Илья Машков. Авангард. Китч. Классика

Илья Машков. Авангард. Китч. Классика

in Новости музеев 706 views

Третья­ков­ская га­ле­рея пред­став­ляет масш­таб­ную ретро­спек­ти­ву Ильи Маш­кова (1881–1944) — клю­чевой фи­гу­ры ран­него рус­ского аван­гар­да, од­но­го из осно­ва­телей объе­дине­ния «Буб­но­вый ва­лет» и одного из лучших ко­ло­рис­тов в ис­кус­стве XX ве­ка. Выстав­ка объе­динит око­ло 200 жи­вописных и гра­фи­чес­ких про­из­ве­де­ний ав­то­ра, что ста­нет ред­ким со­бытием: ра­боты ху­дожника рас­сре­до­то­че­ны по собраниям России и стран бывшего СССР и впервые экспо­нируются вместе в таком объёме.

Основу выстав­ки соста­вят про­из­ве­де­ния Машкова из 26 го­су­дар­ст­вен­ных кол­лекций, а также час­тных собра­ний. Экс­по­зиция по­строе­на на со­постав­лении работ разных жанров и периодов. Художник неод­но­крат­но возвращался к одним и тем же темам, переосмысляя их с интервалом в пять-десять лет. Машков развивал своё живо­писное вос­прия­тие на основе метода Поля Сезанна и считал, что это позволит войти в классическую традицию и начать новую эпоху Ренессанса на современном этапе.

Машков И.И. Портрет Е.И. Курлянда. 1909. ГТГ
Машков И.И. Портрет Е.И. Курлянда. 1909. ГТГ
  • Машков И.И. Натюрморт с грана­тами, виноградом и тюбетейкой. 1909. ГТГ
  • Машков И.И. Фрукты на блюде. 1910. ГТГ
Машков И.И. Портрет В.П. Виноградовой. 1909. ГТГ
Машков И.И. Портрет В.П. Виноградовой. 1909. ГТГ
  • Машков И.И. Италия. Нерви. Пейзаж с акведуком. 1913. ГТГ
  • Машков И.И. Женевское озеро. 1914. ГТГ
Машков И.И. Тыква. 1914. ГТГ
Машков И.И. Тыква. 1914. ГТГ

Проект позволит проследить эво­лю­цию творчества Машкова – от ради­кальных экспериментов «Бубнового валета» до поздних работ периода соцреализма, которые до сих пор вызывают острые дискуссии. Одни критики видят в них живописные шедевры, равные искусству старых мастеров, другие – банальность и китч. Экспозиция не только раскроет метод художника на разных этапах с конца 1910-х до начала 1940-х годов, но и даст возможность понять ключевые тенденции развития русского искусства – от авангарда до соцреализма.

Отдел по связям с общественностью
Государственной Третьяковской галереи
9.06.2025

Машков Илья Иванович

17 (29) июля 1881, станица Михай­ловская Хопёрского округа, Области Войска Донского (ныне Волгоградская область) 20 марта 1944, Абрамцево.

Живописец, педагог. Один из осно­вателей общества «Бубновый валет». Представитель московской школы живописи; эволюционировал от фовизма, через примитивизм и сезаннизм, к реализму

Машков И.И. Автопортрет. 1911. ГТГ
Машков И.И. Автопортрет. 1911. ГТГ

Родился в семье мелких торговцев. Учился в трёх­классной приходской школе (1889-1892). Отдан «в люди», в это время начал увлекаться рисованием: копировал иконы, репро­дукции, лубки, делал «торговые плакаты». В 1899 брал уроки у учителя рисования Борисоглебской мужской гимназии Н.А. Евсеева. По примеру своего первого учителя в сентябре 1900 поступил вольно­слу­ша­телем в головной класс МУЖВЗ (Мос­ковское училище живописи, ваяния и зодчества. — Прим. ред.), где препо­давали К.Н. Горский и А.М. Корин. Тогда же, вероятно, начал занятия в пейзажном классе у А.М. Васнецова (до 1904). В 1901-1902 впер­вые принял участие в выставке учеников МУЖВЗ, после чего начал давать первые уроки рисо­вания. Продолжал занятия в училище в фигурном классе у Н.А. Касаткина и С.Д. Мило­радовича (1902-1903); затем в натурном классе у А.Е. Архипова и Л.О. Пастернака (1903-1904); был награждён премией и двумя серебряными медалями.

Несмотря на успехи в учебе, Машков переживал внутренний кризис и осенью 1904 прервал занятия в училище (до декабря 1907); этот период (1904-1907) он назвал «трёх­летием без живописи» (Машков 1977. С.398).

