Заканчивается выставка «Другие берега. Русское искусство в Нью-Йорке. 1924» в Музее русского импрессионизма. Обычно мы пишем об открытии мероприятий, но сейчас хотим поговорить о закрывающейся 16 января выставке, которую всем кто не смог, нужно постараться посетить.
Нашим гостем будет Ольга Юркина, куратор выставки, специалист выставочного отдела Музея русского импрессионизма, которая нашла время ответить на несколько вопросов. Интервьюировали Алексей Сидельников и Михаил Тренихин.
Музей хотел рассказать о событии, которое несомненно можно считать показательным для художественной жизни России начала ХХ века
А.С.: Добрый день! Спасибо, что нашли время встретиться.
Какова была основная задача выставки в Америке? Говорили, что задачей была не информация из советской России, что искусство не погибло и не истреблено, а помощь художникам, получившим возможность продать свои работы.
О.Ю.: Как указывал выставочный комитет художников под председательством Сергея Арсеньевича Виноградова, рассылая официальные приглашения участвовать в американской выставке, цель была двояка: показать американской публике русское искусство и наиболее выгодно продать произведения искусства, обеспечив тем самым художников, многие из которых оказались в бедственном положении, страдали от острой нехватки средств и не имели возможности работать в полную силу. Тем не менее, выставка не имела никакой политической подоплёки, и были личной инициативой русских художников, вынужденных выживать в первые годы советской власти.
- Ольга Делла-Вос-Кардовская. Весенний день в Царско-сельском парке. 1907. Русская антикварная галерея. Москва
- Ольга Делла-Вос-Кардовская. За книгой. 1918. Тамбовский областной краеведческий музей
- Борис Григорьев. Бретонская рыбачка с ребёнком (Ле Пулиген). 1923. Частное собрание. Москва
- Борис Григорьев. Рыбак с крабом (Бретонский рыбак). 1922-1923. Собрание Анатолия и Майи Беккерман. Нью-Йорк
М.Т.: Чья была идея организовать выставку в Америке?
О.Ю.: Идея организовать выставку-продажу за границей возникла из разговора художника Сергея Арсеньевича Виноградова, который в тот момент возглавлял Союз русских художников, и Ивана Ивановича Трояновского, автора популярных учебников и книг по природоведению и естествознанию. Трояновский располагал средствами, которые мог вложить в предприятие. Также он пригласил в качестве ещё одного спонсора Ивана Дмитриевича Сытина, знаменитого книгоиздателя.
А.С: Кто из руководителей советского правительства содействовал организации выставки?
О.Ю.: Скажем так, советские правительственные органы не слишком препятствовали или наоборот помогали в организации выставки. Между комитетом художников и Особым комитетом по организации заграничных артистических турне и художественных выставок. К главным пунктам этого договора можно отнести тот, в котором обговаривалось отчисление 10% от суммы продаж картин и билетов. Также один из пунктов предусматривал регистрацию прибывших в Америку представителей художников в местном отделении русского Красного Креста, который и выполнял роль представительства Советской России в США, ведь дипломатических отношений между двумя странами тогда ещё не существовало.
- Пётр Кончаловский. Цветы на скатерти. 1919. Государственный Русский музей, СПб
- Пётр Кончаловский. Абрамцево. Дубовая роща. 1920. Частное собрание. Москва
- Пётр Кончаловский. Пруд (Озеро). 1921. Государственный Русский музей, СПб
- Пётр Кончаловский. Портрет Александра Леонидовича Вишневского. 1921. Музей-заповедник «Абрамцево»
- Пётр Кончаловский. Крылатское. Осень. 1923. Волгоградский музей изобразительных искусств имении И.И. Машкова
А.С: Кто выбирал полотна для выставки? Художники не ездили в Америку? Кто их представлял?
О.Ю.: Художники-участники сами отбирали свои работы. Предполагалось, что это будут наиболее успешные работы последнего времени. Или же авторские повторения произведений, созданных ранее.
