Гастроном — название специализированных магазинов, торгующих гастрономическими (и вообще продовольственными) товарами широкого ассортимента.
Гастрономические товары, гастрономия — наименование большой группы пищевых товаров высокого качества, пригодных к непосредственному употреблению. Гастрономия происходит от греческих слов «гастер» — желудок и «номос» — закон и означает понимание тонкостей кулинарного искусства. К гастрономии относятся продукты мясной, рыбной и консервной промышленности, а также винно-водочные изделия.
Итак, после революции, постепенно понятие и словосочетания «гастроном», «сходить в гастроном», «взять в гастрономе» вошло в лексикон советских людей отдельным, привычным термином. Постепенно с этим из лексикона начали уходить слова (и название магазинов) «Продовольствие» и «Продовольственный магазин», заменяясь соответственно словами и магазин «Продукты». Но всегда оставался объединяющий термин «Продмаг».
А слово «Продукты» всегда означало продукты производства и необязательно продукты питания. Слово «магазин» также было долгое время новым и не для всех удобным в современном нам значении места торговли, а не склада. Поэтому некоторые продолжали говорить «не сходить в магазин», а «сходить в лавку».
Сразу упомянем, чтобы не отвлекаться от коллекционной темы журнала, что все сотрудники гастрономов должны были быть в обязательном порядке обеспечены нагрудными должностными знаками. Большая часть гастрономов работала совместно с бакалеями, поэтому знаки гастрономов и бакалей были немного похожи.
Название статьи, возможно, не слишком верное, но всё же для нас остаются без ответов некоторые вопросы, в т.ч. вопрос о личной атрибуции сотрудников гастрономов. Ответим ли мы точно на все вопросы — совсем не обязательно, но постараемся их вспомнить и озвучить.
Время появления/организации первых отечественных гастрономов
В 1920-е годы Гастрономов в СССР не было и не могло ещё быть. Но в литературе и интернет-ресурсах указан год появления первого гастронома 1921-й. В это не верится. Торговля продовольствием осуществлялась магазинами по старой схеме продажи товаров, установившейся ещё до революции. Это притом, что многие магазины были объединены под общими вывесками, где могли быть некоторые пересечения в ассортименте товаров, ведь уже существовали практически торговые сети, охватывающие большое число клиентов. Например, Моссельпром и Молокосоюз обладали подобными разветвлёнными торговыми сетями. В период НЭПа существовало множество частных торговых точек. Также обслуживанием населения занимались кооперативы. Однако, в т.ч. и по причине окончания периода НЭПа, рост числа покупателей в городах заставил обратиться к вопросу об увеличении площадей под реализуемые товары и увеличении ассортимента, который было решено объединять под одной крышей. Соответственно, могла увеличиваться и стоимость создания магазинов. И естественно, организация крупного магазина, решала этот вопрос, уменьшая затраты. Также было, например, и с созданием универмагов, когда крупные магазины оказались удобнее сети мелких, да и после того как в 1930 году в Северной Америке, трудами Майкла Каллэна, появился первый Супермаркет, а СССР внимательно наблюдал и перенимал новинки САСШ (Северо-Американские Соединённые Штаты), и обратил внимание на собственные универсальные магазины ГУМ, ЦУМ и т.д., правда, созданные на базах ранее существовавших с дореволюционных времён больших магазинов.
Тридцатые годы в стране начались окончанием НЭПа и появления большого количества советских организаций, названия которых включало слово «Союз» (Союзы подчинялись соответствующим торгам, например, Наркомторгу СССР (потом Наркомвнуторгу СССР) или Наркомвнешторгу СССР и Наркомснабу СССР и т.д.): Союзплодоовощь (с мягким знаком на конце), Союзконсерв, Союзплодоовощконсервстрой, Союзсахар, Союзтабак, Союзптицепродукт (Яично-Птичное объединение), Союзрасмасло, Союзмолоко, Союзмясо и т.д. и т.п. А вот Союзунивермаг и гастрономы появились чуть позже.
Кстати, в это же время уверенно работал Центросоюз СССР, в который входил МОСПО (Московский союз потребительских обществ).
Общее руководство советской торговлей осуществлял Народный комиссариат внутренней и внешней торговли СССР (Наркомторг СССР) — образован 18 ноября 1925 года путём объединения Народного комиссариата внешней торговли СССР с Народным комиссариатом внутренней торговли СССР.
22 ноября 1930 года Наркомат внешней и внутренней торговли был реорганизован: из него был выделен Наркомат внешней торговли СССР (Наркомвнешторг СССР) и Наркомат снабжения СССР (Наркомснаб СССР).
