От личной коллекции колоколов и колокольчиков к частному музею

in Музей/О коллекционировании 4411 views

Первого июня 2019 года была открыта пуб­личная экспозиция колоко­лов и ко­локоль­чиков лич­ной коллекции Андрея Ана­тольевича Глушецкого, которая нас­читы­вает око­ло 4000 экземпля­ров из 60 стран: Арабские эмираты, Австрия, Аргентина, Афганистан, Бельгия, Бенин, Болгария, Бразилия, Буркина Фасо, Ватикан, Великобритания, Вьетнам, Германия, Гон Гонг, Греция, Грузия, Дания, Доминиканская республика, Египет, Израиль, Индия, Индонезия, Испания, Италия, Камбоджи, Камерун, Кипр, Китай, Корея Южная, Куба, Малайзия, Мали, Мексика, Непал, Нигерия, Нидерланды, Норвегия, Перу, Польша, Португалия, Сан Марино, Сербия, Словакия, Словения, Судан, США, Таджикистан, Таиланд, Турция, Узбекистан, Украина, Финляндия, Франция, Хорватия, Чехия, Чили, Швейцария, Шри Ланка, Швеция, Япония.

Коллекция Глушецкого Андрея Анатольевича

Это тематическая коллекция, сформированная из предметов разных типов, которые в совокупности раскрывают определённую тему функциональное и художественное разнообразие колоколов и колокольчиков.

В коллекции около 4000 экспонатов, её основу составляют российские поддужные и подшейные колокольчики ХIХ – начала ХХ в., представлено более 2000 таких колокольчиков всех региональных центров их изготовления. Помимо колоколов и колокольчиков в коллекцию входит более 1000 сопутствующих экспонатов, позволяющих раскрыть заявленную тему.

Это ещё не классический музей, а только публично выставленная коллекция. Отсутствуют следующие признаки и функции музея:

  • нет регистрации частного музея как учреждения культуры в соответствии со ст. 30 Федеральный закон «О Музейном фонде Российской Федерации и музеях в Российской Федерации» от 26.05.1996 N 54-ФЗ;
  • культурные ценности коллекции не включены в музейный фонд РФ[1];
  • нет системной работы с посетителями, т.к. коллекция размещена в жилом загородном доме, где экспозиция «вписана» в интерьеры жилого помещения, это «дом-музей» по аналогии с известной жилой усадьбой-музеем Поленова.

Имеет место частичное выполнение функций музея: хранение[2], экспозиция; публикации[3]..

Ниже приведена структура тематической коллекции, которая разделена на несколько систематических разделов[4].

Раздел I. Ездовые (упряжные) колокольчики: поддужные, подшейные, седелочные

  1. Поддужные и подшейные колокольчики:
  • Россия
  • Скандинавия (Финляндия, Швеция)
  • Восточная Европа (Словения)
  • Западная Европа (Испания, Нидерланды, Франция)
  1. Седёлочные
  2. Ямская гармонь (Россия)

Раздел II. Бубенцы

  1. Упряжные: Россия (арканы, ожерелки), Франция
  2. Пастушьи: Россия, Османская империя, Индия (чехлы с бубенцами на рога животных), Ближний Восток (браслеты-бубенцы на ноги верблюдов), Юго-Восточная Азия
  3. Декоративные: Индия, Юго-восточная Азия, Средняя Азия
  4. Музыкальные: Россия (Саратовская гармонь с бубенцами), Германия (бубенцы для оркестра)
  5. Погремушки: Вьетнам, Индия, Япония

Раздел III. Пастушьи колокольчики

  1. Ботала, выдолбленные из дерева (ропотня)
  2. Ботала из орехов
  3. Ботала, склепанные из листа железа или медного сплава, региональные разновидности: Российские, альпийские (Швейцария, Австрия, Бавария), османские (Турция, Болгария, Греция, Сербия), Испания, Индия
  4. Ботала литые, региональные разновидности: Российские, альпийские (Швейцария, Австрия, Бавария), османские (Турция, Болгария, Греция, Сербия, Арабские), Афганистан, Индия, Шри-Ланка)
  5. Литые колокольчики в виде лотоса (Непал, Юго-восточная Азия)
  6. Афганистан
  7. Колокольчик для слона (Таиланд)
Коллекция Глушецкого Андрея Анатольевича
Коллекция Глушецкого Андрея Анатольевича

