После первого материала, посвящённого коллекционированию колокольчиков (Звучащая коллекция), мы не смогли остановиться. Встреча с Александром Боевым, известнейшим коллекционером колокольчиков, заинтересовала многих. Сегодня вашему вниманию новое интервью. О чём разговор? О колокольчиках, о медалях и о медалях на колокольчиках.
Учитывая интерес читателей к этой теме, берём на себя смелость создать раздел «Кампанология» в надежде на новые материалы.
С Александром Боевым (А.Б.) встретился главный редактор Алексей Сидельников (А.С.).
Медаль «Всероссийская промышленная и художественная выставка. Нижний Новгород. 1896»
А.С.: Александр Анатольевич, добрый день! Снова встречаемся на предмет Вашего увлечения. Будем надеяться, что не повторимся, а повторимся — это тоже будет интересно.
Коллекционирование медалей — это понятно. Коллекционирование колокольчиков — теперь тоже знаем, благодаря Вам и Андрею Анатольевичу Глушецкому.
В Вашей коллекции есть колокольчики с медалями?
А.Б.: Добрый день! Очень рад нашей новой встрече!
В моей коллекции довольно много колокольчиков с медалями, но о них несколько позже. Вначале хотелось бы рассказать о моей коллекции наград. Всё началось с медали, отлитой на колокольчике Федота Макаровича Трошина — мастера меднолитейщика из села Пурех Нижегородской губернии. Изображение её не четкое, на реверсе трудно было что-либо разобрать, а на аверсе угадывался профиль какого-то бородатого правителя.
Колокольчик Ф.М. Трошина с изображением медали Всемирной выставки в Антверпене 1885 года
Изображение медали Всемирной выставки в Антверпене 1885 года на колокольчике Ф.М. Трошина
К концу 1990-х годов, коллекционерам были известны многочисленные колокола другого пурехского мастера — Фёдора Алексеевича Веденеева. На многих из них красовалось изображение бронзовой медали «За трудолюбие и искусство», полученной им на губернской выставке кустарных изделий в Нижнем Новгороде в 1885 году. На аверсе медали помещён четко отлитый профиль российского императора Александра III, что подтверждалось соответствующей надписью. Поэтому и в случае с колокольчиком Ф.М. Трошина сложилось мнение, что на его медали также изображён Александр III. Оставался открытым вопрос: за какую выставку мастер Ф.М. Трошин получил эту медаль? Ведь право изображения медали на своих изделиях получали право только награждённые экспоненты выставок.
Колокольчик Ф.А. Веденеева и изображение медали «За трудолюбие и искусство»
Медаль «За трудолюбие и искусство» Александр III
Опуская детали, которые подробно изложены в моей книге «По следам звонких странников», скажу лишь, что мне, наконец-то, удалось точно атрибутировать эту медаль. Оказалось, что это награда экспонентов Всемирной выставки в Антверпене 1885 года, а на медали изображён бельгийский король Леопольд II. Результаты своего «расследования» истории этого любопытного награждения я впервые опубликовал в Орловской Городской Газете в 2011 году. Позднее эта статья, дополненная и расширенная, вошла в мою книгу, которую я упомянул. Вот с этого всё и началось. Я задался целью найти подлинную медаль выставки в Антверпене, для окончательного подтверждения своей догадки. Мне удалось это сделать только в 2014 году.
Золотая медаль Всемирной выставки в Антверпене 1885 года
А.С.: Мы знаем, что мастера получали медали. Как-то регламентировалось, за что вообще давались такие медали? Было ли указано, где можно размещать изображения наградной медали?
А.Б.: В различных источниках, описывающих предстоящие или прошедшие выставки, публиковалось подробное описание наград и регламент их вручения экспонентам. Решение о вручении наград принимали члены специальных конкурсных комиссий, создаваемых по разделам и направлениям каждой конкретной выставки. Комиссии оценивали выставленные экспонаты и по итогам вручали награды самым достойным участникам. Главным критерием для получения награды было качество представленной продукции. Награждённый экспонент имел официальное право наносить изображение полученной награды на товарах собственного производства, в прейскурантах, бланках, в рекламных объявлениях и т.д.
А.С.: Сколько медалей возможно было получить на одной выставке?
А.Б.: Теоретически, медалью выставки мог быть отмечен весь ассортимент продукции производства одного участника. Главное, чтобы все представленные образцы были наивысшего качества. На практике такое тоже случалось. К примеру, в 1908 году на сельскохозяйственной и промышленной выставке Императорского Доно-Кубано-Терского общества сельского хозяйства в Ростове-на-Дону пурехский мастер Егор Спиридонович Клюйков удостоился золотой медали за литые корабельные детали и серебряной за колокольчики. Годом раньше, в 1907 году, он получил за колокольчики золотую медаль IV-го салона прикладных искусств и ремёсел в Брюсселе. Полученные награды он затем успешно рекламировал.
