Стать Романовым. Воспитание и образование в императорской семье

Воспитание в царской семье

in Новости музеев 1966 views

В Большом дворце музея-заповедника «Царицыно» открылась выставка «Стать Романовым. Воспитание и образование в императорской семье» – подробный рассказ о том, чему учили и как воспитывали будущих императоров, их сестер и братьев. В экспозиции – сотни экспонатов, включая глобус Павла I, тетрадки Александра II, табель успеваемости Александра III, а также дневники, письма, контурные карты, альбомы для рисования, настольные игры, оловянные солдатики, игрушечные пушки и серебряная погремушка XVII века, в которую, возможно, играл Пётр I.

  • Один из залов выставки «Стать Романовым. Воспитание и образование в императорской семье»
  • Куратор выставки Марина Сидорова ведёт экскурсию 

Стать Романовым. Воспитание и образование в императорской семье


Воспитанию и образованию царских детей во все времена придавали особенное значение, понимая, что готовят будущих императоров, военных и государственных деятелей. Традиции этого воспитания вырабатывались на протяжении веков в согласии с нормами общественной жизни и обычаями той или иной эпохи. Несмотря на то что воспитательные принципы и образовательная программа с течением времени претерпевали изменения, приобретая в каждой царской семье свои особенности, на протяжении трёхвековой истории династии Романовых во всех царских семьях соблюдались общие традиции воспитания.

Неизвестный литограф, по оригиналу Джорджа Доу (1781–1829). Портрет императора Николая I, императрицы Александры Фёдоровны, великого князя Константина Николаевича. Россия, Санкт-Петербург, литография И.П. Беггрова. 1825–1830. Бумага, литография. Государственный музей-заповедник «Петергоф»
Неизвестный литограф, по оригиналу Джорджа Доу (1781–1829). Портрет императора Николая I, императрицы Александры Фёдоровны, великого князя Константина Николаевича. Россия, Санкт-Петербург, литография И.П. Беггрова. 1825–1830. Бумага, литография. Государственный музей-заповедник «Петергоф»

Выставка «Стать Романовым. Воспитание и образование в императорской семье» задумывалась как рассказ об этих традициях. Безусловно, в рамках одной выставки показать детские годы всех представителей разветвлённой семьи Романовых невозможно. Поэтому при отборе экспонатов мы постарались сконцентрироваться в основном на предметах и документах, относящихся к наследникам престола — будущим самодержцам.

Тарелка с изображением императора Николая II в походной солдатской форме c наследником цесаревичем Алексеем на руках. Германия, Саксония, Мейсенская фарфоровая мануфактура. 1909–1914. Фарфор, надглазурная полихромная роспись, позолота. Государственный музей-заповедник «Царское Село»
Тарелка с изображением императора Николая II в походной солдатской форме c наследником цесаревичем Алексеем на руках. Германия, Саксония, Мейсенская фарфоровая мануфактура. 1909–1914. Фарфор, надглазурная полихромная роспись, позолота. Государственный музей-заповедник «Царское Село»

Разделы выставки последовательно рассказывают о детстве и юности императорских детей — от раннего детства до принесения ими присяги на верность Отечеству. Иллюстрируют эти рассказы мемориальные вещи, принадлежавшие великим князьям, а также архивные документы, фотографии, рисунки. Экспонаты предоставили крупнейшие российские музеи и архивы: Государственный Эрмитаж, музеи-заповедники «Царское Село», «Павловск», «Гатчина», «Царицыно», Музеи Московского Кремля, Государственный исторический музей, Государственный музей А.С. Пушкина, Минералогический музей имени А.Е. Ферсмана, Государственный архив Российской Федерации, Российский государственный архив древних актов, Российский государственный исторический архив, Российская государственная библиотека. Всего представлено 558 музейных предметов и архивных документов.

