Медали на колоколах

in Интервью/Кампанология/Награды Российской империи 11889 views

После первого материа­ла, по­свя­­щён­­но­го кол­­­лекцио­­ниро­ва­нию ко­ло­­коль­­чи­ков (Зву­чащая кол­лекция), мы не смогли оста­­но­вить­­ся. Встре­­ча с Александром Боевым, из­­вест­ней­­шим кол­­лек­цио­не­ром ко­ло­­коль­­чи­ков, заин­те­­ре­со­­ва­ла мно­гих. Се­годня ва­ше­му вни­­манию но­вое интервью. О чём разго­вор? О ко­ло­коль­чи­ках, о медалях и о ме­да­лях на ко­ло­коль­чи­ках.

Учитывая интерес читателей к этой теме, бе­рём на себя смелость создать раз­дел «Кампанология» в надежде на новые материалы.

С Александром Боевым (А.Б.) встретился главный редактор Алексей Сидельников (А.С.).

Медаль «Всероссийская промышленная и художественная выставка. Нижний Новгород. 1896»



А.С.: Александр Анатольевич, добрый день! Снова встре­чаемся на пред­мет Вашего увле­чения. Будем надеять­ся, что не повто­римся, а повторимся — это тоже будет интересно.

Коллекционирование медалей — это понят­но. Кол­­лекцио­ни­ро­вание ко­ло­коль­чиков — те­перь тоже знаем, благо­­даря Вам и Андрею Ана­толье­вичу Глу­шец­кому.

В Вашей коллекции есть колокольчики с медалями?

А.Б.: Добрый день! Очень рад нашей новой встрече!

В моей коллекции довольно много колокольчиков с медалями, но о них несколько позже. Вначале хотелось бы рассказать о моей коллекции наград.  Всё началось с медали, отлитой  на колокольчике Федота Макаровича Трошина — мастера медно­литейщика из села Пурех Ниже­городской губернии. Изображение её не четкое, на реверсе трудно было что-либо разобрать, а на аверсе угадывался профиль какого-то бородатого правителя.

Колокольчик Ф.М. Трошина с изображением медали Всемирной выставки в Антверпене 1885 года

Колокольчик Ф.М. Трошина с изображением медали Всемирной выставки в Антверпене 1885 года

Изображение медали Всемирной выставки в Антверпене 1885 года на колокольчике Ф.М. Трошина

Изображение медали Всемирной выставки в Антверпене 1885 года на колокольчике Ф.М. Трошина

К концу 1990-х годов, коллекционерам были  известны многочисленные колокола другого пурехского мастера — Фёдора Алексеевича Веденеева. На многих из них кра­совалось изображение брон­зовой медали «За трудолюбие и искусство», полу­ченной им на губернской выставке кустарных изделий в Нижнем Новгороде в 1885 году. На аверсе медали помещён четко отлитый профиль рос­сийского импе­ратора Александра III, что под­твер­ждалось соот­вет­ствую­щей над­писью. Поэтому и в случае с коло­кольчиком Ф.М. Трошина сложилось мнение, что на его ме­дали также изображён  Александр III. Оставался  открытым вопрос: за какую выставку мастер Ф.М. Трошин получил эту медаль?  Ведь право изображения медали на своих изделиях получали право только награж­дён­ные экспо­нен­ты вы­ставок. 

Колокольчик Ф.А. Веденеева и изображение медали «За трудолюбие и искусство»

Медаль «За трудолюбие и искусство» Александр III

Опуская детали, которые подробно изложены в моей книге «По следам звонких странников», скажу лишь, что мне, наконец-то, удалось точно атри­бути­ровать эту медаль. Оказа­лось, что это награ­да экспо­нентов Все­мирной выставки в Антвер­пене 1885 года, а на медали изображён бель­гийский ко­роль Леопольд II. Ре­зуль­таты своего «рас­следо­ва­ния» исто­рии это­го любопыт­ного награждения  я впервые опубли­ковал в Орловской Городской Газете в 2011 году. Позднее эта статья, дополненная и расширенная, вошла в мою книгу, которую я упомянул.  Вот с этого всё и началось. Я задался целью найти подлинную медаль выставки в Антверпене,  для окончательного подтверждения своей догадки. Мне удалось это сделать только в 2014 году.

Золотая медаль Всемирной выставки в Антверпене 1885 года

А.С.: Мы знаем, что мастера получали медали. Как-то регламентировалось, за что вообще давались такие медали? Было ли указано, где можно размещать изображения наградной медали?

