Точки зрения

in Новости музеев 805 views

С 9 июня по 2 октября Музей русского импрессионизма представит выставку «Точки зрения». Через сопоставление автопортретов и портретов художников кураторы расскажут о развитии жанра портрета и способах представления человека на рубеже XIX–XX веков. В экспозицию войдут работы Ильи Репина, Бориса Кустодиева, Роберта Фалька, Владимира Татлина, Зинаиды Серебряковой, Наталии Гончаровой и других.

Фальк Роберт. Автопортрет с завязанным ухом. 1921. Государственная Третьяковская галерея
Фальк Роберт. Автопортрет с завязанным ухом. 1921. Государственная Третьяковская галерея
Потехина Елизавета. Портрет Роберта Фалька. 1910-е. Музей-заповедник «Абрамцево»
Потехина Елизавета. Портрет Роберта Фалька. 1910-е. Музей-заповедник «Абрамцево»

Зрители смогут проследить, как изображали себя сами мастера и какими их видели современники — живописцы, графики, скульпторы. Реалисты и новаторы, участники «Мира искусства» и «Голубой розы», школы Павла Филонова и «Бубнового валета» пишут автопортреты и портреты друг друга, демонстрируя схожесть или принципиальное различие «точек зрения».

Беляшин Василий. Автопортрет с самоваром. 1922. Собрание Р. Д. Бабичева, Москва
Беляшин Василий. Автопортрет с самоваром. 1922. Собрание Р. Д. Бабичева, Москва
Татлин Владимир. Автопортрет. Костромской государственный художественный музей
Татлин Владимир. Автопортрет. Костромской государственный художественный музей

В экспозиции встретятся реалистическая традиция психологизма, импрессионистический лиризм, символистская театральность и кубистический эксперимент. Если некоторые пары автопортретов и портретов оказываются практически идентичны по стилистике — как, например, практически беспредметные образы Александра Родченко и Варвары Степановой, то другие обыгрывают разницу манер — это автопортрет Михаила Ларионова парижского периода и его портрет кисти Наталии Гончаровой.

Родченко Александр. Автопортрет. 1920. Частное собрание, Москва
Родченко Александр. Автопортрет. 1920. Частное собрание, Москва
Степанова Варвара. Автопортрет. 1920. ГМИИ им. А. С. Пушкина
Степанова Варвара. Автопортрет. 1920. ГМИИ им. А. С. Пушкина
Ларионов Михаил. Автопортрет с неизвестной. 1924. Государственная Третьяковская галерея
Ларионов Михаил. Автопортрет с неизвестной. 1924. Государственная Третьяковская галерея

В портретных образах находят отражение личные взаимоотношения художников: профессиональные, как у Ильи Репина и Исаака Бродского; дружеские, как у Бориса Кустодиева и Ивана Куликова; семейные, как у четы Фаворских или Кардовских. В начале века в портретах появляются и новые мотивы — зеркала, маски, карнавальные или старинные костюмы, картины-в-картине, окна, средневековые города в качестве фона или даже городские микромиры.

Делла-Вос-Кардовская Ольга. Автопортрет. 1917. Государственный Русский музей
Делла-Вос-Кардовская Ольга. Автопортрет. 1917. Государственный Русский музей
Остроумова-Лебедева Анна. Автопортрет. 1900-е. Собрание KGallery, Санкт-Петербург
Остроумова-Лебедева Анна. Автопортрет. 1900-е. Собрание KGallery, Санкт-Петербург
Сапунов Николай. Портрет художника Н. Д. Милиоти.1908. Государственный Русский музей
Сапунов Николай. Портрет художника Н. Д. Милиоти.1908. Государственный Русский музей

Выставка будет сопровождаться рядом открытий. Впервые будут экспонироваться «Автопортрет с неизвестной» Михаила Ларионова из собрания Государственной Третьяковской галереи, а также работа Роберта Фалька «Лиза в голубой шали» из коллекции Орловского музея изобразительных искусств, ранее не представленная в Москве. Широкая публика познакомится с малоизвестными именами, среди которых Виктор Барт — соратник Михаила Ларионова, Лев Зевин — ученик Роберта Фалька и Владимир Бехтеев — участник объединения «Синий всадник».

Барт Виктор. Двойной портрет. 1911. Костромской музей-заповедник
Барт Виктор. Двойной портрет. 1911. Костромской музей-заповедник

Посетители увидят произведения из Государственного Русского музея, Государственной Третьяковской галереи, Государственного музея изобразительных искусств им. А. С. Пушкина, ряда федеральных и региональных российских музеев, а также частных коллекций Москвы и Санкт-Петербурга. Автопортреты и портреты будут дополнены архивными фотографиями, которые позволят провести параллели с реальным обликом художника и его артистическими интерпретациями.

Сарьян Мартирос. Автопортрет. Государственный музей Востока
Сарьян Мартирос. Автопортрет. Государственный музей Востока
Браз Осип. Портрет художника Сергея Васильевича Иванова. 1903. Государственная Третьяковская галерея
Браз Осип. Портрет художника Сергея Васильевича Иванова. 1903. Государственная Третьяковская галерея
Иванов Сергей. Автопортрет. 1895. Тюменское музейно-просветительское объединение
Иванов Сергей. Автопортрет. 1895. Тюменское музейно-просветительское объединение
Малявин Филипп. Портрет А. П. Остроумовой. 1896. Государственный Русский музей
Малявин Филипп. Портрет А. П. Остроумовой. 1896. Государственный Русский музей

В каталог выставки «Точки зрения» вошли статьи искусствоведов Софьи Багдасаровой об эволюции жанра портрета в мировом искусстве и Елены Якимович о русском фотопортрете. Выставка будет сопровождаться просветительской программой для детей и взрослых.

Куратор:

Наталья Свиридова, главный хранитель Музея русского импрессионизма.

 

Музей русского импрессионизма

ВЫСТАВКА «ТОЧКИ ЗРЕНИЯ»

125040, Москва, Ленинградский проспект, д. 15, стр. 11

Выставка открыта с 9 июня 2 октября 2022 г.

Пресс-служба
Музей русского импрессионизма
14.05.2022

Точки зрения: Фёдор Шаляпин (Музей русского импрессионизма)

Авангард на телеге в ХХI век (Музей русского импрессионизма)

Другие берега. Русские в Нью-Йорке (Музей русского импрессионизма)

_________________

>>><<<