Русский модерн: на пути к синтезу искусств

in Музей 2135 views

Любителям русского модерна бу­дет ин­те­ресно уви­деть ред­ко вы­став­ляе­мые ра­бо­ты ав­то­ров вру­белевско­го вре­ме­ни, мало­из­ве­ст­ных ши­ро­ко­му кру­гу по­клон­ни­ков это­го стиля. Бо­лее тридцати произве­дений раз­мещены во «Вру­белевском» зале Го­су­дарствен­ной Третья­ковкой галереи: все работы Михаила Врубеля (кроме Принцессы Грёзы) уже находятся в здании Новой Третьяковки на Крымском валу, где готовится к открытию грандиозная выставка его работ.

М. Врубель. Принцесса Грёза, 1896. Государственная Третьяковская галерея

Как нам сказала Татьяна Львовна Карпова, заместитель директора Государственной Третьяковской галереи по научной работе, «выставка Врубеля подобного размаха последний раз была в 60-х годах прошлого века. Кстати, в Москве нет музея модерна. Поэтому нужно найти возможность непременно посетить подготовленное мероприятие, организуемое на основании работ из собрания (в т.ч. из фондов) Государственной Третьяковской галереи (Москва), Русского музея (Санкт-Петербург) и частных коллекций. К сожалению, работы находящиеся на территории Украины нет возможности включить в экспозицию».

Татьяна Львовна Карпова, заместитель директора Государственной Третьяковской галереи по научной работе и Надежда Мусянкова, старший научный сотрудник, кандидат искусствоведения

Но для общего понимая стиля модерн, для знакомства с работами авторов «врубелевского круга и времени» выставка в Лаврушинском — очень важна. Зрители могут не просто увидеть работы художников одного времени с Врубелем, но и понять взаимопроникновение этих авторов, дополнение произведений одного автора другим, ведь модерн — модерн стиль синтетический, объединяющий архитектуру, живопись, графику, скульптуру и т.п. Архитектуру в стиле модерн в Москве ещё можно увидеть, а вот фонды Третьяковка открыла не на всегда.

Поэтому нужно сходить и в Лаврушинский и на Крымский вал!

  • Николай Ульянов. Портрет В.И. Иванова. Около 1920. Государственная Третьяковская галерея
  • Николай Ульянов. Портрет А.Н. Бурышкиной. 1910-е. Государственная Третьяковская галерея
  • Николай Ульянов. Портрет К.Д. Бальмонта. 1909. Государственная Третьяковская галерея
Николай Ульянов. Принцесса. 1915. Государственная Третьяковская галерея

Алексей Савинов, Пётр Боткин, Василий Денисов, Иосиф Бродский, Николай Ульянов, Александр Головин, Николай Андреев, Ольга Делла-Вос-Кардовская, Анна Голубкина… Сегодня работы этих авторов символично осеняет «Принцесса Грёза» Михаила Врубеля — вершина мастерства и точка отсчёта стиля модерн.

Представленные работы объединены общими идеями:

  • Обращение к прошлому: ведь многие воспринимали окружающее через искусство прошлых веков, например, обращение к греческом стилю.
  • Воспевание вечной жизни. Портреты вписаны в природу.
  • Поиск вечной женственности, воспеваемой поэтам и и художниками.

Столь интересные идеи были разбиты началом и ужасами Первой Мировой войны…

Алексей Сидельников
Александр Головин. Портрет Ф.И. Шаляпина в роли Олоферна в опере А.Н. Серова «Юдифь». 1908. Государственная Третьяковская галерея

  • Александр Головин. Портрет поэта М.А Кузмина. 1910. Государственная Третьяковская галерея
  • Александр Головин. Болотная заросль. 1917. Государственная Третьяковская галерея

Из пресс-релиза выставки

В ноябре в Новой Третьяковке открывается масштабный проект — монографическая выставка Михаила Врубеля. В освободившихся залах художника в постоянной экспозиции посетителям музея будут показаны другие грани стиля модерн.

Впервые за долгие годы крупноформатное панно «Принцесса Грёза», единственное произведение Врубеля, оставшееся в здании в Лаврушинском переулке, окажется вписанным в контекст эпохи благодаря соседству с произведения ми других мастеров русского модерна.

