Любителям русского модерна будет интересно увидеть редко выставляемые работы авторов врубелевского времени, малоизвестных широкому кругу поклонников этого стиля. Более тридцати произведений размещены во «Врубелевском» зале Государственной Третьяковкой галереи: все работы Михаила Врубеля (кроме Принцессы Грёзы) уже находятся в здании Новой Третьяковки на Крымском валу, где готовится к открытию грандиозная выставка его работ.
Как нам сказала Татьяна Львовна Карпова, заместитель директора Государственной Третьяковской галереи по научной работе, «выставка Врубеля подобного размаха последний раз была в 60-х годах прошлого века. Кстати, в Москве нет музея модерна. Поэтому нужно найти возможность непременно посетить подготовленное мероприятие, организуемое на основании работ из собрания (в т.ч. из фондов) Государственной Третьяковской галереи (Москва), Русского музея (Санкт-Петербург) и частных коллекций. К сожалению, работы находящиеся на территории Украины нет возможности включить в экспозицию».
Но для общего понимая стиля модерн, для знакомства с работами авторов «врубелевского круга и времени» выставка в Лаврушинском — очень важна. Зрители могут не просто увидеть работы художников одного времени с Врубелем, но и понять взаимопроникновение этих авторов, дополнение произведений одного автора другим, ведь модерн — модерн стиль синтетический, объединяющий архитектуру, живопись, графику, скульптуру и т.п. Архитектуру в стиле модерн в Москве ещё можно увидеть, а вот фонды Третьяковка открыла не на всегда.
Поэтому нужно сходить и в Лаврушинский и на Крымский вал!
- Николай Ульянов. Портрет В.И. Иванова. Около 1920. Государственная Третьяковская галерея
- Николай Ульянов. Портрет А.Н. Бурышкиной. 1910-е. Государственная Третьяковская галерея
- Николай Ульянов. Портрет К.Д. Бальмонта. 1909. Государственная Третьяковская галерея
Алексей Савинов, Пётр Боткин, Василий Денисов, Иосиф Бродский, Николай Ульянов, Александр Головин, Николай Андреев, Ольга Делла-Вос-Кардовская, Анна Голубкина… Сегодня работы этих авторов символично осеняет «Принцесса Грёза» Михаила Врубеля — вершина мастерства и точка отсчёта стиля модерн.
Представленные работы объединены общими идеями:
- Обращение к прошлому: ведь многие воспринимали окружающее через искусство прошлых веков, например, обращение к греческом стилю.
- Воспевание вечной жизни. Портреты вписаны в природу.
- Поиск вечной женственности, воспеваемой поэтам и и художниками.
Столь интересные идеи были разбиты началом и ужасами Первой Мировой войны…
Алексей Сидельников
- Александр Головин. Портрет поэта М.А Кузмина. 1910. Государственная Третьяковская галерея
- Александр Головин. Болотная заросль. 1917. Государственная Третьяковская галерея
Из пресс-релиза выставки
В ноябре в Новой Третьяковке открывается масштабный проект — монографическая выставка Михаила Врубеля. В освободившихся залах художника в постоянной экспозиции посетителям музея будут показаны другие грани стиля модерн.
Впервые за долгие годы крупноформатное панно «Принцесса Грёза», единственное произведение Врубеля, оставшееся в здании в Лаврушинском переулке, окажется вписанным в контекст эпохи благодаря соседству с произведения ми других мастеров русского модерна.
- Василий Денисов. Пещера. 1906. Государственная Третьяковская галерея
- Василий Денисов. Богатырь. 1910-е. Государственная Третьяковская галерея
- Василий Денисов. Композиция к классическому пейзажу. 1910. Государственная Третьяковская галерея
- Василий Денисов. Птица сирин. 1914. Государственная Третьяковская галерея
- Василий Денисов. Битва на мосту. 1915. Государственная Третьяковская галерея
- Василий Денисов. Палаты царя Берендея. 1916. Государственная Третьяковская галерея
В рамках проекта «Третьяковская галерея открывает свои запасники» музей представляет выставку «Русский модерн: на пути к синтезу искусств», которая объединяет произведения, созданные русскими художниками в конце 1890-х – 1910-х годах. Известные работы и забытые шедевры продемонстрируют многоликость стиля модерн в России и откроют широкому зрителю новые имена.
