Подруги. К юбилею Варвары Степановой

Подруги. К юбилею Варвары Степановой

in Новости музеев 983 views

Главные героини экспозиции — Варвара Степанова и её подруги: Ольга Розанова, Любовь Попова и Александра Экстер. Однако разговор о них оказался невозможным без привлечения более широкого круга художниц — Веры Мухиной, Надежды Ламановой, Эсфири Шуб, а также младшего поколения — Анастасии Ахтырко, сестёр Ольги и Галины Чичаговых, Людмилы Саниной, Елизаветы Игнатович. Их связывали дружба, совместные интересы и участие в общей художественной деятельности.

В октябре 2024 года ис­пол­няет­ся 130 лет со дня рож­де­ния Варвары Степановой — живописца, графика, художника театра и книги, дизайнера, модельера.

С именем Степановой традиционно связывается одна из главных страниц в истории русского конструктивизма. Выставка в ГМИИ им. А.С. Пушкина, приуроченная к юбилею советской авангардистки, позволит расширить представление о её творчестве через сообщество художниц, судьбы которых пересекались на протяжении 1910–1930-х годов.

Степанова В.Ф. Автопортрет. 1920. ГМИИ им. А. С. Пушкина
Степанова В.Ф. Автопортрет. 1920. ГМИИ им. А. С. Пушкина
  • Степанова В.Ф. Эскиз костюма. Женская спортивная одежда. ГМИИ им. А.С. Пушкина
  • Степанова В.Ф. Эскиз костюма. Мужской спортивный костюм. ГМИИ им. А.С. Пушкина

Варвара Степанова выбрана центральной фигурой проекта не случайно. Супруга и единомышленница Александра Родченко, она в какой-то мере оказалась заложницей этого творческого тандема. Но именно вокруг неё были сконцентрированы процессы рождения нового искусства. Степанова вошла в круг новаторов русского авангарда позже других, активно включившись в борьбу за лидерство в изобретении радикальных художественных систем. Вместе с ней и отчасти ее глазами появляется возможность увидеть, как от супрематизма и беспредметного искусства русский авангард приходит к формулированию принципов конструктивизма, в создании которого Степанова приняла активное участие.

Степанова В.Ф. Рисунок. Торс. ГМИИ им. А.С. Пушкина
Степанова В.Ф. Рисунок. Торс. ГМИИ им. А.С. Пушкина

Одной из отправных точек для кураторов Пушкинского музея стала состоявшаяся в 1921 году выставка «5 × 5 = 25», воспринятая многими как манифест русского конструктивизма. Среди пятерых ее участников были три женщины — Варвара Степанова, Любовь Попова и Александра Экстер. Экспозиция стала важным этапом в их творческой карьере — подруги отказались от традиционных форм живописи и графики и обратились к дизайну. Именно этот факт позволил выстроить выставку в Пушкинском музее по разделам, совпадающим с областями художественного творчества, которые часто рассматривались мужчинами как маргинальные. Темы, которые казались женскими, становятся важным аспектом в формировании языка авангарда.

  • Степанова В.Ф. Станковая графика. Фигура. ГМИИ им. А.С. Пушкина
  • Степанова В.Ф. Рисунок. Мужская фигура. 2. ГМИИ им. А.С. Пушкина

Выставка начинается со знакомства с подругами, перетекающего в рассказ об их становлении, а также влиянии на искусство. Всего затронуто четыре темы, в которых именно женщинам-художницам было суждено совершить тихую и незаметную, но радикальную революцию: театральная сценография, текстильный дизайн и мода, книжная графика и новая верстка и, наконец, фото- и киномонтаж. В залах представлены ключевые работы подруг: автопортрет Варвары Степановой, эскизы костюмов и театральных декораций, рисунки для тканей и модели одежды, обложки журналов, новый дизайн книги и многое другое.

Степанова В.Ф. Эскиз костюма. Эскиз костюма для спектакля Смерть Тарелкина 4. ГМИИ им. А.С. Пушкина
Степанова В.Ф. Эскиз костюма. Эскиз костюма для спектакля Смерть Тарелкина 4. ГМИИ им. А.С. Пушкина
  • Степанова В.Ф. Эскиз костюма. Эскиз костюма для спектакля Смерть Тарелкина 5. ГМИИ им. А.С. Пушкина
  • Степанова В.Ф. Эскиз костюма. Эскиз костюма для спектакля Смерть Тарелкина 6. ГМИИ им. А.С. Пушкина

Не менее значимым в контексте выставки оказывается тот факт, что художницы особое внимание уделяли преподавательской практике. Здесь можно вспомнить и создание Ольгой Розановой художественно-промышленных центров, и деятельность Степановой, Поповой, Экстер, Мухиной и Ламановой во ВХУТЕМАСе в 1920-х годах. В работах художниц Анастасии Ахтырко, Ольги и Галины Чичаговых, Людмилы Саниной созидательный импульс «амазонок авангарда» получает новое осмысление и дальнейшее развитие.

