Романовы. Воспоминания о Крыме

in Музей 2954 views

Крым притягательный, магнети­ческий, волшебный — та­кой он се­годня, таким он был и двести лет назад… Таким его увидела Екатерина II, при­соединив­шая по­лу­остров к Российской империи в 1783 году, таким его с первого взгляда полюбил Александр I и все последующие императоры и ве­ликие князья, имев­шие крым­ские резиден­ции. На­слаж­даясь жизнью дач­ников, они с удо­воль­ст­вием за­нима­лись бла­го­устрой­ством как своих име­ний, так и все­го Юж­ного бе­рега Кры­ма: разбива­ли пар­ки, вы­ращива­ли ро­зы и ви­ноград, произ­водили вино, строили дороги и во­допроводы, возводили храмы, за­ни­ма­лись бла­го­тво­ритель­ностью, спо­соб­ствовали со­хра­не­нию исто­ри­ческого насле­дия полу­остро­ва.

Иван Константинович Айвазовский (1817—1900). Заход солнца на море. 1866. ГИХМ «Новый Иерусалим»

Главный герой выставки — «родной Крым»: солнечный, дарующий счастье и красоту.
Такой, каким его любили все Романовы

Выставка «Романовы. Воспоминания о Крыме» не пре­тендует на то, чтобы стать энциклопедией истории царских и великокняжеских имений на полуострове. Её задача — представить на­полненные страстями, ра­достями и печалями воспо­ми­на­ния самих Романовых о жизни в Крыму; воспо­ми­на­ния, вопло­щён­ные в их личных письмах, дневниках, фо­тографиях и рисун­ках; воспо­ми­нания о бла­го­датной зем­ле, о её кра­соте и бо­гатстве, отражён­ных в произ­ведениях жи­вописи и графики, которые по­казаны в экспозиции. Впервые в рамках одной выставки объединены не только рассказы об императорских имениях в Ореанде и Ливадии, но и мало­­известные для ши­рокой ауди­тории истории ве­ли­ко­кня­жеских усадеб, таких как Ай-Тодор, Харакс, Дюльбер, Чаир, Кичкинэ. Память об их августейших владельцах после уста­новления советской власти на дол­гие годы была скрыта за вывесками ведомственных санаториев и домов отдыха, а сами дворцы и их коллекции разорены ещё в начале 1920-х. Счаст­ливым, но опоздав­шим бо­лее чем на семьдесят лет исклю­чением стала Ливадия, лишь в 1993 году получившая статус музея. Выставка задумана как рассказ о том, каким остался Крым в памяти Романовых. И как у любой памяти, здесь есть своя точка отсчёта.

Приехавший в Крым в октябре 1825 года император Александр I был сражён его красотой и очарованием. Побывав в живописном имении Ореанда, он решил построить там дом для уединения: лелеял мечту, отойдя от дел, жить в Крыму жизнью обычного человека. Но его планам не суждено было сбыться. Александр I умер 19 ноября 1825 года в Таганроге, по дороге из Крыма в Петербург. Договор о приобретении Ореанды пришлось заключать в 1826 году уже его брату, императору Николаю I. Так на Южном берегу Крыма появилось первое императорское имение.

Неизвестный художник. Император Николай I со свитой в шлюпке. XIX век. Центральный военно-морской музей, Санкт-Петербург

  • Неизвестный художник. Император Николай I со сви­той в шлюп­ке. XIX век. Центральный военно-морской музей, Санкт-Петербург

В 1837 году Николай I решил по­дарить Ореанду своей жене, импе­ратри­це Александре Фёдоровне. В 1842–1852 годах при­двор­ный архи­тектор А. И. Штакеншнейдер пост­роил там рос­кош­ный дворец. Александра Фё­доровна, пе­режив мужа на пять лет, завещала Ореанду их второму сыну, великому князю Константину Николаевичу, ко­торый стал вла­дель­цем име­ния более чем на три десятилетия.

