Если, если, если… Если бы не судьба — в России император Николай Второй взошёл бы на трон 13 марта 1881 года (по новому стилю). Но это был бы совсем другой император, а не тот, что правил Россией с 1-го ноября 1894 по 15-е марта 1917 года, а история России могла бы… А может и нет.
Этим материалом хотим напомнить о 155-летии со дня смерти Николая Александровича, Его Императорского Высочества Наследника Цесаревича и Великого Князя, сына императора (1855-1881) Александра II и брата императора (1881-1894) Александра III.
Император Всероссийский Николай I Павлович 8 (20) сентября 1843 года был несказанно рад рождению внука, названного в его честь Николаем — именно ему и предназначался русский престол в очередь за его отцом, будущим императором Александром II, первым ребёнком которого была дочь Александра.
Рождение первого мальчика в императорской семье — это и радость и множество обязанностей для родителей, и для самого наследника. Немедля император призвал своих младших сыновей Великих Князей Константина, Николая и Михаила и велел им преклонить колена перед колыбелью будущего наследника Российского Престола и принести ему клятву верности. Это событие часто вспоминают. Но любопытно и другое. Сам Николай I стал императором волей случая, когда его старший брат Константин отказался взойти на трон после Александра I. Также случится и в маленьким наследником, место которого с достоинством займёт его брат Александр III Александрович. Кстати, также было и с Государем Всея Руси Иваном III Васильевичем, который стал наследником после умершего брата Юрия — первого ребёнка в семье, — и значительно повлиял на создание русского государства.
Несмотря на то, что трон ещё только должен был перейти к отцу от деда, внука сразу начали готовить к будущей серьёзной миссии. Подготовка — это воспитание и занятия с учителями вместе с младшим братом Александром (будущим императором Александром III). Позднее такие же занятия были и у младших братьев — Владимира и Алексея.
У Николая, которого дома называли Никса, оказались блестящие способности к учёбе, что подтверждали учителя и можно увидеть по результатам экзаменов. Со временем, как у многих учеников, желание учиться будет несколько потревожено объёмом необходимых занятий. Но разве это нельзя понять?
В воспоминаниях современников сведения о детстве, да и о всей жизни Николая Александровича, больше похожи на записи в органайзере — дата и событие. Но вопреки такому календарю, жизнь Никсы и его братьев, была нормальной жизнью детей, конечно же, с учётом их царственной семьи и обязанностей.
С 1846 года, когда Николаю Александровичу минуло два года, а его брату Александру один — к ним была приставлена Вера Николаевна Скрипицына, инспектрисса Воспитательного дома благородных девиц. Началось обучение грамоте и молитвам. А няни-англичанки способствовали изучению английского языка и, по возможности, серьёзному поведению.
С 1847 года воспитателем Николая и Александра стал генерал-майор Николай Васильевич Зиновьев, а его помощником — Григорий Фёдорович Гогель, а с 1848 года к Великим князьям был определён дядькой унтер-офицер лейб-гвардии Семёновского полка Тимофей Хренов — военное воспитание требовало внимательного отношения к маршировке, фрунту, ружейным приёмам, конкретным правилам военного уклада и, обязательно, общему пониманию строения военной жизни. Подобное воспитание позволяло получить более полное представление об армии от низшего состава и до предстоящего им руководства. А для мальчишек подобные занятия были интересны.
Основой воспитания было определено: вера в Бога, преданность престолу и любовь к Родине — никогда Великим князьям не давали забыть о своём предназначении.
Великие князья занимались также гимнастикой, танцами, ружейными приёмами, раскрашиванием картинок и рисованием. Со временем занялись священной и русской историей, географией с изучением карт. Но особенно любимым развлечением была игра в солдатики.
Портрет императора Александра II. И. А. Тюрин. Вторая половина 1860-х гг. Холст, масло (ГИМ) Портрет императрицы Марии Александровны. Т. А. Нефф. 1864 г. Холст, масло. Фрагмент (ГИМ)
В 1849 году император Николай I, постоянно встречавшийся с внуками, чтобы поговорить, поиграть. погулять, — по всем воспоминаниям он очень любил вообще всех детей и очень много охотно им позволял! — дал приказ Великому князю Николаю Александровичу распустить лейб-гвардейский дворцовый караул, что тот и сделал, ловко отдав требуемые команды и заслужив похвалу деда. А в 1850 году Николай Александрович присутствовал на параде в день полкового праздника Кавалергардского полка, а в 1851 году — на параде в честь открытия памятника прадеду императору Павлу I прошёл с первым взводом Павловского полка, а его брат Александр стоял на часах у памятника.