Выход из кризиса он находит в пре­пода­вательской работе и открывает в своей мастерской в 1904 частную студию живописи и рисунка (1904-1917; см.: Студия живописи и рисунка И.И. Машкова и А.Н. Михай­ловского.

В 1907 состоялось знакомство с П.П. Конча­ловским, переросшее в много­летнюю дружбу. Интерес к клас­сическому европейскому искусству стал причиной пятимесячной поездки Машкова по Европе (март-август 1908: Германия, Австрия, Франция, Англия, Испания и Италия). Его поразило и современное француз­ское искусство, которое он увидел в Париже благодаря Кончаловскому, с которым там встретился.

Из-за границы Машков вернулся увлечённый фовистами, и особенно Анри Матиссом. Он продолжил заня­тия в МУЖВЗ, в мастерской В.А. Серова и К.А. Коровина (возобнов­лённые ещё в декабре 1907), но уже чувствовал себя незави­симым от училища. Он смело утрировал приёмы фовистов и писал женскую натуру зелё­ными, красными и жёлтыми цветами, приводя в полное недоумение Серова («Обнажённая натурщица в мастерской», 1908. ГРМ). В итоге Машков был исключён из МУЖВЗ (январь 1910), по официальной версии за «невзнос платы; сам Машков считал, что «за новаторство в живописи».

В 1908-1909 сблизился с М.Ф. Ла­рионовым, А.В. Лентуловым, А.В. Куп­ри­ным, В.В. Рож­де­ственским, Р.Р. Фальком будущим ядром «Бубнового валета». В этот время он ярый фовист, особенно в портретах («Портрет мальчика в расписной рубашке». 1909. ГРМ; «Портрет Е.И. Киркальди». 1910. ГГГ). Начинают проявляться элементы примитивизма: в портрете и в большей степени в натюрмортах, вдохновлённых народными распис­ными подносами («Ваза с тюль­панами и фрукты на ковре». 1910. КХИМ).

Машков И.И. Дама с китаянкой. Портрет Е.И. Киркальди. 1910. ГТГ
Машков И.И. Дама с китаянкой. Портрет Е.И. Киркальди. 1910. ГТГ

Участвует в выставках: НОХ и Салон «Золотого руна» (1909), Салоны В.А. Издебского (1909-1910; Одесса, Киев, Петербург, Рига). «Осенний салон» (Париж; одна из выставленных там работ «Натюрморт. Синие сливы» (1910. ГТГ) была куплена И.А. Морозовым по совету Матисса и Серова).

К моменту открытия первой выставки «Бубнового валета» (1910-1911) Машков непросто сложившийся художник, но уже известный мастер. В конце 1910 вошёл в число организаторов общества «Бубновый валет» (как секретарь) и участвовал в выставках (до 1914 включительно).

Его картины «бубновалетского» периода (1910-1914) лучшее из созданного художником. Прирож­дённое понимание цвета и формы и нацио­нальный темпе­рамент сое­динились с опытом изучения нового французского искусства. В результате этого синтеза родилась живопись, которую уместно назвать русским фовизмом («Автопортрет», 1911; «Натюрморт. Хлебы». 1912; «Натюрморт». 1921-1913; «Русская Венера (Россия и Наполеон)». Около 1914. Коллекция П.О. Авена).

Машков И.И. Натюрморт с фарфоровыми статуэтками. 1922. ГТГ
Машков И.И. Натюрморт с фарфоровыми статуэтками. 1922. ГТГ
  • Машков И.И. Снедь московская: хлебы. 1924. ГТГ
  • Машков И.И. Снедь московская: мясо, дичь. 1924. ГТГ

Этот период участвовал в пяти выставках «Бубнового валета» (на четвёртой выставке в Петербурге в 1913 показал ретро­спективу бо­лее пятидесяти работ), а также в 1911 — «Мира искусства» (Москва), Салона Независимых (Париж) и в между­народной выставке в Лондоне. В 1913 вместе с Кончаловским выставил работы на выставке «Moderne Kunstkring в Амстердаме (1913).

В декабре 1913 предпринял путешествие в Италию, где писал пейзажи («Италия. Нерви». 1913. ГТП). В апреле-июле 1914 совершил последнюю поездку за рубеж: Турция-Греция-Египет-Италия-Швейцария.

В 1914 (осень) участвовал в выставке «Художники товарищам воинам» (с этой выставки два натюрморта приобретены в городскую галерею Третьяковых) и сделал несколько лубков на военную тему для издательства «Сегодняшний дубок».

В марте 1916 Кончаловский и Машков были приняты в «Мир искусства» и вышли из «Бубнового валета» (это событие было ознаменовано статьёй А.Н. Бенуа «Машков и Конча­ловский» в газете «Речь»). Участие в апреле 1916 в «Выставке современной русской живописи» (Петро­град) стало по существу персональной выставкой Машкова (около семидесяти картин).

