ГМИИ им. А.С. Пушкина 2024

ГМИИ им. А.С. Пушкина 2024

in Новости музеев 1227 views

ГЛАВНОЕ ЗДАНИЕ ГМИИ им. А.С. Пушкина

«Руанские соборы. Реставрационное исследование»

Даты проведения: январь — март 2024

Место проведения: Главное здание (Волхонка, 12)

Куратор: Анна Познанская

Проект представляет результаты исследования двух картин из серии «Руанский собор» Клода Моне: «Руанский собор в полдень (Портал и башня д’Альбана)» и «Руанский собор вечером». Масштабное технико-технологическое исследование было проведено группой специалистов ГМИИ им. А.С. Пушкина, в которую входили технологи, реставраторы и искусствоведы. В процессе исследования была получена уникальная информация о творческом методе Моне, материалах, которые художник использовал в своей работе, а также уточнены некоторые важные детали, касающиеся истории создания произведений. Тот факт, что в собрании Пушкинского музея находятся два полотна из серии «Руанский собор» позволил изучить широкий диапазон технических приемов мастера. В экспозиции выставки будут представлены материалы и результаты исследования.

Руанские соборы Моне
Руанские соборы Моне

Руанские соборы Моне


«Зал Матисса в ГМНЗИ. Акварели Николая Тырсы»

Даты проведения: февраль — июнь 2024

Место проведения: Главное здание (Волхонка, 12)

Ленинградский художник Николай Тырса (1887–1942) в 1930-е годы был увлечён искусством Анри Матисса. В один из приездов в Москву Тырса уделил время зарисовкам в зале 12 ГМНЗИ, зафиксировав музейное пространство в определенный исторический момент. Акварели Николая Тырсы – уникальные в своем роде произведения: благодаря им мы можем представить, как выглядел в цвете зал с картинами Матисса. Эти графические листы являются живым свидетельством колоссального интереса отечественных художников к искусству французского мастера.

Кураторы: Олег Антонов, Алексей Петухов

Фотография Зал Матисса в ГМНЗИ. 1935. ГМИИ им. Пушкина
Фотография Зал Матисса в ГМНЗИ. 1935. ГМИИ им. Пушкина

Николай Тырса смотрит на Матисса


Цветы, плоды и музыкальные инструменты
Цветы, плоды и музыкальные инструменты

«Цветы, плоды, музыкальные инструменты в итальянской живописи эпохи барокко»

Даты выставки: март — май 2024

Место проведения: Главное здание (Волхонка, 12)

Куратор: Виктория Маркова

В представлении не только широкого зрителя, но и историков искусства жанр натюрморта ассоциируется, прежде всего, с Голландией, где он во многом определил лицо национальной школы. Наряду с пейзажем он стал выразителем национального характера, особого, присущего голландцам, ощущения жизни, а со временем, в XIX веке, голландский натюрморт превратился в своего рода эталон этого жанра, универсальную меру художественной оценки и способа видения жизни.

Что касается итальянского натюрморта, то лишь в XX столетии он стал предметом серьезного внимания в рамках углубленного изучения искусства барокко. В итоге оказалось, что многообразием форм и типов натюрмортных композиций итальянская школа заметно превосходит все другие национальные школы. В Италии большую роль, чем даже в Голландии, играли местные художественные центры, каждый из которых обладал своим неповторимым лицом. В Неаполе живописцы специализировались на цветочных натюрмортах и «рыбных уловах», в Бергамо – на изображении музыкальных инструментов, а в Риме в моде были декоративные полотна с цветами и фруктами на фоне парков, которые нередко дополнялись скульптурными изображениями либо фигурками играющих путти. Холсты большого размера с натюрмортными мотивами, заполняющими всю живописную поверхность наподобие каскадов, были рассчитаны на огромные пространства итальянских палаццо, городских либо сельских дворцов.

