Дмитрий Жилинский. Личное

Дмитрий Жилинский. Личное

in Новости музеев 1576 views

В РОСИЗО в Петровериг­ском пе­реул­ке 28 ноября прой­дёт вер­ни­саж пер­со­наль­ной вы­став­ки одного из клю­чевых художников отечест­вен­ного искусства второй по­ло­ви­ны ХХ века Дмитрия Дмит­риевича Жилин­ского. Бо­ль­шой мастер, Жи­линский своей яр­кой твор­ческой ин­ди­ви­дуаль­ностью и масштабным, свободным от сте­рео­ти­пов ви­дением про­цессов, про­ходящих как в жизни страны, так и в сфе­ре куль­туры, оставил яркий след и вдохновил ху­дожников последующих поколений.

Жизненный путь Жилинского пере­сёк несколько переломных эпох в истории страны. Лич­ные тра­гедии по­влия­ли на глу­бокое ду­ховное осмысление жиз­ни и фор­ми­ро­ва­ние выс­о­кой нрав­ст­вен­ной по­зиции ху­дожника. В поис­ках но­вых средств са­мовыра­же­ния Жи­линский обращался к золотому наследию эпохи Возрождения и символической глубине иконописи.

Для его творчества характерны размышления над вечными, вне­вре­мен­ными темами стойкости и духовного подъёма че­ловека, аб­солютной гар­монии ми­ра и кра­соты природы. Автор ведёт диалог со зрителем на эти темы посредством своих героев: некоторые, словно живые собеседники, напряженно смотрят прямо в глаза, другие зачастую погружены глубоко в себя и свои размышления.

Жилинский Д.Д. (1927-2015) Лето. Художники Юра и Оля Ивановы. 1976. Древоплита, холст, темпера. 43х60. № ГК 3464506. КП (ГИК):2661. Ж 936. Тульский музей изобразительных искусств государственного учреждения культуры Тульской области "Тульское музейное объединение"
Жилинский Д.Д. (1927-2015) Лето. Художники Юра и Оля Ивановы. 1976. Древоплита, холст, темпера. 43х60. № ГК 3464506. КП (ГИК):2661. Ж 936. Тульский музей изобразительных искусств государственного учреждения культуры Тульской области «Тульское музейное объединение»
  • Жилинский Д.Д. (1927-2015) Нина. 1953. Холст, масло. 86х70 Частная коллекция, собрание семьи художника
  • Жилинский Д.Д. (1927-2015) Зимний натюрморт. 1980. Оргалит, масло. 61х50. РОСИЗО. № ГК 27261209. КП-29187
Дмитрий Жилинский
Жилинский Д.Д. (1927-2015) Автопортрет с мамой (Зима на юге). 1974. Государственное музейное объединение «Художественная культура Русского Севера», Архангельск. ДВП, темпера. 60х85. № ГК 9174004. АОМИИ КП 5033. ​​​​​​​Ж 1600

В экспозиции представлены ма­те­риа­лы из се­мей­но­го ар­хи­ва, живопись и графика, относящиеся к разным этапам твор­чес­кого пу­ти мас­тера. Экспо­зиция объе­диняет произ­ве­де­ния из частных со­бра­ний и рос­сийских музеев. В их числе Го­су­дар­ст­вен­ная Третья­ков­ская га­ле­рея, Го­су­дар­ствен­ный Рус­ский му­зей, музеи Саратова, Самары, Тамбова, Ту­лы, Ар­ангель­ска.

Дмитрий Жилинский. Портрет Николая Чернышёва с женой (в лесу). 1970. Дсп, левкас, темпера. Частная коллекция, собрание семьи художника
Дмитрий Жилинский. Портрет Николая Чернышёва с женой (в лесу). 1970. Дсп, левкас, темпера. Частная коллекция, собрание семьи художника

Авторский стиль

На мой взгляд, для искусства реалистического очень важно слияние конкретного и отвлечённого. Другими словами — преломление объективного, существующего мира вещей, явлений, событий в мышлении художника, которое придаёт ту или иную пластическую форму изображению.