После революции Машков включился в обще­ствен­ную деятельность, преж­де всего по организации Профес­сиональ­ного союза художников Москвы, и вошёл в его Совет от центральной федерации. В 1917 состоял в различных союзах, комиссиях и кружках, работал над реформой МУЖВЗ (продолжал эту работу с июня 1918 до мая 1919) и получил диплом училища со званием классного художника. Член коллегии Отдела Изо НКП (1918 до мая 1919).

С 1918 по 1920 Машков преподаёт во ІІ ГСХМ (его педагогическая деятельность продолжалась во Вхутемасе-Вхутеине до октября 1929). Свою мастерскую, где проходили занятия, он воспринимал как «храм искусства», в котором царил культ ремесла (растирались краски и делались специальные грунты), мэтр передавал секреты мастерства подмастерьям, царили строгая дисциплина и здоровый образ жизни. Это была система художественного и физического воспитания, но она отличалась утопизмом. Выставка «Мира искусства» (октябрь-ноябрь 1921), куда Машков пригласил для участия своих учеников, вызвала негативную реакцию критики (А.М. Эфрос назвал её «распродажей остатков»).

С 1917 по 1921 у Машкова относительно мало времени оставалось для занятий живописью, он много рисовал (известна его большая серия «Натурщиц», исполненная пастелью и углём). Картины этого периода «Натурщица (с медным кувшином)» (1918. ГРМ), «Женский портрет (с зеркалом)» — (Около 1918. ЕМИИ), «Натюрморт с самоваром (медная посуда)» (1919. ГРМ) свидетельствуют об изменении живописной манеры: на смену цветовой резкости фовизма при ходит сглаженность сезаннизма.

С 1922 Машков начинает больше работать в области станкового искусства. Вместе с другими бывшими бубновалетовцами участвует в «Выставке картин» (1923), расценённой критиками как «провозглашение и утверждение прав станковой живописи» (Я.А. Тугендхольд). В картинах Машкова возрастают неореалистические тенденции («Натюрморт с веером». 1922. ГРМ) и уже полностью побеждают в знаменитых натюрмортах «Снедь московская. Хлебы» и «Снедь московская. Мясо, дичь» (оба 1924. ГГГ), ставших классикой советской живописи. С этого времени живописная эволюция Машкова развивается в реалистическом направлении, но даже в картинах на пионерские темы 1930-х сама живопись, местами утончённая и изысканная, демонстрирует остатки сезаннизма.

С 1921 Машков является членом РАХН. В 1925 становится членом общества «Московские живописцы» и одновременно вступает в АХРР (в 1930-1932 временно его покидает, а в 1932, накануне его роспуска, возвращается).

В 1927 участвует в последней выставке «Бубнового валета» (ГТГ), а затем, в числе других бывших бубновалетцев, становится членом ОМХ (но в 1929 там уже не числился). На протяжении 1920-1930-х Машков экспонент многих российских и международных выставок. Но при жизни персональной выставки удостоен не был (первая состоялась в 1956).

Машков И.И. Клубника и белый кувшин. 1943. ГТГ
Машков И.И. Клубника и белый кувшин. 1943. ГТГ

Литература: А.Н. Бенуа. Машков и Кончаловский // Речь.

1916. № 102. 15 апреля; А. По мастерским художников. Илья Машков // Экран. 1922. № 32; И. Грабарь. Илья Машков //Красная панорама. 1928. № 37; И.И. Машков. Избранные произведения. Альбом. Вст. статья Е.Б. Муриной. М., 1956; М.М. Алленов. И.И. Машков. Л., 1973; И. Болотина. Машков о ремесле живописца // Художник. 1975. № 11; Машков 1977; П.П. Кончаловский. Письма к И.И. Машкову. Публ. и комм.

И.С. Болотиной // Панорама искусств 78. М., 1979.

Архивы: ОР ГТГ. Ф.112 (И.И. Машков).

А.Д. Сарабьянов

Литература: Е.Ф. Ковтун. Русская футуристическая книга.
М., 1989; Поляков 2007.

Авторы-составители:
В.М. Ракитин
А.Д. Сарабьянов
Энциклопедия русского авангарда
Изобразительное искусство архитектура
Том 2 Л-Я биографии
2013

16 июня 2025 года

Благодарим сотрудников Третьяковской галереи за приглашение на выставку.

Выставка организована на высшем художественно-музейном уровне. Приятно видеть Татьяну Витальевну Юденкову на открытии и её выступление, предварившее знакомство с экспозицией.

