Неизвестный Щукин

Неизвестный Щукин. Не только новое искусство

in Новости музеев 1475 views

Сергей Иванович Щукин извес­тен на весь мир собра­нием но­вого искус­­ст­ва — им­прес­­сио­­нис­тов, Гогена, Сезанна, Матисса, Пикассо, Дерена. Однако недавно про­ве­дён­ные ГМИИ им. А.С. Пушкина ис­следова­ния уста­новили, что дом мецената также наполняли произведения старых мастеров, памятники Древнего Египта, цивилизаций Востока, предметы из фарфора, древние русские иконы. Проект «Неизвестный Щукин. Не только новое искусство» представляет Сергея Ивановича в совер­шенно ином свете, а также рас­сказывает о забытых частях разно­пла­нового собрания кол­лек­ционера и его семьи. Масштабное архивное иссле­дование позволило рекон­струировать на­сле­дие во всей полноте.

Мельников Дмитрий. Портрет С.И. Щукина. 1915. ГМИИ им. А.С. Пушкина
Мельников Дмитрий. Портрет С.И. Щукина. 1915. ГМИИ им. А.С. Пушкина

Проект выстроен как путешествие по цивилизациям и странам, где каждый экспонат, в начале ХХ века на­хо­див­ший­ся в доме Сергея Ивановича, напоминает об интересах семьи Щукиных: Древний Египет, Китай и Япония, Европа эпохи барокко, наследие русской усадебной и религиозной культуры XVII–XIX столетий. Соби­ра­тель­ством живописи Сергей Иванович увлекся лишь после сорока лет, в то время как его братья были одержимы этим с молодости. Дмитрий — знаток старых мастеров, Пётр — любитель исто­рических реликвий и культур Востока, а «парижский Иван» — страстный любитель Испании; все они были наделены особым чутьём, и каждый из них в той или иной степени повлиял на характер собрания Сергея. Сегодня не всегда с уверенностью можно сказать, кто из братьев связан с теми или иными произ­ведениями и чьи увлечения отра­зились на форми­ровании этой коллекции. Часть работ окружала и сына московского купца, Ивана Сергеевича, талантливого молодого учёного-эрудита, речь о котором пойдёт на выставке впервые.

Поль Сезанн. Пьеро и Арлекин. 1888-1890. ГМИИ им. А.С. Пушкина
Поль Сезанн. Пьеро и Арлекин. 1888-1890. ГМИИ им. А.С. Пушкина

В 1920-е годы, после нацио­нали­­зации со­брания Щукина, все «непро­филь­ные» произведения были переданы из бывшего дома мецената в другие музеи Москвы и регионов СССР. Документы об этих событиях хранятся в отделе рукописей ГМИИ им. А.С. Пушкина, они поз­волили достоверно рекон­струи­ро­вать со­бра­ние. Проект открыл новые воз­можности сотрудничества между музеями по всей России. Экспонаты, когда-то при­над­­лежавшие Щукиным, бы­ли обна­ружены в Музеях Мос­ков­ского Кремля, Музее Востока, в Музее-за­­по­вед­нике «Останкино и Кусково», Акаде­мии художеств, Госу­дар­ствен­ном Эрмитаже, Музее исто­рии религии, в музеях Астрахани, Махачкалы, Якутска. Давно разлу­чён­ные произведения спустя столетие вновь объе­динятся на первом этаже Галереи искусства стран Европы и Америки XIX–XX веков.

Экспозиция построена на не­сколь­ких клю­чевых сюжетах, которые под­чёркивают неординарный подход Сергея Ивановича и его семьи к искусству. Каждый раздел выставки освещает не только их эсте­ти­ческие пред­почте­ния, но также интуитивное понимание худо­же­ст­вен­ных про­цес­сов того времени, что даёт воз­мож­ность увидеть, как фор­ми­ровались и менялись интересы кол­лекцио­неров. В залах будут рекон­­­ст­руи­­ро­ваны сочетания произведений искусства, когда-то напол­нявших дом мецената.