Колокольчики мастера Е.С. Клюйкова с выставочными наградами
Выставочные награды мастера Е.С. Клюйкова на рекламном объявлении
Серебряная медаль Императорского Доно-Кубано-Терского общества сельского хозяйства
Золотая медаль IV — го Салона прикладных искусств и ремёсел в Брюсселе 1907 г.
А.С.: Сколько медалей максимально известно у колокольного мастера? Известно его имя?
А.Б.: Сложный вопрос. Мастера рекламировали далеко не все свои награды, иногда их было очень много. Определить количество выставок, в которых они принимали участие и были удостоены медалей можно только предварительно. Тема до конца не изучена, исследователи занимаются поиском этих сведений уже несколько десятков лет. В упомянутой Вами книге А.А. Глушецкого есть такие данные, но они не окончательные. Если исходить из знаний сегодняшнего дня, то обладателем наибольшего количества выставочных наград был, пожалуй, пурехский мастер Иван Михайлович Трошин.
Прейскурант медно-литейного завода Товарищества Ивана Михайловича Трошина и Андрея Ивановича Бадянова
А.С.: Медаль давала какие-то преференции?
А.Б.: Я думаю, основное, что давала медаль — это узнаваемость. В первую очередь, она служила целям рекламы. Покупатели всегда имели больше доверия к продукции, отмеченной выставочными наградами.
А.С.: Известны авторы медалей?
А.Б.: У медалей часто было два автора — художник и гравёр. Имена их известны, как правило, они указывались на аверсе или реверсе медалей. Имён этих много, нет смысла говорить обо всех. Упомяну лишь некоторые: П. Мещеряков, Шарль Винер, Л.Х. Штейнманн, А.А. Грилихес, В.В. Алексеев, М.А. Скуднов, Ф. Разумный и т.д.
А.С.: Где Вам удаётся получать информацию о колокольчиках, мастерах и медалях?
А.Б.: В наше время основная информация сосредоточена в Интернете. Но дружеское общение и обмен информацией не исключается. Я всегда считал, что личное, непосредственное общение между коллегами намного полезнее виртуального.
А.С.: Как Вы относитесь к старой рекламе колокольчиков? Она нравится или это только рабочий материал?
А.Б.: К старой колокольной рекламе я отношусь, как к первоисточнику. На ней изображено множество интересующих меня наград российских и зарубежных выставок. С информацией о российских медалях проблем нет, они все описаны и представлены в прекрасно иллюстрированном многотомном издании «Медали Российской империи» М.Е. Дьякова. С иностранными наградами всё намного сложнее. Прежде чем начать поиск какой-либо медали, её вначале нужно правильно атрибутировать по рисунку в рекламе. В старых рекламах качество полиграфии и рисунков, иногда гротесковых, порой оставляет желать лучшего. Мастера иногда ошибались и размещали аверс и реверс двух разных медалей. Часто в рекламах приведены награды незначительных локальных зарубежных выставок, и нужно сначала понять, что это были за выставки. А они зачастую были не профильными для колокольных мастеров, например гигиенические, продовольственные, юбилейные и пр., часто проводимые в рамках каких-либо городов. Создаётся впечатление, что наши мастера иногда принимали в них участие только для пополнения своего медального ряда. Думаю, покупатели колокольной продукции не придавали значения этим деталям: длинный ряд выставочных наград в рекламе создавал впечатление успешности предприятия и служил продвижению продукции уже дома, в России. Поэтому всегда радует, когда удаётся «опознать» на рекламе награду какой-либо выставки. Затем начинаются поиски самой награды. Здесь уже, как и в любом виде коллекционирования, всё зависит от удачи! Можете убедиться сами в качестве полиграфии на примере приведённых ниже реклам.
Колокольно-литейный завод Скопинского
Колокольный завод Юлия Алексеевича Островского
Колокольно-литейный завод братьев Николая и Якова Усачёвых
А вот примеры некоторых медалей, которые удалось атрибутировать. Можете сравнить реальные награды и их изображения на рекламах.
- Международная выставка по применению электричества 1908 г. в Марселе. Русская секция
- Гран-При международной выставки 1908 г. в Генуе
- Гран-При международной военной выставки по вопросам морской и воздушной навигации 1912 г. в Милане
- Гран-При IV-го салона прикладных искусств и ремёсел 1907 г. в Брюсселе
- Почётный крест международной выставки торговли, коммерции и гигиены 1908 г. в Карсбаде, посвящённой 60-летию правления императора Австро-Венгрии Франца Иосифа
А.С.: Можете рассказать о Вашем увлечении медалями? Много их в коллекции?