Дмитрий Жилинский

Посетители выставки увидят разные работы художника. Сре­ди них — кар­ти­ны «Ни­на», «Ут­ро», трип­тих «1937», ра­бо­та «Dios con no­sot­ros» («С нами Бог!»), на­пи­санная Жилинским в 1991 году в Испании.

Зрелый период творчества Дмитрия Жилинского отмечен не только обретением собственной живописной манеры, но и обращением художника темперной живописи. Известно, что мастер сам подготавливал материал перед работой: растирал краски, выпиливал ДСП-основы (древесно-стружечная плита) для будущих картин, мастерил и сколачивал рамы. По мнению художника, эта сложная ремесленная работа, которая требует долгого, кропотливого труда, сближала его с мастерами предыдущих эпох. Он писал, что возрождение этой традиции позволило бы иначе развиваться искусству. А темперная живопись отвечала требованиям художника к законченной и целостной картине.

Авторский стиль художника заключается в выработке собственных изобразительных приёмов, которые не дублируют и не слепо цитируют известные живописные произведения, а являются переосмыслением многовекового опыта мирового изобразительного искусства, преломлённого в творчестве живописца XX века. С начала 1960-х подов всё заметнее меняется художественный почерк Жилинского — от объёмной лепки героев художник переходит к гладкой живописи. Это влечёт за собой необходимость внимательного отношения к рисунку, поскольку в работах начинает преобладать силуэтность.

Вслед за этим меняется и отношение к цвету: из-за того, что мастер делает выбор в пользу локального, открытого цвета, его живопись становится тональной. Особенно это заметно в портретах четы Чернышёвых. Работая над портретом учителя, наставника и друга Николая Михайловича Чернышёва, Жилинский скоро пришёл к мысли, что писать изображение мастера одного неверно. В работу обязательно должна быть включена жена Чернышёва Антонина Александровна — «опора, верный, неотлучный друг в течение всей долгой жизни». Так родилась серия парных портретов, которые стали олицетворением сформировавшегося, узнаваемого стиля художника и продолжили так называемый портретный циклов творчестве Жилинского, который начался в 1950-е годы. Известно, что, будучи студентом, Жилинский изучал портретное творчество Михаила Нестерова, который изображал своих героев в рабочей обстановке. На каждом портрете Чернышёв изображён с папкой для зарисовок, что наводит на мысль не о праздной прогулке художника, а поиске материала для будущих картин.

Одной из самых известных работ Дмитрия Жилинского, безусловно, является картина «Под старой яблоней» (1969). Художник изобразил свою маму и её внуков, собирающих яблоки. Это не просто очередная работа мастера, это картина-посвящение матери, «которой я всем обязан», говорил Жилинский. Словно её воспоминания, художник пишет изображения отца и старшего брата, трагически погибших в разное время: отца репрессировали и расстреляли в 1938 году, а брат погиб на фронте в 1944-м. Их он помещает в раму, как клейма в иконах. За внешней красочностью и даже колористической праздничностью скрывается трагедия отдельно взятого человека — матери, поражающей стойкостью и крепостью духа, способностью продолжать дарить любовь, несмотря ни на что. Открытые драматические ходы в решении темы никогда не были методом работы художника, именно поэтому он прибегает к иносказательности.

Образ матери будет одним из центральных в творчестве художника. Не раз Анастасия Фёдоровна Жилинская появится в его произведениях, таких как «Автопортрет с мамой (Зима на юге)» (1974), «Одна» (1983) и, конечно, в центральной части триптиха «1937 год» (1987). В «Автопортрете с мамой» художником раскрыта тема неспешности времени, размышлений и погружения в себя. Герои картины ведут внутренний диалог, в который вовлечён и зритель, становясь не просто его свидетелем, но участником.

