Партизанский памятный знак 1941 года

Партизанская споменица 1941 года

in Зарубежные награды 14367 views

Выпуск знаков и наград для других госу­дарств — не­редкая практика в СССР. Так бы­ли из­го­тов­ле­ны ор­де­на и ме­да­ли для Мон­го­лии, Поль­ши, Юго­сла­вии, Се­вер­ной Ко­реи, позд­нее — Ку­бы и Анголы.

Сегодня такие предметы можно отнести к россике-советике: не только награждения иност­ран­ными наградами наших граждан, но и производство наград для дружественных стран.

Сотрудничество с Югославией на последнем этапе Второй Мировой войны в этом отношении было достаточно про­дуктивным. Так для партизан Иосипа Броз Тито в СССР производили кокарды, Орден Народного героя, Орден Партизанской звезды трëх степеней, орден и медаль «За храбрость»… Ещё об одной награде будет сегодняшний рассказ.

Представляем статью Кирилла Цыпленкова, посвящённому нечасто встречающимися знаку, созданному для югославских партизан в СССР. Советский Союз в 1944 году уменьшил план произ­водства знаков «Гвардия», чтобы произвести Партизанские споменицы для Югославии. И это был по-настоящему боевой знак.

Кому-то эта статья хорошо знакома, но кто-то увидит её впервые. Отметим, что данный труд, хоть и был опубликован пятнадцать лет, не потерял своей актуальности и сегодня. Статья будет дополнена несколькими изображениями из наших коллекций. Как всегда благодарим редакцию журнала «Старый Цейхгауз» Владимира Передерия и Алексея Степанова за предоставленный материал.

Михаил Тренихин
Заместитель главного редактора Sammlung/Коллекция,
кандидат искусствоведения

Из архива и с разрешения журнала "Старый Цейхгауз"
и фонда "Русские витязи"
Кирилл Цыпленков, № 2 (№ 26/2008)

Партизанский памятный знак 1941 года

СССР – для Югославии. 1944

Борьба народов Югославии за освобождение от германской оккупации, развернутая летом 1941 года, сопровождалась горячей поддержкой со стороны СССР. В полной мере эта поддержка проявилась в 1944 году, когда Советский Союз начал оказывать материальную и военную помощь Народно-освободительной армии Югославии (НОАЮ). Поставки вооружения для различных родов войск дополнялись посылкой обмундирования для югославских частей и партизанских отрядов, а также выпуском наград и знаков отличия.

В конце июня 1944 года в Орденское отделе­ние Технического комитета Главного интендантского управления Красной Армии (ГИУ КА) поступил опытный образец нагрудного знака, изготовленный Штамповочно-механическим заводом Наркомата путей сообщений. По внешнему виду этот знак из темно-оксидированного медного сплава представлял собой овал в обрамлении лаврового венка, наложенный на пятиконечную звезду, покрытую красной эмалью[1]. Слегка выпуклую поверхность овала занимало рельефное изображение воина в летнем головном уборе военнослужащих югославской армии («шайкача») с развевающимся знаменем в правой руке. Ниже знамени под углом к оси знака располагались выпуклые цифры «1941». Между лучами звезды из-под овала и венка выступали концы скрещенных предметов различного вооружения, в том числе винтовка и топор. С оборотной стороны знака имелся винтовой штифт и посеребренная гайка с литерами «Ш.М.З. Н.К.П.С.».

  • Общий вид Партизанского памятного знака 1941 года (томпак, оксидирование, эмаль) с гайкой (латунь, серебрение). Аверс и реверс. Изготовлен Штамповочно-механическим заводом НКПС, 1944 год. Частная коллекция

4 июля 1944 года образец знака был утвержден в качестве руководящего для массового заказа Управлением вещевого снабжения ГИУ КА под наименованием: «Металлический знак для специальных воинских частей». Карта образца, помимо утверждающей подписи председателя Техкома генерал-майора интендантской службы С.В. Агинского, имела поле для отметки «Согласовано» с датой 1 июля 1944 года и автографом неуказанного лица, выполненным латинскими буквами.

