Ордена и кавалеры на фарфоре

in Музей/Новости/Фарфор, керамика, стекло 7995 views

В Государст­венном мемориаль­ном музее А.В. Суворова в Санкт-Петербурге 7 ноября 2020 г. откры­вается выстав­ка «Ордена и кавалеры на фарфоре». Она объеди­нит пред­меты из собрания Санкт-Петер­бургского Импера­торского фарфо­рового завода и личной коллекции россий­ского историка и искус­ствоведа А.Л. Хазина.

Предваряя открытие выстав­ки, мы публикуем материал Андрея Леонидовича из каталога выс­тавки о феномене орденского фарфора.

Декоративная тарелка с государственным гербом Австрийской империи.
Франция, Haviland (Limoges), 1890.
Диаметр 25 см.
Из собрания А.Л. Хазина.
Знаки Ордена Золотого Руна (учреждён в Герцогстве Бургундия, с 1477 г. перешёл к Дому Габсбургов, в настоящий момент разделён на две ветви: высший орден Королевства Испания и Габсбург-Лотарингского Дома) стали неотъемлемой частью государственного герба Австрии

Август III Саксонец (1696-1763), король Польский и Великий князь Литовский с 1734, курфюрст Саксонский как Фридрих Август II с 1733.
Суверен Ордена Белого Орла (учреждён в Речи Посполитой в 1705, причислен к российским орденам в 1831).
Германия. Высота 24 см, ширина 15 см, глубина 10 см.
Из собрания А.Л. Хазина;

Людовик XIV де Бурбон (1638-1715), король Франции и Наварры с 1643.
Суверен Ордена Святого Духа – высшего ордена Франции (учреждён в 1578 г., высший орден Франции до 1830 г. с перерывами с 1791 по 1814 и в 1815 гг.)
Германия. Высота 24 см, ширина 15 см, глубина 10 см.
Из собрания А.Л. Хазина


Система государ­ственных наград в любом государ­стве является столь же важным его атри­бутом и символом, как и герб, гимн и флаг. На гербах многих государств Европы со времён Средне­­ве­ковья поме­щались изобра­жения зна­ков высших орденов и их девизы. Россия также после­довала этой тра­диции и на её гербе долгое время находилось изобра­жение знаков ордена Св. Апостола Андрея Перво­­званного — первого и высшего ордена страны.

В отличие от герба, гимна или флага, государ­­ственные награды несут в себе ещё одну важнейшую симво­­лическую функцию — связи государ­ства с отдельными гражданами и, через них, семьями и целыми родами. Предста­вители родо­ви­тейших семейств зачастую срав­ни­вали не генеа­логии, но количество георгиевских кавалеров в родне.

Декоративная тарелка со знаками Благороднейшего Ордена Подвязки – высшего рыцарского ордена Соединённого Королевства
(учреждён в 1348).
Великобритания, T. Goode & Co, 1919.
Диаметр 24 см.
Из собрания А.Л. Хазина

Тарелка из Орденского сервиза Благороднейшего Ордена Подвязки.
Великобритания, T. Goode & Co, 1920.
Диаметр 26 см.
Из собрания А.Л. Хазина;

Декоративная тарелка со знаками Благороднейшего Ордена Подвязки (учреждён в Англии в 1348).
Рисунок со знаков из коллекции академика А.Л.Хазина.
Россия, Императорский Фарфоровый Завод, 2019.
Диаметр 27 см.
Из собрания А.Л. Хазина

Рыцарские ордена, предвестники современных орденских институтов, появились с рождением Благород­нейшего Ордена Подвязки в 1348 г. в Англии. Взяв за образец ду­хов­но-рыцар­ские ордены, великий реформатор Эдуард III в своем детище установил невиданный ранее формат — сувереном Ордена стал не Папа Римский, как во всех действовавших ранее духовно-рыцарских орденах (лишь в Тевтон­ском Ордене суверенами выступали Папа Римский и император Священной Римской империи, заметим a propos, обе эти позиции были выборными), но национальный государь. Тем самым, рыцари-компаньоны нового ордена служили не обще­католи­ческим, но нацио­нальным интересам, а сам Орден Подвязки стал инструментом государственного управления. И по настоящее время во многих странах с древними орденскими традициями орден — это почётная корпо­рация, куда по воле её главы (монарха или выборного главы государства) прини­маются особо выдающиеся члены общества — граждане или подданные самой страны или иностранцы (рассмат­ривае­мые, как правило, в качестве «почётных членов», и имеющие либо соответ­ствующие заслуги, либо общест­венный статус (например, главы иностранных государств или высшие сановники).