Итальянский натюрморт – одно из открытий XX века, которое изменило общие представления, по-иному расставило приоритеты. Сегодня итальянской школе в общей панораме развития этого жанра принадлежит главное место, поскольку именно Италия во многом определила типологию европейского натюрморта и оказала большое влияние на художников других стран.

«Цветы, плоды, музыкальные инструменты в итальянской живописи эпохи барокко», – первая выставка итальянского натюрморта, проводимая в нашей стране. Между тем в музейных собраниях России хранится большое число произведений высокого художественного уровня, которые практически неизвестны даже специалистам, а их авторство во многих случаях определяется ошибочно.

Именно это богатый материал лег в основу выставки «Цветы, плоды, музыкальные инструменты в итальянской живописи эпохи барокко», на которой будет представлено свыше 60 произведений из крупнейших российских собраний: ГМИИ им. А.С. Пушкина, Государственного Эрмитажа, Государственного музея-заповедника «Петергоф», Пермской государственной художественной галереи и других. Посетители увидят работы многих выдающихся мастеров эпохи барокко, представляющих разные местные школы и направления. Это неаполитанцы Джузеппе Рекко, Джузеппе Руопполо, Паоло Порпора, римляне Микеланджело дель Кампидольо, Франческо Нолетти, прозванного Мальтезе, Микеланджело Черквоции, флорентинец Якопо Кименти да Эмполи, а также художники, работавшие на севере Италии, в Генуе, Венеции, городах Ломбардии и Эмилии-Романьи.

Цветы, плоды и музыкальные инструменты
Цветы, плоды и музыкальные инструменты

Итальянская живопись эпохи барокко


«Три времени Рима»

Даты выставки: июнь — сентябрь 2024

Место проведения: Главное здание (Волхонка, 12)

Кураторы: Елизавета Лихачёва, Максим Атаянц

В разные эпохи художники наблюдали разный Рим — и видели его по-разному. Выставка архитектурной графики и живописи посвящена изменению римского архитектурного ландшафта и смещению акцентов в его изображении. Проект организован совместно с архитектором, графиком, историком античной архитектуры Максимом Атаянцем.

Три времени Рима. Вази Джузеппе. Гравюра. Панорама Рима от Яникульского холма
Три времени Рима. Вази Джузеппе. Гравюра. Панорама Рима от Яникульского холма
Три времени Рима. Спекки Алессандро. Гравюра. Римский Капитолий
Три времени Рима. Спекки Алессандро. Гравюра. Римский Капитолий

«Франс Снейдерс и фламандский натюрморт XVII века: картины и рисунки из музеев и частных собраний России»

Даты выставки: октябрь — январь 2025

Место проведения: Главное здание (Волхонка, 12)

Куратор: Вадим Садков

Неповторимая специфика фламандского натюрморта XVII столетия во многом связана с эмблематической многозначностью его образов, предполагающей различные способы их интерпретации, своеобразную интеллектуальную игру: постижение скрытого содержания произведения через вполне очевидные или тонко завуалированные образно-смысловые ассоциации. В фокусе выставочного проекта должны оказаться знаковые образцы творческого наследия выдающегося фламандского мастера натюрморта, Франса Снейдерса, дополненные картинами и рисунками его предшественников, современников и последователей. Представляется необычайно важным для научного сообщества и привлекательным для широкого зрителя впервые собрать вместе все работы Снейдерса, хранящиеся в России. В общей сложности предполагается показать более 80 экспонатов, отражающих основные этапы развития фламандского натюрморта, разнообразие его типов, а также все мнообразие индивидуальных манер разных авторов. Существенную часть экспозиции составят живописные произведения из отечественных региональных художественных музеев и московских частных коллекций. До сих пор практически не известные широкой зрительской аудитории, они, несомненно, не только украсят залы выставки, но и продемонстрируют «преемственность поколений» в трехсотлетней истории коллекционирования фламандской живописи в России.

К выставке будет подготовлен фундаментальный научный каталог с текстами научных сотрудников ГМИИ им. А.С. Пушкина и Государственного Эрмитажа. Запланированы также образовательная программа и проведение научной конференции, посвященной западноевропейскому натюрморту.