Карта утвержденного образца № 153 (118-46) «Металлический знак для специальных воинских частей» за подписью генерал-майора интендантской службы С.В. Агинского от 4 июня 1944 г. (Частная коллекция). Второй автограф принадлежит югославскому скульптору А. Августинчичу — наиболее вероятному автору вышеприведенного черно-белого эскиза

  • Карта утвержденного образца № 153 (118-46) «Металлический знак для специальных воинских частей» за подписью генерал-майора интендантской службы С.В. Агинского от 4 июня 1944 г. (Частная коллекция). Второй автограф принадлежит югославскому скульптору А. Августинчичу — наиболее вероятному автору вышеприведенного черно-белого эскиза

Изображение данного знака и его точное наименование автору удалось обнаружить в Государственном архиве Российской Федерации, хранящем материалы Управления делами Совета Народных Комиссаров СССР за 1944 год Среди приложений к секретному письму Начальника Тыла Красной Армии А.В. Хрулева от 5 мая 1944 г. № 1267814 подшит однозначно соответствующий реальному знаку черно-белый эскиз с подписью на обороте: «Знак участника войны 1941 года, оксидированный»[2]. Текст самого письма, адресованного зампреду СНК СССР А.И. Микояну, гласит: «В соответствии с указанием Народного Комиссара Обороны Маршала Советского Союза товарища СТАЛИНА И.В. прошу Вашего распоряжения об изготовлении и сдаче НКО во 2-м и 3-ем кварталах 1944 года нагрудных знаков и кокард для Югославской народной армии»[3].

Эскиз нагрудного знака для Народно-освободительной армии Югославии, апрель – май 1944 г. (ГАРФ. Ф. 5446. Оп. 46-а. Д. 7157. Л. 2) «Подпись на обороте: «Знак участника войны 1941 г., оксидированный»
Эскиз нагрудного знака для Народно-освободительной армии Югославии, апрель – май 1944 г. (ГАРФ. Ф. 5446. Оп. 46-а. Д. 7157. Л. 2) «Подпись на обороте: «Знак участника войны 1941 г., оксидированный»

Упомянутое в письме указание Сталина, по-видимому, поступило вечером в пятницу 5 мая 1944 года, когда генерал армии Хрулев посетил Верховного Главнокомандующего в его кремлёвском кабинете[4]. А уже в ближайший понедельник, 8 мая 1944 года И.В. Сталиным было подписано Постановление Государственного Комитета Обороны № 5847сс «О мероприятиях по оказанию помощи НОАЮ»[5], один из пунктов которого непосредственно затрагивал вопрос наград и знаков отличия. В частности, Г.П. Андрееву, управляющему Гознаком, было поручено в течение двух месяцев изготовить необходимые югославам ордена и медали, а А.В. Хрулёву предписывалось «в этот же срок организовать изготовление нагрудных знаков и кокард для НОАЮ также по образцам, представленным военной миссией НОАЮ в СССР»[6].


Среди опубликованных документов о советско-югославском сотрудничестве в годы II мировой войны имеется радиограмма И. Броз Тито от 18 мая 1944 года[7], раскрывающая личность автора-разработчика эскизов югославских орденов. Им оказался известный скульптор Антун Августинчич[8], являвшийся заместителем Тито на посту председателя Национального комитета освобождения Югославии и временно находившийся в 1944 году в Москве вместе с членами военной миссии НОАЮ. Расшифровка «латинской» подписи на вышеупомянутой карте с образцом знака «для специальных воинских частей» показывает, что согласование данного образца осуществлялось именно этим человеком. Не станет ошибкой и предположение, что автором эскиза знака участника войны 1941 г. также является А. Августинчич.

Рассматривая подлинный эскиз и утвержденный образец, любопытно отметить и прокомментировать основные особенности знака участника войны 1941 года, по-разному отображенные на бумаге и в металле.

  • Эскиз нагрудного знака для Народно-освободительной армии Югославии, апрель – май 1944 г. (ГАРФ. Ф. 5446. Оп. 46-а. Д. 7157. Л. 2) «Подпись на обороте: «Знак участника войны 1941 г., оксидированный»
  • Общий вид Партизанского памятного знака 1941 года (томпак, оксидирование, эмаль) с гайкой (латунь, серебрение). Аверс и реверс. Изготовлен Штамповочно-механическим заводом НКПС, 1944 г. (Частная коллекция)

Во-первых, согласно эскизу, развевающееся знамя должно было служить фоном центральной композиции, а не предметом переднего плана. Гравер поступил иначе и поместил древко знамени в правую руку воина, взамен оружия (судя по всему, меча), изначально намечавшегося автором.

Во-вторых, вместо «советской» пилотки, запланированной автором эскиза (принятой всеми югославскими партизанами), на голове у воина в итоге возникла «старорежимная» шайкача. Следует отметить, что данный головной убор с ноября 1943 года состоял на снабжении солдат югославской бригады на территории СССР (являясь предметом решительного недовольства со стороны членов военной миссии НОАЮ и самого маршала Тито). Отметим также, что выступающие фрагменты столь многих предметов вооружения (сабля, топор, рогатина и др.), «скрещенных» под медальоном знака, в реальном исполнении слились в единое целое, оставшись практически неразличимыми.

