Другие берега. Русские в Нью-Йорке

in Интервью/Музей 6225 views

Заканчивается выставка «Другие бере­га. Рус­ское ис­кус­ст­во в Нью-Йорке. 1924» в Музее русского импрессионизма. Обыч­но мы пи­­шем об от­крытии ме­­ро­­прия­тий, но сейчас хо­тим по­­го­ворить о за­­кры­­вающейся 16 ян­варя вы­став­ке, кото­рую всем кто не смог, нужно постараться посетить.

Нашим гостем будет Ольга Юркина, куратор выставки, спе­циа­лист вы­ставоч­ного от­дела Музея русского импрессионизма, которая нашла время ответить на несколько вопросов. Интервьюировали Алексей Сидель­ни­ков и Михаил Тренихин.

Другие берега. Русское искусство в Нью-Йорке. 1924

Музей хотел рассказать о событии, которое несомненно можно считать показа­тельным для ху­дожествен­ной жизни России начала ХХ века

А.С.: Добрый день! Спасибо, что нашли время встретиться.

Какова была основная задача выставки в Америке? Говорили, что за­дачей была не ин­формация из советской России, что искусство не погибло и не истреблено, а по­мощь ху­дож­никам, полу­чившим воз­мож­ность продать свои работы.

О.Ю.: Как указывал выставочный комитет худож­ников под пред­седа­тельством Сергея Арсеньевича Виноградова, рас­сылая офи­циальные пригла­шения участ­вовать в аме­рикан­ской выставке, цель была двояка: показать американской публи­ке русское искусство и наиболее выгодно продать произ­­ведения искусства, обеспечив тем самым художников, многие из ко­торых ока­зались в бед­ственном положении, стра­дали от ост­­рой нехватки средств и не имели возможности работать в полную силу. Тем не менее, выставка не имела никакой политической подоплёки, и были личной инициативой русских художников, вы­нужденных выживать в первые годы советской власти.

  • Ольга Делла-Вос-Кардовская. Весенний день в Царско-сельском парке. 1907. Русская антикварная галерея. Москва
  • Ольга Делла-Вос-Кардовская. За книгой. 1918. Тамбовский областной краеведческий музей
  • Борис Григорьев. Бретонская рыбачка с ребёнком (Ле Пулиген). 1923. Частное собрание. Москва
  • Борис Григорьев. Рыбак с крабом (Бретонский рыбак). 1922-1923. Собрание Анатолия и Майи Беккерман. Нью-Йорк

М.Т.: Чья была идея организовать выставку в Америке?

О.Ю.: Идея организовать выставку-продажу за границей возникла из разговора художника Сергея Арсеньевича Виноградова, который в тот момент возглавлял Союз русских художников, и Ивана Ивановича Трояновского, автора популярных учебников и книг по природоведению и естествознанию. Трояновский располагал средствами, которые мог вложить в предприятие. Также он пригласил в качестве ещё одного спонсора Ивана Дмитриевича Сытина, знаменитого книгоиздателя.

А.С: Кто из руководителей советского правительства содействовал орга­ни­зации выставки?

О.Ю.: Скажем так, советские правитель­ст­венные ор­ганы не слишком препятствовали или наоборот помогали в организации выставки. Между комитетом художников и Особым комитетом по орга­низации заграничных артис­тических тур­не и худо­жественных выставок. К главным пунктам этого договора можно отнести тот, в котором обгова­ривалось отчисление 10% от суммы продаж картин и би­летов. Так­­же один из пунктов предусмат­ривал ре­гистрацию при­­быв­ших в Аме­рику предста­вителей художников в местном отделении русского Красного Креста, который и вы­полнял роль представительства Советской России в США, ведь дип­лома­тических отношений между двумя странами тогда ещё не существовало.

Пётр Кончаловский. Перед зеркалом. 1923. Государственная Третьяковская галерея. Москва
  • Пётр Кончаловский. Цветы на скатерти. 1919. Государственный Русский музей, СПб
  • Пётр Кончаловский. Абрамцево. Дубовая роща. 1920. Частное собрание. Москва
  • Пётр Кончаловский. Пруд (Озеро). 1921. Государственный Русский музей, СПб
  • Пётр Кончаловский. Портрет Александра Леонидовича Вишневского. 1921. Музей-заповедник «Абрамцево»
  • Пётр Кончаловский. Крылатское. Осень. 1923. Волгоградский музей изобразительных искусств имении И.И. Машкова

А.С: Кто выбирал полотна для выставки? Художники не ездили в Америку? Кто их представлял? 

О.Ю.: Художники-участники сами отбирали свои работы. Предполагалось, что это будут наиболее успешные работы последнего времени. Или же авторские повторения произведений, созданных ранее.