Реэкспозиция

Даты проведения: март — декабрь 2024

В год столетия живописного собрания ГМИИ им. А.С. Пушкина запланирована реэкспозиция залов живописи в Главном здании. В постоянную экспозицию второго этажа вернутся картины итальянской, испанской и французской школ XVII–XVIII веков. На первом этаже откроются залы итальянского Возрождения, Фландрии и Голландии XVII века, будет восстановлен отдельный зал Рембрандта и его последователей. Живопись Северного Возрождения вернется в анфиладу залов первого этажа. Планируется увеличить число экспонатов почти в два раза, в значительно большем объеме выставив произведения скульптуры и декоративно-прикладного искусства. В экспозицию войдут ранее неизвестные широкой публике произведения, отреставрированные в последние годы. Мероприятия приурочены к столетию живописного собрания музея.

Франс Снейдерс
Франс Снейдерс


Галерея искусства стран Европы и Америки XIX–XX веков

«От цвета к свету»

Даты выставки: март — июнь 2024

Место проведения: Главное здание (Волхонка, 12)

Куратор: Елена Каменская

Выставка приурочена к 100-летию со дня рождения Владимира Вейсберга, одного из самых оригинальных художников 1960–1970-х годов. Живопись и графика из ГМИИ им. А.С. Пушкина, фонда IN ARTIBUS, Государственного историко-художественного музея «Новый Иерусалим», РГАЛИ, Государственной Третьяковской галереи и частных собраний, архивные материалы о жизни художника представят ретроспективу его наследия и исследование творческого метода.

Вейсберг В.Г. Натюрморт Плоды. ГМИИ им. Пушкина
Вейсберг В.Г. Натюрморт Плоды. ГМИИ им. Пушкина

От цвета к свету. К 100-летию Владимира Вейсберга


«Живой портрет. Сходственно. Механическое рисование»

Даты выставки: май — август 2024

Место проведения: Галерея искусства стран Европы и Америки XIX–XX веков (Волхонка, 14)

Куратор: Ольга Аверьянова

В 1784 году французский музыкант Жиль-Луи Кретьен подарил человечеству новый аппарат — физионотрас — и новую технику портретирования. Физионотрас позволял любому желающему, даже не умея рисовать, создавать точное очертание фигуры человека. Благодаря физионотрасу сохранились достоверные изображения великих людей — писателей, политиков, ученых. Эти силуэты, как и сами технические устройства, будут представлены в экспозиции.


«Подруги. К юбилею Варвары Степановой»

Даты выставки: июль — октябрь 2024

Место проведения: Галерея искусства стран Европы и Америки XIX–XX веков (Волхонка, 14)

Кураторы: Александра Данилова, Алексей Савинов

Выставка посвящена сообществу женщин-художниц, чьи судьбы пересеклись в период 1920–1950-х годов благодаря личным связям и участию в художественном процессе русского авангарда. В экспозиции будут представлены произведения Варвары Степановой, Ольги Розановой, Любови Поповой, Надежды Удальцовой и Александры Экстер, Анастасии Ахтырко и сестер Чичаговых, Елены Семеновой, Эсфири Шуб, Лили Брик, Александры Хохловой и Юлии Солнцевой, Елизаветы Игнатович и Евгении Лемберг.


«Неизвестный Щукин. Не только новое искусство»

Даты выставки: ноябрь 2024 — февраль 2025

Место проведения: Галерея искусства стран Европы и Америки XIX–XX веков (Волхонка, 14)

Куратор: Алексей Петухов

Сергей Иванович Щукин сегодня знаменит благодаря своему выдающемуся собранию нового зарубежного искусства, уникальному чутью и дару предвидения. Однако наряду с ролью мецената нового европейского искусства он также был обладателем произведений старых мастеров, многочисленных артефактов культуры Древнего Египта, цивилизаций Китая и Японии, коллекции фарфора, древних русских икон. В таком окружении, казалось бы, хорошо знакомая фигура Щукина предстает в совершенно новом, непривычном свете.