Праздничный цвет в живописи Жилинского, ставший визитной карточкой его творческого метода, сталкивается и словно диссонирует с изображением, с темой. Минорная составляющая, подчеркнутая сосредоточенным размышлением и погружением во внутренний мир, настолько сильна, что колорит кажется слишком активным для этих меланхоличных образов. Такой подход заметен в триптихе «На новых землях» (1967). Художник обратился к современной теме — жизни советского человека, наполненной трудом и радостью: строительство дома, новоселье, застолье, точнее, посиделки на природе. Незатейливая повседневность трактована художником, как радость в малом, которой соответствует, пожалуй, лишь цветовое решение.

С самых ранних произведений Дмитрий Жилинский создаёт картины для рассматривания. По мере совершенствования его живописи эта особенность картин усиливается. Каждое произведение требует сосредоточенного зрительского внимания и культуры «смотрения».

Куратор

Куратор выставки Елена Семёнова.

Владимир Соломенцев
Руководитель службы
по связям с общественностью РОСИЗО
20.11.2024
Дмитрий Жилинский. Портрет Татьяны Лисицкий. 1976
Дмитрий Жилинский. Портрет Татьяны Лисицкой. 1976. Древоплита, темпера. 48х38. ТОХМ КП 3029. Ж 1018. ГК 3770652

Жилинский Дмитрий Дмитрие­вич (25 мая 1927, село Волковка, Сочин­ский район, Черноморский округ, Се­ве­ро-Кав­каз­ский край, ныне в черте г. Сочи – 29 июля 2015, Москва), российский живописец, график и педагог, член Московского союза художников (1954), заслу­женный дея­тель искусств РСФСР (1983), народный художник РСФСР (1987), действи­тель­ный член Академии художеств СССР (1988), дей­ст­ви­тельный член Россий­ской академии образования (1993).

По отцовской линии по­то­мок поль­ского дво­рян­ского ро­да Вой­шин-Мур­дас-Жилинских.

Родился и вырос в коммуне про­све­ти­тель­ни­цы и автора книг по педа­го­гике М.А. Бы­ковой. Ба­буш­ка по от­цов­ской ли­нии Н.В. Жи­лин­ская (урож­­дённая Нем­чинова) – свод­ная млад­шая сестра жи­вописца В.А. Серова.

В 1930–1944 гг. Д.Д. Жилинский жил в станице Ап­шеронская (ныне г. Ап­ше­ронск), в го­ды Ве­ликой Отече­ствен­ной войны 1941–1945 гг. пережил не­мецкую оккупацию; его старший брат Ва­силий приз­ван в действующую армию в 1943 г., умер от ран в госпитале в Молдавской ССР в 1944 г.

В 1944 г. Д.Д. Жилинский приехал в Москву и по совету художницы Н.Я. Си­мо­нович-Ефи­мовой, двою­родной сестры бабушки, и её мужа скульптора И.С. Ефимова поступил в Московский институт при­клад­ного и де­коратив­ного ис­кусства на факуль­тет стекла. Желая заниматься живо­писью, в 1946 г. перевёлся в Мос­ковский государственный художе­ст­венный институт имени В.И. Сури­кова (МГХИ), где его учителями были Н.М. Чернышёв, С.А. Чуйков, В.Д. Яков­лев, А.М. Грицай и П.Д. Корин.

Поначалу Жилинский использовал готовую промышленную темперу, позднее стал добавлять в неё желт­ковую эмульсию, благодаря чему цвет красок стал активнее и ярче, а живо­писная поверхность прочнее.

