В Музеях Московского Кремля завершилась многолетняя реставрация одного из древнейших памятников из собрания Успенского собора иконы «Страшный суд». На протяжении многих десятилетий икона находилась в экспозиции собора, в южном пристенном иконостасе, покрытая потемневшим реставрационным лаком 1920-х годов времени, когда памятник впервые был раскрыт от позднейших записей и олифы.

В 2016 году в мастерских Музеев Московского Кремля началась масштабная научная реставрация живописи с применением всех современных методов исследований. Ведущий художник-реставратор Лариса Гущина на протяжении почти девяти лет кропотливо работала над раскрытием иконы, бережно сохраняя остатки авторской живописи. Проведённые работы и исследования дали богатый материал для продолжения научного изучения памятника. Так, при проведении исследований живописи иконы в инфракрасном и рентгеновском спектре были обнаружены ранее неизвестные фрагменты авторской живописи, скрытые при поздних поновлениях памятника.

Завершение работ по реставрации иконы подтвердило предположение исследователей о её принадлежности к искусству Московского княжества рубежа XIV — XV столетий. Тем самым исследователи Музеев Московского Кремля могут с уверенностью говорить о том, что образ из Успенского собора один из самых ранних примеров в русской иконописи обращения к теме «Страшного суда», сохранившихся до настоящего времени. Кроме того, икона, по всей видимости, являлась одним из главных иконографических прототипов аналогичной сцены в росписи 1408 г. в Успенском соборе города Владимира, авторами которой были Даниил Чёрный и Андрей Рублёв.
Сюжет иконы восходит к целому комплексу текстов Ветхого и Нового Заветов.
На иконе символическом виде представлена конец времён и второе кульминация земной человеческой истории пришествие Спасителя, во время которого должен состояться последний суд над всем человечеством. В верхней части представлено явление Христа во славе с предстоящими Ему Богоматерью и Иоанном Предтечей, а также двенадцать апостолов, восседающих на престолах в окружении сонма ангелов.
В центре изображён сам Суд взвешивание грехов человеческих праведники и на весах в божественной деснице. По сторонам от неё грешники, идущие на Суд.
Нижнюю часть занимает несколько сцен. Слева вверху видение пророка Даниила о грядущем всеобщем воскресении с трубящими ангелами и символическими изображениями земли и моря, отдающими тела умерших. Правую часть занимает изображение геенны огненной, в центре которой восседает сатана с фигурой Иуды на коленях. Ниже помещены круги ада с мучениями грешников. Левая нижняя часть иконы отведена изображению праведников, идущих к вратам рая.
Сам рай изображён в виде сферы, состоящей из нескольких кругов, в центре которой — Богоматерь на престоле с предстоящими ангелами.
Результаты реставрации представили:
Генеральный директор Музеев Московского Кремля Елена Юрьевна Гагарина
Художник-реставратор высшей категории Елена Александровна Юдина
Старший научный сотрудник, хранитель Успенского собора Алексей Геннадьевич Барков
Пресс-служба Музеев Московского Кремля 17.07.2025

Музеи Московского Кремля
Успенский собор Московского Кремля
17 июля 2025 г.
103132 Россия, Москва, Кремль
Купить билет в Музеи Московского Кремля можно по ссылке
__________________