ГЛАВНОЕ ЗДАНИЕ ГМИИ им. А.С. Пушкина
«Руанские соборы. Реставрационное исследование»
Даты проведения: январь — март 2024
Место проведения: Главное здание (Волхонка, 12)
Куратор: Анна Познанская
Проект представляет результаты исследования двух картин из серии «Руанский собор» Клода Моне: «Руанский собор в полдень (Портал и башня д’Альбана)» и «Руанский собор вечером». Масштабное технико-технологическое исследование было проведено группой специалистов ГМИИ им. А.С. Пушкина, в которую входили технологи, реставраторы и искусствоведы. В процессе исследования была получена уникальная информация о творческом методе Моне, материалах, которые художник использовал в своей работе, а также уточнены некоторые важные детали, касающиеся истории создания произведений. Тот факт, что в собрании Пушкинского музея находятся два полотна из серии «Руанский собор» позволил изучить широкий диапазон технических приемов мастера. В экспозиции выставки будут представлены материалы и результаты исследования.
«Зал Матисса в ГМНЗИ. Акварели Николая Тырсы»
Даты проведения: февраль — июнь 2024
Место проведения: Главное здание (Волхонка, 12)
Ленинградский художник Николай Тырса (1887–1942) в 1930-е годы был увлечён искусством Анри Матисса. В один из приездов в Москву Тырса уделил время зарисовкам в зале 12 ГМНЗИ, зафиксировав музейное пространство в определенный исторический момент. Акварели Николая Тырсы – уникальные в своем роде произведения: благодаря им мы можем представить, как выглядел в цвете зал с картинами Матисса. Эти графические листы являются живым свидетельством колоссального интереса отечественных художников к искусству французского мастера.
Кураторы: Олег Антонов, Алексей Петухов
«Цветы, плоды, музыкальные инструменты в итальянской живописи эпохи барокко»
Даты выставки: март — май 2024
Место проведения: Главное здание (Волхонка, 12)
Куратор: Виктория Маркова
В представлении не только широкого зрителя, но и историков искусства жанр натюрморта ассоциируется, прежде всего, с Голландией, где он во многом определил лицо национальной школы. Наряду с пейзажем он стал выразителем национального характера, особого, присущего голландцам, ощущения жизни, а со временем, в XIX веке, голландский натюрморт превратился в своего рода эталон этого жанра, универсальную меру художественной оценки и способа видения жизни.
Что касается итальянского натюрморта, то лишь в XX столетии он стал предметом серьезного внимания в рамках углубленного изучения искусства барокко. В итоге оказалось, что многообразием форм и типов натюрмортных композиций итальянская школа заметно превосходит все другие национальные школы. В Италии большую роль, чем даже в Голландии, играли местные художественные центры, каждый из которых обладал своим неповторимым лицом. В Неаполе живописцы специализировались на цветочных натюрмортах и «рыбных уловах», в Бергамо – на изображении музыкальных инструментов, а в Риме в моде были декоративные полотна с цветами и фруктами на фоне парков, которые нередко дополнялись скульптурными изображениями либо фигурками играющих путти. Холсты большого размера с натюрмортными мотивами, заполняющими всю живописную поверхность наподобие каскадов, были рассчитаны на огромные пространства итальянских палаццо, городских либо сельских дворцов.
Итальянский натюрморт – одно из открытий XX века, которое изменило общие представления, по-иному расставило приоритеты. Сегодня итальянской школе в общей панораме развития этого жанра принадлежит главное место, поскольку именно Италия во многом определила типологию европейского натюрморта и оказала большое влияние на художников других стран.
«Цветы, плоды, музыкальные инструменты в итальянской живописи эпохи барокко», – первая выставка итальянского натюрморта, проводимая в нашей стране. Между тем в музейных собраниях России хранится большое число произведений высокого художественного уровня, которые практически неизвестны даже специалистам, а их авторство во многих случаях определяется ошибочно.
