В Государственном мемориальном музее А.В. Суворова в Санкт-Петербурге 7 ноября 2020 г. открывается выставка «Ордена и кавалеры на фарфоре». Она объединит предметы из собрания Санкт-Петербургского Императорского фарфорового завода и личной коллекции российского историка и искусствоведа А.Л. Хазина.
Предваряя открытие выставки, мы публикуем материал Андрея Леонидовича из каталога выставки о феномене орденского фарфора.
Август III Саксонец (1696-1763), король Польский и Великий князь Литовский с 1734, курфюрст Саксонский как Фридрих Август II с 1733.
Суверен Ордена Белого Орла (учреждён в Речи Посполитой в 1705, причислен к российским орденам в 1831).
Германия. Высота 24 см, ширина 15 см, глубина 10 см.
Из собрания А.Л. Хазина;
Людовик XIV де Бурбон (1638-1715), король Франции и Наварры с 1643.
Суверен Ордена Святого Духа – высшего ордена Франции (учреждён в 1578 г., высший орден Франции до 1830 г. с перерывами с 1791 по 1814 и в 1815 гг.)
Германия. Высота 24 см, ширина 15 см, глубина 10 см.
Из собрания А.Л. Хазина
Система государственных наград в любом государстве является столь же важным его атрибутом и символом, как и герб, гимн и флаг. На гербах многих государств Европы со времён Средневековья помещались изображения знаков высших орденов и их девизы. Россия также последовала этой традиции и на её гербе долгое время находилось изображение знаков ордена Св. Апостола Андрея Первозванного — первого и высшего ордена страны.
В отличие от герба, гимна или флага, государственные награды несут в себе ещё одну важнейшую символическую функцию — связи государства с отдельными гражданами и, через них, семьями и целыми родами. Представители родовитейших семейств зачастую сравнивали не генеалогии, но количество георгиевских кавалеров в родне.
Тарелка из Орденского сервиза Благороднейшего Ордена Подвязки.
Великобритания, T. Goode & Co, 1920.
Диаметр 26 см.
Из собрания А.Л. Хазина;
Декоративная тарелка со знаками Благороднейшего Ордена Подвязки (учреждён в Англии в 1348).
Рисунок со знаков из коллекции академика А.Л.Хазина.
Россия, Императорский Фарфоровый Завод, 2019.
Диаметр 27 см.
Из собрания А.Л. Хазина
Рыцарские ордена, предвестники современных орденских институтов, появились с рождением Благороднейшего Ордена Подвязки в 1348 г. в Англии. Взяв за образец духовно-рыцарские ордены, великий реформатор Эдуард III в своем детище установил невиданный ранее формат — сувереном Ордена стал не Папа Римский, как во всех действовавших ранее духовно-рыцарских орденах (лишь в Тевтонском Ордене суверенами выступали Папа Римский и император Священной Римской империи, заметим a propos, обе эти позиции были выборными), но национальный государь. Тем самым, рыцари-компаньоны нового ордена служили не общекатолическим, но национальным интересам, а сам Орден Подвязки стал инструментом государственного управления. И по настоящее время во многих странах с древними орденскими традициями орден — это почётная корпорация, куда по воле её главы (монарха или выборного главы государства) принимаются особо выдающиеся члены общества — граждане или подданные самой страны или иностранцы (рассматриваемые, как правило, в качестве «почётных членов», и имеющие либо соответствующие заслуги, либо общественный статус (например, главы иностранных государств или высшие сановники).
В кратчайшие сроки удивительно удачное нововведение было воспринято на континенте, и в подражание английскому орденскому институту возникли многие выдающиеся ордена, в т.ч. знаменитые савойский Орден Благовещения, французский Св. Михаила, бургундский Золотого Руна.
Достаточно быстро факт принятия в орден как награды за службу стал не менее, а потом часто и более, важной функцией орденских институтов, нежели изначальная — статусная, хотя и она до нынешних времен не перестаёт быть важнейшей.
