Тайна «Распятия» Боровиковского — Журнал КОЛЛЕКЦИЯ
Боровиковский В.Л. Распятие. XVIII век. Музей В.А. Тропинина

Тайна «Распятия» Боровиковского

in Музей 1250 views

Проходящая выставка «Язык меч­­­та­­­ний. Цве­­то­­­вой код ше­­­дев­­­ра» в му­­зее В.А. Тро­­пи­­ни­­на пред­­ла­­гает ва­­ше­­му вни­­ма­­нию кар­тину В.Л. Бо­­ро­­ви­­ков­­ского «Рас­­пя­­тие». Год окон­­ча­­ния ра­­боты не из­­вес­­тен. Но это не последнее и не един­­ственное «Рас­­пятие» кисти ху­­дож­­ни­­ка, если позволите так вы­­ра­­зить­­ся. Но это распятие от­­ли­­чает­­ся не толь­­ко от других распятий, но и прос­­то от дру­­гих ра­­бот Вла­­ди­­ми­­ра Лу­­кича. Поэ­­тому сразу ре­­комендуем по­­сетить му­­зей Тро­­пинина и лично посмот­­реть эту не­­прос­­тую картину.

В «Распятии» 1824 года из собрания Государственного русского музея, можно заметить персонажей работы, находящейся в московском музее В А. Тропинина. Поэтому сразу уточ­ним, что современники Владимира Лукича замечали его компетентность в воп­росах Священного Писания. Это нам важно чтобы понять, что картины не содержат чего-либо не подкреп­лён­ного чётким знанием.

Боровиковский В.Л. Распятие. XVIII век. Музей В.А. Тропинина
Боровиковский В.Л. Распятие. XVIII век. Музей В.А. Тропинина

Для понимания этого произведения Владимира Лукича Боровиковского, разговор лучше начать со времени, предшествующего распятию Иисуса.

А предшествуют Страсти Христовы, иными словами события перед его смертью. Страсти (лат. patior) — терпеть, выносить, страдать. Отсюда последний период жизни Христа, включающий в себя события въезда Иисуса в Иерусалим, Тайную вечерю, арест и его смерть на распятии. Последняя часть изображена на картине. Это принято называть Страстной неделей. Страстная неделя в 2025 году будет одновременно и для западного и для восточного христианства (13 апреля – 19 апреля).

Антиохийское изображение Христа не является центром картины. Хотя в пер­вую очередь обращаешь внимание на яркие пятна одежд находящихся рядом женщин. Попробуем разобраться кто они и кто ещё изображён на картине.

Боровиковский В.Л. Распятие. XVIII век. Музей В.А. Тропинина (фрагмент)
Боровиковский В.Л. Распятие. XVIII век. Музей В.А. Тропинина (фрагмент)

«Иисус Назорей, Царь Иудейский». Эта надпись на доске (титло INRI), прибитой над его головой. На картине мы эту надпись не видим, но она там есть, если следовать событиям, описанным Евангелиями, надпись, написанная словами греческими, римскими и еврейскими.

Кто надпись сделал? А сделал её прославленный Михаилом Булга­ковым Понтий Пилат (Евангелие от Иоанна). А когда Первосвященники Пилату сказали не писать, тот очень серьёзно ответил: «Что я написал, то написал».

«В белом плаще с кровавым подбоем, шаркающей кавалерийской поход­кой, ранним утром четырнадцатого числа весеннего месяца нисана в крытую колоннаду между двумя крыльями дворца Ирода Великого вышел прокуратор Иудеи Понтий Пилат».

Та, что Булгаков знал, о чём писал. Видел ли он это «Распятие» Боровиковского?

И в этом же Евангелие читаем: «При кресте Иисуса стояли Матерь Его и сестра Матери Его, Мария Клеопова, и Мария Магдалина».

Боровиковский В.Л. Распятие. XVIII век. Музей В.А. Тропинина (фрагмент)
Боровиковский В.Л. Распятие. XVIII век. Музей В.А. Тропинина (фрагмент)

Что за женщина сидит справа? Важным атрибутом при изображении Марии Магдалины является сосуд с миром или благовониями. Она может быть с непокрытой головой, но в за­падном христианстве. В православии же хватает сосуда жены-мироносицы. То, что изображение выполнено в православных традициях, говорит и такое важный элемент, как количество гвоздей, которыми Иисус прибит к кресту: у западных христиан гвоздей будет три, а у православных — четыре. Так что сомнений быть бы не должно, если не одно но!

