Этот год ‒ юбилейный, богатый знаковыми событиями не только для Императорского фарфорового завода, но и для истории русского фарфора в целом. В первую очередь, это 275 лет со дня основания Порцелиновой Её Величества мануфактуры. Следующие знаменательные даты ‒ 75 лет создания знаменитого рисунка на фарфоре «Кобальтовая сетка» и 50 лет со дня начала промышленного выпуска отечественного костяного фарфора.
Было приятно поздравить коллег от лица музея-заповедника «Царицыно» и посетить выставочные проекты! 27 мая открылась выставка в Петропавловской крепости.
Выставка «История с продолжением»
Государственный музей истории Санкт-Петербурга
(Петропавловская крепость)
Деятельность Императорского фарфорового завода неразрывно связана с историей и повседневной жизнью Санкт-Петербурга. Мотивы Северной столицы неизменно изображали на произведениях предприятия с рубежа XVIII-XIX веков. Архитектурные памятники и парки, переосмысленные художниками и перенесённые на фарфор — фирменный стиль ИФЗ.
Выставка делится на три зала. В экспозицию вошло более 1200 произведений. К счастью, нам удалось попасть на выставку до вернисажа и внимательно всё осмотреть. Экспонаты относятся к разным периодам от ранних императорского периода (в т.ч. времени Екатерины II), к советским и современным. При этом выбран не хронологический, а тематический принцип экспонирования. Хотя блоки выделены: Барокко; Классицизм. Ампир; Историзм; Модерн; Агитационный и авангардный фарфор; Фарфор в каждый дом; Авторский фарфор (1960-е годы — наши дни).
Выставка даёт ретроспективу стилевых предпочтений разных эпох. Поэтому посмотрев выставку посетитель сможет составить мнение об изменениях, происходивших как на заводе, так и стране в целом. При этом экспозиция скорее не энциклопедия фарфора, а легко читаемый приключенческий роман.
Особенно приятно, что на вернисаже удалось увидеться практически со всеми художниками! Открыли выставку заместитель директора Государственного музея истории Санкт-Петербурга Сергей Эдуардович Калюжин и генеральный директор АО «ИФЗ» Татьяна Александровна Тылевич. Собственно, произведения из двух коллекций и представлены в экспозиции. Куратор со стороны музея — заведующая экспозиционно-выставочным сектором Эльвира Евгеньевна Пияева, со стороны завода — директор фонда «Наследие» Светлана Александровна Краева.
Первый, самый просторный зал Невской куртины называется лаконично и конкретно, не оставляя вопросов — «Гимн Великому городу» — художественное посвящение родине русского фарфора – Санкт-Петербургу. Тут нужно отдельно отметить дизайн зала. Графические силуэты города удачно объединяют и собирают вместе многочисленные произведения.
Уже в фарфоре эпохи правления Павла I значительное место занимают изделия с изображением видов архитектурных пейзажей императорских резиденций, известен сервиз с видами Михайловского замка. В XIX веке изображение на фарфоре городских видов получает широкое распространение. Чаще всего за основу берутся акварели и литографии известных художников с великолепными архитектурными ансамблями столицы Российской Империи.
Еще раньше в фарфоре появляются городские типажи: в 1780-е годы модельмейстером ИФЗ Ж.-Д. Рашеттом создана скульптурная серия «Торговцы и ремесленники», где запечатлены персонажи повседневной городской жизни.
Виды города и уличные типажи представлены в оформлении тарелок «Гурьевского» («Русского») сервиза, предметы из состава которого представлены на выставке.
В фарфоре первых послереволюционных лет (завод получил аббревиатуру ГФЗ) особое место занимают скульптурные образы Наталии Данько, в которой автор обращается к изображению городских типажей нового времени. Виды революционного Петрограда появляются и в живописи на фарфоре. Торжественность и стать, характерные для образов города XIX столетия, на время уходят в прошлое. В агитационном фарфоре город становится ареной свершения важнейших исторических событий. Сегодня эти мотивы также находят воплощение.
Отдельная страница в фарфоровой летописи — блокада Ленинграда. Завод работал. Завод жил. В 1943 году в осаждённом городе возобновляет работу художественная лаборатория завода имени М.В. Ломоносова. Л.И. Лебединская, Е.П. Кубарская, Т.Н. Беспалова-Михалева создают пронзительные произведения, запечатлев сцены повседневной жизни блокадного города: артиллерийские обстрелы, дежурство на крышах, переправу по Дороге Жизни.