Работы Жилинского регулярно вы­став­ля­лись за ру­бе­жом: на Ве­не­циан­ской биен­на­ле (1966, 1982), вы­став­ках «Рус­ское искус­ство от скифов до наших дней» (Гран-пале, Париж, 1967–1968), Всемирной выставке «Экспо-67» (Монреаль, 1967–1968), меж­дународной выстав­ке Всемирного фестиваля мо­ло­дёжи (София, 1968), вы­став­ке изобра­зи­тель­ного ис­кус­ства в со­ветском павильоне во вре­мя Игр XIX Олим­пиа­ды в Мехико (1968), Биен­нале стран Бал­тийского моря (Росток, ГДР, 1969). В 1972 г. вы­ставка работ пяти мос­ков­ских ху­дож­ни­ков – Жилинского, Г.М. Кор­жева, Е.И. Зверь­кова, В.И. Иванова и П.П. Ос­сов­ского – была показана в итальянских горо­дах: Риме, Милане, Турине и Болонье. Ху­до­же­ст­вен­ным сви­де­тель­ством это­го тура стал групповой портрет худож­ников «В кафе Греко» (1974, Третья­ков­ская га­ле­рея), на­пи­сан­ный Ива­но­вым. На­чи­ная с 1970-х гг. ре­гуляр­но устраи­вались персо­наль­ные выставки ху­дожника в СССР и Ев­ро­пе, в том числе в 2007 и 2017 гг. – в Третья­ков­ской га­ле­рее, в 2012–2013 гг. – в Рус­ском музее.

Большая Российская Энциклопедия

Редакция журнала «Коллекция»