  • Степанова В.Ф. Рисунок для ткани. Рисунок для ткани 4. ГМИИ им. А.С. Пушкина
  • Степанова В.Ф. Рисунок для ткани. Рисунок для ткани 6. ГМИИ им. А.С. Пушкина
  • Степанова В.Ф. Рисунок для ткани. Рисунок для ткани. 7. ГМИИ им. А.С. Пушкина

Творчество подруг можно назвать лабораторией русского авангарда. Все они принадлежали к единому кругу знакомств, который мог расширяться и пересекаться с другими подобными кругами. Они несли с собой новую модель искусства, новое миропонимание, новые принципы миростроительства. Каждая из подруг способствовала формированию проектного мышления и нового художественного языка.

Экстер А.А. Эскиз декорации. Лист №5 Цирк. ГМИИ им. А.С. Пушкина
Экстер А.А. Эскиз декорации. Лист №5 Цирк. ГМИИ им. А.С. Пушкина
  • Экстер А.А. Эскиз декорации. Лист №6 Оперетта. ГМИИ им. А.С. Пушкина
  • Экстер А.А. Эскиз декорации. Лист №7 Оперетта. ГМИИ им. А.С. Пушкина
Экстер А.А. Эскиз декорации. Лист №14 Венецианский купец. Эскиз декорации. ГМИИ им. А.С. Пушкина
Экстер А.А. Эскиз декорации. Лист №14 Венецианский купец. Эскиз декорации. ГМИИ им. А.С. Пушкина
  • Экстер А.А. Эскиз декорации. Лист №12 Макет освещения. ГМИИ им. А.С. Пушкина
  • Экстер А.А. Эскиз декорации. Лист №13 Дон Жуан. Ад. ГМИИ им. А.С. Пушкина
Экстер А.А. Эскиз декорации. ГМИИ им. А.С. Пушкина
Экстер А.А. Эскиз декорации. ГМИИ им. А.С. Пушкина

Кураторы

Александр Лаврентьев, доктор искусствоведения, проректор по научной работе Российского государственного художественно-промышленного университета имени С.Г. Строганова;

Александра Данилова, заведующая отделом нового западного искусства ГМИИ им. А.С. Пушкина;

Алексей Савинов, старший научный сотрудник отдела личных коллекций ГМИИ им. А.С. Пушкина



Логотип ГМИИ им. Пушкина

Государственный музей изобра­зи­тель­ных искусств имени А.С. Пушкина – музейный комплекс, обладающий одним из крупнейших в России ху,­до­же­ст­вен­ных собраний зарубежного искусства. Фонды музея насчитывают около 700 000 памят­ников, созданных мастерами разных эпох, – от Древнего Египта и античной Греции до наших дней. В Главном здании музея представлены знаковые произведения мировой живописи – картины Рембрандта, Рубенса, Боттичелли, Каналетто, Пуссена, мастеров Северного Возрождения и других выдающихся художников. Всемирно известна коллекция французского искусства XIX–XX веков, основу которой составили собрания меценатов Сергея Щукина и Ивана Морозова. Среди ее шедевров знаменитые работы Клода Моне, Пьера Огюста Ренуара, Поля Сезанна, Поля Гогена, Винсента ван Гога, Анри Матисса, Пабло Пикассо и других. В январе 2020 года в состав Пушкинского музея вошёл Государственный центр современного искусства с филиалами во Владикавказе, Екатеринбурге, Калининграде, Нижнем Новгороде, Санкт-Петербурге и Томске.

Пресс-служба
ГМИИ им. А.С. Пушкина
4.07.2024

Варвара Фёдоровна Степанова (9 [21] октября 1894, Ковно — 20 мая 1958, Москва) — совет­ская  худож­ница-аван­гардистка, пред­ста­ви­тельница кон­структивизма, дизайнер и поэтес­са, жена и соратница Александра Родченко. Также работала и выставлялась под псевдонимом Варст.

Александра Александровна Экстер (в девичестве — Григо­рович, 6 [18] января 1882, Белосток — 17 марта 1949, Фонтене-о-Роз, Иль-де-Франс, Франция) — худож­ница-аван­гардистка. Работала в стилях кубо­футуризм и супрематизм, кроме живописи занималась графикой, дизайном, была художником театра. Одна из основоположниц стиля «ар-деко».

ГМИИ им. А.С. Пушкина

Галерея искусства стран Европы и Америки XIX–XX веков

Москва. Ул. Волхонка, 14

23 июля — 27 октября 2024 г.

Купить билет в Пушкинский музей

ГМИИ им. А.С. Пушкина 2024

Москвичка. Женщины советской столицы 1920–1930

Ольга Розанова. «Революционер искусства»

 

__________________

>>><<<

Рекомендуем

Хвалынск глазами художников

Хвалынск глазами художников

Экспозиция даёт пред­став­ле­ние, на­сколь­ко раз­но­об­раз­ным мо­жет быть ху­до­же­ст­вен­ный взгляд в рамках одного жанра.
Перейти К началу страницы