Реэкспозиция в Главном здании ГМИИ им. Пушкина

Реэкспозиция в ГМИИ им. Пушкина

in Новости музеев 847 views

В Государственном музее изобразительных искусств имени А.С. Пушкина 16 апреля 2024 г. открылась обновленная экспозиция французского искусства XVII – первой трети XIX века. Впервые после реэкспозиции 2021 года, ставшей временным решением, картины итальянских и французских художников вернулись в залы второго этажа Главного здания. Число представленных произведений увеличено почти в два раза, живопись дополняют памятники скульптуры и прикладного искусства.

Реэкспозиция французского и итальянского искусства в Главном здании

Постоянная экспозиция французского искусства XVII – первой трети XIX века открылась в залах 21, 22 и 23. Куратором выступила заведующая отделом старых мастеров Анна Сулимова. Важная роль будет отведена скульптуре: в зал вернутся терракотовый портрет Пьера Корнеля, исполненный Жан-Жаком Каффиери, а также «Речная нимфа» Клода Клодиона. Также во всех залах будут представлены предметы декоративно-прикладного искусства, в особенности ими будет насыщен зал рококо: в нем, кроме произведений живописи, появятся шпалера знаменитой Королевской мануфактуры Гобеленов, мебель и каминные часы с фигурой носорога, передающие изысканную атмосферу Галантного века. Вместо демонстрации отдельных произведений кураторы реэкспозиции следуют принципу ансамблевости: таким образом каждый зал обретет свое «лицо».

Впервые после сложной реставрации перед публикой предстанет работа самого известного французского мастера XVII столетия, Никола Пуссена – «Сатир и нимфа». В обновленную экспозицию войдет и полотно, долгие годы находившееся в запаснике, которое было атрибутированно Анной Сулимовой: мужской портрет работы «неизвестного мастера» обрел авторство Иасента Риго – прославленного портретиста французских королей Людовика XIV и Людовика XV. Также был определено, кто на портрете – барон Фридрих Эрнст фон Книфаузен.

Пресс-служба
ГМИИ им. А.С. Пушкина
17.04.2024


18 марта 2024 г.

Государственный музей изобразительных искусств имени А.С. Пушкина приступил к поэтапному обновлению постоянной экспозиции искусства старых мастеров. Этой весной впервые после реэкспозиции 2021 года, ставшей временным решением, картины итальянских и французских художников возвращаются в залы второго этажа Главного здания. Произведения испанских мастеров будут представлены в экспозиции музея после завершения выставки «От готики до Гойи. Испанская живописи из собрания ГМИИ им. А.С. Пушкина» из Государственного Эрмитажа. На осень запланировано обновление залов живописи итальянского Возрождения, искусства Германии и Нидерландов XV–XVI веков, Голландии и Фландрии XVII века на первом этаже. Число представленных произведений будет увеличено почти в два раза, живопись дополнят памятники скульптуры и прикладного искусства.

Реэкспозиция в Главном здании ГМИИ им. Пушкина

 

Реэкспозиция в Главном здании ГМИИ им. Пушкина
Реэкспозиция в Главном здании ГМИИ им. Пушкина

Реэкспозиция 2024 года приурочена к юбилею «картинной галереи» музея: в ноябре 1924-го открылись залы нидерландско-немецкой и голландской живописи; в 1925-м – посвященные искусству Италии, Фландрии и Франции. Обновление залов состоится впервые с 2021 года, когда реэкспозиция была вынужденным и временным решением, связанным с проведением двух масштабных выставочных проектов: «Бывают странные сближенья…» (2021–2022) французского куратора Жан-Юбера Мартена и «Брат Иван. Коллекции Михаила и Ивана Морозовых» (2022). Их экспозиции разместились в залах второго этажа, где ранее демонстрировалось искусство Франции XVII – первой трети XIX века и Италии XVII–XVIII веков из собрания музея. Сами выставочные проекты включали экспонаты из этих залов. Чтобы полностью и надолго не лишать публику возможности видеть работы итальянских и французских художников, было принято решение выставить часть из них в залах первого этажа, реорганизовав для этого экспозицию произведений старых мастеров, реализованную в 2006 году в связи с «переездом» полотен барбизонцев, импрессионистов и постимпрессионистов в здание Галереи искусства стран Европы и Америки XIX–XX веков. При этом проект 2021 года с самого начала рассматривался как временный, а на 2024-й была запланирована новая реэкспозиция, к осуществлению которой музей приступил в марте.

ГМИИ им. А.С. Пушкина 2024

На этот раз музей стремится полнее представить свои собрания. Планируется почти в два раза увеличить число представленных произведений, дополнив живопись памятниками скульптуры и прикладного искусства, которых сейчас в залах очень немного.

