Крым притягательный, магнетический, волшебный — такой он сегодня, таким он был и двести лет назад… Таким его увидела Екатерина II, присоединившая полуостров к Российской империи в 1783 году, таким его с первого взгляда полюбил Александр I и все последующие императоры и великие князья, имевшие крымские резиденции. Наслаждаясь жизнью дачников, они с удовольствием занимались благоустройством как своих имений, так и всего Южного берега Крыма: разбивали парки, выращивали розы и виноград, производили вино, строили дороги и водопроводы, возводили храмы, занимались благотворительностью, способствовали сохранению исторического наследия полуострова.
Главный герой выставки — «родной Крым»: солнечный, дарующий счастье и красоту.
Такой, каким его любили все Романовы
Выставка «Романовы. Воспоминания о Крыме» не претендует на то, чтобы стать энциклопедией истории царских и великокняжеских имений на полуострове. Её задача — представить наполненные страстями, радостями и печалями воспоминания самих Романовых о жизни в Крыму; воспоминания, воплощённые в их личных письмах, дневниках, фотографиях и рисунках; воспоминания о благодатной земле, о её красоте и богатстве, отражённых в произведениях живописи и графики, которые показаны в экспозиции. Впервые в рамках одной выставки объединены не только рассказы об императорских имениях в Ореанде и Ливадии, но и малоизвестные для широкой аудитории истории великокняжеских усадеб, таких как Ай-Тодор, Харакс, Дюльбер, Чаир, Кичкинэ. Память об их августейших владельцах после установления советской власти на долгие годы была скрыта за вывесками ведомственных санаториев и домов отдыха, а сами дворцы и их коллекции разорены ещё в начале 1920-х. Счастливым, но опоздавшим более чем на семьдесят лет исключением стала Ливадия, лишь в 1993 году получившая статус музея. Выставка задумана как рассказ о том, каким остался Крым в памяти Романовых. И как у любой памяти, здесь есть своя точка отсчёта.
Приехавший в Крым в октябре 1825 года император Александр I был сражён его красотой и очарованием. Побывав в живописном имении Ореанда, он решил построить там дом для уединения: лелеял мечту, отойдя от дел, жить в Крыму жизнью обычного человека. Но его планам не суждено было сбыться. Александр I умер 19 ноября 1825 года в Таганроге, по дороге из Крыма в Петербург. Договор о приобретении Ореанды пришлось заключать в 1826 году уже его брату, императору Николаю I. Так на Южном берегу Крыма появилось первое императорское имение.
- Неизвестный художник. Император Николай I со свитой в шлюпке. XIX век. Центральный военно-морской музей, Санкт-Петербург
В 1837 году Николай I решил подарить Ореанду своей жене, императрице Александре Фёдоровне. В 1842–1852 годах придворный архитектор А. И. Штакеншнейдер построил там роскошный дворец. Александра Фёдоровна, пережив мужа на пять лет, завещала Ореанду их второму сыну, великому князю Константину Николаевичу, который стал владельцем имения более чем на три десятилетия.
- Алексей Петрович Боголюбов (1824—1896). Ореанда. 1863. Акварель, графитный карандаш, итальянский карандаш. ГМЗ «Павловск»
- Морская офицерская сабля Российского императорского флота, принадлежавшая генерал-адмиралу великому князю Константину Николаевичу. 1870-е. Великобритания (Лондон, фирма «Уилкинсон», клинок); Россия (Санкт-Петербург, фирма «Шаф и сыновья», монтировка). Центральный военно-морской музей, Санкт-Петербург
В ночь на 8 августа 1881 года пожар уничтожил дворец, и великий князь решил не восстанавливать здание. В 1892 году, после смерти Константина Николаевича, имение перешло к его младшему сыну — великому князю Дмитрию Константиновичу. Затем, в августе 1894 года, Александр III выкупил Ореанду для цесаревича Николая Александровича, и она вошла в состав Ливадийского имения.
- Сюртук, принадлежавший императору Александру II, Лейб-гвардии Павловского полка с погонами генерал-фельдмаршала. 1879. ГМЗ «Царское Село»
- Император Александр II (1876), императрица Мария Александровна (1880). Литографии. ГАРФ. Сюртук, принадлежавший императору Александру II, Лейб-гвардии Павловского полка с погонами генерал-фельдмаршала. 1879. ГМЗ «Царское Село». Платье. Конец 1860-х — начало 1870-х. Франция. ГМЗ «Петергоф».
