Искусствовед Лидия Владимировна Андреева (1930–2018)

in Музей/Новости/Фарфор, керамика, стекло 6708 views

Седьмого августа стала известна печальная новость о смерти моего ангела-хранителя.

Лидия Владимировна Андреева (14 января 1930 – 7 августа 2018) — ведущий специалист по художественному фарфору в России, Заслуженный деятель искусств РФ, Почётный член РАХ, кандидат искусствоведения. В октябре 1987 года Лидия Владимировна пришла на работу в ГМЗ «Царицыно»  (в то время – Государственный музей декоративно-прикладного искусства народов СССР), где проработала почти 30 лет заведующей отделом декоративно-прикладного искусства и ведущим научным сотрудником. Практически до последнего дня  она продолжала активно участвовать в жизни музея, консультируя сотрудников, занимаясь подготовкой научных статей в «Царицынскую энциклопедию» и генерального каталога музея.

Искусствовед Лидия Владимировна Андреева (14 января 1930 – 7 августа 2018)

В конце 1950-х участвовала в формировании выставочных фондов декоративно-прикладного искусства Министерства культуры СССР, работая в музейном секторе Отдела изобразительных искусств и охраны памятников. 1958—1987 была старшим научным сотрудником сектора русского изобразительного искусства и архитектуры XVIII—XX вв. Института истории искусств АН СССР. В послужном списке Лидии Андреевой также участие в работе экспертных комиссий СХ СССР, коллегии Министерства культуры СССР (до 1989), Министерства культуры РФ (до 2006), отбиравших и приобретавших произведения для выставочно-музейных фондов. В годы работы в Институте истории искусств Андреева защитила кандидатскую диссертацию и издала монографию «Советский фарфор. 1920—1930 гг.» (М., 1975), написала главы для коллективных трудов «Советское декоративное искусство 1917—1945. Очерки истории» (М., 1974), «Русская художественная культура конца XIX – начала XX вв» (тома I и II, книги 2 и 4. М. 1969-1979), «Агитационно-массовое искусство первых лет Октября» (М., 1970).

II Международный симпозиум керамиков в Вильнюсе. 1975. На фото: референт Правления СХ СССР Людмила Фёдоровна Романова, ст. научный сотрудник Института истории искусств МК СССР Лидия Владимировна Андреева, секретарь Правления СХ СССР Константин Иванович Рождественский, управляющий Дирекцией выставок СХ СССР Вартан Яковлевич Назаров, ответственный секретарь оргкомитета симпозиума Юозос Адамонис

Научную деятельность Андреева успешно совмещала с выставочной, участвуя в организации всесоюзной выставки «Искусство в быт» (Москва, Манеж, 1961), выставки «Декоративное искусство СССР» (Манеж, 1968),  международных проектов (выставка  Международной академии керамики в Праге (1962), «Париж-Москва 1900-1930» (1979) и «Москва-Париж 1900-1930» (1981), «Квадриеннале художественного ремесла в Эрфурте» (ГДР – куратор, участник симпозиумов 1970, 1974, 1978, 1982), «Искусство в производстве. Советский текстиль, костюм и фарфор 1917—1935» (Оксфорд, Лондон, 1984) и многие другие.

Книги искусствоведа Лидии Владимировны Андреевой. Советский фарфор 1920-1930 годов (М.,1975), Русский фарфор. 250 лет истории (М., 1995), Музей-заповедник «Царицыно»: Дворцовый ансамбль, парк, коллекции (М. 2005), Художник А.А. Колосов и начало истории советского Дулёва (М., 2008)

Многие годы Лидия Владимировна Андреева была членом Художественного совета ЛФЗ имени Ломоносова, а затем АО «Императорский фарфоровый завод». Постоянно посещая ведущий фарфоровый завод страны, она близко знала всех его художников и многих ведущих живописцев. Помогала художникам завода в организации выставок их произведений в музеях страны. Неоценим личный вклад Лидии Владимировны в защиту коллекции дореволюционных и советских шедевров завода от попытки её вывоза за рубеж в начале 2000-х годов и создании Музея Императорского фарфорового завода в составе Государственного Эрмитажа.

В начале 1990-х участвовала в деятельности первой ельцинской Комиссии по государственным наградам при Президенте РФ, в которой в то время были также Н.А. Сивова, коллекционеры И.В. Можейко (более известный под литературным псевдонимом Кир Булычёв) и А.М. Авербах. Сейчас хотелось бы уточнить этот эпизод богатой биографии Лидии Владимировны.

  • Президент Российской Федерации Борис Николаевич Ельцин и искусствовед Лидия Владимировна Андреева. Присвоение звания Заслуженного деятеля искусств РФ. Москва, Кремль, 1995. Архив Л.В. Андреевой

Лидия Владимировна является автором юбилейной выставки «250 лет русского фарфора», состоявшейся в Государственной Третьяковской галереи на Крымском валу (1995). Экспозицию составили около трех тысяч произведений, представляющих историю фарфора в России с середины XVIII века до наших дней. К выставке был издан каталог, включивший произведения различных заводов (Андреева Л.В. Русский фарфор. 250 лет истории. Каталог. 2 тома М.: Авангард, 1995. 200 с., 96 с.).

