Подлинные копии Эрьзи

in Искусство/Музей 13606 views

Мордовский скульп­тор Степан Эрьзя, по­лу­чивший зва­ние «рус­ского Родена» и про­сла­вив­шийся на весь мир, как укро­титель кебрачо – са­мого прочного дерева в мире, про­жил уди­витель­ную жизнь. Успел поработать с различными ма­териалами, объез­дить полмира, взрас­тить плея­ду учеников и после­довате­лей, добиться признания в Европе и Южной Америке, и кануть в Лету на Родине.

Степан Эрьзя в Буэнос-Айресе. Конец 1920-х гг.
Степан Эрьзя в Буэнос-Айресе. Конец 1920-х гг.

Кто такой Эрьзя

Родился Степан Нефёдов, в будущем взявший себе псевдоним Эрьзя, (созвучный мордовскому этносу эрзя) 27 октября 1876 года в селе Баево, расположенном между двумя уездными городами – Алатырём и Ардатовым.

Художественные наклонности рано проявились в мальчике. Заметив это, отец Степана, Дмитрий Иванович, решил, что из сына может получиться иконописец – профессия почётная и менее тяжёлая, нежели крестьянский труд. По счастливому стечению обстоятельств, неподалеку находилась церковноприходская школа, в которую Степан сразу же был принят.

Окончив обучение в алтышевской церковноприходской школе, Степан отправился в Казань. Сначала работал в столярной мастерской, затем юному мастеру посчастливилось  встретиться с казанским иконописцем Петром Андреевичем Ковалинским. Именно он впоследствии разглядел истинный талант в своём ученике.

Иконописческая карьера Степана Нефёдова складывалась вполне успешно, Ковалинский был доволен работой своего мастера, заказов было много и некоторые из расписанных в то время Степаном церквей, до сих пор сохранились (Софийский собор в Лаишево, Казанско-Богородицкая церковь в Кукморском районе Татарстана).

Однако, Степан мечтал о другой судьбе. Материальный достаток не был для него приоритетом, он стремился к высоким идеалам, творческому росту, прославлению чего-то важного, стоящего… Нефёдов покинул своего учителя, отказался от иконописческой работы и вернулся к родителям в Алатырь.

Но бросать искусство Степан и не думал! Он грезил Москвой, мечтал о серьёзном обучении. Хоть и не без сложностей, перебравшись в Москву, поступил в Строгановку. Удачей стала и работа фотографом в ателье Бродовского. Затем поступил вольнослушателем в Училище Живописи, Ваяния и Зодчества. И постепенно всё больше проникаясь к искусству скульптуры, поступил в скульптурный класс в мастерскую к Сергею Михайловичу Волнухину – своему главному и любимому учителю.

Тяжело переживая революционные события, в 1907 году Степан Нефёдов-Эрьзя впервые покидает Российскую империю и отправляется в путешествие в Италию.

Для Всемирной выставки в Венеции в 1909 году скульптор изготовил «Последнюю ночь осужденного перед казнью» (не сохранилась) — работу, принёсшую ему большой успех и признание.

Последняя ночь. Эрьзя.1909
Последняя ночь. Эрьзя.1909

Вплоть до 1914 года Эрьзя жил и работал в Италии и Франции, то был насыщенный этап жизни русского скульптора: популярность и слава сменялись неудачами и разочарованиями, случилось множество важных знакомств и встреч, повлиявших на его дальнейшую судьбу.

Спустя семь лет Эрьзя возвращается в Россию – уже известным скульптором, имя которого на слуху не только на Родине, но и далеко за её пределами. Много работает, набирает учеников, преподает, участвует в московских выставках.

События 1917 года встречает с энтузиазмом, но без понимания дальнейшей участи. В 1918 году участвует в выставке «Свободного творчества», где работы его принимались с любопытством, но в общей сложности, художественные объединения были равнодушны к творчеству Эрьзи. Он много путешествует по Советскому Союзу, работает на Урале и на Кавказе.

