В Государственном мемориальном музее А.В. Суворова в Санкт-Петербурге 7 ноября 2020 г. открывается выставка «Ордена и кавалеры на фарфоре». Она объединит предметы из собрания Санкт-Петербургского Императорского фарфорового завода и личной коллекции российского историка и искусствоведа А.Л. Хазина.
Предваряя открытие выставки, мы публикуем материал Андрея Леонидовича из каталога выставки о феномене орденского фарфора.
![](https://sammlung.ru/wp-content/uploads/2020/11/plato-06.jpg)
Франция, Haviland (Limoges), 1890.
Диаметр 25 см.
Из собрания А.Л. Хазина.
Знаки Ордена Золотого Руна (учреждён в Герцогстве Бургундия, с 1477 г. перешёл к Дому Габсбургов, в настоящий момент разделён на две ветви: высший орден Королевства Испания и Габсбург-Лотарингского Дома) стали неотъемлемой частью государственного герба Австрии
Август III Саксонец (1696-1763), король Польский и Великий князь Литовский с 1734, курфюрст Саксонский как Фридрих Август II с 1733.
Суверен Ордена Белого Орла (учреждён в Речи Посполитой в 1705, причислен к российским орденам в 1831).
Германия. Высота 24 см, ширина 15 см, глубина 10 см.
Из собрания А.Л. Хазина;
Людовик XIV де Бурбон (1638-1715), король Франции и Наварры с 1643.
Суверен Ордена Святого Духа – высшего ордена Франции (учреждён в 1578 г., высший орден Франции до 1830 г. с перерывами с 1791 по 1814 и в 1815 гг.)
Германия. Высота 24 см, ширина 15 см, глубина 10 см.
Из собрания А.Л. Хазина
Система государственных наград в любом государстве является столь же важным его атрибутом и символом, как и герб, гимн и флаг. На гербах многих государств Европы со времён Средневековья помещались изображения знаков высших орденов и их девизы. Россия также последовала этой традиции и на её гербе долгое время находилось изображение знаков ордена Св. Апостола Андрея Первозванного — первого и высшего ордена страны.
В отличие от герба, гимна или флага, государственные награды несут в себе ещё одну важнейшую символическую функцию — связи государства с отдельными гражданами и, через них, семьями и целыми родами. Представители родовитейших семейств зачастую сравнивали не генеалогии, но количество георгиевских кавалеров в родне.
![](https://sammlung.ru/wp-content/uploads/2020/11/plato-16.jpg)
(учреждён в 1348).
Великобритания, T. Goode & Co, 1919.
Диаметр 24 см.
Из собрания А.Л. Хазина
Тарелка из Орденского сервиза Благороднейшего Ордена Подвязки.
Великобритания, T. Goode & Co, 1920.
Диаметр 26 см.
Из собрания А.Л. Хазина;
Декоративная тарелка со знаками Благороднейшего Ордена Подвязки (учреждён в Англии в 1348).
Рисунок со знаков из коллекции академика А.Л.Хазина.
Россия, Императорский Фарфоровый Завод, 2019.
Диаметр 27 см.
Из собрания А.Л. Хазина
Рыцарские ордена, предвестники современных орденских институтов, появились с рождением Благороднейшего Ордена Подвязки в 1348 г. в Англии. Взяв за образец духовно-рыцарские ордены, великий реформатор Эдуард III в своем детище установил невиданный ранее формат — сувереном Ордена стал не Папа Римский, как во всех действовавших ранее духовно-рыцарских орденах (лишь в Тевтонском Ордене суверенами выступали Папа Римский и император Священной Римской империи, заметим a propos, обе эти позиции были выборными), но национальный государь. Тем самым, рыцари-компаньоны нового ордена служили не общекатолическим, но национальным интересам, а сам Орден Подвязки стал инструментом государственного управления. И по настоящее время во многих странах с древними орденскими традициями орден — это почётная корпорация, куда по воле её главы (монарха или выборного главы государства) принимаются особо выдающиеся члены общества — граждане или подданные самой страны или иностранцы (рассматриваемые, как правило, в качестве «почётных членов», и имеющие либо соответствующие заслуги, либо общественный статус (например, главы иностранных государств или высшие сановники).
![](https://sammlung.ru/wp-content/uploads/2020/11/plato-10-1.jpg)
царствования императора Александра III, с изображениями знаков высших
степеней Российских Императорских и Царских Орденов.
Монограмма А. Л. Хазина.
Россия, Императорский Фарфоровый Завод, 2009.
Длина 74 см, ширина 79 см, глубина 7 см.
Из собрания А. Л. Хазина.
Единственный экземпляр, изготовлен в качестве подарка коллекционеру
А.Л. Хазину на его 40-летие со дня рождения
В кратчайшие сроки удивительно удачное нововведение было воспринято на континенте, и в подражание английскому орденскому институту возникли многие выдающиеся ордена, в т.ч. знаменитые савойский Орден Благовещения, французский Св. Михаила, бургундский Золотого Руна.
