Гори ясно. Огненная скульптура

in Искусство/Фарфор, керамика, стекло 5251 views

Процесс обжига керамики завораживает. Видимо, это что-то первобытное. Приятно смотреть на огонь. А в случае с керамикой — приятно получить из огня произведения. Огонь становится соавтором. В этом есть что-то очень философское, вечное, глубоко прочувствованное. Любая керамика требует обжига. Но вот рассказать, о том как некоторые художники-керамисты «жгут», сможет не каждый! Для этого мы обратились к художнику и журналисту, куратору выставок Татьяне Пунанс, любезно подготовившей материал про огненную скульптуру — очень монументальную и захватывающую в изготовлении.

Заместитель главного редактора
Михаил Тренихин

Огненная скульптура

В последнее время огненной скульптурой «болеют» все. Маленькие и большие они возникают как грибы после дождя как завершение фестивалей, дней города и просто как совместное развлечение. Огненная скульптура — относительно новый жанр в художественной керамике. И старый одновременно, так как заимствован современными художниками у различных этнических групп, обжигающих похожим образом свои ритуальны скульптуры и даже дома. Так делают по сей день в Индии, в Африке и Латинской Америке.

Потребность обжигать керамическую скульптуру отдельно, вне печи имеет несколько причин: размеры скульптуры не позволяют «войти» в печь, необходимость создать шоу, привлечь внимание публики к необычности и непривычности работы с керамикой, знакомство керамистов с возможностью независимости от благ цивилизации, необходимость в художественном высказывании..

«Огненных» шоу стало так много, что многие наши  керамисты искренне полагают, что изобретены само-обжигающиеся  скульптуры в  России.

Создание огненной скульптуры на ВДНХ по заказу «Дымов керамика»

Но это не так. Известный  в мире керамист Вали Хавес — индиец, учившийся в Испании, а женившийся  в Японии, таким образом, совершенно мультикультурный персонаж, придумал первым и проводил по всей Европе  мастер-классы  по быстрому строительству огненной скульптуры, преследуя единственную цель — показать керамистам естественный путь керамики, возможность уйти от зависимости от электропечей. Надо ли говорить, что огненная скульптура сама себя обжигает дровами, что делает возможным создавать её практически в любом месте.

Нина Хол (Nina Hole) создаёт огненную скульптуру. По размеру лесов видно, что произведение может быть очень и очень высокой. Средний размер 1.8-2.2 метра. После 1.8 метра нужны уже леса или какие-то конструкции, чтобы работать сверху. Или делать скульптуру из частей и собирать потом как пирамидку.

Параллельно с Вали, известная датчанка Нина Холл стала делать свои гигантские скульптуры-дома в полях с помощью лесов и помощников, и в итоге красиво и зрелищности обжигать их, создавая огненные шоу на радость публике, художественные перформансы, демонстрируя своеобразный триумф керамики.

Скульптура Нины Хол (Nina Hole) в Сасама (Япония)

Суммируя идеи этих двух выдающихся людей, можно сказать, что огненная скульптура стала неотъемлемой частью современной керамики, её размеры все растут, а форма все усложняется. Это очень зрелищное действо, особенно когда скульптур бывает много, как было некоторое время назад на Торговой площади Суздаля.

Итак, в чем суть огненной скульптуры? Лепится из шамота не закрытая,  полая скульптура, размер которой ограничен лишь воображением автора или авторского коллектива. Чаще лепится прямо на месте обжига, на подтопке из кирпича. Если есть необходимость в переносе, можно набирать высоту частями, а потом собирать на финальном месте. После просушки и росписи ангобами и глазурями, скульптура-печь укутывается каолиновой ватой, фольгой или прячется в каркас-футляр,  что доступно,  и проводится обжиг дровами или газом. На пике температуры ватное одеяло снимается, каркас раскрывается, и скульптура предстаёт зрителям в сияющем, раскаленном состоянии, искрясь и меняя цвет при остывании.

