Третьяковская галерея представляет масштабную ретроспективу Ильи Машкова (1881–1944) — ключевой фигуры раннего русского авангарда, одного из основателей объединения «Бубновый валет» и одного из лучших колористов в искусстве XX века. Выставка объединит около 200 живописных и графических произведений автора, что станет редким событием: работы художника рассредоточены по собраниям России и стран бывшего СССР и впервые экспонируются вместе в таком объёме.
Основу выставки составят произведения Машкова из 26 государственных коллекций, а также частных собраний. Экспозиция построена на сопоставлении работ разных жанров и периодов. Художник неоднократно возвращался к одним и тем же темам, переосмысляя их с интервалом в пять-десять лет. Машков развивал своё живописное восприятие на основе метода Поля Сезанна и считал, что это позволит войти в классическую традицию и начать новую эпоху Ренессанса на современном этапе.

- Машков И.И. Натюрморт с гранатами, виноградом и тюбетейкой. 1909. ГТГ
- Машков И.И. Фрукты на блюде. 1910. ГТГ

- Машков И.И. Италия. Нерви. Пейзаж с акведуком. 1913. ГТГ
- Машков И.И. Женевское озеро. 1914. ГТГ

Проект позволит проследить эволюцию творчества Машкова – от радикальных экспериментов «Бубнового валета» до поздних работ периода соцреализма, которые до сих пор вызывают острые дискуссии. Одни критики видят в них живописные шедевры, равные искусству старых мастеров, другие – банальность и китч. Экспозиция не только раскроет метод художника на разных этапах с конца 1910-х до начала 1940-х годов, но и даст возможность понять ключевые тенденции развития русского искусства – от авангарда до соцреализма.
Отдел по связям с общественностью Государственной Третьяковской галереи 9.06.2025
Машков Илья Иванович
17 (29) июля 1881, станица Михайловская Хопёрского округа, Области Войска Донского (ныне Волгоградская область) 20 марта 1944, Абрамцево.
Живописец, педагог. Один из основателей общества «Бубновый валет». Представитель московской школы живописи; эволюционировал от фовизма, через примитивизм и сезаннизм, к реализму

Родился в семье мелких торговцев. Учился в трёхклассной приходской школе (1889-1892). Отдан «в люди», в это время начал увлекаться рисованием: копировал иконы, репродукции, лубки, делал «торговые плакаты». В 1899 брал уроки у учителя рисования Борисоглебской мужской гимназии Н.А. Евсеева. По примеру своего первого учителя в сентябре 1900 поступил вольнослушателем в головной класс МУЖВЗ (Московское училище живописи, ваяния и зодчества. — Прим. ред.), где преподавали К.Н. Горский и А.М. Корин. Тогда же, вероятно, начал занятия в пейзажном классе у А.М. Васнецова (до 1904). В 1901-1902 впервые принял участие в выставке учеников МУЖВЗ, после чего начал давать первые уроки рисования. Продолжал занятия в училище в фигурном классе у Н.А. Касаткина и С.Д. Милорадовича (1902-1903); затем в натурном классе у А.Е. Архипова и Л.О. Пастернака (1903-1904); был награждён премией и двумя серебряными медалями.
Несмотря на успехи в учебе, Машков переживал внутренний кризис и осенью 1904 прервал занятия в училище (до декабря 1907); этот период (1904-1907) он назвал «трёхлетием без живописи» (Машков 1977. С.398).
Выход из кризиса он находит в преподавательской работе и открывает в своей мастерской в 1904 частную студию живописи и рисунка (1904-1917; см.: Студия живописи и рисунка И.И. Машкова и А.Н. Михайловского.
В 1907 состоялось знакомство с П.П. Кончаловским, переросшее в многолетнюю дружбу. Интерес к классическому европейскому искусству стал причиной пятимесячной поездки Машкова по Европе (март-август 1908: Германия, Австрия, Франция, Англия, Испания и Италия). Его поразило и современное французское искусство, которое он увидел в Париже благодаря Кончаловскому, с которым там встретился.
Из-за границы Машков вернулся увлечённый фовистами, и особенно Анри Матиссом. Он продолжил занятия в МУЖВЗ, в мастерской В.А. Серова и К.А. Коровина (возобновлённые ещё в декабре 1907), но уже чувствовал себя независимым от училища. Он смело утрировал приёмы фовистов и писал женскую натуру зелёными, красными и жёлтыми цветами, приводя в полное недоумение Серова («Обнажённая натурщица в мастерской», 1908. ГРМ). В итоге Машков был исключён из МУЖВЗ (январь 1910), по официальной версии за «невзнос платы; сам Машков считал, что «за новаторство в живописи».
В 1908-1909 сблизился с М.Ф. Ларионовым, А.В. Лентуловым, А.В. Куприным, В.В. Рождественским, Р.Р. Фальком будущим ядром «Бубнового валета». В этот время он ярый фовист, особенно в портретах («Портрет мальчика в расписной рубашке». 1909. ГРМ; «Портрет Е.И. Киркальди». 1910. ГГГ). Начинают проявляться элементы примитивизма: в портрете и в большей степени в натюрмортах, вдохновлённых народными расписными подносами («Ваза с тюльпанами и фрукты на ковре». 1910. КХИМ).

