240 лет со дня рождения Ореста Кипренского

in Новости музеев 934 views

Двести сорок лет назад, 24 марта 1782 года родился выдающийся русский живописец и рисовальщик первой половины XIX века – Орест Адамович Кипренский. Крупнейший портретист, автор исторических и жанровых композиций Кипренский развивал прогрессивные традиции уходящего XVIII века. Раскрывая духовную жизнь изображаемых людей, художник подчеркивал лучшие, героические и поэтические стороны их натуры.

Любимец моды легкокрылой,
Хоть не британец, не француз

А.С. Пушкин «Кипренскому»

Орест Кипренский (1782-1836) родился в семье дворового человека Адама Швальбе и крепостной крестьянки Анны Гавриловой, в Ораниенбаумском уезде Санкт-Петербургской губернии. Помещик Дьяконов, который по одной из версий приходился Оресту отцом, подписал мальчику вольную, и в возрасте шести лет отправил учиться в Академию художеств. Кипренский окончил Академию в 1803 по классу исторической живописи под руководством Григория Угрюмова и Габриэля-Франсуа Дуайена.

О.А. Кипренский. Дмитрий Донской на Куликовом поле. Не позднее апреля 1805. ГРМ.
О.А. Кипренский. Дмитрий Донской на Куликовом поле. Не позднее апреля 1805. ГРМ.

В коллекции Государственного Русского музея насчитывается около 26 произведений мастера, среди которых «Портрет О.А. Рюминой», «Портрет К.Н. Батюшкова», «Ворожея со свечой», «Портрет скульптора Б. Торвальдсена» и др.

О.А. Кипренский. Портрет Е.В. Давыдова. 1809. ГРМ
О.А. Кипренский. Портрет Е.В. Давыдова. 1809. ГРМ

На постоянной экспозиции, в 17 зале Михайловского дворца, представлен портрет отца художника, написанный им ещё во время обучения в Академии художеств – «Портрет А.К. Швальбе» (1804). На выставке в Неаполе 1830-го года эта картина была принята за произведение Рубенса или Рембрандта, что свидетельствовало об интересе Ореста к этим мастерам. Это было типично для нового поколения романтически настроенных художников. Портрет Адама Швальбе подготовил разрыв Кипренского с эстетикой классицизма. Последней данью художника академическим традициям стала написанная годом позже программа «Дмитрий Донской на Куликовом поле». За эту картину Кипренский получил первую золотую медаль.

Работал художник и над образами для Казанского собора в Петербурге («Богоматерь с младенцем»). В период Отечественной войны 1812 года Кипренский создал особый тип небольшого карандашного портрета, непринужденно и глубоко запечатлевшего образы современников. С непосредственным дружелюбием он создал ряд изображений крестьянских детей.

Орест Кипренский. Молодой садовник. 1817. ГРМ
Орест Кипренский. Молодой садовник. 1817. ГРМ

В 1816 году Кипренский уехал пенсионером в Италию. Именно там были созданы такие произведения как «Портрет римского художника Грегорио Фиданца» (конец 1816-1822), «Молодой садовник» (1817). Возвращение в 1823 году на Родину вызвало у художника новый прилив творческих сил.

Благородный гуманизм Кипренского позволил ему передавать богатство и поэтичность духовного мира изображенных: меланхоличность Екатерины Авдулиной (1822 или 1823), воодушевление Евграфа Давыдова (1809). В последнем художник создал сложный образ мечтателя и воина. Орест Кипренский развил возможности портретного жанра в русском искусстве – он передавал богатство сложных эмоций, движение чувств, настроений, органично связывая фигуру человека со средой.

О.А. Кипренский. Портрет Е.С. Авдулиной. 1822-23. ГРМ
О.А. Кипренский. Портрет Е.С. Авдулиной. 1822-23. ГРМ

В 1828 году художник снова уехал в Италию, где и провел оставшиеся годы. По словам великого русского художника Александра Иванова, Кипренский «первый вынес имя русское в известность в Европе». «Автопортрет» мастера помещен в Уфицци (Флоренция, Италия), в галерее портретов знаменитых художников всего мира.

 

Пресс-служба ГРМ
24.03.2022

_________________

>>><<<