- Мундир 6-го Бранденбургского кирасирского Государя Императора полка, принадлежавший Николаю I. 1843—1853. ГМЗ «Петергоф»
Портсигар императора Александра II. 1850—1880. Россия. Кожа, металл, муар. ГМЗ «Петергоф»
В своё время отец Александра III, император Александр II, пожелал поселиться недалеко от принадлежавшей его брату Константину Николаевичу Ореанды. В 1861 году у наследников графа Л. С. Потоцкого было куплено имение Ливадия, которое почти на шестьдесят лет стало одним из любимейших мест отдыха трёх императоров и их семей. Александр II подарил Ливадию своей жене, императрице Марии Александровне, состояние здоровья которой требовало пребывания в целебном климате Крыма. В 1862–1866 годах под руководством придворного архитектора И. А. Монигетти в Ливадии велись масштабные работы по обустройству новой резиденции. Зодчий перестроил главный дом усадьбы (Большой дворец) в стиле эллинистической виллы, для наследника престола был построен Малый дворец. С 1881 года новым владельцем Ливадии стал Александр III.
- Предметы из Воскресенского сервиза дворца Ливадия: лоток для костей (1898) и плоские тарелки (1912). Императорский фарфоровый завод, Санкт-Петербург. Ливадийский дворец-музей
- Фрагмент тарелки из сервиза Ливадийского дворца. Не раннее 1879. Императорский фарфоровый завод, Санкт-Петербург. Ливадийский дворец-музей
- Предметы из сервиза Ливадийского дворца: лоток для костей и десертные тарелки. Не раннее 1879. Императорский фарфоровый завод, Санкт-Петербург. Ливадийский дворец-музей, ГМЗ «Царское Село»
Модель носовой части императорской колёсной яхты «Держава» (фрагмент). 1870-е. Центральный военно-морской музей, Санкт-Петербург
- Модель носовой части императорской колёсной яхты «Держава». 1870-е. Центральный военно-морской музей, Санкт-Петербург
- Закладная доска императорской яхты «Ливадия», заложенной в Николаевском порту 19 марта 1870 года. Центральный военно-морской музей, Санкт-Петербург
- Произведения Айвазовского на выставке «Романовы. Воспоминание о Крыме»
- Модель по ватер-линию проекта яхты-крейсера «Полярная звезда». 1887. Центральный военно-морской музей, Санкт-Петербург
В Крыму в 1891 году царская чета отметила 25-летие свадьбы. Кто мог представить, что могучий император, принимающий приехавших на юбилей родственников из Петербурга, Копенгагена, Лондона, через три года, 20 октября 1894-го, не дожив четыре месяца до пятидесятилетия, скончается в этом же дворце от болезни почек! Новым владельцем Ливадии стал Николай II. Начимная с 1898 года он много раз отдыхал там вместе с женой и маленькими детьми. «Я бы хотел никогда не выезжать отсюда» — этими словами Николая II выражена суть его отношения к Крыму и Ливадии. По заказу Николая II в 1911 году ялтинский архитектор Н. П. Краснов построил в Ливадии один из самых красивых на Южном берегу Крыма дворцов, ставший любимым домом последней царской семьи. После отречения от престола в марте 1917 года уже бывший император, теперь просто полковник Романов просил Временное правительство дать ему возможность поселиться с семьёй в Ливадии, где он вёл бы жизнь частного лица. Однако у А. Ф. Керенского были другие планы…
Великий князь Михайл Николаевич. 1870-е. Фотоателье «Левицкий и сын», Санкт-Петербург. ГАРФ
- Предметы из археологических раскопок на территории крепости Харакс, проводимых великим князем Александром Михайловичем в 1896—1911 годах. Ялтинский историко-литературный музей
Вслед за императором земли в Крыму начали приобретать и великие князья. Одним из первых стал наместник на Кавказе и командующий Кавказской армией великий князь Михаил Николаевич, который решил рядом с братьями — императором Александром II в Ливадии и великим князем Константином Николаевичем в Ореанде — создать собственное имение. В 1869 году для своей жены, великой княгини Ольги Фёдоровны, он приобрёл землю в Гаспре, где построил усадьбу, получившую название по мысу Ай-Тодор. После смерти Ольги Фёдоровны в 1891 году имение перешло по завещанию к её сыну — великому князю Александру Михайловичу, который с 1894 года вместе с женой великой княгиней Ксенией Александровной и многочисленными детьми подолгу отдыхал в Ай-Тодоре.