Участвует в выставках: НОХ и Салон «Золотого руна» (1909), Салоны В.А. Издебского (1909-1910; Одесса, Киев, Петербург, Рига). «Осенний салон» (Париж; одна из выставленных там работ «Натюрморт. Синие сливы» (1910. ГТГ) была куплена И.А. Морозовым по совету Матисса и Серова).
К моменту открытия первой выставки «Бубнового валета» (1910-1911) Машков непросто сложившийся художник, но уже известный мастер. В конце 1910 вошёл в число организаторов общества «Бубновый валет» (как секретарь) и участвовал в выставках (до 1914 включительно).
Его картины «бубновалетского» периода (1910-1914) лучшее из созданного художником. Прирождённое понимание цвета и формы и национальный темперамент соединились с опытом изучения нового французского искусства. В результате этого синтеза родилась живопись, которую уместно назвать русским фовизмом («Автопортрет», 1911; «Натюрморт. Хлебы». 1912; «Натюрморт». 1921-1913; «Русская Венера (Россия и Наполеон)». Около 1914. Коллекция П.О. Авена).

- Машков И.И. Снедь московская: хлебы. 1924. ГТГ
- Машков И.И. Снедь московская: мясо, дичь. 1924. ГТГ
Этот период участвовал в пяти выставках «Бубнового валета» (на четвёртой выставке в Петербурге в 1913 показал ретроспективу более пятидесяти работ), а также в 1911 — «Мира искусства» (Москва), Салона Независимых (Париж) и в международной выставке в Лондоне. В 1913 вместе с Кончаловским выставил работы на выставке «Moderne Kunstkring в Амстердаме (1913).
В декабре 1913 предпринял путешествие в Италию, где писал пейзажи («Италия. Нерви». 1913. ГТП). В апреле-июле 1914 совершил последнюю поездку за рубеж: Турция-Греция-Египет-Италия-Швейцария.
В 1914 (осень) участвовал в выставке «Художники товарищам воинам» (с этой выставки два натюрморта приобретены в городскую галерею Третьяковых) и сделал несколько лубков на военную тему для издательства «Сегодняшний дубок».
В марте 1916 Кончаловский и Машков были приняты в «Мир искусства» и вышли из «Бубнового валета» (это событие было ознаменовано статьёй А.Н. Бенуа «Машков и Кончаловский» в газете «Речь»). Участие в апреле 1916 в «Выставке современной русской живописи» (Петроград) стало по существу персональной выставкой Машкова (около семидесяти картин).
После революции Машков включился в общественную деятельность, прежде всего по организации Профессионального союза художников Москвы, и вошёл в его Совет от центральной федерации. В 1917 состоял в различных союзах, комиссиях и кружках, работал над реформой МУЖВЗ (продолжал эту работу с июня 1918 до мая 1919) и получил диплом училища со званием классного художника. Член коллегии Отдела Изо НКП (1918 до мая 1919).
С 1918 по 1920 Машков преподаёт во ІІ ГСХМ (его педагогическая деятельность продолжалась во Вхутемасе-Вхутеине до октября 1929). Свою мастерскую, где проходили занятия, он воспринимал как «храм искусства», в котором царил культ ремесла (растирались краски и делались специальные грунты), мэтр передавал секреты мастерства подмастерьям, царили строгая дисциплина и здоровый образ жизни. Это была система художественного и физического воспитания, но она отличалась утопизмом. Выставка «Мира искусства» (октябрь-ноябрь 1921), куда Машков пригласил для участия своих учеников, вызвала негативную реакцию критики (А.М. Эфрос назвал её «распродажей остатков»).