А.С: Художники не ездили в Америку? Кто их пред­ставлял? 

О.Ю.: От художников за океан пое­ха­ли четыре чело­века – Сергей Виноградов, Игорь Грабарь, Константин Сомов и Фёдор Захаров. И если при организации выставки в России наиболее замет­ную роль играл Сергей Виноградов, то по при­бытии в Нью-Йорк на первый план вышел Игорь Эмма­нуилович Грабарь. Благодаря его письмам к жене и брату, а также днев­никам и пись­ма Константина Сомова мы знаем, как велась подготовка выставки и как она затем проходила в Нью-Йорке.

  • Сергей Виноградов. Весенний пейзаж с сараями. 1915. Частное собрание. Москва
  • Фёдор Захаров. Портрет Павла Эттингера. 1919. Частное собрание, Нью-Йорк
  • Игорь Грабарь. Лучезарное утро. 1922. Музей-заповед­ник «Абрамцево»
Сергей Виноградов. Весенний пейзаж с сараями. 1915. Частное собрание. Москва
Сергей Виноградов. Портрет жены художника в интерьере. 1919. Частное собрание. Москва

М.Т.: Какие авторы смогли принять участие?

О.Ю.: В Выставке русского искус­ства в Аме­рике участ­­вовало ровно 100 ведущих оте­чественных мастеров того времени. Кроме уже пере­численных 4-х че­ловек можно выде­лить В.Д. Поленова, А.Е. Архипова, К.А. Коровина, Б.М. Кустодиева, М.В. Нестерова, К.Ф. Юона, С.Ю. Жуковского, П.П. Кончаловского, И.И. Машкова и др.

Илья Машков. Натюрморт с фруктами. Арбуз и виноград. 1923. Государственный Русский музей. СПб
  • Илья Машков. Натюрморт с фарфоровыми статуэтками (Фарфоро­вые статуэт­ки и искус­ственные фрук­ты). 1922-1923. Государственный Русский музей. СПб
  • Илья Машков. Искусственные фрукты. 1922 — начало 1923. Частное собрание. Москва
Илья Машков. Портрет Николая Ивановича Сваткина. 1921-1923. Го­сударствен­ная Третья­ковская га­лерея. Москва
  • Василий Шухаев. Купальщицы. 1920. Го­сударственная Третья­ковская галерея
  • Василий Шухаев. Виолончель. 1921. Частное со­брание

А.С: Кто является автором идеи выставки «Другие берега. Русское искусство в Нью-Йорке. 1924»?

Идея выставки зародилась у коллектива музея, когда велась работа над выставкой, посвященной Сергею Виноградова «На­ри­со­ванная жизнь». Ведь американский проект стал важ­ной вехой в судьбе художника, именно с него началась его эми­грация. И предпо­лагалось, что один из отделов выставки Виноградова будет посвящён американским гастролям. Но когда мы начали ра­ботать над мате­риалом, то стало понятно, насколько это значительный и интересный момент в художественной жизни России 1920-х годов, который достоит того, чтобы о нем рассказали отдельно.

Вениамин Белкин. Фрукты на синем. 1910-е. Государственный Русский музей, СПб
  • Вениамин Белкин. Белые астры. 1913. Го­судар­ст­венный Русский музей, СПб
  • Александр Гауш. Натюрморт (Русский классицизм). 1911-1915. Го­судар­ст­венный Русский музей, СПб

А.С: Выставка большая по коли­честву представленных про­из­ведений. Сколько их было представлено? 

О.Ю.: На выставке в Америке было показано поч­ти 1500 произ­ведений живописи, графики, скульптуры и ДПИ. На выставке в нашем музее мы пока­зали более 120 произведений. Да, это небольшая часть от того, что когда-то было представлено в Америке. Но даже эта экспозиция производит впечатление своим разнообразием жанров, стилей, форм.

М.Т.: Долго ли выставка под­готав­ливалась?

О.Ю.: Рабочая группа музея работала над проектом почти 1,5 года. Этот период осложнялся огра­ничениями, накладываемыми эпи­де­мио­­ло­ги­чес­кой ситуа­цией. Зачастую ока­зывались недоступны библио­теки, архивы, музейные и частные собрания. Тем не менее даже в этих условиях удалось выявить почти 300 работ, осущест­вивших когда-то путешествие за океан.

  • Константин Юон (Чёрные берёзы). Сергиев Посад. 1921. Воло­год­ская областная картинная галерея
  • Константин Юон. Августовский вечер. Лигачёво. 1922. Симфе­ро­польский художественный музей
  • Константин Юон. Троицкий собор Троице-Сергие­вой лавры. 1922. Частное собрание. Лондон
  • Константин Юон. Трапезная. 1922. Государственный Русский музей. Санкт-Пе­тербург
  • Константин Юон. Провинциалки. 1920-1922. Дальневос­точный ху­дожественный музей. Хабаровск

А.С: Как удалось найти и получить кар­тины на вы­ставку?

