Всемирные выставки, медали, российские колокола и колокольчики

in О коллекционировании 1692 views

В предлагаемой материале при­ве­де­ны све­де­ния об учас­тии рос­сий­ских произ­во­ди­те­лей ко­ло­коль­ной про­дук­ции во все­мир­ных и меж­ду­на­род­ных вы­став­ках в ХIХ – на­ча­ле ХХ в. (до Пер­вой Ми­ро­вой вой­ны), опи­са­ны ме­да­ли этих вы­ста­вок.

Не все выставки, орга­низаторы которых по­зицио­нирова­ли их как все­мир­ные, действи­тельно име­ли та­кой ста­тус. Так, меж­дународные вы­ставки в Сиднее (1879 г.) и Мельбурне (1880 и 1888 гг.) были большими экспортными выставками, а позиционировались как всемирные. Выставки в Ницце (1884 г.), Антверпене (1885 г.), Нью-Орлеане (1886 г.), Брюсселе и Барселоне (1888 г.), Амстердаме (1889 г.) в действительности являлись более или менее крупными и ловкими коммерческими спекуляциями[1].

Иногда в один год одно­временно проходили выставки, организаторы которых называли их все­мирными, например, в Барселоне, Брюсселе и Мельбурне 1888 г. или в Париже и Амстердаме 1889 г. Организаторы хотели придать им подобный статус, приглашая большое количество стран-участниц и расширяя тематику экспонатов. Однако приоритетное значение могли иметь те выставки, участие в которых финан­сировало государство, принявшее приглашение. В остальных международных выставках экспоненты также могли при­нимать участие, представляя Россию, но за свой счет. При этом экспоненты международных выставок имели право выставлять на своих изделиях и рекламах награды только тех выставок, в которых официально участво­вала Россия.

Всемирные выставки

Нет единого мнения о том, какие выставки следует относить к всемирным. А. Боев опубликовал содер­жательное исследование, посвя­щённое российским колокольным экспонентам на зарубежных выставках[2], в котором приве­дена таблица между­народ­ных выста­вок, проведенных до 1917 г. и позицио­нировавшихся как всемирные. Ниже эта таблица приводится с добавлением колонки «Колокольные экспоненты из Рос­сии».

Таблица 1

Год Город Страна Участие России Колокольные экспоненты из России
1851 Лондон Великобритания да
1853 Нью-Йорк США не участвовала
1855 Париж Франция не участвовала
1862 Лондон Великобритания да 2
1867 Париж Франция да 3
1873 Вена Австро-Венгрия да
1876 Филадельфия США да
1878 Париж Франция да
1879 Сидней Австралия нет данных
1880 Мельбурн Австралия нет данных
1883 Амстердам Нидерланды нет данных
1884 Ницца Франция нет данных
1884–1885 Нью-Орлеан США да 1
1885 Антверпен Бельгия да 1
1888 Барселона Испания нет данных
1888 Мельбурн Австралия нет данных
1888 Брюссель Бельгия нет данных
1889 Париж Франция да 2
1889 Амстердам Нидерланды нет данных
1893 Чикаго США да 2
1894 Антверпен Бельгия да
1894 Сан–Франциско США нет данных
1895 Атланта США нет данных
1896 Будапешт Австро-Венгрия да
1897 Брюссель Бельгия да
1897 Стокгольм Швеция да
1900 Париж Франция да 3
1901 Глазго Великобритания да
1904 Сент–Луис США не участвовала
1905 Льеж Бельгия да
1906 Милан Италия да
1907 Дублин Великобритания нет данных
1907 Норфолк США нет данных
1909 Сиэтл США нет данных
1910 Брюссель Бельгия нет данных
1911 Турин–Рим Италия да Не менее 3
1913 Гент Бельгия нет данных
1915 Сан–Франциско США нет данных

Всемирная выставка в Лондоне в 1862 г.

Колокола и дужные колокольчики из России впервые появились на Всемирной выставке, которая проводилась в Лондоне в1862 г.

Потомственный Почётный Гражданин Москвы Дмитрий Николаевич Самгин представил пять колоколов весом 7 пудов 32 фунта, 3 пуда 34 фунта, 1 пуд 1 фунт и 19 фунтов по 20 рублей за пуд, за которые был удостоен Почётного отзыва «за хорошую выделку колоколов».

Вторым представителем колокольного литья из России был тульский купец Никита Иванович Черников, который привёз на выставку самовары, а также церковные колокола весом 51¼ фунта по 50 копеек за фунт, колокол для пароходов весом 10¾ фунта по 60 копеек за фунт и колокольчики для троечной езды по 1,5 и 2 рубля. За дужные колокольчики он получил Почётный отзыв выставки[3].

Российские экспоненты получили 177 медалей и 128 Почётных отзывов международного жюри.

Почётный отзыв Всемирной выставки в Лондоне 1862 г.

Всемирная выставка в Париже 1867 г.

