Реэкспозиция в ГМИИ им. Пушкина

Реэкспозиция в ГМИИ им. Пушкина

in Новости музеев 2218 views

ГМИИ им. А.С. Пушкина завершил по­этап­ное обнов­ле­ние пос­тоян­ной экс­по­зиции искусства ста­рых масте­ров. В октябре от­крылись залы «Искусство Фландрии XVII века», «Ис­кусство готики и Воз­рождения вне Италии», а также после выставок вернулись экспонаты в зал «Ис­пан­ского и итальян­ского искусства XVII века».

Завершена реэкспозиция залов искусства старых мастеров

В зале 9 «Искусство Фландрии XVII века» представлены одни из лучших художественных образцов своего времени. Куратор Вадим Садков вернул в постоянную экспозицию всемирно известные произведения Антониса ван Дейка и Якоба Йорданса. Впервые посетители музея увидят малоформатные батальные сцены кисти Адама Франса ван дер Мейлена. В разделе, где представлены работы Питера Паувела Рубенса, выставлено недавно при­об­ре­тён­ное ГМИИ им. А.С. Пушкина  произведение авторства его главного учителя — Отто ван Вена.

Реэкспозиция в Главном здании ГМИИ им. Пушкина
Реэкспозиция в Главном здании ГМИИ им. Пушкина

Особый интерес представляет худо­же­ст­вен­ный кабинет (т. н. kunst­kast). В экспозиции Пуш­кинского музея он выставляется впервые. Кабинет был подарен И.В. Сталину в 1949 году, но только в этом году специалисты ГМИИ им. А.С. Пушкина смогли его атрибутировать. Росписи принадлежат кисти антверпенского живописца Яна ван Балена и датируются 1650-ми годами. На  створках и фасадах выдвижных ящиков кабинета изображены сюжеты из «Метаморфоз» Овидия.

В зале 8 «Искусство готики и Возрождения Западной Европы» в полном объёме восстановлена экспозиция произ­ведений ранней немецкой и нидер­ландской живописи. Среди представленных в зале работ хорошо известные полотна Иоганна Кёрбеке, Лукаса ж Кранаха Старшего, а также нидерландцев Яна Госсарта, Питера Артсена, Иоахима Бекелара и других не менее замечательных мастеров.

Специальный раздел новой экспозиции посвящён искусству Испании XIV–XVI веков. После завершения выставки «От готики до Гойи» в Государственном Эрмитаже в залы вернулся алтарный образ «Архангел Михаил, взвешивающий души мёртвых», исполненный каталонским мастером в XVI веке. Впервые за 100 лет в постоянной экспозиции выставляются отреставрированные алтарные створки с евангельскими сценами, созданные в мастерской Жайме Угета. Испанский «уголок» дополняют деревянный реликварий Святой Кристины и процессионный Крест-Распятие рубежа XIV–XV веков.

Также отдельное пространство отведено живописным произ­ведениям французской школы, куда помимо портретов кисти Корнеля де Леона вошли произ­ведения мастеров второй школы Фонтенбло, являющиеся яркими примерами искусства международного манье­риз­ма. Кроме того, впервые в экспозиции выставлен «Портрет Джона Стаун­тона», испол­ненный неиз­вестным английским художником эпохи Елизаветы I.

После завершения выставок «Испан­ская коллекция. Из собраний рос­сийских музеев» в ГМИИ им. А.С. Пуш­кина и «От готики до Гойи» в Государственном Эрмитаже в зал 18 вернулись произведения испанских мастеров XVII века. Куратор этой части реэкспозиции Светлана Загорская разместила испанские барочные картины напротив итальянских. Посетители смогут увидеть «диалог» произведений «Поклонение пастухов» Гвидо Рени и «Бегство в Египет» Бартоломе Эстебана Мурильо, «самого итальян­ского из испанских мастеров». В обновлённой экспозиции представлены все ведущие испанские мастера — Эль Греко, Луис де Моралес, Франсиско де Сурбаран и др.

