Вазы ИФЗ. Коллекция В.С. Голубева

in Фарфор и керамика 2844 views

К сожалению не приходилось видеть кол­лек­ций па­рад­ных ваз. Но, вчи­ты­ваясь в сло­ва Ти­ны Хмель­ниц­кой о впе­чат­ле­нии, про­из­во­ди­мым воз­дей­ст­вием объё­ма кол­лек­цион­но­го ма­те­риа­ла на впер­вые уви­дев­ше­го, по­ни­маешь, что зна­чи­мость кол­лекции, её объём, под­креп­лённые кол­лекцион­ной страстью — это что-то неве­роятное! Па­рад­ные вазы — они са­ми по себе создают атмосферу определённого времени. Но и не только коллекция ваз обратила на себя внимание: интерьер, в котором находятся вазы гармонирует и создаёт впечатление единого художественного облика, где все предметы связаны общей идеей коллекционера-автора. Об этом мы уже писали, но нельзя не повториться, т.к. при всём желании многим недоступно создание и осуществление пронизывающей коллекцию идеи.

Вазы Императорского фарфорового завода. Коллекция В.С. Голубева

Несколько слов о новой книге Екатерины Сергеевны (Тины) Хмельницкой «Вазы Императорского фарфорового завода. Коллекция В.С. Голубева».

Хмельницкая Е. Вазы Императорского фарфорового завода. Коллекция В.С. Голубева

И укротит бунтующую страсть…

Евгений Баратынский, 1834 г.

 

Начало книги Тины Хмельницкой освещает зарождение и развитие фар­форового производства в России, начиная с императрицы Елизаветы Петровны. Автор отдельно останавливается на времени важного пере­нимания опыта у зарубежных мастеров в период после окончания Заграничных походов русской армии 1813-1814 годов, что позволило внести в производства важные дополнения и пригласить «парижских артистов» — специалистов по производству ваз, — для обучения оте­чественных специалистов, которые вскоре начали продуктивно работать, а уже в 1820-е годы начал вырабатываться характерный отечественный стиль, в т.ч. ручек, тулова, орнамента и специфики росписи. Упомянуто происхождение специфических красок для создания безупречных изображений. Верно подмечено, что фарфо­ровое производство ИФЗ сразу было обусловлено требо­ванием высочайшего качества всей продукции.

Хмельницкая Е. Вазы Императорского фарфорового завода. Коллекция В.С. Голубева

В книге любопытно пред­ставлена смена направлений внешнего вида ваз, обусловленные навы­ками мастеров, целями самих ваз и, соответственно, из размерами, приведшими к воз­никновению особенно ответ­ственной художественной росписи.

Книга обладает широким рядом иллюстративного материала из разно­образных источников, в т.ч. государственных музеев, частных собраний и, отдельно, собрания В.С. Голубева. Иллюстрации наглядно показывают многие изменения производства ваз. Интересно указаны сложности росписи: некоторые воспроизводимые на вазах изображения, выигрышно смотрящие на холстах в рамах, из-за линейных построений проигрывали при повторении на объёме ваз. Формат изделия стал важным показателем при копий­ном воспроизведении изображе­нии на вазах.

Хмельницкая Е. Вазы Импера­торского фарфорового завода. Коллекция В.С. Голубева

Период правления Николая I — время достоверной, чаще копийной, живописи в офор­млении ваз, основанной на приверженности к произведениям живописцев голландской школы, «старых мастеров», авторов XVIII века, ставших особенно популярными в 1840-1850 годы, и, конечно, известнейших «салонных» мастеров. Отмечены росписи «мас­теров-цветош­ников» Красовских.

Время Александра II и изменения внешнего облика производимой продукции ИФЗ автором книги аккуратно связано с личными вкусами императорской семьи, а также творчеством знаменитого В. Босе, ставшим одним из по­след­них мастеров по копийной росписи. Автор книги отмечает мастерство скульптора А. Шписа, творчество которого, по завер­шении периода парадных ваз, сделало моду на вазы с лепным декором — размер ваз заметно уменьшается.