Девиз выставки: «Щедрость природы может быть преобразована во всеобщую гармонию всех народов». В российском разделе были представлены 1300 экспонатов, из них 478 получили награды (всего было выдано 19776 наград): 2 Гран-При, 21 золотую, 93 серебряных, 211 бронзовых медалей и 151 Почётных отзывов. Памятными медалями были отмечены 26 экспонатов. Бронзовую медаль выставки получил Николай Дмитриевич Финляндский, который демонстри­ровал колокола весом от 1 до 100 пудов, по 15 р.50 к. и 16 р. 50 к. за пуд[4]. На выставке в эти колокола не звонили, поэтому посетители не смогли услышать и по достоинству оценить их тон и силу звука[5].

Тульский колокольный завод Почётных граждан, купцов братьев Константина и Александра Фёдоровичей Черниковых привёз на выставку колокола стоимостью 7 руб. и 17,5 рублей за пуд.[6].

Иван Медведев из Нижнего Новгорода представил изго­товленную из ветлы резную ямскую дугу с наконечниками и колокольчиком[7].

Участником выставки был ярославский заводчик Оловянишников Порфирий Иванович, но демонстрировал он не колокола, а свинцовые белила.

Медали Императорской выставочной комиссии Всемирной выставки в Париже 1867 г.

Золотая медаль Императорской выставочной комиссии Всемирной выставки в Париже 1867 г.

На аверсе портрет Императора Наполеона III с лавровым венком на голове, обращённый влево. По кругу надпись:

«НАПОЛЕОН III ИМПЕРАТОР»

На реверсе Крылатая Франция, летящая над земным шаром, и держит план выставки, демонстрируя его миру.

По кругу надпись:

«ВСЕМИРНАЯ ВЫСТАВКА 1867 ПАРИЖ♣|♣НАГРАДА»

Медальер Франсуа Жозеф Губер Понскарме.

Золото, диаметр 36 мм.

Серебряная медаль Императорской выставочной комиссии Всемирной выставки в Париже 1867 г.

На аверсе портрет Императора Наполеона III с лавровым венком на голове, обращенный влево. По кругу надпись:

«НАПОЛЕОН III ИМПЕРАТОР»

На реверсе два гения―ребёнка держат щиток с именем награждённого, над щитком лавровый венок, под щитком сидит имперский орёл с распростёртыми крыльями.

По кругу надпись:

«ВСЕМИРНАЯ ВЫСТАВКА 1867 В ПАРИЖЕ»

Внизу надпись:

«ЗА ОКАЗАННЫЕ УСЛУГИ»

Медальер Франсуа Жозеф Губер Понскарме.

Серебро. Диаметр 50 мм.

Бронзовая медаль Императорской выставочной комиссии Всемирной выставки в Париже 1867 г.

На аверсе портрет Императора Наполеона III с лавровым венком на голове, обращенный влево. По кругу надпись:

«НАПОЛЕОН III ИМПЕРАТОР»

На реверсе два гения―ребёнка держат щиток с именем награждённого, над щитком лавровый венок, под щитком сидит имперский орёл с распростертыми крыльями.

По кругу надпись:

«ВСЕМИРНАЯ ВЫСТАВКА 1867 В ПАРИЖЕ»

Внизу надпись:

«ЗА ОКАЗАННЫЕ УСЛУГИ»

Медальер Франсуа Жозеф Губер Понскарме.

Бронза. Диаметр 67 мм.

Медали Всемирной выставки в Париже 1867 г. для экспонентов

Золотая медаль Всемирной выставки в Париже 1867 г. для экспонентов

На аверсе портрет Императора Наполеона III с лавровым венком на голове, обращенный влево. По кругу надпись:

«НАПОЛЕОН III ИМПЕРАТОР»

Реверс: в центральном медальоне ― наименование призера: «Профсоюз рабочих Берлина».

По кругу надпись:

«ВСЕМИРНАЯ ВЫСТАВКА 1867 ПАРИЖ♣|♣НАГРАДА».

Медальер Франсуа Жозеф Губер Понскарме.

Золото, серебро диаметр 51 мм.

Серебряная медаль Всемирной выставки в Париже 1867 г. для экспонентов

На аверсе портрет Императора Наполеона III с лавровым венком на голове, обращенный влево. По кругу надпись:

«НАПОЛЕОН III ИМПЕРАТОР»

Реверс: в центральном медальоне ― наименование призера:

«EMILE VALLIER».

По кругу надпись:

«ВСЕМИРНАЯ ВЫСТАВКА 1867 ПАРИЖ♣|♣НАГРАДА»

Медальер Франсуа Жозеф Губер Понскарме.

Серебро, диаметр 51 мм.

Памятная медаль Всемирной выставки в Париже 1867 г.

Памятная медаль Всемирной выставки в Париже 1867 г.

На аверсе портрет Императора Наполеона III с лавровым венком на голове, обращённый влево. По кругу надпись:

«НАПОЛЕОН III ИМПЕРАТОР»

Реверс: изображение выставочного павильона.

Ниже надпись:

«ВСЕМИРНАЯ ВЫСТАВКА 1867 В ПАРИЖЕ»

Бронза позолота. Диаметр 36 мм.

Всемирная выставка в Новом Орлеане 1884–1885 гг.