  • Император Николай II с сыном, цесаревичем Алексеем Николаевичем. 1906. Бумага, фотопечать. Государственный архив Российской Федерации
  • Императрица Александра Фёдоровна с сыном, цесаревичем Алексеем Николаевичем. 1915. Бумага, фотопечать. Государственный архив Российской Федерации
Жетон в память рождения наследника Алексея Николаевича. Россия. 1904. Серебро, чеканка, золочение, монтировка. 2×3,3 см. Государственный Эрмитаж
Жетон в память рождения наследника Алексея Николаевича. Россия. 1904. Серебро, чеканка, золочение, монтировка. 2×3,3 см. Государственный Эрмитаж

В XVI–XVIII веках появление на свет царского ребенка возвещали «молельные» грамоты и записи в разрядных книгах. В первом разделе выставки представлена разрядная книга стольника Г.Н. Собакина, в которой говорится о рождении будущего императора Петра I. С его воцарением появились первые указы и манифесты о рождении императорских детей. Эта традиция будет сохраняться до начала XX века. Радость появления царских отпрысков находила выражение и в переписке монархов. На выставке представлены письма императрицы Екатерины II шведскому королю Густаву III о рождении внука, будущего императора Александра I, — с подробными советами по уходу за младенцем, а также письмо императрицы своему давнему другу барону Гримму о рождении будущего императора Николая I. Интересны записи в великокняжеских записных книжках и дневниках, сообщающие подробности появления на свет и первых минут жизни будущих венценосцев.

Иван Трофимович Трифонов (не позднее начала 1850-х — не позднее 1908). Портрет великого князя Алексея Николаевича. 1906. Холст, масло. Государственный музей-заповедник «Павловск». Цесаревна Мария Фёдоровна с сыном Николаем Александровичем. 1869. Бумага, фотопечать. Государственный архив Российской Федерации. Цесаревич Николай Александрович в коляске. 1868. Бумага, фотопечать. Государственный архив Российской Федерации. Неизвестный художник. Портрет цесаревича Александра Николаевича в младенчестве. Россия. 1830-е. Холст, масло. Государственный исторический музей. Владимир Лукич Боровиковский (1757–1825). Портрет великой княжны Анны Павловны и великого князя Николая Павловича детьми. Россия. 1797. Холст, картон, масло. Государственный музей-заповедник «Гатчина». Василий Макарович Пешехонов (1818–1888). Святой апостол Павел. Россия, Санкт-Петербург. 1860-е. Дерево, смешанная техника, золочение, чеканка по золочёному левкасу. Государственный музей истории религии

  • Иван Трофимович Трифонов (не позднее начала 1850-х — не позднее 1908). Портрет великого князя Алексея Николаевича. 1906. Холст, масло. Государственный музей-заповедник «Павловск»
  • Цесаревна Мария Фёдоровна с сыном Николаем Александровичем. 1869. Бумага, фотопечать. Государственный архив Российской Федерации
  • Цесаревич Николай Александрович в коляске. 1868. Бумага, фотопечать. Государственный архив Российской Федерации
  • Неизвестный художник. Портрет цесаревича Александра Николаевича в младенчестве. Россия. 1830-е. Холст, масло. Государственный исторический музей
  • Владимир Лукич Боровиковский (1757–1825). Портрет великой княжны Анны Павловны и великого князя Николая Павловича детьми. Россия. 1797. Холст, картон, масло. Государственный музей-заповедник «Гатчина»

К церемонии торжественного обряда крещения относятся серебряная крестильная купель цесаревича Павла Петровича, изготовленная немецкими мастерами, и крестильный комплект последнего цесаревича — Алексея Николаевича. Древней традицией, связанной с обрядом рождения и крещения было изготовление мерной иконы, которая сопровождала члена царского рода на протяжении всей жизни и после смерти устанавливалась у его гробницы. На выставке представлены некоторые мерные иконы, принадлежавшие представителям дома Романовых.