Достаточно быстро факт принятия в орден как награды за службу стал не менее, а потом часто и более, важной функцией орденских институтов, нежели изначальная — статусная, хотя и она до нынешних времен не перестаёт быть важнейшей.
![](https://sammlung.ru/wp-content/uploads/2020/11/plato-05.jpg)
Великобритания, 2005.
Диаметр 26 см.
Из собрания А.Л. Хазина
Полным символизма, удивительно созвучным с историей развития искусства является процесс формирования знаков принадлежности к рыцарским орденам. Если изначально для Ордена Подвязки таковым знаком служила лишь тёмно-голубая лента, подвязывавшаяся под левым коленом рыцаря или над левым локтем Леди Ордена, то довольно быстро с развитием института рыцарских орденов стали появляться и новые знаки. С появлением Ордена Цепи, известного ныне как Св. Благовещения (Аннунциаты), появился феномен орденской цепи, перенятый затем при учреждении Ордена Золотого Руна, а затем и перешедший в Орден Подвязки. С правление Стюартов начинается история орденских звёзд, приблизительно в этот же период появляются и хорошо известные ныне чресплечные ленты и традиция ношения собственно орденского знака у бедра.
История системы отличий и наград в России уходит корнями в раннее Средневековье. Задолго до Петра I и введения им европеизированной системы наград, в стране имелась стройная и разветвленная традиция пожалований, включавшая и денежные, материальные, а равно и почетные знаки, в т.ч. цепи (как правило, значительной материальной стоимости).
Петр Великий, не только ввел первые российские ордена Свв. Андрея Первозванного и Екатерины, но и первым в мире создал новый наградной институт — массовые награждения нагрудными («на петличных лентах») медалями. Лишь около 70 лет спустя новшество освоили в Священной Римской империи, и только к наполеоновским войнам в других европейских странах.
Юбилейная тарелка к 200-летию битвы при Ватерлоо с портретом герцога Веллингтона.
Великобритания, William Edwards, 2015.
Диаметр 27 см.
Из собрания А. Л. Хазина;
Декоративная тарелка со знаками Королевского Викторианского Ордена
(учреждён в Соединённом Королевстве в 1896).
Рисунок со знаков из коллекции академика А. Л. Хазина.
Диаметр 27 см. Коробка длина 32 см, ширина 32 см, высота 4 см.
Россия, Императорский Фарфоровый Завод, 2019.
Из собрания А.Л. Хазина
Советская система государственных наград несла не только чисто внешние отличия от имперской, но и коренные философские отличия, далеко не всегда узко идеологического характера. Как бы то ни было, в советское время понятие «орден» фактически сузилось до «знака ордена», в каковом качестве в значительной мере и воспринимается сейчас нашими соотечественниками.
![](https://sammlung.ru/wp-content/uploads/2020/11/plato-01.jpg)
(учреждён в РСФСР в 1918, в СССР — в 1924 г.) на основном поле.
Орденская лента по ободу.
Россия, Императорский Фарфоровый Завод, 2020.
Диаметр 27 см.
Из собрания ИФЗ
Помимо орденских знаков — церемониальных одежд, цепей, собственно знаков, звёзд, лент), — в силу значимости и статуса орденских и иных наградных институтов, уже целые столетия существует феномен разного рода предметов с орденской символикой. Пожалуй, наиболее известным типом таких предметов являются изделия из фарфора, что связано с традицией торжественных трапез в дни небесных покровителей орденов (т.н. «орденские праздники»). Во многих странах суверенами заказывались официальные орденские сервизы на количество кувертов, соответствовавшее максимальному установленному для Ордена количеству кавалеров, официалов Ордена и членов монаршей семьи. В России изготовителем таких сервизов, разумеется, был Императорский фарфоровый завод. Обладая и сейчас статусом «поставщика Кремля N1», ИФЗ продолжает традицию изготовления предметов из фарфора с орденской символикой.
![](https://sammlung.ru/wp-content/uploads/2020/11/plato-02.jpg)
Россия, Императорский Фарфоровый Завод, 2019.
Рисунок со знаков из коллекции академика А.Л. Хазина.
Диаметр 27 см. Коробка длина 32 см, ширина 32 см, высота 4 см.
Из собрания А.Л. Хазина
Помимо орденских сервизов, и другие изделия из фарфора, зачастую использующиеся в качестве сувенирной продукции, и несущие изображения орденских знаков пользуются исключительной популярностью в мире. Одним из частых сюжетов для изготовления фарфоровых фигур являются суверены или кавалеры орденов в церемониальных одеждах или просто со знаками того или иного ордена. Юбилейные и сувенирные тарелки, предназначенные как для кавалеров и официалов орденов, так и для широкой публики, также являются популярным предметом для изготовления и коллекционирования.
![](https://sammlung.ru/wp-content/uploads/2020/11/plato-18.jpg)
Суверен Благороднейшего Ордена Подвязки (учреждён с 1348)
Великобритания, Royal Worcester, 2002.
Высота 26 см, ширина 18 см, глубина 16 см.