Всемирная выставка 18841885 гг. состоялась в городе Новый Орлеан, штат Луизиана, США под лозунгом «COTTON IS KING SUGAR IS QUEEN RICE IS LADY IN WAITING» («Хлопок ― король, сахар ― королева, рис ― ожидающая дама»). Идея проведения выставки в Новом Орлеане принадлежала Ассоциации производителей хлопка. В то время треть всего хлопка, производимого в США, обрабатывалась в Новом Орлеане, здесь же находилась хлопковая биржа. Название «World Cotton Centennial» (Столетие мирового хлопка) было принято в память о первой экспортной поставке хлопка из США в Англию, состоявшейся в 1784 г. Поэтому официальное название выставки так и звучало: «New Orleans World’s Industrial and Cotton Centennial Exhibition of 1884» («Всемирная индустриальная выставка, посвящённая столетней годовщине американского хлопка»). Оживление торгового оборота города и продвижение хлопковой промышленности в целом были основными целями организаторов выставки.

Экспонентом выставки был колокольный завод «Торгово-промышленного товарищества П.И. Оловянишникова сыновей» (г. Ярославль), который получил серебряную медаль[8].

Медаль для экспонентов Всемирной выставка в Новом Орлеане 1884–1885 гг.

Медаль для экспонентов Всемирной выставка в Новом Орлеане 1884–1885 гг.

На аверсе аллегорическое изображение стоящей женщины Свободы, которая держит фригийский колпак и лавровую корону. Рядом сидит женщина Колумбия, которая держит меч и опирается на стоящий перед ней щит с символикой США. Вокруг женщин расположены символы сельского хозяйства и промышленности: вязанка хлебных колосьев, ветка хлопка, локомотив, пароход, дымящийся завод и инструменты.

Надпись на ленте: «НОВЫЙ ОРЛЕАН», внизу годы «1884–1885».

На реверсе изображение кукурузы, табака, пшеницы и прочих растений, улья и двух медальонов. В центре надпись:

«НАГРАЖДЕН ВСЕМИРНОЙ ИНДУСТРИАЛЬНОЙ ВЫСТАВКОЙ, ПОСВЯЩЕННОЙ СТОЛЕТНЕЙ ГОДОВЩИНЕ АМЕРИКАНСКОГО ХЛОПКА»

Медальер компания П.Л. Крайдера, Филадельфия

Бронза, диаметр 76,2 мм.

Существует малая медаль с такими же изображениями на аверсе и реверсе, диаметром 51 мм.

Всемирная выставка в Антверпене 1885 г.

По результатам выставки российским экспонентам было вручено 22 почетных диплома, 56 золотых, 48 серебряных и 33 бронзовых медали, а также 18 почетных отзывов[9].

В кустарном разделе русского павильона среди прочих изделий крестьянского быта экспонировались поддужные колокольчики Федота Макаровича Трошина (с. Пурех, Балахнинский уезд Нижегородской губернии). Федот Макарович и его наследники почти 30 лет отливали на своих изделиях изображение выставочной медали 1885 г. C изображением данной медали на поддужных колокольчиках была связана загадка, которую разгадал коллекционер-исследователь А.А. Боев[10]. Приведём выдержки из его исследования. «Один из внуков Якова Васильевича ― Федот Макарович Трошин (1852–20.08.1902)[11], использовал изображение некой выставочной медали, украсив ею большую партию своих колоколов. В середине 90-х годов XIX в. завод Федота Макаровича наследовала его супруга, Анна Александровна, но примечательно, что на многих колоколах её изготовления красуется та же медаль.

Коллекционерам эти колокола хорошо известны. На их тулове отлиты три―четыре пары сдвоенного аверса и реверса медали, а внутри колоколов имеются аббревиатуры: «З Ф М Т» ― завод Федота Макаровича Трошина или «З НАС Ф М Т» ― завод наследников Федота Макаровича Трошина.

ВКолокольчик завода Ф.М. Трошина

На тулове 4 пары сдвоенных аверса и реверса медали для экспонентов Всемирной выставки в Антверпене 1885 г.

На днище колокольчика надпись:

«ЗФМТ ПО ОСОБОМУ ЗАКАЗУ СЪ СЕРЕБРОМЪ», «№0».

Фотография А. Глушецкого экспоната из его коллекции

Современные исследователи долгое время не могли атрибутировать эту медаль, ошибочно полагая, что на её аверсе изображён профиль императора Александра III. Среди коллекционеров бытовало мнение, что Ф.М. Трошин получил эту награду на неизвестной российской выставке. Однако сведения об участии и награждении Федота Макаровича Трошина в российских выставках периода царствования Александра III не обнаружены. Дополнительную путаницу вносила сама медаль, изображения которой, особенно реверс, на большинстве колоколов отлиты не чётко, что не давало возможности прочесть надписи и рассмотреть детали рисунков.

Фрагмент колокольчика завода Ф.М. Трошина. Декоративный элемент на тулове: изображение выставочной медали Всемирной выставки в Антверпене 1885 г.

Медали для экспонентов Всемирной выставки в Антверпене 1885 г.

