Фирменный магазин Главвино

in Значки 13991 views

Винно-водочная торговля в СССР бы­ла та­ким же важ­­ным эле­ментом по­пол­нения го­су­дар­ст­вен­ной каз­ны, как и в царское время, так и сегодня. Про­дажа алкого­ля ре­гуляр­но до­пол­ня­лась более или менее серьёзными действиями, на­прав­­лен­­ными на борьбу с зелё­ным змием, но, каж­дый раз змий одер­живал победу, а го­­су­дар­ст­во по­лучало всё большую прибыль, не взирая на то, что всё больше граждан гибнет или страдает.

Тем не менее, можно уверенно говорить как о сложившейся отечественной куль­туре торговли винно-во­дочными товарами, так и о бескультурье употребления.

Нам интересен всего лишь один штрих на фоне всей картины антуража: нагрудный знак сотрудника магазина. Зацепившись за один артефакт, порой можно рассказывать много интересного.

К сожалению, узнать кто автор чаще всего не удаётся. Нет ответа и в нашем случае. Хотя нагрудный знак сотрудника фирменного магазина «Главвино», находившегося в Москве в Столешниковом переулке, дом 7, в построенном для семьи виноторговцев Леве (Лёвé), тор­говавших до начала советского времени, заслуживает внимания.

Торговля винами и водочными изделиями была широко рас­прос­тра­нена в Москве в период Российской империи. В конце ХIХ и начале ХХ века десятки изго­товителей, поставщиков, торговых предприятий, конкурируя и дополняя друг друга создавали и поддерживали особую культуру торговли. Товарищество Николая Леонтьевича Шустова, Товарищество Братьев Елисеевых, Торговый дом Сергея Сергея Карзинкина, Селиванова и К°, Товарищество П.А. Смирнова, Торговый дом Николая Смирнова и К°, Торговый дом И.А. Смирнова с Сыновьями, продавцы кавказских вин и многие другие были известны. Виноторговлей занимались и высокие особы: было популярно шампанское Его Высочества Принца Константина Петровича Ольден­бургского.

И, конечно же, известными продавцами и конкурентами были торговые предприятия Депре и Леве.

Торговый дом «Егор Леве» определял свою историю с 1807 года. Особая известность пришла к нему, когда он был возглавлен Егором Егоровичем Леве, ставшим за труды Почётным гражданином. Более чем через сто лет членами правления торгового дома его имени состояли Почётная гражданка Ольга Петровна Леве, Полина Егоровна фон Мутценбехер (в девичестве Леве) и Дмитрий Дмитриевич Павлов. Правление и магазин торгового дома находились в собственном доме в Столешниковом переулке, №3 (первоначально Тверская часть, проезд церкви Рождества в Столешниках, собственный дом, позже уже Столешников переулок №3 много лет проходит по справочникам), а склад располагался в доме Чижова на Никольской ул., 8. Основной ассортимент магазина торгового дома «Егор Леве» составляли зарубежные и отечественные вина, а также гаванские сигары. Товары отпускались в розницу и оптом. Доброе имя и качество позволили иметь постоянную многолетнюю клиентуру из не рядовых людей и известных предприятий, например, трактир И.Я. Тестова являлся заказчиком Леве.

«Моментально на столе выстроились холодная Смирновка во льду, Английская горькая, Шустовская рябиновка и мой любимый портвейн Леве № 50 рядом с бутылкой Пикона». Так Владимир Гиляровский в своей книге «Москва и москвичи» описывает посещение трактира Тестова [Гиляровский В.А. Москва и москвичи: воспоминания — М., 1926, с. 60].

Со слов того же Гиляровского известно, что постоянным посетителем трактира Тестова был Великий князь Владимир Александрович, брат Александра III, известный кол­лекцио­нер раз­нообразных меню. «У Тестова, в частности, любил обедать брат императора Александра III великий князь Владимир Александрович». Но в это верится мало. Может быть, вырвался за новым меню в кол­лекцию в 1883 году во время коронования брата Александра? Тоже не похоже.

Немного отвлеклись, но вернёмся к дому Леве.

Автор красивого здания вино­торговцев Леве, построенного в 1903 году в стиле модерн в Столешниковом переулке, 3, Адольф Эрнестович Эрихсон — популярный московский архи­тек­тор. Практически в то же время им проводились работы по разработке и строитель­ству здания Издательства И. Д. Сытина «Русское слово» на Тверской, 18. Здания имеют много общего, в т.ч. знаменитую эрихсоновскую расстекловку в верхних частях окон и большие полуциркульные окна в цент­ральных приподнятых частях здания.