Именно это богатый материал лег в основу выставки «Цветы, плоды, музыкальные инструменты в итальянской живописи эпохи барокко», на которой будет представлено свыше 60 произведений из крупнейших российских собраний: ГМИИ им. А.С. Пушкина, Государственного Эрмитажа, Государственного музея-заповедника «Петергоф», Пермской государственной художественной галереи и других. Посетители увидят работы многих выдающихся мастеров эпохи барокко, представляющих разные местные школы и направления. Это неаполитанцы Джузеппе Рекко, Джузеппе Руопполо, Паоло Порпора, римляне Микеланджело дель Кампидольо, Франческо Нолетти, прозванного Мальтезе, Микеланджело Черквоции, флорентинец Якопо Кименти да Эмполи, а также художники, работавшие на севере Италии, в Генуе, Венеции, городах Ломбардии и Эмилии-Романьи.
«Три времени Рима»
Даты выставки: июнь — сентябрь 2024
Место проведения: Главное здание (Волхонка, 12)
Кураторы: Елизавета Лихачёва, Максим Атаянц
В разные эпохи художники наблюдали разный Рим — и видели его по-разному. Выставка архитектурной графики и живописи посвящена изменению римского архитектурного ландшафта и смещению акцентов в его изображении. Проект организован совместно с архитектором, графиком, историком античной архитектуры Максимом Атаянцем.
«Франс Снейдерс и фламандский натюрморт XVII века: картины и рисунки из музеев и частных собраний России»
Даты выставки: октябрь — январь 2025
Место проведения: Главное здание (Волхонка, 12)
Куратор: Вадим Садков
Неповторимая специфика фламандского натюрморта XVII столетия во многом связана с эмблематической многозначностью его образов, предполагающей различные способы их интерпретации, своеобразную интеллектуальную игру: постижение скрытого содержания произведения через вполне очевидные или тонко завуалированные образно-смысловые ассоциации. В фокусе выставочного проекта должны оказаться знаковые образцы творческого наследия выдающегося фламандского мастера натюрморта, Франса Снейдерса, дополненные картинами и рисунками его предшественников, современников и последователей. Представляется необычайно важным для научного сообщества и привлекательным для широкого зрителя впервые собрать вместе все работы Снейдерса, хранящиеся в России. В общей сложности предполагается показать более 80 экспонатов, отражающих основные этапы развития фламандского натюрморта, разнообразие его типов, а также все мнообразие индивидуальных манер разных авторов. Существенную часть экспозиции составят живописные произведения из отечественных региональных художественных музеев и московских частных коллекций. До сих пор практически не известные широкой зрительской аудитории, они, несомненно, не только украсят залы выставки, но и продемонстрируют «преемственность поколений» в трехсотлетней истории коллекционирования фламандской живописи в России.
К выставке будет подготовлен фундаментальный научный каталог с текстами научных сотрудников ГМИИ им. А.С. Пушкина и Государственного Эрмитажа. Запланированы также образовательная программа и проведение научной конференции, посвященной западноевропейскому натюрморту.
Реэкспозиция
Даты проведения: март — декабрь 2024
В год столетия живописного собрания ГМИИ им. А.С. Пушкина запланирована реэкспозиция залов живописи в Главном здании. В постоянную экспозицию второго этажа вернутся картины итальянской, испанской и французской школ XVII–XVIII веков. На первом этаже откроются залы итальянского Возрождения, Фландрии и Голландии XVII века, будет восстановлен отдельный зал Рембрандта и его последователей. Живопись Северного Возрождения вернется в анфиладу залов первого этажа. Планируется увеличить число экспонатов почти в два раза, в значительно большем объеме выставив произведения скульптуры и декоративно-прикладного искусства. В экспозицию войдут ранее неизвестные широкой публике произведения, отреставрированные в последние годы. Мероприятия приурочены к столетию живописного собрания музея.
Галерея искусства стран Европы и Америки XIX–XX веков
«От цвета к свету»
Даты выставки: март — июнь 2024
Место проведения: Главное здание (Волхонка, 12)
Куратор: Елена Каменская
Выставка приурочена к 100-летию со дня рождения Владимира Вейсберга, одного из самых оригинальных художников 1960–1970-х годов. Живопись и графика из ГМИИ им. А.С. Пушкина, фонда IN ARTIBUS, Государственного историко-художественного музея «Новый Иерусалим», РГАЛИ, Государственной Третьяковской галереи и частных собраний, архивные материалы о жизни художника представят ретроспективу его наследия и исследование творческого метода.