Ранее в музее открылись другие залы искусства старых мастеров. В начале сентября были открыты залы «Искусство Италии VIII–XVI веков», «Искусство Голландии XVII века» и «Рембрандт и его школа». Куратором экспозиции этого зала выступила Виктория Маркова. Благодаря новой застройке число экспонатов получилось увеличить более чем на треть. Среди новых работ — кар­тина школы Пьетро Перуджино «Мадонна с Младенцем» и исполненная в мастерской Лоренцо ди Креди «Мадонна с Младенцем, маленьким Иоанном Крестителем и ангелами».

Вадим Садков пред­ставил обнов­лён­ную постоянную экспо­зицию гол­ландского искусства. Одна из главных атрибуций этого проекта — работа Бар­толомеуса Лодовейкса ван дер Хелста, самого зна­менитого голландского порт­ретиста XVII века, современника и конкурента Рембрандта. Его работа «Портрет мужчины, завя­зывающего подвязку» соседствует с работой сына мастера, Лодовейка ван дер Хел­ста, на которой изображена Венера с жемчугом.

Реэкспозиция залов «Искусство Италии VIII–XVI веков», «Искусство Голландии XVII века» и «Рембрандт и его школа» реализована при поддержке Банка ВТБ.

Постоянная экспозиция француз­ского ис­кусства XVII — первой трети XIX века разместилась в залах 21, 22 и 23. Куратором выступила заведующая отделом старых мастеров Анна Сулимова. Важная роль отведена скульптуре и предметам деко­ра­тив­но-при­клад­ного твор­чества. После ис­сле­дований и реставрации публике пред­ставлена работа самого известного французского мастера XVII столетия, Никола Пуссена — «Сатир и нимфа», а также работа «Портрет Фридриха Эрнста фон Книфаузена» Иасента Рего, порт­ретиста фран­цузских королей Людовика XIV и Людовика XV.

Проект реэкспозиции залов 17 и 18, посвящённых итальянскому искусству XVII–XVIII веков, подготовила и осуществила Виктория Маркова. В залы вернулись из запасников алтарная композиция «Явление ангела святому Иосифу» Джованни Бальоне, при­обретённая музеем в 2014 году; большая аллегорическая работа Луки Джордано «Любовь и пороки обезоруживают Правосудие»; полотна Бернардо Беллотто, относящиеся к жанру ведуты.

Кураторы: Светлана Загорская, ведущий научный сотрудник отдела старых мастеров ГМИИ им. А.С. Пуш­кина; Виктория Маркова, главный научный сотрудник отдела старых мастеров ГМИИ им. А.С. Пуш­кина; Вадим Садков, главный научный сотрудник отдела старых мастеров ГМИИ им. А.С. Пуш­кина; Анна Сулимова, заведующая отделом старых мастеров.

Место проведения: Главное здание (Волхонка, 12), залы 7, 8, 9, 10, 11, 17, 18, 21, 22, 23.

Справка

Реэкспозиция 2024 года приурочена к юбилею «картинной галереи» музея: в ноябре 1924-го открылись залы нидерландско-немецкой и голландской живописи; в 1925-м – посвященные искусству Италии, Фландрии и Франции. Подобное обновление происходит впервые с 2021 года, когда реэкспозиция была вынужденным и временным решением, связанным с проведением в Главном здании музея двух масштабных выставочных проектов: «Бывают странные сближенья…» (2021–2022) французского куратора Жан-Юбера Мартена и «Брат Иван. Коллекции Михаила и Ивана Морозовых» (2022). Эти экспозиции разместились в залах второго этажа, где ранее демонстрировалось искусство Франции XVII – первой трети XIX века и Италии XVII–XVIII веков из собрания музея. Сами выставочные проекты включали экспонаты из этих залов. Чтобы не лишать публику возможности видеть работы итальянских и французских художников, было принято решение выставить часть из них в залах первого этажа, реорганизовав для этого экспозицию произведений старых мастеров, реализованную в 2006 году в связи с «переездом» полотен барбизонцев, импрессионистов и постимпрессионистов в здание Галереи искусства стран Европы и Америки XIX–XX веков. При этом проект 2021 года с самого начала рассматривался как временный, а на 2024-й была запланирована новая реэкспозиция, начатая в марте.

