Язык мечтаний. Цветовой код шедевра

Язык мечтаний. Цветовой код шедевра

in Новости музеев 33 views

В Музее В.А. Тропинина от­кры­лась вы­став­ка «Язык меч­та­ний. Цве­то­вой код ше­дев­ра». На при­ме­ре 50 про­из­ве­де­ний жи­во­пи­си, гра­фи­ки и де­ко­ра­тив­но-при­клад­но­го ис­кус­ст­ва из фон­дов Му­зея В.А. Тро­пи­ни­на ку­ра­то­ры ис­сле­дуют те­му цве­та в куль­ту­ре XVII-ХХ ве­ков: его влия­ния на восприя­тие про­из­ве­де­ний ис­кус­ст­ва в раз­ных исто­рических кон­текстах, его сим­волики, воз­мож­ностей ис­поль­зования и до­ступ­ности. Сре­ди пред­ставлен­ных экспонатов – ра­боты В. Боро­виков­ского, С. Щед­рина, В. Тро­пинина, И. Ай­ва­зов­ского, Б. Кусто­диева, П. Куз­не­цова, С. Жу­ковского, П. Кон­чалов­ского, В. Кан­дин­ского, Н. Гон­ча­ровой и др.

Боровиковский В.Л. Распятие. Музей В.А. Тропинина
Боровиковский В.Л. Распятие. Музей В.А. Тропинина
  • Кузнецов П.В. Натюрморт с вазой и чайной посудой на фоне окна. Музей В.А. Тропинина
  • Кончаловский П.П. Сирень в корзине. Музей В.А. Тропинина
Тропинин В.А. Портрет Василия Степановича Энева. Музей В.А. Тропинина
Тропинин В.А. Портрет Василия Степановича Энева. Музей В.А. Тропинина

Поль Гоген однажды отметил: «Цвет! Что за глубокий и таинственный язык. Язык мечтаний». Поэтическая фор­му­ли­ров­ка художника говорит о значении цвета как способа коммуникации. Для живописца и для зрителя цвет – универсальный визуальный язык, который кодирует человеческие эмоции. Цвет – это и язык символа. В зависимости от страны и эпохи, культурной традиции, цвет передаёт послание смотрящему, говоря о метафизических смыслах религиозных, исторических и жанровых сюжетов.

Цвет – часть пластической «картины» произведения. С помощью цвета может определяться форма, выражаться напряжение в повествовании, настроение, «нерв» работы. Так, с помощью красного Модест Дурнов усу­губляет ощущение тревоги и страха, выделяя багряно-алым на эскизе фигурку загадочного восточного болванчика. И как различны по смыслу синий у Вла­димира Бо­ро­виков­ского, который указывает на бо­жественное начало в одеянии Богородицы на картине «Распятие», и знаменитый ультрамарин Павла Кузнецова, одно из самых ярких пред­ставителей русского символизма начала XX века.

Цвет становился данью моде. Например, в экспозиции представлена фарфоровая тарелка XVIII столетия, большая её часть – розовая. Такой розовый стал трендом более 250 лет назад: он был фаворитом любовницы Людовика XV маркизы де Помпадур – она его обожала.  Именем аристократки был назван именно этот оттенок розового, запатентованный Севрской фарфоровой мануфактурой.

Вахрамеев А.И. Рисунок Танцовщица. Музей В.А. Тропинина
Вахрамеев А.И. Рисунок Танцовщица. Музей В.А. Тропинина
  • Зацепин Н.К. Натюрморт с овощами. Музей В.А. Тропинина
  • Щедрин С.Ф. Набережная в Неаполе. Музей В.А. Тропинина
Дурнов М.А. Жанровая сцена с болванчиком. Музей В.А. Тропинина
Дурнов М.А. Жанровая сцена с болванчиком. Музей В.А. Тропинина

Доступность тех или иных пигментов для производства красок также определяла популярность цветов в искусстве, а, следовательно, и их стоимость. Царственный пурпур со времён Античности был крайне дорогим, так как для его производства требовались тысячи моллюсков. Синий – также долго был малодоступен и дорог: его основа – знаменитый минерал лазурит из Афганистана – экспортировался в ог­раниченных количествах. Напротив, охра разных оттенков в силу её распростра­нён­ности долго «правила» западноевропейской и русской живописью в качестве основного цвета с мно­жеством оттенков.

Со временем понятия о цве­те ме­нялись. Ис­сле­дователи цвета от античных философов до учёных нового времени выделяли разные цвета и оттенки, пытались разгадать загадку природы про­ис­хож­дения цветов и их восприятия. Исаак Ньютон в конце XVII в. изобрёл цветовой круг, разложив окружность на 7 цветов, а в ХХ – швейцарский художник Иоганнес Итен привёл его к современной форме, увеличив их количество до 12. Круг стал основой для современной схемы сочетания цветов.

Тарелка с изображением маркизы де Помпадур XVIII век. Музей В.А. Тропинина
Тарелка с изображением маркизы де Помпадур XVIII век. Музей В.А. Тропинина
  • Графин-квасник 1850-е годы. Музей В.А. Тропинина
  • Вазочка рубинового стекла 1840-е годы. Музей В.А. Тропинина

Выставка «Язык мечтаний. Цветовой код шедевра» позволяет публике познакомиться с историей цвета, с его смысловыми и формальными проявлениями в произведениях искусства, с тем, как через цвет возможно толковать художественные практики и изучать историю культуры.

Куратор

Куратор Мария Кузнецова — искусствовед, заведующая экскурсионно-просветительским отделом Музея В.А. Тропинина.

Пресс-служба музея Тропинина
и московских художников его времени
11.01.2025

Музей В.А. Тропинина и московских художников его времени

Москва, Щетининский переулок, 10, стр. 1

2 января — 27 апреля 2025 г.

Купить билеты в Тропининский музей

Пушкин. Страницы истории в ГИМ

Народный поэт. Пушкин в народном искусстве

Он победил и время и пространство…

__________________

Обсуждение в Телеграм >>>

Рекомендуем

Перейти К началу страницы