О.Ю.: Поиск произве­дений вёл­ся по­сред­ством изучения всех доступных библио­гра­фических источников, архивных до­кументов, прессы того вре­мени. Безусловно, очень по­могло общение с ведущими спе­циалис­тами-ис­сле­до­вате­ля­ми, с музей­ными хранителями и вла­дельцами частных коллекций и антик­варных галерей, а также с со­трудниками аукционных домов. Прило­женные усилия помогли пролить свет на многие до этого неиз­вестные факты, касающиеся картин, например, Василия Поленова и Константина Сомова, а также других художников.

Константин Сомов. Эскиз афиши русского искусства. 1924. Собрание С.Б. Степанова, Москва
  • Константин Сомов. Старый балет. 1923. Частное собрание
  • Константин Сомов. Интерьер. 1932. Частное собрание. Москва

М.Т.: Все ли ожидаемые картины участвовали в выставке? Показалось, что в каталоге картин больше.

О.Ю.: На выставку уда­лось по­лучить сов­сем не все произ­ве­дения, которые были обнаружены. Иногда отказ в выдаче был связан с состоянием сохранности того или иного предмета. Иногда в си­лу вступали иные обстоя­тельства.

Алексей Исупов. У монастырской мельницы. 1918. Вятский художественный музей В.М. и А.М. Васнецовых, Киров
  • Аполлинарий Васнецов. Зимний сон. 1908-1914. Го­сударствен­ная Третья­ковская га­лерея
  • Аполлинарий Васнецов. Пруд и подземелье. Демьяново. 1903-1917. Государственная Третьяковская галерея
  • Аполлинарий Васнецов. Сумрачный день. Урал. 1919. Государственная Третьяковская галерея
  • Аполлинарий Васнецов. Московский дворик зимой. 1920-е. Государственная Третьяковская галерея

А.С: Какая основная задача стояла перед устроителями выставки? Удалось ли её решить?

О.Ю.: Прежде всего музей хотел рас­сказать о собы­тии, которое не­сомненно можно считать по­казательным для ху­дожествен­ной жизни России начала ХХ века. Вряд ли еще в истории на­шей страны был период, когда одновременно творило там много вы­дающихся художников самой разной направ­ленности. Авангард со­седствовал с ака­демическими и перед­вижническими тра­дициями. Сюжеты варьи­ровались от еван­гельских сюжетов до опытов бес­сю­жетной и не­фигуративной живописи. Кроме того, в этой выставке безусловно важна событийная часть, как все было организовано самими художниками, а также их впе­чатления от Америки и амери­канского образа жизни.

  • Исаак Бродский. Старый лодки. 1907. Научно-ис­следовательский му­зей при Российской академии художеств. СПб
  • Исаак Бродский. Серый день. 1912. Частное со­бра­ние

М.Т.: Каталоги удалось распродать? Как всегда вы­гля­дят за­мечательно!

О.Ю.: Большая часть напе­чатанных ката­логов уже реа­лизо­вана. Издание пользуется популярность как у публики, так и у представителей музейно-научного сообщества.

Семён Павлов. Зима. 1923. Государственный Русский музей. СПб
  • Аристарх Лентулов. Портрет актрисы Чебоксаровой. 1919. Тульское музейное объединение
  • Аристарх Лентулов. Сергиев посад. 1922. Национальная галерея Армении. Ереван

А.С: Планируется ли в ближайшее вре­мя что-то столь объём­ное, как за­кончив­шаяся выставка?

О.Ю.: С февраля по май 2022 года Музей русского импрес­сионизма совместно с Ельцин Центром и Энциклопедией русского авангарда представят выставку «Авангард: на телеге в XXI век» — реконструкцию масштаб­ной экспозиции аван­гардного искусства, забытой в Вятской губер­нии сто лет назад.

Экспозиция продолжит серию проектов музея о худож­никах-аван­гар­дистах и выставках русского искусства первой трети XX века. Кураторы представят заново открытые работы Василия Кан­динского, Александра Родченко, Николая Фешина, Ивана Клюна, Александры Экстер и других мастеров из собраний Вятского художе­ст­венного музея име­ни В. М. и А. М. Васнецовых, Госу­дарственного музея изо­бразитель­ных искусств Рес­пуб­лики Та­тарстан, Слободского музейно-выставочного центра и Яранского краевед­ческого музея.