- Западный фасад дворца великого князя Михаила Николаевича в Ай-Тодоре. 1880-е. Алупкинский дворцово-парковый музей-заповедник
- Великий князь Александр Михайлович. 1893. Фотограф Кристофер Гилберт, Вашингтон. ГАРФ
- Великий князь Михаил Николаевич и великая княгиня Ольга Фёдоровна на террасе дворца в Ай-Тодоре. 1880-е. Алупкинский дворцово-парковый музей-заповедник
Неизвестный художник. Портрет великой княгини Ксении Александровны. Середина 1890-х. ГАРФ
- Письмо великого князя Александра Михайловича цесаревичу Николаю Александровичу. Ай-Тодор. 23 мая 1891. ГАРФ
- Письмо великого князя Александра Михайловича императору Николаю II. Ай-Тодор. 11 апреля 1901. ГАРФ
В 1899–1900 годах по соседству с братом начал строить своё имение великий князь Георгий Михайлович. В память о находившейся на этом месте древнеримской крепости оно было названо Харакс. Центром имения стал дом в шотландском стиле, построенный архитектором Н. П. Красновым. Постепенно Харакс превратился в летнюю резиденцию великокняжеского семейства, в которой Георгий Михайлович вместе с женой Марией Георгиевной и двумя дочерьми отдыхали практически каждый год. Поместья в Крыму были также у двух братьев — великих князей Петра Николаевича и Николая Николаевича (Младшего); они были женаты на сёстрах, черногорских принцессах Милице Николаевне и Анастасии Николаевне. Великому князю Петру Николаевичу с 1893 года принадлежало имение Дюльбер. В 1897 году архитектор П. Н. Краснов, руководствуясь пожеланиями и эскизами владельца, построил там великолепный дворец в мавританском стиле и разбил роскошный парк. В 1902 году небольшой участок рядом с Дюльбером приобрёл великий князь Николай Николаевич (Младший). В 1902–1903 годах по проекту того же Н. П. Краснова там был построен дворец в стиле неогрек. Новое имение, получившее название Чаир, великий князь подарил своей будущей жене Анастасии Николаевне. Вскоре вокруг усадьбы садовым архитектором А. Ф. Новичковым был создан прекрасный парк. Особое внимание, по желанию великой княгини Анастасии Николаевны, в нём уделялось разведению роз. Последним имением, которое было построено членом дома Романовых в Крыму, стало Кичкинэ.
- Иосиф Евстафьевич Крачковский (1854–1914). Комната в Ливадийском дворце, 1902. Государственный музей-заповедник «Павловск». На картине изображена комната в Ливадийском дворце, где под креслом на паркете виден инкрустированный светлым деревом крест — отметка места, где 20 октября (1 ноября) 1894 года скончался император Александр III.
- Церемониал перевозки тела почившего императора Александра III. 1894. Типографский экземпляр. Зелёная папка с золотым тиснением. Дневник цесаревича Николая Александровича за 1894 год. ГАРФ.
Великий князь Дмитрий Константинович, продавший в 1894 году Ореанду, в начале 1912-го решил приобрести на Южном берегу, рядом с владениями родственников, землю для постройки дворца. Он хотел, чтобы два его племянника — сыновья его брата, великого князя Константина Константиновича, князья императорской крови Иоанн и Гавриил, — могли приезжать в Кичкинэ на отдых или подолгу жить там. К осени 1913 года на участке земли, расположенном у края крутого обрыва, усилиями ялтинских архитекторов братьев Тарасовых и Л. Н. Шаповалова был построен небольшой дворец и разбит парк.
Вино «Церковное» № 1 (1905—1917). Крым, Гурзуф, имение Болагур Николая Николаевича Бекетова (1867—1911). Портвейн № 0. Марка «Кастель-Приморский» (1900—1917). Крым, Алушта, село Лазурное, имение Кастель-Приморский Александра Ефимовича Голубева (1836—1926). Вино «Мурведъ» №6 (1905—1917). Крым, Гурзуф, имение Болагур Николая Николаевича Бекетова. Коллекция Евгения Тростенцова (Москва)
- Пассажиры парохода Дореволюционные игрушки из коллекции Алексея Васютинского (Москва)
Весной 1917 года, после революционных февральских событий в Петербурге и Киеве, в четырёх имениях близ Ялты оказалась под домашним арестом довольно большая группа Романовых и их ближайших родственников. В имении Ай-Тодор находились вдовствующая императрица Мария Фёдоровна, великий князь Александр Михайлович с женой Ксенией Александровной и шестью сыновьями — Андреем, Фёдором, Никитой, Дмитрием, Ростиславом и Василием, а также великая княгиня Ольга Александровна и её морганатический муж Н. А. Куликовский. В имении Чаир — великий князь Николай Николаевич (Младший), великая княгиня Анастасия Николаевна и её дети от первого брака — Сергей Георгиевич и Елена Георгиевна Романовские-Лейхтенбергские. В имении Дюльбер — великий князь Пётр Николаевич, великая княгиня Милица Николаевна и их дети — дочери Марина и Надежда и сын Роман. В своих собственных имениях Романовы стали узниками новой власти, испытывая невиданные унижения и подчас находясь под угрозой расстрела. В 1918–1920 годах все имения Романовых в Крыму были национализированы (последней, в ноябре 1920 года, национализировали Ливадию). Теперь члены императорского дома перестали быть владельцами того, что десятилетиями строили, взращивали и приумножали. В апреле 1919 года Романовы были вынуждены покинуть Россию. «29 марта / 11 апреля 1919 г. „Marlborough” на пути в Константинополь. Всё кончено, — самое тяжёлое, о чём думать даже было больно, — свершилось. Мы покинули родину! Теперь мы самые настоящие беженцы — бездомные. … Порта совершенно не видно, всё в тумане, и только кусочки берега. Прощай, родной Крым и home (дом. — Ред.). Дай Бог его когда-нибудь увидеть и вернуться в Россию при лучших обстоятельствах. Да поможет Господь родной стране!» — написала в тот день великая княгиня Ксения Александровна.