А.С: Художники не ездили в Америку? Кто их представлял?
О.Ю.: От художников за океан поехали четыре человека – Сергей Виноградов, Игорь Грабарь, Константин Сомов и Фёдор Захаров. И если при организации выставки в России наиболее заметную роль играл Сергей Виноградов, то по прибытии в Нью-Йорк на первый план вышел Игорь Эммануилович Грабарь. Благодаря его письмам к жене и брату, а также дневникам и письма Константина Сомова мы знаем, как велась подготовка выставки и как она затем проходила в Нью-Йорке.
- Сергей Виноградов. Весенний пейзаж с сараями. 1915. Частное собрание. Москва
- Фёдор Захаров. Портрет Павла Эттингера. 1919. Частное собрание, Нью-Йорк
- Игорь Грабарь. Лучезарное утро. 1922. Музей-заповедник «Абрамцево»
М.Т.: Какие авторы смогли принять участие?
О.Ю.: В Выставке русского искусства в Америке участвовало ровно 100 ведущих отечественных мастеров того времени. Кроме уже перечисленных 4-х человек можно выделить В.Д. Поленова, А.Е. Архипова, К.А. Коровина, Б.М. Кустодиева, М.В. Нестерова, К.Ф. Юона, С.Ю. Жуковского, П.П. Кончаловского, И.И. Машкова и др.
- Илья Машков. Натюрморт с фарфоровыми статуэтками (Фарфоровые статуэтки и искусственные фрукты). 1922-1923. Государственный Русский музей. СПб
- Илья Машков. Искусственные фрукты. 1922 — начало 1923. Частное собрание. Москва
- Василий Шухаев. Купальщицы. 1920. Государственная Третьяковская галерея
- Василий Шухаев. Виолончель. 1921. Частное собрание
А.С: Кто является автором идеи выставки «Другие берега. Русское искусство в Нью-Йорке. 1924»?
Идея выставки зародилась у коллектива музея, когда велась работа над выставкой, посвященной Сергею Виноградова «Нарисованная жизнь». Ведь американский проект стал важной вехой в судьбе художника, именно с него началась его эмиграция. И предполагалось, что один из отделов выставки Виноградова будет посвящён американским гастролям. Но когда мы начали работать над материалом, то стало понятно, насколько это значительный и интересный момент в художественной жизни России 1920-х годов, который достоит того, чтобы о нем рассказали отдельно.
- Вениамин Белкин. Белые астры. 1913. Государственный Русский музей, СПб
- Александр Гауш. Натюрморт (Русский классицизм). 1911-1915. Государственный Русский музей, СПб
А.С: Выставка большая по количеству представленных произведений. Сколько их было представлено?
О.Ю.: На выставке в Америке было показано почти 1500 произведений живописи, графики, скульптуры и ДПИ. На выставке в нашем музее мы показали более 120 произведений. Да, это небольшая часть от того, что когда-то было представлено в Америке. Но даже эта экспозиция производит впечатление своим разнообразием жанров, стилей, форм.
М.Т.: Долго ли выставка подготавливалась?
О.Ю.: Рабочая группа музея работала над проектом почти 1,5 года. Этот период осложнялся ограничениями, накладываемыми эпидемиологической ситуацией. Зачастую оказывались недоступны библиотеки, архивы, музейные и частные собрания. Тем не менее даже в этих условиях удалось выявить почти 300 работ, осуществивших когда-то путешествие за океан.
- Константин Юон (Чёрные берёзы). Сергиев Посад. 1921. Вологодская областная картинная галерея
- Константин Юон. Августовский вечер. Лигачёво. 1922. Симферопольский художественный музей
- Константин Юон. Троицкий собор Троице-Сергиевой лавры. 1922. Частное собрание. Лондон
- Константин Юон. Трапезная. 1922. Государственный Русский музей. Санкт-Петербург
- Константин Юон. Провинциалки. 1920-1922. Дальневосточный художественный музей. Хабаровск
А.С: Как удалось найти и получить картины на выставку?