Полным символизма, удивительно созвучным с историей развития искусства является процесс формирования знаков принадлежности к рыцарским орденам. Если изначально для Ордена Подвязки таковым знаком служила лишь тёмно-голубая лента, подвязывавшаяся под левым коленом рыцаря или над левым локтем Леди Ордена, то довольно быстро с развитием института рыцарских орденов стали появляться и новые знаки. С появлением Ордена Цепи, известного ныне как Св. Благовещения (Аннунциаты), появился феномен орденской цепи, перенятый затем при учреждении Ордена Золотого Руна, а затем и перешедший в Орден Подвязки. С правление Стюартов начинается история орденских звёзд, приблизительно в этот же период появляются и хорошо известные ныне чресплечные ленты и традиция ношения собственно орденского знака у бедра.
История системы отличий и наград в России уходит корнями в раннее Средневековье. Задолго до Петра I и введения им европеизированной системы наград, в стране имелась стройная и разветвленная традиция пожалований, включавшая и денежные, материальные, а равно и почетные знаки, в т.ч. цепи (как правило, значительной материальной стоимости).
Петр Великий, не только ввел первые российские ордена Свв. Андрея Первозванного и Екатерины, но и первым в мире создал новый наградной институт — массовые награждения нагрудными («на петличных лентах») медалями. Лишь около 70 лет спустя новшество освоили в Священной Римской империи, и только к наполеоновским войнам в других европейских странах.
Юбилейная тарелка к 200-летию битвы при Ватерлоо с портретом герцога Веллингтона.
Великобритания, William Edwards, 2015.
Диаметр 27 см.
Из собрания А. Л. Хазина;
Декоративная тарелка со знаками Королевского Викторианского Ордена
(учреждён в Соединённом Королевстве в 1896).
Рисунок со знаков из коллекции академика А. Л. Хазина.
Диаметр 27 см. Коробка длина 32 см, ширина 32 см, высота 4 см.
Россия, Императорский Фарфоровый Завод, 2019.
Из собрания А.Л. Хазина
Советская система государственных наград несла не только чисто внешние отличия от имперской, но и коренные философские отличия, далеко не всегда узко идеологического характера. Как бы то ни было, в советское время понятие «орден» фактически сузилось до «знака ордена», в каковом качестве в значительной мере и воспринимается сейчас нашими соотечественниками.
Помимо орденских знаков — церемониальных одежд, цепей, собственно знаков, звёзд, лент), — в силу значимости и статуса орденских и иных наградных институтов, уже целые столетия существует феномен разного рода предметов с орденской символикой. Пожалуй, наиболее известным типом таких предметов являются изделия из фарфора, что связано с традицией торжественных трапез в дни небесных покровителей орденов (т.н. «орденские праздники»). Во многих странах суверенами заказывались официальные орденские сервизы на количество кувертов, соответствовавшее максимальному установленному для Ордена количеству кавалеров, официалов Ордена и членов монаршей семьи. В России изготовителем таких сервизов, разумеется, был Императорский фарфоровый завод. Обладая и сейчас статусом «поставщика Кремля N1», ИФЗ продолжает традицию изготовления предметов из фарфора с орденской символикой.
Помимо орденских сервизов, и другие изделия из фарфора, зачастую использующиеся в качестве сувенирной продукции, и несущие изображения орденских знаков пользуются исключительной популярностью в мире. Одним из частых сюжетов для изготовления фарфоровых фигур являются суверены или кавалеры орденов в церемониальных одеждах или просто со знаками того или иного ордена. Юбилейные и сувенирные тарелки, предназначенные как для кавалеров и официалов орденов, так и для широкой публики, также являются популярным предметом для изготовления и коллекционирования.
Елизавета II (род. 1926), Королева Великобритании и Северной Ирландии с 1952.
Суверен Превосходнейшего Ордена Британской империи (учреждён в 1917).
Великобритания, Royal Worcester, 1987.
Высота 24 см, ширина 16 см, глубина 14 см.
Из собрания А.Л. Хазина;
Елизавета II (род. 1926), Королева Великобритании и Северной Ирландии с 1952.
Суверен Наиболее Выдающегося Ордена Святых Михаила и Георгия
(учреждён в 1818).
Великобритания, Royal Doulton, 1983.
