Искусство фарфора находится в зоне пристального внимания музея-заповедника «Царицыно». Это не случайно, ведь он был основан, как Государственный музей декоративно-прикладного искусства народов СССР. Музей имеет богатое собрание художественного фарфора, как зарубежных, так и отечественных произведений. И если советский период представлен более полно шедеврами известных мастеров ЛФЗ, Дулёвского и Дмитровского заводов, то дореволюционные произведения сегодня по-новому открываются и переосмысливаются в рамках Русского стиля. (Кстати, приятно, что сегодня выходит из употребления термин «псевдорусский»).
Выставка «Модерн: в поисках русского стиля.
Фарфор и керамика частных заводов Российской империи
конца XIX – начала XX века»
Выдающийся специалист по художественному фарфору Л.В. Андреева писала: «Фарфор частных заводов – Гарднера, Батенина, Попова, гжельских – уступал фарфору Императорского в искусности изображения, точности рисунка и лепки, но подкупал свободой и живостью сцен, весёлостью цвета, наивным простодушием». Это своеобразие характерно для керамики московской школы, которая, в противовес петербургской (а позднее ленинградской), была более живописной, свободнее работала с цветом и формой. И сегодня мы видим в этих произведениях отголоски варианта стиля Модерн с его русским колоритом.
Выставка «Модерн: в поисках русского стиля. Фарфор и керамика частных заводов Российской империи конца XIX — начала XX века», представляет произведения из собраний двух московских коллекционеров — Фарида Юнусова и Сергея Набоких. Демонстрируются работы частных дореволюционных фарфоровых заводов Гарднера, М.С. и И.Е. Кузнецовых, братьев Корниловых, керамика Строгановского училища и производства С.И. Масленникова и менее известных центров.
Отрадно, что экспозиция располагается в пространстве Малого дворца, созданного по проекту Василия Баженова, где так много света и в котором зритель может по достоинству оценить представленные артефакты. Следует отметить, что в Малом дворце в светлое время суток всегда особенно выигрышно смотрятся выставки фарфора, керамики и стекла.
Но зададим несколько вопросов самим коллекционерам – организаторам выставки: Генеральному директору Управляющей Компании «Ингосстрах-Инвестиции» Фариду Юнусову и эксперту-искусствоведу Сергею Набоких:
М.Т.: Здравствуйте! Очень приятно, что откликнулись. Сперва, позвольте поздравить с прекрасной выставкой!
Ф.Ю.: Спасибо, для нас очень важна реакция посетителей, так как это наша первая совместная экспозиция в серьезном музее федерального масштаба [При этом надо помнить, что ГМЗ «Царицыно» находится в ведении Департамента культуры города Москвы — прим. ред.]. Мы уже провели несколько выставок на сравнительно небольших московских музейных площадках, и были сильно удивлены, что даже при отсутствии сколько-нибудь заметной рекламы и информационной поддержки (а для нас это, в первую очередь, социальный проект, мы не зарабатываем на этих выставках денег, наоборот, организовываем экспозиции своими силами) посетителей было множество и в отзывах многие спрашивали, почему мы не сотрудничаем с более крупными музеями.
М.Т.: Для начала: почему именно фарфор и керамика, именно рубеж веков? С чего всё началось и почему остановили свой выбор именно на этих предметах?
С.Н.: Почему керамика? Знаете, думаю, любого коллекционера может поставить в тупик этот, казалось бы, такой простой вопрос – это же всегда вопрос личных вкусов и пристрастий, которые могли сформироваться ещё в детстве. Наверное, от любого другого образца декоративно-прикладного искусства фарфор отличает сочетание красоты, эстетики и изящества форм с крайней хрупкостью – ведь одно неосторожное движение – и предмета больше нет. А для любого серьёзного собирателя, к тому же, если воспринимать коллекционирование и как способ инвестирования, всегда интересно иметь дело с предметами, чьё совокупное количество на рынке объективно постоянно сокращается. Сравните фарфор, например, с серебром: стояла серебряная шкатулка на туалетном столике, случайно уронили на пол – скорее всего, ничего фатального не произойдет. А для любого фарфорового предмета – это, скорее всего, смерть. Тем более, фирменной изюминкой обеих коллекций является собрание сервизов: чайных, кофейных, столовых, и разнообразных комплектов: умывальных принадлежностей, письменных и туалетных наборов, даже игрушечной, детской посуды. Если мы имеем дело с такой хрупкой субстанцией, как фарфор или фаянс – насколько удачливой должна быть судьба целого комплекта, включающего в себя десятки, а то и сотни предметов?