Василий Макарович Пешехонов (1818–1888). Святой апостол Павел. Россия, Санкт-Петербург. 1860-е. Дерево, смешанная техника, золочение, чеканка по золочёному левкасу. Государственный музей истории религии. Василий Макарович Пешехонов (1818–1888). Чудо Георгия о змие. Россия, Санкт-Петербург. 1864. Дерево, смешанная техника, чеканка по золочёному левкасу. Государственный музей истории религии

  • Василий Макарович Пешехонов (1818–1888). Святой апостол Павел. Россия, Санкт-Петербург. 1860-е. Дерево, смешанная техника, золочение, чеканка по золочёному левкасу. Государственный музей истории религии.
  • Василий Макарович Пешехонов (1818–1888). Чудо Георгия о змие. Россия, Санкт-Петербург. 1864. Дерево, смешанная техника, чеканка по золочёному левкасу. Государственный музей истории религии

Первые годы жизни царских детей проходили в окружении кормилиц, нянек и гувернанток, которые тщательно отбирались придворными медиками. Костюм кормилицы, первые игрушки-погремушки, рожки для кормления младенцев, записные книжки тех, кто окружал царственного малыша, также в экспозиции.

  • Кукла в русском национальном костюме. Германия, Тюрингия, Вальтерсхаузен, фабрика Генриха Хандверка. Голова: Германия, Тюрингия, Грефенхайн, фарфоровая фабрика Зимона и Хальбига. 1900. Неглазурованный фарфор (бисквит), дерево, композит, стекло, волосы, декоративный жемчуг, бисер, шёлк, атлас, роспись, формовка, шитьё, вышивка, плетение. Государственный Эрмитаж.
  • Девочка в платье. Дания, Копенгаген, мануфактура «Бинг и Грёндаль». Конец XIX — начало ХХ века. Фарфор, подглазурная роспись. Государственный музей-заповедник «Павловск»
  • Кукла в клетчатом платье. Царство Польское, Калиш, фабрика «Шраер и Фингергут». Конец XIX — начало ХХ века. Неглазурованный фарфор (бисквит), папье-маше, дерево, волосы, стекло, пестрядь, кожа. Государственный Эрмитаж
  • Детский театр «Гиньоль». Франция, Париж, фирма Paradis des Enfants. Конец XIX — начало XX века. Ширма. Дерево, фанера, ткань, картон, гипс (?), папье-маше, монтировка, обтяжка, роспись, золочение. Перчаточные куклы: Папье-маше, дерево, шерстяная ткань, шёлковая ткань, смешанная ткань, фланель, байка, ситец, галун, атлас, кант, волос, кружево, клеёнка, металл, лепка, резьба, шитьё, роспись. Государственный музей-заповедник «Царское Село»

Второй раздел выставки рассказывает об играх и развлечениях. Здесь показаны игрушки, которые были распространены в основном на протяжении XIX века (предметов именно этого периода сохранилось больше всего). Большинство представленных экспонатов имеют мемориальный характер, они принадлежали царским детям.

  • Игрушка «Медведь». Германия (?). 1900–1910-е. Искусственный плюш, искусственный мех, шерсть, пуговицы, шерстяная нить; склеивание, ручное шитьё. Государственный музей-заповедник «Царское Село»
  • Игрушечное орудие береговой артиллерии на поворотной платформе. Германия, Вюртемберг, Гёппинген, фирма «Мэрклин». Около 1902 — 1910-е. Металл, краска, литьё, роспись. Государственный Эрмитаж