Золотая медаль для экспонентов Всемирной выставки в Антверпене 1885 г.
Серебряная медаль для экспонентов Всемирной выставки в Антверпене 1885 г.
Бронзовая медаль для экспонентов Всемирной выставки в Антверпене 1885 г.

На аверсе портрет Бельгийского короля Леопольда II, обращённый вправо, и надпись по кругу на французском языке:

«ЛЕОПОЛЬД II КОРОЛЬ ВСЕХ БЕЛЬГИЙЦЕВ

ПОПЕЧИТЕЛЬ ВЫСТАВКИ»

На реверсе аллегорическое изображение Славы, сидящей на земном шаре, с трубой в правой руке, её левая рука обращена в сторону гения, в руках которого лавровый венок и перо. Слава сидит на фоне шпиля кафедрального собора Антверпена, рядом с ней расположены символы промышленности, сельского хозяйства, искусства и мореплавания. На реверсе женщина в античной одежде сидит на глобусе. В одной руке она держит духовой инструмент в виде трубы, другая рука обращена в сторону сидящего рядом младенца. Сверху по окружности надпись:

«ВСЕМИРНАЯ ВЫСТАВКА. АНВТВЕРПЕН 1885»

Медальер Шарль Винер (Брюссель).

Позолоченная бронза, серебро, бронза.

Диаметр 60 мм.

С обнаружением медали стали понятны причины её неверной атрибуции и, соответственно, неправильного определения года и места проведения выставки. Помимо некачественной отливки, формовщик наложил реверс медали на аверс и развернул их на 180 градусов. На всех колоколах и колокольчиках, выпущенных заводами Ф.М. Трошина и его наследников, медаль отлита в зеркальном отображении.

Торжественное открытие Всемирной выставки в Антверпене состоялось летом 1885 г. В ней приняли участие представители более двадцати стран. Аккредитованным российским корреспондентом, освещавшим выставку, был Аким Абрамович Ефрон. Годом позже в книге, изданной в С.-Петербурге, он подробно описал экспозицию русского отдела[12]. Сравнивая российский павильон с павильонами других государств, Ефрон постоянно упоминает о его бедности, небрежной расстановке экспонатов и малом количестве серьёзных предпринимателей, которые могли бы показать достижения России. На небольшой площади русского выставочного отдела расположились всего лишь 184 участника. Автор отмечает, что стоимость участия в выставке была очень высокой, поэтому российских промышленников в основном представляли нанятые комиссионеры, т.е. чиновники министерства финансов, которые не были знакомы с торговыми и промышленными делами и отбирали экспонаты непрофессионально, полагаясь исключительно на свой вкус. В книге приведён подробный указатель фабрик и заводов, принимавших участие в выставке, но завод Ф.М. Трошина там не упоминается. По результатам выставки российским экспонентам было вручено 22 почётных диплома, 56 золотых, 48 серебряных и 33 бронзовых медали, а также 18 почётных отзывов[13].. Что удивительно, в списках награждённых Ф.М. Трошина тоже нет. Напрашивается вывод ― его колокольчики не выставлялись на Антверпенской выставке!

Нельзя исключать, что продукция завода все же присутствовала в экспозиции русского отдела и была отмечена наградой. Дело в том, что после завершения выставки, т.е. с 1885 г., Ф.М. Трошин и его наследники в течение примерно тридцати лет тиражировали изображение этой медали на своих колоколах. Их было отлито так много, что в наши дни они не являются редкостью. Кроме того, незаконное использование выставочной символики на изделиях преследовалось властями. В конце ХIX – начале ХХ вв. существовали строгие правила изображения таких медалей, поэтому подобная реклама не могла быть простым маркетинговым ходом для улучшения сбыта продукции.

Обратимся к первоисточнику и посмотрим, как описывает А.А. Ефрон отдельные предметы российской экспозиции: «Продолжая обзор левой стороны нашего выставочного отдела, мы встречаемся с витриной, наполненной положительно всяким хламом, вызывающим недоумение. Длинный и широкий ящик со стеклянной крышкой вмещает в себе все, что только можно себе представить некрасивого, неизящного и непрактичного из изделий кустарной промышленности. Видя эту беспорядочную массу нагромождённых тут вещей, невольно рождается вопрос: кому понадобилось приволочь сюда весь этот хлам? Но дело в том, что распорядители выставки, желая, вероятно, восполнить недостаток ремесленных производств и кустарных изделий, добыли откуда-то безобразнейшие, первобытные крестьянские изделия и, поместив их в столь же неказистый ящик, окрестили его громким названием «музея кустарных изделий»[14]..

Следует упомянуть еще одно важное обстоятельство. В своей книге А.А. Ефрон, указав точное количество и достоинство наград, полученных российскими участниками, привел неполный список награжденных. В этом списке отсутствует информация о том, кому были вручены три серебряных, семь бронзовых медалей и шесть почетных отзывов. Можно только предположить, что ими были отмечены изделия ремесленных производств из так называемого «музея кустарных изделий», который с таким откровенным презрением описал Ефрон. Одним из этих представителей вполне мог быть колокольный мастер из нижегородского села ― Федот Макарович Трошин»[15].