Общее дизайнерское решение реэкспозиции 2024 года принадлежит Анне Александровне Каменских, возглавляющей в музее службу по организации выставок. В частности, этикетки к работам с подробными аннотациями размещены теперь на специальном цоколе. В залах второго этажа модули, предназначенные для показа одного произведения, заменены экспозиционными щитами, разработанными в 2006 году Сергеем Чобаном и его бюро. Такие щиты лучше соотносятся с архитектурой залов и позволяют одновременно экспонировать картины разного формата, при необходимости заменяя их, когда то или иное произведение находится на выставке или в реставрационной мастерской.

Новая экспозиция картин старых мастеров станет более удобной для посетителей, в том числе для экскурсионных групп и студентов-искусствоведов. Обновление скажется положительно и на доступности музея. Сокращение количества модульных конструкций в залах сделает его посещение более комфортным для людей на креслах-колясках. В постоянной экспозиции будут представлены тактильные реплики шедевров живописи. Нерезкий свет не будет мешать посетителям с низким порогом сенсорной нагрузки.

Пресс-служба
ГМИИ им. А.С. Пушкина
6.11.2024
Фотограф Антон Баклыков


11 сентября 2024 г.

Государственный музей изобразительных искусств имени А.С. Пушкина продолжает поэтапное обновление постоянной экспо­зи­ции искусства старых мастеров. В начале осени открываются залы «Искусство Италии VIII–XVI веков», «Искусство Голландии XVII века» и «Рембрандт и его школа». Число экспонатов увеличено почти в два раза, живопись дополнили памятники скульптуры и прикладного искусства.

Реэкспозиция в Главном здании. Итальянское и голландское искусство

После длительной реконструкции открылся зал 7, где представлено искусство Италии VIII–XVI веков. Куратором экспозиции выступила хранитель этих работ, доктор искусствоведения Виктория Маркова. Благодаря новой застройке зала число экспонатов получилось увеличить более чем на треть. После серьезной и длительной реставрации в зал вернулась картина школы Пьетро Перуджино «Мадонна с Младенцем». В экспозицию включена новая работа из запасника — исполненная в мастерской Лоренцо ди Креди «Мадонна с Младенцем, маленьким Иоанном Крестителем и ангелами». В зале появилось большое количество скульптуры, декоративно-прикладного искусства и нумизматики.

Обновленная постоянная экспозиция голландского искусства – это плод многолетних размышлений нескольких поколений кураторов. В музее хранится множество произведений голландских мастеров, но в постоянной экспозиции будут находиться только лучшие по художественному качеству, демонстрирующие разные этапы развития и различные жанры голландской живописи.

Куратор и хранитель Вадим Садков, доктор искусствоведения, объединил в группы произведения прерембрандтистов, мастеров натюрморта, бытового жанра и других, руководствуясь как эстетическими, так и концептуальными соображениями.

Одна из главных атрибуций этого этапа реэкспозиции – это работа Бартоломеуса Лодовейкса ван дер Хелста, самого знаменитого голландского портретиста XVII века, современника и конкурента Рембрандта. Его работа «Портрет мужчины, завязывающего подвязку» соседствует с работой сына мастера, Лодовейка ван дер Хелста, изображающей Венеру с жемчугом. Также в экспозицию были добавлены работы художников исторического жанра, работавших до Рембрандта или одновременно с ним, в том числе Класа Корнелиса Муйарта.

Место проведения: Главное здание (Волхонка, 12), залы 7, 10, 11

Кураторы: Виктория Маркова, главный научный сотрудник отдела старых мастеров ГМИИ им. А.С. Пушкина; Вадим Садков, главный научный сотрудник отдела старых мастеров ГМИИ им. А.С. Пушкина.

Пресс-служба
ГМИИ им. А.С. Пушкина
11.09.2024
Фотограф Антон Баклыков


17 апреля 2024 г.

В Государственном музее изобразительных искусств имени А.С. Пушкина 16 апреля 2024 г. открылась обновленная экспозиция французского искусства XVII – первой трети XIX века. Впервые после реэкспозиции 2021 года, ставшей временным решением, картины итальянских и французских художников вернулись в залы второго этажа Главного здания. Число представленных произведений увеличено почти в два раза, живопись дополняют памятники скульптуры и прикладного искусства.