Третий раздел посвящён методикам, разработанным для системного воспитания и образования царских детей. Основы этой системы были заложены императрицей Екатериной II при воспитании старших внуков, великих князей Александра и Константина Павловичей, а сформировались они под влиянием педагогических рекомендаций И.И. Бецкого и идей французских просветителей — М. Монтеня, Дж. Локка и Ж.-Ж. Руссо. Основные идеи своей программы императрица изложила в «Наставлении» воспитателю Н.И. Салтыкову. Царственная бабушка сама придумывала для внуков игры, развивающие внимание и сообразительность, сочиняла назидательные пособия, сказки и первые «учебники». Большинство екатерининских методов нашло подтверждение и в воспитательной системе императрицы Марии Фёдоровны. Именно она ввела в воспитательный процесс практику ведения великими князьями дневников и записных книжек и практику образовательных путешествий. Отчёты преподавателей и воспитателей, журналы и тетради великих князей с пометами императрицы, их дневники и записные книжки представлены на выставке. Ещё одной методикой, на которой строился воспитательный процесс вплоть до 1917 года, был план В.А. Жуковского, написанный им для наследника престола великого князя Александра Николаевича. Этот план лег в основу воспитания всех последующих поколений императорской семьи. На выставке демонстрируется экземпляр плана, поданный В.А. Жуковским непосредственно императору Николаю I, и на полях которого государь оставил свои пометы.Великий князь Александр Николаевич. Арка Друза. 1829. Бумага, акварель, карандаш. Государственный архив Российской Федерации. Великая княжна Мария Николаевна. Портик Октавии. 1829. Бумага, акварель, карандаш. Государственный архив Российской Федерации. Антонио Кики (1743–1816). Модель руин средней части портика Октавии в Риме. 1770-е. Пробка, гипс, мастика, резьба, тонирование. Научно-исследовательский музей при Российской академии художеств Антонио Кики (1743–1816). Модель арки Друза на Аппиевой дороге близ Рима. 1774. Резная пробка, тонированный гипс. Научно-исследовательский музей при Российской академии художеств

  • Великий князь Александр Николаевич. Арка Друза. 1829. Бумага, акварель, карандаш. Государственный архив Российской Федерации.
  • Великая княжна Мария Николаевна. Портик Октавии. 1829. Бумага, акварель, карандаш. Государственный архив Российской Федерации.
  • Антонио Кики (1743–1816). Модель руин средней части портика Октавии в Риме. 1770-е. Пробка, гипс, мастика, резьба, тонирование. Научно-исследовательский музей при Российской академии художеств.
  • Антонио Кики (1743–1816). Модель арки Друза на Аппиевой дороге близ Рима. 1774. Резная пробка, тонированный гипс. Научно-исследовательский музей при Российской академии художеств
Шкатулка с принадлежностями для рисования. Англия (?). Начало XIX века. Государственный музей-заповедник «Павловск»
Шкатулка с принадлежностями для рисования. Англия (?). Начало XIX века. Государственный музей-заповедник «Павловск»

Разделы выставки, посвящённые учёбе и военному образованию, взаимно дополняют друг друга. Одними из первых учебных пособий в XVII веке были иллюстрированные «потешные» книги. Они выполнялись придворными художниками в одном экземпляре специально для царского ребенка и представляли собой собрание разноцветных картинок либо живописное изложение жития святого с кратким объяснением под рисунками. Для царевича Алексея Петровича поэт и педагог Карион Истомин составил одно из первых наглядных учебных пособий — букварь с картинками и нравоучительными стихами. Заглавные буквы, выполненные в виде человеческих фигур, изображения птиц и животных, разнообразных предметов, символизирующих конкретную букву алфавита, — всем этим букварь Истомина предвосхитил складывание системы наглядного обучения. На выставке представлено несколько подобных учебных книг, в том числе из библиотек царей Фёдора и Петра Алексеевичей.

Сабля зу-л-факар с ножнами. Россия, Оренбургская губерния, Златоуст. 1836. Булатная сталь, дерево, бархат, ковка, оброн, таушировка золотом, чернение, золочение. Государственный музей-заповедник «Царское Село». Подарена великому князю Александру Николаевичу императором Николаем I 24 декабря 1837 года к Рождеству
Сабля зу-л-факар с ножнами. Россия, Оренбургская губерния, Златоуст. 1836. Булатная сталь, дерево, бархат, ковка, оброн, таушировка золотом, чернение, золочение. Государственный музей-заповедник «Царское Село». Подарена великому князю Александру Николаевичу императором Николаем I 24 декабря 1837 года к Рождеству

