В камерном зале на 30 квадратных метрах представлено более 160 экспонатов из собственных фондов: живописные миниатюры, микромозаики, камеи, вышивки бисером, кукольный фарфор, резная кость, дамские аксессуары, инструменты для рукоделия, стекло. Специально спроектированные инсталляции позволят посетителям «заглянуть в замочную скважину» и рассмотреть экспонаты, помещённые в мини-боксы.
«Крошечная выставка»
Миниатюрное искусство из собрания Музея Тропинина
Особенное место в экспозиции занимает один из самых любимых предметов коллекции основателя музея, известного коллекционера, Ф.Е. Вишневского — двустенный стеклянный стакан с изображением псовой охоты со шлифованными гранями и миниатюрным пейзажем, расположенным между стенками и выполненным из бумаги, соломки и мха. Это уникальный стакан, созданный на знаменитом стеклянном заводе Бахметьевых мастером Александром Вершининым, один из немногих дошедших до наших дней. До сих пор секрет производства этих стаканов не понятен исследователям.
Вершинин Александр Петрович. Двустенный стакан. Завод Бахметьева. Россия (фото с разных сторон)
На выставке произведения мастеров миниатюристов дополняют малоформатные графические и живописные работы художников В. Поленова, И. Айвазовского, Р. Жуковского, П. Соколова, В. Гау, Ф. Кюнеля и других.
«Крошечная выставка» — первый опыт музея В.А. Тропинина по созданию экспозиции только из предметов миниатюрного искусства.
Анна Попова
Создание миниатюрного произведения искусства требует высочайшего мастерства, виртуозного владения художественной техникой и особого взгляда на предмет. Ярким примером такого сочетания навыков и таланта является микромозаика, моду на которую ввёл Павел I.
Микромозаики считались предметами ювелирного искусства и создавались из мелких кусочков стекла. Их количество могло доходить от нескольких сотен до 4000 шт. на 3 квадратных сантиметрах. Анна Попова, куратор «Крошечной выставки», особо выделяет миниатюру с изображением петуха. Автор — Егор (Георг) Веклер, возглавлявший мастерскую при отделке Исаакиевского собора и работавший на императорскую семью. Изображение петухов часто использовали на больших римских мозаиках. В Государственном Эрмитаже также хранится аналогичная мозаика Веклера с изображением петуха.
Большую популярность в конце XVIII в. приобретают изображения эгломизеˊ — так во второй половине XVIII в. французские антиквары назвали технологию декорирования стекла и зеркал «гломиз» (производное от имени Ж. Б. Гломи, который в Париже занимался рисованием и изготовлением рам, украшая их зеркалами и стёклами с цветной фольгой). С помощью вставок эгломизе декорировали мебель, различные предметы домашнего обихода. Но чаще всего поступали заказы на медальоны с портретными изображениями в виде силуэта. Благодаря сочетанию с техникой эгломизе они становились предметами роскоши.
Музей В.А. Тропинина впервые демонстрирует силуэты и эгломизе из своего собрания, а также рисованные камеи И.Я. Пескорского, русского мастера миниатюры и гравюры, жившего в Париже.
- Пескорский Иван Яковлевич. 1757 — после 1811. Портрет неизвестной в повязке в профиль. 1780–1790-е. Музей В.А. Тропинина
- Пескорский Иван Яковлевич (?). 1757 — после 1811. Портрет неизвестного в парике с жабо в профиль. 1780–1790-е. Музей В.А. Тропинина
Миниатюрное искусство носило не только мемориальный, но и прикладной характер, стали популярными роскошные предметы бытового назначения. Так в XVIII – начале XIX вв. детские принадлежности были уменьшенными копиями привычных вещей. Некоторые игрушки представляли собой настоящие произведения искусства и стоили целое состояние. Начиная с XVII в. предметом вожделения и детей и взрослых стали кукольные дома, в точности повторявшие поместья заказчиков вплоть до деталей интерьера. На выставке представлен миниатюрный сервиз кукольной фарфоровой посуды производства «Товарищество Кузнецова».