Этот аспект деятельности собирателя практически не привлекал внимания исследователей во многом потому, что столетие назад, в 1920-е годы, после национализации все «непрофильные» коллекции Щукина были последовательно переданы в другие музеи. Масштабное архивное исследование документов из отдела рукописей ГМИИ позволило достоверно реконструировать щукинское собрание во всей полноте.

Значительная часть этого наследия Сергея Ивановича хранится в фондах самого ГМИИ им. А.С. Пушкина: это насчитывающая более 130 предметов коллекция египетских древностей, итальянская и нидерландская живопись, европейская резная деревянная скульптура эпохи барокко. Многообразное собрание китайских, индийских, арабских древностей находится в Музее Востока, коллекции керамики — в Музее-заповеднике «Останкино и Кусково», уникальные шитые иконы — в Оружейной палате, сохранившаяся часть собрания икон — в Музее истории религии, предметы исторической обстановки — в Российской академии художеств. Предметы из щукинского собрания есть и в музеях Астрахани, Махачкалы, Якутска. Все эти институции выразили согласие стать партнерами выставочного проекта «Неизвестный Щукин».

Воссозданные коллекции будут представлены в залах первого этажа Галереи искусства стран Европы и Америки XIX–XX веков ГМИИ им. А.С. Пушкина. Проект строится как своего рода путешествие по цивилизациям и странам: Древний Египет, Китай и Япония, Европа эпохи барокко, наследие русской усадебной и религиозной культуры XVII–XIX столетий. Состав обнаруженных памятников делает возможным впервые за столетие с точностью реконструировать важные моменты диалога между различными культурами, которые происходили более ста лет назад в интерьерах щукинского дома. К выставке запланировано издание фундаментального научного каталога со статьями ведущих специалистов о каждом направлении собрания, который станет вехой в изучении истории коллекционирования и наследия Сергея Щукина в России и мире.



Мемориальная квартира Святослава Рихтера

«Анна и Теофил»

Даты проведения: март — июнь 2024

Место проведения: Мемориальная квартира С.Т. Рихтера, ул. Большая Бронная, 2/6, кв. 58

Куратор: Юлия Де-Клерк

В день рождения пианиста — 20 марта — на Б. Бронной в новой экспозиции Мемориальной квартиры Святослава Рихтера откроется камерная выставка «Анна и Теофил», посвященная Анне Павловне Москалёвой и Теофилу Даниловичу Рихтеру, а также их большой семье, объединившей русских дворян и немецких колонистов, в которой, несмотря на все трагические перипетии российской истории, никогда не иссякала любовь к прекрасному — музыке, театру, живописи. Почти все члены семьи Москалёвых-Рихтеров играли на музыкальных инструментах, рисовали, создавали своими руками замечательные вещи — от мебели до театральных кукол и вечерних платьев. Тягу к творчеству и безупречный художественный вкус маленький Светик, как звали будущего маэстро домашние, впитал с молоком матери.

Теофил и Анна Рихтер с новорожденным Святославом около лютеранской кирхи. Житомир. Март-апрель 1915. ГМИИ им. А.С. Пушкина
Теофил и Анна Рихтер с новорожденным Святославом около лютеранской кирхи. Житомир. Март-апрель 1915. ГМИИ им. А.С. Пушкина

В экспозиции будут представлены уникальные архивные документы конца XIX — начала XX века. Среди них редкие семейные фотографии, приглашение на бракосочетание Анны Москалёвой и Теофила Рихтера в Киеве, дипломы Теофила Рихтера – выпускника Венской консерватории по классу фортепиано и композиции, его музыкальные рукописи, а также сочинения Святослава, посвященные маме и папе. Чрезвычайно показательны рисунки членов семьи Москалёвых-Рихтеров. Здесь полные самоиронии зарисовки нищенского быта 1920-х годов, наброски интерьеров комнат, силуэты и портреты Нюты (А.П. Москалёвой), Теофила и Светика, выполненные рукой тети Мэри (Т.П. Москалёвой), рисунок А.П. Москалёвой на пьеске, посвящённой Светику, виды Житомира работы Теофила Рихтера и пастели, сделанные в Одессе юным Святославом.