Систематическое обучение великих князей в XVIII–XIX веках начиналось с семи и продолжалось до 20 лет, постепенно расширяясь и углубляясь посредством введения в разные периоды новых научных дисциплин. В залах Большого дворца экспонируются тетради царственных воспитанников, наглядные учебные пособия и предметы, такие как глобус, логарифмические линейки, различные астрономические и физические приборы, барометр, готовальня, чернильницы, указки, а также предметы, относящиеся к военному образованию царевичей: игрушки, амуниция и обмундирование.Венгерка поручика лейб-гвардии Гусарского Его Величества полка. Россия. 1850. Сукно, металл, шнур, сутаж, сшивка, плетение, штамповка, золочение. Государственный музей-заповедник «Царское Село». Принадлежала великому князю Александру Александровичу Чекмень казачьего Атаманского Его Императорского Высочества Наследника Цесаревича полка. Россия. 1850. Сукно, металл, посеребрённая нить, полушерстяная ткань, шёлк, сшивка, шитьё, серебрение. Государственный музей-заповедник «Царское Село». Принадлежал великому князю Николаю Александровичу Ментик офицера лейб-гвардии Гусарского полка. Россия. 1818. Сукно, металл, сутаж, позолоченный шнур, шёлковая саржа, соболиный мех, сшивка, плетение, штамповка, золочение. Государственный музей-заповедник «Царское Село». Принадлежал великому князю Александру Николаевичу Мундир воспитанника Первого кадетского корпуса. Россия, Санкт-Петербург. До 1855. Сукно, металл, шерстяная ткань, полотно, позолоченный галун, сшивка, штамповка, плетение, краска по трафарету. Государственный музей-заповедник «Царское Село». Принадлежал великому князю Николаю Александровичу Доломан прапорщика лейб-гвардии Гусарского Его Величества полка. Россия. 1872. Сукно, позолоченный шнур, позолоченный галун, металл, шёлковая саржа, сшивка, плетение, штамповка, золочение. Жгуты: позолоченный шнур, металл, плетение, штамповка, золочение. Государственный музей-заповедник «Царское Село». Принадлежал великому князю Николаю Александровичу

  • Венгерка поручика лейб-гвардии Гусарского Его Величества полка. Россия. 1850. Сукно, металл, шнур, сутаж, сшивка, плетение, штамповка, золочение. Государственный музей-заповедник «Царское Село». Принадлежала великому князю Александру Александровичу
  • Чекмень казачьего Атаманского Его Императорского Высочества Наследника Цесаревича полка. Россия. 1850. Сукно, металл, посеребрённая нить, полушерстяная ткань, шёлк, сшивка, шитьё, серебрение. Государственный музей-заповедник «Царское Село». Принадлежал великому князю Николаю Александровичу
  • Ментик офицера лейб-гвардии Гусарского полка. Россия. 1818. Сукно, металл, сутаж, позолоченный шнур, шёлковая саржа, соболиный мех, сшивка, плетение, штамповка, золочение. Государственный музей-заповедник «Царское Село». Принадлежал великому князю Александру Николаевичу
  • Мундир воспитанника Первого кадетского корпуса. Россия, Санкт-Петербург. До 1855. Сукно, металл, шерстяная ткань, полотно, позолоченный галун, сшивка, штамповка, плетение, краска по трафарету. Государственный музей-заповедник «Царское Село». Принадлежал великому князю Николаю Александровичу
  • Доломан прапорщика лейб-гвардии Гусарского Его Величества полка. Россия. 1872. Сукно, позолоченный шнур, позолоченный галун, металл, шёлковая саржа, сшивка, плетение, штамповка, золочение. Жгуты: позолоченный шнур, металл, плетение, штамповка, золочение. Государственный музей-заповедник «Царское Село». Принадлежал великому князю Николаю Александровичу

Специальный раздел выставки рассказывает про обучение великих князей «приятным талантам» — основам изобразительного искусства. В зале размещены рисунки и акварельные работы августейших рисовальщиков из коллекции Государственного архива Российской Федерации.