Особое место в экспозиции занимают вещи, вышитые бисером: детали дамских туалетов, кошельки, сумочки, записные книжки. В период, именуемый «золотым веком русского бисера», бисером оформляли интерьеры дворцовых залов, а шитые бисером картины, ризы на иконах, шкатулки, переплеты книг, «сонетки» и многое другое украшали дома состоятельных людей. Старинный бисер был гораздо мельче современного. Размер отдельных бисеринок не превышал 1 мм, а внутреннее отверстие имело диаметр всего 0,2–0,3 мм. Вышивание бисером считалось одним из немногих подобающих видов рукоделия для дам высшего света.
- Кошелёк. Россия. 1830-е. Музей В.А. Тропинина
- Вышивка «Композиция из роз, незабудок, маргариток и других цветов с листьями». Россия. Середина XIX века. Музей В.А. Тропинина
- Неизвестный русский художник. Портрет неизвестного военного с аксельбантом. 1790-е. Музей В.А. Тропинина
- Гау Владимир Иванович. 1816–1895. Портрет Зинаиды Сергеевны Дивовой (?). 1844. Музей В.А. Тропинина
- Водо Товий. 1775–1848. Портрет Дмитрия Николаевича Шереметева в детстве. 1800-е. Музей В.А. Тропинина
В экспозиции также представлены и другие виды миниатюрного искусства — резьба на кости, камеи, крошечные инструменты для рукоделия.
Куратор: Анна Попова, заместитель директора Музея В.А. Тропинина.
Музей В.А. Тропинина и московских художников его времени
Москва, Щетининский переулок, 10, стр. 1
6 июля – 28 сентября 2023 г.
Пресс-служба Музея В.А. Тропинина http://museum-tropinina.ru 30.06.2023
6 июля 2023 г.
Несколько слов о «Крошечной выставке».
Честно говоря, думал, что придётся говорить о выставке комплименты, а выставка-то будет не совсем выставкой, а показом маленьких вещей, трудно понимаемых в большом пространстве. Однако, «Крошечная выставка» оказалась большим успехом. Показать маленькие предметы — это не то, что можно позволить себе с крупными, когда даже одна картина, например, является доминантой, держащей на себе внимание и привлекающей интерес. Также нужно понимать условие Музея Тропинина, достаточно ограниченного в выборе тем показа и рассказа. Я не представляю, как можно показать, к примеру, предметы фалеристики в музее, если только это не большие ордена, сопровождаемые лентами, картинами, декорациями, светом, всякими другими интересными крупными вещами. Сегодня Музей Тропинина решил схожую сложную задачу — миниатюры в центре внимания.
У Тропининского получилось очень гармонично. Ну и четыре «прицела» в стене понравились. Это не подглядывание — это всматривание. Интересно. Выставка сразу видна не как представление набора старых предметов, а как результат кураторской кропотливой работы.
Представленные предметы оказались гораздо миниатюрнее, чем ожидалось. Особенно понравились работы Георгия Веклера — это просто чудо. Некоторые предметы встречались ранее, но на «Крошечной выставке» они получили оригинальное прочтение и воспринимаются иначе.
Предметы бытовые также вписать в выставочные рамки сложно. Можно сделать витрину магазина, где лежит множество хороших, но никак не связанных между собой предметов. У них нет логики, кроме то, что они могут понадобиться в совершенно разных ситуациях. А тут получилась единая композиция. Это хорошо было видно, когда большая часть народа пошла слушать открытие, освободив зал. В это время стало понятно, это всё в зале соединено общей идеей, можно даже сказать волей видящего всё куратора. Это очень сложно, но результат отличный.
Благодарю куратора и сотрудников музея за приглашение на открытие замечательной выставки!
Главный редактор журнала "Коллекция" Алексей Сидельников 6 июля 2023
Мария Санти (фото Алексей Сидельников)
_________________
>>><<<