  • Алексей Петрович Боголюбов (1824—1896). Ореанда. 1863. Акварель, графитный карандаш, итальянский карандаш. ГМЗ «Павловск»
Тарелка из набора посуды для дачи Ореанда в Крыму великого князя Константина Николаевича. 1884—1900-е. Завод Братьев Корниловых, Санкт-Петербург. Десертные приборы 1850—1857. Фирма «Nichols & Plinke», Санкт-Петербург. ГМЗ «Петергоф»

  • Морская офицерская сабля Российского императорского флота, принадлежавшая генерал-адмиралу великому князю Константину Николаевичу. 1870-е. Великобритания (Лондон, фирма «Уилкинсон», клинок); Россия (Санкт-Петербург, фирма «Шаф и сыновья», монтировка). Центральный военно-морской музей, Санкт-Петербург

В ночь на 8 августа 1881 года пожар уничтожил дворец, и великий князь решил не восстанавливать здание. В 1892 году, после смерти Константина Николаевича, имение перешло к его младшему сыну — великому князю Дмитрию Константиновичу. Затем, в августе 1894 года, Александр III выкупил Ореанду для цесаревича Николая Александровича, и она вошла в состав Ливадийского имения.

  • Сюртук, принадлежавший императору Александру II, Лейб-гвардии Павловского полка с погонами генерал-фельдмаршала. 1879. ГМЗ «Царское Село»
  • Император Александр II (1876), императрица Мария Александровна (1880). Литографии. ГАРФ. Сюртук, принадлежавший императору Александру II, Лейб-гвардии Павловского полка с погонами генерал-фельдмаршала. 1879. ГМЗ «Царское Село». Платье. Конец 1860-х — начало 1870-х. Франция. ГМЗ «Петергоф».
  • Мундир 6-го Бранденбургского кирасирского Государя Императора полка, принадлежавший Николаю I. 1843—1853. ГМЗ «Петергоф»

Портсигар императора Александра II. 1850—1880. Россия. Кожа, металл, муар. ГМЗ «Петергоф»

В своё время отец Александра III, импе­ратор Александр II, поже­лал посе­литься не­далеко от при­над­ле­жав­шей его бра­ту Константину Николаевичу Ореанды. В 1861 го­ду у наслед­ни­ков графа Л. С. Потоцкого было куп­лено име­ние Ливадия, которое почти на шестьдесят лет стало одним из любимей­ших мест от­дыха трёх императоров и их семей. Александр II пода­рил Ливадию своей жене, импе­ратрице Марии Александровне, со­стоя­ние здо­ровья ко­то­рой требовало пребывания в целебном климате Крыма. В 1862–1866 годах под руководством придворного архитектора И. А. Монигетти в Ливадии велись масштабные работы по обустройству новой резиденции. Зодчий пере­строил глав­ный дом усадь­бы (Большой дворец) в стиле эл­линисти­чес­кой вил­лы, для наслед­ника престо­ла был по­строен Малый дворец. С 1881 года но­вым вла­дель­цем Ливадии стал Александр III.

Император Александр III. 1880-е. ГАРФ
  • Предметы из Воскресенского сервиза дворца Ливадия: лоток для костей (1898) и плоские тарелки (1912). Императорский фарфоровый завод, Санкт-Петербург. Ливадийский дворец-музей
  • Фрагмент тарелки из сервиза Ливадийского дворца. Не раннее 1879. Императорский фарфоровый завод, Санкт-Петербург. Ливадийский дворец-музей
  • Предметы из сервиза Ливадийского дворца: лоток для костей и десертные тарелки. Не раннее 1879. Императорский фарфоровый завод, Санкт-Петербург. Ливадийский дворец-музей, ГМЗ «Царское Село»

Модель носовой части императорской колёсной яхты «Держава» (фрагмент). 1870-е. Центральный военно-морской музей, Санкт-Петербург

  • Модель носовой части императорской колёсной яхты «Держава». 1870-е. Центральный военно-морской музей, Санкт-Петербург
  • Закладная доска императорской яхты «Ливадия», заложенной в Николаевском порту 19 марта 1870 года. Центральный военно-морской музей, Санкт-Петербург
  • Произведения Айвазовского на выставке «Романовы. Воспоминание о Крыме»
  • Модель по ватер-линию проекта яхты-крейсера «Полярная звезда». 1887. Центральный военно-морской музей, Санкт-Петербург

В Крыму в 1891 году царская чета отметила 25-ле­тие свадь­бы. Кто мог представить, что могучий импера­тор, принимающий приехавших на юбилей род­ствен­ни­ков из Петербурга, Копен­гагена, Лондона, через три года, 20 октября 1894-го, не до­жив четыре месяца до пя­тидеся­тиле­тия, скончается в этом же дворце от болезни почек! Новым вла­дельцем Ливадии стал Николай II. Начимная с 1898 года он мно­го раз отдыхал там вместе с же­ной и малень­кими детьми. «Я бы хотел никогда не выезжать отсюда» — этими сло­вами Николая II вы­раже­на суть его отноше­ния к Крыму и Ливадии. По заказу Николая II в 1911 году ялтинский архи­тек­тор Н. П. Краснов построил в Ливадии один из самых красивых на Южном берегу Крыма дворцов, ставший любимым домом последней царской семьи. После отрече­ния от пре­сто­ла в марте 1917 года уже бывший император, теперь просто полковник Романов просил Временное правительство дать ему воз­можность поселиться с семьёй в Ливадии, где он вёл бы жизнь частного лица. Однако у А. Ф. Керенского были другие планы…