Из собрания А.Л. Хазина
Елизавета II (род. 1926), Королева Великобритании и Северной Ирландии с 1952.
Суверен Превосходнейшего Ордена Британской империи (учреждён в 1917).
Великобритания, Royal Worcester, 1987.
Высота 24 см, ширина 16 см, глубина 14 см.
Из собрания А.Л. Хазина;
Елизавета II (род. 1926), Королева Великобритании и Северной Ирландии с 1952.
Суверен Наиболее Выдающегося Ордена Святых Михаила и Георгия
(учреждён в 1818).
Великобритания, Royal Doulton, 1983.
Высота 26 см, ширина 11 см, глубина 10 см. Без видимых изъянов.
Из собрания А.Л. Хазина
История любого ордена неотделима от подвигов и заслуг его кавалеров. Поэтому важнейшей частью корпуса фарфоровых изделий, связанных с орденскими институтами, являются пласты, тарелки и иные предметы с изображениями выдающихся кавалеров орденов.
![](https://sammlung.ru/wp-content/uploads/2020/11/suvorov-katsman-1942-1.jpg)
Открывающаяся в символический для Музея, посвящённого выдающемуся российскому полководцу Александру Васильевичу графу Суворову-Рымникскому, светлейшему князю Италийскому, генералиссимусу и генерал-фельдмаршалу Российской империи, генерал-фельдмаршалу Священной Римской империи, великому маршалу Войск Пьемонтских, кавалеру Орденов Св. апостола Андрея Первозванного, Св. Георгия Победоносца I, II и III классов, Св. равноапостольного князя Владимира I класса, Св. благоверного князя Александра Невского, Св. Анны, прусских орденов Чёрного Орла и Красного Орла I класса, Большого креста австрийского Ордена Марии Терезии, баварского Ордена Св. Губерта, савойских Ордена Св. Благовещения и Большого креста Ордена Свв. Маврикия и Лазаря, в год празднования 290-летия, наша выставка призвана лишь в небольшой мере наметить демонстрацию традиций орденского фосфора. Отечественные, вышедшие в основном из стен Императорского фарфорового завода, а также британские, французские, австрийские, различных германских государств предметы дают далеко не полное представление о феномене орденского фарфора, но, по мысли организаторов настоящего выставочного проекта, позволят многим любителям истории и ценителям искусства составить хотя бы первоначальное преставление об этом многосотлетнем культурном феномене.
А.Л. Хазин действительный член Российской Академии Художеств, профессор, зав. кафедрой МГУ им. М.В. Ломоносова, коллекционер
![](https://sammlung.ru/wp-content/uploads/2020/11/plato-04.jpg)
Великобритания, 1987 г.
Диаметр 27 см
Из собрания А.Л. Хазина
Декоративная тарелка со знаками Благороднейшего Ордена Подвязки –
высшего рыцарского ордена Соединённого Королевства (учреждён в 1348), и Ордена Древнейшего и Благороднейшего Ордена Чертополоха –
высшего рыцарского ордена Шотландии (учреждён в 1687).
Великобритания, 2000.
Диаметр 28 см.
Из собрания А.Л. Хазина.
Лимитированное издание из Королевской коллекции (Royal Trust);
Декоративная тарелка с Большим гербом монарха Соединённого Королевства.
Великобритания, 2000.
Диаметр 28 см.
Из собрания А.Л. Хазина.
Лимитированное издание из Королевской коллекции (Royal Trust).
Элементы Ордена Подвязки: собственно подвязка, Орденская цепь с цепным знаком («Большой Георгий»)
- Декоративная тарелка по рис. князя Д.Р. Романова с знаком и шейной лентой Императорского Ордена Св. Анны II класса (учреждён в 1735 г. в Герцогстве Гольштейн-Готторпском. С 1797 г. вошёл в состав российской наградной системы). Россия, Императорский Фарфоровый Завод, 2005. Диаметр 17 см. Из собрания А.Л. Хазина. Лимитированное издание;
- Декоративная тарелка по рис. князя Д.Р. Романова с знаком и шейной лентой Королевского Викторианского Ордена (учреждён в Декоративная тарелка по рис. князя Д.Р. Романова с знаком и шейной лентой Королевского Викторианского Ордена (учреждён в Соединённом Королевстве в 1896). Россия, Императорский Фарфоровый Завод, 2005. Диаметр 17 см. Из собрания А.Л. Хазина. Лимитированное издание
Благодарим Владимира Геннадьевича Гронского, директора Государственного бюджетного учреждения культуры «Государственный мемориальный музей А.В. Суворова», за помощь в подготовке материала.
Государственный мемориальный музей А.В. Суворова
Россия, 191015, Санкт-Петербург, Кирочная ул., д. 43.
Справки и заявки на экскурсии по телефону: +7 (812) 579-39-14
Факс: +7 (812) 274-28-50
[email protected]
Вазы ИФЗ. Коллекция В.С. Голубева
У нас не бывает провальных выставок. Людмила Гаврилова
_________________