Сообщество коллекционеров регулярно пополняется. Не всегда хватает молодёжи. Но многие уже выйдя из юношеских лет, открывают для себя удивительный мир коллекционирования. Поэтому напишем для новичков. Но, возможно, и ветеранам-исследователям будет интересно.
Когда смотришь кино про Древний Рим, не слишком ожидаешь, что будешь приятно удивлён не только античной историей, но и тем, что услышишь знакомое и приятное для коллекционеров наград и знаков слово. Нет, мы не про фильм «Астерикс и Обеликс против Цезаря»! Тут наоборот!
Документальный фильм «Ним – французский Рим» (фр. Nimes, la Rome francaise / англ. Nimes the French Rome; режиссёр Пьер Стин (Pierre Stine), Франция, 2014) из цикла «Города, которые создали историю» (англ. Cities that Made History) сделан отлично. Но для фалериста там есть особенно занимательный момент! Молодой полководец Адгеникс из народа вольков (юг Франции) приходит к Цезарю с 500 воинами, чтобы сражаться вместе римлянами против северных племён:
-Добро пожаловать, Адгеникс!
-Прими этот торквес в дар от моего народа.
-А ты, Адгеникс, прими эту фалеру.
Торкес — шейная гривна, знак отличия воина. Слово происходит от лат. torquere или torques, от torqueo «скручивать», «поворачивать». У галлов она была сначала только женским украшением, затем знаком достоинства мужчин-вождей. У римлян гривна называлась torques и служила наградой за боевые отличия.
Фалера — слово, знакомое коллекционерам наград. От латинского falerae, phalerae — металлические украшения, служившие воинскими знаками отличия, от греческого φάλαρα — металлические бляхи. Отсюда же произошёл термин ФАЛЕРИСТИКА. То, что мы видим — скорее скульптура, горельеф, в котором изображение «старается» выйти из заданных рамок (это очень отличается от от нашего современного восприятия «плоских» наград).
Таким образом, Цезарь и Адгеникс по фильму обмениваются высокими знаками отличия. Практически, имеется ввиду протокольное мероприятие с взаимным обменом высокими наградами между руководителями государств.
Велик соблазн сравнить фалеру с современным орденским знаком, или медалью, а торкес с орденской цепью, или колларом. Но вопрос не только с историческими параллелями и их уместностью (или не уместностью), но и в том, что всё зависит от строения человеческого тела. Как носить знаки отличия и награды? Чтобы было удобно и чтобы было заметно: на груди, или на шее. На груди закрепить что-то относительно округлое (хотя мы знаем много остроконечных звёзд), на шею вешать, а вот на плечи — возложить. Так что придумать что-то новое сложно. Тем приятнее понимать, что многое нам подарила античность. Можно ещё вспомнить про головные уборы и их богатство, но вот в кадре из фильма уже есть центурион в шлеме (и весь увешанный бляшками-фалерами) и Цезарь с лавровым венком триумфатора. Кстати, знали, что слово «лауреат» (лат. laureatus) означает «увенчанный лавром»?
Но вернёмся к фильму.
Сложно сказать, имела ли место именно такая встреча, или это только красивая художественная обработка, но то, что современные ордена, медали и знаки отличия пошли именно от подобных предметов — фалер и торкесов — бесспорно.
Зная, что в наших рядах много серьёзных специалистов, знатоков фалеристики и её истории, хотелось бы попросить поделиться сведениями о литературе, посвящённой именно фалере Древнего Рима.
Ну а пока не забудем про сокровищницу России — Государственный исторический музей. Именно там, в основной экспозиции, в зале №6 представлено несколько экземпляров интересующих нас предметов, которые как раз идеально подходят для статьи. Речь идёт о фалерах (в старом но качественном этикетаже указаны как «бляха-фалар») сарматов Прикубанья и Северного Причерноморья. Их мы отсняли детально.
Интереснейший образец встретился на выставке «Пётр. Первый. Коллекционер, исследователь, художник» в Музеях Московского Кремля. Экспонат из Эрмитажа очень интересен! Боевой слон Греко-Бактрийской армии на серебряном сасанидском фаларе очень хорош! Так вот, Пётр Первый был коллекционером. И, в общем, даже коллекционером, не обошедшим внимание фалеристику. И оказалось, что фалар не один, их два и они парные.
Интересно, что в литературе само определение предмета оказалось неожиданным: «Фалар — украшение сбруи коня в виде выпуклого диска, обнесенного внешней выпуклой рамкой из кружков и внутренней — в виде венка из чередующихся остроконечных листьев и точек». (здесь и далее цит. по Иванов А.А., Луконин В.Г., Смесова Л.С. Ювелирные изделия Востока. Коллекция Особой кладовой отдела Востока Государственного Эрмитажа. Древний, средневековый периоды // М.: Искусство. 1984). Несколько слов есть и про сохранность: «Фалар был пробит во многих местах острым орудиём, несколько ударов были нанесены с лицевой стороны, но большинство — с оборотной». Интересен и провенанс предмета(ов): «Найден до 1725 года. До 1727 года находился в Летнем дворце Петра I, откуда был передан в Кунсткамеру Академии наук, а затем в 1859 году в Эрмитаж. В передаточной описи из Кунсткамеры значится под №135 («Щит, на котором изображен слон») среди вещей, найденных «частью около Астрахани и в стране между Камою и Волгою, частию вырытых из татарских могил в Сибири». Восточный Иран (?), III-II вв. до н.э.».
Как тут не вспомнить и о датском Ордене Слона?! Даже композиция схожа! Только если датский орден учреждён в 1693 году, а если следовать легенде, то раньше — в 1190 году. Но это XII век. А бляшка из коллекции Петра Алексеевича старше на полторы тысячи лет.
Непростая штука — эта фалеристика!
ФАЛЕРИСТИКА. Большая Российская энциклопедия
Что такое Совфалера? Чем отличаются Знаки от Значков?
Как стать коллекционером-фалеристом?
Заместитель главного редактора Sammlung/КОЛЛЕКЦИЯ, научный сотрудник ГМЗ «Царицыно», кандидат искусствоведения Михаил Тренихин
__________________