Боровиковский В.Л. Распятие. XVIII век. Музей В.А. Тропинина (фрагмент)
Боровиковский В.Л. Распятие. XVIII век. Музей В.А. Тропинина (фрагмент)

У креста мы видим женщину, которая отирает ноги Иисуса своими волосами. Как помним подобное произошло и стало известным из Евангелия от Иоанна. Правда, там немного другой сюжет. Но похоже действие сдвинуто автором. Так что Мария Магдалина стоит с непокрытой головой у креста и отирает Иисусу ноги своими волосами. Кто же тогда сидит?

Боровиковский В.Л. Распятие. XVIII век. Музей В.А. Тропинина (фрагмент)
Боровиковский В.Л. Распятие. XVIII век. Музей В.А. Тропинина (фрагмент)

С нежностью с скорбью смотрит на сына Богородица. Она в синем одеянии, согласно православной иконописной традиции. Сложенные вместе ладони одна из особенностей её изображения. Художник изобразил её глаза полные слёз. Она молча взирала на мучения сына и только глаза выдавали её скорбь. Причитать она себе позволила после смерти Иисуса и дождавшись ухода большинства присутствовавших при казни. Она изображена ближе всех к кресту. Она то ли опирается на него, то ли поддерживает его, но ни за что она бы добровольно не покинула это место.

Боровиковский В.Л. Распятие. XVIII век. Музей В.А. Тропинина (фрагмент)
Боровиковский В.Л. Распятие. XVIII век. Музей В.А. Тропинина (фрагмент)

Рядом с ней в зелёно-красной одежде стоит автор Евангелия от Иоанна Иоанн Богослов. Первоначально думали, что это должна быть Мария Клеопова, но указали на то, что не покрыта голова (а так может быть изображена только Мария Магда­лина), а также на подбородке не тень, а борода. Кстати, он же и в одежде этих же цветов изображён Петром Басиным в церкви Свя­той Вели­кому­ченицы Ека­тери­ны в Ака­демии худо­жеств в Питере. Эскиз этой рос­писи пред­­ставлен на выстав­ке «Роман­ти­ческий клас­сицист. Пётр Басин» в Третья­ковской галерее.

Боровиковский В.Л. Распятие. XVIII век. Музей В.А. Тропинина (фрагмент)
Боровиковский В.Л. Распятие. XVIII век. Музей В.А. Тропинина (фрагмент)

Сотник Лонгин (римский центурион). Именно он пронзил копьём бок распятого Иисуса. Сотника мы видим слева. Он в красном плаще, золотом шлеме с белым плюмажем, на боку меч. Он молитвенно сложил руки, уже бросив копьё, понимая выпавшую на его долю незавидную роль: он должен был проверить живой ли Иисус и ткнул его в бок копьём. Из раны брызнули вода и кровь, попавшая на его больные глаза и сотник исцелился… В писании сказано: «Кто верует в Меня, у того, как сказано в Писании, из чрева потекут реки воды живой».

Позже Лонгин со своими легионерами охранял тело Христа и стал свидетелем его воскрешения. «Истинно Человек Сей был Сын Божий» — теперь Лонгин сам станет проповедником христианства, как и некоторые поражённые и уверо­вавшие легионеры. Наверняка двое из них у самого левого края картины рядом с сотником. Логин скоро сам будет со своими солдатами христианскими мучениками.

Боровиковский В.Л. Распятие. XVIII век. Музей В.А. Тропинина (фрагмент)
Боровиковский В.Л. Распятие. XVIII век. Музей В.А. Тропинина (фрагмент)

Перенесём взгляд на правую сторону картины, где стоят два мужчины. Один благоговейно смотрит на тело Иисуса Христа, крестом положив руки себе на грудь. Он с бородой и усами, но, если смотреть на него вни­мательно, то видно, что человек не старый, в хорошей богатой одежде. Скорее всего это Иосиф Арима­фейский, тайный ученик Господа. Его фигура в наше время постоянно упоминается или подразумевается к книгах и кинофильмах. И вы его наверняка знаете или знаете связанные с ним легенды. Ведь именно он взяв чашу, более известную как Священный Грааль, соберёт в неё кровь Христа. И именно он возьмёт копьё Лонгина. При всём этом Иосиф Аримафейский — друг Понтия Пилата и находится в этом месте не просто так. И именно его попросила Богородица пойти к Понятию Пилату и получить разрешение на погребение. Иосиф не только встретился с Пилатом, но и принял участие в снятии Иисуса с креста и предоставил свою гробницу для его тела. Он мог бы войти в число апостолов — ближайших учеников Христа. Но он был учеником, только тайным. По всей видимости это было сделано для безопасности и сохранения носителей идей.