Большой мечтой Эрьзи становится высечение монумента из горы — об этом он неоднократно говорил и выносил предложения по реализации дерзкого замысла. Но несмотря на заинтересованность, никто по достоинству его не оценил и не способствовал воплощению.

С. Эрьзя, пёс Леон, Ева (справа)
С. Эрьзя, пёс Леон, Ева (справа)
Ева. 1919. Коллекция МРМИИ им. Эрьзи
Ева. 1919. Коллекция МРМИИ им. Эрьзи

Мордовский скульптор всё больше чувствовал давление со стороны «нового искусства», в канву которого не вписывался. Он поставил себе целью добиться разрешения на выезд и в итоге добился своего, получив соответствующий документ от А.В. Луначарского и О.Д. Каменевой.

В ноябре 1926 года Степан Эрьзя вместе со своей новоявленной ученицей Юлией Кун покинул Советский Союз и отправился в долгое путешествие, растянувшееся почти на четверть века. Официальная цель поездки – укрепление художественных связей с Аргентиной и пропаганда советского искусства, русских скульптурных материалов – уральского мрамора и пород деревьев, произрастающих на Кавказе.

Покоритель кебрачо

Едва ли русский скульптор мог предположить, какими событиями обернётся эта поездка, ведь именно в Аргентине состоялось знакомство с новым материалом – деревьями кебрачо и альгарробо, ознаменовавшим зрелый период творчества мастера.

Кебрачо — разновидность субропических деревьев, произрастающих в Южной Америке, отличающихся особой прочностью. Разделяют красное (семейство анакардиевых) и белое (семейство кутровых) кебрачо.

Альгарробо — разновидность аргентинского дерева семейства мимозовых, обладает более светлым тоном, в сравнении с кебрачо.

Альгарробо
Альгарробо
  • Древесина кебрачо
  • Древесина Альгарробо

Прибытие Степана Эрьзи в Буэнос-Айрес 22 апреля 1927 года, вызвало неподдельный интерес со стороны художественной общественности. Его имя было знакомо многим местным художникам и коллекционерам.

Эрьзя с детства любил дерево, сызмальства строгал из местных мордовских пород, работал с породами деревьев, растущих на Кавказе, поэтому оказавшись в Аргентине не смог не обратить внимание на экзотические для нас южноамериканские деревья.

О первом впечатлении от кебрачо скульптор вспоминал: «В первый же день, когда хотел бросить полено в печь, обратил внимание на вес и твёрдость дерева, которое на вид мне было неизвестно. Я быстро определил  возможности, которыми оно обладало  для скульптуры. А эти расцветки: красная, белая, чёрная придают скульптуре особое очарование».

Первой работой, выполненной из нового материала, стал бюст В.И. Ленина. Но для предстоящей выставки в салонах «Ассоциации друзей искусства» в Буэнос-Айресе скульптура не подходила. Тогда Эрьзя в короткий срок сделал другую работу, получившую название «Голова». Она сразу же после выставки «ушла» в частную коллекцию неизвестного лица.

В общей сложности на дебютной выставке Эрьзи в Буэнос-Айресе было представлено около 30 работ, большей частью привезённых скульптором из Советского Союза и выполненных из мрамора, цемента и гипса.

Но мастер уже был очарован кебрачо и мечтал в полной мере раскрыть его возможности, поэтому все новые работы делал из него.

Для выставки в галерее Мюллера, в рамках которой планировалось представить новые скульптуры из аргентинского дерева, Эрьзя изготовил 16 работ, среди них портрет Бетховена, двойной портрет «Ленин-Маркс» (позднее бесследно исчезнувший), «Музыка Грига», «Голова русской мещанки», «Мужик», «Молодость», «Бурлак», «Женщина XVIII века» и другие.