Великий князь Михайл Николаевич. 1870-е. Фотоателье «Левицкий и сын», Санкт-Петербург. ГАРФ

  • Предметы из археологических раскопок на территории крепости Харакс, проводимых великим князем Александром Михайловичем в 1896—1911 годах. Ялтинский историко-литературный музей

Вслед за императором земли в Крыму начали приобретать и великие князья. Одним из первых стал наместник на Кавказе и командующий Кавказской армией великий князь Михаил Николаевич, который решил рядом с братьями — императором Александром II в Ливадии и великим князем Константином Николаевичем в Ореанде — создать собственное имение. В 1869 году для своей жены, великой княгини Ольги Фёдоровны, он приобрёл землю в Гаспре, где построил усадьбу, получившую название по мы­су Ай-Тодор. После смерти Ольги Фёдоровны в 1891 году имение перешло по завещанию к её сыну — великому князю Александру Михайловичу, который с 1894 года вместе с женой великой княгиней Ксенией Александровной и много­числен­ными детьми подолгу отдыхал в Ай-Тодоре.

  • Западный фасад дворца великого князя Михаила Николаевича в Ай-Тодоре. 1880-е. Алупкинский дворцово-парковый музей-заповедник
  • Великий князь Александр Михайлович. 1893. Фотограф Кристофер Гилберт, Вашингтон. ГАРФ
  • Великий князь Михаил Николаевич и великая княгиня Ольга Фёдоровна на террасе дворца в Ай-Тодоре. 1880-е. Алупкинский дворцово-парковый музей-заповедник

Неизвестный художник. Портрет великой княгини Ксении Александровны. Середина 1890-х. ГАРФ

  • Письмо великого князя Александра Михайловича цесаревичу Николаю Александровичу. Ай-Тодор. 23 мая 1891. ГАРФ
  • Письмо великого князя Александра Михайловича императору Николаю II. Ай-Тодор. 11 апреля 1901. ГАРФ

В 1899–1900 годах по соседству с братом начал строить своё имение великий князь Георгий Михайлович. В память о находившейся на этом месте древнеримской крепости оно было названо Харакс. Центром имения стал дом в шотландском стиле, построенный архитектором Н. П. Красновым. Постепенно Харакс превратился в летнюю резиденцию великокняжеского семейства, в которой Георгий Михайлович вместе с женой Марией Георгиевной и двумя дочерьми отдыхали практически каждый год. Поместья в Крыму были также у двух братьев — великих князей Петра Николаевича и Николая Николаевича (Младшего); они были женаты на сёстрах, черногорских принцессах Милице Николаевне и Анастасии Николаевне. Великому князю Петру Николаевичу с 1893 года принадлежало имение Дюльбер. В 1897 году архитектор П. Н. Краснов, руководствуясь пожеланиями и эскизами владельца, построил там великолепный дворец в мавританском стиле и разбил роскошный парк. В 1902 году небольшой участок рядом с Дюльбером приобрёл великий князь Николай Николаевич (Младший). В 1902–1903 годах по проекту того же Н. П. Краснова там был построен дворец в стиле неогрек. Новое имение, получившее название Чаир, великий князь подарил своей будущей жене Анастасии Николаевне. Вскоре вокруг усадьбы садовым архитектором А. Ф. Новичковым был создан прекрасный парк. Особое внимание, по желанию великой княгини Анастасии Николаевны, в нём уделялось разведению роз. Последним имением, которое было построено членом дома Романовых в Крыму, стало Кичкинэ.

  • Иосиф Евстафьевич Крачковский (1854–1914). Комната в Ливадийском дворце, 1902. Государственный музей-заповедник «Павловск». На картине изображена комната в Ливадийском дворце, где под креслом на паркете виден инкрустированный светлым деревом крест — отметка места, где 20 октября (1 ноября) 1894 года скончался император Александр III.
  • Церемониал перевозки тела почившего императора Александра III. 1894. Типографский экземпляр. Зелёная папка с золотым тиснением. Дневник цесаревича Николая Александровича за 1894 год. ГАРФ.