Название выставочного проекта отсылает к идее связи пластических искусств, литературы, музыки и театра, характерной для эпохи рубежа веков. Многие художники, пробовавшие себя в сценографии, перенесли опыт оформления театральных постановок в станковую живопись. Законы монументального искусства, когда глубина пространства достигается не за счет прямой перспективы, а путем расширения цветовой поверхности, повлияли на живописные произведения авторов. Принцип плоскостности изображения стал одной из причин широкого распространения картин-панно. Подтверждением этому выступают панно М.А. Врубеля, К.Ф. Богаевского, И.И. Бродского, А.Я. Головина, А.И. Савинова, включенные в экспозицию. Специально к открытию выставки была произведена реставрация панно «Вечер на берегу озера» (1897) Ф.В. Боткина, ныне почти забытого художника, работы которого высоко ценил С.П. Дягилев. Этим выставочным проектом Третьяковская галерея заново открывает публике имя этого талантливого мастера эпохи модерна.
- Фёдор Боткин. Вечер на берегу озера. 1897. Государственная Третьяковская галерея
- Фёдор Боткин. Женский силуэт. 1897. Государственная Третьяковская галерея
Тема синтеза искусств продолжается в галерее прижизненных портретов ярких представителей Серебряного века А.А. Ахматовой (1914), Н.С. Гумилёва (1909) кисти О.Л. Делла-Вос-Кардовской, М.А. Кузмина (1910) работы А.Я. Головина, А. Белого (1907), выполненного А.С. Голубкиной, В.И. Ивановна (около 1920), написанного Н.П. Ульяновым.
- Ольга Делла-Вос-Кардовская. Портрет Н.С Гумилёва. 1909. Государственная Третьяковская галерея
- Ольга Делла-Вос-Кардовская. Портрет А.А, Ахматовой. 1914. Государственная Третьяковская галерея
Судьбы живописцев и поэтов тесно переплетались, они регулярно встречались на литературных и музыкальных вечерах. Приятельские и дружеские отношения помогали художникам приоткрывать внутренний мир человека, изображенного на полотне.
Стиль модерн проявил себя и в пейзажной живописи конца 1890-х – 1910-х годов. В пейзажах К.Ф. Богаевского отразились его впечатления от произведений мастеров итальянского Возрождения, французского классицизма и немецкого романтизма. М.А. Волошин называл произведения Богаевского историческим пейзажем, аргументируя тем, что на полотнах художника восточный Крым предстаёт как древняя Киммерия. Богаевский изображает пейзаж, глядя на него сквозь призму прошлого, то есть фактически воссоздает свое представление о том, как эта земля, ее горы, небо, море и реки выглядели столетия назад.
Подчёркивая фантастичность реального пейзажа, Богаевский, по сути, добивается его мифологизации.
- Константин Богаевский. Берег моря. 1907. Государственная Третьяковская галерея
- Константин Богаевский. Утро. 1910. Государственная Третьяковская галерея
Жизнерадостным элегизмом проникнуты работы А.И. Савинова 1909–1911 годов, созданные автором в период путешествий по Италии в качестве пенсионера Императорской Академии художеств. Идеалистическая возвышенная трактовка натурных мотивов, живописная техника, напоминающая неровную поверхность старой фрески, позволяет относить его работу «На балконе» (1909) к жанру картины-панно. Однако в этом случае мы можем говорить о театрализации сюжета: девушка словно предстает на сцене на фоне декораций, изображающих цветущую южную природу. Ароматы лимонных и апельсиновых деревьев Капри, смешанные с запахом моря, роз и «ещё чего-то, что несётся со всего цветущего, зелёного острова», синтезировались в архетипический образ сада — сада творческой мечты.
Многоцветие и декоративность соединились со столь характерным для искусства модерна интересом к художественным традициям прошедших эпох в работе И.И. Бродского «Италия» (1911). Художник проводил лето на Капри в гостях у А.М. Горького, где и написал эту картину, изобразив на ней себя и близких. Чувство восхищения щедростью южного края превратила это полотно в гимн щедрости средиземноморской природы. Цветовая гамма лёгкой, почти невесомой живописи обнаруживает сходство со средневековыми гобеленами. На картине рождается образ райского сада, в котором царят гармония и радость.