Тема первого зала — история особняка в Большом Знаменском переулке и его слож­ная планировка. Изучение архивных материалов позволило уста­новить, что наряду с произведения­ми французских худож­ни­ков гостей встречали и работы русских мас­теров: чугунные всадники Евгения Лансере и кар­тина Виктора Борисова-Мусатова «Жен­щи­на в саду». Экспозицию также дополнят архивные документы, которые помогут разобраться в истории коллекции из дома Сергея Щукина.

Второй зал посвящён собранию памят­ников Древнего Египта; оно бы­ло впервые атрибутировано в составе коллекции ГМИИ им. А.С. Пушкина. Интерес Сергея Щукина к древне­египет­ской культуре мог зародиться еще в конце XIX века, о чем свидетельствуют книги и гравюры из его библиотеки. Понимание древних памятников способствовало внима­нию к работам Гогена и Пикассо, которые воспринимаются как рифма египетским древностям. Важной главой в жизни Сергея Ивановича стала поездка на Синай в 1907 году после тра­гических событий в семье. В экспо­зиции будут представлены документы об этом путешествии, а также подлинный, полностью рас­шиф­ро­ван­ный так называемый синайский дневник Щукина. Это ред­кий случай, когда лич­ные за­писи кол­лекционера дошли до наших дней и стали доступны широкой аудитории.

Третий зал выставки отдан искусству Востока. Среди экспонатов — древняя китайская скульптура «Манджушри Симханада (Вэньшу)» XII века, тайское изваяние Будды, оружие из Японии, Ирана, Северной Африки. Китайская и корейская живопись на шёл­ке у Сергея Щукина была помещена рядом с работами Сезанна и Дерена. На выставке будут вос­созданы эти пары. Впервые была подробно атри­бу­тиро­вана коллекция из Госу­дар­ствен­ного му­зея Востока: удалось уточнить происхож­дение предметов, так как восточные древности со­бирали и братья Сергея — Пётр и Дмитрий.

Гриммер Абель. Проповедь в церкви. 1597. ГМИИ им. А.С. Пушкина
Гриммер Абель. Проповедь в церкви. 1597. ГМИИ им. А.С. Пушкина

Один из отделов выставки посвящён Залу старой живописи, объе­ди­нив­шему и разные произведения, и разные судьбы Щукиных. Экспозиция будет включать работы мастеров Италии и Нидерландов, русские шитые иконы, делфтские вазы, буддийскую икону-танку и европейскую керамику XVI–XVIII веков в окружении русской мебели в стиле модерн. Часть экспонатов принадлежала Ивану, младшему брату Сергея, а ключевую роль в сое­динении в одном пространстве памятников разного происхождения сыграл старший сын Сергея Ивановича — Иван Сергеевич.

С Иваном-братом связана небольшая кол­лекция европейской сакральной резной скульптуры XV–XVIII веков. Во времена Щукина эти работы определяли как «испанское дерево» — явно вслед за «париж­ским Иваном», страстно увлеченным Испанией. Фрагменты собрания позволили воссоздать композицию неболь­шой импро­визиро­ванной капел­лы, где доминируют фигура Мадонны и два ангела эпохи барокко.

Следующие залы посвящены пред­ме­там де­ко­ративно­го искусства в доме Щукина, в числе которых две пары ваз Импе­ратор­ского фар­форового завода из собрания Музея-заповедника «Остан­кино и Кусково». Также будут показаны детально реконструи­рован­ные фрагменты наиболее знаменитого ансамбля особняка — Розовой гостиной, — соз­данного в 1911 году Щукиным и Матиссом. Для художника была крайне важна гармония между его собственными произведениями и предметами обстановки. Судьбы последних до недавних пор оставались неизученными. Среди экспонатов — комоды из розового дерева, бирюзовые французские декоративные вазы, мраморная и фарфоровая скульптура. Впервые за долгие годы они встретятся в задуманных Матиссом и его мос­ков­ским покровителем сочетаниях.

Караччьоло Джованни Баттиста. Жертвоприношение Авраама 1615-1620. ГМИИ им. А.С. Пушкина
Караччьоло Джованни Баттиста. Жертвоприношение Авраама 1615-1620. ГМИИ им. А.С. Пушкина

В последнем зале речь пойдет о собрании икон, которое находилось в доме Сергея Иванович Щукина. Часть этой коллекции — как произведения музейного уровня, так и небольшие иконы — удалось обнаружить в Государственном музее истории религии. Во время своего визита в Москву осенью 1911 года русскими иконами восхищался Анри Матисс. Встреча с русским искус­ством оказала значительное влияние на его творчество. Об этом напомнит и эпилог проекта: «Розовая мастерская» из собрания Щукина и акварельный эскиз картины «Красная мастерская», написанный Матиссом после воз­вра­ще­ния из России. Это сравнение предложил внук кол­лекционера — Андре-Марк Делок-Фурко, давний друг Пушкинского музея.

