Загадки Гастронома

in Значки 2837 views

Гастроном — название специали­зи­рован­ных мага­зинов, тор­гую­щих гастро­номи­ческими (и вообще продо­воль­ствен­ными) то­ва­рами широкого ассор­тимента.

Гастрономические товары, гастро­номия — наимено­вание большой группы пищевых товаров высокого качества, пригодных к не­посредст­венному употребле­нию. Гастрономия про­исхо­дит от гре­ческих слов «гастер» — желудок и «номос» — закон и означает понимание тон­костей кули­нарного искусства. К гастрономии относятся продукты мясной, рыбной и консервной промыш­ленности, а также винно-водочные изделия.

Итак, после революции, постепенно понятие и слово­соче­тания «гастроном», «сходить в гастроном», «взять в гастро­номе» вошло в лексикон советских людей отдельным, привычным термином. Постепенно с этим из лексикона начало уходить слово (и название мага­зинов) Продо­вольствие и «Продо­вольствен­ный магазин», заменяясь соответственно словами Продукты и магазин «Продукты». Но всегда оставался объединяющий термин «Продмаг».

Само слово «магазин» также было долгое время новым и не для всех удобным в современном нам значении места торговли, а не склада. Поэтому некоторые продолжали говорить «не сходить в магазин», а «сходить в лавку».

Одновременно, все сотрудники гастрономов должны были быть в обязательном порядке обеспечены нагруд­ными должностными знаками. Большая часть гастрономов работала совместно с бакалеями, поэтому знаки гастрономов и бакалей были немного похожи.

Название статьи, возможно, не слишком верное, но всё же для нас остаются без ответов некоторые вопросы.

Время появления/организации первых отечест­венных гастрономов

В 1920-е годы Гастрономов в СССР не было и не могло ещё быть. Но в литературе и интернет-ресурсах указана год 1921-й. В это не верится. Торговля продовольствием осущест­влялась магазинами по старой схеме продажи товаров, установившейся ещё до революции. Это притом, что многие магазины были объединены под общими вывесками, где могли быть некоторые пересечения в ассортименте товаров, ведь уже существовали практически торговые сети, охватывающие большое число клиентов. Например, Моссельпром и Молокосоюз обладали подобными разветвлёнными торговыми сетями. В период НЭПа существовало множество частных торговых точек. Также обслуживанием населения занимались кооперативы. Однако, в т.ч. и по причине окончания периода НЭПа, рост числа покупателей в городах заставил обратиться к вопросу об увеличении площадей под реализуемые товары и увеличения ассортимента, который было решено объединять под одной крышей. Соответственно, могла увеличиваться и стоимость создания магазинов. И естественно, организация крупного магазина, решала этот вопрос, уменьшая затраты. Также было, например, и с созданием универмагов, когда крупные магазины оказались удобнее сети мелких, да и после того как в 1930 году в Северной Америке, трудами Майкла Каллэна, появился первый Супермаркет, а СССР внимательно наблюдал и перенимал новинки САСШ (Северо-Американские Соединённые Штаты), и обратил внимание на собственные универсальные магазины ГУМ, ЦУМ и т.д., правда, созданные на базах ранее существовавших с дореволюционных времён больших магазинов.

Тридцатые годы в стране начались окончанием НЭПа и появления большого количества советских орга­низаций, названия которых включало слово «Союз» (Союзы подчинялись соответствующим торгам, например, Наркомторгу СССР (потом Нарком­внуторгу СССР) или Нарком­внешторгу СССР и Наркомснабу СССР и т.д.): Союзплодоовощь (с мягким знаком на конце), Союзконсерв, Союз­плодо­овощ­консерв­строй, Союзсахар, Союзтабак, Союзптице­продукт (Яично-Птичное объединение), Союзрасмасло, Союзмолоко, Союзмясо и т.д. и т.п. А вот Союзунивермаг и гастрономы появились чуть позже.

Кстати, в это же время уверенно работал Центросоюз СССР, в который входил МОСПО (Московский союз потребительских обществ).

Общее руководство советской торговлей осуществлял Народный комиссариат внутренней и внешней торговли СССР (Наркомторг СССР) — образован 18 ноября 1925 года путём объединения Народного комиссариата внешней торговли СССР с Народным комиссариатом внутренней торговли СССР.

22 ноября 1930 года Наркомат внешней и внутренней торговли был реорганизован: из него был выделен Наркомат внешней торговли СССР (Наркомвнешторг СССР) и Наркомат снабжения СССР (Наркомснаб СССР).

29 июля 1934 года Наркомат снабжения СССР был разделён на Народный комиссариат внутренней торговли СССР (Наркомвнуторг СССР) и Народный комиссариат пищевой промыш­лен­ности СССР (Наркомпищепром СССР). Именно этот Нарком­внуторг СССР и упомянут на большинстве значков торговой тематики до 1946 года. Любопытно, что даже после переименования Наркомторга СССР в Наркомвнуторг СССР значки Отличников социалистического соревнования остались без изменения — на них написано Наркомторг СССР.