Что же касается периода, представленного в экспозиции – то русский Модерн выбран, как самый малоизученный и наименее представленный в постоянных музейных экспозициях стилистический сегмент – особенно, когда речь идёт о фарфоре. Коллекции основных российских музеев формировались сразу после революции, когда этот стиль был актуален и фарфоровый сервиз в стиле Модерн еще можно было купить в любой посудной лавке, не разграбленной в годы разрухи и гражданских потрясений. А сейчас этот стиль популярен и востребован как никогда, и нам за последние годы удалось собрать, на мой взгляд, довольно интересную подборку предметов.
М.Т.: Представленные в экспозиции произведения – это малая часть собраний?
С.Н.: Конечно, это основная проблема любого коллекционера, показать хочется всё, но любые музейные площади имеют границы. В совокупности наши две коллекции включают в себя несколько сотен (!) сервизов и комплектов, и не менее половины из них относится к последним сорока годам истории дореволюционной России.
М.Т.: Вы выставляетесь вдвоём. Так всегда, или только сейчас решили вместе показать произведения из двух коллекций?
Ф.Ю.: Так получилось, что собиранием фарфора меня заразил мой лучший друг, Сергей Набоких – антиквар, эксперт, для которого, я знаю, любовь к фарфору – это истинная страсть. Однажды он предложил на мой день рождения сервировать стол антикварным столовым фарфоровым сервизом – как сейчас помню, это был сервиз фабрики М.С. Кузнецова в Москве с геометрическим орнаментом, уже близким, скорее к Арт Деко, нежели к Модерну. Получилось настолько элегантно и нарядно, что я по-настоящему заболел Модерном. При этом в своих коллекциях мы не конкурируем между собой, так сложилось, что его основное направление – редкие заводы и марки, а стилистический диапазон охватывает всю фарфоровую историю дореволюционной России – от первых изделий мануфактуры Гарднера, в то время как моя коллекция делает упор как раз на эпоху Модерна. Так как одно дополняет другое – само собой получилось, что выставлять интересно обе коллекции – от этого посетители выставки только выиграют
М.Т.: А с кем-нибудь ещё не хотелось сделать выставку? Или, может быть, есть некое эталонное собрание, частное или музейное, к которому хотелось бы приблизиться по полноте и качеству?
Ф.Ю.: Если говорить о соперничестве с другими коллекционерами, то не хотелось бы хвастаться, но мне действительно неизвестны другие частные коллекции русского фарфора и керамики, которые насчитывали бы от 5 до 10 тысяч предметов. Скорее, это – музейный уровень. Например, насколько мне известно, собрание Музея фарфора и керамики в Кусково насчитывает порядка 9 тысяч предметов – а с точки зрения богатства фондов, Кусково – основной фарфоровый музей в России. Но вопрос как раз в том, что мы никогда не ставили цели конкурировать с музеями, совсем наоборот. Для себя, как для коллекционера, в качестве основной социальной задачи я вижу помощь музеям, попытку дополнить их экспозиции теми предметами, которые после революции по тем или иным причинам не попали в музейные фонды.
М.Т.: Как хранится коллекция в свободное от выставок время? В серванте, в витринах в офисе, в коробках?
С.Н.: Больная тема (смеется). Обе коллекции действительно очень большие и выставить всё на просторах собственной квартиры или даже частного дома невозможно просто физически. Поэтому многое тщательно упаковано и дожидается своего счастливого момента в контейнерах и сториджах. Тем не менее, даже у себя дома я регулярно меняю предметы, украшающие витрины и стеллажи. К тому же у меня дома, например, заведена традиция – раз в неделю я собираю гостей и устраиваю чаепитие с обязательной сервировкой стола одним из коллекционных сервизов. Традиции этой уже не первый год и за всё это время выставленный для угощения гостей фарфор ни разу не повторился!
М.Т.: Какие каталоги Вами были выпущены? Может быть, готовите новый?