Производство нагрудных знаков и кокард для НОАЮ осуществлялось в соответствии с секретным распоряжением СНК СССР № 10261-рс, подписанным А.И. Микояном 10 мая 1944 года[9]. Выполнение непосредственной задачи по выпуску 100 тысяч штук знаков участника войны 1941 года было целиком возложено на НКПС. Для этой цели ведомству целевым образом были отпущены следующие материалы: 5 тонн томпака, 10 кг латунной проволоки, 6 кг серебра, 80 кг красной эмали, а также по 20 кг горючей серы и поташа. В связи со столь ответственным внеплановым заданием Штамповочно-механическому заводу НКПС был уменьшен ранее утвержденный план поставки нагрудных знаков «Гвардия» для Наркомата обороны во втором квартале 1944 года (на 50 тысяч штук).

Нагрудные знаки «Гвардия» и Партизанская споменица 1941 производства Штамповочно-механического завода Народного комиссариата путей сообщения (ШМЗ НКПС). Коллекция Михаила Тренихина
Нагрудные знаки «Гвардия» и Партизанская споменица 1941 производства Штамповочно-механического завода Народного комиссариата путей сообщения (ШМЗ НКПС). Коллекция Михаила Тренихина

Уже 28 июля 1944 года готовые нагрудные знаки упоминаются в донесении Начальника югославской военной миссии в СССР генерала Велимира Терзича на имя маршала Тито: «С тов. Корнеевым отправлю Вам ордена, орденские ленты, юбилейные медали для участников борьбы 1941 года, прессу, информационные материалы, и все, что потребуется»[10]. Однако из отчетов аппарата Уполномоченного СНК СССР по иностранным военным формированиям видно, что, несмотря на полную готовность к отправке, первая партия нагрудных знаков в количестве 121 тыс. штук (а также югославские медали и ордена) были доставлены в Верховный штаб НОАЮ на острове Вис в Адриатике только с первым эшелоном военной миссии генерал-лейтенанта Н.В. Корнеева — 10 сентября 1944 года[11]. Весьма вероятно, что указанное количество включало в себя значительную часть стотысячной партии знаков с фигурой югославского воина и цифрами «1941», запланированную к поставке на конец сентября 1944 года.

Руководитель югославской делегации майор Славко Комар произносит речь перед встречающими на Центральном аэродроме им. Фрунзе. Москва, 1945 г. (РГАКФД). На левом нагрудном кармане мундира —партизанский памятный знак 1941 г. (обр. 1944 г.)

  • Руководитель югославской делегации майор Славко Комар произносит речь перед встречающими на Центральном аэродроме им. Фрунзе. Москва, 1945 г. (РГАКФД). На левом нагрудном кармане мундира — партизанский памятный знак 1941 г. (обр. 1944 г.)

Руководитель югославской делегации майор Славко Комар произносит речь перед встречающими на Центральном аэродроме им. Фрунзе. Москва, 1945 г. (РГАКФД). На левом нагрудном кармане мундира — партизанский памятный знак 1941 г. (обр. 1944 г.). Фрагмент

  • Руководитель югославской делегации майор Славко Комар произносит речь перед встречающими на Центральном аэродроме им. Фрунзе. Москва, 1945 г. (РГАКФД). На левом нагрудном кармане мундира — партизанский памятный знак 1941 г. (обр. 1944 г.). Фрагмент

14 сентября 1944 года Верховный Штаб НОАЮ произвел первые награждения «Партизанским памятным знаком 1941 года» (Пар­тизанска споменица / Partizanska spomenica 1941)[12]. В очерках военного корреспондента «Красной звезды» К.М. Симонова, написанных им в результате пребывания в тылу партизанских районов на юге Сербии в сентябре – ноябре 1944 года, неоднократно упоминается эта награда. Свидетельство писателя лишний раз подтверждает, что существовала единственная версия знака по внешней отделке — оксидированная: «Потом [командующий] дотронулся до прикрепленного у него на левой стороне груди маленького значка с цифрой 1941, почти незаметного на защитного цвета мундире.Вот это, сказал он, — когда-нибудь будет для нас дороже всех орденов. Этот значок есть только у тех, кто начал борьбу с самого начала, в 1941 году. Он для всех одинаков: для командующего и для любого войника и для этой девушки. Мы узнаем по нему друг друга»[13].