Отечественные художники рубежа XIX–ХХ веков бурно осваивали европейские традиции, следуя по пути интернационального модерна, отличающегося многообразие типологических форм. Обращаясь к идеям символизма, мастера модерна не просто наполняли свои композиции образами-символами, а преображали реальность во имя достижения художественной истины. Погружающие в мир грез произведения — как редко покидающие запасники Третьяковской галереи, так и хорошо знакомые публике в рамках постоянной экспозиции, — продемонстрируют модерн в России в его многообразии.
- Николай Андреев. Портрет Зои Покровской. 1904. Государственная Третьяковская галерея
- Николай Андреев. Портрет Л.И. Рыбаковой. 1904-1905. Государственная Третьяковская галерея
- Николай Андреев. Портрет А.К. Фехтнер. 1912-1914. Государственная Третьяковская галерея
- Николай Андреев. Портрет М.Э Ушковой. 1915-1916. Государственная Третьяковская галерея
Выставка открыта с 26 октября 2021 по 30 сентября 2022 года
Лаврушинский переулок, 10, залы Врубеля (32–34)
Куратор: Надежда Мусянкова, старший научный сотрудник, кандидат искусствоведения
Ночь Врубеля
В рамках акции «Ночь искусств» 4 ноября в онлайн-формате пройдет специальный проект «Ночь Врубеля»,
В программе вечера — ночная онлайн-прогулка по выставке «Михаил Врубель» с участием куратора Ирины Шумановой, а также видеотрансляция концерта Кирилла Рихтера и Константина Дорохова. Мировую премьеру произведений, посвящённых Врубелю и ключевому образу в его творчестве — Демону, будет сопровождать показ Digital-инсталляции, также посвящённой художнику.
Трансляция «Ночи Врубеля» будет доступна 4 ноября на YouTube канале Третьяковской галереи.
Государственная Третьяковская галерея
Новая Третьяковка 03.11.2021-08.03.2022
Михаил Александрович Врубель — первый русский художник, сделавший высшим смыслом именно саму живопись: от его лучших полотен исходит ощущение, что живописная материя живет, дышит, существует самостоятельно. В фокусе выставки — творческий метод Врубеля, особенности его мышления, координаты созданной им художественной системы. В экспозиции нет привычного деления на хронологические периоды, виды искусства и техники. Её пространственное решение призвано организовать восприятие самой формы врубелевских произведений и обозначить сквозные мотивы, которые являются ориентирами в мире его фантазий: все тематические зоны на выставке принципиально не замкнуты и через пространственные порталы сопряжены с соседними разделами.
Михаил Александрович Врубель — первый русский художник, сделавший высшим смыслом именно саму живопись
Это позволяет выстроить маршрут движения по экспозиции, который визуализирует тончайшие нити, связывающие произведения, ощутить магию жизни и перерождения пластических мотивов. Формула пространства выставки — очертания архитектурных модулей, ритмы их чередований словно подсказаны самим Врубелем, они вторят мозаичной кладке его полотен, восходят к кристаллическим структурам его живописи.
Драматургия экспозиции, развёрнуто в двух уровнях, соответствует неумолимой логике врубелевской судьбы, которую разделил на две сопоставимые по значимости части 1902 год. Созданное до «Демона поверженного» (1902, Государственная Третьяковская галерея — ГТГ) при всей радикальности укладывается в рамки своего времени и выражает характерные для рубежа столетий поиски в области формотворчества, созданное после — принадлежит уже целиком новому ХХ столетию. Первый круг экспозиции представляет самые знаменитые живописные шедевры Врубеля, второй — преимущественно графический. Он выстроен так, чтобы зритель мог почувствовать, как новые обстоятельства жизни становятся источником невероятных художественных открытий и приводят Врубеля к финальному триумфу — феерический по красочной насыщенности, радужно-живописной композиции «Шестикрылый серафим» (1904, Государственный Русский музей — ГРМ).