Эрьзя и Леон
Эрьзя и Леон

Президент Аргентины Иполито Иригойен остался под большим впечатлением от произведений русского скульптора, представленных в галерее Мюллера, и даже выразил желание получить собственный портрет, исполненный Эрьзей.

Степан Дмитриевич согласился выполнить портрет и принялся за работу над горельефом Иригойена из тёмного кебрачо, презентовать который собирался на следующей персональной выставке осенью 1929 года. Портрет получился сильным, благородным и волевым – президент остался в восторге от результата и по окончании выставки Эрьзя подарил его аргентинскому лидеру.

К сожалению, портрет Иригойена ждала судьба не более завидная, чем самого президента. Вследствие военного переворота 1930 года Иполито Иригойен был смещён, скульптура Эрьзи, как и многие другие портреты президента, была сожжена.

К этому же периоду относятся портрет Льва Толстого (1930) и портрет Александра Невского (1931).

  • Портрет Л.Н. Толстого (1930) в МРМИИ им. Эрьзи, выставка работ Эрьзи из собрания Государственного Русском музея
  • Портрет Александра Невского (1931) в МРМИИ им. Эрьзи

Со Львом Николаевичем Эрьзя был знаком лично и ранее неоднократно делал его портреты, но именно портрет из альгарробо получился особенно выразительным и запоминающимся. Больше метра высотой (133х84х89 см), благородный, задумчивый, одухотворённый, портрет писателя занял почётное место на выставке работ Эрьзи в галерее Федерико Мюллера. Местная пресса называла его то «мыслителем», то «философом», что вполне соответствовало получившемуся образу. Благодаря затейливым изгибам коры портрет выглядел живым, почти динамичным.

Александр Невский, 1931, МРМИИ им. Эрьзи
Александр Невский, 1931, МРМИИ им. Эрьзи

«Александра Невского» Эрьзя сотворил уже из кебрачо, портрет вышел среднего размера, 49х79х46 см, а образ полководца фольклорным и многогранным. Настоящий былинный русский богатырь, но с примесью особой мудрости и грусти.

  • Портрет Л.Н. Толстого в В МРМИИ им. Эрьзи, выставка работ Эрьзи из собрания Государственного Русском музея 
  • Моисей. 1932. МРМИИ им. Эрьзи

Одной из наиболее известных и масштабных работ аргентинского периода бесспорно является «Моисей» (1932).

К работе над грандиозным произведением Эрьзя приступил в начале 1932 года, а закончил уже в августе, к открытию новой выставки в галерее Мюллера.

Огромная голова пророка весом около двух тонн и размером 197х100х115 см впечатляла с первого взгляда каждого, кто видел скульптуру. Мастер задумал собрать «Моисея» из разных кусков дерева, изобрёл специальный клей, подходящий по цвету и не теряющий оттенка со временем. На работу ушло более 3000 тысяч частей альгарробо.

Пресса осыпала похвалами, все местные скульпторы и живописцы поздравляли Эрьзю с созданием шедевра. «Моисей» стал настоящим триумфом русского скульптора.

Эрьзя в Аргентине
Эрьзя в Аргентине

По счастливой случайности «Моисей» не стал собственностью аргентинского правительства: парламент нового президента Агустино Хусто выдвинул Эрьзе предложение на приобретение исполинской скульптуры и предложил неслыханные по тем временам 30.000 песо. Скульптор, однако, подумав, запросил 35.000 тысяч песо. Возможно, Эрьзя понимал истинную ценность работы, а может и вовсе не собирался расставаться с ней. К счастью, парламентские представители не одобрили запрошенную сумму, а «Моисей» не только не отошёл в аргентинские коллекции, но и не был продан другим многочисленным представителям музеев и коллекционерам, проявлявшим желание заполучить скульптуру в свои собрания. В 1950 году скульптура в числе ещё нескольких сотен работ уехала вместе с Эрьзей в СССР. Ныне портрет пророка украшает экспозицию Мордовского республиканского музея им. Эрьзи в Саранске.

