Басин П.В. Страдание Святой Екатерины. 1843. Эскиз росписи восточного люнета в приделе Св. Екатерины Исаакиевского собора в Санкт-Петербурге. Холст, масло. ГТГ

Вы не видели эту картину полностью

in Музей 274 views

Продолжаем разговор о картинах выставки «Роман­ти­чес­кий клас­си­цист. Пётр Басин» в Третья­ков­ской га­ле­рее (куратор Свет­лана Сте­панов­на Сте­панова, ува­жаемый спе­циа­лист и ав­тор мно­гих ра­бот). Мы уже пуб­ли­ко­ва­ли впе­чат­ле­ния от кар­тин в за­мет­ках «Что мы ви­дим на кар­ти­не» и «О Егип­те рус­ский ху­дож­ник в XIX веке».

В предыдущем материале мы рас­ска­зали о работе Петра Васильевича Басина, на которую зрители обра­щают мало внимания. Это «Отдых Святого семейства на пути в Египет». Но есть работа, которую вообще старательно пропускают, не вникая в сюжет, называемый «религиозным». Это эскиз росписи Исаакиевского собора, который называется «Страдание Святой Екатерины».

Но дело в том, что увидеть и рас­смотреть эскиз росписи на выставке в Третьяковке для многих един­ст­венная возможность просто по­зна­комиться с этим изображением, ведь в самом соборе в пределе Святой Екатерины, оно закрыто несколькими золотыми фигурами — Спасителем и ангелами. Скульптурная фигура Иисуса выполнена держащей в левой руке орифламму (или что-то подобное), а ангелы развернули крылья, загородив роспись люнета за ними. Так что вернее всего это изображение вам незнакомо.

Басин П.В. Страдание Святой Екатерины. 1843. Эскиз росписи восточного люнета в приделе Св. Екатерины Исаакиевского собора в Санкт-Петербурге. Холст, масло. ГТГ
Басин П.В. Страдание Святой Екатерины. 1843. Эскиз росписи восточного люнета в приделе Св. Екатерины Исаакиевского собора в Санкт-Петербурге. Холст, масло. ГТГ

Напомним, что говорим об эскизе в галерее. Слева — женщины и строгий муж, справа — солдаты, сзади видно здание в греческом или римском стиле, а центре — девушка с нимбом над головой.

Посмотрим внимательнее, чтобы прос­то понять, что происходит на картине. Учитывая, что автором является Пётр Басин — романтический классицист, то будем исходить именно из этой посылки. Сочетание романтизма и классицизма даёт ав­тору возможность варьи­ро­вать изобра­жае­мое по вре­ме­ни, объе­диняя раз­но­вре­мен­ные со­бы­тия. По всей ви­димости мы видим нечто подобное и здесь.

Но сначала несколько слов о цент­ральном персонаже картины, так сказать протагонисте, первым ос­та­нав­ливаю­щем на се­бе взгляд. Это — Ве­ликому­ченица Святая Екатерина Алек­санд­рий­ская, по имени ко­торой на­зва­на и сама роспись, и весь храмовый предел.

Басин П.В. Страдание Святой Екатерины. 1843. Эскиз росписи восточного люнета в приделе Св. Екатерины Исаакиевского собора в Санкт-Петербурге. Холст, масло. ГТГ. (Фрагмент)
Басин П.В. Страдание Святой Екатерины. 1843. Эскиз росписи восточного люнета в приделе Св. Екатерины Исаакиевского собора в Санкт-Петербурге. Холст, масло. ГТГ. (Фрагмент)

Екатерина — персонаж исторический, хотя, наверняка, её история несколько дополнена. Однако мы знаем, что родилась и жила она в египетской Александрии (тогда город был частью эллинского мира и совершенно не по­ходил на сегодняшние му­суль­манские города своим устройством). Екатерина родилась в 287 году и умерла через восемнадцать лет в 305-м, во время правления римского императора Максимина Дазы (Gaius Galerius Valerius Maximinus Daia). 1-го мая 305-го года Максимин стал Цезарем, а для Екатерины — судьёй и палачом.

Свою короткую жизнь Екатерина посвятила учёбе — будучи из царского рода могла себе это позволить. Преуспела в языках и философии с ораторским искусством. Языки помогли изучить работы поэтов и понять врачевание, а философия в итоге сделало её святой.