К этому обстоятельному исследованию можно сделать несколько добавлений, объясняющих почему в описании выставки в числе участников и награждённых отсутствует заведение Ф.М. Трошина. В российском выставочном движении была распространена практика, когда кустари участвовали в выставке не лично, а их изделия выставлялись в составе коллективной экспозиции, которую организовывали губернские земства или министерство, курирующее кустарное производство[16]. Эти организации выкупали изделия кустарей или брали их безвозмездно и отправляли на выставку за свой счёт. Награда могла присуждаться коллективной экспозиции в целом.

Следует различать два явления: личное участие кустаря или заводчика в выставке и представление его изделий на выставке в составе коллективной экспозиции (как правило, кустари). Например, в кустарном отделе Всероссийской промышленной и художественной выставки в Нижнем Новгороде в 1896 г. лично был представлен всего один производитель колокольной продукции Нижегородской губернии ― Алексей Михайлович Трошин из с. Пурех Балахнинского уезда, при этом Нижегородское губернское земство демонстрировало большое количество колокольчики и бубенчики без указания имен изготовителей и получило Диплом I-го разряда.

В первой Всероссийской кустарной выставке в С.-Петербурге были представлены изделия 4150 изготовителей, хотя в Указателе выставке указано 3403 номера[17], так как в их число входили коллективные экспоненты, например, земские управы, которые представляли изделия многих кустарей.

А.А. Боев в более поздней публикации своего исследования сделал добавление: «Более правдоподобной выглядит следующая версия: медаль была вручена составителю кустарной коллекции, что также давало право Ф.М. Трошину размещать полученную награду на изделиях и заводской рекламе. И такая практика существовала. Не случайно в Положение о наградах иллюстрированного описания Всероссийской художественно-промышленной выставки в Москве 1882 года было включено важное примечание: «По кустарному отделу (группа XII) награды, награды для экспонентов предназначаемые. Присуждаются самими производителям, а не составителям коллекции»[18].

Всемирная выставка в Париже 1889 г.

Выставка проходила с 5 мая по 31 октября 1889 г. Она была приурочена к 100-летию Великой французской революции 1789 г. и взятию Бастилии. В качестве входной арки на территорию экспозиции инженеру Гюставу Эйфелю была заказана башня, которую по окончании выставки предполагалось разобрать. Грандиозная 300-метровая металлическая башня, построенная на берегу Сены, вдвое превосходила по высоте самые высокие сооружения в мире. Впоследствии она стала символом города.

Российские экспоненты получили 671 награду из 33 889 присвоенных на выставке[19]. Свои изделия представляли два колокольных экспонента из России.

Бронзовой медалью были отмечены изделия колокольного завода «Торгово-промышленного товарищества П.И. Оловянишникова сыновья» (г. Ярославль)[20].

Другим колокольным экспонентом были колокола Рыжова Павла Павловича, колокололитейный завод которого находился в с. Песочин Харьковской губернии. Купец 1-й гильдии, Потомственный Почётный Гражданин. В конце 1887 г. он обратился с просьбой о разрешении отлить колокол с изображениями императорской семьи. С высочайшего дозволения 19 января 1888 г. колокол был отлит для Всемирной выставки в Париже.

Медаль для экспонентов выставки в Париже 1889 г.

На аверсе символ Франции ― Марианна возлагает корону на сидящего, полуобнажённого кустаря. Внизу павильон экспозиции и Эйфелева башня.

Сверху по окружности надпись:

«ВСЕМИРНАЯ ВЫСТАВКА|1889».

На реверсе на ветвях дерева сидит Слава, играющая на трубе. Слева от неё надпись: «РЕСПУБЛИКА ФРАНЦИЯ».

Ниже, в прямоугольной табличке, имя призёра.

Медальер Луи-Александр Ботте.

Бронза, диаметр 63 мм.

Всемирная Колумбова выставка в Чикаго 1893 г.

В 1892 г. США торжественно отмечали 400-летие открытия Америки Христофором Колумбом. Было решено приурочить к этому событию проведение всемирной выставки. В 1890 г. президент США Бенджамин Харрисон подписал закон о проведении в 1893 г. Всемирной выставки в Чикаго, которую в память о Колумбе назвали «Колумбовой» (World’s Columbian Exposition).

Президент США Гровер Кливленд торжественно открыл выставку 1 мая 1893 г. в присутствии около 150 тыс. гостей. На церемонию открытия из Филадельфии доставили знаменитый Колокол Свободы. Всего на выставке было представлено около 60 тысяч экспонатов из 50 стран и 37 колоний.

Устройство русского отдела было возложено на министерство финансов, а именно ― на департамент торговли и мануфактур. Выставочная площадь предоставлялась экспонентам бесплатно. Правительство взяло расходы по транспортировке экспонатов и их страхованию. Организация экспозиции обошлась казне свыше 600 тысяч рублей.

