Покорители космоса

ГРМ реставрирует картину «Покорители космоса» из Луганска

in Новости музеев 2300 views

В начале 2024 года по ини­циа­ти­ве Ми­нис­тер­ства куль­ту­ры Рос­сий­ской Фе­де­ра­ции бы­ло при­ня­то ре­ше­ние про­вес­ти рес­­тав­ра­цию хра­ня­щей­ся в фондах Луган­ского ху­до­же­ст­вен­ного музея мо­ну­мен­таль­ной кар­тины Алек­­сандра Дей­не́ки «По­ко­ри­те­ли космоса» (1961). В феврале 2024 года в Объе­динён­ном ме­мориаль­­ном му­зее-за­по­вед­ни­ке Ю.А. Га­га­ри­на «Пар­ке по­ко­рителей кос­моса имени Ю.А. Га­га­рина» спе­циа­листами Рус­ского му­зея был прове­дён ряд иссле­дова­тель­ских и консерва­ционных ме­роприятий. Пос­ле за­вершения это­го этапа работ про­из­­ведение было показано на «Вы­ставке одной картины», при­уро­чен­ной к 90-ле­тию со дня рождения Ю.А. Га­гари­на в «Пар­ке по­корителей кос­моса им. Ю.А. Гагарина». В июне 2024 года картина бы­ла пе­ре­ме­ще­на в Го­судар­ст­вен­ный Русский музей для проведения комплексной научной реставрации.

Начало реставрации картины Александра Дейнеки
«Покорители космоса»
из Луганского художе­ст­вен­ного музея

В настоящее вре­мя за­вершены под­го­то­ви­тель­ные ра­боты к началу реставрации. Раз­ра­бо­тана ме­то­ди­ка укреп­ле­ния грунта и красочного слоя, про­ведены пред­­ва­ри­­тель­­ные тех­ни­ко-тех­но­­ло­ги­­че­ские и хи­мико-био­логи­ческие ис­сле­­до­ва­ния, а также выполнена циф­ро­вая фо­то­фик­сация со­стоя­ния сохранности в высоком раз­решении и съемка лицевой поверхности в ультра­фиоле­­товом излучении.

Александр Дейнека. Покорители космоса. 1961. Луганский художественный музей
Александр Дейнека. Покорители космоса. 1961. Луганский ху­дожественный музей

Реставрацию пред­полагается завер­шить к концу июня 2025 го­да. В ра­боте при­нимают уча­стие ве­дущие ху­дож­ни­ки-рес­тав­ра­торы отдела рес­тав­рации живописи смешанных техник Русского музея. Руководитель проекта – художник-реставратор высшей категории Нина Русакова.

В Русском музее 19 ноября пройдёт открытое заседание
расширенного Реставрационного совета

В пресс-подходе примут участие: Генеральный директор Русского музея Алла Манилова, заместитель гене­рального директора по учету, хра­нению и реставрации музейных цен­ностей Сергей Сирро, ведущий ху­дож­ник-реставратор высшей ка­те­гории отдела рес­таврации живописи сме­шанных техник Нина Русакова.

Программа проведения реставрационных работ

  1. Удаление поверхностных за­гряз­не­ний с ли­цевой стороны;
  2. Пробные работы по укрепле­нию кра­соч­но­го слоя, грун­та и основы;
  3. Местное укрепление кра­соч­но­го слоя, грун­та и ос­новы на ава­рий­ных участках;
  4. Закрепление картины на краф­то­вых по­лях тыль­ной стороной вверх;
  5. Удаление поверхно­ст­ных за­гряз­не­ний с тыль­ной стороны;
  6. Удаление дублировочных кро­мок, деформирующих авторский холст;
  7. Удаление загрязне­ний и ста­ро­го дуб­ли­ро­вочного клея с кромок картины;
  8. Укрепление основы, грун­та и кра­соч­но­го слоя с тыльной стороны;
  9. Заделка прорывов и тре­щин;
  10. Подведение реставрацион­ных кро­мок;
  11. Закрепление картины на краф­то­вых по­лях ли­цевой сто­роной вверх;
  12. Укрепление красочн­ого слоя, грун­та и ос­но­вы с лицевой стороны;
  13. Подведение реставрацион­­ного грун­­та в мес­­та утрат;
  14. Натяжение на новый, пред­ва­ри­тель­­но ан­ти­сеп­ти­ро­ван­ный подрамник;
  15. Тонирование утрат.