Далее были открытие Николаевской железной дороги, восторженное катание в вагоне, различные светские и церковные мероприятия, посещение Москвы — древней столицы государства. Железную дорогу Николаю Александровичу показали не просто достижением прогресса, а следствием деяния его деда, которому нужно следовать. А в Москву Николай Александрович приехал как наследник владельцев русской земли её прошлого, что в Москве было особенно хорошо видно, и будущего. Это важная часть воспитания для будущего императора.
Следует вспомнить, что в 1850 году Великие князья присутствовали в Дворянском собрании, где был дан бал, что для воспитания в то время являлось очень важным, а также Николай Александрович вместо воспитателей получил камердинера, а личным воспитателем назначен Н.В. Зиновьев (со временем воспитателем Александра стал Г.Ф. Гогель, Владимира — Г.Н. Казнаков. Алексея — К.Н. Посьет).
В 1852 году у Великих князей появился возможно самый важный учитель серьёзно повлиявший на их развитие — Яков Карлович Грот — известный филолог, который первый год обучения, сам готовил конспекты ученикам, подготавливая их соответственно степени развития каждого. На последующих экзаменах 1854 и 1856 годов по истории, географии, русскому, славянскому, немецкому и английскому языкам, Закону Божию, Великие князья показывали отличные знания. Николай порадовал экзаменаторов и присутствующих способностью ясно и точно выражать свои мысли. При этом следует учесть, что учителя не потакали и не завышали оценку знаний. Будущий император Александр II Николаевич, тогда ещё наследник, лично благодарил Грота: «Благодарю Вас особенно за моего Сашу» — Александр не рассматривался как будущий император.
В обучении стали проявляться личные качества Николая Александровича. Это был неугомонный, любознательный (интересующийся всем вплоть до прорицателей и верчения столов!), быстрый, торопливый — мог даже не дослушать вопрос учителя, — весёлый мальчик, который был «вежлив, приветлив и благовоспитан, наблюдателен и осторожен в словах и действиях». А вот брат его был более выдержан и в решениях не скор, имея привычку неторопливо обдумывать ответ со всех сторон. Общим мнением современников подтверждается, что из Николая Александровича должен был получиться выдающийся Император.
В 1856 году Александр II Николаевич после смерти Николая I Павловича в 1855 году стал императором, а Николай Александрович — цесаревичем.
Учителями Николая Александровича в разное время были Владимир Петрович Титов (взамен Н.В. Зиновьеву и Г.Ф. Гогелю), Константин Дмитриевич Кавелин, Август-Теодор Гримм. Были приглашены генералы Тотлебен и Платов, полковники Драгомиров и Шваров, историки Сергей Михайлович Соловьёв, и Михаил Матвеевич Стасюлевич, политэконом Александр Иванович Чивилёв и, отметим отдельно, правовед Константин Петрович Победоносцев, который увидел в наследнике излишний либерализм и отсутствие склонности к наукам. Государственное право преподавал Борис Николаевич Чичерин, что интересно, один из основоположников конституционного права России. Если возникает вопрос о смене учителей и воспитателей, то нужно помнить, что ученики росли, а учителя переставали отвечать требованиям. Ну и вокруг, как не грустно это вспомнить, существовали интриги между приближёнными, не замечаемые учениками.
8-го сентября 1859 года — переломный день — Наследнику Великому князю Николаю Александровичу исполнилось 16 лет. В Зимнем дворце он принёс гражданскую и воинскую присяги. А также поселился отдельно в специально подготовленных стараниями его матери Марии Александровны апартаментах. Наступили последние пять лет жизни.
Опекуном Великих князей был назначен граф Сергей Григорьевич Строганов, его помощником — известный коллекционер автографов граф Борис Алексеевич Перовский (с 26 февраля 1861 года попечитель Великого князя Александра Александровича), а позже его сменил полковник Оттон Борисович (Дмитрий Борисович) Рихтер. Помощником Перовскому был подпоручик лейб-гвардии конной артиллерии Николай Павлович Литвинов — молодой человек и смотревший за царскими детьми, и являвшийся их постоянным спутником. Для нас важно, что Н.П. Литвинов оставил дневник, в который записывал многое из происходившего перед его глазами, а также сохранил письма от Николая Александровича, наследника.