29 июля 1934 года Наркомат снабжения СССР был разделён на Народный комиссариат внутренней торговли СССР (Наркомвнуторг СССР) и Народный комиссариат пищевой промышленности СССР (Наркомпищепром СССР). Именно этот Наркомвнуторг СССР и упомянут на большинстве значков торговой тематики до 1946 года. Любопытно, что даже после переименования Наркомторга СССР в Наркомвнуторг СССР значки Отличников социалистического соревнования остались без изменения — на них написано Наркомторг СССР.
Как началась организация гастрономов
Для начала выбор не мог не пасть на московский Елисеевский магазин, т.к. он и расположен на виду и обладал достаточными площадями и штатом специалистов. Он и стал «Гастроном №1». Далее внимание было обращено на магазин Торгсина на Смоленской площади, 54/2, который был переименован в «Гастроном №2» (универмаг №100). Окончание строительства гостиницы «Москва» (Охотнорядская площадь) подарило городу ещё один гастроном — №3. Где гастроном №4 не вспомним, но где-то на Петровке, да и перед Отечественной войной его уже, кажется, не было. Мощная редакция «Правда» (улица «Правды», 25) также получила гастроном — гастроном №5. Успешное функционирование привело к созданию других гастрономов: Мейерхольдовский проезд, 15 (гастроном №7), улица Чкалова, 23/25 (гастроном №9), Новослободская улица, 14 (№10), улица Горького, корп. «Б» (№11), улица Кирова, 14 (№13), М. Кочки, 7 (№20), Русаковское шоссе, 41 (№26), Можайское шоссе, 61 (№31), улица Горького. 61 (32), Бауманская улица, 7 (№33), Восточная улица, 7 (№35). На Берсеневской набережной организован гастроном (№21) в Доме Правительства. К 1936-му году гастрономов в Москве было уже 37.
После того как магазины под названием «Гастроном» впервые были открыты в Москве в 1933 году, такие же магазины были организованы в ряде крупных промышленных центров СССР.
Перед гастрономами, как и универмагами, были поставлены следующие задачи: воздействовать на промышленность в целях производства большего количества высококачественных товаров; организовать лучшее обслуживание покупателей; повысить культуру торговли, применив новые методы и приёмы работы, которые можно бы было широко использовать во всей торговой системе; способствовать созданию широкого устойчивого ассортимента товаров; обеспечить рентабельность работы каждого торгового предприятия; организовать торговую рекламу и т.д.
Магазины «Торгсин» и «Гастроном» на фотографии из коллекции А. Задикяна, запечатлёны в начале 1930-х годов. Торгсин (на фото слева), размещался в здании, расположенном на нечётной стороне Тверской-Ямской, почти напротив ресторана «София» (справа). Вывеска продублирована в написании кириллицей и латиницей, что регулярно делалось в довоенной время в СССР, т.к. страна заботилась о приезжающих, и была центром для «мирового пролетариата». Интересна часть вывески «Гастроном» в нижнем правом углу фотографии, с изображением фирменного знака всех советских гастрономов.
Почему «Елисеевский» магазин называли Гастрономом №1 в 1920-е годы
А почему вообще «Елисеевский» сегодня называют Гастрономом №1? Нам не повезло — не нашли подтверждения, что название в 20-е уже использовалось. Как представляется, Елисеевский мог называться гастрономом из-за исторически сложившейся продажи гастрономических товаров. Т.е. слово «гастроном» первоначально вошло в обиход исключительно «по разговорной традиции», но в 1920-х гастронома №1 просто пока ещё не было. А вот уже в тридцатых годах заслуженный номер первый и название «Гастроном» были присвоены нормативно и плотно закрепились за этим магазином.
В литературе гастроном периода НЭПа тоже упомянут (это написано в сценарии начала 1970-х):
Вон Трепанов пишет из Москвы: к Гастроном на Тверскую бегает разная не очень сознательная молодежь. Смотрят на икру, на копчёную колбасу…
Алексей Нагорный, Гелий Рябов «Повесть об уголовном розыске (Рожденная революцией)» 1974
Значки «Гастроном» Наркомторга СССР
Значки Гастроном Наркомторга СССР существуют.
Сам Наркомторг СССР прекратил существовать 22 ноября 1930 года.
А, как нам известно, первые гастрономы появились только в 1933 году.
То есть три года прошло, как появились значки «Гастроном» с указанием несуществующей организации?
Может быть значки «Гастроном» Наркомторга СССР вообще не использовались? Т.е. они были сделаны, но не передавались в организации для применения. Как вариант это возможно, но поверить в это сложно. Хотя подобный случай известен: знаки Отличник советской торговли Наркомторга СССР существуют в варианте, который не использовался, а просто распространён между коллекционерами (значок скорее всего можно признать не доделанным — отсутствует Серп и молот). Продавцы настаивают на его редкости, но там просто не сделали отверстия под крепления и не пришпилили Сим. Эти значки не доделали, т.к. они были не нужны для вручения, но их не уничтожили: теперь какое-то их количество находится в коллекциях.