Были представлены два колокольных завода из России:

  • «Самгин Андрей Дмитриевич. Москва. Колокололитейный завод. Колокола. Завод известен с 1783 г., время его основания неизвестно. Ежегодно выливается колоколов 8–13 т. пудов на сумму 136220 т. р. На заводе 3 литейные печи, 4 точильных станка, 4 конных привода. Рабочих 35–45 мужчин, кроме поденных. Олово иностранное, медь русская, демидовская, отчасти старая. Сбыт преимущественно в России»[21]. Колоколам А.Д. Самгина была присвоена бронзовая медаль.
  • «Оловянишников Иван Порфирьевич. Ярославль. Колокололитейный завод. Колокол медный. Завод основан в 1766 г. Ежегодно производит 15 т. пудов церковных колоколов на сумму 250 т. р. 2 плавильные печи, конный привод. Рабочих всего 50 мужчин. Медь русская (13 т. пудов), олово английское (2,5 т. пудов). Сбыт в России»[22]. Представил звон из 22 колоколов, изготовленных не колокольном заводе «Торгово-промышленного товарищества П.И. Оловянишникова сыновья» в Ярославле, за которые получил серебряную медаль.
Медаль для экспонентов Всемирной выставки в Чикаго 1893 г.

На аверсе Колумб, вступающий на берег с тремя моряками на заднем плане, у одного из них в руках развивающееся знамя. В правом верхнем углу надпись:

«CHRISTOPHER COLVMBVS OCT. XII MCCCCXCII».

«ХРИСТОФОР КОЛУМБ 12 ОКТЯБРЯ 1492»

На реверсе памятная табличка с надписью:

«ВСЕМИРНАЯ КОЛУМБОВА ВЫСТАВКА В ПАМЯТЬ 400-ЛЕТИЯ ВЫСАДКИ КОЛУМБА В АМЕРИКЕ В 1492 Г.»

В низу таблички имя награждённого. По бокам от таблички горящие факела, перевитые лентами, сверху земной шар. Слева от него сидит «Слава» с трубой, справа «Наука» с карандашом и бумагой в руках. Внизу средневековое судно.

Медальеры Август Сант Гавден, Чарльз Е. Барбер.

Бронза, диаметр 76 мм.

Фотография А. Глушецкого экспоната из его коллекции 

Всемирная выставка в Париже 1900 г.

Эта Всемирная выставка стала крупнейшей из всех проведенных до этого и ознаменовала поворот к новому веку. Официально она называлась «Всемирная художественная, промышленная и земледельческая выставка». Выставка была грандиозной во всех отношениях. Её площадь превышала 100 га. (1 млн. кв. м), из которых 450 тыс. кв. м. предназначалось под закрытые помещения[23]. Специально к выставке было сооружено большое количество объектов: Лионский вокзал, вокзал Орсэ (ныне музей Орсэ), мост Александра III, Большой и Малый дворцы. Первая линия парижского метро начала работать во время выставки 19 июля 1900 г. Частью выставки стали Вторые Олимпийские игры, длившиеся пять месяцев, с мая по октябрь. Впервые в них участвовали женщины.

Особенно значительным было участие Российской империи. Правительство решило продемонстрировать техническую мощь страны как можно полнее. Благодаря особым дружественным отношениям России и Франции для русского отдела была выделена самая большая экспозиционная площадь ― 24 000 м², на которых было представлено около 2,5 тыс. экспонатов. На участие в выставке Россия затратила 5 226 895 рублей (из них правительство ассигновало 2 226 895, различные учреждения и экспоненты выделили еще 3 000 000 рублей)[24].

Российская экспозиция получила 1589 наград (при общем количестве 42 790): из которых 212 ― Гран-При (из 2827), 370 золотых медалей (из 8166), 436 серебряных, 347 бронзовых медалей и 224 почетных отзыва[25].

Российские колокольные заводы были представлены двумя изготовителями:

  • колокололитейный завод «Товарищества на паях братьев Самгиных» (г. Москва) был отмечен золотой медалью;
  • колокольный завод «Торгово-промышленного товарищества П.И. Оловянишникова сыновья» (г. Ярославль) привёз звон из 22 церковных колоколов, который уже демонстрировался на Всемирной выставке в Чикаго в 1893 г. «Исполнение пьес на них привлекло массу слушателей, оно производилось при помощи специально устроенных клавишей, так что каждому знакомому с нотами была предоставлена возможность играть на колоколах»[26] Изделия завода были удостоены серебряной медали. 

Медаль для экспонентов выставки в Париже 1900 г.[27]

Золотая медаль для экспонентов выставки в Париже 1900 г.
Серебряная медаль для экспонентов выставки в Париже 1900 г.
Бронзовая медаль для экспонентов выставки в Париже 1900 г.

На аверсе голова символа Франции ― Марианны во фригийском колпаке, обращена вправо. На заднем плане дуб и вид городского пейзажа Парижа.

Надпись по кругу:

«РЕСПУБЛИКА ФРАНЦИЯ»

На реверсе изображена победа, парящая над выставкой, на ней сидит призер–триумфатор с поднятым факелом. Ниже прямоугольная табличка с именем награждённого.

Надпись по кругу:

«МЕЖДУНАРОДНАЯ ВЫСТАВКА|1900»

Медальер Жуль Климент Шаплен.

Золото, серебро, бронза.

Диаметр 64 мм.