Как бы то ни было, но принято считать, что Машков не является автором первой художественной линии, уступая Ларионову, Лентулову, Фальку, Кончаловскому, но объём выставки даёт возможность понять развитие автора. Первый раз удалось увидеть работы Ильи Машкова не только в таком значительном количестве, но и представленными с подачей художественного материала, позволяющей понять, что художник был полностью погружен в творчество и менялся со временем, в котором жил. Это не обязательно понимать, что он подстраивался. Он просто смотрел по сторонам и отражал время в наиболее понятном именно в данную минуту виде.

Машков И.И. Натурщица с кистью винограда. 1908. Холст, масло. Государственный Русский музей
Машков И.И. Натурщица с кистью винограда. 1908. Холст, масло. Государственный Русский музей
Работа экспонировалась на Выставке современной русской живописи в 1916 году в Петрограде.
Mashkov I. Model with a Bunch of Grapes. 1908. Oil on canvas. State Russian Museum, Saint Petersburg
  • Машков И.И. Портрет художника А.И. Мильмана. 1916-1917. Холст, масло. Волгоградский музей изобразительных искусств имени И.И. Машкова. 
    Адольф Израилевич Мильман (1886 (1888?) 1930) — художник, участник художественного объединения «Бубновый валет».
    Работа экспонировалась на выставках «Мир искусства» — в 1916-1917 и в 1921 годах в Москве, в 1917-м в Петрограде, на XIV Международной биеннале искусств в Венеции в 1924 году.
    Portrait of the Artist Adolphe Milman. 1916-1917. Oil on canvas. Volgograd Museum of Fine Arts named after Ilya Mashkov
  • Машков И.И. Натюрморт с рыбами. 1916. Холст, масло. Нижегородский государственный художественный музей. Работа экспонировалась на выставке «Мир искусства» в 1917 году в Петрограде.
    Still Life with Fish. 1916. Oil on canvas. Nizhny Novgorod State Art Museum
Машков И.И. Эскизы панно для банкетного зала гостиницы «Москва». 1937. Холст, масло. Собрание Инны Баженовой, Москва
Машков И.И. Эскизы панно для банкетного зала гостиницы «Москва». 1937. Холст, масло. Собрание Инны Баженовой, Москва

В 1937-1938 годах по предложению Алексея Викторовича Щусева (1873-1949) Машков создаёт серию масштабных панно для оформления банкетного зала гостиницы «Москва». После закрытия гостиницы в 2004 году работы поступили в Государственный научно-исследовательский музей архитектуры имени А.В. Щусева в Москве, где хранятся до сих пор. В исполнении панно под руководством Машкова и по его эскизам участвовали художники Иосиф Маримонт, Антон Шимановский и Георгий Озеров. До сих пор Машков имел только опыт создания временных фасадных панно, таких как «Всевобуч». Художнику было интересно применить свой пейзажный метод для написания декоративных композиций, каждая из которых должна была иметь отличительную цветовую доминанту в зависимости от условий освещения, реальных и воображаемых. В итоге получился очень зрелищный и цельный живописный ансамбль, и на сегодняшний день он является одним из немногих сохранившихся памятников монументального искусства 1930-х годов.

Машков И.И. Эскизы панно для банкетного зала гостиницы «Москва». 1937. Холст, масло. Собрание Инны Баженовой, Москва

  • Машков И.И. Черноморское побережье. Здравница СССР. Сочи
  • Машков И.И. Канал Москва — Волга

Машков И.И. Эскизы панно для банкетного зала гостиницы «Москва». 1937. Холст, масло. Собрание Инны Баженовой, Москва