А.Б.: В различных источниках, описывающих предстоящие или прошедшие выставки, публиковалось подробное описание наград и регламент их вручения экспонентам. Решение о вручении наград принимали члены специальных конкурсных комиссий, создаваемых по разделам и направлениям каждой конкретной выставки. Комиссии оценивали выставленные экспонаты и по итогам вручали награды самым достойным участникам. Главным критерием для получения награды было качество представленной продукции. Награждённый экспонент имел официальное  право наносить изображение полученной награды на товарах собственного производства, в прейскурантах, бланках, в рекламных объявлениях и т.д.

А.С.: Сколько медалей возможно было по­лучить на од­ной выставке?

А.Б.: Теоретически, медалью выставки мог быть отмечен весь ассортимент продукции производства одного участника. Главное, чтобы все представленные образцы были наивысшего качества. На практике такое тоже случалось. К примеру, в 1908 году на сель­ско­хозяй­ствен­ной и промыш­ленной выставке Импе­ратор­ского Доно-Ку­бано-Тер­ско­го общества сельского хо­зяйства в Росто­ве-на-Дону пурех­ский мастер Егор Спиридонович Клюйков удостоился золотой медали за литые корабельные детали и серебряной за колокольчики. Годом раньше, в 1907 году, он получил за колокольчики золотую медаль IV-го салона прикладных искусств и ремёсел в Брюсселе. Полученные награды он затем успешно рекламировал. 

Колокольчики мастера Е.С. Клюйкова с выставочными наградами

Выставочные награды мастера Е.С. Клюйкова и на рекламном объявлении

Выставочные награды мастера Е.С. Клюйкова на рекламном объявлении

Серебряная медаль Императорского Доно-Кубано-Терского общества сельского хозяйства

Золотая медаль IV — го Салона прикладных искусств и ремёсел в Брюсселе 1907 г.

А.С.: Сколько медалей максимально известно у колокольного мастера? Известно его имя?

А.Б.: Сложный вопрос. Мастера рекламировали далеко не все свои награды, иногда их было очень много. Определить количество выставок, в которых они принимали участие и были удостоены медалей можно только предварительно. Тема до конца не изучена, ис­сле­дователи занимаются поиском этих сведений уже несколько десят­ков лет. В упомянутой Вами книге А.А. Глушецкого есть такие данные, но они не окончательные. Если исходить из знаний сегод­няшнего дня, то обла­дате­лем наи­боль­шего ко­ли­чества выста­воч­ных наград был, по­жалуй, пурехский мастер Иван Михайлович Трошин.

Прейскурант медно-литейного завода Товарищества Ивана Михайловича Трошина и Андрея Ивановича Бадянова

Прейскурант медно-литейного завода Товарищества Ивана Михайловича Трошина и Андрея Ивановича Бадянова

А.С.: Медаль давала какие-то пре­фе­ренции?

А.Б.: Я думаю, основное, что давала медаль — это узнаваемость. В первую очередь, она служила целям рекламы. Покупатели всегда имели больше доверия к продукции, отмеченной выставочными наградами.

А.С.: Известны авторы медалей?

А.Б.: У медалей часто было два автора — художник и гравёр. Имена их известны, как правило, они указывались на аверсе или реверсе медалей. Имён этих много, нет смысла говорить обо всех. Упомяну лишь некоторые: П. Мещеряков, Шарль Винер, Л.Х. Штейнманн, А.А. Грилихес,  В.В. Алексеев, М.А. Скуднов, Ф. Разумный и т.д.

А.С.: Где Вам удаётся получать информацию о колокольчиках, мастерах и медалях?

А.Б.: В наше время основ­ная инфор­мация сосре­доточена в Интер­нете. Но дружеское общение и обмен информацией не исключается. Я всегда счи­тал, что личное, непосредственное об­щение между коллегами намного полезнее виртуального.

А.С.: Как Вы относитесь к старой рекламе коло­кольчиков? Она нравится или это только рабочий материал?