Но была ещё одна причина, повлиявшая на её судьбу, как влияет на судьбы всех женщин: Екатерина была удивительно красивой. А красота до сих пор является первопричиной, если интересно узнать ещё и о наличии ума, а не просто пройти мимо.

Родственникам было странно, что девушка учится и не думает о заму­жестве. Однако высокие требования к сверстникам долгое время позволяли ей оставаться при своих научных интересах. Однако мать Екатерины продолжала поиски и обратилась к духовному отцу за советом. Тот и посоветовал юношу во всём превосходящего Екатерину.

Нужно отметить, что все события происходили во времена, когда про­дол­жались гонения на христиан, а мать Екатерины была тайной христианкой. Кстати, император Максимин прославился жестокостью по отношению к христианам. Так вот Екатерина вернулась от старца с иконой Божией матери, которой усердно помолилась. А потом узрела, что Богородица пророчит её замуж за своего сына, который отказывается, ибо Екатерина не сильна в христианской вере, что даже делает её редкостно некрасивой в его глазах. Конечно, Екатерина снова обратилась к духовному отцу матери за помощью и он ей поведал христианские таинства да так, что она уверовала в них так, как только может уверовать женщина. После этого ей вновь при­виделись Богородица с сыном, кото­рый принял её ласково и подарил перстень, таким образом обручив­шись с ней.

Как бы всё сложилось представить сложно, но на беду в Александрию прибыл император Максимин, которому важно было чтобы граждане жертвоприношениями подтвердили свою приверженность языческой религии. Екатерина не смогла остаться в стороне, явилась к нему и объявила его идолов и всю религию мерзостью. Максимин первоначально обратил внимание только на красоту девушки, а её разговоры его только позабавили, но настойчивость привела в итоге к спору с философами Максимина и последующему аресту. Спор она выиграла и философов, ставших христианами, сожгли. Потом христианами стали более 200 человек охраны и даже жена Максимина Августа (может это не имя, а титул?), которых также всех казнили. Но Екатерину Максимин не трогал. Однако она не отвечала на его внимание и было принято решение её запугать, построив пыточную конструкцию из четырёх колёс с зубцами, которые девушку не испугали, а ангел господень все колёса разрушил. Видя христианскую непреклонность Екатерину казнили…

Эта история изображена Петром Басиным, но в более сжатом виде.

Басин П.В. Страдание Святой Екатерины. 1843. Эскиз росписи восточного люнета в приделе Св. Екатерины Исаакиевского собора в Санкт-Петербурге. Холст, масло. ГТГ. (Фрагмент)
Басин П.В. Страдание Святой Екатерины. 1843. Эскиз росписи восточного люнета в приделе Св. Екатерины Исаакиевского собора в Санкт-Петербурге. Холст, масло. ГТГ. (Фрагмент)

В центре картины Екатерина за мгновение до смерти. Над её головой нимб — она уже святая. А синее небо на картине разверзнуто, словно открытая для неё дверь.

Рядом с Екатериной разломанное пыточное колесо с зубцами, вернее с одним страшным зубом. Но никакого страха мы у Екатерины не видим. Она уверовала и получила поддержку. Она невеста Спасителя! Екатерина в бе­лых одеждах, которые символи­зи­руют не только Таинство Крещения, т.е. вечный союз с Христом от рож­дения до вечной жизни с Богом, но это и цвет одежд невесты, показывающий чистоту и начало нового союза.

Басин П.В. Страдание Святой Екатерины. 1843. Эскиз росписи восточного люнета в приделе Св. Екатерины Исаакиевского собора в Санкт-Петербурге. Холст, масло. ГТГ. (Фрагмент)
Басин П.В. Страдание Святой Екатерины. 1843. Эскиз росписи восточного люнета в приделе Св. Екатерины Исаакиевского собора в Санкт-Петербурге. Холст, масло. ГТГ. (Фрагмент)

Женщины слева могут быть просто второстепенными персонажами, изо­бражениями для объёма, а могут сим­волизировать не поддерживающих Екатерину (несколько женщин в безразличии не смотрят на неё).

Басин П.В. Страдание Святой Екатерины. 1843. Эскиз росписи восточного люнета в приделе Св. Екатерины Исаакиевского собора в Санкт-Петербурге. Холст, масло. ГТГ. (Фрагмент)
Басин П.В. Страдание Святой Екатерины. 1843. Эскиз росписи восточного люнета в приделе Св. Екатерины Исаакиевского собора в Санкт-Петербурге. Холст, масло. ГТГ. (Фрагмент)

Но женщина с поднятой рукой мо­жет быть матерью Екатерины, у ног которой сидит маленькая Екате­ри­на, чья судьба открылась перед материнским взором, а мы словно это всё видим предвосхищая неми­нуе­мые событие.