  • Машков И.И. Московский Метрополитен
  • Машков И.И. Завоевание Северного полюса
Машков И.И. Снедь московская: мясо, дичь. 1924. Холст, масло. ГТГ
Машков И.И. Снедь московская: мясо, дичь. 1924. Холст, масло. ГТГ. Работа экспонировалась на выставках «Бубновый валет» в 1927-м в Москве, «Художники РСФСР за ХѴ лет (1917-1932)» — в 1932-м в Ленинграде и в 1933-1934 годах в Москве.
Moscow’s Victuals: Meat, Wild Fowl. 1924. Oil on canvas. State Tretyakov Gallery, Moscow
  • Машков И.И. Хлебы. Натюрморт. 1912. Холст, масло. Государственный Русский музей. Работа экспонировалась на выставке «Бубновый валет» в 1913 году в Санкт-Петербурге, Выставке современной русской живописи в 1916-м в Петрограде.
    Mashkov I. Breads. Still Life. 1912. Oil on canvas. State Russian Museum, Saint Petersburg
  • Машков И.И. Снедь московская: хлебы. 1924. Холст, масло. ГТГ. Работа экспонировалась на выставках «Бубновый валет» в 1927-м в Москве, «Художники РСФСР за ХѴ лет (1917-1932)» в 1932-м в Ленинграде и в 1933-1934 годах в Москве.
    Mashkov I. Moscow’s Victuals: Breads. 1924. Oil on canvas. State Tretyakov Gallery, Moscow
  • Машков И.И. Советские хлебы. 1936. Холст, масло. Государственный музей изобразительных искусств Республики Татарстан, Казань. В работе над этим натюрмортом участвовала М.И. Машкова. 
    Mashkov I. Soviet Breads. 1936. Oil on canvas. State Museum of Fine Arts of the Republic of Tatarstan, Kazan
  • Машков И.И. Советские хлебы. 1936. Холст, масло. Волгоградский музей изобразительных искусств имени И.И. Машкова.
    Mashkov I. Soviet Breads. 1936. Oil on canvas. Volgograd Museum of Fine Arts named after Ilya Mashkov
  • Машков И.И. Портрет гвардии сержанта П.Н. Сафонова. 1942. Холст, масло. Волгоградский музей изобразительных искусств имени И.И. Машкова
    Mashkov I. Portrait of Guard Sergeant P. Safonov. 1942. Oil on canvas. Volgograd Museum of Fine Arts named after Ilya Mashkov
  • Машков И.И. Привет XVII съезду ВКП(б). 1934. Холст, масло. Дар М.И. Машковой. 1981. Волгоградский музей изобразительных искусств имени И.И. Машкова
    Mashkov I. Greetings to the 17th Congress of the All-Union Communist Party (Bolsheviks). 1934. Oil on canvas. Donated by Maria Mashkova. 1981. Volgograd Museum of Fine Arts named after Ilya Mashkov
  • Машков И.И. Партизан А. Торшин. 1932. Холст, масло. Центральный музей Вооружённых Сил Российской Федерации, Mashkov I. Москва Работа экспонировалась на выставке «Художники РСФСР за XV лет (1917-1932)» в 1933-1934 годах в Москве; награждена золотой медалью на выставке «Искусство и техника в современной жизни» в 1937-м в Париже.
    Partisan Andrey Torshin. 1932. Oil on canvas. Central Museum of the Armed Forces of the Russian Federation, Moscow
  • Машков И.И. Пионерка с горном. 1933. Холст, масло. Волгоградский музей изобразительных искусств имени И.И. Машкова
    Mashkov I. Young Pioneer Girl with a Bugle. 1933. Oil on canvas. Volgograd Museum of Fine Arts named after Ilya Mashkov
  • Машков И.И. Пионерка с домрой. 1933. Холст, масло. Таганрогский художественный музей
    Mashkov I. Young Pioneer Girl with a Domra. 1933. Oil on canvas. Taganrog Art Museum

В станице Михайловской Машков пробует создавать портретные изображения в открытом пространстве. В картине «Девушка на табачной плантации» (1930) он ловит отражения ослепительного света на фигуре и огромных листьях, варьируя цветовую гамму. В работе «Девушка с подсолнухами. Портрет Зои Андреевой» (1930-1933) устраивает целый хоровод растительных мотивов вокруг лица своей героини. «Пионервожатая» (середина 1930-х) создана в интерьере, но стена за спиной модели кажется проницаемой, поскольку и фигура, и пространство прописаны короткими динамичными мазками, из которых формируется единая и насыщенная живописная среда.