С 1917 по 1921 у Машкова относительно мало времени оставалось для занятий живописью, он много рисовал (известна его большая серия «Натурщиц», исполненная пастелью и углём). Картины этого периода «Натурщица (с медным кувшином)» (1918. ГРМ), «Женский портрет (с зеркалом)» — (Около 1918. ЕМИИ), «Натюрморт с самоваром (медная посуда)» (1919. ГРМ) свидетельствуют об изменении живописной манеры: на смену цветовой резкости фовизма при ходит сглаженность сезаннизма.
С 1922 Машков начинает больше работать в области станкового искусства. Вместе с другими бывшими бубновалетовцами участвует в «Выставке картин» (1923), расценённой критиками как «провозглашение и утверждение прав станковой живописи» (Я.А. Тугендхольд). В картинах Машкова возрастают неореалистические тенденции («Натюрморт с веером». 1922. ГРМ) и уже полностью побеждают в знаменитых натюрмортах «Снедь московская. Хлебы» и «Снедь московская. Мясо, дичь» (оба 1924. ГГГ), ставших классикой советской живописи. С этого времени живописная эволюция Машкова развивается в реалистическом направлении, но даже в картинах на пионерские темы 1930-х сама живопись, местами утончённая и изысканная, демонстрирует остатки сезаннизма.
С 1921 Машков является членом РАХН. В 1925 становится членом общества «Московские живописцы» и одновременно вступает в АХРР (в 1930-1932 временно его покидает, а в 1932, накануне его роспуска, возвращается).
В 1927 участвует в последней выставке «Бубнового валета» (ГТГ), а затем, в числе других бывших бубновалетцев, становится членом ОМХ (но в 1929 там уже не числился). На протяжении 1920-1930-х Машков экспонент многих российских и международных выставок. Но при жизни персональной выставки удостоен не был (первая состоялась в 1956).

Литература: А.Н. Бенуа. Машков и Кончаловский // Речь.
1916. № 102. 15 апреля; А. По мастерским художников. Илья Машков // Экран. 1922. № 32; И. Грабарь. Илья Машков //Красная панорама. 1928. № 37; И.И. Машков. Избранные произведения. Альбом. Вст. статья Е.Б. Муриной. М., 1956; М.М. Алленов. И.И. Машков. Л., 1973; И. Болотина. Машков о ремесле живописца // Художник. 1975. № 11; Машков 1977; П.П. Кончаловский. Письма к И.И. Машкову. Публ. и комм.
И.С. Болотиной // Панорама искусств 78. М., 1979.
Архивы: ОР ГТГ. Ф.112 (И.И. Машков).
А.Д. Сарабьянов
Литература: Е.Ф. Ковтун. Русская футуристическая книга.
М., 1989; Поляков 2007.
Авторы-составители: В.М. Ракитин А.Д. Сарабьянов Энциклопедия русского авангарда Изобразительное искусство архитектура Том 2 Л-Я биографии 2013
16 июня 2025 года
Благодарим сотрудников Третьяковской галереи за приглашение на выставку.
Выставка организована на высшем художественно-музейном уровне. Приятно видеть Татьяну Витальевну Юденкову на открытии и её выступление, предварившее знакомство с экспозицией.
Как бы то ни было, но принято считать, что Машков не является автором первой художественной линии, уступая Ларионову, Лентулову, Фальку, Кончаловскому, но объём выставки даёт возможность понять развитие автора. Первый раз удалось увидеть работы Ильи Машкова не только в таком значительном количестве, но и представленными с подачей художественного материала, позволяющей понять, что художник был полностью погружен в творчество и менялся со временем, в котором жил. Это не обязательно понимать, что он подстраивался. Он просто смотрел по сторонам и отражал время в наиболее понятном именно в данную минуту виде.