В кустарном разделе был представлен меднолитейный завод Алексея Макаровича Трошина из села Пурех Нижегородской губернии, который демонстрировал колокольчики и бубенцы. Его имя есть в списке экспонентов[28]. Экспозиция кустарного производства разных железных изделий (приготовление металлических изделий), где экспонировались колокольчики и бубенцы А.М. Трошина, была удостоена почётного отзыва, который приравнивался к бронзовой медали. 

Реклама завода Фельнагеля
Реклама завода Скопинского
Реклама завода Чернигина

Международные выставки

Помимо Всемирных выставок отечественные изготовители колокольной продукции экспонировали свои изделия на многочисленных международных выставках, информацию о которых собрал и опубликовал А. Боев. Приведём эти сведения. «Производственная деятельность экспонентов порой не имела ничего общего с тематикой выставки, и участие в ней носило исключительно рекламный характер. Для покупателя, неискушенного в тонкостях выставочного движения, иностранная медаль в рекламе придавала предприятию дополнительную значимость и свидетельствовала о его международной репутации, вызывала доверие к продукции и содействовала её лучшему сбыту. Таких выставок было много, они имели не высокий уровень представительства, и о них сохранилась весьма скудная информация. С 70-х годов XIX в. началось устройство всевозможных национальных, местных и областных выставок: сельскохозяйственных, ремесленных, специальных ― электрических, гигиенических, фотографических и т.д. Это были узкоспециальные, тематические выставки в масштабах той или иной страны. Сегодня мы знаем о них преимущественно по изображению наградных выставочных медалей на рекламных проспектах и изделиях. Ниже приведены данные о международных выставках, в которых участвовали колокольные заводы и кустарные меднолитейные заведения из России с указанием имен экспонентов и полученных ими наград. 

1879 г.

  • Международная выставка в Париже.

Протоиерей Израилев Аристарх Александрович, г. Ростов Великий. Медаль Парижской Национальной Академии.

1897 г.

  • Художественно-промышленная выставка в Стокгольме.

Колокольный завод братьев Самгиных (г. Москва). Почётный диплом.

1904 г.

  • Международная выставка в Париже.

Скопинский Франц Иванович с сыновьями, с. Штылевка Немировской волости Подольской губернии. Гран-При.

1906 г.

  • Международная выставка в Брюсселе

Торговый дом Гилёва Петра Ивановича сыновья, Тюмень. Большая золотая медаль

1907 г.

  • Четвертый салон прикладных искусств и ремесел в Брюсселе.

Клюйков Егор Спиридонович, с. Пурех Нижегородской губернии. Золотая медаль.

1908 г.

  • Международная выставка в Милане.

Скопинский Франц Иванович с сыновьями, с. Штылевка Немировской волости Подольской губернии. Гран-При и золотая медаль.

  • Промышленная и производственная выставка в Генуе.

Островский Юлий Алексеевич, м. Чёрный остров Подольской губернии. Гран-При и большая золотая медаль.

  • Международная выставка труда и промышленного производства в Риме.

Трошин Иван Михайлович, с. Пурех Нижегородской губернии. Золотая медаль.

  • Международная выставка производственно-социальной гигиены в Карлсбаде, посвященная 60летию Императора ФранцаИосифа

Братья Николай и Яков Усачёвы, г. Валдай Новгородской губернии. Почётный крест и золотая медаль.

Почётный крест ― высшая награда международной выставки производственно-социальной гигиены в Карлсбаде, посвященной 60-летию Императора Франца-Иосифа. Австрия, 1908 г. Фотография А. Глушецкого экспоната из его коллекции
  • Международная выставка по электрификации в Марселе.

Братья Николай и Яков Усачёвы, г. Валдай Новгородской губернии. Почётный крест и золотая медаль.

1909 г.

  • Международная выставка в Париже.

Островский Юлий Алексеевич, м. Чёрный остров Подольской губернии. Гран-При и большая золотая медаль

  • Международная выставка в Амстердаме.

Трошин Иван Михайлович, с. Пурех Нижегородской губернии. Гран-При и золотая медаль.

1911 г.

  • Международная сельскохозяйственная и промышленная выставка в Риме.

Скопинский Франц Иванович с сыновьями, с. Штылевка Немировской волости Подольской губернии. Гран-При и золотая медаль.

Гран-При Рим 1911
Всемирная выставка 1911 г. Рим. Наградная медаль. Позолоченная бронза

1912 г.

  • Международная выставка в Париже.

Скопинский Франц Иванович с сыновьями, с. Штылевка Немировской волости Подольской губернии. Гран-При и золотая медаль.

Медаль Гран-При международной выставки в Париже 1912 г. Фотография А. Боева медали из его коллекции

Декабрь 1912 – март 1913 гг.

  • Международная выставка в Барселоне

Скопинский Франц Иванович с сыновьями, с. Штылевка Немировской волости Подольской губернии. Золотая медаль.

Медаль международной выставки в Барселоне 1912–1913 г. Фотография А. Боева медали из его коллекции

1913 г.

  • Международная выставка в Риме

Клюйков Егор Спиридонович, с. Пурех Нижегородской губернии. Золотая медаль»[29].