  • Машков И.И. Девушка с подсолнухами. Портрет Зои Андреевой. 1930-1933. Холст, масло. Собрание Инны Баженовой. Работа экспонировалась на выставке «Современное искусство 79 стран» в 1939 году в Нью-Йорке.
    Mashkov I. Girl with Sunflowers. A Portrait of Zoya Andreyeva. 1930-1933. Oil on canvas. Inna Bazhenova’s collection
  • Машков И.И. Девушка на табачной плантации. 1930. Холст, масло. Волгоградский музей изобразительных искусств имени И.И. Машкова.
    Mashkov I. Girl on a Tobacco Plantation. 1930. Oil on canvas. Volgograd Museum of Fine Arts named after llya Mashkov
  • Машков И.И. Пионервожатая. Середина 1930-х. Холст, масло. Ростовский областной музей изобразительных искусств, Ростов-на-Дону. Портрет поступил в собрание музея до Великой Отечественной войны, в 1943 году похищен немцами, в 1949-м возвращён в Ростов-на-Дону и через краеведческий музей передан в Ростовский областной музей изобразительных искусств.
    Mashkov I. Young Pioneers’ Leader. Mid-1930s. Oil on canvas. Rostov Regional Museum of Fine Arts, Rostov-on-Don
  • Машков И.И. Портрет Е.И. Курлянда. 1909. ГТГ. 
    Ефрем Исаакович Курлянд коллекционер, собиратель произведений художников общества «Бубновый валет». Совладелец московского магазина багета, рам, картин, портретов, открытых писем и художественных принадлежностей. Работа экспонировалась на выставке «Бубновый валет» в 1910-1911 годах в Москве, Выставке современной русской живописи в 1916-м в Петрограде.
    Mashkov I. Portrait of Yefrem Kurland. 1909. Oil on canvas. State Tretyakov Gallery, Moscow
  • Машков И.И. Портрет дамы в кресле. 1913. Холст, масло. Екатеринбургский музей изобразительных искусств. Предположительно изображена Елена Фёдоровна Фёдорова ученица и вторая жена Машкова (с 1915?), участница выставки «Мир искусства» 1916 года в Москве. Работа экспонировалась на выставках. «Бубновый валет» в 1913 году в Санкт-Петербурге и в 1914-м в Москве, Выставке современной русской живописи в 1916-м в Петрограде.
    Mashkov I. Portrait of a Lady in an Armchair. 1913. Oil on canvas. Ekaterinburg Museum of Fine Arts
Машков И.И. Общий вид станицы Михайловской. 1933. Холст, масло. Волгоградский музей изобразительных искусств имени И.И. Машкова
Машков И.И. Общий вид станицы Михайловской. 1933. Холст, масло. Волгоградский музей изобразительных искусств имени И.И. Машкова
  • «Общий вид станицы Михайловской» в основном сделан с натуры. По просьбе Машкова местные жители соорудили высокий помост, позволяющий написать большую панораму. Эту просьбу они восприняли как блажь, но не стали возражать человеку «из центра». В итоговой работе Машков повысил контрастность пейзажных планов.
    General View of the Cossack Village of Mikhailovskaya. 1933. Oil on canvas. Volgograd Museum of Fine Arts named. after Ilya Mashkov
  • Машков И.И. Станица Михайловская. 1930-1933. Холст, масло. Волгоградский музей изобразительных искусств имени И.И. Машкова
    The Cossack Village of Mikhailovskaya. 1930-1933. Oil on canvas. Volgograd Museum of Fine Arts named after Ilya Mashkov
  • Дворик в станице Михайловской. 1930. Холст, масло. Волгоградский музей изобразительных искусств имени И.И. Машкова
    «Дворик в станице Михайловской» (1930) на первый взгляд производит впечатление натурной композиции, хотя выстроен почти что по закону классической симметрии форм, и естественность появляется в результате точно найденных контрастов, создающих дополнительное излучение. Неоконченная работа «Станица Михайловская» (1930-1933), возможно, предполагала введение дополнительных мотивов, но даже в незавершённом варианте можно оценить взаимопроникновение насыщенных по цвету пейзажных планов. В обеих картинах присутствует церковь, которая по инициативе Машкова была переоборудована в дом культуры. И «Дворик», и «Станица», написанные в один период, принципиально отличаются по колористическому решению.
    Courtyard in the Cossack Village of Mikhailovskaya. 1930. Oil on canvas. Volgograd Museum of Fine Arts named after Ilya Mashkov
  • Машков И.И. Пейзаж с купальни. Первая половина 1920х. Холст, масло. Частное собрание. Предоставлено галереей НАШИ ХУДОЖНИКИ. Работа экспонировалась на «Выставке картин» в 1923 году в Москве
    Mashkov I. Landscape with Ruthers. Private colletion. Courtesy of the NAS OUR ARTIST galery
  • Машков И.И. Гурзуф. Женский пляж (с двумя фигурами). 1925. Холст, масло. Волгоградский музей изобразительных искусств имени И.И. Машкова. В подмосковных пейзажах начала 1920-х Машков нередко пренебрегает условиями освещения в пользу декоративных решений и зачастую оставляет лишь небольшие участки неба. В вертикальном «Пейзаже с прудом» (1921) отблески света на листьях деревьев и глади воды в некоторой степени образуют самостоятельный ритм наподобие расти тельных орнаментов. «Пейзаж с купальщицами» (первая половина 1920-х) отсылает к мотивам позднего Сезанна. Но если Сезанн в большинстве случаев отказывается от натурного восприятия, создавая обобщенные композиции, то Машков движется в сторону натуры и даже перегружает формы, чтобы уйти от своих прежних декоративных решений. Интересно, что в это же время он разыгрывает подобные пейзажные композиции в натюрмортных постановках, где в роли купальщиц использует фарфоровые статуэтки, а вместо отражений в воде пишет отражения на поверхности лакированного стола.
    Mashkov I. Gurzuf. Women’s Beach (with Two Figures). 1925. Oil on canvas. Volgograd Museum of Fine Arts named after Ilya Mashkov
  • Машков И.И. Ливадийский крестьянский курорт. 1925. Холст, масло. Волгоградский музей изобразительных искусств имени И.И. Машкова. Работа экспонировалась на 8-й выставке Ассоциации художников революционной России «Жизнь и быт народов СССР» в 1926 году в Москве.
    Mashkov I. Livadia Peasant Resort. 1925. Oil on canvas. Volgograd Museum of Fine Arts named after Ilya Mashkov