В работах послевоенного периода город-герой Ленинград предстает в былом великолепии. К 250-летию со дня основания города Л.И. Лебединской и С.Е. Яковлевой создан парадный сервиз «Ленинград». Этот период известен большинству людей клеймом ЛФЗ.
С 1970-х годов образ города в фарфоре часто связан с личными воспоминаниями и переживаниями художников. Одним из первых значительных произведений в этом ряду стала композиция «Да внемлют же поэтам веки» И.С. Олевской (о её персональной выставке в Эрмитаже мы делали материал раннее), созданная под впечатлением от посещения Царскосельского лицея. Городские пейзажи, отмеченные глубоко индивидуальным авторским восприятием города, создают А.В. Ларионов, О.М. Матвеева, Ю.Я. Жгиров, Т.В. Афанасьева, Н.Л. Петрова. Выразительную скульптурную серию городских типажей в 1980-х гг. создает Э. Еропкина.
К 300-летию Северной столицы в 2003 году на заводе было создано множество произведений, ряд из которых украсили официальные праздничные приёмы.
Что такое завод сегодня? Традиции. Люди. Художники производства. В XXI веке к образу Петербурга обращаются практически все мастера завода. В экспозиции представлены работы Т.В. Афанасьевой, В.В. Бакастовой, Г. Белаш, О.Г. Беловой-Вебер, О.В. Будашовой, С.Е. Колчиной, М.Е. Матвеевой, М.Ю. Никольской, И.С. Олевской, Н.Л. Петровой, С.К. Русакова, С.Н. Соколова, И.И. Тарасюка, А.П. Трофимовой, Н.Е. Троицкой, Д. Филиппенко, Л.Ю. Цветковой, Т.Л. Чариной, Ю. Чистяковой (Шаргиной), Т.М. Чапургиной, М.М. Шемякина, Г.Д. Шуляк и других художников завода, продолжающие «фарфоровую летопись» города.
- Михаил Шемякин
- София Колчина
Дополнительным удовольствием от созерцания фарфора стало посещение ещё одной выставки, открывшейся 21 мая.
Персональная выставка главного художника ИФЗ Нелли Петровой
«И земля, и небо»
ГМЗ «Царское Село»
Что можно сказать об этом проекте? Выставка расположилась в стороне от маршрутов многочисленных туристов, в Стасовском зале (недавно отреставрированном) Екатерининского дворца в Государственном музее-заповеднике «Царское Село».
- Фарфор Нелли Петровой
Большинство работ представленных на выставке находятся в частных собраниях. Удивительно, что удалось собрать в одном месте столько произведений Нелли Львовны. 176 работ! Пожалуй, собранными вместе я такого количества не видел. Кстати, отдельная благодарность за приглашение!
«Так совпало, что в парад юбилейных дат входит и мой 70-й день рождения. Вот уже 44 года я служу российскому фарфору. Конечно, самым большим подарком для художника всегда является персональная выставка».
Н. Л. Петрова
- Фарфор Нелли Петровой
По составу это в основном большие декоративные блюда. Есть парадные вазы и сервизы. Как всегда — большая часть произведений выполнены в технике подглазурной росписи. Тут преобладает портрет и анималистические изображения.
Нелли Петрова не только блестящий декоратор, но и незаурядный скульптор. Она с одинаковым мастерством исполняет как фантастические арт-объекты и масштабные образные композиции, утилитарные посудные комплекты. Новую форму чайного сервиза «Терем» автор создала специально к настоящей выставке.
Отдельно хочется поздравить коллег из фонда «Наследие» АО «ИФЗ» Светлану Краеву, Елену Арсентьеву, Елену Михайлову с успешно открытыми проектами! Благодарю сотрудника ГМЗ «Царское Село» Андрея Кондратьева за встречу и персональную экскурсию по выставке Н.Л. Петровой!
Заместитель главного редактора Sammlung/КОЛЛЕКЦИЯ, научный сотрудник ГМЗ «Царицыно», кандидат искусствоведения Михаил Тренихин Фото автора
Выставка «Фарфор 1960-1980-х годов»
Ирина Багдасарова. Орденские сервизы завода Гарднера. Из собрания Государственного Эрмитажа
Собрание А.В. Морозова: фарфор, керамика, стекло (Кусково)
__________________