Расстрел последнего русского императора Николая II, его семьи и членов свиты произошёл уже больше ста лет назад. Сегодня мы вновь и вновь обращаемся к личности монарха, перипетиям его судьбы, истории Российской империи. Государственный исторический музей (ГИМ) порадовал содержательной выставкой!
Наверное вы уже заметили, что в конце прошлого года и начале этого мы неоднократно пишем о музеях. Странное совпадение, но появилось так много интересного!
И вот опять: нас пригласили и мы пошли.
Автор концепции и куратор выставки «Николай II: семья и престол», старший научный сотрудник Отдела изобразительных материалов Евгений Лукьянов пригласил посетить прекрасный проект. Отдельная персональная благодарность! Хотелось бы также поздравить с успехом с.н.с. Анастасию Васильченко, которая хранит эту выставку.
Кстати, следует сказать о пригласительном билете. Он без даты вернисажа, но с датами работы выставки. Такое встречаем впервые, но надо отметить, что это в высшей степени уважительно! Не смогли попасть на открытие, но пришли, когда это оказалось удобно. Кстати, очень красивый пригласительный!
Но теперь к выставке.
Николай II — последний русский император. Последнее царствование. Хотели поговорить о персоне Николая II с позиции того, что интересно посетителям выставки в нём. И вот тут сразу оказывается, что интересует не так и много. Дети и молодёжь, которая попала на выставку с представителями более старшего поколения, большей частью просто пробегают экспонаты, не обращая никакого внимания на многие интересные вещи, представленные очень удачно. Многие люди среднего возраста — будто и услышали впервые о России и царской семье. Наверное, всегда так было — не интересно. Но зачем платить за вход, чтобы не знакомиться с выставленными предметами? Однако, радует, что много интересующихся и вникающих в увиденное.
Вообще выставка, вспоминающая события на Ходынском поле проходит в подобных же условиях: вход в ГИМ в новогодние дни затруднён зачем-то поставленными крепкими деревянными балаганами, между которыми тесниться масса людей. Тоже самое и на Красной площади. Жаль ребят из милиции и Росгвардии — стоят и регулируют проход. Но их так мало!.. А в случае беды помогут они не больше, чем бетонный однотонный блок у перехода в метро против 17-тонного автобуса — снесут при всём их желании в регулировании ситуации. Тьма народа! И при любой провокации Ходынка может повториться.
Что формирует отношение к Императору Николаю II и его семье — фантазии, агрессия, непрофессиональные споры, принятие и не принятие и, естественно, созданные в Советское время конкретные штампы: они были такие-то, они делали или не делали то-то, но в итоге они были плохие, хотя детей жалко. Т.е. всё очень поверхностно. Скорее всего вся история страны именно такой и является — чуть-чуть известной, а стало быть, лишь чуть-чуть своей.
— Отец Николая Второго — Александр Третий.
— Как это?! Ведь Александров только два было?!
Но выставка удалась! Глядя на залы ГИМ в общем, можно сказать, что есть удачные и неудачные. Мы прошли по всем доступным и поняли, что залы первого этажа удобные: экспонаты, даже мелкие, доступны, подписи читаются. А вот выше — или предмет далеко за стеклом, или подпись располагается практически у пола! Но интересно! Всё интересно!
А с позиции коллекционера? Последнее царствование нам психологически ближе и понятнее с точки зрения образа Империи. А чем этот образ сформирован? Книгами и фильмами? Для коллекционера — скорее предметами материальной культуры. Ордена и медали, банкноты, монеты, мебель, другие артефакты. Если начинают интересоваться Российской империей — в первую очередь к начинающим коллекционерам попадают именно предметы последнего царствования. Серебряная мелочь начала XX века, купюры «Катеньки» и более мелкие номиналы, наградные медали с 1894 по 1917 годы, Георгиевские кресты, открытки дореволюционные — всё периода правления Николая II. Их просто больше сохранилось. Но так ли много мы знаем, так ли много видели? Или нам кажется, что мы знаем?
Именно поэтому и важно прийти на выставку и посмотреть на подлинные артефакты, мемориальные предметы, на наше национальное достояние.