  • Машков И.И. Гурзуф. Генуэзская крепость. 1925. Холст, масло. Государственный музей изобразительных искусств Республики Татарстан, Казань Вероятно, изображена Дженевез-Кая (Генуэзская скала. — крымско-тат.) — скала у входа в Гурзуфскую бухту на Южном берегу Крыма. Работа экспонировалась на 8-й выставке Ассоциации художников революционной Рос-сии «Жизнь и быт народов СССР» в 1926 году в Москве.
    Mashkov I. Gurzuf. The Genoese Fortress. 1925. Oil on canvas. State Museum of Fine Arts of the Republic of Tatarstan, Kazan
Машков И.И. Гурзуф. Вид на чеховский домик. 1925. Холст, масло. Собрание Иветы и Тамаза Манашеровых
Машков И.И. Гурзуф. Вид на чеховский домик. 1925. Холст, масло. Собрание Иветы и Тамаза Манашеровых
Mashkov I. Gurzuf. A View of Chekhov’s House. 1925. Oil on canvas. Collection of Iveta and Tamaz Manasherov
Машков И.И. Артек. 1934. Вариант-повторение картины «Сентябрьское утро в Артеке» (1934, собрание Инны Баженовой). Холст, масло. Волгоградский музей изобразительных искусств имени И.И. Машкова
Машков И.И. Артек. 1934. Вариант-повторение картины «Сентябрьское утро в Артеке» (1934, собрание Инны Баженовой). Холст, масло. Волгоградский музей изобразительных искусств имени И.И. Машкова
Mashkov I. Artek. 1934. Variation of the painting September. Morning in Artek (1934, Inna Bazhenova’s collection). Oil on canvas. Volgograd Museum of Fine Arts named after Ilya Mashkov
  • Машков И.И. Пионерлагерь в Крыму. 1926. Холст, масло. Государственный центральный музей современной истории России, Москва
    Mashkov I. Young Pioneers’ Camp in Crimea. 1926. Oil on canvas. State Central Museum of Contemporary History of Russia, Moscow
  • Машков И.И. Утренняя зарядка. 1929. Холст, масло. Нижегородский государственный художественный музей
    Mashkov I. Morning Exercises. 1929. Oil on canvas. Nizhny Novgorod State Art Museum
Машков И.И. Тыква. 1914. Холст, масло. ГТГ
Илья Машков И.И. Машков И.И. Тыква. 1914. Холст, масло. ГТГ. Работа экспонировалась на выставке «Бубновый валет» в 1927 году в Москве.
Mashkov I. Pumpkin. 1914. Oil on canvas. State Tretyakov Gallery, Moscow
  • Машков И.И. Натюрморт. Ананасы и бананы. 1938. Холст, масло. ГТГ
    Mashkov I. Still Life. Pineapples and Bananas. 1938. Oil on canvas. State Tretyakov Gallery, Moscow
  • Машков И.И. Натюрморт с ананасом. 1940. Холст, масло. Пермская государственная художественная галерея
    Mashkov I. Still Life with a Pineapple. 1940. Oil on canvas. Perm State Art Gallery
  • Машков И.И. Натюрморт с арбузом. 1940. Холст, масло. Пермская государственная художественная галерея
    Mashkov I. Still Life with a Watermelon. 1940. Oil on canvas. Perm State Art Gallery
  • Машков И.И. Натюрморт с зелёным кувшином и разрезанной тыквой. 1939. Картон, наклеенный на холст, масло. ГТГ
    Mashkov I. Still Life with a Green Jug and a Sliced Pumpkin. 1939. Oil on cardboard mounted on canvas. State Tretyakov Gallery, Moscow
  • Машков И.И. Натюрморт с тыквой. 1939. Холст, масло. Курская государственная картинная галерея имени А.А. Дейнеки. В «Натюрморте с тыквой» (1939) и «Натюрморте с арбузом» (1940) Машков использует принцип резкого контраста предметных планов и темного задника. В обоих случаях тёмный арбуз в центре композиции почти сливается с фоном, но при этом ясно считывается как пластическая форма. Каждый из предметов воспринимается изолированно от остальных, но все они перекликаются друг с другом в общем цветовом ансамбле. Эти поздние картины завершают линию, проведённую от натюрморта «Тыква» 1914 года. 
    Mashkov I. Still Life with a Pumpkin. 1939. Oil on canvas. The Kursk State Art Gallery named after Aleksandr Deyneka
  • Машков И.И. Натюрморт с овощами и фруктами. 1923. Холст, масло. Собрание Инны Баженовой Работа экспонировалась на выставке картин, организованной Российским обществом Красного Креста в 1924-м в Москве; на передвижной выставке советского искусства в Японии в 1926-1927 годах (Харбин, Токио, Аомори).
    Mashkov I. Still Life with Vegetables and Fruits. 1923. Oil on canvas. Inna Bazhenova’s collection
Машков И.И. Портрет Н.И. Скаткина. 1921-1923. Холст, масло. ГТГ
Машков И.И. Портрет Н.И. Скаткина. 1921-1923. Холст, масло. ГТГ. Николай Иванович Скаткин механик, изобретатель, преподаватель Института инженеров Красного Военно-воздушного флота в Москве. Работа экспонировалась на выставке «Художники РСФСР за ХѴ лет (1917-1932)» в 1932-м в Ленинграде и в 1933-1934 годах в Москве, на выставке «Индустрия социализма» в 1939-м в Москве.
Portrait of Nikolay Skatkin. 1921-1923. Oil on canvas. State Tretyakov Gallery, Moscow
  • Машков И.И. Обнажённая натурщица в мастерской. 1908. Холст, масло. ГРМ. Картина написана в мастерской В.А. Серова в Московском училище живописи, ваяния и зодчества. Работа экспонировалась на выставке «Бубновый валет» в 1913-м в Москве, Выставке современной русской живописи в 1916 году в Петрограде.
    Mashkov I. Nude Model in the Studio. 1908. Oil on canvas. State Russian Museum, Saint Petersburg
  • Машков И.И. Автопортрет. 1911. Холст, масло. ГТГ. Автопортрет» 1911 года часто используется как визитная карточка художника, хотя это самая нехарактерная для него работа. Машков позволил себе оторваться от натуры и максимально упростил формы до элементарных геометрических фигур и детского рисунка. Возможно, он примерил на себя популярную в то время эстетику кубизма, но в дальнейшем избегал редукции или пытался адаптировать отвлечённое конструирование к натурному восприятию, как это происходит в картине «Натурщица» (1912-1913).
    Работа экспонировалась на выставках «Бубновый валет» 1912 года в Москве и 1913-го в Санкт-Петербурге, Выставке современной русской живописи в 1916-м в Петрограде.
    Mashkov I Self-portrait. 1911. Oil on canvas. State Tretyakov Gallery, Moscow
Машков И.И. Дама с контрабасом. 1915. Холст, масло. Государственный Русский музей
Машков И.И. Дама с контрабасом. 1915. Холст, масло. Государственный Русский музей. Mashkov I. Lady with a Double Bass. 1915. Oil on canvas. State Russian Museum, Saint Petersburg

