Николай II: семья и престол

in Музей 7681 views

Расстрел последнего русского императора Николая II, его семьи и членов свиты произошёл уже больше ста лет назад. Сегодня мы вновь и вновь обращаемся к личности монарха, перипетиям его судьбы, истории Российской империи. Государственный исторический музей (ГИМ) порадовал содержательной выставкой!

Наверное вы уже заметили, что в конце прошлого года и начале этого мы неоднократно пишем о музеях. Странное совпадение, но появилось так много интересного!

И вот опять: нас пригласили и мы пошли.

Автор концепции и куратор выставки «Николай II: семья и престол», старший научный сотрудник Отдела изобразительных материалов Евгений Лукьянов пригласил посетить прекрасный проект. Отдельная персональная благодарность! Хотелось бы также поздравить с успехом с.н.с. Анастасию Васильченко, которая хранит эту выставку.

Кстати, следует сказать о пригласительном билете. Он без даты вернисажа, но с датами работы выставки. Такое встречаем впервые, но надо отметить, что это в высшей степени уважительно! Не смогли попасть на открытие, но пришли, когда это оказалось удобно. Кстати, очень красивый пригласительный!

Но теперь к выставке.

А.В. Маковский. Портрет Императрицы Александры Федоровны. 1914. Холст, масло. Манизер. Портрет Императора Николая II. 1905. Холст, масло

Николай II — последний русский император. Последнее царствование. Хотели поговорить о персоне Николая II с позиции  того, что интересно посетителям выставки в нём. И вот тут сразу оказывается, что интересует не так и много. Дети и молодёжь, которая попала на выставку с представителями более старшего поколения, большей частью просто пробегают экспонаты, не обращая никакого внимания на многие интересные вещи, представленные очень удачно. Многие люди среднего возраста — будто и услышали впервые о России и царской семье. Наверное, всегда так было — не интересно. Но зачем платить за вход, чтобы не знакомиться с выставленными предметами? Однако, радует, что много интересующихся и вникающих в увиденное.

Вообще выставка, вспоминающая события на Ходынском поле проходит в подобных же условиях: вход в ГИМ в новогодние дни затруднён зачем-то поставленными крепкими деревянными балаганами, между которыми тесниться масса людей. Тоже самое и на Красной площади. Жаль ребят из милиции и Росгвардии — стоят и регулируют проход. Но их так мало!.. А в случае беды помогут они не больше, чем бетонный однотонный блок у перехода в метро против 17-тонного автобуса — снесут при всём их желании в регулировании ситуации. Тьма народа! И при любой провокации Ходынка может повториться.

Что формирует отношение к  Императору Николаю II и его семье — фантазии, агрессия, непрофессиональные споры, принятие и не принятие и, естественно, созданные в Советское время конкретные штампы: они были такие-то, они делали или не делали то-то, но в итоге они были плохие, хотя детей жалко. Т.е. всё очень поверхностно. Скорее всего вся история страны именно такой и является — чуть-чуть известной, а стало быть, лишь чуть-чуть своей.

— Отец Николая Второго — Александр Третий.

— Как это?! Ведь Александров только два было?!

Но выставка удалась! Глядя на залы ГИМ в общем, можно сказать, что есть удачные и неудачные. Мы прошли по всем доступным и поняли, что залы первого этажа удобные: экспонаты, даже мелкие, доступны, подписи читаются. А вот выше — или предмет далеко за стеклом, или подпись располагается практически у пола! Но интересно! Всё интересно!

А с позиции коллекционера? Последнее царствование нам психологически ближе и понятнее с точки зрения образа Империи. А чем этот образ сформирован? Книгами и фильмами? Для коллекционера — скорее предметами материальной культуры. Ордена и медали, банкноты, монеты, мебель, другие артефакты. Если начинают интересоваться Российской империей — в первую очередь к начинающим коллекционерам попадают именно предметы последнего царствования. Серебряная мелочь начала XX века, купюры «Катеньки» и более мелкие номиналы, наградные медали с 1894 по 1917 годы, Георгиевские кресты, открытки дореволюционные — всё периода правления Николая II. Их просто больше сохранилось. Но так ли много мы знаем, так ли много видели? Или нам кажется, что мы знаем?

Именно поэтому и важно прийти на выставку и посмотреть на подлинные артефакты, мемориальные предметы, на наше национальное достояние.