Реэкспозиция французского и итальянского искусства в Главном здании

Постоянная экспозиция французского искусства XVII – первой трети XIX века открылась в залах 21, 22 и 23. Куратором выступила заведующая отделом старых мастеров Анна Сулимова. Важная роль будет отведена скульптуре: в зал вернутся терракотовый портрет Пьера Корнеля, исполненный Жан-Жаком Каффиери, а также «Речная нимфа» Клода Клодиона. Также во всех залах будут представлены предметы декоративно-прикладного искусства, в особенности ими будет насыщен зал рококо: в нем, кроме произведений живописи, появятся шпалера знаменитой Королевской мануфактуры Гобеленов, мебель и каминные часы с фигурой носорога, передающие изысканную атмосферу Галантного века. Вместо демонстрации отдельных произведений кураторы реэкспозиции следуют принципу ансамблевости: таким образом каждый зал обретет свое «лицо».

Впервые после сложной реставрации перед публикой предстанет работа самого известного французского мастера XVII столетия, Никола Пуссена – «Сатир и нимфа». В обновленную экспозицию войдет и полотно, долгие годы находившееся в запаснике, которое было атрибутированно Анной Сулимовой: мужской портрет работы «неизвестного мастера» обрел авторство Иасента Риго – прославленного портретиста французских королей Людовика XIV и Людовика XV. Также был определено, кто на портрете – барон Фридрих Эрнст фон Книфаузен.

Пресс-служба
ГМИИ им. А.С. Пушкина
17.04.2024
Фотограф Антон Баклыков


18 марта 2024 г.

Государственный музей изобразительных искусств имени А.С. Пушкина приступил к поэтапному обновлению постоянной экспозиции искусства старых мастеров. Этой весной впервые после реэкспозиции 2021 года, ставшей временным решением, картины итальянских и французских художников возвращаются в залы второго этажа Главного здания. Произведения испанских мастеров будут представлены в экспозиции музея после завершения выставки «От готики до Гойи. Испанская живописи из собрания ГМИИ им. А.С. Пушкина» из Государственного Эрмитажа. На осень запланировано обновление залов живописи итальянского Возрождения, искусства Германии и Нидерландов XV–XVI веков, Голландии и Фландрии XVII века на первом этаже. Число представленных произведений будет увеличено почти в два раза, живопись дополнят памятники скульптуры и прикладного искусства.

Реэкспозиция в Главном здании ГМИИ им. Пушкина

 

Реэкспозиция в Главном здании ГМИИ им. Пушкина
Реэкспозиция в Главном здании ГМИИ им. Пушкина

Реэкспозиция 2024 года приурочена к юбилею «картинной галереи» музея: в ноябре 1924-го открылись залы нидерландско-немецкой и голландской живописи; в 1925-м – посвященные искусству Италии, Фландрии и Франции. Обновление залов состоится впервые с 2021 года, когда реэкспозиция была вынужденным и временным решением, связанным с проведением двух масштабных выставочных проектов: «Бывают странные сближенья…» (2021–2022) французского куратора Жан-Юбера Мартена и «Брат Иван. Коллекции Михаила и Ивана Морозовых» (2022). Их экспозиции разместились в залах второго этажа, где ранее демонстрировалось искусство Франции XVII – первой трети XIX века и Италии XVII–XVIII веков из собрания музея. Сами выставочные проекты включали экспонаты из этих залов. Чтобы полностью и надолго не лишать публику возможности видеть работы итальянских и французских художников, было принято решение выставить часть из них в залах первого этажа, реорганизовав для этого экспозицию произведений старых мастеров, реализованную в 2006 году в связи с «переездом» полотен барбизонцев, импрессионистов и постимпрессионистов в здание Галереи искусства стран Европы и Америки XIX–XX веков. При этом проект 2021 года с самого начала рассматривался как временный, а на 2024-й была запланирована новая реэкспозиция, к осуществлению которой музей приступил в марте.

ГМИИ им. А.С. Пушкина 2024

На этот раз музей стремится полнее представить свои собрания. Планируется почти в два раза увеличить число представленных произведений, дополнив живопись памятниками скульптуры и прикладного искусства, которых сейчас в залах очень немного.