Фотография на фоне картины большого размера Илья Машкова Изображена Елена Фёдоровна Фёдорова, вторая жена Ильи Машкова «Дама с контрабасом» 1915 года.

«Дама с контрабасом» вариант синтетической картины, объединяющей портрет, интерьер, пейзаж и натюрмортные мотивы. В качестве пейзажа Машков использует свою картину «Кипарис у соборной стены. Италия» (1913) и выбирает светлые обои для интерьера, чтобы усилить пространственный эффект и стереометрию форм. В целом колорит очень сдержанный и строится на переходах: отблески на темном платье героини переходят в отражения на черной поверхности пианино, и точно так же каждая форма перекликается с другими благодаря цветовым созвучиям. Работа экспонировалась на выставке «Мир искусства» в 1915-1916 годах в Москве, Выставке современной русской живописи в 1916-м в Петрограде, Выставке русского искусства в 1924-м в Нью-Йорке.

Третьяковская галерея

Корпус Третьяковской галереи на Кадашёвской набережной,

Москва. Кадашёвская набережная, 12

17 июня — 26 октября 2025 г.

Купить билет в Третьяковскую галерею

__________________

Обсуждение в Телеграм >>> 

Рекомендуем

Александр Дейнека

Александр Дейнека. Гимн жизни

Третья­ков­ская га­ле­рея и Кур­ская го­су­дар­ст­вен­ная кар­тин­ная га­ле­рея име­ни А.А. Дей­не­ки пред­став­ляют проект
Юбилейные парады

Юбилейные парады

Ред­кие фо­то­гра­фии ак­кре­ди­то­ван­ных для фо­то­съё­мок тор­же­ст­вен­ных ме­ро­прия­тий на Крас­ной пло­щади в Мос­кве
Перейти К началу страницы