В зале Третьяковской галереи, где экспонируются произведения Петра Басина, много любопытных работ. Однако некоторые из них не вызывают интерес публики, проходящей мимо. Это вызвано просто отсутствием моды на такие изображения и более или менее светское воспитание (или отсутствие воспитания, а саморазвитие). Одной из таких работ можно назвать полотно «Отдых Святого семейства на пути в Египет». Собственно, интересного не много и такие полотна вызывают уважение, но не захватывают интерес.
Будучи приглашёнными на открытие зала Петра Басина и увидев его полотна, обратили внимание у каких из них останавливаются зрители и какие работы они фотографируют. «Святое семейство» не останавливает их на долго, хотя эта картина заслуживает внимания. Несколько слов о том, какие мысли навеяла эта работа.
На картине изображены несколько персонажей, овечка и совершенно туристический вид на плато Гиза из-под давным давно утраченной густой растительности.
А плато Гиза именно то место, где стоят три больших всем известных египетских пирамиды и несколько маленьких. Много веков пирамиды не были, если можно так сказать, популярны ни в Европе, тем в самом Египте. О Сфинксе, засыпанном песком и говорить нечего. Однако, попытки его раскопать, полностью расчистить от занёсшего его песка, предпринимались, только не удавалось закончить эту работу и поддерживать, так сказать, эту фигуру в «рабочем» положении.
Конечно, подробнее и точнее расскажет о Египте кто-нибудь уровня Виктора Солкина, но для разговора о картине у картины, нужно представить, что важная веха жизни египтологии возникла с началом работ немецкого Карла Лепсиуса, немецкого египтолога. Он сделал первые шаги в египтологии и не только раскопал несколько гробниц (совсем как в каких-нибудь кинолентах, но даже там показывают более позднее время), но он ещё нашёл вход в пирамиду Хеопса в научных целях. Честно говоря чаще всего научные цели в египтологии оставались одинаковыми: найти и увезти. Никакого разговора о музее в Каире не шло. А когда основали Египетский национальный музей (в 1858 Булакский музей, Каирский египетский музей), то в основном задачи не поменялись, да египтяне сами всегда отдавали европейцам ведущие роли. Но основная задача Лепсиусом была выполнена и интерес к Египту начал расти и развился к концу XIX века. Это в частности отражено в личной судьбе и произведениях Агаты Кристи.
Обратите внимание, что передние лапы Сфинкса полностью засыпаны песком и Басин их не изображает, так как не знает как они выглядят, хотя по своему представлению восстанавливает отсутствующий у Сфинкса нос, предполагая, что он был утрачен позже изображаемых событий.
За Сфинксом видим две пирамиды. Нам привычно их представлять и называть начиная с крупнейшей: пирамида Хеопса (она же Хуфу), пирамиды Хафры и пирамиды Менкаура. Кстати, вы ведь не знали названия пирамид кроме пирамиды Хеопса? На картине Басина видим пирамиду Хеопса и стоящую следом за ней вторую по размеру пирамиду Хафры. Третью пирамиду не видно — она закрыта от зрителей деревом и фигурой ангела, а маленькие пирамиды рядом (пирамиды цариц и т.п.) не видно в принципе. Они то ли засыпаны песком, то ли Басин о них и не знал, а может не стал заморачиваться. Хотя, если Сфинкса реконструировал, то и пирамиды специально не стал бы пропускать.
Так вот, известна точная дата начала работ Лепсиуса. Это 1842 год. Свою картину Пётр Басин начинает тоже в 1842 году и работает над ней целый год. Что могло Петра Васильевича подтолкнуть к работе над картиной, несколько совпавшей по сюжету с деятельностью Лепсиуса? Может быть попалась ему на глаза какая-нибудь газета зарубежная или отечественная, а может журнал, типа «Журнал Министерства народного просвещения», откуда он узнал, что, мол, в Египте Карл Рихард Лепсиус в прямом смысле что-то раскопал. И это засело в голове человека 11 лет в юности, прожившем за пределами страны в Италии, а может где ещё тогда путешествовавшего.