Высота 26 см, ширина 11 см, глубина 10 см. Без видимых изъянов.
Из собрания А.Л. Хазина
История любого ордена неотделима от подвигов и заслуг его кавалеров. Поэтому важнейшей частью корпуса фарфоровых изделий, связанных с орденскими институтами, являются пласты, тарелки и иные предметы с изображениями выдающихся кавалеров орденов.
Открывающаяся в символический для Музея, посвящённого выдающемуся российскому полководцу Александру Васильевичу графу Суворову-Рымникскому, светлейшему князю Италийскому, генералиссимусу и генерал-фельдмаршалу Российской империи, генерал-фельдмаршалу Священной Римской империи, великому маршалу Войск Пьемонтских, кавалеру Орденов Св. апостола Андрея Первозванного, Св. Георгия Победоносца I, II и III классов, Св. равноапостольного князя Владимира I класса, Св. благоверного князя Александра Невского, Св. Анны, прусских орденов Чёрного Орла и Красного Орла I класса, Большого креста австрийского Ордена Марии Терезии, баварского Ордена Св. Губерта, савойских Ордена Св. Благовещения и Большого креста Ордена Свв. Маврикия и Лазаря, в год празднования 290-летия, наша выставка призвана лишь в небольшой мере наметить демонстрацию традиций орденского фосфора. Отечественные, вышедшие в основном из стен Императорского фарфорового завода, а также британские, французские, австрийские, различных германских государств предметы дают далеко не полное представление о феномене орденского фарфора, но, по мысли организаторов настоящего выставочного проекта, позволят многим любителям истории и ценителям искусства составить хотя бы первоначальное преставление об этом многосотлетнем культурном феномене.
А.Л. Хазин действительный член Российской Академии Художеств, профессор, зав. кафедрой МГУ им. М.В. Ломоносова, коллекционер
Декоративная тарелка со знаками Благороднейшего Ордена Подвязки –
высшего рыцарского ордена Соединённого Королевства (учреждён в 1348), и Ордена Древнейшего и Благороднейшего Ордена Чертополоха –
высшего рыцарского ордена Шотландии (учреждён в 1687).
Великобритания, 2000.
Диаметр 28 см.
Из собрания А.Л. Хазина.
Лимитированное издание из Королевской коллекции (Royal Trust);
Декоративная тарелка с Большим гербом монарха Соединённого Королевства.
Великобритания, 2000.
Диаметр 28 см.
Из собрания А.Л. Хазина.
Лимитированное издание из Королевской коллекции (Royal Trust).
Элементы Ордена Подвязки: собственно подвязка, Орденская цепь с цепным знаком («Большой Георгий»)
- Декоративная тарелка по рис. князя Д.Р. Романова с знаком и шейной лентой Императорского Ордена Св. Анны II класса (учреждён в 1735 г. в Герцогстве Гольштейн-Готторпском. С 1797 г. вошёл в состав российской наградной системы). Россия, Императорский Фарфоровый Завод, 2005. Диаметр 17 см. Из собрания А.Л. Хазина. Лимитированное издание;
- Декоративная тарелка по рис. князя Д.Р. Романова с знаком и шейной лентой Королевского Викторианского Ордена (учреждён в Декоративная тарелка по рис. князя Д.Р. Романова с знаком и шейной лентой Королевского Викторианского Ордена (учреждён в Соединённом Королевстве в 1896). Россия, Императорский Фарфоровый Завод, 2005. Диаметр 17 см. Из собрания А.Л. Хазина. Лимитированное издание
Благодарим Владимира Геннадьевича Гронского, директора Государственного бюджетного учреждения культуры «Государственный мемориальный музей А.В. Суворова», за помощь в подготовке материала.
Государственный мемориальный музей А.В. Суворова
Россия, 191015, Санкт-Петербург, Кирочная ул., д. 43.
Справки и заявки на экскурсии по телефону: +7 (812) 579-39-14
Факс: +7 (812) 274-28-50
[email protected]
Вазы ИФЗ. Коллекция В.С. Голубева
У нас не бывает провальных выставок. Людмила Гаврилова
_________________