О.Ю.: Поиск произведений вёлся посредством изучения всех доступных библиографических источников, архивных документов, прессы того времени. Безусловно, очень помогло общение с ведущими специалистами-исследователями, с музейными хранителями и владельцами частных коллекций и антикварных галерей, а также с сотрудниками аукционных домов. Приложенные усилия помогли пролить свет на многие до этого неизвестные факты, касающиеся картин, например, Василия Поленова и Константина Сомова, а также других художников.
- Константин Сомов. Старый балет. 1923. Частное собрание
- Константин Сомов. Интерьер. 1932. Частное собрание. Москва
М.Т.: Все ли ожидаемые картины участвовали в выставке? Показалось, что в каталоге картин больше.
О.Ю.: На выставку удалось получить совсем не все произведения, которые были обнаружены. Иногда отказ в выдаче был связан с состоянием сохранности того или иного предмета. Иногда в силу вступали иные обстоятельства.
- Аполлинарий Васнецов. Зимний сон. 1908-1914. Государственная Третьяковская галерея
- Аполлинарий Васнецов. Пруд и подземелье. Демьяново. 1903-1917. Государственная Третьяковская галерея
- Аполлинарий Васнецов. Сумрачный день. Урал. 1919. Государственная Третьяковская галерея
- Аполлинарий Васнецов. Московский дворик зимой. 1920-е. Государственная Третьяковская галерея
А.С: Какая основная задача стояла перед устроителями выставки? Удалось ли её решить?
О.Ю.: Прежде всего музей хотел рассказать о событии, которое несомненно можно считать показательным для художественной жизни России начала ХХ века. Вряд ли еще в истории нашей страны был период, когда одновременно творило там много выдающихся художников самой разной направленности. Авангард соседствовал с академическими и передвижническими традициями. Сюжеты варьировались от евангельских сюжетов до опытов бессюжетной и нефигуративной живописи. Кроме того, в этой выставке безусловно важна событийная часть, как все было организовано самими художниками, а также их впечатления от Америки и американского образа жизни.
- Исаак Бродский. Старый лодки. 1907. Научно-исследовательский музей при Российской академии художеств. СПб
- Исаак Бродский. Серый день. 1912. Частное собрание
М.Т.: Каталоги удалось распродать? Как всегда выглядят замечательно!
О.Ю.: Большая часть напечатанных каталогов уже реализована. Издание пользуется популярность как у публики, так и у представителей музейно-научного сообщества.
- Аристарх Лентулов. Портрет актрисы Чебоксаровой. 1919. Тульское музейное объединение
- Аристарх Лентулов. Сергиев посад. 1922. Национальная галерея Армении. Ереван
А.С: Планируется ли в ближайшее время что-то столь объёмное, как закончившаяся выставка?
О.Ю.: С февраля по май 2022 года Музей русского импрессионизма совместно с Ельцин Центром и Энциклопедией русского авангарда представят выставку «Авангард: на телеге в XXI век» — реконструкцию масштабной экспозиции авангардного искусства, забытой в Вятской губернии сто лет назад.
Экспозиция продолжит серию проектов музея о художниках-авангардистах и выставках русского искусства первой трети XX века. Кураторы представят заново открытые работы Василия Кандинского, Александра Родченко, Николая Фешина, Ивана Клюна, Александры Экстер и других мастеров из собраний Вятского художественного музея имени В. М. и А. М. Васнецовых, Государственного музея изобразительных искусств Республики Татарстан, Слободского музейно-выставочного центра и Яранского краеведческого музея.
Летом музей обратится к жанру портрета, который на рубеже XIX–XX века переживает новый этап развития в русском искусстве. От задач фиксации внешнего облика, художники обращаются к психологическим интерпретациям образов и отражению внутреннего мира человека самыми различными методами, в том числе импрессионистскими и авангардистскими. Выставка с рабочим названием «Автопортрет и портрет художника» предлагает проследить, как изображает себя сам художник и каким он представляется современникам — живописцам, графикам, скульпторам.
