Одна выставка. 1936 произведений из фарфора, керамики и стекла. И это — всего лишь часть одного собрания. Алексей Викулович Морозов. Известнейший коллекционер известнейшей династии.
Собрание А.В. Морозова: фарфор, керамика, стекло
Кусково (Москва)
Выставка открыта c 24 января 2019 года
Сошлёмся на Большую российскую энциклопедию:
Морозов Алексей Викулович [5(17).10.1857–21.12.1934], слушал лекции по истории и истории искусств в Моск. ун-те, с 1877 участвовал в делах семейной фирмы, в 1897 с братьями и многолетним партнёром фирмы И. К. Поляковым основал Т-во Саввинской мануфактуры Викулы Морозова с сыновьями, которое владело прядильно-ткацкой и красильной фабрикой в с. Саввино Богородского у. (в 1909 вошло в состав Т-ва мануфактур Викулы Морозова с сыновьями). Собрал одну из лучших в России коллекций фарфора (к 1917 ок. 2,5 тыс. предметов), коллекционировал также гравиров. и литографиров. портреты (ок. 10 тыс. листов к 1912), выпустил «Каталог моего собрания русских гравированных и литографированных портретов» (т. 1–4, 1912–13). Соучредитель Худож.-пром. об-ва при музее Строгановского уч-ща (1899). Коллекционировал иконы (к 1917 в его собрании 219 икон 13–17 вв.), антикварные серебряные вещи (220 предметов), миниатюры (156 работ), лубочные картинки, изделия из стекла и хрусталя, дерев. резные игрушки, ткани, вышивки. В 1918 часть коллекций погибла, другая национализирована и на её основе создан Музей-выставка рус. худож. старины. В 1921 собрание гравюр передано в Музей изящных искусств (ныне ГМИИ), собрание икон – в Историч. музей, серебро и миниатюры – в Третьяковскую галерею и Историч. музей; на основе коллекции фарфора образован Музей керамики, после перевода которого в Кусково (1932) А. В. Морозов работал его сотрудником [здесь неточность — Морозов в Кусково не работал; после образования Музея керамики, А.В. Морозов работал там до 1930 года — прим. ред.].
Филаткина Н.А. МОРОЗОВЫ // Большая российская энциклопедия. Том 21. Москва, 2012, стр. 143-147
Итак, нас пригласили на выставку «Собрание А.В. Морозова: фарфор, керамика, стекло» в Кусково. Выставка торжественно открыта 24 января 2019 года. Куратор выставки — Виолетта Валерьевна Микитина, заведующая отделом керамики и стекла «Музея-усадьбы «Кусково». Решили задать несколько вопросов.
М.Т.: Виолетта, добрый день! От души поздравляем с прекрасным проектом! Благодарим за приглашение!
В.М.: Большое спасибо! Всегда рады вам в нашем музее.
М.Т.: Сегодня несколько переосмысляется роль коллекционеров в Российской культуре. Чувствуются новые тенденции?
В.М.: Несомненно. История отечественного коллекционирования на протяжении уже лет двадцати является одной из самых актуальных тем. За этот период она претерпела значительные изменения: помимо сугубо культурологической проблематики, очерчивающей роль частного коллекционирования как основного инструмента аккумуляции художественного наследия страны, все глубже и результативнее исследования коллекционирования включают искусствоведческий аспект, связанный с изучением художественной ситуации, определявшей не только тематические приоритеты собирательства, но и шире — специфику различных культурных инициатив в сфере музейного строительства. Одной из главных причин этого процесса стал перенос основного акцента исследований от истории коллекционирования вообще на изучение происхождения отдельных вещей и их комплексов – нынешних государственных и частных собраний. Это позволяет переосмыслить и обозначить роль коллекционера в культурной жизни определенной эпохи.
М.Т.: А какова роль Алексея Викуловича Морозова в Кусково вообще удалось осознать? Его коллекция — это же фундамент музейного собрания.
В.М.: Роль его велика. Для Музея керамики это самый главный и важный человек. Несмотря на то, что в Музей керамики в 1920-1930-е годы поступали и другие частные коллекции, собрание А.В. Морозова самое крупное из них и фондообразующее для музея. Оно же определило и существенные особенности всего разросшегося Музея керамики. А до революционных событий коллекция фарфора Морозова считалась лучшей в Москве. Сам он ее характеризовал как «выдающуюся по полноте и историко-бытовому значению».
М.Т.: Насколько велико было собрание Алексея Викуловича первоначально, если сейчас представлено 1936 произведений, то вся коллекция была гораздо больше? Есть такие данные?
В.М.: Собрание фарфора – примерно 2600 предметов, керамика – около 80, стекло – 44 предмета. Время и события истории несколько нарушили целостность коллекции. В 1920-1930-х годах часть предметов была передана в различные музеи страны, в Госторг «для реализации» и т.д. Это примерно 500 произведений. Благодаря исследованиям сотрудника нашего отдела С. Юрковой, удалось установить эту цифру и круг музеев, в которые передались предметы. Все остальное – сохранено в Кускове и находится на выставке (за исключением некоторых предметов по условиям сохранности экспонатов).
М.Т.: Особенно много в витринах скульптуры. Очевидно, что малая пластика — приоритет в коллекции. Что ещё предпочитал Алексей Викулович?