Работа экспонировалась на Выставке современной русской живописи в 1916 году в Петрограде.
Mashkov I. Model with a Bunch of Grapes. 1908. Oil on canvas. State Russian Museum, Saint Petersburg
- Машков И.И. Портрет художника А.И. Мильмана. 1916-1917. Холст, масло. Волгоградский музей изобразительных искусств имени И.И. Машкова.
Адольф Израилевич Мильман (1886 (1888?) 1930) — художник, участник художественного объединения «Бубновый валет».
Работа экспонировалась на выставках «Мир искусства» — в 1916-1917 и в 1921 годах в Москве, в 1917-м в Петрограде, на XIV Международной биеннале искусств в Венеции в 1924 году.
Portrait of the Artist Adolphe Milman. 1916-1917. Oil on canvas. Volgograd Museum of Fine Arts named after Ilya Mashkov - Машков И.И. Натюрморт с рыбами. 1916. Холст, масло. Нижегородский государственный художественный музей. Работа экспонировалась на выставке «Мир искусства» в 1917 году в Петрограде.
Still Life with Fish. 1916. Oil on canvas. Nizhny Novgorod State Art Museum

В 1937-1938 годах по предложению Алексея Викторовича Щусева (1873-1949) Машков создаёт серию масштабных панно для оформления банкетного зала гостиницы «Москва». После закрытия гостиницы в 2004 году работы поступили в Государственный научно-исследовательский музей архитектуры имени А.В. Щусева в Москве, где хранятся до сих пор. В исполнении панно под руководством Машкова и по его эскизам участвовали художники Иосиф Маримонт, Антон Шимановский и Георгий Озеров. До сих пор Машков имел только опыт создания временных фасадных панно, таких как «Всевобуч». Художнику было интересно применить свой пейзажный метод для написания декоративных композиций, каждая из которых должна была иметь отличительную цветовую доминанту в зависимости от условий освещения, реальных и воображаемых. В итоге получился очень зрелищный и цельный живописный ансамбль, и на сегодняшний день он является одним из немногих сохранившихся памятников монументального искусства 1930-х годов.
Машков И.И. Эскизы панно для банкетного зала гостиницы «Москва». 1937. Холст, масло. Собрание Инны Баженовой, Москва
- Машков И.И. Черноморское побережье. Здравница СССР. Сочи
- Машков И.И. Канал Москва — Волга
Машков И.И. Эскизы панно для банкетного зала гостиницы «Москва». 1937. Холст, масло. Собрание Инны Баженовой, Москва
- Машков И.И. Московский Метрополитен
- Машков И.И. Завоевание Северного полюса

