В РОСИЗО в Петроверигском переулке 28 ноября пройдёт вернисаж персональной выставки одного из ключевых художников отечественного искусства второй половины ХХ века Дмитрия Дмитриевича Жилинского. Большой мастер, Жилинский своей яркой творческой индивидуальностью и масштабным, свободным от стереотипов видением процессов, проходящих как в жизни страны, так и в сфере культуры, оставил яркий след и вдохновил художников последующих поколений.
Жизненный путь Жилинского пересёк несколько переломных эпох в истории страны. Личные трагедии повлияли на глубокое духовное осмысление жизни и формирование высокой нравственной позиции художника. В поисках новых средств самовыражения Жилинский обращался к золотому наследию эпохи Возрождения и символической глубине иконописи.
Для его творчества характерны размышления над вечными, вневременными темами стойкости и духовного подъёма человека, абсолютной гармонии мира и красоты природы. Автор ведёт диалог со зрителем на эти темы посредством своих героев: некоторые, словно живые собеседники, напряженно смотрят прямо в глаза, другие зачастую погружены глубоко в себя и свои размышления.
- Жилинский Д.Д. (1927-2015) Нина. 1953. Холст, масло. 86х70 Частная коллекция, собрание семьи художника
- Жилинский Д.Д. (1927-2015) Зимний натюрморт. 1980. Оргалит, масло. 61х50. РОСИЗО. № ГК 27261209. КП-29187
В экспозиции представлены материалы из семейного архива, живопись и графика, относящиеся к разным этапам творческого пути мастера. Экспозиция объединяет произведения из частных собраний и российских музеев. В их числе Государственная Третьяковская галерея, Государственный Русский музей, музеи Саратова, Самары, Тамбова, Тулы, Арангельска.
Авторский стиль
На мой взгляд, для искусства реалистического очень важно слияние конкретного и отвлечённого. Другими словами — преломление объективного, существующего мира вещей, явлений, событий в мышлении художника, которое придаёт ту или иную пластическую форму изображению.
Дмитрий Жилинский
Посетители выставки увидят разные работы художника. Среди них — картины «Нина», «Утро», триптих «1937», работа «Dios con nosotros» («С нами Бог!»), написанная Жилинским в 1991 году в Испании.
Зрелый период творчества Дмитрия Жилинского отмечен не только обретением собственной живописной манеры, но и обращением художника темперной живописи. Известно, что мастер сам подготавливал материал перед работой: растирал краски, выпиливал ДСП-основы (древесно-стружечная плита) для будущих картин, мастерил и сколачивал рамы. По мнению художника, эта сложная ремесленная работа, которая требует долгого, кропотливого труда, сближала его с мастерами предыдущих эпох. Он писал, что возрождение этой традиции позволило бы иначе развиваться искусству. А темперная живопись отвечала требованиям художника к законченной и целостной картине.
Авторский стиль художника заключается в выработке собственных изобразительных приёмов, которые не дублируют и не слепо цитируют известные живописные произведения, а являются переосмыслением многовекового опыта мирового изобразительного искусства, преломлённого в творчестве живописца XX века. С начала 1960-х подов всё заметнее меняется художественный почерк Жилинского — от объёмной лепки героев художник переходит к гладкой живописи. Это влечёт за собой необходимость внимательного отношения к рисунку, поскольку в работах начинает преобладать силуэтность.
Вслед за этим меняется и отношение к цвету: из-за того, что мастер делает выбор в пользу локального, открытого цвета, его живопись становится тональной. Особенно это заметно в портретах четы Чернышёвых. Работая над портретом учителя, наставника и друга Николая Михайловича Чернышёва, Жилинский скоро пришёл к мысли, что писать изображение мастера одного неверно. В работу обязательно должна быть включена жена Чернышёва Антонина Александровна — «опора, верный, неотлучный друг в течение всей долгой жизни». Так родилась серия парных портретов, которые стали олицетворением сформировавшегося, узнаваемого стиля художника и продолжили так называемый портретный циклов творчестве Жилинского, который начался в 1950-е годы. Известно, что, будучи студентом, Жилинский изучал портретное творчество Михаила Нестерова, который изображал своих героев в рабочей обстановке. На каждом портрете Чернышёв изображён с папкой для зарисовок, что наводит на мысль не о праздной прогулке художника, а поиске материала для будущих картин.
Одной из самых известных работ Дмитрия Жилинского, безусловно, является картина «Под старой яблоней» (1969). Художник изобразил свою маму и её внуков, собирающих яблоки. Это не просто очередная работа мастера, это картина-посвящение матери, «которой я всем обязан», говорил Жилинский. Словно её воспоминания, художник пишет изображения отца и старшего брата, трагически погибших в разное время: отца репрессировали и расстреляли в 1938 году, а брат погиб на фронте в 1944-м. Их он помещает в раму, как клейма в иконах. За внешней красочностью и даже колористической праздничностью скрывается трагедия отдельно взятого человека — матери, поражающей стойкостью и крепостью духа, способностью продолжать дарить любовь, несмотря ни на что. Открытые драматические ходы в решении темы никогда не были методом работы художника, именно поэтому он прибегает к иносказательности.
