Музей Тропинина 4 ноября 2022 года совместно с Русским музеем открывает выставку «Василий Тропинин. Удача гения». Из коллекции Русского музея в Москву прибыли девять шедевров, среди которых «Казначейша», портреты гитариста Павла Михайловича Васильева, художника Петра Фёдоровича Соколова, писательницы Варвары Ипполитовны Лизогуб и купца Александра Александровича Сапожникова.
На выставке представлена и одна из самых известных работ В.А. Тропинина – «Девушка с горшком роз» (1850). Картина поступила в Русский музей (Музей Александра III) в 1897 г. из собрания Царскосельского Александровского дворца. В июне 1941 года она вошла в состав временной выставки, открывшейся в Алупкинском дворце в Крыму, вскоре оккупированном фашистами. После Великой Отечественной войны полотно считалось утерянным. В средине 1950-х годов основатель Музея Тропинина, известный коллекционер Феликс Евгеньевич Вишневский нашёл «Девушку с горшком роз» в одном из антикварных магазинов Москвы, где она была выставлена на продажу случайным владельцем. Вишневский узнал руку мастера, а позднее и подпись художника была обнаружена в тонком орнаментальном поясе на горшке. Коллекционер передал портрет основанному им Музею В.А. Тропинина.
Г.Н. Голдовский, заведующий отделом живописи XVIII – пер. пол. XIX вв. Государственного Русского музея подчёркивает: «Русский музей за 125 лет своей истории, благодаря дарам и приобретениям, собрал достаточно представительную и разнообразную коллекцию полотен выдающегося русского портретиста. Для выставки в Музее В.А. Тропинина и московских художников его времени, обладающем собственной великолепной коллекцией, были отобраны наиболее значительные работы замечательного живописца, способные расширить и дополнить представление о В.А. Тропинине, ставшем знаковой фигурой для истории художественной жизни Москвы в XIX веке».
Выставка «Василий Тропинин. Удача гения» показывает, как талант и характер творческого человека даже в исходно неблагоприятных обстоятельствах могут привести к успеху и благополучию. Тропинин родился крепостным, однако смог в полной мере реализовать свой талант живописца, получить признание и прожить жизнь в любви. Став мастером портретной живописи, он создал яркую, узнаваемую собственную манеру. Её высоко ценили заказчики, ею восхищались любители и знатоки искусства.
С 1821 года Тропинин жил и работал в Москве, впрочем, не порывая связи с Академией художеств. В первопрестольной он пользовался заслуженной славой самого одарённого портретиста, стяжав уважение коллег-художников и учеников, добившись материального благополучия и возможности работать по собственному выбору. Богатейшее художественное наследие Тропинина насчитывает почти 3000 работ в живописи и графике.
На выставке представлены портреты современников В.А. Тропинина и образы родных людей – Анны Ивановны Тропининой (после 1825) и сына художника за мольбертом (1820-е, атрибуция предположительна), которые непосредственно влияли на его жизнь, помогали реализоваться в профессии и делали счастливым человеком.
В составе экспозиции есть гравюра с портрета Павла Свиньина, написанного Тропининым. Журналист, литератор, коллекционер, знаток искусств, Павел Петрович Свиньин прославлял художника в прессе. Он также дал характеристику мастеру (оригинал документа экспонируется на выставке), сыгравшую важную роль в признании его таланта. Добрым гением В.А. Тропинина и ценителем его таланта был Алексей Алексеевич Тучков. Портрет этого знатного московского дворянина занимает почётное место среди изображений его друзей. Здесь же экспонируется портрет графа Ираклия Ивановича Моркова — хозяина крепостного художника, храброго русского офицера, героя Очакова, Измаила и Бородина.
- В.А. Тропинин. Портрет Алексея Алексеевича Тучкова. 1843. Тропининский музей
- В.А. Тропинин. Портрет графа Ираклия Ивановича Моркова. Вторая четверть ХIХ века. Тропининский музей
Музей выражает искреннюю благодарность за помощь в организации выставки Государственному Русскому музею, лично Е.Н. Петровой и Г.Н. Голдовскому, музею Академии Художеств СПБ и лично А. Мудровой, а также компании UFO Design в лице генерального директора Е. Гриневича.
Императорская Академия Художеств
На протяжении всей своей истории Академия художеств была крупнейшей в мире художественной школой, воспитательницей выдающихся мастеров изобразительного искусства. В основе метода Академии лежало следование канонам, извлечённым из творческого опыта старых мастеров. Учащиеся часто работали совместно с педагогами, крупнейшими художниками своего времени. Они были свидетелями творческой практики своих воспитателей и наблюдали весь процесс создания художественного произведения, а иногда выступали в качестве участников этого процесса, помогая наставнику. Такое образование давало ученику возможность приобщиться к высокой классической традиции, соединявшей идеал и реальность. Наконец, через Академию он становился участником художественной жизни государства и общества: мог выставляться, получать заказы и знакомиться с меценатами.