Раздел IV. «Призываю живых, вспоминаю мертвых, молнии ломаю» ― церковные колокола

  1. Церковные колокола (Россия, Прибалтика, Швеция)
  2. Рекламы колокольных заводов Российской империи
  3. Прейскуранты колокольных заводов и торговцев шорной продукции

Раздел V. Сигнальные колокола

  1. Дверные крепятся на стену около двери:
  • на круге с ручкой для вращения (Мексика, Сан Марино)
  • кованные с ручкой для качания (Чехия)
  • литые с ручкой для качания (Греция, Португалия, Швейцария, Европа)
  • с цепочкой для удара язычком по внутренней или внешней поверхности (Великобритания, Греция, Европа)
  1. Дверные крепятся на дверь на пружине:
  • поддужные и подшейные колокольчики, используемые как дверные (Россия)
  1. Ипподромные
  2. Корабельные (Россия, Германия)
  3. Промышленные (применяемые на вагонетках на промышленных предприятиях и шахтах)
  4. Пожарные
  5. Станционные
  6. Часовые, вмонтированные в ударный механизм часов:
  • используемые в курантах
  • применяемые в напольных и настольных часах
  1. Рыболовные и охотничьи

 Раздел VI. Вызывные колокольчики

  1. Используемые в заседаниях
  2. Кабинетные, в том числе, в письменных приборах
  3. Конторские
  4. Механические звонки
  5. Спальные (сонетка): Россия, Франция
  6. Столовые: бронза, фарфор, хрусталь
  7. Современные вызывные колокольчики России
  8. Школьные (Россия)

 Раздел VII. Декоративные колокольчики

  1. Lady Bells в виде женских фигур
  2. Китайская ячеистая эмаль
  3. Колокольчики ― глиняная игрушка народных промыслов:
  • Дымковская (Кировская обл. г. Киров)
  • Гжель (Московская область, г. Гжель)
  • Каргопольская (Архангельская область, г Каргополь)
  • Филимоновская (Тульская область, д. Филимоново)
  1. Рождественские и новогодние
  2. Современные литые декоративные колокольчики России
  3. Сувенирные: серебряные, мельхиоровые, бронзовые, латунные, кованные, фарфоровые, хрустальные, керамические, стеклянные
Коллекция Глушецкого Андрея Анатольевича

Раздел VIII. Обрядовые и религиозные колокола и колокольчики

  1. Буддийские колокола и колокольчики (Вьетнам, Индия, Индонезия, Непал, Таиланд, Шри-Ланка, Япония)
  2. Индуистские колокольчики: (Индия)
  3. Колокольчики, применяемые в католическом обряде, соединенные комплекты из трех колокольчиков — символизируют троицу, комплекты из четырех — символизируют евангелистов (Австрия, Ватикан, Италия, Польша)
  4. Шаманские
  5. Колокола и колокольчики, применяемые в ритуальных танцах и обрядах (Африка, Индонезия)
  6. Колокольчики в карнавальных (масленичных) костюмах славян (Болгария, Словения)
  7. Колокольчики скифов из раскопок
  8. Китайские

Раздел IХ. «Птица тройка»

  1. Конские дуги: резные и расписанные (Россия)
  2. Бляхи извозчиков (Россия)
  3. Лаковая миниатюра с сюжетами троек лошадей (традиционные народные промыслы): Мстера, Палех, Холуй, Федоскино
  4. Ростовская эмаль сюжеты с тройкой лошадей
  5. Настенные панно с изображением тройки: Гжель
  6. Подстаканники с изображением троек лошадей:
  • Мстера (Владимирская обл.)
  • Кольчугинский мельхиор (Владимирская обл.)
  • (Нижегородская обл.)
  • иные (1845)
  1. Гравюры с сюжетами троек лошадей
  2. Открытки c изображением ямщиков и конских повозок

