Продолжаем разговор о картинах выставки «Романтический классицист. Пётр Басин» в Третьяковской галерее (куратор Светлана Степановна Степанова, уважаемый специалист и автор многих работ). Мы уже публиковали впечатления от картин в заметках «Что мы видим на картине» и «О Египте русский художник в XIX веке».
В предыдущем материале мы рассказали о работе Петра Васильевича Басина, на которую зрители обращают мало внимания. Это «Отдых Святого семейства на пути в Египет». Но есть работа, которую вообще старательно пропускают, не вникая в сюжет, называемый «религиозным». Это эскиз росписи Исаакиевского собора, который называется «Страдание Святой Екатерины».
Но дело в том, что увидеть и рассмотреть эскиз росписи на выставке в Третьяковке для многих единственная возможность просто познакомиться с этим изображением, ведь в самом соборе в пределе Святой Екатерины, оно закрыто несколькими золотыми фигурами — Спасителем и ангелами. Скульптурная фигура Иисуса выполнена держащей в левой руке орифламму (или что-то подобное), а ангелы развернули крылья, загородив роспись люнета за ними. Так что вернее всего это изображение вам незнакомо.
Напомним, что говорим об эскизе в галерее. Слева — женщины и строгий муж, справа — солдаты, сзади видно здание в греческом или римском стиле, а центре — девушка с нимбом над головой.
Посмотрим внимательнее, чтобы просто понять, что происходит на картине. Учитывая, что автором является Пётр Басин — романтический классицист, то будем исходить именно из этой посылки. Сочетание романтизма и классицизма даёт автору возможность варьировать изображаемое по времени, объединяя разновременные события. По всей видимости мы видим нечто подобное и здесь.
Но сначала несколько слов о центральном персонаже картины, так сказать протагонисте, первым останавливающем на себе взгляд. Это — Великомученица Святая Екатерина Александрийская, по имени которой названа и сама роспись, и весь храмовый предел.
Екатерина — персонаж исторический, хотя, наверняка, её история несколько дополнена. Однако мы знаем, что родилась и жила она в египетской Александрии (тогда город был частью эллинского мира и совершенно не походил на сегодняшние мусульманские города своим устройством). Екатерина родилась в 287 году и умерла через восемнадцать лет в 305-м, во время правления римского императора Максимина Дазы (Gaius Galerius Valerius Maximinus Daia). 1-го мая 305-го года Максимин стал Цезарем, а для Екатерины — судьёй и палачом.
Свою короткую жизнь Екатерина посвятила учёбе — будучи из царского рода могла себе это позволить. Преуспела в языках и философии с ораторским искусством. Языки помогли изучить работы поэтов и понять врачевание, а философия в итоге сделало её святой.
Но была ещё одна причина, повлиявшая на её судьбу, как влияет на судьбы всех женщин: Екатерина была удивительно красивой. А красота до сих пор является первопричиной, если интересно узнать ещё и о наличии ума, а не просто пройти мимо.
Родственникам было странно, что девушка учится и не думает о замужестве. Однако высокие требования к сверстникам долгое время позволяли ей оставаться при своих научных интересах. Однако мать Екатерины продолжала поиски и обратилась к духовному отцу за советом. Тот и посоветовал юношу во всём превосходящего Екатерину.
Нужно отметить, что все события происходили во времена, когда продолжались гонения на христиан, а мать Екатерины была тайной христианкой. Кстати, император Максимин прославился жестокостью по отношению к христианам. Так вот Екатерина вернулась от старца с иконой Божией матери, которой усердно помолилась. А потом узрела, что Богородица пророчит её замуж за своего сына, который отказывается, ибо Екатерина не сильна в христианской вере, что даже делает её редкостно некрасивой в его глазах. Конечно, Екатерина снова обратилась к духовному отцу матери за помощью и он ей поведал христианские таинства да так, что она уверовала в них так, как только может уверовать женщина. После этого ей вновь привиделись Богородица с сыном, который принял её ласково и подарил перстень, таким образом обручившись с ней.