Декоративный фарфоровый пласт на мотивы Орденского блюда времён
царствования императора Александра III, с изображениями знаков высших
степеней Российских Императорских и Царских Орденов.
Монограмма А. Л. Хазина.
Россия, Императорский Фарфоровый Завод, 2009.
Длина 74 см, ширина 79 см, глубина 7 см.
Из собрания А. Л. Хазина.
Единственный экземпляр, изготовлен в качестве подарка коллекционеру
А.Л. Хазину на его 40-летие со дня рождения

В кратчайшие сроки удивительно удачное ново­введение было воспри­нято на континенте, и в подражание английскому орденскому институту возникли многие выдаю­щиеся ордена, в т.ч. знаменитые савойский Орден Благо­вещения, француз­ский Св. Михаила, бургундский Золотого Руна.

Достаточно быстро факт принятия в орден как награды за службу стал не менее, а потом часто и более, важной функцией орденских институтов, нежели изначальная — статусная, хотя и она до нынешних времен не перестаёт быть важнейшей.

Декоративная тарелка с копией росписи сервиза Его Королевского Величества Вильгельма IV, короля Великобритании и Ирландии в 1830-1837.
Великобритания, 2005.
Диаметр 26 см.
Из собрания А.Л. Хазина

Полным символизма, удивительно созвучным с историей развития искусства является процесс формирования знаков принад­лежности к рыцарским орденам. Если изначально для Ордена Подвязки таковым знаком служила лишь тёмно-го­лубая лента, подвязы­вавшаяся под левым коленом рыцаря или над левым локтем Леди Ордена, то довольно быстро с развитием института рыцарских орденов стали появляться и новые знаки. С появле­нием Ордена Цепи, известного ныне как Св. Благо­вещения (Аннун­циаты), появился феномен орденской цепи, перенятый затем при учреждении Ордена Золотого Руна, а затем и перешедший в Орден Подвязки. С правление Стюартов начинается история орденских звёзд, прибли­зительно в этот же период появ­ляются и хорошо известные ныне чрес­плечные ленты и традиция ношения собственно орден­ского знака у бедра.

История системы отличий и наград в России уходит корнями в раннее Средневековье. Задолго до Петра I и введения им европеизированной системы наград, в стране имелась стройная и разветвленная традиция пожалований, включавшая и денежные, материальные, а равно и почетные знаки, в т.ч. цепи (как правило, значительной материальной стоимости).

Петр Великий, не только ввел первые россий­ские ордена Свв. Андрея Перво­званного и Екате­рины, но и первым в мире создал новый наградной институт — массовые награждения нагрудными («на петличных лентах») медалями. Лишь около 70 лет спустя новшество освоили в Священной Римской империи, и только к наполео­новским войнам в других евро­пейских странах.

Юбилейная тарелка к 200-летию битвы при Ватерлоо с портретом герцога Веллингтона.
Великобритания, William Edwards, 2015.
Диаметр 27 см.
Из собрания А. Л. Хазина;

Декоративная тарелка со знаками Королевского Викторианского Ордена
(учреждён в Соединённом Королевстве в 1896).
Рисунок со знаков из коллекции академика А. Л. Хазина.
Диаметр 27 см. Коробка длина 32 см, ширина 32 см, высота 4 см.
Россия, Императорский Фарфоровый Завод, 2019.
Из собрания А.Л. Хазина

Советская система государственных наград несла не только чисто внешние отличия от имперской, но и коренные философские отличия, далеко не всегда узко идеологического характера. Как бы то ни было, в советское время понятие «орден» фактически сузилось до «знака ордена», в каковом качестве в значительной мере и воспринимается сейчас нашими соотечественниками.

