Покорители космоса

ГРМ реставрирует картину «Покорители космоса» из Луганска

in Новости музеев 1037 views

В начале 2024 года по ини­циа­ти­ве Ми­нис­тер­ства куль­ту­ры Рос­сий­ской Фе­де­ра­ции бы­ло при­ня­то ре­ше­ние про­вес­ти рес­­тав­ра­цию хра­ня­щей­ся в фондах Луган­ского ху­до­же­ст­вен­ного музея мо­ну­мен­таль­ной кар­тины Алек­­сандра Дей­не́ки «По­ко­ри­те­ли космоса» (1961). В феврале 2024 года в Объе­динён­ном ме­мориаль­­ном му­зее-за­по­вед­ни­ке Ю.А. Га­га­ри­на «Пар­ке по­ко­рителей кос­моса имени Ю.А. Га­га­рина» спе­циа­листами Рус­ского му­зея был прове­дён ряд иссле­дова­тель­ских и консерва­ционных ме­роприятий. Пос­ле за­вершения это­го этапа работ про­из­­ведение было показано на «Вы­ставке одной картины», при­уро­чен­ной к 90-ле­тию со дня рождения Ю.А. Га­гари­на в «Пар­ке по­корителей кос­моса им. Ю.А. Гагарина». В июне 2024 года картина бы­ла пе­ре­ме­ще­на в Го­судар­ст­вен­ный Русский музей для проведения комплексной научной реставрации.

Начало реставрации картины Александра Дейнеки
«Покорители космоса»
из Луганского художе­ст­вен­ного музея

В настоящее вре­мя за­вершены под­го­то­ви­тель­ные ра­боты к началу реставрации. Раз­ра­бо­тана ме­то­ди­ка укреп­ле­ния грунта и красочного слоя, про­ведены пред­­ва­ри­­тель­­ные тех­ни­ко-тех­но­­ло­ги­­че­ские и хи­мико-био­логи­ческие ис­сле­­до­ва­ния, а также выполнена циф­ро­вая фо­то­фик­сация со­стоя­ния сохранности в высоком раз­решении и съемка лицевой поверхности в ультра­фиоле­­товом излучении.

Александр Дейнека. Покорители космоса. 1961. Луганский художественный музей
Александр Дейнека. Покорители космоса. 1961. Луганский ху­дожественный музей

Реставрацию пред­полагается завер­шить к концу июня 2025 го­да. В ра­боте при­нимают уча­стие ве­дущие ху­дож­ни­ки-рес­тав­ра­торы отдела рес­тав­рации живописи смешанных техник Русского музея. Руководитель проекта – художник-реставратор высшей категории Нина Русакова.

В Русском музее 19 ноября пройдёт открытое заседание
расширенного Реставрационного совета

В пресс-подходе примут участие: Генеральный директор Русского музея Алла Манилова, заместитель гене­рального директора по учету, хра­нению и реставрации музейных цен­ностей Сергей Сирро, ведущий ху­дож­ник-реставратор высшей ка­те­гории отдела рес­таврации живописи сме­шанных техник Нина Русакова.

Программа проведения реставрационных работ

  1. Удаление поверхностных за­гряз­не­ний с ли­цевой стороны;
  2. Пробные работы по укрепле­нию кра­соч­но­го слоя, грун­та и основы;
  3. Местное укрепление кра­соч­но­го слоя, грун­та и ос­новы на ава­рий­ных участках;
  4. Закрепление картины на краф­то­вых по­лях тыль­ной стороной вверх;
  5. Удаление поверхно­ст­ных за­гряз­не­ний с тыль­ной стороны;
  6. Удаление дублировочных кро­мок, деформирующих авторский холст;
  7. Удаление загрязне­ний и ста­ро­го дуб­ли­ро­вочного клея с кромок картины;
  8. Укрепление основы, грун­та и кра­соч­но­го слоя с тыльной стороны;
  9. Заделка прорывов и тре­щин;
  10. Подведение реставрацион­ных кро­мок;
  11. Закрепление картины на краф­то­вых по­лях ли­цевой сто­роной вверх;
  12. Укрепление красочн­ого слоя, грун­та и ос­но­вы с лицевой стороны;
  13. Подведение реставрацион­­ного грун­­та в мес­­та утрат;
  14. Натяжение на новый, пред­ва­ри­тель­­но ан­ти­сеп­ти­ро­ван­ный подрамник;
  15. Тонирование утрат.