Помимо материалов, связанных с Житомиром и Одессой (Кабинет и Спальня Н.Л. Дорлиак), самостоятельный раздел выставки (Столовая) посвящен Вене, годам учебы Теофила Рихтера в Венской консерватории и его музыкальному окружению. На стене можно будет увидеть живописный портрет Т.Д. Рихтера, выпускника Венской консерватории, выполненный австрийским художником А. Трентино. Здесь же расположатся гравюры Луиджи Казимира и Рудольфа фон Альта с видами Вены конца XIX — начала XX века. Особое место занимает альбом Теофила Рихтера с фотографиями старой Вены, который маленький Светик постоянно изучал в Одессе. По воспоминаниям Рихтера, отец был истовый вагнерианец: в комнате будут представлены фотография Р. Вагнера и клавир его оперы «Зигфрид»,с которого началось знакомство мальчика с творчеством «старика Клингсора». В Вене Теофил Рихтер встречался с Густавом Малером и Францем Шрекером (с ним он учился в одном классе) — их фотопортреты также появятся в экспозиции. Стоит также отметить первое издание Второго фортепианного концерта Иоганнеса Брамса. Этот концерт в исполнении автора Теофил Рихтер слушал в Вене, а в 1937-м его учил Святослав, поступивший в Московскую консерваторию в класс Г.Г. Нейгауза.

В конце 1980-х Рихтер в мельчайших подробностях будет рассказывать В.Н. Чемберджи о своем детстве, членах семьи и о родителях, определивших его судьбу. «Папа был очень сдержанный, и когда я в первый раз его увидел, то сразу (хотя и маленький) почувствовал: европеец. Папа ужасно боялся сцены, потому что редко (в отличие от Вены) выступал. Поэтому мама велела мне играть при гостях обязательно все, что я мог и хотел… Так я и стал сочинять. Мама была очень умнохитрая. Папа по вечерам всегда занимался, по два-три часа. Я сидел на коленях у мамы (чувство защищенности), — в этот период я привязался к маме по-настоящему… Папа занимался, и вдруг у меня шелохнулась внутри эмоция, и мне показалось: начали распускаться, на глазах, цветы, мне и сейчас так кажется. Ноктюрн № 5, Fis-dur (Шопен). Так меня ударила музыка».

На выставке «Анна и Теофил» будут показаны экспонаты из фондов ГМИИ им. А.С. Пушкина, прежде всего, из коллекции и архива Святослава Рихтера, отдела графики, а также из фондов Российского национального музея музыки.

Анна и Теофил. Памяти родителей Святослава Рихтера


«Вокруг Кармен»

Даты проведения: октябрь — февраль 2025

Место проведения: Мемориальная квартира С.Т. Рихтера, ул. Большая Бронная, 2/6, кв. 58

Куратор: Юлия Де-Клерк

Три времени Рима. Белла Стефано делла. Гравюра. Арка Константина. Из серии «Виды Рима и окрестностей»
Три времени Рима. Белла Стефано делла. Гравюра. Арка Константина. Из серии «Виды Рима и окрестностей»


РЕГИОНАЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ГМИИ ИМ. А.С. ПУШКИНА

БАЛТИЙСКИЙ ФИЛИАЛ ГМИИ ИМ. А.С. ПУШКИНА

«СИГЭРУ ЁСИДА ФУКУСИМА: НАДЕЖДА И ОТЧАЯНИЕ»