Декоративная тарелка со знаком ордена «Красное Знамя»
(учреждён в РСФСР в 1918, в СССР — в 1924 г.) на основном поле.
Орденская лента по ободу.
Россия, Императорский Фарфоровый Завод, 2020.
Диаметр 27 см.
Из собрания ИФЗ

Помимо орденских знаков — церемониальных одежд, цепей, собственно знаков, звёзд, лент), — в силу значимости и статуса орденских и иных наградных институтов, уже целые столетия существует феномен разного рода предметов с орденской символикой. Пожалуй, наиболее известным типом таких предметов являются изделия из фарфора, что связано с традицией торжест­венных трапез в дни небесных покровителей орденов (т.н. «орденские праздники»). Во многих странах суверенами заказы­вались официальные орденские сервизы на количество кувертов, соответствовавшее максимальному установленному для Ордена количеству кавалеров, официалов Ордена и членов монаршей семьи. В России изготовителем таких сервизов, разумеется, был Императорский фарфоровый завод. Обладая и сейчас статусом «поставщика Кремля N1», ИФЗ продолжает традицию изготовления предметов из фарфора с орденской символикой.

Декоративная тарелка со знаками Выдающегося Ордена Индийской Империи (учреждён в Соединённом Королевстве в 1878).
Россия, Императорский Фарфоровый Завод, 2019.
Рисунок со знаков из коллекции академика А.Л. Хазина.
Диаметр 27 см. Коробка длина 32 см, ширина 32 см, высота 4 см.
Из собрания А.Л. Хазина

Помимо орденских сервизов, и другие изделия из фарфора, зачастую использующиеся в качестве сувенирной продукции, и несущие изобра­жения орденских знаков пользуются исклю­чительной популяр­ностью в мире. Одним из частых сюжетов для изготовления фарфоровых фигур являются суверены или кавалеры орденов в церемониальных одеждах или просто со знаками того или иного ордена. Юбилейные и сувенирные тарелки, предназ­наченные как для кавалеров и официалов орденов, так и для широкой публики, также являются популярным предметом для изго­товле­ния и коллек­циониро­вания.

Елизавета II (род. 1926), Королева Великобритании и Северной Ирландии с 1952.
Суверен Благороднейшего Ордена Подвязки (учреждён с 1348)
Великобритания, Royal Worcester, 2002.
Высота 26 см, ширина 18 см, глубина 16 см.
Из собрания А.Л. Хазина

Елизавета II (род. 1926), Королева Великобритании и Северной Ирландии с 1952.
Суверен Превосходнейшего Ордена Британской империи (учреждён в 1917).
Великобритания, Royal Worcester, 1987.
Высота 24 см, ширина 16 см, глубина 14 см.
Из собрания А.Л. Хазина;

Елизавета II (род. 1926), Королева Великобритании и Северной Ирландии с 1952.
Суверен Наиболее Выдающегося Ордена Святых Михаила и Георгия
(учреждён в 1818).
Великобритания, Royal Doulton, 1983.
Высота 26 см, ширина 11 см, глубина 10 см. Без видимых изъянов.
Из собрания А.Л. Хазина

История любого ордена неотделима от подвигов и заслуг его кавалеров. Поэтому важнейшей частью корпуса фарфоровых изделий, связанных с орденскими институтами, являются пласты, тарелки и иные предметы с изобра­жениями выдаю­щихся кавалеров орденов.

Александр Васильевич Суворов. Худ. Кацман. Л123265. 26/XII-42. Т. 25 000. Издательство «Искусство». 1942. Фототипия. Варсонофьевский 8. Москва

Открываю­щаяся в симво­лический для Музея, посвящён­ного выдаю­щемуся российскому полководцу Александру Васильевичу графу Суворову-Рымникскому, светлей­шему князю Италий­скому, генералис­симусу и гене­рал-фельд­маршалу Россий­ской империи, генерал-фельд­маршалу Священ­ной Римской империи, великому маршалу Войск Пьемонт­ских, кавалеру Орденов Св. апостола Андрея Перво­званного, Св. Георгия Победоносца I, II и III классов, Св. равно­апостоль­ного князя Владимира I класса, Св. благо­верного князя Александра Невского, Св. Анны, прусских орденов Чёрного Орла и Красного Орла I класса, Большого креста австрий­ского Ордена Марии Терезии, баварского Ордена Св. Губерта, савойских Ордена Св. Благо­вещения и Большого креста Ордена Свв. Маврикия и Лазаря, в год праздно­вания 290-летия, наша выставка призвана лишь в небольшой мере наметить демон­страцию традиций орденского фосфора. Отечест­венные, вышедшие в основном из стен Импе­ратор­ского фарфорового завода, а также британские, французские, австрийские, различных герман­ских государств предметы дают далеко не полное предста­вление о феномене орденского фарфора, но, по мысли организаторов настоящего выставочного проекта, позволят многим любителям истории и ценителям искусства составить хотя бы первона­чальное престав­ление об этом много­со­тлетнем культурном феномене.