Надо отметить, что организаторы сделали экспозицию очень нейтрально-документальной и каждый сам может решить для себя положительно ли он относится к личности императора, или нет. Однако, сами артефакты не дают сделать отрицательной оценки. Может быть от того, что стилистика произведений поздней Империи нам интересен и нравится.

Лев Бакст. Портрет императора Николая II в мундире лейб-гвардии гусарского Его Величества полка. 1895. Экспонируется впервые
Николай II семья и престол
В.К. Штемберг. Портрет Великой княгини Ольги Александровны. 1908. Холст, масло
Павел Шипов. Цесаревич Николай Александрович на манёврах у села Большая Вруда. 1893. Бумага, акварель
  • Адольф Шарлемань. Шествие из Успенского собора. Эпизод коронации императора Николая II и императрицы Александры Фёдоровны 14 мая 1896 года. 1896. Бумага на картоне, графитный карандаш, акварель, гуашь, белила (слева)
  • Адольф Шарлемань. Поклон с Красного крыльца. Эпизод коронации императора Николая II и императрицы Александры Фёдоровны 14 мая 1896 года. 1896. Бумага на картоне, графитный карандаш, акварель, гуашь, белила
Адольф Шарлемань. Эпизод коронации императора Николая II и императрицы Александры Фёдоровны 14 мая 1896 года. 1896. Бумага на картоне, графитный карандаш, акварель, гуашь, белила

Выставка не очень большая если мерить масштабами всего Государственного исторического музея и его уникальной обширнейшей коллекции. Но если говорить о раскрытии темы, обозначенной в названии выставки — материала более чем достаточно. Выставка разделена на тематические блоки: от объявления о рождении последнего императора их династии Романовых, до его трагической кончины (и даже дальше, т.к. представлены и предметы 1940-х).

И.С. Галкин. Портрет императрицы Марии Федоровны. 1904. Холст, масло

Выставка делится на большие разделы: семейный, официальный и мемориальный. Семейный раздел выставки подразделяется на следующие темы: «Великий князь. Цесаревич. Император», «Ники и Аликс», «Царские дети. ОТМА», «Царские дети. Алексей», «В кругу семьи. Царское Село. Ливадия. Финляндия. Польша». Особый акцент сделан на фигуре цесаревича Алексея Николаевича.

  • Мундир детский подпоручика Лейб-гвардии Финляндского полка. 1907 (слева)
  • Мундир детский мичмана Гвардейского экипажа. Российская империя. 1908.Сукно, шелк, металлическая нить, канитель, галун, латунь
Фрагмент. Мундир полковника 12-го Гренадерского Астраханского императора Александра III полка. Российская империя, 1910-е. Сукно, х/б ткань, металлическая нить, канитель, галун, латунь. Мундир принадлежал императору Николаю II. Обратите внимание, между вторыми пуговицами на мундире имеются петельки для крепления колодки с наградами
  • Каска детская офицера Лёйб-гвардии Конно-Гренадерского полка. 1911
  • Каска детская офицера Лёйб-гвардии Конно-Гренадерского полка и мундир детский подпоручика Лейб-гвардии Финляндского полка. 1907-1911
  • Мундир детский подпоручика Лейб-гвардии Финляндского полка. 1911
  • Каска детская офицера Лёйб-гвардии Конно-Гренадерского полка. Кокарда, орёл и лента «За отличие» с надписью «За взятие Врацы 28 окт. 1877 г.» 1911
  • Каска детская офицера Лёйб-гвардии Конно-Гренадерского полка. 1911

В официальном разделе экспозиции показаны фотографии, запечатлевшие Николая II во время встреч с главами иностранных государств, во время торжеств по случаю 200‐летия Санкт‐Петербурга и 100‐летия Отечественной войны 1812 года, во время открытия грандиозных памятников и освящения храмов, проведения полковых праздников и парадов, а также в годы Первой мировой войны. Центральное место отведено показу двух важнейших династических событий, в которых самое непосредственное участие принимал Николай II — коронации (1896 год) и 300‐летию дома Романовых (1913 год).

Фотографии составляют ядро выставки, их много. Но именно их надо смотреть живьём, а сфотографировать довольно тяжело из-за бликующих стёкол. Эта проблема наверняка будет разрешена в каталоге выставки, а мы даём лишь беглый обзор. Хотя пару удивительных кадров удалось переснять.

