В Армянском Музее ТАПАН (Ковчег) Российской и Ново-Нахичеванской Епархии Святой Армянской Апостольской Церкви в Москве 29 января 2025 года открывается авторский выставочный проект «Арменак Анопьян. Недосказанное…», посвящённый творческому наследию Арменака Анопьяна и его талантливой династии.
На выставке представлено более ста живописных и графических работ художника, а также личные вещи семьи мастера из частного собрания.
За мёрзлым узором окна туманно рисуются дали,
Но то ли Художник избрал, совсем недодумав мотив,
За окнами мир, который не раз уж ввергали
В горнило страданий со взором его перспектив.
Арменак Анопьян
Арменак Оноприосович Анопьян (20 февраля 1908 – 15 февраля 1976) – крымско-нахичеванский художник, один из лучших учеников академика батальной живописи Н.С. Самокиша, сын известного поэта и переводчика Серебряного века Оноприоса Яковлевича Анопьяна (15 ноября 1873 — 9 февраля 1934), который перевёл на армянский язык произведения более 60 русских и западноевропейских поэтов: стихотворения М.Ю. Лермонтова, А.С. Пушкина, А.А. Блока и Б.Л. Пастернака, а также К.М. Фофанова, А.А. Ахматовой, М.А. Волошина и других, перевёл на армянский язык пьесу Максима Горького «На дне».
- Родители Арменака – Оноприос Яковлевич Анопьян и Екатерина Петровна Анопьян, урождённая Вартанова. Нахичевань-на-Дону, 1909 г.
- Арменак Анопьян. Крым. Ученические годы
- Анопьян А.О. Портрет отца (Оноприос Яковлевич Анопьян). Симферополь. 1932 г. Холст, масло. 102х72. Ростовский областной музей изобразительных искусств (г. Ростов-на-Дону)
Дебют Арменака как художника состоялся в 1929 году на «Выставке картин современных крымских художников» в Симферополе. В этом же году он становится членом Союза работников искусств.
С 1929 по 1932 гг. преподает живопись в симферопольских школах. 16 июня 1929 г. в газете «Красный Крым» был опубликован «Вызов художникам Крыма», давший старт Всекрымскому изо-соревнованию. В творческий процесс были вовлечены все художники, работавшие на тот момент в Крыму. Арменак принимает вызов, выступая одним из инициаторов организации семинара для начинающих художников. В итоге изо-соревнования картина Арменака Анопьяна «Застигнутые в подполье» была удостоена второй премии (первую премию не дали никому), и приобретена Севастопольской картинной галереей. В 1935 году эта картина экспонировалась в Москве на выставке в Государственном музее Восточных культур.
С 1932 по 1933 годы А.О. Анопьян работает в Москве во «Всекохудожнике». В конце 1933 года в связи с болезнью отца возвращается в Крым. По возвращении в Симферополь принят в члены товарищества «Крымхудожник». С 1936 по 1941 годы состоял в правлении Товарищества, был членом ревизионной комиссии и Художественного совета. В 1937 году активно участвует в художественных выставках, входит в состав бригады из двенадцати художников, выполнявших серию панно для Крымского павильона ВДНХ в Москве.
В 1938 году А.О. Анопьян был арестован и почти два года находился под следствием, но в 1940 году оправдан судом. Позднее в августе 1941 года утверждён Оргкомитетом ССХ СССР в статусе члена Союза художников. Но трудности и перипетии судьбы продолжились. В 1944 году, согласно Постановлению И.С. Сталина № 5984, болгары, греки и армяне были объявлены к выселению из Крыма. Художник вместе с семьёй был отправлен в Сибирь.
В этой сложной ситуации ему пытался помочь М.С. Сарьян. Он имел смелость написать письмо на имя Берии, в котором просил изменить условия пребывания в ссылке талантливому художнику. Письмо осталось без ответа. Аналогичное письмо было отправлено и сообществом Крымских художников, и директором Никитского ботанического сада. Тяжёлая ссылка была прервана лишь в 1956 году в связи с амнистией, но с запретом возвращаться в крупные города. Важно отметить, что, находясь в суровых условиях, Арменак продолжал работать.
- Анопьян А.О. Портрет жены художника (урождённая Беспалова В.В.). Симферополь. 1942. Холст, масло. 50х34
- Анопьян А.О. Натюрморт с Баварской кружкой. Симферополь. 1935. Холст, масло. 46х59
- Анопьян А.О. Портрет учителя (Академик Н.С. Самокиш). Симферополь. 1943. Картон, масло. 32х40
Сохранились его наброски на обёрточной бумаге, на грубых обрывках картона. В творчестве появились ещё более мрачные мотивы. После возвращения в Нахичевань-на-Дону (Ростов-на-Дону) художник почти не пишет. Последняя его работа – портрет с фотографии Сергея Рахманинова – была написана по настоятельной просьбе жены художника, Веры Владимировны Беспаловой, для племянника, выпускника института им. Гнесиных, ныне известного композитора Сергея Зубковского.
После реабилитации, вернувшись на Родину отца в Нахичевань, последние двадцать лет жизни Арменак Оноприосович совершил поистине подвиг. Он посвятил себя полностью собиранию, изучению, восстановлению документов и доскональному воспроизведению жизненного пути своего отца, оставив потомкам в наследство рукописный дневник в 650 страниц. Записи дат, событий, фактов, многочисленные письма и воспоминания друзей отца, рукописные пояснения, бытовые зарисовки – наглядный пример неимоверного труда Арменака Оноприосовича Анопьяна и его отца.
Мартирос Сергеевич Сарьян в своём письме Арменаку горячо поблагодарил его за кропотливый и серьёзный труд, который, он надеялся, будет востребован временем.
В настоящее время в семье художника бережно хранятся его работы, личные документы, ценные книги с автографами и письма. Со всеми этими предметами из семейной коллекции можно познакомиться в Армянском Музее «Тапан» в дни работы выставки «Арменак Анопьян. Недосказанное…».
Давид Багдасарян Директор музея «Тапан» 21.01.2025 Изображения Династия Анопьян
«Тапан» – своеобразный хранитель истории и культуры как Армении, так и всего человеческого культурного наследия. Уже в самом названии кроется символичная мысль: «тапан» в переводе с армянского языка означает «ковчег».
«Тапан» – уникальное культурное пространство в самом сердце Москвы, которое объединяет людей независимо от национальных различий, языкового барьера и религиозных убеждений. Такое взаимодействие обогащает культурную сторону человеческой жизни, расширяет кругозор и учит не просто толерантности в виде безразличия, а толерантности, которая закладывает краеугольные камни к пониманию, оценке и передаче общечеловеческих ценностей, к построению Тапана нового времени, где мирно сосуществуют представители различных религий, культур, национальностей и традиций.
Музей «Тапан»
Храмовый комплекс Российской и Ново-Нахичеванской Епархии ААЦ
Москва, Олимпийский проспект, 9, стр. 2
с 29 января 2025 г.
__________________