Басин П.В. Страдание Святой Екатерины. 1843. Эскиз росписи восточного люнета в приделе Св. Екатерины Исаакиевского собора в Санкт-Петербурге. Холст, масло. ГТГ. (Фрагмент)
Басин П.В. Страдание Святой Екатерины. 1843. Эскиз росписи восточного люнета в приделе Св. Екатерины Исаакиевского собора в Санкт-Петербурге. Холст, масло. ГТГ. (Фрагмент)

Чуть сзади слева же стоящий мужчина в синем одеянии — старец, духовный отец матери Екатерины. Это один из тайных христиан в су­ровую пору борьбы с христианством совершенно не гуманными методами.

На заднем плане дворец императора, где, в т.ч. была в заточении Екатерина.

А вот солдаты справа — это интересная группа. Самый правый с львиной шкурой — аквилифер, знаменосец римской армии. Три солдата охраны в стилизованных костюмах — можно предположить, что это те, кто приняли сторону Екатерины и были казнены. Они изображены скорее напуганными, чем злыми. Один из них в наиболее дорогих латах (типа, лорики) по всей вдимости военачальник Порфирий, командир казнённых двухсот воинов. Он больше всех поражён и христианской стойкостью Екатерины, а может и символичностью её одежды невесты.

С топором — палач. Вот это уже очно художественный это образ, а не должностное лицо, так как знаем, что убийцей стал солдат с мечом.

Басин П.В. Страдание Святой Екатерины. 1843. Эскиз росписи восточного люнета в приделе Св. Екатерины Исаакиевского собора в Санкт-Петербурге. Холст, масло. ГТГ. (Фрагмент)
Басин П.В. Страдание Святой Екатерины. 1843. Эскиз росписи восточного люнета в приделе Св. Екатерины Исаакиевского собора в Санкт-Петербурге. Холст, масло. ГТГ. (Фрагмент)

Мы упомянули протагониста в про­из­ведении. Так что должен быть и антагонист. Им может быть кто-то или нечто, что влияет и проти­водействует главному герою, т.е. Екатерине. Итак, у нас остался персонаж в красном плаще.

Красный плащ — это римский символ роскоши и богатства, символ воинских побед. А пурпурный цвет — это символ власти. Какой точно цвет плаща не совсем понятно. Автор мог не совсем чётко передать цвет плаща или не знать, как лучше передать цвет на картине, чтобы избежать разнотолков. Представьте, что цвет плаша изме­нился после написания, например при подновлении изображения. К сожалению у нас нет точного указания какие именно произведения Басиным были под­правлены после обвинения в нека­чественной работе в Исаакиевском соборе. Это даже не совсем важно — автор подстраховался! Ведь в любом случае это особый персонаж, который опирается на фасции — пучок прутьев, перевя­занных красной лентой, симво­ли­зирующий императорскую власть и право вынесения смертного приго­вора. Т.е. скорее всего перед нами сам римский император Максимин, он же Цезарь, он же Август.

Кстати, аквилифер опирается на мраморную тумбу, к которой прислонены три батога для наказания (а для кого они тут стоят?), и на которой кроме подписи автора картины мы можем прочитать первые буквы какого-то текста. Что это? Может быть Dis manibusque sacrum (Богам и теням умерших приношение), а может что другое. Не просто так Пётр Васильевич написал эти буквы. У вас есть мнение, что они означают?

Так что все участники тех далёких событий, увиденные глазами автора XIX века, перед нами на этой замечательной картине благодаря замыслу Петра Басина, которую вы можете увидеть в Москве в Третьяковской гале­рее до 11 мая 2025 года.

Алексей Сидельников
Главный редактор

P.s. Добавим, что русским импера­тором Петром Первым 24 ноября 1714 года был учреждён Орден Святой Великомученицы Екатерины.

Девиз: «За любовь и Отечество».

Романтический классицист. Пётр Басин

О Египте русский художник в XIX веке

Что мы видим на картине

__________________

Обсуждение в Телеграм >>>

Рекомендуем

Перейти К началу страницы