Портрет студентки, 1954. Запасники Русского музея. Выставка в МРМИИ им. Эрьзи
Портрет студентки, 1954. Запасники Русского музея. Выставка в МРМИИ им. Эрьзи
  • Копия памятника Эрьзе, 2021 год, А. Толокин. Коллекция Эрьзя-центра. Оригинал С. Конёнков, 1972, мемориальный музей Конёнкова
  • Степан Эрьзя. Портрет студентки, 1954. Запасники Русского музея. Выставка в МРМИИ им. Эрьзи

Но в творчестве Эрьзи аргентинского периода множество работ, не так широко известных как «Моисей», и портреты Бетховена, Толстого и святого благоверного князя Александра Невского.

Бетховен. 1929. Запасники Русского музея. Выставка в МРМИИ им. Эрьзи
Бетховен. 1929. Запасники Русского музея. Выставка в МРМИИ им. Эрьзи

Скульптор часто дарил свои работы друзьям и знакомым, что-то разошлось по частным коллекциям, частично в музейные коллекции Аргентины и Уругвая. Судьба многих работ и вовсе остаётся неизвестной.

Копия как свидетельство сохранения оригинала

Международный фонд искусств им. Эрьзи является, пожалуй, единственным искателем и спасителем забытых шедевров скульптора по всему миру.

Фонд был основан в 2007 году по инициативе известного мецената Михаила Журавлёва.

Как истинный ценитель творчества Степана Эрьзи, Михаил Константинович Журавлёв поставил своей целью не только спасение погибающих работ, но и популяризацию наследия великого скульптора. В ноябре 2021 года, в рамках празднования 145-й годовщины со дня рождения «русского Родена» в Москве по инициативе фонда был открыт культурный центр имени Эрьзи, в экспозицию которого вошли работы из коллекции фонда.

В течение пятнадцати лет эксперты занимаются поиском, реставрацией и последующим изготовлением копий малоизвестных работ Эрьзи для коллекции фонда.

Таким образом, в результате очередной экспедиции в Южную Америку и работы с музеями Эдуарда Сивори и Бенито Кинкела Мартина были обнаружены несколько работ Степана Эрьзи: «Авиатор», «Человек из Чако», «Размышление» и «Фантазия».

  • Бетховен. 1929. Запасники Русского музея. Выставка в МРМИИ им. Эрьзи
  • Фантазия. Копия, гипс тонированный. А. Толокин, 2009. Коллекция Эрьзя-центра, оригинал 1945, кебрачо, музей Эдуарда Сивори

Сохранность работ вызывала опасения, и фонд Эрьзи предложил администрации музеев провести реставрационные работы силами своего лучшего реставратора по дереву Александра Николаевича Толокина.

Не смотря на то, что кебрачо — местная гордость, в Аргентине не существует высокоэффективных методик реставрации произведений, выполненных из него, поэтому помощь специалиста была крайне важна.

Процесс реставрации
Процесс реставрации

Александр Толокин – не просто реставратор, он разработчик уникальной технологии реставрации кебрачо и альгарробо, равных которому нет во всём мире. За его плечами многолетний опыт и работа в Мордовском музее искусств им. Эрьзи, спасение сотен работ и изготовление идентичных, филигранно выполненных слепков.

Александр Толокин. Реставрация "Человек из Чако"
Александр Толокин. Реставрация скульптуры «Человек из Чако»

В благодарность фонду музеи разрешили снять слепки с оригиналов, которые впоследствии и стали экспонатами коллекции «Эрьзя-центра».

Слепки сделаны из тонированного гипса, но благодаря мастерству Александра Николаевича присутствует ощущение полной идентичности деревянной фактуре.