Также помним, что существует вероятность ошибки в написании, когда Наркомвнуторг СССР, привычно назвали Наркомторгом. А почему бы нет? Ведь даже герб СССР первые годы использовался с ошибкой, допущенной художником.
О значках «Гастроном» вообще
Наиболее часто встречающиеся знаки «Гастроном», имеющие номера. И вот тут на сегодняшней день имеется расхождение в понимании этих номеров. Обычно, номер обозначает личный номер сотрудника магазина, необходимый для опознавания сотрудника без использования его имени (нечто подобное личный номер милиционера, указанный на его бляхе). Например, значки «Главунивермаг» имеют максимально четырёхзначные номера. Но на значках «Гастроном» цифры обычно максимум двухзначные, т.е. получается, что номера могут скорее обозначать номер магазина, а не номер сотрудника. Это возможно. Однако, тут снова вопрос: значков очень мало для одного магазина и практически нет одинаковых номеров и одинакового вида (у нас значков с одинаковыми номерами нет и будет интересно увидеть значки с повторными номерами из коллекций). Т.е. пока вопросов больше, чем ответов.
Чаще всего встречаются знаки Наркомвнуторг СССР с номером на аверсе справа и гладким реверсом. Крепление винтовое, гайка Всекохудожник с «ушами». Цвет заливки цифр синий в цвет цвета эмали заливки центрального медальона, или, также встречается чёрный.
Реже встречаются значки Наркомвнуторг СССР имеющие контррельеф на реверсе.
Ещё реже попадаются значки Наркомторг СССР — очень короткое время они использовались, буквально несколько месяцев.
Первоначально вызывал вопросы значок «Гастроном» Наркомвнуторг СССР с номером 28 (чёрная эмаль номера). Но в продаже варианты этого значка встречаются относительно регулярно. Поэтому считаем его подлинным.
Также существуют значки симметричного вида с таким же центральным медальоном Наркомторг СССР и Наркомвнуторг СССР, но без номеров.
Поэтому на сегодняшний день предполагаем существование четырёх вариантов довоенных значков «Гастроном» с номерами и двух без номеров.
К концу 1958 года только на территории РСФСР действовало 568 магазинов «Гастроном», расположенных в 193 городах и объединённых Главным управлением гастрономических и бакалейных магазинов «Главгастроном» Министерства торговли РСФСР. В большинстве других союзных республик такие же магазины «Гастроном» объединялись организациями, подчинёнными непосредственно министерствам торговли союзных республик.
Поздние значки «Гастроном»
Поздними можно считать значки изготовленные после 1960-х годов, когда стараниями Правительства СССР страна перешла на обширное использование алюминия и т.п. металлов, отказавшись от латуни. Практически повсеместно значки проиграли во внешнем виде, хотя многие из них можно назвать отличным коллекционным материалом. Примером можно вспомнить популярнейшие серии значков-гербов. Но, как не хотелось бы, алюминиевые значки всё же проигрывают в интересе для коллекционеров. И вот нужно отметить, что эти значки часто выглядят очень достойными, качественными, профессиональными и стильными.
Алюминиевые значки «Гастроном», изготовленные большими тиражами (чаще одинаковые для обширных городов и районов со многими магазинами), также выглядят очень достойно и могут украсить коллекцию. Меньшие тиражи были исключениями. Например, Гастроном ГУМа.
Большим тиражам способствовало то, что в зависимости от ассортимента магазины «Гастроном» в это время разделялись на следующие типы:
- гастрономические магазины, торгующие преимущественно гастрономическими товарами в широком ассортименте и являвшиеся основным видом магазина «Гастроном»;
- продовольственные магазины смешанного ассортимента, торгующие продо­÷вольственными и бакалейными товарами;
- продовольственные магазины без бакалейных и мясо-рыбных отделов. Кроме того, Главгастроном, открывал специализированные магазины по продаже винно-водочных изделий и фруктов, специализированные магазины по продаже молочных продуктов, мяса и рыбы, а также магазины, действовавшие по принципу самообслуживания (без продавцов).
Заключение
Наверняка нам не хватает всех данных для подготовки этой статьи, для более точного разговора о советских гастрономах, но!.. Если у вас есть сведения — присылайте!
Также просим запомнить, что мы с удовольствием приобретём значки по теме Торговля (кроме иностранных, советских последних лет (т.н. алюмишки) и современного мусора) — предлагайте!
Данный материал в изменённом виде был подготовлен для третьего номера журнала «Московское наследие» за 2023 год. Благодарим главного редактора «МН» Филиппа Смирнова за публикацию!
Алексей Сидельников Отдельная благодарность Ивану Ефремову
Два треугольника: красный и синий
Музей торговли (этот ресурс можно купить)
__________________