Глушецкий Андрей Анатольевич,
д.э.н., профессор

[1] Шпаков В.Н. История всемирных выставок. М., 2008. С. 103.

[2] Боев А.А. Российские колокольные экспоненты на зарубежных выставках // По следам звонких странников. Сборник статей о колоколах и колокольчиках: сб. ст. /А.А. Боев. М., 2015. С. 69–146.

[3] Липке Г.О. Указатель Русского отдела Всемирной выставки 1862 года с приложением списка наград. Лондон, 1862. С. 95, 96.

[4] Иллюстрированное описание Всемирной промышленной выставки в Париже 1867 г. СПб., 1869. С. 29–30.

[5] Киттары М.Я. Всемирная выставка в Париже 1867 г. СПб. С. 43.

[6] Всемирная выставка. Русский отдел. Указатель русского отдела Парижской всемирной выставки 1867 г. СПб., 1867. С. 134.

[7] Всемирная выставка. Русский отдел. Указатель русского отдела Парижской всемирной выставки 1867 г., СПб., 1867. С. 188, 230.

[8] Оловянишников Н.И. История колоколов и колокололитейное искусство. М., 1912. С.413.

[9] Ефрон А.А. Всемирная выставка и русские экспоненты с указателем фабрик и заводов. СПб., 1886 г.

[10] Боев А.А. Бельгийская выставочная символика на российских колоколах // Орловская городская газета, № 33 (61) за 24 августа 2011.

Бельгийская выставочная символика на российских колоколах // Боев А.А. По следам звонких странников. Сборник статей о колоколах и колокольчиках: сб. ст. /А.А. Боев. М., 2015. С. 148–158.

[11] Шматов В.Е. Пурех. Историко-краеведческое исследование. Киров, 2004. С. 182–183.

[12] Ефрон А.А. Всемирная выставка и русские экспоненты с указанием фабрик и заводов, Антверпен 1885 год. СПб., 1886.

[13] Ефрон А.А. Всемирная выставка и русские экспоненты с указанием фабрик и заводов, Антверпен 1885 год. СПб., 1886. С. 200.

[14] Там же. С.121.

[15] Боев А.А. Бельгийская выставочная символика на российских колоколах // Боев А.А. По следам звонких странников. Сборник статей о колоколах и колокольчиках: сб. ст. /А.А. Боев. М., 2015. С. 148–158.

[16] Министерство финансов, а позже Министерство земледелия и государственных имуществ.

[17] Указатель Всероссийской кустарно–промышленной выставки, состоящей под августейшим покровительством Ея императорского величества государыни императрицы Александры Федоровны, 1902 г. СПб., 1902.

[18] Иллюстрированное описание Всероссийской промышленно-художественной выставки 1882 г. в Москве: альбом. СПб., М., 1882. С. 6.

[19] Шпаков В.Н. История всемирных выставок. М., 2008. С. 366.

[20] Список наградам, присуждённых русским экспонентам на Всемирной парижской выставке 1889 г., СПб., 1889 г.

[21] Всемирная Колумбова выставка 1893 г. в г. Чикаго: указатель русского отдела. Издание Высочайше учрежденной комиссии по участию России во всемирной выставке 1893 года в Чикаго. СПб., 1893. С. 221.

[22] Там же.

[23] Шпаков В.Н. История всемирных выставок. М., 2008. С. 141.

[24] Там же. С. 171–172.

[25] Шпаков В.Н. История всемирных выставок. М., 2008. С. 171–172.

Боев А.А. Российские колокольные экспоненты на зарубежных выставках // По следам звонких странников. Сборник статей о колоколах и колокольчиках: сб. ст. /А.А. Боев М., 2015. С. 134.

[26] Оловянишников Н.И. История колоколов и колокольное искусство. М., 2003. С. 430.

[27] Этой медалью так же награждали призеров Вторых Олимпийских игр, проходивших во время выставки.

[28] Шустов И. Россия на Всемирной выставке в Париже в 1900 г. СПб, 1900. Часть 3. С. 30.

[29] Боев А.А. Российские колокольные экспоненты на зарубежных выставках // По следам звонких странников. Сборник статей о колоколах и колокольчиках: сб. ст. /А.А. Боев М., 2015. С. 145–146.


WORLD EXHIBITIONS, MEDALS, RUSSIAN BELLS AND BELLS

Abstract: the article provides information about the participation of Russian bell manufacturers in world and international exhibitions in the XIX-early XX centuries. (before the First World War), the medals of these exhibitions are described.

Keywords: world exhibition, international exhibition, award medal, commemorative medal, bell factories, rainbow bells.

Ключевые слова: всемирная выставка, международная выставка, наградная медаль, памятная медаль, колокольные заводы, поддужные колокольчики.


От личной коллекции колоколов и колокольчиков к частному музею (Андрей Глушецкий)

Звучащая коллекция (Александр Боев)

Уникальное и тиражное

Прогноз цены на антиквариат

Коллекция и время

Философия коллекционирования

Стиль и стильность

_________________

Обсудить материал на форуме >>>