Неслучайно оказавшись по решению хозяина в столице для обучения кондитерскому делу, Тропинин в 1798 году тайно начал посещать бесплатные рисовальные классы в Императорской Академии художеств. Узнав об этом, граф Алексей Иванович Морков, двоюродный брат хозяина Тропинина И. И. Моркова, решил устроить Василия в Академию официально. Согласно академическому уставу, крепостные могли быть только «посторонними учениками», то есть вольнослушателями за плату. А.И. Морков смог добиться разрешения своего родственника на учебу его крепостного и взял на себя оплату занятий.
Шесть лет провел Тропинин в Академии. Он был учеником знаменитого художника Степана Семёновича Щукина, возглавлявшего класс портретной живописи. Но, прежде чем стать портретистом, нужно было изучить основы академической художественной культуры, базировавшейся на искусстве античности и Возрождения. Обучение осуществлялось путем копирования с «оригиналов» — рисунков и гравюр известных мастеров, и «гипсов» — гипсовых копий скульптурных шедевров. Об изучении Тропининым античности свидетельствуют его многочисленные рисунки, среди которых «Камея, лежащая на листе бумаги», «Венера с Амуром». Ренессансная традиция нашла отражение в таких листах, как «Венера, сидящая на облаке, указывает Амуру на Психею», «Мадонна с Младенцем Иоанном Крестителем и святой Екатериной».
Тропинин, по словам его первого биографа Н.А. Рамазанова, «скоро приобрёл себе дружественное расположение и уважение бывших в то время на виду лучших учеников: Кипренского, Варнека, Скотникова». Успехи молодого художника дважды были отмечены медалями. В 1804 г. Тропинин представил на академической выставке свою картину «Мальчик, тоскующий об умершей птичке». Эту работу высоко оценили ректор Академии Иван Акимович Акимов и императрица Елизавета Алексеевна. Президент Академии, граф Александр Сергеевич Строганов, выразил желание просить о вольной для художника. Но граф И.И. Морков, узнав об интересе к его крепостному, в 1804 г. вызвал Тропинина из Петербурга в украинское имение Кукавка, где последнему пришлось совмещать обязанности художника с работой лакея и кондитера.
Лишь через двадцать лет, в мае 1823 г., сорокасемилетний Василий Андреевич получит вольную грамоту. С помощью С.С. Щукина и писателя П.П. Свиньина Тропинин будет ходатайствовать о присуждении ему академического звания. В сентябре 1823 г. за три картины («Портрет художника Е.О. Скотникова», «Кружевница» и «Старик-нищий») Тропинин получит звание назначенного в академики, а весной 1824 г. за портрет медальера К.А. Леберехта будет избран академиком портретной живописи.
Максим Костыря, кандидат искусствоведения
- В.А. Тропинин. Портрет С.С. Кушникова
- В.А. Тропинин. Этюд Портрет Екатерины Ивановны Карзинкиной в русском наряде в интерьере. 1838
- В.А. Тропинин. Портрет Владимира Артемьевича Раевского. 1846. Тропининский музей
Коммерческий успех – самая измеримая грань удачи гения
Сколько стоили портреты на рубеже XVIII – XIX вв.? Каково было место Тропинина в иерархии живописцев, если таковая была бы составлена?
Портрет кисти Василия Тропинина стоил от 250 рублей.
Портрет кисти его товарища, Карла Брюллова, ― от 1000 рублей. За исполненный им портрет Василия Жуковского собрали 2500 рублей ― за такую же сумму выкупили из неволи Тараса Шевченко. Акварель Фёдора Толстого «Ягоды красной и белой смородины» обошлась императрице в 1500 рублей.
Чем ближе был художник ко двору, тем выше были цены на его работы. Стоит иметь в виду, что художник, имевший свою мастерскую, платил налоги и имел также массу представительских расходов.
250 рублей за портрет ― это много или мало?
Скакун в то время стоил от 200, крепостной ― от 250 рублей. Обученный ремеслам или искусствам крепостной оценивался приблизительно в 1000 рублей. Усадьба Алексея Венецианова обошлась ему в 15000 рублей.
По меркам XIX в. Василия Тропинина можно было назвать человеком обеспеченным, а учитывая то, каким был его старт, еще и любимцем судьбы. Были более успешные в материальном плане художники, однако были и те, кто вообще не мог позволить себе заниматься живописью.
Мария Санти, искусствовед
Музей В.А. Тропинина и московских художников его времени
Москва, Щетининский переулок, 10, стр. 1
с 4 ноября 2022 года
Пресс-служба музея Тропинина и московских художников его времени 25.10.2022
__________________
>>><<<