Для Врубеля образ, сотворенный на сцене, неразрывно сливался с реальной Забелой. На сцене художник способствовал её фантастическим перевоплощениям, нашедшим отражение в целой серии театрализованных портретов в образах Волховы, Снегурочки, Царевны-Лебеди. В жизни он «режиссировал» её образ, придумываю для жены невероятной сложности костюмы, например, похожее на цветок одеяние в стиле Empire, многослойный наряд из полупрозрачных шелков («После концерта. Портрет Н. И. Забелы-Врубель у камина», 1905, ГТГ). Создавая портреты, Врубель выбирал необычный для этого жанра антураж, изображая жену утопающей в цветах сирени, на фоне берёзок, кружевной занавески, горящего камина. Более того, почти все женские образы в произведениях Врубеля, написанных после знакомства с Забелой, имеют один прототип, являясь в той или иной мере портретом жены художника.
Встреча с С. И. Мамонтовым стала для Врубеля судьбоносной. Со дня знакомства в 1889 году почти десятилетие художник находился под покровительством всесильного мецената — инициатора многих крупных начинаний в русской культуре рубежа XIX–XX веков. Мамонтов ввёл Врубеля в свою семью, в своё театральное предприятие, где произошло знакомство художника с его будущей женой и музой, в круг богатых заказчиков и меценатов. Живопись Врубеля выходит на стены особняков и полотнища театральных декораций, достигает монументального звучания. Одним из первых произведений, в котором соединился интерес художника к театру и декоративным интерьерным росписям, стала композиция «Испания» (1894, ГТГ), написанная под впечатлением от его любимой оперы Жоржа Бизе «Кармен». Возможно, это полотно было создано в качестве панно для особняка Дункеров на Поварской улице.
Главное событие выставки — встреча знаменитых полотен М. А. Врубеля: «Демон (сидящий)» (1890, ГТГ), «Летящий Демон» (1899, ГРМ) и «Демон поверженный» (1902, ГТГ), которые составляют своеобразную трилогию — уникальное произведение длиною и ценою в жизнь. Впервые обратившись к образу Демона в 1885 году, Врубель так обозначил его главные черты: «Дух не столько злобный, сколько страдающий и скорбный, но при всем том дух властный… величавый…». Уже тогда художник понимал, что обрёл главную свою тему, предрекал, что «Демон составит ему имя».
Наряду с живописными полотнами представлены подготовительные рисунки к ним и иллюстрации к поэме М. Ю. Лермонтова «Демон». Промежуточные варианты пластического решения мотива, исполненные в перерывах между живописными воплощениями, связывают все три картины в единый цикл. Каждый графический лист открывает новую грань образа.
Искусство тем и велико, что оно не подчиняется ни природе, ни логике. Пусть фигура неправильна в ваших глазах, но она красива и мне нравится. Этого довольно.
М.А. Врубель
К убедительности вымысла, к особой абсолютной власти над формой художник шёл всю жизнь. Вооружённый опытом театральных перевоплощений, Врубель приходит к созданию особого рода существ — мифологических или фольклорных, со своей «сказочной» анатомией. По словам исследователя Александра Иванова, они «носят обличье людей, но принадлежат какому-то иному, сверхчеловеческому бытию, — черта, роднящая Врубеля с искусством древних эпох».
Два таинственных шедевра, картины «Пан» (1899) и «К ночи» (1900, обе — ГТГ), хотя и имеют литературный импульс («Пан» — новеллу Анатоля Франса «Святой Сатир», «К ночи» — повесть Антона Чехова «Степь»), но являются самостоятельными творениями фантазии Врубеля. Восхищённый врубелевским «Паном», французский поэт-символист Эмиль Верхарн писал, что это «не человек с вилообразными ногами; это настоящая эманация вод, лесов и полей.
Чтобы создать такую сильную, незабываемую фигуру, надо чувствовать и мыслить так, как чувствовали и мыслили дивные мастера Возрождения древней Греции».
Государственная Третьяковская галерея
Лики модерна
Государственная Третьяковская галерея
1 апреля
В залы Врубеля в постоянной экспозиции Третьяковской галереи вернулись живописные и графические работы художника.
Расширенная экспозиция – это дайджест прошедшей персональной выставки Врубеля в Новой Третьяковке. 30 графических произведений, живопись и майолика повторяют сюжетные повороты выставки «Михаил Врубель». Впервые за долгое время в залах встретятся обе «Сирени» мастера.
Государственная Третьяковская галерея 1.04.2022
__________________