Хмельницкая Е. Вазы Императорского фарфорового завода. Коллекция В.С. Голубева

Казалось бы, царствование Александра III не получило равного по значимости автора какие были в предыдущие периоды, однако оно было отмечено харак­терными фарфо­ровыми произведениями, в т.ч. в стиле русского модерна. Также Александр III, за период краткого царствования, успел оказать влияние на ИФЗ — это новые оборудование и технологии, способствовавшие развитию заво­да в последующем царствовании последнего русского императора. Автор справедливо отмечает отказ в конце XIX века от копийной росписи и развитие (и принятие) росписи авторской.

Интересная глава книги отведена поста­ментам для раз­мещения ваз. Интерьерные вазы располагаются на консолях, которым отводится отдельный рассказ. В частности раскрываются, нап­ример, любопытные подробности выбора средней высоты этих постаментов.

Много интересного узнаем о стилях, в которых вазы изготавливались. Это уже любопытный экскурс в историю, в т.ч. историю «фарфоровой» моды разного времени, где русские мастера, умевшие работать в любом стиле, всё же склонялись к русскому историзму. Верно отмечено, что на внешний вид ваз оказали влияние внутренние и международные военно-политические события, прошедших эпох и современные времени производства.

Хмельницкая Е. Вазы Императорского фарфорового завода. Коллекция В.С. Голубева

В книге представлены редкие архивные материалы (РГИА), показывающие проекты форм орнамента и проекты внешнего вида ваз ИФЗ, показывающие возможный сортамент продукции, основанный на поливариантности элементов декора, подтверждённый работами скульпторов, технологов, формовщиков, живописцев и т.д.

Общая цель автора книги логически построенный рассказ о замечательной пополняющейся коллекции, иллюстрирующей долгую историю русских парадных ваз. Книга даёт возможность поделиться с большим числом зрителей той красотой, которая стараниями В.С. Голубева бережно собрана, что подтверждает каталог коллекции ваз Императорского фарфорового завода начала XIX — конца ХХ веков.

Хмельницкая Е. Вазы Императорского фарфорового завода. Коллекция В.С. Голубева

Нельзя не отметить отличные иллюстрации, общее оформление книги и работу с текстом благодаря серьёзной работе фотографа И. Нарижного, дизайнера И. Просвиркина и корректора Е. Ароян.

Главный редактор Sammlung/Коллекция
Алексей Сидельников

Тина Хмельницкая

Хмельницкая Екатерина Сергеевна (Тина Хмельницкая), доктор ис­кусство­ве­дения. Старший научный сотрудник, хранитель коллекции русского фарфора и керамики XIX-XXI вв. Государственного Эрмитажа.

Автор более 100 научных статей, в том числе мо­нографий «Фарфор в собрании дворца Вели­кого князя Владимира Александро­вича» (СПб., Изд-во «Чистый лист», 2006), «Фарфоровая скульптура Августа Шписа» (СПб., Изд-во «Чистый лист», 2008), «Кера­мическая хроника франко-рус­ского альянса» (совместно с В. Цайслером, СПб.,  Изд-во «Чистый лист», 2010), «Серафим Судьбинин. Европа на переломе веков: от модерна до Ар Деко» (СПб., Изд-во «Чистый лист», 2012), «Август Шпис и Императорский фарфоровый завод. Жизнь, посвящённая фарфору» (СПб., Изд-во «Чистый лист», 2012), «Мастер государственного заказа. Скульптор Императорского фарфорового завода Август Тимус» (Москва, ЛК Медиа, 2013), «Скульптор барон Рауш фон Траубенберг» (СПб., Изд-во Гос. Эрмитажа, 2014), «Фар­форовая Рос­сия Павла Каменского» (Москва, ЛК Медиа, 2014), «Фарфо­ровая скульптура императорской России» (в 2-х Т., СПб., Изд-во НП-Принт, 2020). Куратор выставок Государ­ст­венного Эрмитажа: «Фарфоровые цветы Вла­димира Каневского» (СПб., Изд-во Гос. Эрмитажа, 2016), «Мета­морфозы фарфоровой пластики Инны Олевской» (СПб., Изд-во Гос. Эрмитажа, 2017)

 

Ирина Багдасарова. Орденские сервизы завода Гарднера

Ордена и кавалеры на фарфоре

Три века русской усадьбы

__________________

Обсудить материал на форуме >>>

Рекомендуем

Фарфор Инны Олевской

Чуть больше четырёх лет назад мы подготовили этот материал на персональной выставке
Перейти К началу страницы