Великий князь Дмитрий Кон­стан­тинович, про­давший в 1894 году Ореанду, в на­чале 1912-го решил при­обрес­ти на Юж­ном берегу, рядом с владениями родственников, землю для постройки дворца. Он хотел, что­бы два его племянника — сы­новья его бра­та, вели­кого князя Константина Кон­стан­тино­ви­ча, князья им­пера­торской кро­ви Иоанн и Гавриил, — мог­ли приезжать в Кичкинэ на отдых или подолгу жить там. К осени 1913 года на участ­ке зем­ли, распо­ложен­ном у края кру­того обрыва, уси­лиями ял­тин­ских архитек­то­ров братьев Тарасовых и Л. Н. Шаповалова был построен небольшой дворец и разбит парк.

Вино «Церковное» № 1 (1905—1917). Крым, Гурзуф, имение Болагур Николая Николаевича Бекетова (1867—1911). Портвейн № 0. Марка «Кастель-Приморский» (1900—1917). Крым, Алушта, село Лазурное, имение Кастель-Приморский Александра Ефимовича Голубева (1836—1926). Вино «Мурведъ» №6 (1905—1917). Крым, Гурзуф, имение Болагур Николая Николаевича Бекетова. Коллекция Евгения Тростенцова (Москва)

  • Пассажиры парохода Доре­волюцион­ные игруш­ки из кол­лекции Алексея Васютинского (Москва) 

Весной 1917 года, после ре­во­лю­цион­ных фев­раль­ских со­бытий в Пе­тер­бурге и Киеве, в че­тырёх име­ниях близ Ялты оказалась под домашним арестом довольно большая группа Романовых и их ближайших род­ствен­ни­ков. В имении Ай-Тодор находились вдовствую­щая им­пе­ратрица Мария Фёдоровна, великий князь Александр Михайлович с женой Ксенией Александровной и шестью сыновьями — Андреем, Фёдором, Никитой, Дмитрием, Ростиславом и Василием, а также великая княгиня Ольга Александровна и её мор­ганати­ческий муж Н. А. Куликовский. В имении Чаир — великий князь Николай Николаевич (Младший), великая княгиня Анастасия Николаевна и её дети от пер­вого брака — Сергей Георгиевич и Елена Георгиевна Романовские-Лейхтен­бергские. В име­нии Дюльбер — ве­ликий князь Пётр Николаевич, великая княгиня Милица Николаевна и их дети — дочери Марина и Надежда и сын Роман. В своих собст­вен­ных имениях Романовы стали узниками новой власти, испытывая невиданные унижения и подчас находясь под угро­зой рас­стрела. В 1918–1920 годах все имения Романовых в Крыму бы­ли на­ционали­зи­ро­ваны (послед­ней, в ноябре 1920 года, на­ционали­зировали Ливадию). Теперь члены императорского дома перестали быть владельцами того, что деся­тилетиями строили, взращивали и приумножали. В апреле 1919 года Романовы были вынуждены покинуть Россию. «29 марта / 11 апреля 1919 г. „Marlborough” на пути в Константинополь. Всё кончено, — самое тяжёлое, о чём думать даже было больно, — свершилось. Мы покинули родину! Теперь мы самые настоящие беженцы — бездомные. … Порта совершенно не видно, всё в тумане, и только кусочки берега. Прощай, родной Крым и home (дом. — Ред.). Дай Бог его когда-нибудь увидеть и вернуться в Россию при лучших обстоятельствах. Да поможет Господь родной стране!» — написала в тот день великая княгиня Ксения Александровна.

Иван Константинович Айвазовский (1817—1900). Крым. 1852. ГМЗ «Петергоф»

Главный герой выставки — «родной Крым»: солнечный, дарующий счастье и красоту. Такой, каким его любили все Романовы.