А.Л. Хазин
действи­тельный член Россий­ской Академии Художеств,
профессор, зав. кафедрой МГУ им. М.В. Ломоносова,
коллекционер
Юбилейная тарелка к 300-летию Древнейшего и Благороднейшего Ордена Чертополоха — высшего рыцарского ордена Шотландии (учреждён 1687 г.)
Великобритания, 1987 г.
Диаметр 27 см
Из собрания А.Л. Хазина

Декоративная тарелка со знаками Благороднейшего Ордена Подвязки –
высшего рыцарского ордена Соединённого Королевства (учреждён в 1348), и Ордена Древнейшего и Благороднейшего Ордена Чертополоха –
высшего рыцарского ордена Шотландии (учреждён в 1687).
Великобритания, 2000.
Диаметр 28 см.
Из собрания А.Л. Хазина.
Лимитированное издание из Королевской коллекции (Royal Trust);

Декоративная тарелка с Большим гербом монарха Соединённого Королевства.
Великобритания, 2000.
Диаметр 28 см.
Из собрания А.Л. Хазина.
Лимитированное издание из Королевской коллекции (Royal Trust).
Элементы Ордена Подвязки: собственно подвязка, Орденская цепь с цепным знаком («Большой Георгий»)

  • Декоративная тарелка по рис. князя Д.Р. Романова с знаком и шейной лентой Императорского Ордена Св. Анны II класса (учреждён в 1735 г. в Герцогстве Гольштейн-Готторпском. С 1797 г. вошёл в состав российской наградной системы). Россия, Императорский Фарфоровый Завод, 2005. Диаметр 17 см. Из собрания А.Л. Хазина. Лимитированное издание;
  • Декоративная тарелка по рис. князя Д.Р. Романова с знаком и шейной лентой Королевского Викторианского Ордена (учреждён в Декоративная тарелка по рис. князя Д.Р. Романова с знаком и шейной лентой Королевского Викторианского Ордена (учреждён в Соединённом Королевстве в 1896). Россия, Императорский Фарфоровый Завод, 2005. Диаметр 17 см. Из собрания А.Л. Хазина. Лимитированное издание

 


Благодарим Владимира Геннадьевича Гронского, дирек­тора Го­судар­ствен­ного бюджет­ного учреж­дения куль­туры «Госу­дарст­венный мемо­риаль­ный музей А.В. Суворова», за по­мощь в под­готовке мате­риала.

Государственный мемориальный музей А.В. Суворова

Россия, 191015, Санкт-Петербург, Кирочная ул., д. 43.
Справки и заявки на экскурсии по телефону: +7 (812) 579-39-14
Факс: +7 (812) 274-28-50
[email protected]

Ирина Багдасарова. Орденские сервизы завода Гарднера

Вазы ИФЗ. Коллекция В.С. Голубева

У нас не бывает провальных выставок. Людмила Гаврилова

Ордена Дружбы художникам ИФЗ

Все ордена на одной тарелке!

Русский фарфор. 275 лет

Знаки Победы

_________________

Обсудить материал >>>

Рекомендуем

Илья Репин. Портрет великого князя Константина Константиновича

Рама для картины

Существует мнение, что ра­мы кар­­тин не имеют под со­бой ни­ка­кой смы­сло­­вой на­груз­ки,
Московский зоопарк

Зоопарк Москвы

Великий князь Николай Николаевич Стар­ший (1831-1891), 160 лет на­зад принял под своё покровительство Импе­раторское
Перейти К началу страницы