Moscow’s Victuals: Meat, Wild Fowl. 1924. Oil on canvas. State Tretyakov Gallery, Moscow
- Машков И.И. Хлебы. Натюрморт. 1912. Холст, масло. Государственный Русский музей. Работа экспонировалась на выставке «Бубновый валет» в 1913 году в Санкт-Петербурге, Выставке современной русской живописи в 1916-м в Петрограде.
Mashkov I. Breads. Still Life. 1912. Oil on canvas. State Russian Museum, Saint Petersburg - Машков И.И. Снедь московская: хлебы. 1924. Холст, масло. ГТГ. Работа экспонировалась на выставках «Бубновый валет» в 1927-м в Москве, «Художники РСФСР за ХѴ лет (1917-1932)» в 1932-м в Ленинграде и в 1933-1934 годах в Москве.
Mashkov I. Moscow’s Victuals: Breads. 1924. Oil on canvas. State Tretyakov Gallery, Moscow
- Машков И.И. Советские хлебы. 1936. Холст, масло. Государственный музей изобразительных искусств Республики Татарстан, Казань. В работе над этим натюрмортом участвовала М.И. Машкова.
Mashkov I. Soviet Breads. 1936. Oil on canvas. State Museum of Fine Arts of the Republic of Tatarstan, Kazan - Машков И.И. Советские хлебы. 1936. Холст, масло. Волгоградский музей изобразительных искусств имени И.И. Машкова.
Mashkov I. Soviet Breads. 1936. Oil on canvas. Volgograd Museum of Fine Arts named after Ilya Mashkov
- Машков И.И. Портрет гвардии сержанта П.Н. Сафонова. 1942. Холст, масло. Волгоградский музей изобразительных искусств имени И.И. Машкова
Mashkov I. Portrait of Guard Sergeant P. Safonov. 1942. Oil on canvas. Volgograd Museum of Fine Arts named after Ilya Mashkov - Машков И.И. Привет XVII съезду ВКП(б). 1934. Холст, масло. Дар М.И. Машковой. 1981. Волгоградский музей изобразительных искусств имени И.И. Машкова
Mashkov I. Greetings to the 17th Congress of the All-Union Communist Party (Bolsheviks). 1934. Oil on canvas. Donated by Maria Mashkova. 1981. Volgograd Museum of Fine Arts named after Ilya Mashkov - Машков И.И. Партизан А. Торшин. 1932. Холст, масло. Центральный музей Вооружённых Сил Российской Федерации, Mashkov I. Москва Работа экспонировалась на выставке «Художники РСФСР за XV лет (1917-1932)» в 1933-1934 годах в Москве; награждена золотой медалью на выставке «Искусство и техника в современной жизни» в 1937-м в Париже.
Partisan Andrey Torshin. 1932. Oil on canvas. Central Museum of the Armed Forces of the Russian Federation, Moscow
- Машков И.И. Пионерка с горном. 1933. Холст, масло. Волгоградский музей изобразительных искусств имени И.И. Машкова
Mashkov I. Young Pioneer Girl with a Bugle. 1933. Oil on canvas. Volgograd Museum of Fine Arts named after Ilya Mashkov - Машков И.И. Пионерка с домрой. 1933. Холст, масло. Таганрогский художественный музей
Mashkov I. Young Pioneer Girl with a Domra. 1933. Oil on canvas. Taganrog Art Museum