Список участников заседания реставрационного совета русского музея

  1. МАНИЛОВА Алла Юрьевна – ге­не­раль­ный директор Русского музея;
  2. СИРРО Сергей Владимирович – заместитель ге­не­раль­ного ди­рек­то­ра по учё­ту, хранению и рес­тав­р­ации музейных ценностей;
  3. СОЛДАТЕНКОВ Евгений Сергее­вич – на­чаль­ник Служ­бы рес­тав­рации музейных ценностей;
  4. ЩУКИНА Евгения Юрьевна – за­­ве­дую­щая от­де­лом реставрации живописи смешанных техник;
  5. КЛИМОВ Павел Юрьевич – за­ве­дую­щий от­де­лом жи­во­пи­си II пол. XIX – нач. XXI века;
  6. ДАШКИН Марат Равильевич – заведую­щий от­де­лом рес­тав­ра­ции стан­ковой масляной живописи;
  7. ТОРОПОВ Вячеслав Юрьевич – заведующий от­де­лом тех­но­ло­гических исследований;
  8. ПАВЛОВА Татьяна Валерьев­на – заве­дую­щая сек­то­ром рес­тав­ра­цион­ных и науч­но-ис­сле­до­ва­тель­ских проек­тов Службы рес­таврации му­зейных ценностей;
  9. РУСАКОВА Нина Исааковна – ве­дущий ху­дож­ник-рес­тав­р­а­тор выс­шей ка­те­го­рии отдела рес­тав­рации живописи смешанных техник;
  10. КЛЁНОВА Ольга Юрьевна – ведущий ху­дож­ник-рес­тав­ра­тор выс­шей категории отдела рес­таврации станковой масляной живописи;
  11. БЕЗСОЛИЦИН Иван Сергеевич – ху­дож­ник-рес­тав­ра­­тор вто­рой ка­те­го­рии отдела реставрации живописи смешанных техник;
  12. ХАРЧЕНКО Светлана Юрьевна – за­ведую­щая от­де­лом ко­ор­динации Службы рес­тав­рации му­зейных ценностей.

В 2025 году в корпусе Бенуа Русского музея пройдет выставка произведений Александра Дейнеки к 125-летию со дня рождения художника. На ней можно будет увидеть все главные шедевры мастера, включая и картину «Покорители космоса».