  • Мундир парадный фельдмаршала армии Великобритании. Великобритания, 1916. Сукно, шёлк, металлическая нить, канитель, бархат, латунь. Мундир принадлежал императору Николаю II
Мундир детский мичмана Гвардейского экипажа. Российская империя. 1908. Сукно, шелк, металлическая нить, канитель, галун, латунь. Шляпа детская офицера Гвардейского экипажа. Российская империя. 1908. Кожа, фетр, шёлк, металлическая нить, канитель, галун

 

Из мемориальных вещей показаны мундиры Николая II и цесаревича Алексея; императорское пасхальное яйцо «Созвездие цесаревича», исполненное фирмой «Фаберже» для подарка Александре Федоровне на Пасху 1917 года, но так и не вручённое императрице; бронзовая рамка с акварельным портретом цесаревича Алексея и подлинным локоном его волос; рисунки Николая II, Александры Федоровны и их детей.

Неизвестный фотограф. Великие княжны Ольга Николаевна, Татьяна Николаевна, Мария Николаевна, Анастасия Николаевна и Цесаревич Алексей Николаевич в сопровождении матроса А.Е. Деревенько среди офицеров в Петергофе. 1907—1908. Желатинно серебряный отпечаток (фрагмент)
Николай II на байдарке (фрагмент)
Манифест императора Александра II о рождении Великого князя Николая Александровича. Царское Село. 6 мая 1868. Коленкор, картон, тиснение, типографская печать. Сергей Львович Левицкий (1819-1898). Великий князь Николай Александрович. Санкт-Петербург. 1869. Альбуминовый отпечаток
  • Императорское пасхальное яйцо «Созвездие цесаревича», исполненное фирмой «Фаберже» для подарка Александре Фёдоровне на Пасху 1917 года, но так и не вручённое императрице
  • Фарфоровая тарелка с портретом цесаревича Николая Александровича. Исполнитель росписи А. Страшненков. СПб, Конец 1880-х — начало 1890-х. Николай Шлейфер. Портрет императора Николая II. 1896. Бронза
Офицерский нагрудный знак (горжет) Лейб-гвардии Преображенского полка образца 1883, принадлежавший императору Николаю II
Корнет-а-пистон. Италия, Милан, 1899. Мастер А. Боттали. Преподнесён императору Николаю II в память проведения Первой мирной конференции в Гааге 18 мая 1899 (открыта в день рождения монарха). Шпора. Начало XX в. Лампа для розжига сигар. Фирма К.Г. Фаберже. Мастерская А. Аарне. 1899-1904
Акварельный портрет Цесаревича Алексея Николаевича работы В.К. Гулевича монтирован в раму с небольшой прядью волос Цесаревича, полученной Музеем памяти императора Николая II в 1940 году от князя Н.В. Орлова. Рама передана в ГИМ в 1947
Стакан. Франция. Нанси. Мануфактура братьев Дом. 1896. Стекло. Стакан и кувшин. Франция. Саргемин. Завод «П. Утцшайдер и компания». 1896. Фаянс
Николай II семья и престол
Блюдо подносное к 300-летию Дома Романовых. Фрагмент
  • Блюдо подносное к 300-летию Дома Романовых (слева)
  • Блюдо подносное к 300-летию Дома Романовых. Фрагмент
  • Блюдо подносное. Московская губерния, село Осташково. Фабрика В.О. Вишнякова. 1896. Преподнесено императору и императрице по случаю коронации от Московского уездного земства. Папье-маше, бронза, масло, лак; роспись, фототипия
Николай II семья и престол
Виктор Васнецов. Меню торжественного обеда (фрагмент) в Грановитой Палате Кремля по случаю коронации императора Николая II и императрицы Александры Фёдоровны. Москва. Товарищество скоропечатни А.А. Левенсона. 1896. Бумага, хромолитография
  • Николай Самокиш. Текст кантаты «Из славных — Славному» в честь 300-летия Дома Романовых. СПб Товарищество Р.Р.Голике и А.И. Вильборга. 1913. Виктор Васнецов. Меню торжественного обеда в Грановитой Палате Кремля по случаю коронации императора Николая II и исператрицы Марии Фёдоровны. Москва. Товарищество скоропечатни А.А. Левенсона. 1896. Бумага, хромолитография (слева)
  • Иван Ропет. Объявление о коронации императора Николая II и императрицы Александры Феодоровны. Москва. Товарищество скоропечатни А.А. Левенсона. 1896. Тонкий картон, хромолитография (в центре)
  • Меню торжественных обедов
Иван Сахаров. Эскиз подносного серебряного блюда от города Москвы по случаю коронации императора Николая II и императрицы Александры Фёдоровны. 1896. Бумага, акварель, белила, тушь, перо, лак
  • Михаил Рундальцов. Портрет Цесаревича Алексея Николаевича. 1911-1912. Бумага, офорт (слева)
  • Цесаревич Алексей Николаевич. Генерал. Начало 1910-х. Бумага, графитный карандаш, акварель. Государственный архив Российской Федерации