В станице Михайловской Машков пробует создавать портретные изображения в открытом пространстве. В картине «Девушка на табачной плантации» (1930) он ловит отражения ослепительного света на фигуре и огромных листьях, варьируя цветовую гамму. В работе «Девушка с подсолнухами. Портрет Зои Андреевой» (1930-1933) устраивает целый хоровод растительных мотивов вокруг лица своей героини. «Пионервожатая» (середина 1930-х) создана в интерьере, но стена за спиной модели кажется проницаемой, поскольку и фигура, и пространство прописаны короткими динамичными мазками, из которых формируется единая и насыщенная живописная среда.
- Машков И.И. Девушка с подсолнухами. Портрет Зои Андреевой. 1930-1933. Холст, масло. Собрание Инны Баженовой. Работа экспонировалась на выставке «Современное искусство 79 стран» в 1939 году в Нью-Йорке.
Mashkov I. Girl with Sunflowers. A Portrait of Zoya Andreyeva. 1930-1933. Oil on canvas. Inna Bazhenova’s collection - Машков И.И. Девушка на табачной плантации. 1930. Холст, масло. Волгоградский музей изобразительных искусств имени И.И. Машкова.
Mashkov I. Girl on a Tobacco Plantation. 1930. Oil on canvas. Volgograd Museum of Fine Arts named after llya Mashkov - Машков И.И. Пионервожатая. Середина 1930-х. Холст, масло. Ростовский областной музей изобразительных искусств, Ростов-на-Дону. Портрет поступил в собрание музея до Великой Отечественной войны, в 1943 году похищен немцами, в 1949-м возвращён в Ростов-на-Дону и через краеведческий музей передан в Ростовский областной музей изобразительных искусств.
Mashkov I. Young Pioneers’ Leader. Mid-1930s. Oil on canvas. Rostov Regional Museum of Fine Arts, Rostov-on-Don
- Машков И.И. Портрет Е.И. Курлянда. 1909. ГТГ.
Ефрем Исаакович Курлянд коллекционер, собиратель произведений художников общества «Бубновый валет». Совладелец московского магазина багета, рам, картин, портретов, открытых писем и художественных принадлежностей. Работа экспонировалась на выставке «Бубновый валет» в 1910-1911 годах в Москве, Выставке современной русской живописи в 1916-м в Петрограде.Mashkov I. Portrait of Yefrem Kurland. 1909. Oil on canvas. State Tretyakov Gallery, Moscow
- Машков И.И. Портрет дамы в кресле. 1913. Холст, масло. Екатеринбургский музей изобразительных искусств. Предположительно изображена Елена Фёдоровна Фёдорова ученица и вторая жена Машкова (с 1915?), участница выставки «Мир искусства» 1916 года в Москве. Работа экспонировалась на выставках. «Бубновый валет» в 1913 году в Санкт-Петербурге и в 1914-м в Москве, Выставке современной русской живописи в 1916-м в Петрограде.
Mashkov I. Portrait of a Lady in an Armchair. 1913. Oil on canvas. Ekaterinburg Museum of Fine Arts

