В начале 2024 года по инициативе Министерства культуры Российской Федерации было принято решение провести реставрацию хранящейся в фондах Луганского художественного музея монументальной картины Александра Дейне́ки «Покорители космоса» (1961). В феврале 2024 года в Объединённом мемориальном музее-заповеднике Ю.А. Гагарина «Парке покорителей космоса имени Ю.А. Гагарина» специалистами Русского музея был проведён ряд исследовательских и консервационных мероприятий. После завершения этого этапа работ произведение было показано на «Выставке одной картины», приуроченной к 90-летию со дня рождения Ю.А. Гагарина в «Парке покорителей космоса им. Ю.А. Гагарина». В июне 2024 года картина была перемещена в Государственный Русский музей для проведения комплексной научной реставрации.
Начало реставрации картины Александра Дейнеки
«Покорители космоса»
из Луганского художественного музея
В настоящее время завершены подготовительные работы к началу реставрации. Разработана методика укрепления грунта и красочного слоя, проведены предварительные технико-технологические и химико-биологические исследования, а также выполнена цифровая фотофиксация состояния сохранности в высоком разрешении и съемка лицевой поверхности в ультрафиолетовом излучении.
Реставрацию предполагается завершить к концу июня 2025 года. В работе принимают участие ведущие художники-реставраторы отдела реставрации живописи смешанных техник Русского музея. Руководитель проекта – художник-реставратор высшей категории Нина Русакова.
В Русском музее 19 ноября пройдёт открытое заседание
расширенного Реставрационного совета
В пресс-подходе примут участие: Генеральный директор Русского музея Алла Манилова, заместитель генерального директора по учету, хранению и реставрации музейных ценностей Сергей Сирро, ведущий художник-реставратор высшей категории отдела реставрации живописи смешанных техник Нина Русакова.
Программа проведения реставрационных работ
- Удаление поверхностных загрязнений с лицевой стороны;
- Пробные работы по укреплению красочного слоя, грунта и основы;
- Местное укрепление красочного слоя, грунта и основы на аварийных участках;
- Закрепление картины на крафтовых полях тыльной стороной вверх;
- Удаление поверхностных загрязнений с тыльной стороны;
- Удаление дублировочных кромок, деформирующих авторский холст;
- Удаление загрязнений и старого дублировочного клея с кромок картины;
- Укрепление основы, грунта и красочного слоя с тыльной стороны;
- Заделка прорывов и трещин;
- Подведение реставрационных кромок;
- Закрепление картины на крафтовых полях лицевой стороной вверх;
- Укрепление красочного слоя, грунта и основы с лицевой стороны;
- Подведение реставрационного грунта в места утрат;
- Натяжение на новый, предварительно антисептированный подрамник;
- Тонирование утрат.
Список участников заседания реставрационного совета русского музея
- МАНИЛОВА Алла Юрьевна – генеральный директор Русского музея;
- СИРРО Сергей Владимирович – заместитель генерального директора по учёту, хранению и реставрации музейных ценностей;
- СОЛДАТЕНКОВ Евгений Сергеевич – начальник Службы реставрации музейных ценностей;
- ЩУКИНА Евгения Юрьевна – заведующая отделом реставрации живописи смешанных техник;
- КЛИМОВ Павел Юрьевич – заведующий отделом живописи II пол. XIX – нач. XXI века;
- ДАШКИН Марат Равильевич – заведующий отделом реставрации станковой масляной живописи;
- ТОРОПОВ Вячеслав Юрьевич – заведующий отделом технологических исследований;
- ПАВЛОВА Татьяна Валерьевна – заведующая сектором реставрационных и научно-исследовательских проектов Службы реставрации музейных ценностей;
- РУСАКОВА Нина Исааковна – ведущий художник-реставратор высшей категории отдела реставрации живописи смешанных техник;
- КЛЁНОВА Ольга Юрьевна – ведущий художник-реставратор высшей категории отдела реставрации станковой масляной живописи;
- БЕЗСОЛИЦИН Иван Сергеевич – художник-реставратор второй категории отдела реставрации живописи смешанных техник;
- ХАРЧЕНКО Светлана Юрьевна – заведующая отделом координации Службы реставрации музейных ценностей.
