К сожалению не приходилось видеть коллекций парадных ваз. Но, вчитываясь в слова Тины Хмельницкой о впечатлении, производимым воздействием объёма коллекционного материала на впервые увидевшего, понимаешь, что значимость коллекции, её объём, подкреплённые коллекционной страстью — это что-то невероятное! Парадные вазы — они сами по себе создают атмосферу определённого времени. Но и не только коллекция ваз обратила на себя внимание: интерьер, в котором находятся вазы гармонирует и создаёт впечатление единого художественного облика, где все предметы связаны общей идеей коллекционера-автора. Об этом мы уже писали, но нельзя не повториться, т.к. при всём желании многим недоступно создание и осуществление пронизывающей коллекцию идеи.
Вазы Императорского фарфорового завода. Коллекция В.С. Голубева
Несколько слов о новой книге Екатерины Сергеевны (Тины) Хмельницкой «Вазы Императорского фарфорового завода. Коллекция В.С. Голубева».
И укротит бунтующую страсть…
Евгений Баратынский, 1834 г.
Начало книги Тины Хмельницкой освещает зарождение и развитие фарфорового производства в России, начиная с императрицы Елизаветы Петровны. Автор отдельно останавливается на времени важного перенимания опыта у зарубежных мастеров в период после окончания Заграничных походов русской армии 1813-1814 годов, что позволило внести в производства важные дополнения и пригласить «парижских артистов» — специалистов по производству ваз, — для обучения отечественных специалистов, которые вскоре начали продуктивно работать, а уже в 1820-е годы начал вырабатываться характерный отечественный стиль, в т.ч. ручек, тулова, орнамента и специфики росписи. Упомянуто происхождение специфических красок для создания безупречных изображений. Верно подмечено, что фарфоровое производство ИФЗ сразу было обусловлено требованием высочайшего качества всей продукции.
В книге любопытно представлена смена направлений внешнего вида ваз, обусловленные навыками мастеров, целями самих ваз и, соответственно, из размерами, приведшими к возникновению особенно ответственной художественной росписи.
Книга обладает широким рядом иллюстративного материала из разнообразных источников, в т.ч. государственных музеев, частных собраний и, отдельно, собрания В.С. Голубева. Иллюстрации наглядно показывают многие изменения производства ваз. Интересно указаны сложности росписи: некоторые воспроизводимые на вазах изображения, выигрышно смотрящие на холстах в рамах, из-за линейных построений проигрывали при повторении на объёме ваз. Формат изделия стал важным показателем при копийном воспроизведении изображении на вазах.
Период правления Николая I — время достоверной, чаще копийной, живописи в оформлении ваз, основанной на приверженности к произведениям живописцев голландской школы, «старых мастеров», авторов XVIII века, ставших особенно популярными в 1840-1850 годы, и, конечно, известнейших «салонных» мастеров. Отмечены росписи «мастеров-цветошников» Красовских.
Время Александра II и изменения внешнего облика производимой продукции ИФЗ автором книги аккуратно связано с личными вкусами императорской семьи, а также творчеством знаменитого В. Босе, ставшим одним из последних мастеров по копийной росписи. Автор книги отмечает мастерство скульптора А. Шписа, творчество которого, по завершении периода парадных ваз, сделало моду на вазы с лепным декором — размер ваз заметно уменьшается.
Казалось бы, царствование Александра III не получило равного по значимости автора какие были в предыдущие периоды, однако оно было отмечено характерными фарфоровыми произведениями, в т.ч. в стиле русского модерна. Также Александр III, за период краткого царствования, успел оказать влияние на ИФЗ — это новые оборудование и технологии, способствовавшие развитию завода в последующем царствовании последнего русского императора. Автор справедливо отмечает отказ в конце XIX века от копийной росписи и развитие (и принятие) росписи авторской.
Интересная глава книги отведена постаментам для размещения ваз. Интерьерные вазы располагаются на консолях, которым отводится отдельный рассказ. В частности раскрываются, например, любопытные подробности выбора средней высоты этих постаментов.