благодарит Анну Чепурную за помощь в подготовке материала



28 ноября 2024 года

Жилинский Д.Д. (1927-2015) В метро. 1957. Холст, масло. Тамбовская картинная галерея
Жилинский Д.Д. (1927-2015) В метро. 1957. Холст, масло. Тамбовская картинная галерея
Жилинский Д.Д. (1927-2015) Лавиния Бажбеук-Меликян и Нина Жилинская. Этюд к картине "В метро". 1957. Холст, масло. Собрание Владимира Некрасова
Жилинский Д.Д. (1927-2015) Лавиния Бажбеук-Меликян и Нина Жилинская. Этюд к картине «В метро». 1957. Холст, масло. Собрание Владимира Некрасова
  • Жилинский Д.Д. Утро. 1954. Холст, масло. ГТГ
  • Жилинский Д.Д. Групповой портрет студентов-скульпторов. 1964. Холст, масло. Саратовский государственный художественный музей имени А.Н. Радищева
  • Жилинский Д.Д. Портрет скульптора А.Е. Зелинского с дочерью. 1958. Холст, масло. Самарский областной художественный музей
Жилинский Д.Д. Автопортрет. Студент. 1946. Картон, масло. Частная коллекция, собрание семьи художника
Жилинский Д.Д. Автопортрет. Студент. 1946. Картон, масло. Частная коллекция, собрание семьи художника
Жилинский Д.Д. Триптих "На новых землях". Строительство. Праздник в новом доме. 1967. Холст, масло
Жилинский Д.Д. Триптих «На новых землях». Строительство. Праздник в новом доме. 1967. Холст, масло
Жилинский Д.Д. Семья художника. Чернышёвы. 1969. ДСП, левкас, темпера. ГРМ
Жилинский Д.Д. Семья художника. Чернышёвы. 1969. ДСП, левкас, темпера. ГРМ
  • Жилинский Д.Д. Семья Чернышёвых. 1970. ДСП, левкас, темпера. ГТГ
  • Жилинский Д.Д. Портрет Николая Чернышёва с женой (в лесу). 1970. Дсп, левкас, темпера. Частная коллекция, собрание семьи художника
Дмитрий Жилинский
Дмитрий Жилинский
Жилинский Д.Д. (1927-2015) Автопортрет с мамой (Зима на юге). 1974. Государственное музейное объединение "Художественная культура Русского Севера", Архангельск. ДВП, темпера. 60х85. № ГК 9174004. АОМИИ КП 5033. ​​​​​​​Ж 1600
Жилинский Д.Д. (1927-2015) Автопортрет с мамой (Зима на юге). 1974. Государственное музейное объединение «Художественная культура Русского Севера», Архангельск. ДВП, темпера. 60х85. № ГК 9174004. АОМИИ КП 5033. ​​​​​​​Ж 1600
  • Жилинский Д.Д. Жасмин (Портрет Ольги Жилинской). 1978. Оргалит, яичная темпера. Музей «Новый Иерусалим»
  • Жилинский Д.Д. Скульптор И.С. Ефимов с сыном Адрианом. 1956. Холст, масло. Собрание семьи Ефимовых
Жилинский Д.Д. Под старой яблоней. 1969. ДСП, левкас, темпера. ГРМ. Авторская рама, на полях размещены фигуры отца Дмитрия Жилинского, расстрелянного в 1937 году, и брата Василия, погибшего на фронте. В верхней части рамы надпись: «Посвящаю моей маме» (Фрагмент)
Жилинский Д.Д. Под старой яблоней. 1969. ДСП, левкас, темпера. ГРМ. Авторская рама, на полях размещены фигуры отца Дмитрия Жилинского, расстрелянного в 1937 году, и брата Василия, погибшего на фронте. В верхней части рамы надпись: «Посвящаю моей маме» (Фрагмент)
  • Жилинский Д.Д. Под старой яблоней. 1969. ДСП, левкас, темпера. ГРМ. Авторская рама, на полях размещены фигуры отца Дмитрия Жилинского, расстрелянного в 1937 году, и брата Василия, погибшего на фронте. В верхней части рамы надпись: «Посвящаю моей маме»
Жилинский Д.Д. (1927-2015) Нина. 1953. Холст, масло. 86х70 Частная коллекция, собрание семьи художника
Жилинский Д.Д. (1927-2015) Нина. 1953. Холст, масло. 86х70 Частная коллекция, собрание семьи художника
  • Жилинский Д.Д. Летний натюрморт. 1980. Картон, темпера. Государственное музейное объединение «Художественная культура русского севера». Архангельск
  • Жилинский Д.Д. Лето. Художники Юра и Оля Ивановы. 1976. Древоплита, холст, темпера. 43х60. № ГК 3464506. КП (ГИК):2661. Ж 936. Тульский музей изобразительных искусств государственного учреждения культуры Тульской области «Тульское музейное объединение»
Жилинский Д.Д. Володя Шмидт. 1945. Картон, масло. Частная коллекция, собрание семьи художника
Жилинский Д.Д. Володя Шмидт. 1945. Картон, масло. Частная коллекция, собрание семьи художника
  • Жилинский Д.Д. Молодая семья. 1980. ДСП, темпера. ГТГ
  • Дмитрий Жилинский. Портрет Татьяны Лисицкой. 1976. Древоплита, темпера. 48х38. ТОХМ КП 3029. Ж 1018. ГК 3770652
Жилинский Д.Д. Альтист. 1972. Дерево, темпера. ГТГ
Жилинский Д.Д. Альтист. 1972. Дерево, темпера. ГТГ
Жилинский Д.Д. Играет Святослав Рихтер. 1985. ДСП, темпера. ГРМ
Жилинский Д.Д. Играет Святослав Рихтер. 1985. ДСП, темпера. ГРМ
  • Жилинский Д.Д. Вечерняя сказка. 2004. Оргалит, темпера. Частная коллекция, собрание семьи художника
  • Жилинский Д.Д. Одна. 1983. ДСП, темпера. Частная коллекция, собрание семьи художника
Жилинский Д.Д. Венера с Колей. 2000. Холст, масло. Частная коллекция, собрание семьи художника
Жилинский Д.Д. Венера с Колей. 2000. Холст, масло. Частная коллекция, собрание семьи художника
  • Жилинский Д.Д. Художник Нина Жилинская. 1991. Оргалит, темпера. Частная коллекция, собрание семьи художника
  • Жилинский Д.Д. Сима на жёлтом. 2006. Оргалит, темпера. Частная коллекция, собрание семьи художника
  • Жилинский Д.Д. Мальчик и розы. 1989. ДВП, темпера. Собрание Владимира Некрасова
Жилинский Д.Д. Человек с убитой собакой. 1976. ДСП, темпера. ГТГ
Жилинский Д.Д. Человек с убитой собакой. 1976. ДСП, темпера. ГТГ
  • Жилинский Д.Д. Натюрморт с тибетской скульптурой. 1991. Оргалит, темпера. Частная коллекция, собрание семьи художника
  • Жилинский Д.Д. Портрет Кармины с розой. 1990. Холст, масло. Собрание Владимира Некрасова
  • Жилинский Д.Д. У моря. Семья. 2009. ДСП, масло. Частная коллекция, собрание семьи художника
Жилинский Д.Д. Букет с испанским блюдом. 1990. Оргалит, темпера. Частная коллекция, собрание семьи художника
Жилинский Д.Д. Букет с испанским блюдом. 1990. Оргалит, темпера. Частная коллекция, собрание семьи художника
  • Жилинский Д.Д. Артишоки. 2009. Оргалит, темпера. Частная коллекция, собрание семьи художника
  • Жилинский Д.Д. Весенний натюрморт. 1980. Оргалит, темпера. ГТГ
  • Жилинский Д.Д. Зимний натюрморт. 1980. Оргалит, темпера. Государственный музейно-выставочный центр «РОСИЗО»
Жилинский Д.Д. Окрестности Сочи. 1984. Оргалит, темпера. ГТГ
Жилинский Д.Д. Окрестности Сочи. 1984. Оргалит, темпера. ГТГ
  • Жилинский Д.Д. 1937 год. Центральная часть триптиха. 1987. ДСП, темпера. 200 × 173,5. ГТГ
  • Жилинский Д.Д. Триптих «1937 год». 1987. Оргалит, ДСП, темпера. ГТГ. В авторскую раму вмонтирована копия справки о посмертной реабилитации отца Д.Д. Жилинского, сверху надпись: «Посвящаю без вины погибшим в годы репрессий и беззакония»
Жилинский Д.Д. 1937 год. Центральная часть триптиха. 1987 ДСП, темпера. 200 × 173,5. ГТГ (Фрагмент)
Жилинский Д.Д. 1937 год. Центральная часть триптиха. 1987
ДСП, темпера. 200 × 173,5. ГТГ (Фрагмент)
  • Жилинский Д.Д. Dios con nosotros (С нами Бог). 1991. Холст, масло, темпера. ГРМ
  • Жилинский Д.Д. Dios con nosotros (С нами Бог). 1991. Холст, масло, темпера. ГРМ (Фрагмент)