Список участников заседания реставрационного совета русского музея

  1. МАНИЛОВА Алла Юрьевна – ге­не­раль­ный директор Русского музея;
  2. СИРРО Сергей Владимирович – заместитель ге­не­раль­ного ди­рек­то­ра по учё­ту, хранению и рес­тав­р­ации музейных ценностей;
  3. СОЛДАТЕНКОВ Евгений Сергее­вич – на­чаль­ник Служ­бы рес­тав­рации музейных ценностей;
  4. ЩУКИНА Евгения Юрьевна – за­­ве­дую­щая от­де­лом реставрации живописи смешанных техник;
  5. КЛИМОВ Павел Юрьевич – за­ве­дую­щий от­де­лом жи­во­пи­си II пол. XIX – нач. XXI века;
  6. ДАШКИН Марат Равильевич – заведую­щий от­де­лом рес­тав­ра­ции стан­ковой масляной живописи;
  7. ТОРОПОВ Вячеслав Юрьевич – заведующий от­де­лом тех­но­ло­гических исследований;
  8. ПАВЛОВА Татьяна Валерьев­на – заве­дую­щая сек­то­ром рес­тав­ра­цион­ных и науч­но-ис­сле­до­ва­тель­ских проек­тов Службы рес­таврации му­зейных ценностей;
  9. РУСАКОВА Нина Исааковна – ве­дущий ху­дож­ник-рес­тав­р­а­тор выс­шей ка­те­го­рии отдела рес­тав­рации живописи смешанных техник;
  10. КЛЁНОВА Ольга Юрьевна – ведущий ху­дож­ник-рес­тав­ра­тор выс­шей категории отдела рес­таврации станковой масляной живописи;
  11. БЕЗСОЛИЦИН Иван Сергеевич – ху­дож­ник-рес­тав­ра­­тор вто­рой ка­те­го­рии отдела реставрации живописи смешанных техник;
  12. ХАРЧЕНКО Светлана Юрьевна – за­ведую­щая от­де­лом ко­ор­динации Службы рес­тав­рации му­зейных ценностей.

В 2025 году в корпусе Бенуа Русского музея пройдет выставка произведений Александра Дейнеки к 125-летию со дня рождения художника. На ней можно будет увидеть все главные шедевры мастера, включая и картину «Покорители космоса».