Много интересного узнаем о стилях, в которых вазы изготавливались. Это уже любопытный экскурс в историю, в т.ч. историю «фарфоровой» моды разного времени, где русские мастера, умевшие работать в любом стиле, всё же склонялись к русскому историзму. Верно отмечено, что на внешний вид ваз оказали влияние внутренние и международные военно-политические события, прошедших эпох и современные времени производства.
В книге представлены редкие архивные материалы (РГИА), показывающие проекты форм орнамента и проекты внешнего вида ваз ИФЗ, показывающие возможный сортамент продукции, основанный на поливариантности элементов декора, подтверждённый работами скульпторов, технологов, формовщиков, живописцев и т.д.
Общая цель автора книги логически построенный рассказ о замечательной пополняющейся коллекции, иллюстрирующей долгую историю русских парадных ваз. Книга даёт возможность поделиться с большим числом зрителей той красотой, которая стараниями В.С. Голубева бережно собрана, что подтверждает каталог коллекции ваз Императорского фарфорового завода начала XIX — конца ХХ веков.
Нельзя не отметить отличные иллюстрации, общее оформление книги и работу с текстом благодаря серьёзной работе фотографа И. Нарижного, дизайнера И. Просвиркина и корректора Е. Ароян.
Главный редактор Sammlung/Коллекция Алексей Сидельников
Хмельницкая Екатерина Сергеевна (Тина Хмельницкая), доктор искусствоведения. Старший научный сотрудник, хранитель коллекции русского фарфора и керамики XIX-XXI вв. Государственного Эрмитажа.
Автор более 100 научных статей, в том числе монографий «Фарфор в собрании дворца Великого князя Владимира Александровича» (СПб., Изд-во «Чистый лист», 2006), «Фарфоровая скульптура Августа Шписа» (СПб., Изд-во «Чистый лист», 2008), «Керамическая хроника франко-русского альянса» (совместно с В. Цайслером, СПб., Изд-во «Чистый лист», 2010), «Серафим Судьбинин. Европа на переломе веков: от модерна до Ар Деко» (СПб., Изд-во «Чистый лист», 2012), «Август Шпис и Императорский фарфоровый завод. Жизнь, посвящённая фарфору» (СПб., Изд-во «Чистый лист», 2012), «Мастер государственного заказа. Скульптор Императорского фарфорового завода Август Тимус» (Москва, ЛК Медиа, 2013), «Скульптор барон Рауш фон Траубенберг» (СПб., Изд-во Гос. Эрмитажа, 2014), «Фарфоровая Россия Павла Каменского» (Москва, ЛК Медиа, 2014), «Фарфоровая скульптура императорской России» (в 2-х Т., СПб., Изд-во НП-Принт, 2020). Куратор выставок Государственного Эрмитажа: «Фарфоровые цветы Владимира Каневского» (СПб., Изд-во Гос. Эрмитажа, 2016), «Метаморфозы фарфоровой пластики Инны Олевской» (СПб., Изд-во Гос. Эрмитажа, 2017)
- Е.С. Хмельницкая «Фарфор в собрании дворца Великого князя Владимира Александровича» (СПб., Изд-во «Чистый лист», 2006)
- Е.С. Хмельницкая «Керамическая хроника франко-русского альянса» (совместно с В. Цайслером, СПб., Изд-во «Чистый лист», 2010)
- Е.С. Хмельницкая «Фарфоровая скульптура Августа Шписа» (СПб., Изд-во «Чистый лист», 2008)
- Е.С. Хмельницкая «Серафим Судьбинин. Европа на переломе веков: от модерна до Ар Деко» (СПб., Изд-во «Чистый лист», 2012)
- Е.С. Хмельницкая «Август Шпис и Императорский фарфоровый завод. Жизнь, посвящённая фарфору» (СПб., Изд-во «Чистый лист», 2012)
- Е.С. Хмельницкая «Мастер государственного заказа. Скульптор Императорского фарфорового завода Август Тимус» (Москва, ЛК Медиа, 2013)
- Е.С. Хмельницкая «Фарфоровая Россия Павла Каменского» (Москва, ЛК Медиа, 2014)
Ирина Багдасарова. Орденские сервизы завода Гарднера
__________________