Осенью музей представит публике персональную выставку Александра Савинова (1881–1942) — яркого последователя символистской школы живописи наряду с Кузьмой Петровым-Водкиным, Виктором Борисовым-Мусатовым и Павлом Кузнецовым.
А.С.: Благодарим за потраченное для нас время!
Со своей стороны надеемся на приглашение на новую выставку, о которой готовы рассказать.
- Абрам Архипов. Крестьянка в жёлтой рубахе. 1919. Частное собрание. Москва
- Абрам Архипов. Молодая крестьянка. 1920. Частное собрание. Москва
- Борис Кустодиев. Купец. 1923. Нижегородский государственный художественный музей
- Борис Кустодиев. Марфа и Марина (дети Шаляпина). 1920. Екатеринбургский музей изобразительных искусств
- Владимир Гринберг. Портрет Сергея Шилтова (Юноша с монетой). 1917. Ростовский областной музей изобразительных искусств
- Евгений Лансере. Аул Кафыр-Кумух в Дагестане. 1918. Научно-исследовательский музей при Российской академии художеств. СПб
- Николай Дормидонтов. Окраины Петрограда. Дом за Нарвской заставой. 1922-1923. Частное собрание. Москва
- Станислав Жуковский. Ночь под Рождество (Интерьер с ёлкой). 1918. Национальный художественный музей Республики Беларусь. Минск
- Станислав Жуковский. Река Вятка. 1922. Российский национальный музей музыки
- Алексей Исупов. У монастырской мельницы. 1918. Вятский художественный музей В.М. и А.М. Васнецовых, Киров
- Николай Ульянов. Крестный ход. До 1923. Собрание Анатолия и Майи Беккерман. Нью-Йорк
- Анна Остроумова-Лебедева. Ледоход на Неве. 1923. Собрание Д.Е. Шипетина, Москва
- Николай Богданов-Бельский. За работой (Свет фонаря). Ок. 1900. Частное собрание. Москва
- Михаил Ларионов. Офицерский парикмахер. 1907-1909. Галерея Альбертина. Вена
- Мартирос Сарьян. Арабская танцовщица. 1913. Дом-музей Мартироса Сарьяна, Ереван
- Кузьма Петров-Водкин. Жёлтое лицо. 1921. Чувашский государственный музей, Чебоксары
- Лев Бакст. Охотница. 1922. Частное собрание, Москва
- Савелий Сорин. Художник с Монпарнаса. 1923. Государственный Русский музей, СПб
- Сергей Чехонин, Босилка Радонич. Блюдо «Грусть». 1921. Государственный Эрмитаж, СПб
- Юрий Черкесов. Титульные листы для книги «Праздник игрушек». 1922. Собрание М.В. Сеславинского. Москва
- Огороженное место, где размещалась картина Вячеслава Бычкова Пароход «Встречный». 1920. Чувашский государственный художественный музей. Как стало известно, картина была повреждена на экспозиции неосторожным посетителем, но исключительно быстро восстановлена в прежнем виде
- Вячеслав Бычков. Пароход «Встречный». 1920. Чувашский государственный художественный музей
- Этикетаж картины Вячеслава Бычкова Пароход «Встречный». 1920. Чувашский государственный художественный музей
- Арнольд Лаховский. Базарный день. 1914. Альбион Галерея. Москва
- Василий Бакшеев. Летние сумерки. 1918. Государственный музей изобразительных искусств Республики Татарстан. Казань
- Николай Крымов. К вечеру. 1923. Тульское музейное объединение
- Александр Средин. Бал в старые годы. 1923. Нижегородский государственный художественный музей
Нашим гостем была Ольга Юркина, куратор выставки, специалист выставочного отдела Музея русского импрессионизма. Беседу провели и материал подготовили
Алексей Сидельников и Михаил Тренихин
__________________