Как бы всё сложилось представить сложно, но на беду в Александрию прибыл император Максимин, которому важно было чтобы граждане жертвоприношениями подтвердили свою приверженность языческой религии. Екатерина не смогла остаться в стороне, явилась к нему и объявила его идолов и всю религию мерзостью. Максимин первоначально обратил внимание только на красоту девушки, а её разговоры его только позабавили, но настойчивость привела в итоге к спору с философами Максимина и последующему аресту. Спор она выиграла и философов, ставших христианами, сожгли. Потом христианами стали более 200 человек охраны и даже жена Максимина Августа (может это не имя, а титул?), которых также всех казнили. Но Екатерину Максимин не трогал. Однако она не отвечала на его внимание и было принято решение её запугать, построив пыточную конструкцию из четырёх колёс с зубцами, которые девушку не испугали, а ангел господень все колёса разрушил. Видя христианскую непреклонность Екатерину казнили…
Эта история изображена Петром Басиным, но в более сжатом виде.
В центре картины Екатерина за мгновение до смерти. Над её головой нимб — она уже святая. А синее небо на картине разверзнуто, словно открытая для неё дверь.
Рядом с Екатериной разломанное пыточное колесо с зубцами, вернее с одним страшным зубом. Но никакого страха мы у Екатерины не видим. Она уверовала и получила поддержку. Она невеста Спасителя! Екатерина в белых одеждах, которые символизируют не только Таинство Крещения, т.е. вечный союз с Христом от рождения до вечной жизни с Богом, но это и цвет одежд невесты, показывающий чистоту и начало нового союза.
Женщины слева могут быть просто второстепенными персонажами, изображениями для объёма, а могут символизировать не поддерживающих Екатерину (несколько женщин в безразличии не смотрят на неё).
Но женщина с поднятой рукой может быть матерью Екатерины, у ног которой сидит маленькая Екатерина, чья судьба открылась перед материнским взором, а мы словно это всё видим предвосхищая неминуемые событие.
Чуть сзади слева же стоящий мужчина в синем одеянии — старец, духовный отец матери Екатерины. Это один из тайных христиан в суровую пору борьбы с христианством совершенно не гуманными методами.
На заднем плане дворец императора, где, в т.ч. была в заточении Екатерина.
А вот солдаты справа — это интересная группа. Самый правый с львиной шкурой — аквилифер, знаменосец римской армии. Три солдата охраны в стилизованных костюмах — можно предположить, что это те, кто приняли сторону Екатерины и были казнены. Они изображены скорее напуганными, чем злыми. Один из них в наиболее дорогих латах (типа, лорики) по всей вдимости военачальник Порфирий, командир казнённых двухсот воинов. Он больше всех поражён и христианской стойкостью Екатерины, а может и символичностью её одежды невесты.
С топором — палач. Вот это уже очно художественный это образ, а не должностное лицо, так как знаем, что убийцей стал солдат с мечом.
Мы упомянули протагониста в произведении. Так что должен быть и антагонист. Им может быть кто-то или нечто, что влияет и противодействует главному герою, т.е. Екатерине. Итак, у нас остался персонаж в красном плаще.
Красный плащ — это римский символ роскоши и богатства, символ воинских побед. А пурпурный цвет — это символ власти. Какой точно цвет плаща не совсем понятно. Автор мог не совсем чётко передать цвет плаща или не знать, как лучше передать цвет на картине, чтобы избежать разнотолков. Представьте, что цвет плаша изменился после написания, например при подновлении изображения. К сожалению у нас нет точного указания какие именно произведения Басиным были подправлены после обвинения в некачественной работе в Исаакиевском соборе. Это даже не совсем важно — автор подстраховался! Ведь в любом случае это особый персонаж, который опирается на фасции — пучок прутьев, перевязанных красной лентой, символизирующий императорскую власть и право вынесения смертного приговора. Т.е. скорее всего перед нами сам римский император Максимин, он же Цезарь, он же Август.
Кстати, аквилифер опирается на мраморную тумбу, к которой прислонены три батога для наказания (а для кого они тут стоят?), и на которой кроме подписи автора картины мы можем прочитать первые буквы какого-то текста. Что это? Может быть Dis manibusque sacrum (Богам и теням умерших приношение), а может что другое. Не просто так Пётр Васильевич написал эти буквы. У вас есть мнение, что они означают?
Так что все участники тех далёких событий, увиденные глазами автора XIX века, перед нами на этой замечательной картине благодаря замыслу Петра Басина, которую вы можете увидеть в Москве в Третьяковской галерее до 11 мая 2025 года.
Алексей Сидельников Главный редактор
P.s. Добавим, что русским императором Петром Первым 24 ноября 1714 года был учреждён Орден Святой Великомученицы Екатерины.
Девиз: «За любовь и Отечество».
__________________