Подготовка выставки сродни игре большого оркестра, где каждый оркестрант ценен и незаменим, а его партия уникальна и неповторима. Мне хотелось бы выразить глубочайшую бла­годар­ность всем музеям и архи­вам Москвы, Санкт-Петер­бурга, Крыма, частным кол­лек­ционе­рам, предоста­вив­шим экспонаты на выставку. Отдельно благо­да­рю архитектора экспо­зиции Юлию Наполову, создателя муль­ти­медий­ных про­дук­тов Галину Пальчик, без вдо­хно­венного твор­чества которых не получилась бы эта выставка. Искренне признательна ува­жаемым коллегам из Го­сударствен­ного му­зея-за­повед­ника «Царицыно», чей вклад в реализацию проекта неоценим: гене­ральному ди­ректору Елизавете Фокиной, заместителю генерального директора Ольге Докучаевой, руководителю экс­по­зицион­но-вы­ста­воч­ного отдела Виктории Петуховой, прекрасному координатору проекта Алине Ильиной, а также многим другим сотрудникам нашего музея.

Ольга Исхаковна Барковец
(куратор выставки)
  • Десертные тарелки из Гурьевского сервиза. 1809—1824. Императорский фарфоровый завод, Санкт-Петербург. ГМЗ «Петергоф»
  • Предметы из сервиза великого князя Константина Николаевича. 1861—1884. Завод Братьев Корниловых, Санкт-Петербург. ГМЗ «Царское Село»

Рюмки из сервиза «Собственный с девизом» из дворца императрицы Александры Фёдоровны «Коттедж» в Петергофе. Вторая четверть XIX века. Императорский стеклянный завод, Санкт-Петербург. ГМЗ «Царицыно»

  • Рюмки из сервиза «Собственный с девизом» из дворца императрицы Александры Фёдоровны «Коттедж» в Петергофе. Вторая четверть XIX века. Императорский стеклянный завод, Санкт-Петербург. ГМЗ «Царицыно»
Неизвестный художник. Яхта «Полярная звезда». 1890—1914. ГМЗ «Петергоф»
Неизвестный художник. Яхта «Полярная звезда». 1890—1914. ГМЗ «Петергоф»
  • Модель пассажирского паровоза (тип 1-2-0 серии Д завода Борис) 1880-е. Центральный музей железнодорожного транспорта РФ, Санкт-Петербург


Елизавета Борисовна Фокина
Елизавета Борисовна Фокина

На выставке представлено порядка 700 экспонатов.

Новая выставка не претен­дует на энци­кло­педич­ность, – рас­сказывает для жур­нала «Sаmm­lung/Кол­лекция» ге­неральный директор му­зея-за­поведника «Царицыно» Елизавета Фокина, – она со­ответ­ствует своему назва­нию. За два года команде, работавшей над проектом, удалось под­готовить экспозицию – рас­сказ, собрать воспоминания о более, чем сто­летнем периоде. Это рас­сказ о том, каким видели Крым члены царской фамилии, как строились их имения, и как протекала в них жизнь. В 11 залах экспозиции представлены доку­менты и гравюры, мундиры и платья, ма­кеты поез­дов и яхты. Благодаря мультимедийным технологиям можно «по­листать» фотоаль­бомы и «услы­шать» фрагменты писем, например, Александра II, импе­ратрицы Марии Александровны и цесаревича Николая Александ­ровича».

Елизавета Фокина

  • Ольга Исхаковна Барковец куратор выставки в экспозиции
  • Ольга Исхаковна Барковец
Ольга Исхаковна Барковец и Михаил Тренихин

Выставка «Романовы. Воспоминание о Крыме»
работает с 16 марта по 3 июля 2022 года

Большой дворец ГМЗ «Царицыно»

Романовы. Воспоминания о Крыме. Автор-составитель О. И. Барковец. Москва, 2022

К выставке подготовлено издание:

Романовы. Воспоминания о Крыме.

Автор-составитель О. И. Барковец. Москва, 2022

Фотографии – Дмитрий Щёлоков,
пресс-служба ГМЗ «Царицыно»

Материал при поддержке Ольги Барковец
подготовили Алексей Сидельников и Михаил Тренихин

Царицыно. Интервью с Елизаветой Фокиной

Выставка Александр III Миротворец в ГИМ

Первый Николай Второй

125 лет со дня смерти Александра III

Выставка Александр II. Освободитель (ГИМ)

Александр II. Юбилеи 2021 года

Кто наследник Российского престола?

Награды Императорской России

_________________

Обсудить материал на форуме >>>

Рекомендуем

Подлинные копии Эрьзи

Мордовский скульп­тор Степан Эрьзя, по­лу­чивший зва­ние «рус­ского Родена» и про­сла­вив­шийся на весь

Музеи сегодня

Музеи. Короткая встреча, в основном даю­­щая на­­прав­­ле­ния для по­сле­­дую­щих серьёз­ных бе­сед. По­след­нее
Перейти К началу страницы