В.М.: Да, безусловное превосходство коллекции Морозова состоит в необычайно полном, интереснейшем подборе фарфоровой пластики практически всех известных русских заводов, начиная от ранних скульптурных произведений Императорского и гарднеровского заводов и заканчивая авторскими работами художников начала ХХ века. Благодаря усилиям Морозова Музей керамики владеет сейчас лучшей в стране коллекцией русской скульптуры. Вообще, почти все самое интересное и значительное, созданное на том или ином заводе, непременно имелось в морозовской коллекции. Но можно выделить еще несколько приоритетов: интерес к персоналиям и особое внимание к вещам, имеющим высокую историческую ценность и значительность тематики. И внимание к изделиям многочисленных гжельских заводов, так называемый фарфоровый лубок, он особенно выделял этот раздел в своей «программе» собирательства.
М.Т.: Видно, что представлены работы отечественных предприятий. В основном русские. Какой производитель является основой коллекции?
В.М.: Как писал Морозов, он не гнался исключительно за раритетами, а поставил себе задачу дать полную картину развития русской фарфоровой промышленности Если выделять количественно, то больше всего произведений заводов Гарднера, Попова, Императорского. Кроме того представлены произведения из керамики (в т.ч. Гжель) и стекла.
М.Т.: Важнейший для коллекционеров вопрос: сохранение коллекции после ухода самого владельца. Мы не вечны, а у гроба карманов нет. И вот музей! Казалось бы, коллекция музейного уровня — счастье для коллекционера. Но он не передавал свою коллекцию, она была национализирована. Известно ли, как Алексей Викулович относился к произошедшему?
В.М.: В 1913 году в журнале «Русский библиофил» писали: «По распространившимся в городе слухам, А.В. Морозов завещает свое замечательное собрание русских гравюр, миниатюр и лубка, а также фарфора, хрусталя и серебра русского производства, громадной ценности, в дар городу Москве, на создание музея своего имени». Такие планы у него были, но работы по устройству музея были прерваны в связи с начавшейся Первой мировой войной, а затем революцией. А после национализации, я думаю, он просто смирился с обстоятельствами. Он остался при своих коллекциях в качестве сотрудника музея, хранителя.В своих воспоминаниях он писал, что настолько «прирос» к своим коллекциям, что не хотел отрываться от них. Поэтому и принял такое решение, остаться в России, и остаться в музее.
М.Т.: Многие полагают, что частные собрания растворяются в музеях. Но Вы показали, что это не так. Я, как музейщик, знаю, что есть на всё книги поступлений и как раз по ним можно проследить провенанс. Только подумал об этом, а тут в экспозиции сразу и показали разворот одной из книг. Опирались на архивы?
В.М.: К сожалению, не по всем книгам можно проследить точный провенанс. Например, многие музеи получали в 1920-е годы предметы из хранилищ музейного фонда. Но туда то тоже попадали национализированные чьи-то коллекции или отдельные предметы. В книгах поступлений есть только запись о том, что предмет из такого-то хранилища. А вот узнать из какой он коллекции попал в хранилище, а потом в музей — это кропотливый труд в архивах, и иногда удается это установить. В этом смысле с коллекцией Морозова проще, есть книга её научных описаний, которую составлял сам владелец, есть опись его коллекции при приеме комиссии в 1919 году. Эти документы в нашем музее, и на них, конечно, мы опирались.
М.Т.: Приходилось ли реставрировать произведения перед выставкой? Чьими услугами пользуетесь для реставрации работ?
В.М.: Да, к выставке отреставрировано несколько предметов Императорского фарфорового завода и стеклянные швейцарские витражи. К сожалению, музей не имеет штатных реставраторов, тогда можно было бы отреставрировать больше.Работы проводились реставраторами центра им. И. Грабаря.
М.Т.: Такое богатство… требует каталога! Наверняка он ожидается?
В.М.: Работа над каталогом ведется. Автором каталога фарфоровой части будет Татьяна Александровна Мозжухина, один из лучших специалистов по фарфору в нашей стране. Работая в Кускове, она посвятила жизнь изучению русского фарфора и коллекции Морозова. И хотя она сейчас на пенсии, мы с ней в этом плане сотрудничаем. Каталог сделаем!
М.Т.: Со своей стороны хочу порекомендовать коллегам прийти на выставку. До какой даты будет работать экспозиция?
В.М.: Выставка будет открыта до 14 октября 2019 года.
М.Т.: Ну что же, благодарю за уделённое время и ещё раз поздравляю!!! Надеемся на новую встречу!
В.М.: Спасибо, Михаил, за поздравления и за интерес к этой выставке!В конце этого года у нас будет реализован выставочный проект к 100-летию Государственного музея керамики и будет повод для встречи!
Необходимо сказать о том, что коллекция Алексея Викуловича Морозова хранилась в его московском особняке. И это тот аспект, о котором многие забывают: сочетание собираемых произведений искусства и интерьера. К сожалению, сегодня они разлучены, но, чтобы понять цельность замысла, покажем несколько фотографий интерьеров усадьбы Морозовых в Подсосенском переулке, дом 21, строение 1. Архитектор Ф.О. Шехтель, в создании интерьера участвовал М.А. Врубель. Благодарим а фотографии усадьбы Василия Рублёва!
Подробнее см. в статье Особняк Алексея Викуловича Морозова.
Усадьба Морозовых в Подсосенском переулке. Фото Василия Рублёва
Заместитель главного редактора журнала КОЛЛЕКЦИЯ, научный сотрудник ГМЗ "Царицыно", кандидат искусствоведения Михаил Тренихин Фото автора (выставка), Василия Рублёва (особняк Морозовых)
Русский фарфор эпохи модерна из частного собрания Фарида Юнусова и Сергея Набоких
Выставка «Фарфор 1960-1980-х годов»
Ирина Багдасарова. Орденские сервизы завода Гарднера. Из собрания Государственного Эрмитажа
Георгий на саксонца в Петербурге. Андрей Пустоваров (об атрибуции ордена в коллекции Государственного Эрмитажа по трещине и старой фотографии)
__________________