Типография Сытина из книги "Москва. Памятники архитектуры 1830-1910-х годов". 1977. и Торговый дом "Егор Леве" из книги "Зодчие Москвы эпохи эклектики, модерна и неоклассицизма 1830-1917 годы". 1998
Типография Сытина из книги «Москва. Памятники архитектуры 1830-1910-х годов». 1977. и Торговый дом «Егор Леве» из книги «Зодчие Москвы эпохи эклектики, модерна и нео­классицизма 1830-1917 годы». 1998

Здание типографии Сытина (4.07.2022)

Здание в Столешниковом украшено женскими гермами и столь подходящими для винной торговли виноградными лозами, сим­во­лизирую­щи­ми в т.ч. плодородие, достаток и оседлый образ жизни. Кстати, как известно, повреждение герм — это святотатство. Может поэтому дом ещё не снесли и полностью не перестроили?

Тем не менее, после прихода советской власти торговый дом «Егор Леве» прекратил существование, здание было национализировано. Но винный магазин остался!

В середине 20-х в бывшем доме Леве организована оптово-розничная торговля Магазина №1 ВИНТОРГа (заведующий Пётр Никофорович Мурашов). В Столешниковом переулке, 10, также был магазин с таким же ас­сорти­ментом, коопе­ративный. Однако, в начале 30-х годов виноторговое разно­образие закончилось. Тот же ВИНТОРГ к 1929 году стал уменьшаться в объёме, а в 1931 году прекратил свою работу, как и частная торговля после периода НЭПа. Частные торговые предприятия и организации исчезли, вытесненные госу­дарствен­ными, коопе­ративными и колхозными.

Винно-водочной торговлей за­нима­лось созданное Главное управление винодель­ческой про­мышленности (Главвино) Народного комиссариата пищевой промыш­лен­ности (Нар­ком­пище­пром) СССР (29 июля 1934 — 1946), а с 15 марта 1946 года Главное управление вино­дельческой про­мыш­ленности (Главвино) Министерства промыш­ленности про­довольствен­ных товаров (Мин­пище­пром) СССР (1946 — 1953), (1965 — 1985). В марте 1953 года путём слияния Мин­пище­прома СССР с Министерства­ми Лёгкой, Рыбной, Мясной и молочной про­мышлен­ности СССР было создано одно Министерство лёгкой и пищевой промышленности СССР (1953 — 1965).

Интересно, что в 1985 году Мини­стерство пищевой про­мышлен­ности СССР было упразд­нено в свя­зи с созданием Государственного агро­промыш­ленного комитета СССР (Госагропром СССР), объединив­шим шесть ликви­дирован­ных союз­но-респуб­ликан­ских министерств и ведомств: Минсельхоз СССР, Минплодовощхоз СССР, Минпищепром СССР, Мин­мясо­мол­пром СССР, Минсельстрой СССР и Госкомсель­хозтехнику СССР. Так что идеи объединения организаций уже слу­чались, но не приводили к поло­жительным результатам.

Фирменный магазин «Главвино»

Так вот, после окончания НЭПа, как пред­ставляется, винный магазин удержался на своём месте, а дом так и оставался известен москвичам, как дом Леве, но под новым номером семь.

Поэтому Фирменный магазин «Главвино» Министерства пищевой промышленности СССР уже размещался по адресу Москва, Столешников переулок, дом 7.

Ассортимент если и изменился, то стал соответствовать советскому времени. Виноградные и плодово-ягодные вина, шампанское, сидр, водки (40°, 50° и 56°), коньяки, наливки, настойки, ликёры составляли основу розничной торговля винно-во­дочными изделиями. Продажа спиртных напитков на вынос производилась в бутылках, а вино виноградное и плодово-ягодное из бочек продавалось на вынос в розлив только в посуду покупателей.

Категорически была запрещена продажа спиртных напитков не­совер­шен­нолет­ним и лицам, находящимся в состоянии опьянения!

Вашему вниманию нагрудный знак Фирменный магазин «Главвино». Знак довольно редкий. Знак мог исполь­зоваться продавцами и сотрудниками магазина до середины 1950-х годов.

Знак выполнен в красной, изумрудной и белой горячих эма­лях по штампованной латунной основе, украшенной симметричной гильошировкой.

Центральный элемент — накладной, в виде бутылки шампанского, также оформленной изумрудной и белой эмалями.

Второй значок, размером меньше, имеет практически идентичный аверс.

Знак не имеет номеров. Реверс — винтовое крепление.

Фирменный магазин "Главвино"
Фирменный магазин «Главвино»

Как значки распределялись среди сотрудников и по какому атрибутивному признаку, — по ранжиру или, например, гендерному, — не знаем. А может быть были варианты для продавцов, реализующих товары с торговых тележек или мармитов? Кстати, не обязательно, что они торговали именно винно-водочными товарами, а не какими-то сопутствующими.

