Мы писали о проектировании и создании музеев, об экспозициях, о специалистах, о коллекциях. И вот сейчас о закрытом музее и его утраченных экспонатах.
Один закрытый музей мы знаем? И только ли музей? Ведь есть ещё и памятники архитектуры, пропадающие или становящиеся недоступными для посещения и просто для обозрения. Знаете примеры? Наш автор начнёт рассказ о значке и закончит обширной проблемой.
Попробуем начать и, может быть, подтянутся знатоки — не критики, а специалисты, готовые поделиться фактами и интересными историями.
Главный редактор Алексей Сидельников
Многим коллекционерам-фалеристам должен быть знаком сувенирный значок музея «Чесменская победа», изготавливавшийся на Опытном заводе металлической галантереи и сувениров «Ленинградский сувенир». Данный артефакт представляет собой овальную алюминиевую пластину размерами 35 на 30 мм, на лицевой стороне которой, на синем эмалированном фоне, помещено рельефное изображение христианского храма и кормы русского парусного корабля в обрамлении лаврового венка. Рассматриваемый значок является широко распространённым предметом коллекционирования и может быть обнаружен в целом ряде частных и музейных собраний по всей России.
Оказавшись в Санкт-Петербурге в наши дни, ни обыватель, ни самый влиятельный специалист, даже при большом желании не сможет посетить филиал Центрального военно-морского музея – музей «Чесменская победа». Дело в том, что почти 30 лет назад данное учреждение исчезло с карты города на Неве.
Интересующий нас музей был открыт 6 декабря 1977 года. Он располагался на юге Ленинграда в здании церкви Рождества святого Иоанна Предтечи (Чесменской) на ул. Гастелло. Это самобытное произведение русского зодчества второй половины XVIII столетия было создано по проекту архитектора Ю. М. Фельтена в 1777–1780 годах как своеобразный памятник победе русского флота в битве при Чесме 24–26 июня (5–7 июля) 1770 года.[1] Именно здание Предтеченского храма является одним из элементов, изображённых на сувенирном значке музея «Чесменская победа».
В заметке, опубликованной в «Ленинградской правде» по случаю открытия нового музея, была дана краткая характеристика его экспозиции: «В экспозиции представлены модели русских и взятых в плен кораблей, оружие и навигационные инструменты того времени, монеты, атлас морских карт, чертежи, составленные участником Архипелагской экспедиции Г. Г. Кулешовым, копия грамоты о награждении лейтенанта Д. С. Ильина орденом Георгия 4-й степени, донесение адмирала Г. А. Спиридова Адмиралтейству. <…> На одном из стендов демонстрируются закладные доски кораблей – участников экспедиции. <…> Заключительные стенды экспозиции рассказывают о делах советских моряков, воспринявших славные боевые традиции моряков прошлого»[2].
Центральным элементом музейной экспозиции являлась необычная вертикально ориентированная диорама «Чесменское сражение», созданная в 1975–1977 годах художниками И. М. Григорьевым и П. В. Назаровым, а также макетчиком А. В. Ломановым под руководством художника А. М. Яковлева. Активное участие в создании данного произведения принял главный хранитель модельного фонда ЦВММ А. Л. Ларионов, отвечавший за соответствие демонстрируемых на диораме изображений и макетов кораблей историческим прототипам[3]. Описание этого нетривиального произведения сохранилось до наших дней в изданном в 1986 году путеводителе по музею:
«Диорама размещена в центральной апсиде, ограниченной аркой, опирающейся на пилоны. Такое размещение определило её композицию, несколько необычную для подобных произведений искусства. Диорама вытянута по вертикали. Размер её живописного полотна около 160 квадратных метров.
На фоне горящего неприятельского флота – силуэты русских кораблей. Справа – макет кормы линейного корабля «Европа», левее на полотне изображён линейный корабль «Ростислав», за которым виден корабль «Не тронь меня». Левую часть диорамы завершают макеты двух брандеров, изготовившихся к атаке.