- «Общий вид станицы Михайловской» в основном сделан с натуры. По просьбе Машкова местные жители соорудили высокий помост, позволяющий написать большую панораму. Эту просьбу они восприняли как блажь, но не стали возражать человеку «из центра». В итоговой работе Машков повысил контрастность пейзажных планов.
General View of the Cossack Village of Mikhailovskaya. 1933. Oil on canvas. Volgograd Museum of Fine Arts named. after Ilya Mashkov
- Машков И.И. Станица Михайловская. 1930-1933. Холст, масло. Волгоградский музей изобразительных искусств имени И.И. Машкова
The Cossack Village of Mikhailovskaya. 1930-1933. Oil on canvas. Volgograd Museum of Fine Arts named after Ilya Mashkov - Дворик в станице Михайловской. 1930. Холст, масло. Волгоградский музей изобразительных искусств имени И.И. Машкова
«Дворик в станице Михайловской» (1930) на первый взгляд производит впечатление натурной композиции, хотя выстроен почти что по закону классической симметрии форм, и естественность появляется в результате точно найденных контрастов, создающих дополнительное излучение. Неоконченная работа «Станица Михайловская» (1930-1933), возможно, предполагала введение дополнительных мотивов, но даже в незавершённом варианте можно оценить взаимопроникновение насыщенных по цвету пейзажных планов. В обеих картинах присутствует церковь, которая по инициативе Машкова была переоборудована в дом культуры. И «Дворик», и «Станица», написанные в один период, принципиально отличаются по колористическому решению.
Courtyard in the Cossack Village of Mikhailovskaya. 1930. Oil on canvas. Volgograd Museum of Fine Arts named after Ilya Mashkov
- Машков И.И. Пейзаж с купальни. Первая половина 1920х. Холст, масло. Частное собрание. Предоставлено галереей НАШИ ХУДОЖНИКИ. Работа экспонировалась на «Выставке картин» в 1923 году в Москве
Mashkov I. Landscape with Ruthers. Private colletion. Courtesy of the NAS OUR ARTIST galery - Машков И.И. Гурзуф. Женский пляж (с двумя фигурами). 1925. Холст, масло. Волгоградский музей изобразительных искусств имени И.И. Машкова. В подмосковных пейзажах начала 1920-х Машков нередко пренебрегает условиями освещения в пользу декоративных решений и зачастую оставляет лишь небольшие участки неба. В вертикальном «Пейзаже с прудом» (1921) отблески света на листьях деревьев и глади воды в некоторой степени образуют самостоятельный ритм наподобие расти тельных орнаментов. «Пейзаж с купальщицами» (первая половина 1920-х) отсылает к мотивам позднего Сезанна. Но если Сезанн в большинстве случаев отказывается от натурного восприятия, создавая обобщенные композиции, то Машков движется в сторону натуры и даже перегружает формы, чтобы уйти от своих прежних декоративных решений. Интересно, что в это же время он разыгрывает подобные пейзажные композиции в натюрмортных постановках, где в роли купальщиц использует фарфоровые статуэтки, а вместо отражений в воде пишет отражения на поверхности лакированного стола.
Mashkov I. Gurzuf. Women’s Beach (with Two Figures). 1925. Oil on canvas. Volgograd Museum of Fine Arts named after Ilya Mashkov
- Машков И.И. Ливадийский крестьянский курорт. 1925. Холст, масло. Волгоградский музей изобразительных искусств имени И.И. Машкова. Работа экспонировалась на 8-й выставке Ассоциации художников революционной России «Жизнь и быт народов СССР» в 1926 году в Москве.
Mashkov I. Livadia Peasant Resort. 1925. Oil on canvas. Volgograd Museum of Fine Arts named after Ilya Mashkov - Машков И.И. Гурзуф. Генуэзская крепость. 1925. Холст, масло. Государственный музей изобразительных искусств Республики Татарстан, Казань Вероятно, изображена Дженевез-Кая (Генуэзская скала. — крымско-тат.) — скала у входа в Гурзуфскую бухту на Южном берегу Крыма. Работа экспонировалась на 8-й выставке Ассоциации художников революционной Рос-сии «Жизнь и быт народов СССР» в 1926 году в Москве.
Mashkov I. Gurzuf. The Genoese Fortress. 1925. Oil on canvas. State Museum of Fine Arts of the Republic of Tatarstan, Kazan