Раздел Х. Статуэтки конских повозок и извозчиков

  1. Статуэтки троек лошадей:
  • бронза (Россия),
  • чугунные (Россия, Челябинская обл., Касли),
  • фарфоровые (Ярославская майолика, Германия, Чехия)
  1. Статуэтки извозчиков: медные, фарфоровые
  2. Глиняная игрушка композиции конские упряжки (традиционные народные промыслы):
  • Дымковская (Кировская обл., г. Киров),
  • Каргопольская (Архангельская область, г. Каргополь)
  • Романовская (Липецкая область, Лебедянский район, с. Романово)
  • Тульская городская игрушка
  • Хлудневская (Калужская область, Думиничевский район, д. Хлуднево)
  • Филимоновская (Тульская область, Одоевский район, д. Филимоново)

Раздел ХI. Медали выставок, в которых принимали участие отечественные производители колоколов и колокольчиков

  1. Всероссийских мануфактурных и промышленно-художественных выставок
  2. Региональных отечественных выставок
  3. Всемирных выставок
  4. Международных выставок

Раздел ХII. Тематические открытки и марки

  1. Исторические колокола
  2. Колокольные павильоны на выставках и ярмарках
  3. Виды колокольных заводов
  4. Изображения конской упряжи (живопись): одноконная, двуконная, тройка, четыре лошади
  5. Изображения конской упряжи (фото открытки): одноконная, двуконная. тройка, четыре лошади
  6. Марки с изображением исторических колоколов

Раздел ХIII. Программы и афиши кампанологических мероприятий

Раздел ХIV. Справочные и исследовательские материалы в электронном виде

  1. Тексты и изобразительные материалы в электронном виде о церковных колоколах:
  • колокольные заводы России XVII — начала XX вв. ― исторический обзор,
  • исторические справки об изготовителях колоколов,
  • выставки, колокола, медали,
  • памятные и юбилейные колокола,
  • истории отдельных колоколов
  1. Тексты и изобразительные материалы в электронном виде о ездовых колокольчиках:
  • история поддужных и подшейных колокольчиков в России,
  • классификация форм поддужных и подшейных отечественных колокольчиков;
  • история и классификация бубенцов в России,
  • история и значение дуги в конской упряжке,
  • история ямщицкого промысла и почты,
  • описание региональных центров изготовления поддужных, подшейных колокольчиков и бубенцов,
  • биографические сведения об изготовителях поддужных, подшейных колокольчиков и бубенцов

Раздел ХV. Литература по кампанологии

  1. Каталоги музеев и частных собраний
  2. Монографии (авторские и коллективные)
  3. Сборники и альманахи
  4. Статьи
  5. Рекламные буклеты
  6. Обзор кампанологической библиографии
  7. Электронная библиотека по кампанологии
Глушецкий Андрей Анатольевич,
д.э.н., профессор

[1] Музейный фонд Российской Федерации ― совокупность подлежащих государственному учету и постоянно находящихся на территории Российской Федерации музейных предметов и музейных коллекций, гражданский оборот которых допускается с соблюдением ограничений, установленных настоящим Федеральным законом (Федеральный закон «О Музейном фонде Российской Федерации и музеях в Российской Федерации» от 26.05.1996 N 54-ФЗ, ст. 3).

[2] Хранение ― один из основных видов деятельности музея, предполагающий создание материальных и юридических условий, при которых обеспечивается сохранность музейного предмета и музейной коллекции (Федеральный закон «О Музейном фонде Российской Федерации и музеях в Российской Федерации» от 26.05.1996 N 54-ФЗ, ст. 3).

[3] Одна из основных форм деятельности музея, предполагающая все виды представления обществу музейных предметов и музейных коллекций путем публичного показа, воспроизведения в печатных изданиях, на электронных и других видах носителей, размещения сведений о музейных предметах и музейных коллекциях в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет». «О Музейном фонде Российской Федерации и музеях в Российской Федерации» от 26.05.1996 N 54-ФЗ, ст. 3).

[4] Систематический раздел коллекции ― часть коллекции, состоящая из предметов одного типа, сгруппированных по определенному признаку ― ездовые (упряжные) колокольчики, бубенцы, пастушьи колокольчики, вызывные колокольчики, декоративные колокольчики, обрядовые колокола и колокольчики, церковные и сигнальные и колокола, скульптура, изобразительные материалы, бумажные документы, электронные документы, открытки, медали, справочные и исследовательские материалы.


ГЛУШЕЦКИЙ АНДРЕЙ АНАТОЛЬЕВИЧ

А.П. Чехов в одном из своих писем пошутил: «медицина — моя законная жена, а литература — любовница», перефразируя классика, могу сказать: экономика — моя законная жена, а кампанология (наука о колоколах) —любовница.

