Василий Тропинин. Удача гения

Василий Тропинин. Удача гения

in Новости музеев 3267 views

Музей Тропинина 4 ноября 2022 года сов­мест­­но с Рус­ским музеем от­кры­вает вы­став­­ку «Василий Тропинин. Удача гения». Из кол­­лек­ции Рус­ского музея в Москву при­были де­вять ше­девров, сре­ди ко­торых «Казначейша», порт­реты ги­та­риста Павла Михайловича Васильева, ху­дожника Петра Фёдоровича Соколова, пи­сатель­ницы Варвары Ипполитовны Лизогуб и купца Александра Александровича Сапожникова.

На выставке представлена и одна из самых известных работ В.А. Тропинина – «Девушка с горшком роз» (1850). Картина поступила в Русский музей (Музей Александра III) в 1897 г. из собрания Царскосельского Александровского дворца. В июне 1941 года она вошла в состав временной выставки, открывшейся в Алуп­кинском дворце в Крыму, вскоре оккупированном фашистами. После Великой Отечественной войны полотно считалось утерянным. В средине 1950-х годов осно­ватель Музея Тропинина, известный коллекционер Феликс Евгеньевич Вишневский нашёл «Девушку с горшком роз» в одном из антикварных магазинов Москвы, где она была выставлена на продажу случайным вла­дельцем. Вишневский узнал руку мастера, а позднее и подпись художника была обнаружена в тонком орнаментальном поясе на горшке. Коллекционер передал портрет основанному им Музею В.А. Тропинина.

В.А. Тропинин. Девушка с горшком роз. 1850. Музей В.А. Тропинина и московских художников его времени
ВВ.А. Тропинин. Девушка с горшком роз. 1850. Музей В.А. Тропинина и московских художников его времени

Г.Н. Голдовский, заведующий отделом живописи XVIII – пер. пол. XIX вв. Госу­дар­ственного Русского музея подчёркивает: «Русский музей за 125 лет своей истории, благодаря дарам и при­обретениям, собрал достаточно представительную и разнообразную кол­лекцию полотен выдающегося рус­ского портретиста. Для выставки в Музее В.А. Тропинина и московских художников его времени, обладающем собственной великолепной коллекцией, были отобраны наиболее значительные работы заме­чательного живописца, спо­собные расширить и дополнить пред­ставление о В.А. Тропинине, ставшем знаковой фигурой для истории художественной жизни Москвы в XIX веке».

В.А. Тропинин. Портрет Павла Михайловича Васильева. 1830-е. Русский музей, Санкт-Петербург
В.А. Тропинин. Портрет Павла Михайловича Васильева. 1830-е. Русский музей, Санкт-Петербург

Выставка «Василий Тропинин. Удача гения» пока­зывает, как талант и характер твор­ческого человека даже в исходно неблагоприятных обстоятельствах могут привести к успеху и благополучию. Тро­пинин родился крепостным, однако смог в полной мере реализовать свой талант живописца, получить признание и прожить жизнь в любви. Став мастером портретной живописи, он создал яркую, узнаваемую собственную манеру. Её высоко ценили заказчики, ею восхищались люби­тели и знатоки искусства.

С 1821 года Тропинин жил и работал в Москве, впрочем, не порывая связи с Академией художеств. В перво­пре­столь­ной он поль­зовался заслуженной славой самого ода­рённого портретиста, стяжав уважение коллег-художников и учеников, добившись материального благополучия и возможности работать по собственному выбору. Богатейшее художественное на­следие Тропинина насчитывает почти 3000 работ в живописи и графике.

Тропинин В.А. Кружевница. Девушка плетущая кружева. 1830-е
В.А. Тропинин. Кружевница. Девушка плетущая кружева. 1830-е. Музей В.А. Тропинина и московских художников его времени

На выставке представлены портреты современников В.А. Тропинина и образы родных людей – Анны Ивановны Тропининой (после 1825) и сына художника за моль­бертом (1820-е, атрибуция пред­положительна), которые непосред­ственно влияли на его жизнь, помогали реали­зоваться в профес­сии и делали счастливым человеком.