Предположительно образ «Человека из Чако» родился у Эрьзи под впечатлением от путешествий по одноимённой провинции на севере Аргентины. Местные жители, уклад их жизни вдохновляли скульптора и он не раз обращался к их обликам в своих работах.

  • Степан Эрьзя. «Размышление», слепок 2009 г., «Эрьзя-центр», оригинал 1938 г., Музей Эдуарда Сивори
  • Степан Эрьзя. «Авиатор», слепок 2009 г., «Эрьзя-центр», оригинал 1930-е гг., Музей Эдуарда Сивори
  • Степан Эрьзя. «Человек из Чако», слепок 2018 г., «Эрьзя-центр», оригинал Музей Бенито Кинкела Мартина 1939 г.

Интересна судьба «Святой Тереситы», работы ранее известной лишь по упоминаниям в архивных документах.

В небольшой капелле Святой Терезы при музее театра в Буэнос-Айресе по сей день стоит небольшая трогательная скульптура Святой Тереситы — покровительницы детей, больных туберкулезом, широко распространённого в то время.

По просьбе сеньоры Регины Пачини, известной меценатки и оперной певицы, жены президента Аргентины Марсело де Альвеара, Эрьзя изготовил скульптуру святой из белого кебрачо для благотворительного аукциона. Позднее, скульптура была установлена в капелле при театре, где и простояла долгие годы.

По просьбе директора Дома театра Линды Перес фонд провёл реставрацию «Святой Тереситы», которая нуждалась в срочном вмешательстве во избежание деструкции, и впоследствии изготовил идентичный слепок.

Степан Эрьзя. «Святая Тересита», слепок 2018 г., «Эрьзя-центр», оригинал 1930-е – 40е-гг., музея Театра в Буэнос-Айресе
Степан Эрьзя. Святая Тересита, слепок 2018 г., Эрьзя-центр. Оригинал 1930-40-е-гг., музей Театра в Буэнос-Айресе

Ещё одной важной находкой стала работа Эрьзи 1937 года — портрет «Орасио Кироги».

Кирога был известным уругвайским писателем и Степан Дмитриевич был лично знаком с ним. Поэтому услышав просьбу Энрике Аморима, друга писателя, предоставить для надгробия кусок кебрачо, не смог остаться в стороне. Эрьзя предложил изготовить портрет Кироги и сделал это в небывало короткий срок, менее чем за сутки.

Портрет получился большим, выразительным, производил сильное впечатление. Увидев результат, Аморим был поражён масштабом проделанной работы. В затылочной части портрета скульптор сделал нишу для урны с прахом.

Портрет Кироги был установлен на берегу реки Уругвай, в Сальто, на родине писателя. Однако, простояв пятнадцать лет в экстремально жарких и влажных условиях, стал ветшать. Сначала его перенесли в местный исторический музей, а после открытия дома-музея Орасио Кироги было принято решение передать его именно туда.

В 2013 году силами реставратора фонда Эрьзи Александра Толокина была проведена полная реставрация сильно пострадавшей работы. На протяжении нескольких месяцев Александр Николаевич тщательнейшим образом очищал, промывал, склеивал, возвращал портрету его первоначальный вид.

По окончании работ коллекция фонда пополнилась удивительным экспонатом – слепком портрета Кироги.

  • Портрет Орасио Кироги, слепок 2013 г., «Эрьзя-центр», оригинал 1937 г., Мемориальный музей Орасио Кироги в Сальто

Работу реставратора, почти всегда остающегося в тени гениальности самого автора, часто недооценивают, однако, хороший реставратор — гордость любого музея, специалист на вес золота. Выписать реставратора с другого конца земли не кажется таким уж обычным делом, но когда речь идёт о спасении уникального произведения, шедевра — владельцы работ готовы идти на любые необходимые меры.

Реставратор-копиист ещё более редкий и ценный специалист. В истории уже известны случаи того, как копия становится единственным осязаемым, объёмным доказательством существования оригинала.