Летом музей обратится к жанру портре­та, ко­торый на ру­беже XIX–XX века переживает новый этап развития в русском искус­стве. От задач фик­сации внешнего облика, художники обращаются к пси­хологи­ческим интер­претациям образов и отражению внутреннего мира человека самыми различными методами, в том чис­ле им­прес­сионист­скими и аван­гардист­скими. Вы­став­ка с рабочим названием «Авто­портрет и портрет художника» предлагает проследить, как изображает себя сам художник и каким он представляется со­вре­мен­никам — жи­вописцам, графикам, скульпторам.

Осенью музей представит публике персональную выставку Александра Савинова (1881–1942) — яркого последователя символистской школы живописи наряду с Кузьмой Петровым-Водкиным, Виктором Борисовым-Мусатовым и Павлом Кузнецовым.

А.С.: Благодарим за потраченное для нас время!

Со своей стороны надеемся на приглашение на новую выставку, о которой готовы рассказать.

Абрам Архипов. Эскиз неосуществлённой картины. 1920. Государственный Русский музей. Санкт-Петербург
  • Абрам Архипов. Крестьянка в жёлтой рубахе. 1919. Частное собрание. Москва
  • Абрам Архипов. Молодая крестьянка. 1920. Частное собрание. Москва
Леонард Туржанский. Дача. Вечер. Начало 1910-х. Музей импрессионизма. Москва
  • Борис Кустодиев. Купец. 1923. Нижегородский государственный художественный музей
  • Борис Кустодиев. Марфа и Марина (дети Шаляпина). 1920. Екатеринбургский музей изобразительных искусств
  • Владимир Гринберг. Портрет Сергея Шилтова (Юноша с монетой). 1917. Ростовский областной музей изобра­зительных искусств
  • Евгений Лансере. Аул Кафыр-Кумух в Дагестане. 1918. Научно-иссле­довательский музей при Российской академии художеств. СПб
  • Николай Дормидонтов. Окраины Петрограда. Дом за Нарвской заставой. 1922-1923. Частное собрание. Москва
  • Станислав Жуковский. Ночь под Рождество (Интерьер с ёлкой). 1918. Национальный художественный музей Республики Беларусь. Минск
  • Станислав Жуковский. Река Вятка. 1922. Российский национальный музей музыки
  • Алексей Исупов. У монастырской мельницы. 1918. Вятский художественный музей В.М. и А.М. Васнецовых, Киров
  • Николай Ульянов. Крестный ход. До 1923. Собрание Анатолия и Майи Беккерман. Нью-Йорк
  • Анна Остроумова-Лебедева. Ледоход на Неве. 1923. Собрание Д.Е. Шипетина, Москва
  • Николай Богданов-Бельский. За работой (Свет фонаря). Ок. 1900. Частное собрание. Москва
  • Михаил Ларионов. Офицерский парикмахер. 1907-1909. Галерея Альбертина. Вена
  • Мартирос Сарьян. Арабская танцовщица. 1913. Дом-музей Мартироса Сарьяна, Ереван
  • Кузьма Петров-Водкин. Жёлтое лицо. 1921. Чувашский государственный музей, Чебоксары
  • Лев Бакст. Охотница. 1922. Частное собрание, Москва
  • Савелий Сорин. Художник с Монпарнаса. 1923. Государственный Русский музей, СПб
  • Сергей Чехонин, Босилка Радонич. Блюдо «Грусть». 1921. Государственный Эрмитаж, СПб
  • Юрий Черкесов. Титульные листы для книги «Праздник игрушек». 1922. Собрание М.В. Сеславинского. Москва
  • Огороженное место, где размещалась картина Вячеслава Бычкова Пароход «Встречный». 1920. Чувашский государственный художественный музей. Как стало известно, картина была повреждена на экспозиции неосторожным посетителем, но исключительно быстро восстановлена в прежнем виде
  • Вячеслав Бычков. Пароход «Встречный». 1920. Чувашский государственный художественный музей
  • Этикетаж картины Вячеслава Бычкова Пароход «Встречный». 1920. Чувашский государственный художественный музей
  • Арнольд Лаховский. Базарный день. 1914. Альбион Галерея. Москва
  • Василий Бакшеев. Летние сумерки. 1918. Государственный музей изобразительных искусств Республики Татарстан. Казань
  • Николай Крымов. К вечеру. 1923. Тульское музейное объединение
  • Александр Средин. Бал в старые годы. 1923. Нижегородский государственный художественный музей

Нашим гостем была Ольга Юркина, куратор выставки, спе­циа­лист вы­ставоч­ного от­дела Музея русского импрессионизма. Беседу провели и материал подготовили

Алексей Сидель­ни­ков
и Михаил Тренихин

 

Юлия Петрова. Просто это сложно

Охотники за искусством

За фасадом эпохи

Авангард на телеге в ХХI век

__________________

Обсудить материал >>>

Рекомендуем

Перейти К началу страницы