Пресс-служба ГРМ 15.11.2024
Дейнека Александр Александрович [8(20).5.1899, Курск, — 12.6.1969, Москва], советский живописец, народный художник СССР (1963), действительный член АХ СССР (1947; вице-президент в 1962—1966), Герой Социалистического Труда (1969). Член КПСС с 1960. Учился в московском Вхутемасе (1920—25) у В.А. Фаворского и И.И. Нивинского. Член-учредитель общества ОСТ. В ранний период (20-е гг.) работал главным образом в области журнальной графики. Уже в это время в живописи и графике Д. сложился круг тем и образов, определивших характер его творчества в целом; обращаясь к мотивам индустриального труда, техники, городской жизни, спорта, Д. стремился выразить мироощущение нового, советского человека. Его почти монохромные произведения 20-х гг. отличаются выразительностью монументальных форм, динамичной композицией, построенной на контрастном сопоставлении плоскостей, объёмов и различных пространственных планов, графически чёткой манерой письма; обобщённые образы рабочих, подчинённых то торжественно-напряжённому, то бурному ритму труда, инженерная логика ажурных строительных конструкций и сама техника становятся воплощением новой эпохи в жизни страны («На стройке новых цехов»). В этот же период Д. создал своё лучшее произведение на историко-революционную тему — картину «Оборона Петрограда» (1928, Центральный музей Вооружённых Сил СССР, Москва), в которой нашла выражение суровая героика Гражданской войны 1918—20. В 30-е гг. в творчестве художника нередко появляются лирические мотивы («Мать», 1932, Третьяковская галерея). Сюжеты, динамичный ритм и живописное решение наполненных солнцем и светом произведений Д. этого времени передают энтузиазм первых пятилеток, ощущение радости жизни и созидательного труда советских людей; произведения, посвящённые теме спорта, приобретают большую социальную конкретность, олицетворяя силу, физическое и духовное здоровье советского общества и советского человека («Донбасс. Обеденный перерыв», 1935, Художественный музей Латвийской ССР, Рига; «Будущие лётчики», 1938, Третьяковская галерея). Остротой наблюдений и социальных характеристик отличаются произведения, выполненные Д. на основе впечатлений от поездок по США, Франции, Италии в 1934—35 («Улица в Риме», 1935, Третьяковская галерея). В годы Великой Отечественной войны Д. создал проникнутую героическим пафосом картину «Оборона Севастополя» (1942, Русский музей, Ленинград) и суровые, драматические пейзажи («Окраина Москвы. Ноябрь 1941 года», 1941, Третьяковская галерея). В послевоенный период Д. вновь обращается к темам и образам, найденным в 1920—30-е гг. («У моря», 1956—57, Русский музей). Монументальная живопись Д. по своей тематике и образному строю тесно связана с его станковыми работами (панно и росписи в Центральном театре Советской Армии, 1940, и на ВДНХ, 1957; мозаики — плафоны станций московского метрополитена «Маяковская», 1938—39, и «Новокузнецкая», 1943, фриз в фойе Дворца съездов в Московском Кремле, 1960—61; мозаики «Хорошее утро», «Хоккеисты», 1959—60, «Красногвардеец», «Доярка», 1962, — Ленинская премия, 1964). Д. много работал в области станковой графики (серии — «Севастополь», 1932—34, Третьяковская галерея и Русский музей, «Москва военная», 1946, Третьяковская галерея, — обе акварель, гуашь; и др.), создавал плакаты («Физкультурница», 1933), иллюстрации, а также скульптурные работы. Преподавал (профессор с 1940) в московском Вхутеине (1928—30), Московском полиграфическом институте (1928—34), Московском художественном институте им. В. И. Сурикова (1934—46 и 1957—63), Московском институте прикладного и декоративного искусства (1945—1952, директор в 1945—48), Московском архитектурном институте (1953—57). Награждён орденом Ленина, орденом Трудового Красного Знамени и медалями.
Соч.: Из моей рабочей практики, M., 1961; Учитесь рисовать, [сост. при участии К. А. Александрова, Л. В. Гудскова, и др.], M., 1961.
Лит.: Маца И. Л., А. Дейнека, M., 1959; А. А. Дейнека. [Каталог выставки], M., 1969; Konečnу’ D., A. Dejneka, Praha, 1961.
М.Н. Яблонская Большая Советская Энциклопедия
Государственный русский музей
Купить билет в Русский музей
Закончена реставрации картины Маковского «Народное гулянье во время масленицы…»
Завершена реставрация картины Айвазовского «Пётр I при Красной Горке…»
Русский музей реставрирует таганрогские шедевры пострадавшие при взрыве
__________________