Сергей Константинович Зарянко (1818–1871). Портрет великого князя Николая Александровича. Россия. 1852. Холст, масло. Государственный музей-заповедник «Царское Село»
Сергей Константинович Зарянко (1818–1871). Портрет великого князя Николая Александровича. Россия. 1852. Холст, масло. Государственный музей-заповедник «Царское Село»

Важным завершающим этапом образовательного процесса были обязательные путешествия великих князей по России и за границу. Впервые «императорские» путешествия с ознакомительной целью совершил ещё император Пётр I, о чём свидетельствуют несколько документов, представленных на выставке. Однако по разным причинам такие поездки не прижились в образовательном процессе и надолго были забыты. И только благодаря императрице Марии Фёдоровне, жене Павла I, подобные путешествия в семье Романовых стали традицией и обязательным элементом завершения образовательного процесса. На выставке показаны три примера образовательных путешествий: поездки великого князя Николая Павловича в 1816 году по России, а затем в Англию; путешествие будущего императора Александра II в 1837 году, названное В.А. Жуковским венчанием с Россией; путешествие будущего императора Николая II на Восток. На выставке представлены дневники, письма августейших путешественников, письма-наставления, которые родители давали им перед отъездом, рисунки и фотографии, привезённые из поездок предметы.

Богдан Павлович Виллевальде (1818–1903). Присяга цесаревича Николая Александровича. Россия. 1861. Холст, масло. Государственный музей-заповедник «Царское Село»
Богдан Павлович Виллевальде (1818–1903). Присяга цесаревича Николая Александровича. Россия. 1861. Холст, масло. Государственный музей-заповедник «Царское Село»

Особое значение придавалось церемонии торжественного объявления царевичей наследниками престола, которая проходила перед всем двором и иностранными послами. В XVII веке это совершалось по достижении великими князьями 13–14 лет. Объявление наследника означало его совершеннолетие. С этого времени он вместе с отцом мог присутствовать на приёмах иностранных послов, пирах и праздничных богослужениях, приобретать политический и военный опыт, а также думать о вступлении в брак. Позже церемония объявления наследником заменилась церемонией принесения присяги на верность Отечеству. Присяга приносилась в день совершеннолетия, которое наступало для цесаревича в 16, а для великих князей в 20 лет. Об этом рассказывается в завершающем разделе выставки.

Электростатическая дисковая машина. Россия (?). Первая половина XIX века (?). Латунь, дерево, стекло. Государственный Эрмитаж. Модель паровоза. Россия (?). 1830-е. Сталь, медные сплавы. Государственный Эрмитаж. Планетарий (с футляром). Россия, Санкт-Петербург, Механическое заведение Главного штаба. 1821–1832 (?). Руководитель — Корнелий Христианович Рейссиг (1781–1860). Латунь, слоновая кость, дерево, сталь, гравировка, резьба, серебрение, позолота. Государственный Эрмитаж

  • Электростатическая дисковая машина. Россия (?). Первая половина XIX века (?). Латунь, дерево, стекло. Государственный Эрмитаж.
  • Модель паровоза. Россия (?). 1830-е. Сталь, медные сплавы. Государственный Эрмитаж.
  • Планетарий (с футляром). Россия, Санкт-Петербург, Механическое заведение Главного штаба. 1821–1832 (?). Руководитель — Корнелий Христианович Рейссиг (1781–1860). Латунь, слоновая кость, дерево, сталь, гравировка, резьба, серебрение, позолота. Государственный Эрмитаж
Модель паровоза. Россия (?). 1830-е. Сталь, медные сплавы. Государственный Эрмитаж
Модель паровоза. Россия (?). 1830-е. Сталь, медные сплавы. Государственный Эрмитаж

Присяга подводила итог, очевидно, самым счастливым этапам жизни — детству и юности. Великие князья становились взрослыми, они получали действительное право участвовать в государственных делах и самостоятельно отвечать за свои поступки. Впереди у каждого была такая разная и такая насыщенная событиями жизнь.

  • Анна Карганова, руководитель проекта «Стать Романовым. Воспитание и образование в императорской семье»
  • Елизавета Фокина, генеральный директор государственного музея-заповедника «Царицыно»
  • Марина Лугачева, советник Управления музейно-выставочной работы Департамента культуры города Москвы; Сергей Авдонин, директор музея-заповедника «Останкино и Кусково»; Антон Горянов, начальник Управления музейно-выставочной работы Департамента культуры города Москвы
  • Медаль «Аничковская снежная крепость» на ленте. Россия. 1893. Серебро, чеканка, гравировка, монтировка. Государственный Эрмитаж
  • Медаль «Аничковская снежная крепость» на ленте. Россия. 1894. Серебро, чеканка, гравировка, золочение, монтировка. Государственный Эрмитаж
  • * Интересно, что ленты придворных медалей (а вернее сказать — памятных жетонов) повторяют цвета лент иностранных наград: сербского ордена Святого Саввы (серб. Орден светог Саве) и румынской медали воинских заслуг (рум. Medalia «Virtutea Militară») — прим. ред. 