В составе экспозиции есть гравюра с портрета Павла Свиньина, написанного Тропининым. Журналист, литератор, кол­лекционер, знаток искусств, Павел Петрович Свиньин прославлял худож­ника в прессе. Он также дал характеристику мастеру (оригинал доку­мента экспо­нируется на вы­ставке), сыгравшую важную роль в признании его таланта. Добрым гением В.А. Тропинина и ценителем его таланта был Алексей Алексеевич Тучков. Портрет этого знатного московского дворянина занимает почётное место среди изобра­жений его друзей. Здесь же экспонируется портрет графа Ираклия Ивановича Моркова — хозяи­на крепостного художника, храброго русского офицера, героя Очакова, Измаила и Бородина.

  • В.А. Тропинин. Портрет Алексея Алексеевича Тучкова. 1843. Тропининский музей
  • В.А. Тропинин. Портрет графа Ираклия Ивановича Моркова. Вторая четверть ХIХ века. Тропининский музей

Музей выражает искреннюю благодарность за помощь в организации выставки Госу­дарственному Русскому музею, лично Е.Н. Петровой и Г.Н. Голдовскому, музею Академии Художеств СПБ и лично А. Мудровой, а также компании UFO Design в лице генерального директора Е. Гриневича.

Императорская Академия Художеств

На протяжении всей своей истории Академия художеств была крупнейшей в мире худо­жественной школой, воспи­тательницей выдающихся мас­теров изобразительного искусства. В основе метода Академии лежало следование канонам, извлечённым из творческого опыта старых мастеров. Учащиеся часто работали совместно с педагогами, крупнейшими художниками своего времени. Они были свидетелями творческой практики своих воспитателей и наблюдали весь процесс создания худо­жественного произведения, а иногда выступали в качестве участников этого процесса, помогая наставнику. Такое образование давало ученику воз­можность приобщиться к высокой классической традиции, соединявшей идеал и реаль­ность. Наконец, через Академию он становился участником художественной жизни государства и общества: мог выстав­ляться, получать заказы и знакомиться с меценатами.

Тропинин В.А. Автопортрет с кистями и палитрой на фоне окна с видом на Кремль
Тропинин В.А. Автопортрет с кистями и палитрой на фоне окна с видом на Кремль

Неслучайно оказавшись по решению хозяина в столице для обучения кондитерскому делу, Тропинин в 1798 году тайно начал посещать бесплатные рисо­вальные классы в Императорской Академии художеств. Узнав об этом, граф Алексей Иванович Морков, двоюродный брат хозяина Тропинина И. И. Моркова, решил устроить Василия в Академию официально. Согласно академическому уставу, крепост­ные могли быть только «посторонними учениками», то есть вольнослушателями за плату. А.И. Морков смог добиться разрешения своего род­ственника на учебу его крепостного и взял на себя оплату занятий.

Шесть лет провел Тропинин в Академии. Он был учеником знаменитого художника Степана Семёновича Щукина, возглавлявшего класс портретной живописи. Но, прежде чем стать портретистом, нужно было изучить основы академической художественной культуры, базировавшейся на искусстве античности и Возрождения. Обучение осуществлялось путем копирования с «оригиналов» — рисунков и гравюр известных мастеров, и «гипсов» — гип­совых копий скульптурных шедев­ров. Об изучении Тропининым антич­ности свиде­тельствуют его много­численные рисунки, среди которых «Камея, лежащая на листе бумаги», «Венера с Амуром». Ренессансная традиция нашла отражение в таких листах, как «Венера, сидящая на облаке, указывает Амуру на Психею», «Мадонна с Младенцем Иоанном Крестителем и святой Екатериной».