«Живой портрет. Сходственно. Механическое рисование»
Даты выставки: май — август 2024
Место проведения: Галерея искусства стран Европы и Америки XIX–XX веков (Волхонка, 14)
Куратор: Ольга Аверьянова
В 1784 году французский музыкант Жиль-Луи Кретьен подарил человечеству новый аппарат — физионотрас — и новую технику портретирования. Физионотрас позволял любому желающему, даже не умея рисовать, создавать точное очертание фигуры человека. Благодаря физионотрасу сохранились достоверные изображения великих людей — писателей, политиков, ученых. Эти силуэты, как и сами технические устройства, будут представлены в экспозиции.
«Подруги. К юбилею Варвары Степановой»
Даты выставки: июль — октябрь 2024
Место проведения: Галерея искусства стран Европы и Америки XIX–XX веков (Волхонка, 14)
Кураторы: Александра Данилова, Алексей Савинов
Выставка посвящена сообществу женщин-художниц, чьи судьбы пересеклись в период 1920–1950-х годов благодаря личным связям и участию в художественном процессе русского авангарда. В экспозиции будут представлены произведения Варвары Степановой, Ольги Розановой, Любови Поповой, Надежды Удальцовой и Александры Экстер, Анастасии Ахтырко и сестер Чичаговых, Елены Семеновой, Эсфири Шуб, Лили Брик, Александры Хохловой и Юлии Солнцевой, Елизаветы Игнатович и Евгении Лемберг.
«Неизвестный Щукин. Не только новое искусство»
Даты выставки: 26 ноября 2024 г. — 16 марта 2025 г.
Место проведения: Галерея искусства стран Европы и Америки XIX–XX веков (Волхонка, 14)
Куратор: Алексей Петухов
Сергей Иванович Щукин сегодня знаменит благодаря своему выдающемуся собранию нового зарубежного искусства, уникальному чутью и дару предвидения. Однако наряду с ролью мецената нового европейского искусства он также был обладателем произведений старых мастеров, многочисленных артефактов культуры Древнего Египта, цивилизаций Китая и Японии, коллекции фарфора, древних русских икон. В таком окружении, казалось бы, хорошо знакомая фигура Щукина предстает в совершенно новом, непривычном свете.
Этот аспект деятельности собирателя практически не привлекал внимания исследователей во многом потому, что столетие назад, в 1920-е годы, после национализации все «непрофильные» коллекции Щукина были последовательно переданы в другие музеи. Масштабное архивное исследование документов из отдела рукописей ГМИИ позволило достоверно реконструировать щукинское собрание во всей полноте.
Значительная часть этого наследия Сергея Ивановича хранится в фондах самого ГМИИ им. А.С. Пушкина: это насчитывающая более 130 предметов коллекция египетских древностей, итальянская и нидерландская живопись, европейская резная деревянная скульптура эпохи барокко. Многообразное собрание китайских, индийских, арабских древностей находится в Музее Востока, коллекции керамики — в Музее-заповеднике «Останкино и Кусково», уникальные шитые иконы — в Оружейной палате, сохранившаяся часть собрания икон — в Музее истории религии, предметы исторической обстановки — в Российской академии художеств. Предметы из щукинского собрания есть и в музеях Астрахани, Махачкалы, Якутска. Все эти институции выразили согласие стать партнерами выставочного проекта «Неизвестный Щукин».
Воссозданные коллекции будут представлены в залах первого этажа Галереи искусства стран Европы и Америки XIX–XX веков ГМИИ им. А.С. Пушкина. Проект строится как своего рода путешествие по цивилизациям и странам: Древний Египет, Китай и Япония, Европа эпохи барокко, наследие русской усадебной и религиозной культуры XVII–XIX столетий. Состав обнаруженных памятников делает возможным впервые за столетие с точностью реконструировать важные моменты диалога между различными культурами, которые происходили более ста лет назад в интерьерах щукинского дома. К выставке запланировано издание фундаментального научного каталога со статьями ведущих специалистов о каждом направлении собрания, который станет вехой в изучении истории коллекционирования и наследия Сергея Щукина в России и мире.