Василий Денисов. Памяти Врубеля. 1910. Государственная Третьяковская галерея
  • Василий Денисов. Пещера. 1906. Государственная Третьяковская галерея
  • Василий Денисов. Богатырь. 1910-е. Государственная Третьяковская галерея
  • Василий Денисов. Композиция к классическому пейзажу. 1910. Государственная Третьяковская галерея
  • Василий Денисов. Птица сирин. 1914. Государственная Третьяковская галерея
  • Василий Денисов. Битва на мосту. 1915. Государственная Третьяковская галерея
  • Василий Денисов. Палаты царя Берендея. 1916. Государственная Третьяковская галерея
Василий Денисов. Грех. Фантастический танец. 1904. Государственная Третьяковская галерея

В рамках проекта «Третьяковская галерея открывает свои запасники» музей представляет выставку «Русский модерн: на пути к синтезу искусств», которая объединяет произведения, созданные русскими художниками в конце 1890-х – 1910-х годах. Известные работы и забытые шедевры продемонстрируют многоликость стиля модерн в России и откроют широкому зрителю новые имена.

Название выставочного проекта отсылает к идее связи пластических искусств, литературы, музыки и театра, характерной для эпохи рубежа веков. Многие художники, пробовавшие себя в сценографии, перенесли опыт оформления театральных постановок в станковую живопись. Законы монументального искусства, когда глубина пространства достигается не за счет прямой перспективы, а путем расширения цветовой поверхности, повлияли на живописные произведения авторов. Принцип плоскостности изображения стал одной из причин широкого распространения картин-панно. Подтверждением этому выступают панно М.А. Врубеля, К.Ф. Богаевского, И.И. Бродского, А.Я. Головина, А.И. Савинова, включенные в экспозицию. Специально к открытию выставки была произведена реставрация панно «Вечер на берегу озера» (1897) Ф.В. Боткина, ныне почти забытого художника, работы которого высоко ценил С.П. Дягилев. Этим выставочным проектом Третьяковская галерея заново открывает публике имя этого талантливого мастера эпохи модерна.

Русский модерн:
на пути к синтезу искусств
  • Фёдор Боткин. Вечер на берегу озера. 1897. Государственная Третьяковская галерея
  • Фёдор Боткин. Женский силуэт. 1897. Государственная Третьяковская галерея
Фёдор Боткин. Портрет неизвестной. 1900. Государственная Третьяковская галерея

Тема синтеза искусств продолжается в галерее прижизненных портретов ярких представителей Серебряного века А.А. Ахматовой (1914), Н.С. Гумилёва (1909) кисти О.Л. Делла-Вос-Кардовской, М.А. Кузмина (1910) работы А.Я. Головина, А. Белого (1907), выполненного А.С. Голубкиной, В.И. Ивановна (около 1920), написанного Н.П. Ульяновым.

  • Ольга Делла-Вос-Кардовская. Портрет Н.С Гумилёва. 1909. Государственная Третьяковская галерея
  • Ольга Делла-Вос-Кардовская. Портрет А.А, Ахматовой. 1914. Государственная Третьяковская галерея

Судьбы живописцев и поэтов тесно переплетались, они регулярно встречались на литературных и музыкальных вечерах. Приятельские и дружеские отношения помогали художникам приоткрывать внутренний мир человека, изображенного на полотне.

Стиль модерн проявил себя и в пейзажной живописи конца 1890-х – 1910-х годов. В пейзажах К.Ф. Богаевского отразились его впечатления от произведений мастеров итальянского Возрождения, французского классицизма и немецкого романтизма. М.А. Волошин называл произведения Богаевского историческим пейзажем, аргументируя тем, что на полотнах художника восточный Крым предстаёт как древняя Киммерия. Богаевский изображает пейзаж, глядя на него сквозь призму прошлого, то есть фактически воссоздает свое представление о том, как эта земля, ее горы, небо, море и реки выглядели столетия назад.

Подчеркивая фантастичность реального пейзажа, Богаевский, по сути, добивается его мифологизации.