Рядом с Иосифом Антиохийским человек постарше. Это Никодим, фарисей, член синедриона и присутствует здесь по службе. Важно то, что он также давно тайный христианин. На собрании синедриона он выступил со знаменитыми словами, что «судит ли закон наш человека, если прежде не выслушают его и не узнают, что он делает?» На эти слова тут же обратили внимание и стали допытывать не из Галилеи ли он сам, и Никодим мог быть изгнан или сурово наказан. А Галилея — это местность, где в т.ч. находится Назарет, место рождения Христа. Кстати, Никодим имел доступ к Пилату и ему также предлагал отпустить Христа.

Никодим участвовал в снятии с креста и погребении Иисуса.

Кстати, в итоге Никодим не смог скрывать свою веру, крестился, и был изгнан из Иудеи.

Боровиковский В.Л. Распятие. XVIII век. Музей В.А. Тропинина (фрагмент)
Боровиковский В.Л. Распятие. XVIII век. Музей В.А. Тропинина (фрагмент)

Чуть выше Никодима три женские фигуры в тёмной одежде. Кто это сказать сложно. Скорее всего это также как Мария Магдалина и Мария Клеопова, жёны-мироносицы. Сало­мия (мать апостолов Иакова и Иоанна), Сусанна, Марфа и Мария, сёстры воскресшего Лазаря (они интересно изображены у Мориса Дени, в его стиле, в работе 1896 года, одетые одна в чёрное, а другая в белое, у стола перед Иисусом с Граалем). Конкретно назвать кто есть кто не получится без прямой подсказки автора картины, ведь точное число жён-мироносиц не названо: «и иные», можно прочитать. А вот предположить, что одна из трёх женщин Иоанна, жена Хузы, высокого чиновника царя Ирода Антипы, сложно. Иоанна была из знатной семьи, соответственно не раство­рилась бы среди других женщин. Возможно, она была покро­вителем-браготворителем христианской общи­ны и, не исключено, её средствами оплачена возможность тайной вечери. Вам она должна быть известна по событиям с Иоанном Предтечей (Иоанном Крестителем) и Саломеей, подговорённой её матерью Иродиадой на убийство пропо­ведника.

Для сведения нужно помнить, что обычно Богородица в число жён-мироносиц не входит, но иной раз указывают, что «другая Мария». Но также Марией может быть и Мария Клеопова.

Вернёмся к вопросу о женщине, скорбящей сидя в правой части картины. Выше мы решили, что это точно не Мария Магдалина. Соот­ветственно, предположим, что это Сусанна, самостоятельная женщина с достатком, или, что скорее всего, именно состоятельная Иоанна, жена Хузы.

Боровиковский В.Л. Распятие. XVIII век. Музей В.А. Тропинина (фрагмент)
Боровиковский В.Л. Распятие. XVIII век. Музей В.А. Тропинина (фрагмент)

И вот обещанная загадка. Под левым лучом креста (под левой рукой Христа) просматривается лицо, кото­рое образуется из колец дыма. Может это Бог Отец? «Тогда пришёл с неба глас: и прославил и ещё прославлю». Может тут чей-то портрет или автопортрет? А может нет там ничего и просто показалось. Но просто так Боровиковский не стал бы делать портрет.

Но если не показалось, то кто это? У нас ответа нет.

Напомним, что выше просто наше мнение о работе Боровиковского. Своё можете составить, посетив выставку «Язык мечтаний. Цветовой код шедевра», созданную стараниями куратора Марии Кузнецовой.

Кстати, по четвергам в Тропининском музее проводятся кураторские экскурсии, которые отлично дополнят экспозицию.

Алексей Сидельников
Главный редактор

Музей В.А. Тропинина и московских художников его времени

Москва, Щетининский переулок, 10, стр. 1

2 января — 27 апреля 2025 г.

Купить билеты в Тропининский музей

__________________

Обсуждение в Телеграм >>>

Рекомендуем

Попков. Предчувствие

Попков. Предчувствие

Выставка работ Виктора Попкова в стенах Третьяковской галереи не может быть пропущена
Перейти К началу страницы