1860 год. Никто не знал, что этот обыкновенный год, заполненный учёбой, деловыми встречами, развлечениями, станет переломным в судьбе наследника Николая Александровича а может быть и Российской истории.
За месяц до дня рождения 17-летний Николай Александрович, участвовал в скачках в Царском селе. Это был его первый стипль-чез на английской лошади. К тому же вопреки запрету своего опекуна С.В. Строганова. И Николай не участвовал бы тогда, если бы не личное разрешение его отца Александра II. Отец верил, что сыну нужно тренироваться. На скачках часто падают и это становится нормой для наездников. Но Николай упал спиной на землю, а осмотревшие его врачи не заметили ничего кроме обычного ушиба, от которого наследник скоро оправился… Но уже тогда заметили изменение в его характере: если он был ярким и бодрым, то стал тяжелее и глуше.
Ничего не менялось до весны 1861 года, когда случился первый тяжёлый приступ боли в спине. С 1863 года начались частые головные боли, тошнота и ломота в спине, которые стали постоянными.
Тем не менее летом следующего года было предпринято заграничное путешествие для поправки здоровья и для знакомства с возможной невестой.
В это же время происходили другие события, которые могли бы стать важными в политической жизни России. Напомним, что, что в своё время Екатерина II планировала осуществить так называемый Греческий проект, когда на греческий трон собирались посадить Великого князя Константина, сына Павла I и брата будущего императора Александра I. По ряду причин от проекта отказались. Но интересно, что этот проект напомнил о себе в 1862-м году, после свержения греческого короля Оттона I из рода немецких феодалов Виттельсбахов, когда в плебесците одним из претендентов на престол был назван Николай Александрович, по общему подсчёту голосов занявший пятое место.
Однако, зная предназначение наследника и его подготовку для правления в России, а также учитывая резкую перемену здоровья Николая Александровича, сложно представить его на греческом троне.
Мария София Фредерика Дáгмар (Дáгмара, дат. Marie Sophie Frederikke Dagmar), или Дагмар, принцесса Датского Королевского дома, дочь короля Дании Кристиана IX, знала о приезде русского цесаревича. Воспитана она была так, что готова была полюбить русского царевича. Однако до встречи были сомнения, которые навсегда рассеялись лишь только они встретились. Николай Александрович произвёл на принцессу впечатление практически сказочного принца. Она влюбилась и он был тоже в восторге от неё! Получилась совершеннейшая сказка! Свадьбу назначили на лето 1865-го — нужно было подготовиться к мероприятию такого уровня и требовалось продолжить лечение цесаревича.
Сказка продлилась несколько месяцев…
Осенью боли в спине усилились и наследник стал всё чаще жаловаться. Путешествие по Европе и к водам не пошло на пользу. Во Флоренции стало совершенно тяжело и наследник утратил возможность самостоятельно выходить. До Ниццы он добрался совершенно больным, не имея сил распрямить спину, но утешал себя мечтами о семейной жизни в Аничковом дворце…
Аничков дворец особый и для Александра Александровича, который станет мужем для Дармар, в России получившей имя Мария Фёдоровна.
Николая Александровича лечили от ревматизма и простуды, а когда больной орал от боли, относили это к осложнению, для которого необходимы растирания и распрямление спины не доске.
Александр Александрович выехал к брату в Ниццу поездом 4-го апреля, а через два дня поспешил император Александр II. Дорогой к его поезду присоединилась невеста цесаревича Дагмара.
Николай Александрович был рад увидеть любимых людей, но его нездоровый вид напугал всех… Александр Александрович расположился в комнате рядом, но его боялись лишний раз пускать в комнату цесаревича, чтобы не потревожил больного. 10-го апреля Николай простился с родителями, невестой, братом и близкими людьми, которых узнавал. О брате Александре Николай Александрович сказал: «В вас всех есть что-то лисье, Александр один вполне правилен душой».
В ночь с 11-го на 12-е апреля 1865 года в окружении родителей, брата Александра, невесты и близких людей скончался. Последние слова: «Стоп машина!».
Причина смерти — туберкулёзный менингит.
Тело скончавшегося Николая Александровича из Ниццы в Петербург было отправлено в Россию на фрегате «Александр Невский» в сопровождении генерал-адъютант Н. Н. Анненкова, который сам в дороге простудился и умер от воспаления лёгких.