Мемориальная квартира Святослава Рихтера
«Анна и Теофил»
Даты проведения: март — июнь 2024
Место проведения: Мемориальная квартира С.Т. Рихтера, ул. Большая Бронная, 2/6, кв. 58
Куратор: Юлия Де-Клерк
В день рождения пианиста — 20 марта — на Б. Бронной в новой экспозиции Мемориальной квартиры Святослава Рихтера откроется камерная выставка «Анна и Теофил», посвященная Анне Павловне Москалёвой и Теофилу Даниловичу Рихтеру, а также их большой семье, объединившей русских дворян и немецких колонистов, в которой, несмотря на все трагические перипетии российской истории, никогда не иссякала любовь к прекрасному — музыке, театру, живописи. Почти все члены семьи Москалёвых-Рихтеров играли на музыкальных инструментах, рисовали, создавали своими руками замечательные вещи — от мебели до театральных кукол и вечерних платьев. Тягу к творчеству и безупречный художественный вкус маленький Светик, как звали будущего маэстро домашние, впитал с молоком матери.
В экспозиции будут представлены уникальные архивные документы конца XIX — начала XX века. Среди них редкие семейные фотографии, приглашение на бракосочетание Анны Москалёвой и Теофила Рихтера в Киеве, дипломы Теофила Рихтера – выпускника Венской консерватории по классу фортепиано и композиции, его музыкальные рукописи, а также сочинения Святослава, посвященные маме и папе. Чрезвычайно показательны рисунки членов семьи Москалёвых-Рихтеров. Здесь полные самоиронии зарисовки нищенского быта 1920-х годов, наброски интерьеров комнат, силуэты и портреты Нюты (А.П. Москалёвой), Теофила и Светика, выполненные рукой тети Мэри (Т.П. Москалёвой), рисунок А.П. Москалёвой на пьеске, посвящённой Светику, виды Житомира работы Теофила Рихтера и пастели, сделанные в Одессе юным Святославом.
Помимо материалов, связанных с Житомиром и Одессой (Кабинет и Спальня Н.Л. Дорлиак), самостоятельный раздел выставки (Столовая) посвящен Вене, годам учебы Теофила Рихтера в Венской консерватории и его музыкальному окружению. На стене можно будет увидеть живописный портрет Т.Д. Рихтера, выпускника Венской консерватории, выполненный австрийским художником А. Трентино. Здесь же расположатся гравюры Луиджи Казимира и Рудольфа фон Альта с видами Вены конца XIX — начала XX века. Особое место занимает альбом Теофила Рихтера с фотографиями старой Вены, который маленький Светик постоянно изучал в Одессе. По воспоминаниям Рихтера, отец был истовый вагнерианец: в комнате будут представлены фотография Р. Вагнера и клавир его оперы «Зигфрид»,с которого началось знакомство мальчика с творчеством «старика Клингсора». В Вене Теофил Рихтер встречался с Густавом Малером и Францем Шрекером (с ним он учился в одном классе) — их фотопортреты также появятся в экспозиции. Стоит также отметить первое издание Второго фортепианного концерта Иоганнеса Брамса. Этот концерт в исполнении автора Теофил Рихтер слушал в Вене, а в 1937-м его учил Святослав, поступивший в Московскую консерваторию в класс Г.Г. Нейгауза.
В конце 1980-х Рихтер в мельчайших подробностях будет рассказывать В.Н. Чемберджи о своем детстве, членах семьи и о родителях, определивших его судьбу. «Папа был очень сдержанный, и когда я в первый раз его увидел, то сразу (хотя и маленький) почувствовал: европеец. Папа ужасно боялся сцены, потому что редко (в отличие от Вены) выступал. Поэтому мама велела мне играть при гостях обязательно все, что я мог и хотел… Так я и стал сочинять. Мама была очень умнохитрая. Папа по вечерам всегда занимался, по два-три часа. Я сидел на коленях у мамы (чувство защищенности), — в этот период я привязался к маме по-настоящему… Папа занимался, и вдруг у меня шелохнулась внутри эмоция, и мне показалось: начали распускаться, на глазах, цветы, мне и сейчас так кажется. Ноктюрн № 5, Fis-dur (Шопен). Так меня ударила музыка».