  • Искусствовед Лидия Владимировна Андреева и президент РАХ Зураб Константинович Церетели. Присуждение звания Почётного члена Российской академии художеств. 2014. Фото предоставила художник Н.В. Урядова
  • Главный хранитель Государственного литературного музея Дарья Владимировна Каверина и искусствовед Лидия Владимировна Андреева. Присуждение звания Почётного члена Российской академии художеств. 2014. Фото предоставила художник Н.В. Урядова
  • Искусствовед Ольга Александровна Соснина, искусствовед Лидия Владимировна Андреева, художник-фарфорист Татьяна Васильевна Афанасьева, директор Государственного института искусствознания Наталия Владимировна Сиповская. Присуждение звания Почётного члена Российской академии художеств. 2014. Фото предоставила художник Н.В. Урядова

В октябре 1987 года Лидия Владимировна пришла на работу в ГМЗ «Царицыно»  (в то время – Государственный музей декоративно-прикладного искусства народов СССР). Она — автор-составитель самой подробной и известной книги о Царицыне (Музей-заповедник «Царицыно»: Дворцовый ансамбль, парк, коллекции. М., 2005 — 248 с.), ею написаны множество статей и научных работ об истории этого места, его создателях и знаменитых обитателях, об уникальном садово-парковом ансамбле и о коллекции музея, которая создавалась при ее непосредственном участии. Василий Баженов, архитектор, который создал Царицыно в конце XVIII века, всегда воспринимался Лидией Владимировной как  живой современник.

  • Обсуждение статьи «Коллекции музейные ГМЗ «Царицыно»» в научном отделе музея. Искусствоведы Людмила Фёдоровна Романова, Надежда Юрьевна Иванова, Михаил М. Тренихин, Александра Георгиевна Стёпина, Лидия Владимировна Андреева (1930–2018). 5 июля 2018. Фото Виктории Петуховой
  • Искусствовед Лидия Владимировна Андреева (1930–2018), директор ГМЗ «Царицыно» Елизавета Борисовна Фокина, заведующая выставочным отделом ГМЗ «Царицыно» Виктория Владимировна Петухова. Третья российская Триеннале современного гобелена в Царицыно, 5 июля 2018. Фото Михаила Тренихина
  • Директор ГМЗ «Царицыно» Елизавета Борисовна Фокина, заведующая выставочным отделом ГМЗ «Царицыно» Виктория Владимировна Петухова, искусствовед Лидия Владимировна Андреева (1930–2018). Третья российская Триеннале современного гобелена в Царицыно, 5 июля 2018. Фото Михаила Тренихина

По своей привычке фиксировать ценные для меня моменты, я сделал несколько фотографий с Лидией Владимировной, когда она 5 июля приезжала в Царицыно (как оказалось, в последний раз!) для работы над энциклопедией и чтобы внимательно осмотреть экспозицию Третьей российской Триеннале современного гобелена. Чудесно поработали…

Мы познакомились с Лидией Владимировной шесть лет назад, когда я стал директором московской галереи Императорского фарфорового завода. Практически два года мы общались регулярно, я бывал у неё в гостях по много часов, беседовал об искусстве, о её удивительной судьбе, работе в Министерстве культуры СССР, Институте искусствознания и Царицыно. Государственник и патриот, она тонко чувствовала отечественное искусство, не стесняясь выделять ценное и говорить о дурном. Из суеты в суть. Зная мою любовь к декоративно-прикладному искусству, год назад, в 2017 именно Лидия Владимировна рекомендовала меня в научно-исследовательский отдел Царицыно. Мы планировали сделать интервью для Sammlung/КОЛЛЕКЦИЯ в сентябре, говорили по телефону на прошлой неделе и должны были встретиться, чтобы продолжить записывать её мемуары… Теперь остаётся только воспользоваться собственным архивом и записями её голоса на диктофоне. Яркая звезда искусствоведения,  чуткая и добрая женщина, чьим жизненным кредо было восстанавливать разорванные связи русской культуры (1917 и 1991).  Она была глубоко укоренена в православной традиции, веру воспринимала глубоко лично, оберегала от нескромных, праздных взглядов. И какими наполненными смыслом были часы бесед с ней. Невосполнимая потеря и горькая утрата удивительного человека и потрясающего профессионала… Царствие Небесное!

  • Андреева Лидия Владимировна — ведущий специалист по художественному фарфору в России, Заслуженный деятель искусств РФ, Почётный член РАХ, кандидат искусствоведения, многие годы — ведущий научный сотрудник ГМЗ «Царицыно»
  • Три поколения искусствоведов ГМЗ «Царицыно»: Лидия Владимировна Андреева, Ольга Владимировна Докучаева, Михаил М. Тренихин

P.S. В феврале 2019 года вышел из печати первый том Царицынской иллюстрированной энциклопедии. В этом фундаментальном труде кроме материалов, написанных Лидией Владимировной вышла и статья о ней.

Тренихин М.М. АНДРЕЕВА Лидия Владимировна (1930–2018) // Царицынская иллюстрированная энциклопедия. Т. 1. Александр I — Кухонный корпус. — М.: Буки Веди, 2018. с. 134—135.


Заместитель главного редактора Sammlung/КОЛЛЕКЦИЯ,
научный сотрудник ГМЗ «Царицыно», кандидат искусствоведения
Михаил Тренихин

Фарфор Александра Громова

Памяти Ираиды Соколовой

Памяти Галины Шуляк

_________________

Обсудить материал >>>

Рекомендуем

Илья Репин. Портрет великого князя Константина Константиновича

Рама для картины

Существует мнение, что ра­мы кар­­тин не имеют под со­бой ни­ка­кой смы­сло­­вой на­груз­ки,
Московский зоопарк

Зоопарк Москвы

Великий князь Николай Николаевич Стар­ший (1831-1891), 160 лет на­зад принял под своё покровительство Импе­раторское
Перейти К началу страницы