Сегодня посетили выставку выставку «Фарфор 1960-1980-х годов», на которую были любезно приглашены. То, что интересно и замечательные люди присутствовали — это понятно. Но, что грустно, стало ясно, что сегодня русский фарфор находится в упадке, если можно так сказать. Это подтвердили и выступавшие на открытии и те, кто пришёл как гости. Уровень экспонатов советского периода очень сложно достичь сегодня. Причины этого названы не были — причины не понятны, т.к. и мастера есть и средства. Но вот что-то исчезло из жизни и, именно этого-то, и не достаёт сегодняшним образцам фарфора.
А удовольствие от экспонатов и знакомства — это дорогого стоит! Спасибо устроителям и всем пришедшим!
Аннотация выставки подготовлена Заслуженным деятелем искусств России Л.В. Андреевой.
С уважением, главный редактор SAMMLUNG / Коллекция Алексей Сидельников
На открытии выставки выступили:
1. Греков Александр Умарович — кандидат искусствоведения, Заслуженный деятель искусств РФ, член-корреспондент РАХ, секретарь по народному искусству СХР
2. Корзина Галина Александровна — художник-керамист, Заслуженный художник РФ, член-корреспондент Российской академии художеств, секретарь по декоративно-прикладному искусству СХР
3. Андреева Лидия Владимировна — ведущий специалист по художественному фарфору в России, Заслуженный деятель искусств РФ, Почётный член РАХ, кандидат искусствоведения, ведущий научный сотрудник Государственного музея-заповедника «Царицыно»
4. Шабаева Юлия Брониславовна — художник-фарфорист, преподаватель МГХПА им. С.Г. Строганова, член СХР
5. Смирнова Елена Петровна — ст. научный сотрудник отдела стекла и керамики, хранитель коллекции русского и зарубежного стекла Государственного исторического музея
6. Гавриляченко Сергей Александрович — Народный художник, живописец, монументалист, теоретик искусства, публицист и педагог, профессор, секретарь по работе с молодыми художниками СХР
7. Докучаева Ольга Владимировна — заместитель директора по науке ГМЗ «Царицыно», Почётный работник культуры города Москвы
Фарфор 1960 -1990-х годов — ценнейшая часть «Золотой коллекции Союза художников России». Прежде всего потому, что сам фарфор — наиболее совершенный и ценный керамический материал — издавна почитали как «белое золото». За почти 275-ти летнюю историю (в 2019, менее чем через два года, в Петербурге и Москве, будем отмечать основание первой в России Невской порцелиновой мануфактуры — Императорского фарфорового завода) фарфор стал органической частью национальной художественной культуры.
В 21 веке фарфор — увы — переживает тяжелые времена. Из 18-ти заводов, действовавших в России к концу 1980-х, сейчас активен только один — Петербургский. Знаменитые подмосковные — Дулёвский (крупнейший), и старейший — частный в Вербилках, пытаются жить без художественных коллективов, за счёт воспроизведения старых образцов. Замерли и традиционные фарфоровые центры близ Новгорода, на Урале, Дальнем Востоке. Имевшиеся в фонде отдельные работы трудившихся там художников включены в экспозицию как своего рода «археологические» артефакты последних десятилетий советского периода российской истории.
Первое, что фиксирует внимание при входе на выставку, — так это включённость художников — фарфористов 1960-х -1990-х годов в «большую» жизнь страны тех лет — празднование юбилейных дат советской истории (блюдо В. Богданова «Юбилейное»), дней Победы в Великой Отечественной войне (набор С. Аникина «Победа»), страстные призывы к миру (ваза Т. Афанасьевой «Восторжествует мир» и скульптура К. Рябининой «Мир»), увлечённость космосом (блюдо и сервиз В. Ропова).
Тематический диапозон фарфора тех лет значительно шире традиционного. Конечно, немало превосходных блюд (Н. Павловой «Земля» и К. Косенковой «Земле цвести»), ваз (Л. Григорьевой «Весна» и Л. Афанасьевой «Праздничная»), сервизов (А. Харитонова «Золотая пора» и В. Богданова «Беседка») с цветами и фруктами. Но пейзаж стал другим, чувство природы более личным, эмоционально окрашенным, экспрессивным. Всех прекрасных работ не перечислить, лучшие посвящены Подмосковью (комплект штофов, эпически названных В. Яснецовым « Осень в России», его же сервизы «Лесное утро» и «Лесная опушка», сервизы В. Калиты «Русская зима» и «Подмосковье») и Петербургу (сервиз «Белая ночь» и ваза «Посвящение Блоку» Н. Славиной, блюда «Петербургский вечер (Окно поэта)» и «Дворцовая площадь» А. Ларионова, блюдо Л. Григорьевой «200 лет Павловску» и ваза «Художник и город» Г. Шуляк»).
Есть на выставке фарфор на популярные с 1930-50-х годов темы русских сказок (сервиз Л. Григорьевой «По мотивам сказок Пушкина») и, напротив, жанровые фигурки работниц-фарфористок, значительная для времени композиция Н. Петровой «Разговор о фарфоре», который молодые художники-сверстники стремились вести, продолжая беседу двух великих друзей М. Ломоносова и Д. Виноградова.
- Андреева Лидия Владимировна — ведущий специалист по художественному фарфору в России, Заслуженный деятель искусств РФ, Почётный член РАХ, кандидат искусствоведения, многие годы — ведущий научный сотрудник ГМЗ «Царицыно»
- Докучаева Ольга Владимировна — заместитель директора по науке ГМЗ «Царицыно», Почётный работник культуры города Москвы
В Золотую коллекцию фарфора Союза художников России вошли работы мастеров мировой величины — Алексея Воробьевского, Владимира Городецкого, Петра Леонова и Алексея Сотникова. Это гордость и действительно национальное достояние нашей художественной культуры. Не раз показанные на республиканских, всесоюзных, зарубежных и передвижных выставках по городам России в 1970-е-2000-е годы (более чем на 30-ти), они, как и фарфор в целом, вызывали восторг и изумление. Хочется надеется, что выставочная жизнь коллекции не ограничится прошлым, а будет продолжена и в будущем.
Л.В. Андреева Заслуженный деятель искусств России Кандидат искусствоведения Почётный член Российской Академии Художеств
- Смирнова Елена Петровна — ст. научный сотрудник отдела стекла и керамики, хранитель коллекции русского и зарубежного стекла Государственного исторического музея
- Гавриляченко Сергей Александрович — Народный художник, живописец, монументалист, теоретик искусства, публицист и педагог, профессор, секретарь по работе с молодыми художниками СХР
__________________