Проект реэкспозиции залов 17 и 18, посвящённых итальянскому искусству XVII–XVIII веков, подготовила и осуществила хранитель этих работ, доктор искусствоведения, главный научный сотрудник отдела искусства старых мастеров Виктория Эммануиловна Маркова. В залы вернулись из запасников алтарная композиция «Явление ангела святому Иосифу» Джованни Бальоне, приобретенная музеем в 2014 году; большая аллегорическая работа Луки Джордано «Любовь и пороки обезоруживают Правосудие»; полотна Бернардо Беллотто, относящиеся к жанру ведуты. Среди произведений, которые не были представлены ранее, выделяется также «Пейзаж с монахами и отшельниками» Алессандро Маньяско и Антонио Франческо Перуццини, подаренный музею бароном Тиссеном. Впервые после реставрации выставлена картина Доменико Фетти «Давид с головой Голиафа». Кроме того, в обновленную экспозицию вошли бюсты работы Джованни Баттисты Фоджини и стол-консоль, созданный римскими мастерами в середине XVIII века.

Общее дизайнерское решение реэкспозиции 2024 года принадлежит Анне Александровне Каменских, возглавляющей в музее службу по организации выставок. В залах постоянной экспозиции появился высокий цоколь, на котором размещены этикетки к работам с подробными аннотациями. В залах второго этажа модули, предназначенные для показа одного произведения, заменены экспозиционными щитами, разработанными в 2006 году Сергеем Чобаном и его бюро. Такие щиты лучше соотносятся с архитектурой залов и позволяют одновременно экспонировать картины разного формата, при необходимости заменяя их, когда то или иное произведение находится на временной выставке или на исследовании в реставрационной мастерской.

Новая экспозиция картин старых мастеров станет более целостной и удобной для всех посетителей, в том числе и для экскурсионных групп и студентов-искусствоведов. Обновление скажется положительно и на доступности музея. Сокращение количества модульных конструкций в залах сделает его посещение более комфортным для людей на креслах-колясках. В постоянной экспозиции будут представлены тактильные реплики шедевров живописи. Нерезкий свет не будет мешать посетителям с низким порогом сенсорной нагрузки.

Кураторы: Анна Сулимова, Виктория Маркова, Вадим Садков, Светлана Загорская, Любовь Савинская.

СПРАВКА

Логотип ГМИИ им. ПушкинаГосударственный музей изобразительных искусств имени А.С. Пушкина – музейный комплекс, обладающий одним из крупнейших в России художественных собраний зарубежного искусства. Фонды музея насчитывают около 700 000 памятников, созданных мастерами разных эпох, – от Древнего Египта и античной Греции до наших дней. В Главном здании музея представлены знаковые произведения мировой живописи – картины Рембрандта, Рубенса, Боттичелли, Каналетто, Пуссена, мастеров Северного Возрождения и других выдающихся художников. Всемирно известна коллекция французского искусства XIX–XX веков, основу которой составили собрания меценатов Сергея Щукина и Ивана Морозова. Среди ее шедевров знаменитые работы Клода Моне, Пьера Огюста Ренуара, Поля Сезанна, Поля Гогена, Винсента ван Гога, Анри Матисса, Пабло Пикассо и других. В январе 2020 года в состав Пушкинского музея вошел Государственный центр современного искусства с филиалами во Владикавказе, Екатеринбурге, Калининграде, Нижнем Новгороде, Санкт-Петербурге и Томске.

Пресс-служба
ГМИИ им. А.С. Пушкина
18.03.2024


Напомним, что в 2021 году ГМИИ им. Пушкина утвердил и начал внедрение новой концепции оформления залов музея, согласно идее французского сценографа, историка искусства Патрика Уркада, который в 1980-х был арт-директором французского Vogue, где сотрудничал с Хельмутом Ньютоном, Ги Бурденом и другими звёздными фотографами. Он также курировал выставки в Версале и коллекцию декоративно-прикладного искусства Карла Лагерфельда. С Пушкинским он тоже сотрудничал — в 2019 году на выставке «Восточный джаз/East West Jazz».

Однако, первые же посетители музея отметили несоответствие нового облика музея с привычным и удобным оформлением, существовавшим много лет. Из экспозиции были убраны некоторые картины. Также были вопросы к утверждённому серому цвету стен музея («серый Пушкинский») принятому основным для всех проектом, что также никак не соответствовало коллекции. К сожалению к мнению зрителей не прислушались. При этом были и интересные находки в работе Патрика Уркада.

Тем не менее приятно, что деятельность директора ГМИИ им. Пушкина Елизаветы Лихачёвой затронула и этот для многих важный вопрос внешнего вида. При всей своей занятости она нашла время и для решения этого вопроса.

Интересно, в какую сумму обошлась модернизация музея и кто её поддержал в 2021 году?

Может быть придёт время, когда ГМИИ им Пушкина изменит название? Нет, нет, не на старое «Музей изящных искусств имени императора Александра III при Императорском Московском университете», а, например, на «Музей изящных искусств имени И.В. Цветаева» или просто «Музей изящных искусств».

Алексей Сидельников
Главный редактор журнала "Коллекция"

ГМИИ им. А.С. Пушкина

Галерея искусства стран Европы и Америки XIX–XX веков

Главное здание (Волхонка, 12), залы 7, 8, 9, 10, 11, 17, 18, 21, 22, 23

Купить билет в Пушкинский музей

__________________

>>><<<

Рекомендуем

Память о счастье

Память о счастье

Новая выставка «Память о счастье» раскрывает тему семейного и детского портрета –
Перейти К началу страницы