А.Б.: Выше я уже рассказывал, с чего началась моя коллекция. Но ведь, коллекционеры — люди одержимые, и одной медалью дело не ограничилось. Дополнительным толчком для расширения коллекции послужила моя книга «По следам звонких странников». В неё вошли мои статьи о Всемирных выставках, в которых принимали участие и были отмечены различными наградами российские колокольные мастера. После написания этой статьи и возникла моя новая страсть. С самого начала я очертил рамки будущей коллекции — подбор выставочных наград, которыми были отмечены российские колокольные мастера. Задачей начального этапа был поиск медалей, изображенных на поддужных колокольчиках. Но позже я начал собирать и награды крупных колокольных заводов, которые занимались литьём церковных колоколов. Вот здесь и пригодились колокольные рекламы, которые оказались бесценным путеводителем для поиска новых поступлений. Сегодня в коллекции больше 60 наград российских и зарубежных выставок.
А.С.: Где Вам удаётся приобретать медали? Это дорогое увлечение?
А.Б.: Практически вся торговля сейчас происходит в интернете. Для поиска зарубежных наград лучшим ресурсом являются иностранные площадки, российские медали чаще находятся на наших сайтах. Кроме того, я участвую в аукционах, проводимых российскими антикварными салонами. Есть ещё небольшой круг общения с коллегами аналогичного направления, с которыми обмениваемся информацией и медалями. Надо признать, увлечение не дешёвое.
А.С.: Колокольчик с медалью считается более интересным приобретением?
А.Б.: Колокольчики с медалями — это не редкость. Они, скорее, красивые, чем редкие. В моей коллекции есть все известные на сегодня поддужные колокола с изображением медалей. Их не так много, и все они отлиты мастерами из села Пурех Нижегородской губернии в период наибольшего расцвета промысла в селе. Но везде есть свои исключения. К примеру, «рядовые» колокольчики пурехского мастера Кузьмы Ивановича Овечкина с изображением бронзовой медали Всероссийской художественно-промышленной выставки в Москве 1882 года не являются большой редкостью. А вот изделия его наследников, которые продолжали отливать колокола с этой медалью, явление довольно редкое. Кроме того, важную роль для определения редкости каждого конкретного колокольчика играет не столько сама медаль, сколько место её расположения, качество литья, чёткость изображений, дополнительные декоры и надписи, степень сохранности колокола, его форма и т.д. Здесь иногда встречаются истинные шедевры.
Колокольчики мастера К.И. Овечкина и его наследников
Бронзовая медаль Всероссийской художественно-промышленной выставки в Москве 1882 года
Колокольчики Е.С. Клюйкова с медалью IV салона прикладных искусств и ремёсел 1907 г. в Брюсселе
Колокольчик и рекламное объявление П.Г. Чернигина, а также награды Гран-При Всемирной выставки в Риме/Турине 1911 г., изображённые на рекламе
А.С.: У кампанологов есть свой журнал?
А.Б.: У кампанологов своего журнала нет. И не планируется. Наше тематическое сообщество куда более скромное, чем, скажем, у нумизматов и фалеристов. Думаю, что раздел этот будет пустовать. Пишущих на эту тему Вы уже знаете, больше, практически, нет. Самая печальная новость для меня — и не планируется в ближайшей перспективе. Число коллекционеров растёт, а желающих исследовать и опубликовать какую-то тему по направлению, нет. Для этого надо иметь идею, желание и время, чтобы рыться в библиотеках и архивах, вести обширную переписку с потомками мастеров, музейщиками и коллегами, знать, что происходит на рынке, иметь подробную информацию о крупных коллекциях, ежедневно кого-то консультировать, много читать по теме и разбираться в написанном, ибо за 40 лет написано много, но и очень много ошибок, поспешных выводов, просто вранья или домыслов, и т.д. и т.п., что я ещё не вспомнил.
А.С.: Раз журнала нет, то мы можем размещать информацию по кампанологии всех и для всех заинтересованных. Но у всех ли такое качество материала и изображений, как у Вас?
А.Б.: Вы упомянули о качестве материала. Соглашусь с Вами. Дело в том, что в коллекцию я давно беру предметы не по принципам «у меня такого нет» или «и так сойдёт». От этого я уже давно избавился и страсти поутихли. Сейчас делаю это реже и более вдумчиво. Колокола приобретаю только редкие. Потом чищу их специальными средствами, ибо где они пребывали сотни лет, только они сами и знают. Описываю, измеряю, фотографирую, делаю прорисовки надписей — одним словом, каталогизирую. Медали — это вообще отдельная тема. Здесь всё, как у нумизматов. Ну, как-то так.
А.С.: На сегодня всё. Благодарю за интересную беседу. Увидимся!
А.Б.: Конечно. Но, предварительно, созвонимся!
Интервью подготовил Алексей Сидельников
От личной коллекции колоколов и колокольчиков к частному музею (А. Грушецкий)
Всемирные выставки, медали, российские колокола и колокольчики (А. Грушецкий)
Награды Императорской России
_________________