Даты проведения: март — май 2024

Куратор: Андрей Мартынов

Проект отсылает к страшным событиям, произошедшим 11 марта 2011 года, когда случилось сильнейшее в истории Японии землетрясение магнитудой 9–9,1 балла. Цунами накрыло территорию общей площадью 561 км2. Волна высотой 40 м сметала на своем пути машины, жилые дома, больницы; был затоплен аэропорт города Сендай. Более 20 тыс. человек погибли или пропали без вести, около 164 тыс. были эвакуированы. На АЭС «Фукусима-1» оказалась нарушена система аварийного охлаждения и произошли взрывы, повредившие энергоблоки, что привело к радиационной катастрофе. В итоге правительство Японии приняло решение построить стену высотой 14 м и протяженностью 400 км для предотвращения подобных катастроф в будущем.

«МОЛОДЁЖКА»

Даты проведения: июль — сентябрь 2024

Кураторы: Дарья Близнюк, Дина Кузмичёва, Арина Мельникова, Евгений Уманский

Выставочный проект предлагается провести в форме открытого конкурса (open call) среди молодых художников Калининграда. По результатам конкурса будет выбрано пять авторских проектов для экспонирования. При подготовке экспозиции предполагается взаимодействие молодых авторов с кураторами из БФ ГМИИ и опытными калининградскими художниками в качестве тьюторов. Общая тема проекта определится в рамках этой командной работы.


МЕЖДУНАРОДНЫЙ ФЕСТИВАЛЬ САУНД-АРТА И ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЙ МУЗЫКИ «ЗВУК ВОКРУГ» (SOUND AROUND KALININGRAD)

Даты проведения: сентябрь 2024

Куратор: Данил Акимов

В 2023 году в фестивале приняли участие более 250 художников и композиторов из 20 стран мира. Единственное в Калининграде профессиональное ежегодное событие о звуковом искусстве, его программа традиционно включает концертную, выставочную и просветительскую части. Каждый фестиваль — исследование свежих трендов в саунд-арте и представление истории поисков художников и композиторов. Форматы: концерты экспериментальной и современной академической музыки, мультимедийные перформансы, звуковые объекты в городском пространстве, экспедиции и резиденции, презентации, лекции, дискуссии, мастер-классы, лаборатории, аудио чувствительные прогулки, премьеры. Продолжительность — 3–5 дней.

Фестиваль «ЗВУК ВОКРУГ – 2024»

Даты проведения: осень 2024

Куратор: Данил Акимов, Ксения Ануфриева, Дарья Колпашникова

Фестиваль «Звук вокруг» в Петропавловске-Камчатском пройдет в этом году в третий раз. В программе этого масштабного события – концерты академической и экспериментальной музыки, творческие лаборатории, лекции, встречи с художниками, интервенции паблик-арта в городские пространства. Горожан приглашают стать соавторами художников и музыкантов, а результаты совместного творчества будут вписаны в культурную среду Камчатского края.


ВОЛГО-ВЯТСКИЙ ФИЛИАЛ ГМИИ ИМ. А.С. ПУШКИНА

Выставка медиаискусства «ХРУПКОСТЬ»

Даты проведения: декабрь 2024 — март 2025

Кураторы: Мария Кузьмина, Алина Стуликова

В экспозиции представлен диалог современного и классического искусства из фондов Пушкинского музея, а также частных собраний. Произведения из музейной коллекции медиаискусства зададут направление размышлениям зрителям – о хрупкости и различных ее проявлениях.

Проект «ВАЗАРИ. ИСКУССТВОВЕДЫ»

Даты проведения: ноябрь 2024 — февраль 2025

Кураторы: Анна Чудецкая, Дарья Ткачёва, Анна Гор

Трехчастный проект, посвященный отечественным искусствоведам 1930-х, 1960-х и 1990-х годов: время, архивы и круг художников. Концепция и состав экспозиции будут сформированы по итогам семинара на Х фестивале текстов об искусстве «Вазари». Участники семинара и кураторская группа проекта: Михаил Каменский, Анна Чудецкая, Татьяна Горяева, Дарья Ткачёва, Анна Гор.