Зеркальное покрытие переднего плана диорамы создаёт иллюзию поверхности моря. Покачиваясь на волнах, к нам плывёт обломок мачты турецкого корабля с разорванным флагом. В глубине поднимаются клубы дыма, бушует огонь, кроваво-багровые языки пламени высоко поднимаются над турецкими кораблями.
Развевающиеся паруса, ярко-оранжевый колорит второго плана диорамы придают динамичность и масштабность картине исторической битвы, состоявшейся 26 июня 1770 года»[4].
Одна из немногих доступных фотографий общего вида диорамы «Чесменское сражение» в настоящий момент размещена на сайте Центрального военно-морского музея[5]. Кроме того, несколько упрощённое, но легко узнаваемое изображение модели кормы линейного корабля «Европа», являвшейся частью этого произведения, помещено на интересующем нас музейном значке.
Следует особо отметить, что существует два варианта рассматриваемого нами артефакта. Первый из них отличают голубой цвет эмали, небольшое изображение пятиконечной звезды, помещённое в верхней части с лицевой стороны значка, а также раннее, использовавшееся до 1978 года заводское клеймо на оборотной стороне (№200 в каталоге Ю. В. Коржика). Для второго варианта характерен тёмный, практически кобальтовый цвет эмали, отсутствие звезды на лицевой стороне и позднее клеймо на оборотной стороне (№201 в каталоге Ю. В. Коржика).
На правах гипотезы рискнём предположить, что первый вариант значка был заказан Центральным военно-морским музеем у завода «Ленинградский сувенир» не позднее 1977 года, т. е. в преддверии открытия филиала «Чесменская победа», но ещё до изменения заводского клейма. Второй вариант мог быть запущен в производство в самом начале 1990-х годов, вскоре после крушения СССР, о чём свидетельствует исчезновение с аверса значка звезды – символа советского государства.
Радикальные изменения в общественно-политическом устройстве России начала 1990-х годов фатальным образом сказались на судьбе музея «Чесменская победа». В конце 1992 года, по требованию Патриархии и Санкт-Петербургской епархии Русской православной церкви, начался процесс возвращения Чесменской церкви верующим. Экспонаты музея были демонтированы и вывезены, а уникальная диорама уничтожена, несмотря на попытки её спасения, предпринимавшиеся музейщиками[6].
Таким образом, рассмотренный нами значок является ныне одним из немногих артефактов, сохраняющих память об утраченном музее «Чесменская победа» и его необычной экспозиции.
Артём Шипунов Научный сотрудник Государственного музея городской скульптуры (Санкт-Петербург)
ПРИМЕЧАНИЯ
[1] Баторевич Н.И. Чесменский дворец и Государственный университет аэрокосмического приборостроения. СПб.: «Белое и чёрное», 1998. С. 44–68.
[2] Фёдорова В. Реликвии Чесменской битвы // Ленинградская правда. 1977. № 282 (19122) (6 декабря). С. 4.
[3] Ларионов А.Л., Курносов С.Ю., Нехай Р.Ш., Климовский С.Д. История Центрального военно-морского музея. 1709–2019. СПб: Центральный военно-морской музей, 2019. С. 552–555.
[4] Кулешов И.М., Печатина М. И., Хвощинская Л. З. Музей-памятник «Чесменская победа»: Путеводитель. Л.: Лениздат, 1986. С. 37–38.
[5] Центральный военно-морской музей (1950-е–1990-е годы) // Центральный военно-морской музей имени императора Петра Великого [Электронный ресурс]. URL: https://navalmuseum.ru/history/1950_1999 (дата обращения: 30.05.2021).
[6] Ларионов А.Л., Курносов С.Ю., Нехай Р.Ш., Климовский С.Д. Указ. соч. С. 560.
Гестапо против интерклубов моряков
Что такое Совфалера? Чем отличаются Знаки от Значков?
__________________