Проект реэкспозиции залов 17 и 18, посвящённых итальянскому искусству XVII–XVIII веков, подготовила и осуществила хранитель этих работ, доктор искусствоведения, главный научный сотрудник отдела искусства старых мастеров Виктория Эммануиловна Маркова. В залы вернулись из запасников алтарная композиция «Явление ангела святому Иосифу» Джованни Бальоне, приобретенная музеем в 2014 году; большая аллегорическая работа Луки Джордано «Любовь и пороки обезоруживают Правосудие»; полотна Бернардо Беллотто, относящиеся к жанру ведуты. Среди произведений, которые не были представлены ранее, выделяется также «Пейзаж с монахами и отшельниками» Алессандро Маньяско и Антонио Франческо Перуццини, подаренный музею бароном Тиссеном. Впервые после реставрации выставлена картина Доменико Фетти «Давид с головой Голиафа». Кроме того, в обновленную экспозицию вошли бюсты работы Джованни Баттисты Фоджини и стол-консоль, созданный римскими мастерами в середине XVIII века.

Общее дизайнерское решение реэкспозиции 2024 года принадлежит Анне Александровне Каменских, возглавляющей в музее службу по организации выставок. В залах постоянной экспозиции появился высокий цоколь, на котором размещены этикетки к работам с подробными аннотациями. В залах второго этажа модули, предназначенные для показа одного произведения, заменены экспозиционными щитами, разработанными в 2006 году Сергеем Чобаном и его бюро. Такие щиты лучше соотносятся с архитектурой залов и позволяют одновременно экспонировать картины разного формата, при необходимости заменяя их, когда то или иное произведение находится на временной выставке или на исследовании в реставрационной мастерской.

Новая экспозиция картин старых мастеров станет более целостной и удобной для всех посетителей, в том числе и для экскурсионных групп и студентов-искусствоведов. Обновление скажется положительно и на доступности музея. Сокращение количества модульных конструкций в залах сделает его посещение более комфортным для людей на креслах-колясках. В постоянной экспозиции будут представлены тактильные реплики шедевров живописи. Нерезкий свет не будет мешать посетителям с низким порогом сенсорной нагрузки.

Кураторы: Анна Сулимова, Виктория Маркова, Вадим Садков, Светлана Загорская, Любовь Савинская.

Пресс-служба
ГМИИ им. А.С. Пушкина
18.03.2024
Фотограф Антон Баклыков

СПРАВКА

Логотип ГМИИ им. ПушкинаГосударственный музей изобразительных искусств имени А.С. Пушкина – музейный комплекс, обладающий одним из крупнейших в России художественных собраний зарубежного искусства. Фонды музея насчитывают около 700 000 памятников, созданных мастерами разных эпох, – от Древнего Египта и античной Греции до наших дней. В Главном здании музея представлены знаковые произведения мировой живописи – картины Рембрандта, Рубенса, Боттичелли, Каналетто, Пуссена, мастеров Северного Возрождения и других выдающихся художников. Всемирно известна коллекция французского искусства XIX–XX веков, основу которой составили собрания меценатов Сергея Щукина и Ивана Морозова. Среди ее шедевров знаменитые работы Клода Моне, Пьера Огюста Ренуара, Поля Сезанна, Поля Гогена, Винсента ван Гога, Анри Матисса, Пабло Пикассо и других. В январе 2020 года в состав Пушкинского музея вошел Государственный центр современного искусства с филиалами во Владикавказе, Екатеринбурге, Калининграде, Нижнем Новгороде, Санкт-Петербурге и Томске.

ГМИИ им. А.С. Пушкина

Галерея искусства стран Европы и Америки XIX–XX веков

Главное здание (Волхонка, 12), залы 7, 8, 9, 10, 11, 17, 18, 21, 22, 23

Купить билет в Пушкинский музей

Ребрендинг ГМИИ им. А.С. Пушкина

__________________

 Обсуждение в телеграмм >>>

Рекомендуем

Формы и образы. Стекло

Формы и образы. Стекло

В выставочных залах РОСИЗО стар­тует вы­став­ка «Фор­мы и об­ра­зы. Стек­ло», от­кры­ваю­щая се­рию вы­ста­воч­ных и куль­тур­но-про­све­ти­тель­ских ме­ро­прия­тий в рам­ках
Перейти К началу страницы