Алексей Петухов, куратор выставки, ведет канал «“Неизвестный Щукин”. Кураторский блог Алексея Петухова». В своем блоге он рассказывает об идее проекта, концепции залов-историй, процессе поиска экспо­натов, реставрации и иссле­дованиях, показывая подготовку выставки изнутри.

К выставке будут подготовлены фун­да­мен­таль­ные издания на русском и английском языках со статьями оте­че­ст­вен­ных и за­ру­беж­ных ис­сле­дова­телей, включая выдержки из еги­пет­ского дневника Сергея Ивановича Щукина, а также компактный путеводитель.

Неизвестный мастер. Симеон с младенцем Христом Германия, XVI в. ГМИИ им. А.С. Пушкина
Неизвестный мастер. Симеон с младенцем Христом Германия, XVI в. ГМИИ им. А.С. Пушкина

Музеи-участники:

Государственный музей Востока, Го­сударственный музей-заповедник «Ос­танкино и Кусково», Го­су­дар­ст­вен­ный Эрмитаж, Го­су­дар­ст­вен­ная Третья­ковская галерея, Музеи Мос­ков­ского Крем­ля, Му­зей ар­хитектуры им. А.В. Щу­сева, Рос­сийская ака­демия ху­дожеств, Го­су­дар­ст­вен­ный музей истории религии, Астраханская го­су­дар­ст­вен­ная картинная галерея име­ни П.М. Догадина, Дагестан­ский музей изобразительных искусств им. П.С. Гамзатовой, Нацио­нальный ху­до­же­ственный музей Республики Са­ха (Якутия).

Куратор:

Алексей Петухов, кандидат ис­кус­ст­во­ве­де­ния, ведущий научный со­труд­ник отдела нового западного ис­кус­ства ГМИИ им. А.С. Пушкина

Пресс-служба
ГМИИ им. А.С. Пушкина
29.10.2024


Логотип ГМИИ им. ПушкинаГосударственный му­зей изобра­зи­тель­ных искусств имени А.С. Пушкина – му­зейный комп­лекс, обла­дающий одним из крупнейших в Рос­сии ху­доже­ствен­ных собраний за­рубежного искусства. Фонды музея насчитывают около 700000 па­мятников, создан­ных мастерами раз­ных эпох, – от Древнего Египта и античной Греции до наших дней. В Главном здании музея представлены знаковые произ­веде­ния ми­ровой жи­вописи – картины Рембрандта, Рубенса, Боттичелли, Каналетто, Пуссена, мастеров Северного Возрождения и других в­ыдающих­ся ху­дожников. Все­мирно из­вестна кол­лекция фран­цузского искусства XIX–XX веков, основу которой составили собрания меценатов Сергея Щукина и Ивана Морозова. Среди ее шедевров знаменитые работы Клода Моне, Пьера Огюста Ренуара, Поля Сезанна, По­ля Го­гена, Вин­сента ван Гога, Анри Матисса, Пабло Пикассо и других. В январе 2020 года в состав Пушкинского музея вошёл Госу­дарствен­ный центр со­вре­менного ис­кусства с фи­лиалами во Вла­дикавказе, Ека­теринбурге, Ка­лининграде, Нижнем Нов­городе, Санкт-Пе­тербурге и Томске.

ГМИИ им. А.С. Пушкина

Галерея искусства стран Европы и Америки XIX–XX веков

Москва, Волхонка, 14

26 ноября 2024 г. — 16 марта 2025 г.

Купить билет в Пушкинский музей

Коллекция купцов Щукиных

Нео-ар деко — в шутку и всерьез. Алексей Петухов

Встреча с искусствоведом Алексеем Петуховым

__________________

 Обсуждение в телеграмм >>>

Рекомендуем

Перейти К началу страницы