Вернёмся к картине Петра Басина. Святое семейство. Привычное понимание таково, что семейство это состоит из трёх персон: Дева Мария, младенец Иисус и супруг Марии Иосиф Обручник (Иосиф значительно старше Марии). А на изображении два малыша и женщина, не считая ангела.
Привычным является указание, что более взрослый ребёнок — это Иоанн (будущий Иоанн Креститель). В подтверждение указывается на посох с крестом (или просто крест). Но с таким крестом обычно изображался Агнец Божий, который на картине также присутствует. Иоанн же сказал: «Вот Агнец Божий, Который берёт на Себя грех мира», увидев идущего Иисуса. А агнец — жертвенное животное. Соответственна, параллель между ними.
Почему же крест на такой длинной палке? Крест на пастушьем посохе, необходимом для управления стадом и помощи в собственном пути. В 12-й главе Евангелия от Луки есть отрывок о «малом стаде»: 32 Не бойся, малое стадо! ибо Отец ваш благоволил дать вам Царство.
Читаем Библию.
Новый Завет. Евангелие от Матфея
Глава 2.
13 Когда же они удалились, – вот, ангел Господень является в сновидении Иосифу и говорит: встань, возьми Младенца и Матерь Его и беги в Египет, и будь там, доколе не скажу тебе; ибо Ирод вскоре будет искать Младенца, чтобы погубить Его.
14 И он встал, взял Младенца и Матерь Его ночью и удалился в Египет;
15 и был там до кончины Ирода, чтобы исполнилось сказанное Господом чрез пророка: Из Египта призвал Я Сына Моего.
16 Тогда Ирод, увидев, что он обманут волхвами, весьма разгневался и послал истребить всех младенцев в Вифлееме и во всей области его, от двух лет и ниже, по времени, которое точно выведал от волхвов.
17 Тогда исполнилось сказанное чрез Иеремию пророка:
18 Голос в Раме был слышен, плач и вопль великий; Рахиль плачет о детях своих: и не хочет она утешиться, потому что их нет.
19 А когда скончался Ирод, вот, ангел Господень является в сновидении Иосифу в Египте
20 и говорит: встань, возьми Младенца и Матерь Его и иди в землю Израилеву, ибо умерли искавшие души Младенца.
Глава 3
1 В те дни в пустыне Иудейской выходит на проповедь Иоанн Креститель
Всё. О пути в Египет всё. Кто, куда и когда отправился, а также что случилось в пути появляется позже.
Но существует ещё апокрифическое Евангелие Псевдо-Матфея, которое датируется концом VI – серединой VII века или, согласно Александру Меню, не ранее IX века.
VII. Когда царь Ирод увидел, что маги обманули его, сердце его распалилось гневом, и он послал по всем дорогам, желая погубить их, но так как не мог найти, то приказал убить всех детей в Вифлееме от двух лет и младше — по возрасту, который он выведал у волхвов.
И за день до того как этому случиться, Иосиф был предупреждён ангелом Господним, который сказал ему: «Возьми Марию и Младенца, отправляйтесь в дорогу через пустыню и иди в Египет». И Иосиф сделал, как ангел повелел.
XVIII.
Они пришли к одной пещере, где хотели отдохнуть. Мария сошла с седла и несла Иисуса на руках. Были с Иосифом трое отроков, и с Марией — молодая девушка, спутники их. …
XX. На третий день дороги Мария утомилась в пустыне от слишком сильного солнечного жара. Увидев дерево, Она сказала Иосифу: «Отдохнём немного в его тени». Иосиф поспешил привести Её к дереву и снял Её с седла.
Мария, сев, подняла глаза на верхушку пальмы, покрытую плодами, и сказала Иосифу: «Мне бы хотелось, если можно, один из этих плодов». Иосиф отвечал Ей: «Удивительно, что Ты говоришь так, Ты разве не видишь, как высоко ветви этой пальмы? Я очень тревожусь из-за воды, так как её нет больше в мехах наших и невозможно снова наполнить их и утолить жажду».