 

Андрей Соловьёв, специальный корреспондент журнала "Коллекция"
Андрей Соловьёв, специальный корреспондент журнала «Коллекция»
Алексей Сидельников, главный редактор журнала "Коллекция"
Алексей Сидельников, главный редактор журнала «Коллекция»


РОСИЗО логотип

РОСИЗО — это мно­го­про­филь­ная ор­га­ни­за­ция, зани­мающаяся раз­ра­бот­кой и реа­ли­­за­цией вы­ста­воч­ных проектов, са­мо­стоя­тель­но и в парт­нёрстве с ве­дущими ми­ровыми му­зеями и куль­тур­ными ин­сти­туциями.

Фонд РОСИЗО насчитывает более 45000 произведений искусства.

РОСИЗО осуществляет все музейные функции: от хранения, изучения, реставрации и публичного пред­ставления музейных предметов и музейных коллекций до культурно-просветительских программ и между­народного культурного сотрудниче­ства.

Одна из главных задач РОСИЗО — популяризация художественного нас­ледия России и современного российского искусства.

С 2021 года генеральным директором РОСИЗО яв­ляется Ольга Галак­тионова, управлявшая ранее крупными теат­ральными, кине­ма­то­гра­фи­чес­ки­ми, теле­ви­зион­ны­ми и выста­вочными проектами.

РОСИЗО

г. Москва, Петроверигский пер. д. 4 стр. 1

29 ноября 2024 — 23 февраля 2025

Купить билет в РОСИЗО можно на сайте

Альфред Шнитке. Звуки пустых страниц

_________________

Обсуждением в Телеграмм >>>

Tags:

Рекомендуем

Перейти К началу страницы