Mashkov I. Gurzuf. A View of Chekhov’s House. 1925. Oil on canvas. Collection of Iveta and Tamaz Manasherov

Mashkov I. Artek. 1934. Variation of the painting September. Morning in Artek (1934, Inna Bazhenova’s collection). Oil on canvas. Volgograd Museum of Fine Arts named after Ilya Mashkov
- Машков И.И. Пионерлагерь в Крыму. 1926. Холст, масло. Государственный центральный музей современной истории России, Москва
Mashkov I. Young Pioneers’ Camp in Crimea. 1926. Oil on canvas. State Central Museum of Contemporary History of Russia, Moscow - Машков И.И. Утренняя зарядка. 1929. Холст, масло. Нижегородский государственный художественный музей
Mashkov I. Morning Exercises. 1929. Oil on canvas. Nizhny Novgorod State Art Museum

Mashkov I. Pumpkin. 1914. Oil on canvas. State Tretyakov Gallery, Moscow
- Машков И.И. Натюрморт. Ананасы и бананы. 1938. Холст, масло. ГТГ
Mashkov I. Still Life. Pineapples and Bananas. 1938. Oil on canvas. State Tretyakov Gallery, Moscow - Машков И.И. Натюрморт с ананасом. 1940. Холст, масло. Пермская государственная художественная галерея
Mashkov I. Still Life with a Pineapple. 1940. Oil on canvas. Perm State Art Gallery
- Машков И.И. Натюрморт с арбузом. 1940. Холст, масло. Пермская государственная художественная галерея
Mashkov I. Still Life with a Watermelon. 1940. Oil on canvas. Perm State Art Gallery - Машков И.И. Натюрморт с зелёным кувшином и разрезанной тыквой. 1939. Картон, наклеенный на холст, масло. ГТГ
Mashkov I. Still Life with a Green Jug and a Sliced Pumpkin. 1939. Oil on cardboard mounted on canvas. State Tretyakov Gallery, Moscow
- Машков И.И. Натюрморт с тыквой. 1939. Холст, масло. Курская государственная картинная галерея имени А.А. Дейнеки. В «Натюрморте с тыквой» (1939) и «Натюрморте с арбузом» (1940) Машков использует принцип резкого контраста предметных планов и темного задника. В обоих случаях тёмный арбуз в центре композиции почти сливается с фоном, но при этом ясно считывается как пластическая форма. Каждый из предметов воспринимается изолированно от остальных, но все они перекликаются друг с другом в общем цветовом ансамбле. Эти поздние картины завершают линию, проведённую от натюрморта «Тыква» 1914 года.
Mashkov I. Still Life with a Pumpkin. 1939. Oil on canvas. The Kursk State Art Gallery named after Aleksandr Deyneka - Машков И.И. Натюрморт с овощами и фруктами. 1923. Холст, масло. Собрание Инны Баженовой Работа экспонировалась на выставке картин, организованной Российским обществом Красного Креста в 1924-м в Москве; на передвижной выставке советского искусства в Японии в 1926-1927 годах (Харбин, Токио, Аомори).
Mashkov I. Still Life with Vegetables and Fruits. 1923. Oil on canvas. Inna Bazhenova’s collection

Portrait of Nikolay Skatkin. 1921-1923. Oil on canvas. State Tretyakov Gallery, Moscow
- Машков И.И. Обнажённая натурщица в мастерской. 1908. Холст, масло. ГРМ. Картина написана в мастерской В.А. Серова в Московском училище живописи, ваяния и зодчества. Работа экспонировалась на выставке «Бубновый валет» в 1913-м в Москве, Выставке современной русской живописи в 1916 году в Петрограде.
Mashkov I. Nude Model in the Studio. 1908. Oil on canvas. State Russian Museum, Saint Petersburg - Машков И.И. Автопортрет. 1911. Холст, масло. ГТГ. Автопортрет» 1911 года часто используется как визитная карточка художника, хотя это самая нехарактерная для него работа. Машков позволил себе оторваться от натуры и максимально упростил формы до элементарных геометрических фигур и детского рисунка. Возможно, он примерил на себя популярную в то время эстетику кубизма, но в дальнейшем избегал редукции или пытался адаптировать отвлечённое конструирование к натурному восприятию, как это происходит в картине «Натурщица» (1912-1913).
Работа экспонировалась на выставках «Бубновый валет» 1912 года в Москве и 1913-го в Санкт-Петербурге, Выставке современной русской живописи в 1916-м в Петрограде.
Mashkov I Self-portrait. 1911. Oil on canvas. State Tretyakov Gallery, Moscow

Фотография на фоне картины большого размера Илья Машкова Изображена Елена Фёдоровна Фёдорова, вторая жена Ильи Машкова «Дама с контрабасом» 1915 года.
«Дама с контрабасом» вариант синтетической картины, объединяющей портрет, интерьер, пейзаж и натюрмортные мотивы. В качестве пейзажа Машков использует свою картину «Кипарис у соборной стены. Италия» (1913) и выбирает светлые обои для интерьера, чтобы усилить пространственный эффект и стереометрию форм. В целом колорит очень сдержанный и строится на переходах: отблески на темном платье героини переходят в отражения на черной поверхности пианино, и точно так же каждая форма перекликается с другими благодаря цветовым созвучиям. Работа экспонировалась на выставке «Мир искусства» в 1915-1916 годах в Москве, Выставке современной русской живописи в 1916-м в Петрограде, Выставке русского искусства в 1924-м в Нью-Йорке.
Третьяковская галерея
Корпус Третьяковской галереи на Кадашёвской набережной,
Москва. Кадашёвская набережная, 12
17 июня — 26 октября 2025 г.
Купить билет в Третьяковскую галерею
__________________