Надо отметить, что организаторы сделали экспозицию очень нейтрально-документальной и каждый сам может решить для себя положительно ли он относится к личности императора, или нет. Однако, сами артефакты не дают сделать отрицательной оценки. Может быть от того, что стилистика произведений поздней Империи нам интересен и нравится.
- Адольф Шарлемань. Шествие из Успенского собора. Эпизод коронации императора Николая II и императрицы Александры Фёдоровны 14 мая 1896 года. 1896. Бумага на картоне, графитный карандаш, акварель, гуашь, белила (слева)
- Адольф Шарлемань. Поклон с Красного крыльца. Эпизод коронации императора Николая II и императрицы Александры Фёдоровны 14 мая 1896 года. 1896. Бумага на картоне, графитный карандаш, акварель, гуашь, белила
Выставка не очень большая если мерить масштабами всего Государственного исторического музея и его уникальной обширнейшей коллекции. Но если говорить о раскрытии темы, обозначенной в названии выставки — материала более чем достаточно. Выставка разделена на тематические блоки: от объявления о рождении последнего императора их династии Романовых, до его трагической кончины (и даже дальше, т.к. представлены и предметы 1940-х).
Выставка делится на большие разделы: семейный, официальный и мемориальный. Семейный раздел выставки подразделяется на следующие темы: «Великий князь. Цесаревич. Император», «Ники и Аликс», «Царские дети. ОТМА», «Царские дети. Алексей», «В кругу семьи. Царское Село. Ливадия. Финляндия. Польша». Особый акцент сделан на фигуре цесаревича Алексея Николаевича.
- Мундир детский подпоручика Лейб-гвардии Финляндского полка. 1907 (слева)
- Мундир детский мичмана Гвардейского экипажа. Российская империя. 1908.Сукно, шелк, металлическая нить, канитель, галун, латунь
- Каска детская офицера Лёйб-гвардии Конно-Гренадерского полка. 1911
- Каска детская офицера Лёйб-гвардии Конно-Гренадерского полка и мундир детский подпоручика Лейб-гвардии Финляндского полка. 1907-1911
- Мундир детский подпоручика Лейб-гвардии Финляндского полка. 1911
- Каска детская офицера Лёйб-гвардии Конно-Гренадерского полка. Кокарда, орёл и лента «За отличие» с надписью «За взятие Врацы 28 окт. 1877 г.» 1911
- Каска детская офицера Лёйб-гвардии Конно-Гренадерского полка. 1911
В официальном разделе экспозиции показаны фотографии, запечатлевшие Николая II во время встреч с главами иностранных государств, во время торжеств по случаю 200‐летия Санкт‐Петербурга и 100‐летия Отечественной войны 1812 года, во время открытия грандиозных памятников и освящения храмов, проведения полковых праздников и парадов, а также в годы Первой мировой войны. Центральное место отведено показу двух важнейших династических событий, в которых самое непосредственное участие принимал Николай II — коронации (1896 год) и 300‐летию дома Романовых (1913 год).
Фотографии составляют ядро выставки, их много. Но именно их надо смотреть живьём, а сфотографировать довольно тяжело из-за бликующих стёкол. Эта проблема наверняка будет разрешена в каталоге выставки, а мы даём лишь беглый обзор. Хотя пару удивительных кадров удалось переснять.
- Мундир парадный фельдмаршала армии Великобритании. Великобритания, 1916. Сукно, шёлк, металлическая нить, канитель, бархат, латунь. Мундир принадлежал императору Николаю II
Из мемориальных вещей показаны мундиры Николая II и цесаревича Алексея; императорское пасхальное яйцо «Созвездие цесаревича», исполненное фирмой «Фаберже» для подарка Александре Федоровне на Пасху 1917 года, но так и не вручённое императрице; бронзовая рамка с акварельным портретом цесаревича Алексея и подлинным локоном его волос; рисунки Николая II, Александры Федоровны и их детей.