Тропинин, по словам его первого биографа Н.А. Рамазанова, «скоро приобрёл себе дружественное расположение и уважение бывших в то время на виду лучших учеников: Кипренского, Варнека, Скотникова». Успехи молодого художника дважды были отмечены медалями. В 1804 г. Тропинин представил на академической выставке свою картину «Мальчик, тоскую­щий об умершей птичке». Эту работу высоко оценили ректор Академии Иван Акимович Акимов и императрица Елизавета Алексеевна. Президент Академии, граф Александр Сергеевич Строганов, выразил желание просить о вольной для художника. Но граф И.И. Морков, узнав об интересе к его кре­постному, в 1804 г. вызвал Тропинина из Петербурга в украинское имение Кукавка, где последнему пришлось совмещать обязанности художника с работой лакея и кондитера.

В.А. Тропинин. Женщина в окне (Казначейша). 1841. Русский музей, Санкт-Петербург
В.А. Тропинин. Женщина в окне (Казначейша). 1841. Русский музей, Санкт-Петербург

Лишь через двадцать лет, в мае 1823 г., со­рока­семилет­ний Василий Андреевич получит вольную грамоту. С помощью С.С. Щукина и писателя П.П. Свиньина Тропинин будет хода­тайст­вовать о присуждении ему академического звания. В сентябре 1823 г. за три картины («Портрет художника Е.О. Скотникова», «Кружевница» и «Старик-нищий») Тропинин получит звание назначенного в академики, а весной 1824 г. за портрет медальера К.А. Леберехта будет избран академиком портретной живописи.

Максим Костыря, кандидат искусствоведения
  • В.А. Тропинин. Портрет С.С. Кушникова
  • В.А. Тропинин. Этюд Портрет Екатерины Ивановны Карзинкиной в русском наряде в интерьере. 1838
  • В.А. Тропинин. Портрет Владимира Артемьевича Раевского. 1846. Тропининский музей

Коммерческий успех – самая измеримая грань удачи гения

Сколько стоили портреты на рубеже XVIII – XIX вв.? Каково было место Тропинина в иерархии живописцев, если таковая была бы составлена?

Портрет кисти Василия Тропинина стоил от 250 рублей.

Портрет кисти его товарища, Карла Брюллова, ― от 1000 рублей. За исполненный им портрет Василия Жуковского собрали 2500 рублей ― за такую же сумму выкупили из неволи Тараса Шевченко. Акварель Фёдора Толстого «Ягоды красной и белой смородины» обошлась императрице в 1500 рублей.

Чем ближе был художник ко двору, тем выше были цены на его работы. Стоит иметь в виду, что художник, имевший свою мас­терскую, платил налоги и имел также массу представительских расходов.

250 рублей за портрет ― это много или мало?

Скакун в то время стоил от 200, крепостной ― от 250 рублей. Обученный ремеслам или искусствам крепостной оценивался приблизительно в 1000 рублей. Усадьба Алексея Венецианова обошлась ему в 15000 рублей.

По меркам XIX в. Василия Тропинина можно было назвать человеком обеспеченным, а учитывая то, каким был его старт, еще и любимцем судьбы. Были более успешные в материальном плане художники, однако были и те, кто вообще не мог позволить себе заниматься живописью.

Мария Санти,
искусствовед
Василий ТВасилий Тропинин. Портрет художника Николая Аполлоновича Майкова. 1821. Русский музей, Санкт-Петербургропинин. Портрет художника Николая Аполлоновича Майкова. 1821. Русский музей, Санкт-Петербург
Василий Тропинин. Портрет художника Николая Аполлоновича Майкова. 1821. Русский музей, Санкт-Петербург
В.А. Тропинин. Женщина в окне (Казначейша). 1841. Русский музей, Санкт-Петербург
В.А. Тропинин. Женщина в окне (Казначейша). 1841. Русский музей, Санкт-Петербург

Музей В.А. Тропинина и московских художников его времени
Москва, Щетининский переулок, 10, стр. 1

с 4 ноября 2022 года

Пресс-служба музея Тропинина
и московских художников его времени
25.10.2022

Мария Санти. Удача гения

__________________

>>><<<

Рекомендуем

Перейти К началу страницы