Количество отверстий и прорезей дают возможность зрителям наблюдать пустотелость керамического тела. Посыпания опилками усиливают зрелищность шоу. Это кратко. За скобками остаются различные технологические нюансы и трудности, но праздник огня того стоит! Во многих городах России уже стоят огненные керамические скульптуры или даже серии, их количество будет только расти. Было бы неплохо ввести такое задание в программы по обучению керамистов, как быстрый и зрелищный путь, способ  понять и полюбить керамику. А художникам огненная скульптура даёт возможность устроить праздник себе и зрителям и популяризировать таким образом искусство керамики.

Огненная скульптура. Процесс создания

В создании огненной скульптуры есть много технологических тонкостей и правил, а ведение обжига — сложный и деликатный процесс. Необходимость работы с большими размерами в керамике, а затем и сам обжиг являются очень захватывающими этапными проверками керамиста на прочность, оставляют большое впечатление и потребность работать и дальше над сложными задачами.

Чаще всего, огненная скульптура — это работа коллективная, но бывают и исключения. Почему это стало интересно художникам? Потому что можно слепить большой размер, для которого нет печей, потому что можно решать сложнейшие профессиональные задачи, как эстетические так и технологические, потому что можно оставить весомый  и визуальный след, приблизить понимание публики к сложной для понимания керамике, похулиганить наконец, и коллективно, вместе, пережить катарсис от огня и совместной деятельности.

Если обжигать на высокую температуру 1280-1300, скульптура может пережить зиму и жить на улице.  Большое заблуждение думать, что скульптура делается всегда на какую-то этническую или фольклорную тему. Работы Нины Холл и многих других авторов подчеркнуто современны и монументальны, минималистичны и знакоподобны.

Создание огненной скульптуры

Про коллекционеров и музейные собрания огненной скульптуры. Многие Международные керамические центры дарят скульптуры городским паркам и общественным пространствам, так как что это тоже своего рода коллекционирование. Так в Никополе есть симпозиум по скульптуре, и все они  остаются в городском сквере, люди могут смотреть как на процесс, так и на результат.

 

Ялта, Никитский ботанический сад. Огненная скульптура. Изготовление из нескольких частей
Ялта, Никитский ботанический сад. Огненная скульптура

Прошлой осенью мы с коллегами работали в Ялте для Ботанического сада, там все скульптуры и остались, следуя модной тенденции о слиянии парков с искусством.

Датский Центр Керамический Центр в Гульдагергарде ежегодно проводит акцию по созданию, а затем и передаче городу и парку большой авторской скульптуры. Примеров такого общественного коллекционирования много.

Татьяна Пунанс. Создание огненной скульптуры на ВДНХ по заказу «Дымов керамика»

Одним словом, это такое новое в керамике увлечение, позволяющее всем порадовать друг друга и объединиться, как зрителям, так и художникам. Моя мечта — сделать проект, в котором будут участвовать более 20 авторов разных национальностей и стилистических особенностей, и все скульптуры будут гореть одновременно. Уверена, что рано или поздно это произойдет.

Сергей Исупов (Эстония-США). Скульптура «Поцелуй» в общественном парке Дании. Обжиг и результат

Моя мечта — сделать проект, в котором будут участвовать более 20 авторов разных национальностей и стилистических особенностей, а все скульптуры будут гореть одновременно. Уверена, что рано или поздно это произойдет.

Приятно, когда работа делается для интересного места, на интересную тему или по поводу какого-то яркого события.

Не стоит повторять этот путь самостоятельно, так как экстремальный обжиг может быть опасен для непрофессиональных пользователей.

Татьяна Пунанс
Художник-керамист, журналист, дизайнер

Русский керамический десант в Китае. Татьяна Пунанс

Агитфарфор не отступает

Выставка «Фарфор 1960-1990-х годов»

__________________

Обсудить материал >>>