». В конце 1933 года в связи с болезнью отца возвращается в Крым. По возвращении в Симферополь принят в члены това­рище­ст­ва «Крымхудожник». С 1936 по 1941 годы состоял в правлении Товарищества, был членом ревизион­ной комиссии и Художе­ст­венного совета. В 1937 году активно участвует в художественных выставках, входит в состав бригады из двенад­ца­ти художников, выпол­няв­ших серию панно для Крымского павильона ВДНХ в Москве.

В 1938 году А.О. Анопьян был арестован и почти два года находился под следствием, но в 1940 году оправдан судом. Позднее в августе 1941 года утверждён Оргкомитетом ССХ СССР в статусе члена Союза худож­ников. Но трудности и перипетии судьбы продолжились. В 1944 го­ду, согласно Постановлению И.С. Сталина № 5984, болгары, греки и армяне были объявлены к выселению из Крыма. Художник вместе с семьёй был отправлен в Сибирь.

Анопьян А.О. Сибирь. «Наш домик». Прокопьевск. 26.10.1944 г. Акварель. 16,5х9,5
Анопьян А.О. Сибирь. «Наш домик». Прокопьевск. 26.10.1944 г. Акварель. 16,5х9,5

В этой сложной ситуа­ции ему пытал­ся помочь М.С. Сарьян. Он имел смелость написать письмо на имя Берии, в котором просил изменить условия пребыва­ния в ссылке талант­ливому художнику. Письмо осталось без ответа. Аналогичное письмо было отправлено и сообществом Крымских художников, и директором Никитского ботанического сада. Тяжёлая ссылка была прервана лишь в 1956 году в связи с амнистией, но с запре­том возвращаться в крупные города. Важно отметить, что, находясь в суровых условиях, Арменак продолжал работать.

Анопьян А.О. Доченька. Симферополь, 1959 год. Бумага, карандаш. 19х13
Анопьян А.О. Доченька. Симферополь, 1959 год. Бумага, карандаш. 19х13
  • Анопьян А.О. Портрет жены художника (урождённая Беспа­лова В.В.). Симферополь. 1942. Холст, масло. 50х34
  • Анопьян А.О. Натюрморт с Ба­вар­ской кружкой. Симферо­поль. 1935. Холст, масло. 46х59
  • Анопьян А.О. Портрет учителя (Академик Н.С. Самокиш). Сим­фе­рополь. 1943. Картон, масло. 32х40

Сохранились его наброски на обёр­точной бумаге, на грубых обрывках картона. В твор­че­ст­ве появи­лись ещё более мрачные мотивы. После возвращения в Нахичевань-на-Дону (Ростов-на-Дону) художник почти не пишет. Последняя его работа – портрет с фотографии Сергея Рахманинова – была написана по настоятельной просьбе жены художника, Веры Владимировны Беспаловой, для племянника, выпускника института им. Гнесиных, ныне известного композитора Сергея Зубковского.

Анопьян А.О. Портрет Рахманинова (сделан с фотографии; последняя работа художника). Ростов-на-Дону. 1958 г. Холст, масло. 44х59
Анопьян А.О. Портрет Рахманинова (сделан с фотографии; последняя работа художника). Ростов-на-Дону. 1958. Холст, масло. 44х59

После реабилитации, вер­нув­шись на Родину от­ца в Нахичевань, послед­ние двад­цать лет жизни Арменак Оно­прио­сович совершил поистине подвиг. Он посвятил себя полностью собиранию, изучению, восста­­новле­нию документов и доско­наль­ному воспроиз­ведению жизненного пути своего отца, оставив потомкам в на­следство рукописный дневник в 650 стра­ниц. Записи дат, событий, фактов, многочисленные письма и воспо­ми­нания друзей отца, руко­пис­ные пояс­нения, бытовые зарисовки – нагляд­ный пример неимоверного труда Арменака Оноприосовича Анопьяна и его отца.

Мартирос Сергеевич Сарьян в своём письме Арменаку горячо побла­го­да­рил его за кропотливый и серьёзный труд, который, он надеялся, будет востребован временем.

Анопьян А.О. Автопортрет (не окончен). Симферополь. 1940-е г. Холст, масло. 89х57
Анопьян А.О. Автопортрет (не окончен). Симферополь. 1940-е. Холст, масло. 89х57

В настоящее время в семье ху­дож­ника бережно хранятся его работы, личные документы, ценные книги с автографами и письма. Со всеми этими предметами из семейной коллекции можно познакомиться в Армянском Музее «Тапан» в дни работы выставки «Арменак Анопьян. Недосказанное…».

Давид Багдасарян
Директор музея «Тапан»
21.01.2025

Изображения Династия Анопьян

Армянский Музей ТАПАН

«Тапан» – своеобраз­ный хра­ни­тель исто­рии и куль­туры как Ар­мении, так и всего человече­ского культурного наследия. Уже в са­мом названии кроется символичная мысль: «тапан» в пе­ре­воде с ар­мян­ского языка означает «ковчег».

«Тапан» – уникальное культурное пространство в самом сердце Москвы, которое объединяет людей неза­висимо от национальных различий, языкового барьера и религиозных убеждений. Такое взаимодействие обогащает культурную сторону человеческой жизни, расширяет кругозор и учит не просто толерантности в виде безразличия, а толерантности, которая закладывает краеугольные камни к пониманию, оценке и передаче общечеловеческих ценностей, к построению Тапана нового времени, где мирно со­существуют представители различ­ных религий, культур, националь­ностей и традиций.

Музей «Тапан»

Храмовый комплекс Российской и Ново-Нахичеванской Епархии ААЦ

Москва, Олимпийский проспект, 9, стр. 2

с 29 января 2025 г.

Давид Багдасарян. 35 лет

Мартирос Сарьян «Красная лошадь», из собрания В.А. Дудакова

__________________

Обсуждение в Телеграм >>>