На выставке «Анна и Теофил» будут показаны экспонаты из фондов ГМИИ им. А.С. Пушкина, прежде всего, из коллекции и архива Святослава Рихтера, отдела графики, а также из фондов Российского национального музея музыки.
«Вокруг Кармен»
Даты проведения: октябрь — февраль 2025
Место проведения: Мемориальная квартира С.Т. Рихтера, ул. Большая Бронная, 2/6, кв. 58
Куратор: Юлия Де-Клерк
РЕГИОНАЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ГМИИ ИМ. А.С. ПУШКИНА
БАЛТИЙСКИЙ ФИЛИАЛ ГМИИ ИМ. А.С. ПУШКИНА
«СИГЭРУ ЁСИДА ФУКУСИМА: НАДЕЖДА И ОТЧАЯНИЕ»
Даты проведения: март — май 2024
Куратор: Андрей Мартынов
Проект отсылает к страшным событиям, произошедшим 11 марта 2011 года, когда случилось сильнейшее в истории Японии землетрясение магнитудой 9–9,1 балла. Цунами накрыло территорию общей площадью 561 км2. Волна высотой 40 м сметала на своем пути машины, жилые дома, больницы; был затоплен аэропорт города Сендай. Более 20 тыс. человек погибли или пропали без вести, около 164 тыс. были эвакуированы. На АЭС «Фукусима-1» оказалась нарушена система аварийного охлаждения и произошли взрывы, повредившие энергоблоки, что привело к радиационной катастрофе. В итоге правительство Японии приняло решение построить стену высотой 14 м и протяженностью 400 км для предотвращения подобных катастроф в будущем.
«МОЛОДЁЖКА»
Даты проведения: июль — сентябрь 2024
Кураторы: Дарья Близнюк, Дина Кузмичёва, Арина Мельникова, Евгений Уманский
Выставочный проект предлагается провести в форме открытого конкурса (open call) среди молодых художников Калининграда. По результатам конкурса будет выбрано пять авторских проектов для экспонирования. При подготовке экспозиции предполагается взаимодействие молодых авторов с кураторами из БФ ГМИИ и опытными калининградскими художниками в качестве тьюторов. Общая тема проекта определится в рамках этой командной работы.
МЕЖДУНАРОДНЫЙ ФЕСТИВАЛЬ САУНД-АРТА И ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЙ МУЗЫКИ «ЗВУК ВОКРУГ» (SOUND AROUND KALININGRAD)
Даты проведения: сентябрь 2024
Куратор: Данил Акимов
В 2023 году в фестивале приняли участие более 250 художников и композиторов из 20 стран мира. Единственное в Калининграде профессиональное ежегодное событие о звуковом искусстве, его программа традиционно включает концертную, выставочную и просветительскую части. Каждый фестиваль — исследование свежих трендов в саунд-арте и представление истории поисков художников и композиторов. Форматы: концерты экспериментальной и современной академической музыки, мультимедийные перформансы, звуковые объекты в городском пространстве, экспедиции и резиденции, презентации, лекции, дискуссии, мастер-классы, лаборатории, аудио чувствительные прогулки, премьеры. Продолжительность — 3–5 дней.
Фестиваль «ЗВУК ВОКРУГ – 2024»
Даты проведения: осень 2024
Куратор: Данил Акимов, Ксения Ануфриева, Дарья Колпашникова
Фестиваль «Звук вокруг» в Петропавловске-Камчатском пройдет в этом году в третий раз. В программе этого масштабного события – концерты академической и экспериментальной музыки, творческие лаборатории, лекции, встречи с художниками, интервенции паблик-арта в городские пространства. Горожан приглашают стать соавторами художников и музыкантов, а результаты совместного творчества будут вписаны в культурную среду Камчатского края.
ВОЛГО-ВЯТСКИЙ ФИЛИАЛ ГМИИ ИМ. А.С. ПУШКИНА
Выставка медиаискусства «ХРУПКОСТЬ»
Даты проведения: декабрь 2024 — март 2025
Кураторы: Мария Кузьмина, Алина Стуликова
В экспозиции представлен диалог современного и классического искусства из фондов Пушкинского музея, а также частных собраний. Произведения из музейной коллекции медиаискусства зададут направление размышлениям зрителям – о хрупкости и различных ее проявлениях.
