Жан-Оноре Фрагонар

Встреча двух шедевров Фрагонара

in Новости музеев 1044 views

Впервые с начала XX века ГМИИ им. А.С. Пуш­­ки­на по­ка­жет вмес­те пар­ные кар­ти­ны «Маль­чик со шка­тул­кой» и «Са­вояр­ка» фран­цуз­ско­го жи­во­пис­ца яр­ко­го да­ро­ва­ния Жан-Оно­ре Фра­го­на­ра. На­пи­сан­ные во вто­рой по­ло­ви­не 1770-х го­дов, ве­роят­но, для из­ве­ст­ного па­риж­­ско­го кол­лек­цио­не­ра Луи Габриэля маркиза де Вери и купленные потом русским коллекционером князем Николаем Борисовичем Юсуповым, картины были разлучены в 1930-е годы. Долгожданная встреча савояров Фрагонара проходит в рамках выставочного проекта, подго­товленного при поддержке компании АО «ЭР-Телеком Холдинг».

Жан-Оноре Фрагонар

  • Жан-Оноре Фрагонар. Мальчик со шкатулкой. 1775–1779. Частное собрание
  • Жан-Оноре Фрагонар. Савоярка. 1775–1779. ГМИИ им. А.С. Пушкина
Портрет Жан-Оноре Фрагонара. ГМИИ им. А.С. Пушкина
Портрет Жан-Оноре Фрагонара. ГМИИ им. А.С. Пушкина

Жанровые портреты «Мальчик со шкатулкой (Маленький савояр)» и «Савоярка (Шарманщица)» были написаны французским живописцем Жан-Оноре Фрагонаром. Картины можно датировать периодом 1775–1779 годов – к тому времени относится формирование собрания маркиза де Вери и, что особенно важно, его покровительство Фрагонару. Снискавший себе славу одного из самых модных живописцев Парижа, он отказался выставлять свои работы на Салоне в Лувре, и коллекционер покупал все картины непосредственно в мастерской художника.

Ранее ошибочно считалось, что на кар­ти­нах «Мальчик со шкатулкой» и «Савоярка» изо­бра­же­ны в теат­раль­ных кос­тю­мах дочь Фрагонара Розали (1769–1788) и его сын Александр‐Эварист (1780–1850).

Наряды, в которых показаны девушка с сурком и мальчик со шкатулкой, напоминают одежду уроженцев региона Савойя на севере Италии. Савояры, или савойцы, – их атрибуты шарманка и сурок – были известны во Франции XVIII века как странствующие артисты, которых часто сопровождали просившие милостыню дети. Фрагонар изобразил молодую савоярку, которая предлагает взглянуть на сурка в полуоткрытой коробке. Эти пойманные высоко в Альпах дрессированные зверьки развлекали городских жителей Франции во время посещения ярмарок. А маленький савояр на второй картине показывает монету, возможно, плату за просмотр редкостей в его шкатулке. Выбранная Фрагонаром тема и сама манера исполнения выдают влияние искусства голландских и фламандских художников предшествующего столетия.

  • Жан-Оноре Фрагонар. Мальчик со шкатулкой. 1775–1779. Частное собрание
  • Жан-Оноре Фрагонар. Савоярка. 1775–1779. ГМИИ им. А.С. Пушкина

После смерти коллекционера маркиза де Вери в 1785 году его собрание, считавшееся на тот момент лучшей парижской коллекцией современной французской живописи, было выставлено на аукцион. Там парные работы Фрагонара были проданы неизвестному собирателю. В 1790 году савояры появились вновь на анонимной распродаже в Париже.

Жан-Оноре Фрагонар. Портрет Николая Борисовича Юсупова. ГМИИ им. А.С. Пушкина
Жан-Оноре Фрагонар. Портрет Николая Борисовича Юсупова. ГМИИ им. А.С. Пушкина

Следующим владельцем этих картин стал князь Николай Борисович Юсупов. При жизни князя его коллекция находилась в подмосковном имении «Архангельское» – парные картины фигурируют в описи усадьбы за 1815 год. В 1837 году, вскоре после смерти Н.Б. Юсупова, значительная часть произведений, в том числе и савояры, были перевезены сыном князя, Борисом Николаевичем, в петербургский дворец князей Юсуповых на набережной реки Мойки.

В 1924 году «Мальчик со шкатулкой» и «Савоярка» поступили в Государственный музей изящных искусств. Коллекция Н.Б. Юсупова серьезно пополнила и придала неповторимость разделу старой французской живописи московского музея. Но в 1930-е годы советское государство продавало за границу произведения западноевропейских мастеров из музейных собраний. Так «Мальчик со шкатулкой» оказался в галерее Андре Вейля в Париже, тогда как «Савоярка» осталась в собрании ГМИИ. В 2007 году эта картина была приобретена российским коллекционером на аукционе «Сотбис».

В рамках камерного выставочного проекта, который раскрывает малоизученные страницы из истории юсуповского собрания и коллекции ГМИИ им. А.С. Пушкина, парные картины Фрагонара, разъединенные в 1930-е годы, спустя почти век впервые демонстрируются вместе благодаря поддержке компании АО «ЭР-Телеком Холдинг».

Куратор:

Анна Сулимова, кандидат искусствоведения, заведующая отделом искусства старых мастеров ГМИИ им. А.С. Пушкина.

Пресс-служба
ГМИИ им. А.С. Пушкина
29.10.2024
Фото Антон Баклыков


Логотип ГМИИ им. ПушкинаГосударственный му­зей изобра­зи­тель­ных искусств имени А.С. Пушкина – му­зейный комп­лекс, обла­дающий одним из крупнейших в Рос­сии ху­доже­ствен­ных собраний за­рубежного искусства. Фонды музея насчитывают около 700000 па­мятников, создан­ных мастерами раз­ных эпох, – от Древнего Египта и античной Греции до наших дней. В Главном здании музея представлены знаковые произ­веде­ния ми­ровой жи­вописи – картины Рембрандта, Рубенса, Боттичелли, Каналетто, Пуссена, мастеров Северного Возрождения и других в­ыдающих­ся ху­дожников. Все­мирно из­вестна кол­лекция фран­цузского искусства XIX–XX веков, основу которой составили собрания меценатов Сергея Щукина и Ивана Морозова. Среди ее шедевров знаменитые работы Клода Моне, Пьера Огюста Ренуара, Поля Сезанна, По­ля Го­гена, Вин­сента ван Гога, Анри Матисса, Пабло Пикассо и других. В январе 2020 года в состав Пушкинского музея вошёл Госу­дарствен­ный центр со­вре­менного ис­кусства с фи­лиалами во Вла­дикавказе, Ека­теринбурге, Ка­лининграде, Нижнем Нов­городе, Санкт-Пе­тербурге и Томске.

ГМИИ им. А.С. Пушкина

Главное здание (Волхонка, 12), зал 23

«Искусство Франции второй половины XVIII – первой трети XIX века»

29 октября 2024 г. 2 февраля 2025 г.

Купить билет в Пушкинский музей

Коллекция купцов Щукиных

Нео-ар деко — в шутку и всерьез. Алексей Петухов

Встреча с искусствоведом Алексеем Петуховым

__________________

 Обсуждение в телеграмм >>>

Рекомендуем

Перейти К началу страницы