Пресс-служба ГРМ
15.11.2024
19.11.2024

Дейнека Александр Александрович [8(20).5.1899, Курск, — 12.6.1969, Москва], советский живописец, народный художник СССР (1963), действительный член АХ СССР (1947; вице-президент в 1962—1966), Герой Социалистического Труда (1969). Член КПСС с 1960. Учился в московском Вхутемасе (1920—25) у В.А. Фаворского и И.И. Нивинского. Член-учредитель общества ОСТ. В ранний период (20-е гг.) работал главным образом в области журнальной графики. Уже в это время в живописи и графике Д. сложился круг тем и образов, определивших характер его твор­чества в целом; обращаясь к мотивам индустриального труда, техники, городской жизни, спорта, Д. стре­мился выразить мироощущение нового, советского человека. Его почти монохромные произведения 20-х гг. отличаются вырази­тель­ностью мо­нумен­тальных форм, дина­мичной композицией, построенной на контрастном сопоставлении плоскостей, объёмов и различных пространственных планов, графи­чес­ки чёткой манерой письма; обоб­щённые образы рабочих, под­чи­нён­ных то торжественно-напряжённому, то бурному ритму труда, инженерная логика ажурных строительных конструкций и сама техника ста­новятся воплощением новой эпохи в жизни страны («На стройке новых цехов»). В этот же период Д. создал своё лучшее произведение на историко-революционную тему — картину «Оборона Петрограда» (1928, Центральный музей Вооружённых Сил СССР, Москва), в которой нашла выражение суровая героика Гражданской войны 1918—20. В 30-е гг. в творчестве художника нередко появляются лирические мотивы («Мать», 1932, Третьяковская галерея). Сюжеты, динамичный ритм и живописное решение наполненных солнцем и светом произведений Д. этого времени передают энтузиазм первых пятилеток, ощущение радости жизни и созидательного труда советских людей; произведения, посвящённые теме спорта, приобретают большую социальную конкретность, олицетворяя силу, физическое и духовное здоровье советского общества и советского человека («Донбасс. Обеденный перерыв», 1935, Художественный музей Латвийской ССР, Рига; «Будущие лётчики», 1938, Третьяковская галерея). Остротой наблюдений и социальных харак­те­ристик отличаются произве­дения, выполненные Д. на основе впечат­лений от поездок по США, Франции, Италии в 1934—35 («Улица в Риме», 1935, Третьяковская галерея). В годы Великой Отечественной войны Д. создал проникнутую героическим пафосом картину «Оборона Севастополя» (1942, Русский музей, Ленинград) и суровые, драматические пейзажи («Окраина Москвы. Ноябрь 1941 года», 1941, Третьяковская галерея). В послевоенный период Д. вновь обращается к темам и образам, найденным в 1920—30-е гг. («У моря», 1956—57, Русский музей). Монументальная живопись Д. по своей тематике и образному строю тесно связана с его станковыми работами (панно и росписи в Центральном театре Советской Армии, 1940, и на ВДНХ, 1957; мозаики — плафоны станций московского метрополитена «Маяковская», 1938—39, и «Новокузнецкая», 1943, фриз в фойе Дворца съездов в Московском Кремле, 1960—61; мозаики «Хорошее утро», «Хоккеисты», 1959—60, «Красногвардеец», «Доярка», 1962, — Ленинская премия, 1964). Д. много работал в области станковой графики (серии — «Севастополь», 1932—34, Третьяковская галерея и Русский музей, «Москва военная», 1946, Третьяковская галерея, — обе акварель, гуашь; и др.), создавал плакаты («Физкультурница», 1933), иллюстрации, а также скульптурные работы. Преподавал (профессор с 1940) в московском Вхутеине (1928—30), Московском полиграфическом институте (1928—34), Московском художественном институте им. В. И. Сурикова (1934—46 и 1957—63), Московском институте прикладного и декоративного искусства (1945—1952, директор в 1945—48), Московском архитектурном институте (1953—57). Награждён орденом Ленина, орденом Трудового Красного Знамени и медалями.

Соч.: Из моей рабочей практики, M., 1961; Учитесь рисовать, [сост. при участии К. А. Александрова, Л. В. Гудскова, и др.], M., 1961.

Лит.: Маца И. Л., А. Дейнека, M., 1959; А. А. Дейнека. [Каталог выставки], M., 1969; Konečnу’ D., A. Dejneka, Praha, 1961.

М.Н. Яблонская
Большая Советская Энциклопедия

Государственный русский музей

Купить билет в Русский музей

ГРМ завершил реставрацию картины «Покорители космоса» из Луганска

Первая реставрация Последнего дня Помпеи

Закончена реставрации картины Маковского «Народное гулянье во время масленицы…»

Реставрация скульптур из сада Строгановского дворца

Завершена реставрация картины Айвазовского «Пётр I при Красной Горке…»

Русский музей реставрирует таганрогские шедевры пострадавшие при взрыве

Реставрация картин Левитина и Добронравова из Белгорода в ГРМ

__________________

Обсудить в Телеграм >>>