Пресс-служба ГРМ
15.11.2024
19.11.2024

Дейнека Александр Александрович [8(20).5.1899, Курск, — 12.6.1969, Москва], советский живописец, народный художник СССР (1963), действительный член АХ СССР (1947; вице-президент в 1962—1966), Герой Социалистического Труда (1969). Член КПСС с 1960. Учился в московском Вхутемасе (1920—25) у В.А. Фаворского и И.И. Нивинского. Член-учредитель общества ОСТ. В ранний период (20-е гг.) работал главным образом в области журнальной графики. Уже в это время в живописи и графике Д. сложился круг тем и образов, определивших характер его твор­чества в целом; обращаясь к мотивам индустриального труда, техники, городской жизни, спорта, Д. стре­мился выразить мироощущение нового, советского человека. Его почти монохромные произведения 20-х гг. отличаются вырази­тель­ностью мо­нумен­тальных форм, дина­мичной композицией, построенной на контрастном сопоставлении плоскостей, объёмов и различных пространственных планов, графи­чес­ки чёткой манерой письма; обоб­щённые образы рабочих, под­чи­нён­ных то торжественно-напряжённому, то бурному ритму труда, инженерная логика ажурных строительных конструкций и сама техника ста­новятся воплощением новой эпохи в жизни страны («На стройке новых цехов»). В этот же период Д. создал своё лучшее произведение на историко-революционную тему — картину «Оборона Петрограда» (1928, Центральный музей Вооружённых Сил СССР, Москва), в которой нашла выражение суровая героика Гражданской войны 1918—20. В 30-е гг. в творчестве художника нередко появляются лирические мотивы («Мать», 1932, Третьяковская галерея). Сюжеты, динамичный ритм и живописное решение наполненных солнцем и светом произведений Д. этого времени передают энтузиазм первых пятилеток, ощущение радости жизни и созидательного труда советских людей; произведения, посвящённые теме спорта, приобретают большую социальную конкретность, олицетворяя силу, физическое и духовное здоровье советского общества и советского человека («Донбасс. Обеденный перерыв», 1935, Художественный музей Латвийской ССР, Рига; «Будущие лётчики», 1938, Третьяковская галерея). Остротой наблюдений и социальных харак­те­ристик отличаются произве­дения, выполненные Д. на основе впечат­лений от поездок по США, Франции, Италии в 1934—35 («Улица в Риме», 1935, Третьяковская галерея). В годы Великой Отечественной войны Д. создал проникнутую героическим пафосом картину «Оборона Севастополя» (1942, Русский музей, Ленинград) и суровые, драматические пейзажи («Окраина Москвы. Ноябрь 1941 года», 1941, Третьяковская галерея). В послевоенный период Д. вновь обращается к темам и образам, найденным в 1920—30-е гг. («У моря», 1956—57, Русский музей). Монументальная живопись Д. по своей тематике и образному строю тесно связана с его станковыми работами (панно и росписи в Центральном театре Советской Армии, 1940, и на ВДНХ, 1957; мозаики — плафоны станций московского метрополитена «Маяковская», 1938—39, и «Новокузнецкая», 1943, фриз в фойе Дворца съездов в Московском Кремле, 1960—61; мозаики «Хорошее утро», «Хоккеисты», 1959—60, «Красногвардеец», «Доярка», 1962, — Ленинская премия, 1964). Д. много работал в области станковой графики (серии — «Севастополь», 1932—34, Третьяковская галерея и Русский музей, «Москва военная», 1946, Третьяковская галерея, — обе акварель, гуашь; и др.), создавал плакаты («Физкультурница», 1933), иллюстрации, а также скульптурные работы. Преподавал (профессор с 1940) в московском Вхутеине (1928—30), Московском полиграфическом институте (1928—34), Московском художественном институте им. В. И. Сурикова (1934—46 и 1957—63), Московском институте прикладного и декоративного искусства (1945—1952, директор в 1945—48), Московском архитектурном институте (1953—57). Награждён орденом Ленина, орденом Трудового Красного Знамени и медалями.

Соч.: Из моей рабочей практики, M., 1961; Учитесь рисовать, [сост. при участии К. А. Александрова, Л. В. Гудскова, и др.], M., 1961.

Лит.: Маца И. Л., А. Дейнека, M., 1959; А. А. Дейнека. [Каталог выставки], M., 1969; Konečnу’ D., A. Dejneka, Praha, 1961.

М.Н. Яблонская
Большая Советская Энциклопедия

Государственный русский музей

Купить билет в Русский музей

Первая реставрация Последнего дня Помпеи

Закончена реставрации картины Маковского «Народное гулянье во время масленицы…»

Реставрация скульптур из сада Строгановского дворца

Завершена реставрация картины Айвазовского «Пётр I при Красной Горке…»

Русский музей реставрирует таганрогские шедевры пострадавшие при взрыве

__________________

 В телеграмм >>>