Отличник советской торговли СССР (Наркомторг СССР)

Как началась организация гастрономов

Для начала выбор не мог не пасть на московский Елисеевский магазин, т.к. он и расположен на виду и обладал достаточными площадями и штатом специалистов. Он и стал «Гастроном №1». Далее внимание было обращено на магазин Торгсина на Смоленской площади, 54/2, который был переименован в «Гастроном №2» (универмаг №100). Окончание строительства гостиницы «Москва» (Охотнорядская площадь) подарило городу ещё один гастроном — №3. Где гастроном №4 не вспомним, но где-то на Петровке, да и перед Отечественной войной его уже, кажется, не было. Мощная редакция «Правда» (улица «Правды», 25) также получила гастроном — гастроном №5. Успешное функционирование привело к созданию других гастрономов: Мейерхоль­довский проезд, 15 (гастроном №7), улица Чкалова, 23/25 (гастроном №9), Новослободская улица, 14 (№10), улица Горького, корп. «Б» (№11), улица Кирова, 14 (№13), М. Кочки, 7 (№20), Русаковское шоссе, 41 (№26), Можайское шоссе, 61 (№31), улица Горького. 61 (32), Бауман­ская улица, 7 (№33), Восточная улица, 7 (№35). На Берсе­невской набережной организован гастроном (№21) в Доме Правительства. К 1936-му году гастрономов в Москве было уже 37.

После того как магазины под названием «Гастроном» впервые были открыты в Москве в 1933 году, такие же магазины были организованы в ряде крупных промышленных центров СССР.

Перед гастрономами, как и универмагами, были поставлены следующие задачи: воздей­ствовать на промышленность в целях производства большего количества высоко­качественных товаров; организовать луч­шее обслуживание покупателей; повысить культуру торговли, применив новые методы и приёмы работы, которые можно бы было широко исполь­зовать во всей торговой системе; способствовать созданию широкого устойчивого ассор­тимента товаров; обеспечить рента­бельность работы каждого торгового предприятия; организовать торговую рекламу и т.д.

Магазины «Торгсин» и «Гастроном». Фотография из коллекции А. Задикяна

Магазины «Торгсин» и «Гастроном» на фотографии из коллекции А. Задикяна, запечатлёны в начале 1930-х годов. Торгсин (на фото слева), размещался в здании, распо­ложенном на нечётной стороне Тверской-Ямской, почти напротив ресторана «София» (справа). Вывеска продублирована в написании кириллицей и латиницей, что регулярно делалось в довоенной время в СССР, т.к. страна заботилась о приезжающих, и была центром для «мирового пролетариата». Интересна часть вывески «Гастроном» в нижнем правом углу фотографии, с изображением фирменного знака всех советских гастрономов.

Почему «Елисеевский» магазин называли Гастрономом №1 в 1920-е годы

А почему вообще «Елисеевский» сегодня называют Гастрономом №1? Нам не повезло — не нашли подтверждения, что название в 20-е уже использовалось. Как представляется, Елисеевский мог называться гастрономом из-за исторически сложившейся продажи гастро­номических товаров. Т.е. слово «гастроном» первоначально вошло в обиход исключительно «по разговорной традиции», но в 1920-х гастронома №1 просто пока ещё не было. А вот уже в тридцатых годах заслуженный номер первый и название «Гастроном» были присвоены нормативно и плотно закрепились за этим магазином.

В литературе гастроном периода НЭПа тоже упомянут (это написано в сценарии начала 1970-х):

Вон Трепанов пишет из Москвы: к Гастроном на Тверскую бегает разная не очень сознательная молодежь. Смотрят на икру, на копчёную колбасу…

Алексей Нагорный, Гелий Рябов «Повесть об уголовном розыске (Рожденная революцией)» 1974

Значки «Гастроном» Наркомторга СССР

Значки Гастроном Наркомторга СССР существуют.

Сам Наркомторг СССР прекратил существовать 22 ноября 1930 года.

А, как нам известно, первые гастрономы появились только в 1933 году.

То есть три года прошло, как появились значки «Гастроном» с указанием несуществующей организации?

Может быть значки «Гастроном» Наркомторга СССР вообще не использовались? Т.е. они были сделаны, но не передавались в орга­ни­зации для применения. Как вариант это возможно, но поверить в это сложно. Хотя подобный случай известен: знаки Отличник советской торговли Наркомторга СССР существуют в варианте, который не использовался, а просто распрос­транён между кол­лек­ционе­рами (значок скорее всего можно признать не доделанным — отсут­ствует Серп и мо­лот). Продавцы настаивают на его редкости, но там просто не сделали отверстия под крепления и не пришпилили Сим. Эти значки не доделали, т.к. они были не нужны для вручения, но их не уничтожили: теперь какое-то их количество находится в коллекциях.

Отличник социалистического соревнования Наркомторга СССР (без серпа и молота)

Также помним, что существует вероятность ошибки в написании, когда Наркомвнуторг СССР, привычно назвали Наркомторгом. А почему бы нет? Ведь даже герб СССР первые годы использовался с ошибкой, допущенной художником.