А.Б.: К старой колокольной рекламе я отно­шусь, как к перво­источ­нику. На ней изобра­же­но мно­жест­во интересующих ме­ня наград рос­сийских и зарубежных выставок. С информацией о рос­сийских медалях проблем нет, они все описаны и пред­ставлены в прекрасно иллюстриро­ван­ном мно­го­том­ном из­да­нии «Ме­дали Рос­сийской империи» М.Е. Дьякова. С иностран­ными награ­да­ми всё на­мно­го сложнее. Прежде чем начать поиск какой-либо медали, её вна­чале нужно правильно атрибутировать по ри­сунку в рекламе. В старых рекламах качество полиграфии и рисунков, иногда гротесковых, порой остав­ляет же­лать лучшего. Мастера иногда ошибались и разме­щали аверс и реверс двух разных ме­далей. Часто в рекламах при­ведены награды незна­чительных локальных зарубежных выставок, и нужно  сначала понять, что это были за выстав­ки. А они зачастую были не профильными для колоколь­ных мастеров, например ги­гие­ни­ческие, про­до­воль­ствен­ные, юбилей­ные и пр., часто проводимые в рамках каких-либо го­родов. Создаёт­ся впе­чат­ление, что наши масте­ра иногда при­нимали в них участие толь­ко для попол­нения своего медального ряда. Думаю, покупатели коло­кольной продукции не при­давали значения этим деталям: длинный ряд выста­вочных наград в рекламе создавал впечатление успешности пред­приятия и слу­жил про­дви­жению продукции уже дома, в России. Поэтому всегда радует, когда удаётся «опознать» на рекламе награду какой-либо выставки. За­тем начинаются поиски самой награды. Здесь уже, как и в любом виде кол­лекцио­ни­ро­вания, всё зависит от удачи! Можете убедиться сами в качестве полиграфии на примере приведённых ниже реклам.

Колокольно-литейный завод Скопинского

Колокольно-литейный завод Скопинского

Колокольный завод Юлия Алексеевича Островского

Колокольный завод Юлия Алексеевича Островского

Колокольно-литейный завод братьев Николая и Якова Усачёвых

Колокольно-литейный завод братьев Николая и Якова Усачёвых

А вот примеры некоторых меда­лей, которые уда­лось ат­рибу­ти­ровать. Можете сравнить реаль­ные награ­ды и их изобра­жения на рекламах.

  • Международная выставка по применению электричества 1908 г. в Марселе. Русская секция
  • Гран-При международной выставки 1908 г. в Генуе
  • Гран-При международной военной выставки по вопросам морской и воздушной навигации 1912 г. в Милане
  • Гран-При IV-го салона прикладных искусств и ремёсел 1907 г. в Брюсселе
  • Почётный крест международной выставки торговли, коммерции и гигиены 1908 г. в Карсбаде, посвя­щённой 60-летию правления импе­ратора Австро-Венгрии Франца Иосифа

А.С.: Можете рассказать о Вашем увлечении медалями? Много их в коллекции?

А.Б.: Выше я уже рассказывал, с чего началась моя коллекция. Но ведь, кол­лекционеры — люди одержимые, и одной медалью де­ло не огра­ничилось. До­пол­нительным толчком для расширения кол­лекции по­слу­жила моя книга «По следам звонких стран­ников». В неё вош­ли мои статьи о Всемирных вы­став­ках, в ко­торых принимали участие и были отмечены различными наградами российские колокольные мастера. После написания этой статьи и возникла моя новая страсть. С самого на­чала я очертил рамки будущей коллекции — подбор выставочных наград, которыми были от­мечены российские колоколь­ные мастера.  Задачей началь­ного этапа был поиск ме­далей, изображенных на под­дужных колокольчиках. Но позже я начал собирать и награды крупных колокольных заводов, которые занимались литьём церковных колоколов. Вот здесь и пригодились колокольные рекламы, которые оказались бесценным путеводителем для поиска новых поступлений. Сегодня в коллекции больше 60 наград российских и зарубежных выставок.

А.С.: Где Вам удаётся приобретать медали? Это дорогое увлечение?

А.Б.: Практически вся тор­говля сейчас происхо­дит в интернете. Для поиска зарубежных наград лучшим ресурсом являются иностранные площадки, российские медали ча­ще находятся на наших сайтах. Кроме того, я участвую в аукцио­нах, проводимых российскими антикварными салонами. Есть ещё небольшой круг общения с коллегами анало­гичного на­прав­ления, с кото­рыми об­мени­ваем­ся ин­фор­мацией и медалями. Надо признать, увлечение не дешёвое.

А.С.: Колокольчик с медалью считается бо­лее инте­ресным приобре­тением?