Проект «ВАЗАРИ. ИСКУССТВОВЕДЫ»
Даты проведения: ноябрь 2024 — февраль 2025
Кураторы: Анна Чудецкая, Дарья Ткачёва, Анна Гор
Трехчастный проект, посвященный отечественным искусствоведам 1930-х, 1960-х и 1990-х годов: время, архивы и круг художников. Концепция и состав экспозиции будут сформированы по итогам семинара на Х фестивале текстов об искусстве «Вазари». Участники семинара и кураторская группа проекта: Михаил Каменский, Анна Чудецкая, Татьяна Горяева, Дарья Ткачёва, Анна Гор.
СЕВЕРО-КАВКАЗСКИЙ ФИЛИАЛ ГМИИ ИМ. А.С. ПУШКИНА
ФЕСТИВАЛЬ СОВРЕМЕННОГО ИСКУССТВА «АЛАНИКА»
Даты проведения: февраль – сентябрь 2024
Куратор: Александр Дашевский
Фестиваль современного искусства «Аланика» — самый значимый и резонансный проект в области визуального искусства на Северном Кавказе. Фестиваль решает важные для Северного Кавказа задачи интеграции в культурное пространство региона актуальных художественных процессов, просвещения и инициирования дружеского диалога о современном искусстве с публикой. Ключевые участники проекта — малые музеи горных и предгорных территорий Осетии, Дагестана, Карачаево-Черкесии, Чечни, а также художники, работающие в области современного искусства.
Выставка «ЛЕТО С ПУШКИНЫМ»
Даты проведения: июнь — сентябрь 2024
Кураторы: сотрудники филиала
Выставочный проект объединяет экспозицию работ Леонида Тишкова «В Пушкинский с Пушкиным» (к 225-летиюсо дня рождения поэта), Аллы Бединой «Лукоморье» и Александра Драгового и реконструкцию работы Евгения Уманского «Пушкин был здесь. Пушкин». В сопроводительной программе — лекции, мастер-классы, литературно-музыкальные встречи с подростками.
Выставка «ЛОЖНОЕ ПРОБУЖДЕНИЕ»
Даты проведения: апрель — май 2024
Кураторы: сотрудники отдела кино- и медиаискусства ГМИИ им. А.С. Пушкина
Продолжение программы «Медиаокна» — серии выставок, демонстрирующих произведения медиаискусства из собрания ГМИИ им. А.С. Пушкина рядом с произведениями северокавказских художников. Выставка погружает зрителя в пространство «сна во сне», где сложно отличить реальное от воображаемого: насущной здесь оказывается потребность поставить видимое под сомнение, по-настоящему ощутить себя в пространстве и времени и по-настоящему проснуться.
СЕВЕРО-ЗАПАДНЫЙ ФИЛИАЛ ГМИИ ИМ. А.С. ПУШКИНА
КУРАТОРСКИЙ ФОРУМ
Даты проведения: июнь 2024
Кураторы: Дарья Болдырева, Мария Трунтаева, Кристина Горланова
Тема форума в 2024 году — «Арт-резиденция». Ежегодный международный сетевой проект в области современной и актуальной культуры в Санкт-Петербурге, который объединяет на ар-карте музеи, галереи, независимые пространства разного масштаба. Форум помогает жителям и гостям северной столицы представить разнообразные инициативы города как единую художественную сцену. Программа включает «Арт-уикенд» (два дня с петербургским искусством), практикумы, лекции, спецпроекты для студентов. Проект является инфраструктурной площадкой для налаживания связей и обмена опытом профессионалов арт-сферы, включает студентов в профессиональную среду, повышает доступность культурного знания, формирует карту новой культурной географии Санкт-Петербурга.
ARTWEEKEND 2024
Даты проведения: июнь 2024
Кураторы: Дарья Болдырева, Мари Трунтаева
ArtWeekend 2024 – день открытых дверей петербургских галерей и арт-пространств. Это одновременно – исследование текущего состояния местной художественной сцены и важное для профессионального сообщества, масштабное общедоступное городское событие. Проект направлен на объединение художественного сообщества и популяризацию современного искусства среди широкой аудитории.