Качественно выполненная копия не просто предмет искусства, это памятник сохранения. Во многом именно благодаря копиям широкие массы знакомятся с шедеврами, поэтому столь важно своевременно реставрировать работы, делать слепки, показывать их людям.

Президент М.К. Журавлёв показывает работу Степана Эрьзи на открытии экспозиции
Президент Фонда Эрьзи М.К. Журавлёв показывает работу Степана Эрьзи на открытии экспозиции

Фонд Эрьзи продолжает поиски неизвестных работ скульптора и надеется в ближайшем будущем пополнить коллекцию новыми экспонатами – и слепками, и оригиналами.

Последняя из найденных работ была приобретена президентом фонда искусств им. Эрьзи Михаилом Журавлёвым прямо к открытию Эрьзя-центра в Москве.

Женский портрет 1938 года из кебрачо был выставлен на одном из международных аукционов, где и был приобретён. Ранее никакой информации об этой работе не было, она, как и многие другие шедевры аргентинского периода Эрьзи долгое время оставалась неизвестной.

Степан Эрьзя. Девочка из Филадельфии новое
Степан Эрьзя. «Девочка из Филадельфии», 1938 г., кебрачо, коллекция Международного фонда искусств им. Эрьзи

Женская головка получила название «Девочки из Филадельфии» и была представлена гостям центра на открытии, после чего отправилась на реставрацию. Несмотря на внешний лоск, внутреннее состояние работы вызывало опасения. Дерево – есть дерево, даже если это самый прочный кусок древесины. По окончании реставрационных работ с «Девочки» будет снят слепок, который наравне с оригиналом пополнит коллекцию центра.

Эрьзя

Сколько работ «русского Родена» остаются неузнанными, сколько уже погибло, о скольких нам предстоит узнать? Безусловно, гений самобытного скульптора из русской глубинки ещё удивит нас. Учитывая высокую ценность работ Эрьзи, в том числе материальную, на рынок периодически поступают новые скульптуры, но далеко не все являются оригинальными. Как с любым значимым художником, чьи творения стоят в отдельных случаях баснословных денег, работы Степана Эрьзи пытаются подделывать. Качество подделок разное: некоторые работы – слабая имитация, другие более качественны, но настоящий эксперт отличит оригинал от подлога.

Важно не прекращать поиск, изучать, сохранять и рассказывать о том, что есть, не стремясь заменить подлинник копией, направляя и развивая эстетическое чувство, увековечивать оригиналы.

Марина Рева

Руководитель PR-направления Международного фонда искусств имени С.Д. Эрьзи 
Выставка «Степан Эрьзя» в Культурно-выставочном центре Русского музея в Саранске. 19 ноября 2021 — 9 ноября 2022
Афиша выставки «Степан Эрьзя» в Культурно-выставочном центре Русского музея в Саранске. 19 ноября 2021 — 9 ноября 2022
Руководитель PR-направления Международного фонда искусств имени С.Д. Эрьзи Марина Рева и искусствоведы Александра Герасимова (Стёпина) и Михаил Тренихин. Февраль 2022

Эрьзя-центр, Москва, Автозаводская улица, дом 1.
Время работы: вторник-воскресенье 11:00—20:00

Скульптура и музей

Михаил Шемякин. Интервью

Гори ясно. Огненная скульптура

Русский модерн: на пути к синтезу искусств

Парагвайская Россика в войне за Чако

Макукин: Мехико-Москва-Крым

Оригиналы и копии в фалеристике

__________________

Обсудить материал >>>

Рекомендуем

Русские ювелиры. Сёстры Наталья и Татьяна Тарасовы

Кому нужны русские ювелиры

Нередко от кол­лекционе­ров, что со­от­вет­ст­вует и соб­ст­вен­ному на­блю­де­нию, при­хо­дит­ся слы­шать о де­гра­да­ции
Перейти К началу страницы