- Императорское пасхальное яйцо «Созвездие цесаревича», исполненное фирмой «Фаберже» для подарка Александре Фёдоровне на Пасху 1917 года, но так и не вручённое императрице
- Фарфоровая тарелка с портретом цесаревича Николая Александровича. Исполнитель росписи А. Страшненков. СПб, Конец 1880-х — начало 1890-х. Николай Шлейфер. Портрет императора Николая II. 1896. Бронза
- Блюдо подносное к 300-летию Дома Романовых (слева)
- Блюдо подносное к 300-летию Дома Романовых. Фрагмент
- Блюдо подносное. Московская губерния, село Осташково. Фабрика В.О. Вишнякова. 1896. Преподнесено императору и императрице по случаю коронации от Московского уездного земства. Папье-маше, бронза, масло, лак; роспись, фототипия
- Николай Самокиш. Текст кантаты «Из славных — Славному» в честь 300-летия Дома Романовых. СПб Товарищество Р.Р.Голике и А.И. Вильборга. 1913. Виктор Васнецов. Меню торжественного обеда в Грановитой Палате Кремля по случаю коронации императора Николая II и исператрицы Марии Фёдоровны. Москва. Товарищество скоропечатни А.А. Левенсона. 1896. Бумага, хромолитография (слева)
- Иван Ропет. Объявление о коронации императора Николая II и императрицы Александры Феодоровны. Москва. Товарищество скоропечатни А.А. Левенсона. 1896. Тонкий картон, хромолитография (в центре)
- Меню торжественных обедов
- Михаил Рундальцов. Портрет Цесаревича Алексея Николаевича. 1911-1912. Бумага, офорт (слева)
- Цесаревич Алексей Николаевич. Генерал. Начало 1910-х. Бумага, графитный карандаш, акварель. Государственный архив Российской Федерации
Отдельно хотелось бы отметить большой раздел настольных медалей и памятных досок, которые наверняка вызовут большой интерес у нумизматов и фалеристов. Витрины с этими экспонатами расположены на втором этаже экспозиции. Стёкла витрин любовно «заляпаны» любопытными пальцами посетителей, но несколько кадров для коллег-коллекционеров мы сделали.
Памятные доски гравировались в основном на закладку кораблей и яхт и заинтересуют прежде всего любителей флотской тематики. Вообще об этих предметах хотелось бы узнать побольше. Наверное, на эти вопросы поможет ответить каталог выставки. Но нам известно, что традиция эта связана с моментом закладки корабля на стапеле, когда устраивалась торжественная церемония и молебен. На кораблях 1 ранга и на императорских яхтах доски делались из серебра. Одна крепилась к килю в районе центрального шпангоута (или к шпангоуту), другие вручались присутствующим членам императорской фамилии, адмиралам, главному строителю корабля и его будущему командиру (который назначался с момента закладки), одна направлялась в Морской музей (по крайней мере с середины XIX века было так). Поэтому на каждый корабль досок всегда было минимум десятка полтора.
Медали, показанные на выставке посвящены самым разнообразным темам. Сегодня настольные медали пользуются куда меньшей популярностью у коллекционеров в сравнении с наградными медалями и жетонами. Но они были очень распространены в собраниях прошлых веков. Диапазон отражённых на них событий и персон огромен, а мастерство исполнения не уступает, а зачастую и превосходит наградные медали. Больший размер даёт возможность для более тонкой и подробной проработки. Зачастую настольные медали исполняли те же мастера, что и «медали с ушком», те же художники и гравёры — лучшие руки монетных дворов. Наиболее известные своими работами медальеры: Авенир Гиршевич Грилихес (1822—1905) и Авраам Авенирович Грилихес (1849—1912), Антон Фёдорович Васютинский (1858—1935). Представлены как медали Российской империи, так и иностранные артефакты.
Подытоживая хочется всем коллегам порекомендовать посетить выставку! Лучше увидеть всё своими глазами!
Место проведения: Главное здание Исторического музея (арх. Владимир Осипович Шервуд), Зал № 36 (третий этаж).
Выставка до 15 апреля 2019 года!
Алексей Сидельников, Михаил Тренихин Фото авторов
Медаль «В память Императора Александра III 1881-1894»
Королевская Викторианская Цепь. Андрей Хазин (о возвращении в Россию награды Николая II)
Награды Российской империи (награды императорской России 1702—1917 гг.)
Выставка Александр II. Освободитель
Борки. Чудесное спасение 1888 год
Выставка За службу и храбрость
__________________