СИБИРСКИЙ ФИЛИАЛ ГМИИ ИМ. А.С. ПУШКИНА
ФЕСТИВАЛЬ ИСКУССТВА И ЧТЕНИЯ «ТОМ»
Даты проведения: май 2024
Куратор: Наталия Почтарёва
Фестиваль, организованный Сибирским филиалом Государственного музея изобразительных искусств имени А.С. Пушкина и Томским государственным университетом, посвящен искусству и литературе различной тематики для детей и взрослых. На территории университета и Университетской рощи будут работать дискуссионно-образовательная и семейная площадки, а также большая книжная ярмарка на открытом воздухе.
«БОЛОТОВЕДЕНИЕ. СОВМЕСТНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ХУДОЖНИКОВ И УЧЕНЫХ»
Даты проведения: 2023–2024
Куратор: Дмитрий Галкин
Результатом междисциплинарного проекта по исследованию крупнейшей экосистемы Сибири станет художественное высказывание о специфике сибирских болот (климатической, этнографической, социальной, экологической), а также о ресурсах, перспективах и скрытых возможностях этого региона. Трехчастный проект состоит из инсталляций в Москве, Томске и на территории Васюганских болот.
УРАЛЬСКИЙ ФИЛИАЛ ГМИИ ИМ. А.С. ПУШКИНА
ЛАБОРАТОРИЯ МОЛОДОГО ХУДОЖНИКА
Даты проведения: ноябрь 2023 — март 2024
Куратор: Анна Акимова
Проект предполагает работу с художественной идентичностью региона и включает:
— мастерские уральских художников;
— портфолио-ревю, выставки, образовательные мероприятия.
УРАЛЬСКИЕ ЗАВОДЫ: ИНДУСТРИЯ СМЫСЛОВ
Даты проведения: ноябрь 2023 — март 2024
Куратор: Анна Акимова
Проект предполагает работу с промышленной идентичностью региона и включает:
— программу музейных резиденций;
— локальные сюжеты, художественные исследования.
ВЛАДИВОСТОК, НОВОСИБИРСК, НИЖНИЙ НОВГОРОД
«ДРЕВНИЙ ЕГИПЕТ. ИСКУССТВО БЕССМЕРТИЯ»
Даты проведения: февраль — декабрь 2024
Кураторы: Ольга Васильева, Ольга Дюжева
Выставка с использованием мультимедийных технологий на примере 60 памятников из собрания ГМИИ им. А.С. Пушкина расскажет о том, как древние египтяне представляли посмертное существование. В основе выставки — результаты исследования египетских мумий, проведенного в 2017–2019 годах в рамках совместного проекта ГМИИ и НИЦ «Курчатовский институт» при участии Института этнологии и антропологии РАН и других научных и культурных организаций. Впервые в нашей стране было проведено компьютерно-томографическое сканирование древнеегипетских мумий, а полученные КТ-изображения были проанализированы антропологами, криминалистами и рентгенологами.
МАСТЕРСКАЯ ЭДУАРДА ШТЕЙНБЕРГА В ТАРУСЕ
Даты проведения: весна — лето 2024
Куратор: Дарья Колпашникова
C 2021 года ГМИИ им. А.С. Пушкина проводит цикл событий «Лето в Мастерской Эдуарда Штейнберга» в Тарусе. Старт программы в 2024 году – 1 июля. Она включает экскурсии, концерты под открытым небом, мастер-классы и образовательные мероприятия почти каждую субботу лета. Проект призван представить наследие Штейнберга и показать, как идеи художника интерпретируются в современной культуре. Погружению в контекст тарусской художественной жизни и наследия мастера будет способствовать создание сайт-специфического выставочного проекта в мастерской в апреле–мае первым художником-резидентом Сергеем Бояринцевым. Открытие его выставки и событийная программа пройдут там же летом.
В выставочных планах музея возможны изменения. Просим уточнять информацию.
Пресс-служба ГМИИ им. А.С. Пушкина 19.12.2023
ГМИИ им. А.С. Пушкина
Выставки ГМИИ им. А.С. Пушкина в 2024 году
Купить билет в Пушкинский музей
__________________