Ф.Ю.: После самой первой выставки, которую мы провели в 2016 году, и которая была полностью посвящена изделиям мануфактуры братьев Корниловых, мы выпустили небольшой проспект – каталог самых интересных и редких экспонатов, которые привезли на выставку. В 2017 году мы уже на профессиональной основе начали составление и публикацию целой серии каталогов «Русский дореволюционный фарфор». Выход первого тома был приурочен к выставке «Русский Модерн в фарфоре и керамике, которую мы провели при поддержке компании «Ингосстрах-Инвестиции» на корпоративной музейной площадке. Каталог включал в себя иллюстрации и описания 134 сервизов конца XIX – начала XX века, произведённые на предприятиях династии Кузнецовых, включая купленный ими в конце XIX века завод Гарднера. Эти каталоги не продаются, мы их дарим многочисленным друзьям, коллегам и единомышленникам: антикварам, музейным экспертам, коллекционерам. Сейчас готовится к выходу второй том, который будет включать в себя еще 140 русских чайных и кофейных сервизов эпохи Модерн.
М.Т.: Чьему мнению доверяете в вопросах коллекционирования, с кем-нибудь советуетесь? Другие коллекционеры, музейщики, дилеры? Или уже все советуются с Вами?
С.Н.: Конечно, за долгие годы коллекционирования, ты обрастаешь друзьями, знакомыми из антикварных кругов, которые в своё время сильно помогли нам, как начинающим коллекционерам, и продолжают помогать, за что, конечно, им огромное спасибо. Но знаете, последнее время я от антикваров, к которым обращаюсь за советом, все чаще слышу в ответ: «Лучше ты нам сам расскажи, ты таких вещей больше видел да и есть у тебя с чем сравнить». И правда, с годами приходит опыт, насмотренность предметов, да и масштаб коллекции уже давно дает возможность самостоятельного сравнительного анализа, который, конечно, очень важен при атрибуции и проверке подлинности заинтересовавшего предмета. Хотя, конечно, это не просто. Мошенники и новоделы год от года совершенствуют своё мастерство.
М.Т.: По какому принципу подбираете новые предметы в коллекцию? На выставке в основном предметы из сервизов, реже скульптура.
Ф.Ю.: Основная идея обеих коллекций – показать, чем люди украшали свой быт. Для меня чайный и столовый, бытовой, утилитарный фарфор, такой холодный на первый взгляд, хранит тепло человеческих рук и положительные эмоции наших прадедушек и прабабушек, собиравшихся в своё время большими семьями, дружными компаниями за огромным столом, накрытым нарядной скатертью, под лампой с плюшевым абажуром. В то время как типичная судьба фарфоровой статуэтки – навеки поселиться за стеклом серванта или на кружевной скатерти комода. Руки владельца касаются такого предмета крайне редко – стереть пыль. Лично для меня это не интересно. Как я уже рассказывал – любой красивый предмет должен жить – поэтому мы и устраиваем дома регулярные чаепития!
М.Т.: Кроме фарфора и керамики ничего не собираете? Может есть другие страсти коллекционера?
С.Н.: Всякий раз, гуляя по антикварным салонам, ярмаркам, блошиным рынкам, я не устаю поражаться, какое огромное количество красивых вещей было создано в своё время и дожило до наших дней: серебро, мебель, изобразительное искусство, ювелирные изделия, ковры – разве все перечислишь? А уж тем более невозможно купить всё на свете, что понравилось: не хватит ни денег, ни времени, ни сил. Поэтому лучше остановиться на чём-то одном, но зато собрать богатую, интересную и репрезентативную коллекцию.
М.Т.: Фарид, Сергей, большое спасибо за уделённое время!
Пользуясь случаем, хотелось бы поздравить коллег из музея-заповедника «Царицыно» и персонально координатора выставки Татьяну Зимину!
Кстати, выставка по просьбам посетителей была продлена на два месяца, до 10 марта 2019 года и есть возможность ознакомиться с экспозицией живьём!
Заместитель главного редактора журнала КОЛЛЕКЦИЯ, научный сотрудник ГМЗ "Царицыно", кандидат искусствоведения Михаил Тренихин
Фото автора, Дмитрия Щёлокова
Царицыно. Интервью с Елизаветой Фокиной
Ирина Багдасарова. Орденские сервизы завода Гарднера. Из собрания Государственного Эрмитажа
Выставка «Фарфор 1960-1980-х годов»
Олег Плужников: «Наполеоника в Европейском коллекционном фарфоре»
__________________