Образ матери будет одним из центральных в творчестве художника. Не раз Анастасия Фёдоровна Жилинская появится в его произведениях, таких как «Автопортрет с мамой (Зима на юге)» (1974), «Одна» (1983) и, конечно, в центральной части триптиха «1937 год» (1987). В «Автопортрете с мамой» художником раскрыта тема неспешности времени, размышлений и погружения в себя. Герои картины ведут внутренний диалог, в который вовлечён и зритель, становясь не просто его свидетелем, но участником.
Праздничный цвет в живописи Жилинского, ставший визитной карточкой его творческого метода, сталкивается и словно диссонирует с изображением, с темой. Минорная составляющая, подчеркнутая сосредоточенным размышлением и погружением во внутренний мир, настолько сильна, что колорит кажется слишком активным для этих меланхоличных образов. Такой подход заметен в триптихе «На новых землях» (1967). Художник обратился к современной теме — жизни советского человека, наполненной трудом и радостью: строительство дома, новоселье, застолье, точнее, посиделки на природе. Незатейливая повседневность трактована художником, как радость в малом, которой соответствует, пожалуй, лишь цветовое решение.
С самых ранних произведений Дмитрий Жилинский создаёт картины для рассматривания. По мере совершенствования его живописи эта особенность картин усиливается. Каждое произведение требует сосредоточенного зрительского внимания и культуры «смотрения».
Куратор
Куратор выставки Елена Семёнова.
Владимир Соломенцев Руководитель службы по связям с общественностью РОСИЗО 20.11.2024
Жилинский Дмитрий Дмитриевич (25 мая 1927, село Волковка, Сочинский район, Черноморский округ, Северо-Кавказский край, ныне в черте г. Сочи – 29 июля 2015, Москва), российский живописец, график и педагог, член Московского союза художников (1954), заслуженный деятель искусств РСФСР (1983), народный художник РСФСР (1987), действительный член Академии художеств СССР (1988), действительный член Российской академии образования (1993).
По отцовской линии потомок польского дворянского рода Войшин-Мурдас-Жилинских.
Родился и вырос в коммуне просветительницы и автора книг по педагогике М.А. Быковой. Бабушка по отцовской линии Н.В. Жилинская (урождённая Немчинова) – сводная младшая сестра живописца В.А. Серова.
В 1930–1944 гг. Д.Д. Жилинский жил в станице Апшеронская (ныне г. Апшеронск), в годы Великой Отечественной войны 1941–1945 гг. пережил немецкую оккупацию; его старший брат Василий призван в действующую армию в 1943 г., умер от ран в госпитале в Молдавской ССР в 1944 г.
В 1944 г. Д.Д. Жилинский приехал в Москву и по совету художницы Н.Я. Симонович-Ефимовой, двоюродной сестры бабушки, и её мужа скульптора И.С. Ефимова поступил в Московский институт прикладного и декоративного искусства на факультет стекла. Желая заниматься живописью, в 1946 г. перевёлся в Московский государственный художественный институт имени В.И. Сурикова (МГХИ), где его учителями были Н.М. Чернышёв, С.А. Чуйков, В.Д. Яковлев, А.М. Грицай и П.Д. Корин.
Поначалу Жилинский использовал готовую промышленную темперу, позднее стал добавлять в неё желтковую эмульсию, благодаря чему цвет красок стал активнее и ярче, а живописная поверхность прочнее.
Работы Жилинского регулярно выставлялись за рубежом: на Венецианской биеннале (1966, 1982), выставках «Русское искусство от скифов до наших дней» (Гран-пале, Париж, 1967–1968), Всемирной выставке «Экспо-67» (Монреаль, 1967–1968), международной выставке Всемирного фестиваля молодёжи (София, 1968), выставке изобразительного искусства в советском павильоне во время Игр XIX Олимпиады в Мехико (1968), Биеннале стран Балтийского моря (Росток, ГДР, 1969). В 1972 г. выставка работ пяти московских художников – Жилинского, Г.М. Коржева, Е.И. Зверькова, В.И. Иванова и П.П. Оссовского – была показана в итальянских городах: Риме, Милане, Турине и Болонье. Художественным свидетельством этого тура стал групповой портрет художников «В кафе Греко» (1974, Третьяковская галерея), написанный Ивановым. Начиная с 1970-х гг. регулярно устраивались персональные выставки художника в СССР и Европе, в том числе в 2007 и 2017 гг. – в Третьяковской галерее, в 2012–2013 гг. – в Русском музее.