Иван Константинович Айвазовский (1817—1900). Крым. 1852. ГМЗ «Петергоф»
Главный герой выставки — «родной Крым»: солнечный, дарующий счастье и красоту. Такой, каким его любили все Романовы.
Подготовка выставки сродни игре большого оркестра, где каждый оркестрант ценен и незаменим, а его партия уникальна и неповторима. Мне хотелось бы выразить глубочайшую благодарность всем музеям и архивам Москвы, Санкт-Петербурга, Крыма, частным коллекционерам, предоставившим экспонаты на выставку. Отдельно благодарю архитектора экспозиции Юлию Наполову, создателя мультимедийных продуктов Галину Пальчик, без вдохновенного творчества которых не получилась бы эта выставка. Искренне признательна уважаемым коллегам из Государственного музея-заповедника «Царицыно», чей вклад в реализацию проекта неоценим: генеральному директору Елизавете Фокиной, заместителю генерального директора Ольге Докучаевой, руководителю экспозиционно-выставочного отдела Виктории Петуховой, прекрасному координатору проекта Алине Ильиной, а также многим другим сотрудникам нашего музея.
Ольга Исхаковна Барковец (куратор выставки)
- Десертные тарелки из Гурьевского сервиза. 1809—1824. Императорский фарфоровый завод, Санкт-Петербург. ГМЗ «Петергоф»
- Предметы из сервиза великого князя Константина Николаевича. 1861—1884. Завод Братьев Корниловых, Санкт-Петербург. ГМЗ «Царское Село»
- Рюмки из сервиза «Собственный с девизом» из дворца императрицы Александры Фёдоровны «Коттедж» в Петергофе. Вторая четверть XIX века. Императорский стеклянный завод, Санкт-Петербург. ГМЗ «Царицыно»
- Модель пассажирского паровоза (тип 1-2-0 серии Д завода Борис) 1880-е. Центральный музей железнодорожного транспорта РФ, Санкт-Петербург
На выставке представлено порядка 700 экспонатов.
Новая выставка не претендует на энциклопедичность, – рассказывает для журнала «Sаmmlung/Коллекция» генеральный директор музея-заповедника «Царицыно» Елизавета Фокина, – она соответствует своему названию. За два года команде, работавшей над проектом, удалось подготовить экспозицию – рассказ, собрать воспоминания о более, чем столетнем периоде. Это рассказ о том, каким видели Крым члены царской фамилии, как строились их имения, и как протекала в них жизнь. В 11 залах экспозиции представлены документы и гравюры, мундиры и платья, макеты поездов и яхты. Благодаря мультимедийным технологиям можно «полистать» фотоальбомы и «услышать» фрагменты писем, например, Александра II, императрицы Марии Александровны и цесаревича Николая Александровича».
Елизавета Фокина
- Ольга Исхаковна Барковец куратор выставки в экспозиции
- Ольга Исхаковна Барковец
Выставка «Романовы. Воспоминание о Крыме»
работает с 16 марта по 3 июля 2022 года
Большой дворец ГМЗ «Царицыно»
К выставке подготовлено издание:
Романовы. Воспоминания о Крыме.
Автор-составитель О. И. Барковец. Москва, 2022
Фотографии – Дмитрий Щёлоков, пресс-служба ГМЗ «Царицыно» Материал при поддержке Ольги Барковец подготовили Алексей Сидельников и Михаил Тренихин
Царская забава. К 185-летию железных дорог России (куратор Ольга Барковец)
Царицыно. Интервью с Елизаветой Фокиной
Выставка Александр III Миротворец в ГИМ
125 лет со дня смерти Александра III
Выставка Александр II. Освободитель (ГИМ)
Александр II. Юбилеи 2021 года
Кто наследник Российского престола?
Награды Императорской России
_________________