  • Военнослужащий Народно-освободительной армии Югославии. На груди Орден «За храбрость» (югославский послевоенный выпуск) и Партизанский памятный знак 1941 года (сербохорв. Partizanska spomenica 1941.) советского производства образца 1944 года. Фотография ~ 1945—1946 годов. Коллекция Владимира Коханкина

Как показывают фотографии, партизанский знак чаще всего носили привинченным непосредственно к левому карману куртки (мундира) ниже карманного клапана[14]. Судя по сохранившимся подлинным знакам, обозначение предприятия-изготовителя (ШМЗ НКПС) на внешней поверхности гайки при массовом изготовлении не выбивалось.

  • Партизанский памятный знак 1941 года (сербохорв. Partizanska spomenica 1941.) советского производства образца 1944 года. Штамповочно-механический завод Народного комиссариата путей сообщения (ШМЗ НКПС). Аверс, реверс, прижимная пластина и гайка. Коллекция Михаила Тренихина

С 1946 года в Югославии выпускалась другая версия партизанского памятного знака на основе нового рисунка и в совершенно ином художественном исполнении.

Кирилл Цыпленков
  • Джордже Андреевич-Кун (серб. Ђорђе Андрејевић-Кун). Эскизный проект Партизанского памятного знака 1941 года (Нацрт за споменицу 1941). Военный музей в Белграде (серб. Војни музеј Београд). Фото Владимира Коханкина [Отметим, что этот эскиз является своего рода «гибридом», переходным вариантом между советским (фигура бойца со знаменем) и югославским (общий абрис) типами знаков — прим. ред.]
  • Партизанский памятный знак 1941 года (сербохорв. Partizanska spomenica 1941.) югославского производства образца 1946 года, фабрика ICOM, Загреб. Изображение: forum.faleristika.info

ПРИМЕЧАНИЯ

[1] Приводимое описание знака участника войны 1941 года составлено автором статьи.

[2] ГА РФ. Ф. 5446. Оп. 46-а. Д. 7157. Л. 2.

[3] Там же. Л. 14.

[4] Архив вождей. Посетители кремлевского кабинета И.В. Сталина. Журналы (тетради) записи лиц, принятых первым генсеком. 1924–1953 гг. // Исторический архив. 1996. № 4. С. 75.

[5] РГАСПИ. Ф. 644. Оп. 2. Д. 251. Л. 171–172.

[6] Там же. Л. 172.

[7] Отношения России (СССР) с Югославией 1941–1945 гг.: Документы и материалы. М., 1998. С. 246.

[8] Антун Августинчич (Antun Augustinčić, 1900–1979) наиболее известен как автор Монумента Мира у здания ООН в Нью-Йорке (1952–1955).

[9] ГА РФ. Ф. 5446. Оп. 46-а. Д. 7157. Л. 17–20.

[10] Отношения России (СССР) с Югославией… С. 287.

[11] Там же. С. 311–312.

[12] Ђудеж С. Одликовање Социјалистичне Федеративне републике Југославије. Београд, 1987. С. 72.

[13] Симонов К. Югославская тетрадь. М., 1945. С. 13.

[14] См.: РГАКФД. 076299; 0145763; 0323113; 0323115; 0323241.


Цыпленков Кирилл ВладимировичЦыпленков Кирилл Владимирович, родился 3 июня 1969 года в Москве. В 1986 году поступил и в 1994 году окончил Московский государствен­ный технический университет им Н.Э. Баумана. В 1987-1989 годах проходил срочную военную службу в войсках связи Советской Армии, младший сер­жант запаса.

Специализируется на научном исследовании вопросов истории фор­менного костюма и вещевого обеспечения Вооруженных Сил СССР 1920—1950-х годов. Ведёт активную работу по выявлению и систематизации ар­хивных источников, музейных фондов, иллюстративного материала и тех­нической документации по теме «Форма одежды, знаки различия и снаря­жение Красной Армии».

Ведущий специалист отдела иконографии Российской государствен­ной библиотеки но искусству — консультант но форменному костюму в те­атре и кино. С 1993 года — редактор Российского военно-исторического жур­нала «Старый Цейхгауз». Имеет ряд опубликованных исследований по истории военного костюма.

Является соавтором книги книги «Униформа российского военного воздушного флота» и автором трёх десятков статей в жур­нале «Старый Цейхгауз».

Народный герой Югославии

Пропавшие ордена Югославии

Медаль в память провозглашения Сербии Королевством

__________________

Обсудить материал >>>

Рекомендуем

Перейти К началу страницы