Большая Российская Энциклопедия
Редакция журнала «Коллекция»
благодарит Анну Чепурную за помощь в подготовке материала
28 ноября 2024 года
- Жилинский Д.Д. Утро. 1954. Холст, масло. ГТГ
- Жилинский Д.Д. Групповой портрет студентов-скульпторов. 1964. Холст, масло. Саратовский государственный художественный музей имени А.Н. Радищева
- Жилинский Д.Д. Портрет скульптора А.Е. Зелинского с дочерью. 1958. Холст, масло. Самарский областной художественный музей
- Жилинский Д.Д. Семья Чернышёвых. 1970. ДСП, левкас, темпера. ГТГ
- Жилинский Д.Д. Портрет Николая Чернышёва с женой (в лесу). 1970. Дсп, левкас, темпера. Частная коллекция, собрание семьи художника
- Жилинский Д.Д. Жасмин (Портрет Ольги Жилинской). 1978. Оргалит, яичная темпера. Музей «Новый Иерусалим»
- Жилинский Д.Д. Скульптор И.С. Ефимов с сыном Адрианом. 1956. Холст, масло. Собрание семьи Ефимовых
- Жилинский Д.Д. Под старой яблоней. 1969. ДСП, левкас, темпера. ГРМ. Авторская рама, на полях размещены фигуры отца Дмитрия Жилинского, расстрелянного в 1937 году, и брата Василия, погибшего на фронте. В верхней части рамы надпись: «Посвящаю моей маме»
- Жилинский Д.Д. Летний натюрморт. 1980. Картон, темпера. Государственное музейное объединение «Художественная культура русского севера». Архангельск
- Жилинский Д.Д. Лето. Художники Юра и Оля Ивановы. 1976. Древоплита, холст, темпера. 43х60. № ГК 3464506. КП (ГИК):2661. Ж 936. Тульский музей изобразительных искусств государственного учреждения культуры Тульской области «Тульское музейное объединение»
- Жилинский Д.Д. Молодая семья. 1980. ДСП, темпера. ГТГ
- Дмитрий Жилинский. Портрет Татьяны Лисицкой. 1976. Древоплита, темпера. 48х38. ТОХМ КП 3029. Ж 1018. ГК 3770652
- Жилинский Д.Д. Вечерняя сказка. 2004. Оргалит, темпера. Частная коллекция, собрание семьи художника
- Жилинский Д.Д. Одна. 1983. ДСП, темпера. Частная коллекция, собрание семьи художника
- Жилинский Д.Д. Художник Нина Жилинская. 1991. Оргалит, темпера. Частная коллекция, собрание семьи художника
- Жилинский Д.Д. Сима на жёлтом. 2006. Оргалит, темпера. Частная коллекция, собрание семьи художника
- Жилинский Д.Д. Мальчик и розы. 1989. ДВП, темпера. Собрание Владимира Некрасова
- Жилинский Д.Д. Натюрморт с тибетской скульптурой. 1991. Оргалит, темпера. Частная коллекция, собрание семьи художника
- Жилинский Д.Д. Портрет Кармины с розой. 1990. Холст, масло. Собрание Владимира Некрасова
- Жилинский Д.Д. У моря. Семья. 2009. ДСП, масло. Частная коллекция, собрание семьи художника
- Жилинский Д.Д. Артишоки. 2009. Оргалит, темпера. Частная коллекция, собрание семьи художника
- Жилинский Д.Д. Весенний натюрморт. 1980. Оргалит, темпера. ГТГ
- Жилинский Д.Д. Зимний натюрморт. 1980. Оргалит, темпера. Государственный музейно-выставочный центр «РОСИЗО»
- Жилинский Д.Д. 1937 год. Центральная часть триптиха. 1987. ДСП, темпера. 200 × 173,5. ГТГ
- Жилинский Д.Д. Триптих «1937 год». 1987. Оргалит, ДСП, темпера. ГТГ. В авторскую раму вмонтирована копия справки о посмертной реабилитации отца Д.Д. Жилинского, сверху надпись: «Посвящаю без вины погибшим в годы репрессий и беззакония»
- Жилинский Д.Д. Dios con nosotros (С нами Бог). 1991. Холст, масло, темпера. ГРМ
- Жилинский Д.Д. Dios con nosotros (С нами Бог). 1991. Холст, масло, темпера. ГРМ (Фрагмент)
РОСИЗО — это многопрофильная организация, занимающаяся разработкой и реализацией выставочных проектов, самостоятельно и в партнёрстве с ведущими мировыми музеями и культурными институциями.
Фонд РОСИЗО насчитывает более 45000 произведений искусства.
РОСИЗО осуществляет все музейные функции: от хранения, изучения, реставрации и публичного представления музейных предметов и музейных коллекций до культурно-просветительских программ и международного культурного сотрудничества.
Одна из главных задач РОСИЗО — популяризация художественного наследия России и современного российского искусства.
С 2021 года генеральным директором РОСИЗО является Ольга Галактионова, управлявшая ранее крупными театральными, кинематографическими, телевизионными и выставочными проектами.
РОСИЗО
г. Москва, Петроверигский пер. д. 4 стр. 1
29 ноября 2024 — 23 февраля 2025
Купить билет в РОСИЗО можно на сайте
_________________