  • Константин Богаевский. Берег моря. 1907. Государственная Третьяковская галерея
  • Константин Богаевский. Утро. 1910. Государственная Третьяковская галерея
Константин Богаевский. Пустыня (Сказка). 1903. Государственная Третьяковская галерея

Жизнерадостным элегизмом проникнуты работы А.И. Савинова 1909–1911 годов, созданные автором в период путешествий по Италии в качестве пенсионера Императорской Академии художеств. Идеалистическая возвышенная трактовка натурных мотивов, живописная техника, напоминающая неровную поверхность старой фрески, позволяет относить его работу «На балконе» (1909) к жанру картины-панно. Однако в этом случае мы можем говорить о театрализации сюжета: девушка словно предстает на сцене на фоне декораций, изображающих цветущую южную природу. Ароматы лимонных и апельсиновых деревьев Капри, смешанные с запахом моря, роз и «ещё чего-то, что несётся со всего цветущего, зелёного острова», синтезировались в архетипический образ сада — сада творческой мечты.

Александр Савинов. На балконе. 1909. Государственная Третьяковская галерея

Многоцветие и декоративность соединились со столь характерным для искусства модерна интересом к художественным традициям прошедших эпох в работе И.И. Бродского «Италия» (1911). Художник проводил лето на Капри в гостях у А.М. Горького, где и написал эту картину, изобразив на ней себя и близких. Чувство восхищения щедростью южного края превратила это полотно в гимн щедрости средиземноморской природы. Цветовая гамма лёгкой, почти невесомой живописи обнаруживает сходство со средневековыми гобеленами. На картине рождается образ райского сада, в котором царят гармония и радость.

Иосиф Бродский. Италия. 1911. Государственная Третьяковская галерея

Отечественные художники рубежа XIX–ХХ веков бурно осваивали европейские традиции, следуя по пути интернационального модерна, отличающегося многообразие типологических форм. Обращаясь к идеям символизма, мастера модерна не просто наполняли свои композиции образами-символами, а преображали реальность во имя достижения художественной истины. Погружающие в мир грез произведения — как редко покидающие запасники Третьяковской галереи, так и хорошо знакомые публике в рамках постоянной экспозиции, — продемонстрируют модерн в России в его многообразии.

  • Николай Андреев. Портрет Зои Покровской. 1904. Государственная Третьяковская галерея
  • Николай Андреев. Портрет Л.И. Рыбаковой. 1904-1905. Государственная Третьяковская галерея
  • Николай Андреев. Портрет А.К. Фехтнер. 1912-1914. Государственная Третьяковская галерея
  • Николай Андреев. Портрет М.Э Ушковой. 1915-1916. Государственная Третьяковская галерея
Анна Голубкина. О, да! 1913. Государственная Третьяковская галерея

Выставка открыта с 26 октября 2021 по 30 сентября 2022 года

Лаврушинский переулок, 10, залы Врубеля (32–34)

Куратор: Надежда Мусянковастарший научный сотрудник, кандидат искусствоведения


 

Ночь Врубеля

Ночь Врубеля

В рамках акции «Ночь искусств» 4 ноября в онлайн-формате пройдет специальный проект «Ночь Врубеля»посвящённый главной выставке сезона «Михаил Врубель».

В программе вечера — ночная онлайн-прогулка по выставке «Михаил Врубель» с участием куратора Ирины Шумановой, а также видео­трансляция кон­церта Кирилла Рихтера и Константина Дорохова. Мировую премьеру произве­дений, посвящён­ных Врубелю и ключевому образу в его творчестве — Демону, будет сопровождать показ Digi­tal-инстал­ляции, также посвящённой художнику.

Трансляция «Ночи Врубеля» будет доступна 4 ноября на YouTube канале Третьяковской галереи.

 

Государственная Третьяковская галерея

__________________

Обсудить материал на форуме >>>

Обсудить материал в Facebook >>>

Рекомендуем

Дубровник в огне

Первого октября 1991 года части Юго­слав­ской На­родной Ар­мии (ЮНА) окружили древ­ний го­род
Перейти К началу страницы