Тогда младенец Иисус, который был на руках Девы Марии, Своей Матери, сказал пальме: «Дерево, наклони твои ветви и напитай мою Мать твоими плодами». Тотчас же по слову Его пальма склонила к ногам Марии верхушку свою, и собрав с неё плоды, все ими насытились.
Пальма оставалась склонённой, ожидая приказания подняться от Того, по чьему слову она наклонилась. Тогда сказал ей Иисус «Поднимись, пальма и будь товарищем деревьям Моим, которые в раю Отца Моего. И пусть из-под корней твоих течёт источник, скрытый в земле, и пусть даст Нам воду утолить жажду». Тотчас пальма выпрямилась, и между корнями её начал пробиваться источник необычайно прозрачной и холодной воды величайшей сладости. И все, увидев источник тот, исполнились радости и утолили жажду, благодаря Бога. И животные также утолили жажду.
XXI. На другой день они отправились в путь. Иисус обернулся к пальме и сказал: «Мой завет тебе, пальма, что одна из ветвей твоих будет отнесена ангелами Моими и посажена в раю Отца Моего. И Я дарую тебе в знак благословения, что все, кто победят в битве за веру, будут удостоены пальмы победы».
И при этих Его словах появился ангел Господень на пальме, взял одну из ветвей и скрылся в небесных далях, держа ветвь в руке. И присутствующие, видя это, словно помертвели. …
XXVI. По возвращении из Египта, живя в Галилее, Иисус, которому шёл уже четвёртый год, играл с другими детьми в субботний день на берегу Иордана.
Получается, что большинство произведений написано на основании библейского сюжета по Евангелию Псевдо-Матфея, дополненное собственным представлением случившихся событий. Присутствие в пути со Святым семейством Иоанна, сопровождающих их отроков и девушки, художниками используется и изображается достаточно вольно, но обоснованно авторской задумкой. По крайней мере, другое объяснение мы не нашли.
Дева Мария аккуратно подстраховывает поднимающегося с колена младенца Иисуса, смотрящего на ангела.
Обычно указывается, что на картине Ангел срывает с дерева плоды и передаёт их св. Иоанну Крестителю, возле которого лежит крест, перевитый белою лентой с надписью: «Ecce…». И это можно принять. Хотя находился ли Иоанн среди Святого семейства? Получается, что мог находиться. Или не находился, но мог. И так: если бы находился, то поступил бы именно таким образом. К тому же Елисавета, мать Иоанна, приходится двоюродной сестрой Деве Марии (Елисавета и Мария были дочерями двух родных сестер), согласно евангелию от Луки. Но два разновозрастных ребёнка часто появляются в религиозной живописи, в т.ч. в России, середины XIX века, но на основе итальянской школы.
Ну а присутствие ангела также важно. При просьбе «Дерево, наклони твои ветви» пальма тут же Дерево, наклони твои ветви «пальма склонила к ногам Марии верхушку свою». Ну не обошлось без ангела. Без ангела — это было бы чудо, а в чудо не все верят. А вот ангел делает событие правдой и показывает, если можно так сказать, технологию того, как это происходило.
Рядом с Девой Марией лежит книга. Могла ли быть в то время книга в переплёте? После многовекового существования свитков и восковых дощечек в I веке н. э. появились кодексы — рукописные книги. Так что может быть могла и быть. Но не факт. Не хватает века до их появления.
Так что итог. Картина написана под возможным интересом к египетской теме и представлением о религиозной живописи, основанной на художественной традиции, принятой в Европе, где Пётр Басин жил 11 лет во время обучения и что наложило отпечаток не только на его творчество и на миропонимание, но и на зрителей его многочисленных работ. Почти 200 лет зрители принимали картину и наверняка понимали её вернее, чем мы.
И самое главное: Третьяковка вас ждёт!
Алексей Сидельников Главный редактор
__________________