Отдельно хотелось бы отметить большой раздел настольных медалей и памятных досок, которые наверняка вызовут большой интерес у нумизматов и фалеристов. Витрины с этими экспонатами расположены на втором этаже экспозиции. Стёкла витрин любовно «заляпаны» любопытными пальцами посетителей, но несколько кадров для коллег-коллекционеров мы сделали.

Памятные доски гравировались в основном на закладку кораблей и яхт и заинтересуют прежде всего любителей флотской тематики. Вообще об этих предметах хотелось бы узнать побольше. Наверное, на эти вопросы поможет ответить каталог выставки. Но нам известно, что традиция эта связана с моментом закладки корабля на стапеле, когда устраивалась торжественная церемония и молебен. На кораблях 1 ранга и на императорских яхтах доски делались из серебра. Одна крепилась к килю в районе центрального шпангоута (или к шпангоуту), другие вручались присутствующим членам императорской фамилии, адмиралам, главному строителю корабля и его будущему командиру (который назначался с момента закладки), одна направлялась в Морской музей (по крайней мере с середины XIX века было так). Поэтому на каждый корабль досок всегда было минимум десятка полтора.

Медали, показанные на выставке посвящены самым разнообразным темам. Сегодня настольные медали пользуются куда меньшей популярностью у коллекционеров в сравнении с наградными медалями и жетонами. Но они были очень распространены в собраниях прошлых веков. Диапазон отражённых на них событий и персон огромен, а мастерство исполнения не уступает, а зачастую и превосходит наградные медали. Больший размер даёт возможность для более тонкой и подробной проработки. Зачастую настольные медали исполняли те же мастера, что и «медали с ушком», те же художники и гравёры — лучшие руки монетных дворов. Наиболее известные своими работами медальеры: Авенир Гиршевич Грилихес (1822—1905) и Авраам Авенирович Грилихес (1849—1912), Антон Фёдорович Васютинский (1858—1935). Представлены как медали Российской империи, так и иностранные артефакты.

Авенир Грилихес. Медаль в память спасения царского семейства во время крушения поезда в Борках, 17 октября 1888 года. Медь
Антон Васютинский. Медаль в память бракосочетания императора Николая II с принцессой Алисой Гессенской. СПМД. 1894. Серебро
Авраам Грилихес. Медаль в память сооружения Музея императора Александра III в Санкт-Петербурге. СПМД. 1898. Серебро
Антон Васютинский, Мария Диллон, Фёдор Бухгольц. Медаль в память 200-летия основания города Санкт-Петербурга. СПМД. 1903. Серебро
Тони Антал Сирмай. Медаль в память второй мирной конференции в Гааге. Франция. Париж. 1907. Бронза, серебрение

 

 

Подытоживая хочется всем коллегам порекомендовать посетить выставку! Лучше увидеть всё своими глазами! 

Место проведения: Главное здание Исторического музея (арх. Владимир Осипович Шервуд), Зал № 36 (третий этаж). 

Выставка до 15 апреля 2019 года!

Алексей Сидельников,
Михаил Тренихин

Фото авторов

Николай II. Семья и престол. Тула

Выставка Александр III Миротворец

Медаль «В память Императора Александра III 1881-1894»

Королевская Викторианская Цепь. Андрей Хазин (о возвращении в Россию награды Николая II)

Награды Российской империи (награды императорской России 1702—1917 гг.)

Выставка Александр II. Освободитель

Памятник Цесаревичу Алексею

Борки. Чудесное спасение 1888 год

Выставка За службу и храбрость

__________________

Обсудить материал >>>

Рекомендуем

Московский зоопарк

Зоопарк Москвы

Великий князь Николай Николаевич Стар­ший (1831-1891), 160 лет на­зад принял под своё покровительство Импе­раторское
Перейти К началу страницы