Продоформление. Пиво и безалкогольные напитки. Каталог. 1957

Продоформление. Пиво и безалкогольные напитки. Каталог. 1957

Почему вообще в советское время в здании, где ещё при царе размещалась винная торговля снова оказался винный магазин? Это случайность? Или условия удобные? Например, подходящие для хранения спиртного подвал и подход, прочие условия? Под­вал там раньше был просто выдающийся: объём и температура. Спиртные напитки в розничной торговой сети хранили в сухих хорошо венти­лируемых прохладных помещениях при температуре от 5 до 14°, а виноградные вина и шампанское при температуре от 8 до 16°. В кладовых ящики с водкой и ликёро-водочными изделиями укладывались штабелями, прочие спиртные напитки, разлитые в бутылки, — на полках стеллажей, разливные — в бочках. Ещё в 1950-х годах бутылки с виноградными и плодово-ягодными винами должны были храниться в кладовых и в торговом зале в лежачем положении, чтобы не допустить высыхания пробки и проникновения в бутылку воздуха, что привело бы к порче вина. Бутылки с советским шампанским, выставляемые в магазине, укладывались горлышком вниз или наклонно для того, чтобы жидкость омывала внутреннюю часть пробки. При приёмке напитков в магазин и при отпуске из магазина покупателю продавцы обязаны проверить состояние укупорки, удосто­вериться в отсутствии пороков, распознаваемых по внешним признакам (муть, посторонние вещества и т. п.), проверить уровень содержимого в бутылке, наличие на печатной этикетке всех установленных реквизитов: наименование напитка, наименование организации и завода-изго­товителя и его товарный знак, крепость напитка (для водки, ликёро-водочных изделий, коньяков), ёмкость посуды, год урожая (для выдержанных виноградных вин), дата розлива.

Следует учесть что все винно-водочные изделия реализовывались в бутылках, но су­ществовали незначительные части (5—10%) виноградного и плодово-ягодных вин, которые в торговую сеть поступали в бочках и реализовывалась в розлив.

Может быть просто исторически сложившаяся традиция иметь в этом доме винный магазин не позволила сменить направление деятельности? Традиций в Москве было всегда много, например, исторически устоявшиеся номера общественного транспорта.

Бутылки с винами, выставляемые в витринах, шкафах, на прилавках, размещались в вертикальном положении, с этикетками, обращёнными к покупателю. Эти бутылки заменялись не реже одного раза в неделю. На бутылках, выставляемых как образцы, прикреплялись ярлыки с указанием наиме­нования напитка, крепости его, ёмкости бутылки и цены, включая стоимость посуды.

Продоформление. Каталог Ликёро-водочных изделий. 1957

Художники Художественно-оформительского комбината «Продоформление» Н.И. Мартынов, П.И. Томазо, А.С. Ступин и А.М. Яковлев, подготовили Каталог ликёро-водочных изделий, который никак не мог миновать фирменный магазин в Столешниках. Сегодня этот каталог не часто встречается, но никого не оставляют равнодушными как изображения, так и воспоминания.

«Каталог ликёро-водочных изделий». 1957

В семидесятые годы фирменный магазин уже стал одним из более четырёх десятков таких же магазинов, получив порядковый номер 44 и название «Вино-фрукты» торга «Гастроном». Часть торговой площади была занята для продажи свежих и сухих фруктов, варенья и джемов: вино и фрукты собирали в подарочные корзины. Предвосхищая сегодняшнюю реальность магазин осуществлял доставку товаров на дом.

А вот должностные значки впоследствии сотрудников стали неинтересно-алюминиевыми.

А дом сегодня выглядит вот так: всё закрыто и разрыто. Кто-то копается в его недрах что-то делая. Что получится? А кто его знает. В Москве не важен результат, а важна работа. Наверняка будет очередной московский шедевр, созданный силами массы ограниченных обществ, на радость тем, кто не знает, как выглядел исходник.

Улица тоже не способствует осмотру достопримечательностей: её к радости периферийщиц увешали фонариками как в парке досуга, так что дом, как бы его не «сохраняли в виде объекта культурного наследия», не будет виден. Собственно, вся улица нависает над головами, закрывая дома. Да никто и не смотрит.

Заключение

Наверняка нам не хватает всех данных для подготовки этой статьи более точного разговора о советских гастрономах, но!.. Если у вас есть сведения — присылайте!

Также просим запомнить, что мы с удовольствием приобретём значки по теме Торговля (кроме иностранных, советских последних лет (т.н. алюмишки) и современного мусора) — предлагайте!

Алексей Сидельников

Заставка:
художник Екатерина Сидельникова

 

ВХУТЕМАС 100

Должностные знаки

Два треугольника: красный и синий

Промграфика. Художники

Музей торговли (этот ресурс можно купить)

Предложения направлять в редакцию журнала

__________________

Обсудить материал >>>

Рекомендуем

Значок ГУМ - не пробник

Значок ГУМ — не пробник

Государственный Универсальный Магазин (ГУМ) — образцовое торговое предприятие страны, самый крупный универмаг в
«Москва» - не универмаг

«Москва» — не универмаг

Существует ряд ошибок, пе­ре­хо­дя­щих от од­но­го че­ло­ве­ка к дру­гому. Такой блуж­дающей ошибкой
Перейти К началу страницы