СЕВЕРО-КАВКАЗСКИЙ ФИЛИАЛ ГМИИ ИМ. А.С. ПУШКИНА

ФЕСТИВАЛЬ СОВРЕМЕННОГО ИСКУССТВА «АЛАНИКА»

Даты проведения: февраль – сентябрь 2024

Куратор: Александр Дашевский

Фестиваль современного искусства «Аланика» — самый значимый и резонансный проект в области визуального искусства на Северном Кавказе. Фестиваль решает важные для Северного Кавказа задачи интеграции в культурное пространство региона актуальных художественных процессов, просвещения и инициирования дружеского диалога о современном искусстве с публикой. Ключевые участники проекта — малые музеи горных и предгорных территорий Осетии, Дагестана, Карачаево-Черкесии, Чечни, а также художники, работающие в области современного искусства.

Выставка «ЛЕТО С ПУШКИНЫМ»

Даты проведения: июнь — сентябрь 2024

Кураторы: сотрудники филиала

Выставочный проект объединяет экспозицию работ Леонида Тишкова «В Пушкинский с Пушкиным» (к 225-летиюсо дня рождения поэта), Аллы Бединой «Лукоморье» и Александра Драгового и реконструкцию работы Евгения Уманского «Пушкин был здесь. Пушкин». В сопроводительной программе — лекции, мастер-классы, литературно-музыкальные встречи с подростками.

Выставка «ЛОЖНОЕ ПРОБУЖДЕНИЕ»

Даты проведения: апрель — май 2024

Кураторы: сотрудники отдела кино- и медиаискусства ГМИИ им. А.С. Пушкина

Продолжение программы «Медиаокна» — серии выставок, демонстрирующих произведения медиаискусства из собрания ГМИИ им. А.С. Пушкина рядом с произведениями северокавказских художников. Выставка погружает зрителя в пространство «сна во сне», где сложно отличить реальное от воображаемого: насущной здесь оказывается потребность поставить видимое под сомнение, по-настоящему ощутить себя в пространстве и времени и по-настоящему проснуться.


СЕВЕРО-ЗАПАДНЫЙ ФИЛИАЛ ГМИИ ИМ. А.С. ПУШКИНА

КУРАТОРСКИЙ ФОРУМ

Даты проведения: июнь 2024

Кураторы: Дарья Болдырева, Мария Трунтаева, Кристина Горланова

Тема форума в 2024 году — «Арт-резиденция». Ежегодный международный сетевой проект в области современной и актуальной культуры в Санкт-Петербурге, который объединяет на ар-карте музеи, галереи, независимые пространства разного масштаба. Форум помогает жителям и гостям северной столицы представить разнообразные инициативы города как единую художественную сцену. Программа включает «Арт-уикенд» (два дня с петербургским искусством), практикумы, лекции, спецпроекты для студентов. Проект является инфраструктурной площадкой для налаживания связей и обмена опытом профессионалов арт-сферы, включает студентов в профессиональную среду, повышает доступность культурного знания, формирует карту новой культурной географии Санкт-Петербурга.


ARTWEEKEND 2024

Даты проведения: июнь 2024

Кураторы: Дарья Болдырева, Мари Трунтаева

ArtWeekend 2024 – день открытых дверей петербургских галерей и арт-пространств. Это одновременно – исследование текущего состояния местной художественной сцены и важное для профессионального сообщества, масштабное общедоступное городское событие. Проект направлен на объединение художественного сообщества и популяризацию современного искусства среди широкой аудитории.


СИБИРСКИЙ ФИЛИАЛ ГМИИ ИМ. А.С. ПУШКИНА

ФЕСТИВАЛЬ ИСКУССТВА И ЧТЕНИЯ «ТОМ»

Даты проведения: май 2024

Куратор: Наталия Почтарёва

Фестиваль, организованный Сибирским филиалом Государственного музея изобразительных искусств имени А.С. Пушкина и Томским государственным университетом, посвящен искусству и литературе различной тематики для детей и взрослых. На территории университета и Университетской рощи будут работать дискуссионно-образовательная и семейная площадки, а также большая книжная ярмарка на открытом воздухе.


