Завершена реставрация редких восточных произведений

Завершена реставрация редких восточных произведений

in Новости музеев 1731 views

В Музеи Московского Кремля возвращены исключительные по своей художественной и мемориальной ценности произведения из восточной коллекции. Они  находились на реставрации во Всероссийском художественном научно-реставрационном центре имени академика И.Э. Грабаря в течение полутора лет.

Завершена реставрация редких восточных произведений
из собрания Музеев Московского Кремля

«Мы активно готовимся к переезду музея в новое здание на Красной площади, д.5. Помимо подготовки выставочных площадей, идет важная работа по реставрации памятников, которые будут там представлены. В этом месяце была закончена работа над уникальными предметами из восточной коллекции музея, которые войдут в состав экспозиции в новом здании, а один из них наши посетители смогут увидеть еще раньше – в феврале 2023 года, когда мы откроем выставку «Корея и Оружейная палата. История коронационного дара последнему императору» — отмечает генеральный директор Музеев Московского Кремля Елена Гагарина.

Первый из отреставрированных предметов – удивительное произведение корейских мастеров – чернолаковый двухчастный шкаф нон конца XIX века. Он имеет огромное историко-культурное и мемориальное значение, поскольку входил в состав даров, поднесенных посольством Кореи российскому императору Николаю II в 1896 г. по случаю его коронации. Делегация от Кореи была в числе многочисленных посольств,  прибывших на торжества. Для истории Кореи это событие имело особое значение, поскольку чрезвычайное посольство во главе с Мин Ёнхваном  стало первым дипломатическим визитом в Европу представителей этой «закрытой» страны.

Чернолаковый двухчастный шкаф нон. Конец XIX века. Музеи Московского Кремля
Чернолаковый двухчастный шкаф нон. Конец XIX века. Музеи Московского Кремля

Изображение  подаренного Корейской делегацией шкафа было воспроизведено в Коронационном сборнике. Тогда  составители перечня даров не располагали сведениями о специфике предмета и дали краткое описание внешнего вида шкафа с точки зрения европейца, не знакомого с особенностями культуры данного региона. Однако в декоре использовано множество благопожелательных символов, и сам выбор подобного предмета в качестве подарка, вероятно, также не случаен: шкаф нон является одной из форм традиционной корейской лаковой мебели, бывшей в то время своеобразным символом материального благополучия и жизненного успеха.

Предмет поступил в реставрацию в конце 2020 года с деформацией, трещинами, вызванными усыханием дерева, утратами части перламутровой инкрустации. Специалисты тщательно обследовали уникальный предмет и в процессе кропотливой работы устранили деформацию металла,  разрывы и трещины, добавили недостающие крепежные элементы. Для восполнения утраченных фрагментов был выбран перламутр Awabi (морское ушко), близкий по цвету и оптическим свойствам к авторскому.

Реставрация этого произведения также стала зримым свидетельством культурного сотрудничества России и Кореи: работы были проведены за счет средств   Корейского Фонда культурного наследия за рубежом (the Overseas Korean Cultural Heritage Foundation) и стала первым и единственным реставрационным проектом в России, поддержанным Фондом.

Другой важнейший памятник из восточной коллекции, отреставрированный в центре – шкатулка, которая  относится к числу ранних образцов японских экспортных лаков в стиле намбан, выполненных для европейского рынка.

Шкатулка. Ранний образец японских экспортных лаков в стиле намбан. Музеи Московского Кремля
Шкатулка. Ранний образец японских экспортных лаков в стиле намбан. Музеи Московского Кремля

Подобные произведения, практически не представленные в музейных собраниях России, стали отражением европейской моды на экзотику и взаимовлияния культур Запада и Востока в эпоху Великих географических открытий, в частности, активных контактов Португалии с Японией с 1570-х до 1630-х годов. Единичные произведения в этом стиле находятся  в королевских собраниях Швеции, Англии, Дании.

Этот чрезвычайно модный для своего времени предмет оказался в Москве уже в конце XVII в., несмотря на отсутствие у России дипломатических и торговых связей с Португалией в то время. Шкатулка поступила в Патриаршую ризницу в 1696 г. из дома митрополита Крутицкого Тихона, а в Москву была привезена годом ранее епископом Палестинской Андрузской епархии Арсением в качестве ларца с мощами святых. В музейное собрание Оружейной палаты шкатулка была передана из Патриаршей ризницы в 1920 г.

Как и корейский шкаф нон, шкатулка нуждалась в реставрации в силу  деформации, появившихся трещин и утрат фрагментов дерева, перламутра и части металлических накладок.  Было необходимо укрепление конструкции шкатулки.

В ходе реставрационных работ, которые длились с начала 2021 года,  важно было не перейти черту, за которой реставрационные восполнения стали бы фантазией реставратора, не имеющей под собой авторской основы. В результате совместных обсуждений реставраторов и специалистов Музеев Московского Кремля было принято решение не реконструировать декор верхней композиции. Обрамляющую ее геометрическую отделку из перламутра восстановили в соответствии с сохранившимися фрагментами.

 

Музеи Московского Кремля

 

Пресс-служба Музеев Московского Кремля
[email protected]
Тел.: +7 (495) 695-41-87
19.07.2022

Корея и Оружейная палата. История коронационного дара последнему императору

__________________

>>><<<

Рекомендуем

Во что играли наши предки

Во что играли наши предки

В Парадном вестибюле Оружейной палаты Московского Кремля от­кроет­ся выставка, посвящённая истории настольных
Перейти К началу страницы