О значках «Гастроном» вообще

Наиболее часто встречающиеся знаки «Гастроном», имеющие номера. И вот тут на сегодняшней день имеется расхождение в понимании этих номеров. Обычно, номер обозначает личный номер сотрудника магазина, необхо­димый для опознавания сотрудника без использования его имени (нечто подобное личный номер мили­ционера, указанный на его бляхе). Например, значки «Главунивермаг» имеют максимально четырёх­значные номера. Но на значках «Гастроном» цифры обычно мак­симум двухзначные, т.е. получается, что номера могут скорее обозначать номер магазина, а не номер сотрудника. Это возможно. Однако, тут снова вопрос: значков очень мало для одного магазина и практически нет одинаковых номеров и одинакового вида (у нас значков с одинаковыми номерами нет и будет интересно увидеть значки с повторными номерами из коллекций). Т.е. пока вопросов больше, чем ответов.

Чаще всего встречаются знаки Наркомвнуторг СССР с номером на аверсе справа и гладким реверсом. Крепление винтовое, гайка Всекохудожник с «ушами». Цвет заливки цифр синий в цвет цвета эмали заливки центрального медальона, или, также встречается чёрный.

Реже встречаются значки Наркомвнуторг СССР имеющие контррельеф на реверсе.

Ещё реже попадаются значки Наркомторг СССР — очень короткое время они использовались, буквально несколько месяцев.

Первоначально вызывал вопросы значок «Гастроном» Наркомвнуторг СССР с номером 28 (чёрная эмаль номера). Но в продаже варианты этого значка встречаются относительно регулярно. Поэтому считаем его подлинным.

Также существуют значки симметричного вида с таким же центральным медальоном Наркомторг СССР и Наркомвнуторг СССР, но без номеров.

Поэтому на сегодняшний день предполагаем существование четырёх вариантов довоенных значков «Гастроном» с номерами и двух без номеров.

К концу 1958 года только на территории РСФСР действовало 568 магазинов «Гастроном», расположенных в 193 городах и объеди­нённых Главным управлением гастрономических и бакалейных магазинов «Главгастроном» Министерства торговли РСФСР. В большинстве других союзных республик такие же магазины «Гастроном» объединялись организациями, подчинёнными непосредственно министерствам торговли союзных республик.

Магазин №15 Главгастроном
Магазин №15 Главгастроном
Магазин №15 Главгастроном
Магазин №15 Главгастроном

Поздние значки «Гастроном»

Поздними можно считать значки изготовленные после 1960-х годов, когда стараниями Правительства СССР страна перешла на обширное использование алюминия и т.п. металлов, отказавшись от латуни. Практически повсеместно значки проиграли во внешнем виде, хотя многие из них можно назвать отличным коллекционным материалом. Примером можно назвать популярнейшие серии гербов. Но, как не хотелось бы, алюминиевые значки всё же проигрывают в интересе для коллек­ционеров. И вот нужно отметить, что эти значки часто выглядят очень достойными, качественными, профессиональными и стильными.

Алюминиевые значки «Гастроном», изготовленные большими тиражами (чаще одинаковые для обширных городов и районов со многими мага­зинами), также выглядят очень достойно и могут украсить коллекцию. Меньшие тиражи были исключениями. Например, Гастроном ГУМа.

Большим тиражам способствовало то, что в зависимости от ассортимента магазины «Гастроном» в это время разделялись на следующие типы:

  1. гастрономические магазины, торгующие преимущественно гастро­номичес­кими товарами в широком ассор­тименте и являвшиеся основным видом магазина «Гастроном»;
  2. продовольственные магазины смешанного ассортимента, торгующие продо&shy÷вольствен­ными и бакалейными товарами;
  3. продовольственные магазины без бакалейных и мясо-рыбных отделов. Кроме того, Главгастроном, открывал специализированные магазины по продаже винно-водочных изделий и фруктов, специализированные магазины по продаже молочных продуктов, мяса и рыбы, а также магазины, действовавшие по принципу самообслуживания (без продавцов).

Заключение

Наверняка нам не хватает всех данных для подготовки этой статьи, для более точного разговора о советских гастрономах, но!.. Если у вас есть сведения — присылайте!

Также просим запомнить, что мы с удовольствием приобретём значки по теме Торговля (кроме иностранных, советских последних лет (т.н. алюмишки) и современного мусора) — предлагайте!

 

Алексей Сидельников
Отдельная благодарность Ивану Ефремову

Фирменный магазин Главвино

Два треугольника: красный и синий

Музей торговли (этот ресурс можно купить)

 

Предложения направлять в редакцию журнала

__________________

Обсудить материал на форуме >>>

Рекомендуем

Донорство в знаках

Донорство в знаках

Авторский коллектив, врачи, Почётные доноры России, выбрали своим увлечением медицинскую фалеристику, в

Значки в собраниях музеев

Статья посвящена ряду проблем, которые воз­никают при необхо­димости обосно­вать воз­мож­ность вклю­че­ния знач­ков
Перейти К началу страницы