«БОЛОТОВЕДЕНИЕ. СОВМЕСТНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ХУДОЖНИКОВ И УЧЕНЫХ»

Даты проведения: 2023–2024

Куратор: Дмитрий Галкин

Результатом междисциплинарного проекта по исследованию крупнейшей экосистемы Сибири станет художественное высказывание о специфике сибирских болот (климатической, этнографической, социальной, экологической), а также о ресурсах, перспективах и скрытых возможностях этого региона. Трехчастный проект состоит из инсталляций в Москве, Томске и на территории Васюганских болот.


УРАЛЬСКИЙ ФИЛИАЛ ГМИИ ИМ. А.С. ПУШКИНА

ЛАБОРАТОРИЯ МОЛОДОГО ХУДОЖНИКА

Даты проведения: ноябрь 2023 — март 2024

Куратор: Анна Акимова

Проект предполагает работу с художественной идентичностью региона и включает:

— мастерские уральских художников;

— портфолио-ревю, выставки, образовательные мероприятия.


УРАЛЬСКИЕ ЗАВОДЫ: ИНДУСТРИЯ СМЫСЛОВ

Даты проведения: ноябрь 2023 — март 2024

Куратор: Анна Акимова

Проект предполагает работу с промышленной идентичностью региона и включает:

— программу музейных резиденций;

— локальные сюжеты, художественные исследования.


ВЛАДИВОСТОК, НОВОСИБИРСК, НИЖНИЙ НОВГОРОД

«ДРЕВНИЙ ЕГИПЕТ. ИСКУССТВО БЕССМЕРТИЯ»

Даты проведения: февраль — декабрь 2024

Кураторы: Ольга Васильева, Ольга Дюжева

Выставка с использованием мультимедийных технологий на примере 60 памятников из собрания ГМИИ им. А.С. Пушкина расскажет о том, как древние египтяне представляли посмертное существование. В основе выставки — результаты исследования египетских мумий, проведенного в 2017–2019 годах в рамках совместного проекта ГМИИ и НИЦ «Курчатовский институт» при участии Института этнологии и антропологии РАН и других научных и культурных организаций. Впервые в нашей стране было проведено компьютерно-томографическое сканирование древнеегипетских мумий, а полученные КТ-изображения были проанализированы антропологами, криминалистами и рентгенологами.

Древний Египет. Искусство бессмертия

МАСТЕРСКАЯ ЭДУАРДА ШТЕЙНБЕРГА В ТАРУСЕ

Даты проведения: весна — лето 2024

Куратор: Дарья Колпашникова

C 2021 года ГМИИ им. А.С. Пушкина проводит цикл событий «Лето в Мастерской Эдуарда Штейнберга» в Тарусе. Старт программы в 2024 году – 1 июля. Она включает экскурсии, концерты под открытым небом, мастер-классы и образовательные мероприятия почти каждую субботу лета. Проект призван представить наследие Штейнберга и показать, как идеи художника интерпретируются в современной культуре. Погружению в контекст тарусской художественной жизни и наследия мастера будет способствовать создание сайт-специфического выставочного проекта в мастерской в апреле–мае первым художником-резидентом Сергеем Бояринцевым. Открытие его выставки и событийная программа пройдут там же летом.

В выставочных планах музея возможны изменения. Просим уточнять информацию.

Пресс-служба
ГМИИ им. А.С. Пушкина
19.12.2023

ГМИИ им. А.С. Пушкина

Выставки ГМИИ им. А.С. Пушкина в 2024 году

Купить билет в Пушкинский музей

Встреча с искусствоведом Алексеем Петуховым

Брат Иван. Коллекции Михаила и Ивана Морозовых

Коллекции Михаила и Ивана Морозовых

Коллекция купцов Щукиных

Испания в Москве

__________________

>>><<<

Рекомендуем

Перейти К началу страницы