А.Б.: Колокольчики с медалями — это не редкость. Они, скорее, красивые, чем редкие. В моей коллекции есть все известные на сегодня поддужные колокола с изображением ме­далей. Их не так много, и все они отлиты мастера­ми из се­ла Пурех Ниже­городской губернии в период наибольшего расцвета про­мысла в селе. Но вез­де есть свои исключения.  К примеру, «рядовые» колокольчики пурех­ского мастера Кузьмы Ивановича Овечкина с изображением бронзовой медали Всероссийской художественно-промышленной выставки в Москве 1882 года не являются большой редкостью. А вот изделия его наследников, которые продолжали отливать колокола с этой медалью, явление довольно редкое. Кроме того, важную роль для определения редкости каждого конкретного колокольчика играет не столько сама ме­даль, сколько место её расположения, качест­во литья, чёткость изображе­ний, до­пол­нитель­ные де­коры и надписи, степень сохранности колокола, его форма и т.д. Здесь иногда встречаются истинные шедевры.

Колокольчики мастера К.И. Овечкина и его наследников

Бронзовая медаль Всероссийской художественно-промышленной выставки в Москве 1882 года

Колокольчики Е.С. Клюйкова с медалью IV салона прикладных искусств и ремёсел 1907 г. в Брюсселе

Колокольчик П.Г. Чернигина

Медно-литейный завод Павла Григорьевича ЧернигинаГран-При Всемирной выставки в Риме/Турине 1911 г

Колокольчик и рекламное объявление П.Г. Чернигина, а также награды Гран-При Всемирной выставки в Риме/Турине 1911 г., изображённые на рекламе 

А.С.: У кампанологов есть свой журнал? 

А.Б.: У кампанологов своего журнала нет. И не планируется. Наше тематическое сообщество куда более скромное, чем, скажем, у нумизматов и фалеристов. Думаю, что раздел этот будет пустовать. Пишущих на эту те­му Вы уже знаете, больше, практически, нет. Самая печальная новость для меня — и не планируется в ближайшей перспективе. Число кол­лекционе­ров растёт, а желающих исследовать и опубликовать какую-то тему по направлению, нет. Для этого надо иметь идею, желание и время, чтобы рыться в библио­теках и архивах, вести обширную пере­писку с потом­ками масте­ров, музейщиками и коллегами, знать, что происходит на рынке, иметь подробную инфор­мацию о круп­ных коллекциях, еже­днев­но кого-то консуль­тиро­вать, много читать по теме и разбираться в написанном, ибо за 40 лет написано много, но и очень много ошибок, поспешных выводов, просто вранья или домыслов, и т.д. и т.п., что я ещё не вспомнил.

А.С.:  Раз журнала нет, то мы можем размещать информацию по кам­панологии всех и для всех заинтересованных. Но у всех ли такое качество материала и изображений, как у Вас? 

А.Б.: Вы упомянули о качестве материала. Соглашусь с Вами. Дело в том, что в коллекцию я давно беру предметы не по прин­ципам «у меня такого нет» или «и так сойдёт». От этого я уже давно изба­вился и страсти поутихли. Сейчас делаю это реже и более вдум­чиво. Колоко­ла при­обре­таю толь­ко редкие. Потом чищу их спе­циаль­ными средствами, ибо где они пребывали сотни лет, только они сами и знают. Описываю, изме­ряю, фотографи­рую, де­лаю прори­совки надписей — одним словом, каталогизирую. Медали — это вообще отдель­ная тема. Здесь всё, как у нумизматов. Ну, как-то так.

А.С.: На сегодня всё. Благодарю за интересную беседу. Увидимся!

А.Б.: Конечно. Но, предварительно, созвонимся!


Интервью подготовил Алексей Сидельников

Звучащая коллекция

От личной коллекции колоколов и колокольчиков к частному му­зею (А. Грушецкий)

Всемирные выставки, медали, российские колокола и коло­коль­чики (А. Грушецкий)

Прогноз цены на антиквариат

Коллекция и время

Философия коллекционирования

Награды Императорской России

_________________

Обсудить материал >>>

Рекомендуем

Геликон Ступак Интервью

Выставки театра Геликон-опера

Владислав Ступак, студент Российской ака­де­мии му­зыки име­ни Гне­си­ных. Спе­циаль­ность — ди­ри­жи­ро­ва­ние ака­де­ми­чес­ким
Художник Николай Базунов

Художник Николай Базунов

Сегодня наш гость художник Николай Базунов. Мы по­зна­ко­мились не­ожи­данно: на Ни­кит­ском буль­варе
Перейти К началу страницы