Как бы сложилась ситуация в России и каким бы был Императором Николай Александрович, проживи он более долгую жизнь?
Он был слишком молод, чтобы явно проявить свои наклонности к чему-либо, но уже имел сторонников. При этом Победоносцев видел у него либеральные начала и небезуспешно пытался повлиять на них со своей консервативной позиции. Александр Александрович любил и поддерживал брата. Была бы любящая жена. Дети. Был бы новый наследник, вместо последнего русского царя. Хватило бы мужества у Николая Александровича жёстко разобраться с революционными настроениям, брожением? Был бы он так же целенаправлен в оберегании интересов России и ставил бы их на первое место, как его брат? Смог бы он добиться укрепления русского рубля и его уважения в мире? Что бы получилось в итоге? Кто знает…
Портреты Цесаревича Николая Александровича и Великого князя Александра Александровича. 1865 Художник Иван Алексеевич Тюрин (ГИМ)
12 апреля (24 апреля) 1865 года на основании основного закона Российской империи высочайшим манифестом Великий князь Александр Александрович был объявлен цесаревичем и наследником Всероссийского престола.
И дальше была уже другая история, которая закончилась 20 октября (1 ноября) 1894 года…
Алексей Сидельников
Александр III. Издательство: Изд. Пушкинского фонда. Ред. Вилков М.И. СПб., 2019
Ильин С.В. Император Александр III. М., 2019
Воспоминания. Дневники. Письма. Александр III. Издательство Пушкинского Фонда. Ред. кол. Б.В. Ананьев, Р.Ш. Ганелин и др. М., 2001
Мясников А.Л. Александр III. М., 2018
Романовы. Портрет династии. Царский и великокняжеский портрет в собрании Исторического музея. Ред.-Сост. Е.А. Лукьянов. М., 2013
Татищев С.С. Детство и юность в. к. Александра Александровича//Великий князь Александр Александрович: сборник документов. М., 2002
Толмачёв Е.П. Александр III и его время. М., 2007
Царь, честный во всём — в малом и большом… Александр III в свидетельствах современников. Издательство: Ломоносовъ. Ред. Я. Хорай. М., 2019
Брокгауз и Ефрон. Энциклопедия
Николай Александрович
— наследник цесаревич, великий князь, старший сын императора Александра II. Родился 8 сентября 1843 г. В числе учителей его были К.Д. Кавелин (недолго; см. соотв. статью), M.M. Стасюлевич, Я.К. Грот, К.П. Победоносцев, И.К. Бабст, Ф.И. Буслаев, С.М. Соловьёв, А.И. Чивилёв, Куриар, Н.X. Бунге, Б.Н. Чичерин, И.Е. Андреевский, Ген. Платов и Драгомиров. В 1861 и 1863 г. он совершил путешествие по России, в сопровождении бывшего воспитателя, гр. С.Г. Строганова (см. брошюру Веряжина, СПб., 1861 г., и переписку К.П. Победоносцева и И.К. Бабста, изданную в 1864 г.). В 1864 г., 20 сентября, цесаревич был помолвлен с датской принцессой Дагмарой, впоследствии императрицей Марией Федоровной, супругой императора Александра III. Скончался 12 апреля 1865 г. в Ницце, после продолжительной болезни. Смерть его вызвала следующие слова одного из бывших его преподавателей: «Мы оплакиваем в эти минуты смерть, в которой заключались тысячи смертей: умирал не только человек, умирала юность, умирала красота, умирала первая, едва вспыхнувшая любовь, умирали надежды миллионов добрых людей, умирал идеал высокого, справедливого, благородного«. Н. Александрович был атаманом всех казачьих войск, генерал-майором свиты Е.И. Величества и канцлером Гельсингфорсского университета.
См. Мюнстер, «Портретная галерея (т. I, СПб., 1865), Ф.А. Оом, «Воспоминания» (в «Русском Архиве», 1896, т. II; по поводу их «Необходимое объяснение» М. Ст. в № 12 «Вестн. Европы» за 1896 г.); статью Б. Чичерина, в «Русском Архиве (1865, № 5).
Открытие памятника Александру III
Борки. Чудесное спасение 1888 год
125 лет со дня смерти Александра III
К 175-летию со дня рождения Александра III
Редкий портрет Александра III в ГИМ
Александр II. Юбилеи 2021 года
Награды Императорской России
В память Императора Александра III 1881-1894
_________________