Выставка «Стать Романовым. Воспитание и образование в императорской семье» состоялась благодаря усилиям руководства и сотрудников музея-заповедника «Царицыно», которые очень активно поддержали идею её проведения и чей вклад в реализацию выставочного проекта просто неоценим: генерального директора Елизаветы Фокиной, заместителя генерального директора Виктории Петуховой, главного научного сотрудника Ольги Докучаевой, координатора проекта Анны Каргановой. Отдельная благодарность архитектору проекта Майе Фроловой, сумевшей тонко прочувствовать экспозиционный материал и очень элегантно расположить его в выставочном пространстве. Самые нежные слова благодарности моим давним коллегам и друзьям из музеев, с которыми мы дружим и сотрудничаем на протяжении многих лет: заведующему отделом русской культуры Государственного Эрмитажа В.А. Фёдорову, заместителю директора музея-заповедника «Царское Село» И.К. Ботт, заместителям директора музея-заповедника «Павловск» А.Н. Гузанову и Р.Р. Гафифуллину, главному хранителю музея-заповедника «Гатчина» Е.Л. Ефимовой, а также всем сотрудникам музеев, принимавшим участие в отборе и подготовке экспонатов для выставки. Всем моя искренняя благодарность и признательность.

Марина Сидорова, куратор выставки «Стать Романовым. Воспитание и образование в императорской семье»
Марина Сидорова, куратор выставки «Стать Романовым. Воспитание и образование в императорской семье»
Текст: Марина Сидорова
начальник выставочного отдела Государственного архива РФ
 куратор выставки «Стать Романовым. Воспитание и образование в императорской семье»
Фотографии: Дмитрий Щёлоков

Материал подготовил Михаил Тренихин
Благодарим за помощь в подготовке материала Наталию Стефанович

Создатели выставки

  • Куратор проекта: Марина Сидорова
  • Дизайн выставки: Майя Фролова
  • Руководитель проекта: Анна Карганова
  • Координатор проекта: Лилия Крюкова
  • Хранители экспозиции: Алексей Казаков, Елена Колючкина, Александр Осипов

Организаторы проекта

  • Государственный музей-заповедник «Царицыно»
  • Государственный архив Российской Федерации

Другие участники проекта

  • Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург
  • Музеи Московского Кремля
  • Государственный исторический музей, Москва
  • Государственный музей-заповедник «Царское Село», Санкт-Петербург
  • Государственный музей-заповедник «Гатчина», Санкт-Петербург
  • Государственный музей-заповедник «Павловск», Санкт-Петербург
  • Государственный музей-заповедник «Петергоф», Санкт-Петербург
  • Государственный музей-заповедник «Останкино и Кусково», Москва
  • Государственный музей истории религии, Санкт-Петербург
  • Научно-исследовательский музей при Российской академии художеств, Санкт-Петербург
  • Государственный музей А.С. Пушкина, Москва
  • Минералогический музей имени А.Е. Ферсмана Российской Академии наук, Москва
  • Российский государственный архив древних актов, Москва
  • Российский государственный исторический архив, Санкт-Петербург
  • Российская государственная библиотека, Москва

 

Государственный музей-заповедник «Царицыно»

Москва, улица Дольская, дом 1, Большой дворец 

9 декабря 2023 г. — 7 апреля 2024 г.

Купить билет в Царицыно

Алексей Сидельников, главный редактор журнала "Коллекция"
Алексей Сидельников, главный редактор журнала «Коллекция»

Первый Николай Второй

Николай II. Семья и престол. Тула

Николай II: семья и престол

__________________

>>><<<

Рекомендуем

Перейти К началу страницы