А. Глушецкий
Глушецкий Андрей Анатольевич, д.э.н., профессор

Профессор Высшей школы финансов и менеджмента Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ (РАНХиГС при Президенте РФ).

Окончил экономический факультет МГУ им. М.В. Ломоносова.

Доктор экономических наук.

Лауреат премии Ленинского комсомола в области науки и техники.

Член творческих и профессиональных союзов.

  • Союза журналистов России.
  • Профессионального союза литераторов России.

Консультант ряда крупнейших российских компаний.

Преподает в бизнес-школах РАНХиГС при Президенте РФ, автор более десяти монографий по вопросам корпоративного права и управления.

Увлечения: коллекционирует колокольчики, коллекция насчитывает более 4000 единиц, представлены разнообразные колокольчики из более чем 70 стран мира.

Персональные выставки его коллекции проходили в Государственном историческом музее, Всероссийском музее декоративно-прикладного и народного искусства, Фонде народных художественных промыслов РФ (г. Москва), Рязанском историко-архитектурном музее-заповеднике (г. Рязань), Павловском историческом музее (г. Павлово на Оке, Нижегородская область), Балахнинском музейном историко-художественном комплексе (г. Балахна, Нижегородская область), Городецком краеведческом музее (г. Городец, Нижегородская область), Пуреховском краеведческом музее имени Д.М. Пожарского (с. Пурех, Чкаловский район, Нижегородская область), Уральском историко-архитектурном музеи «Палаты Строгановых» (г. Усолье, Пермский край), Чайковской художественной галереи (г. Чайковский Пермский край), Елабужском государственном историко-архитектурном художественном музеи заповеднике (г. Елабуга, Татарстан).

А.А. Глушецкий «России бронзовое слово. О чем говорит дужный колокольчик»

В 2005 году издал «Каталог-справочник дужных и подшейных колокольчиков Касимовского колокололитейного центра XIX – начала ХХ в.».

В 2007 году вышла монография А.А. Глушецкого «России бронзовое слово. О чем говорит дужный колокольчик», в которой собраны и систематизированы тексты, отлитые на российских дужных колокольчиках, – богатейший, но малоизученный пласт национальной культуры.

А.А. Глушецкий «Колокольное дело в России во второй половине ХVIII – начале ХIХ века. Энциклопедия литейщиков»

В 2011 году вышло его фундаментальное исследование «Колокольное дело в России во второй половине ХVIII – начале ХIХ века. Энциклопедия литейщиков», в котором обобщены сведения о более чем 900 изготовителях церковных, сигнальных колоколов, дужных колокольчиков и бубенчиков из 45 губерний Российской Империи. Обобщён обширный статистический материал, характеризующий объемы производства отдельных производителей. Приведены биографические сведения о мастерах, заводчиках и содержателях литейных заводов, многие из которых впервые извлечены из архивов.

А.А. Глушецкий «Колокольное дело в России во второй половине ХVIII – начале ХIХ века. Энциклопедия литейщиков»

В 2017 году вышла книга «Выставка. Колокола. Медали», посвящённая участию производителей колокольной продукции в общенациональных и региональных. Оно охватывает три взаимосвязанные темы:

  • историю выставочного движения в России (экономическая история);
  • описание колокольных экспонентов и призеров этих выставок (кампанология),
  • награды, которые получали отечественные колокольные экспоненты на российских и зарубежных выставках (фалеристика).

В 2019 году вышла книга «Лит в царствующем граде Москве. Истории московских колокольных заводов второй половине ХVIII – начала ХХ века».

Опубликовал серию статей о дужных колокольчиках в журнале «Антиквариат. Предметы искусства и коллекционирования», альманахе «Колокола и колокольчики».

Член редколлегии альманаха «Колокола и колокольчики», издаваемого Министерством культуры РФ и Государственным музеем заповедником «Ростовский Кремль».


Звучащая коллекция (Александр Боев)

Всемирные выставки, медали, российские колокола и колокольчики (А. Грушецкий)

Уникальное и тиражное

Прогноз цены на антиквариат

Коллекция и время

Философия коллекционирования

Стиль и стильность

_________________

Обсудить материал на форуме >>>