Главные героини экспозиции — Варвара Степанова и её подруги: Ольга Розанова, Любовь Попова и Александра Экстер. Однако разговор о них оказался невозможным без привлечения более широкого круга художниц — Веры Мухиной, Надежды Ламановой, Эсфири Шуб, а также младшего поколения — Анастасии Ахтырко, сестёр Ольги и Галины Чичаговых, Людмилы Саниной, Елизаветы Игнатович. Их связывали дружба, совместные интересы и участие в общей художественной деятельности.
В октябре 2024 года исполняется 130 лет со дня рождения Варвары Степановой — живописца, графика, художника театра и книги, дизайнера, модельера.
С именем Степановой традиционно связывается одна из главных страниц в истории русского конструктивизма. Выставка в ГМИИ им. А.С. Пушкина, приуроченная к юбилею советской авангардистки, позволит расширить представление о её творчестве через сообщество художниц, судьбы которых пересекались на протяжении 1910–1930-х годов.
- Степанова В.Ф. Эскиз костюма. Женская спортивная одежда. ГМИИ им. А.С. Пушкина
- Степанова В.Ф. Эскиз костюма. Мужской спортивный костюм. ГМИИ им. А.С. Пушкина
Варвара Степанова выбрана центральной фигурой проекта не случайно. Супруга и единомышленница Александра Родченко, она в какой-то мере оказалась заложницей этого творческого тандема. Но именно вокруг неё были сконцентрированы процессы рождения нового искусства. Степанова вошла в круг новаторов русского авангарда позже других, активно включившись в борьбу за лидерство в изобретении радикальных художественных систем. Вместе с ней и отчасти ее глазами появляется возможность увидеть, как от супрематизма и беспредметного искусства русский авангард приходит к формулированию принципов конструктивизма, в создании которого Степанова приняла активное участие.
Одной из отправных точек для кураторов Пушкинского музея стала состоявшаяся в 1921 году выставка «5 × 5 = 25», воспринятая многими как манифест русского конструктивизма. Среди пятерых ее участников были три женщины — Варвара Степанова, Любовь Попова и Александра Экстер. Экспозиция стала важным этапом в их творческой карьере — подруги отказались от традиционных форм живописи и графики и обратились к дизайну. Именно этот факт позволил выстроить выставку в Пушкинском музее по разделам, совпадающим с областями художественного творчества, которые часто рассматривались мужчинами как маргинальные. Темы, которые казались женскими, становятся важным аспектом в формировании языка авангарда.
- Степанова В.Ф. Станковая графика. Фигура. ГМИИ им. А.С. Пушкина
- Степанова В.Ф. Рисунок. Мужская фигура. 2. ГМИИ им. А.С. Пушкина
Выставка начинается со знакомства с подругами, перетекающего в рассказ об их становлении, а также влиянии на искусство. Всего затронуто четыре темы, в которых именно женщинам-художницам было суждено совершить тихую и незаметную, но радикальную революцию: театральная сценография, текстильный дизайн и мода, книжная графика и новая верстка и, наконец, фото- и киномонтаж. В залах представлены ключевые работы подруг: автопортрет Варвары Степановой, эскизы костюмов и театральных декораций, рисунки для тканей и модели одежды, обложки журналов, новый дизайн книги и многое другое.
- Степанова В.Ф. Эскиз костюма. Эскиз костюма для спектакля Смерть Тарелкина 5. ГМИИ им. А.С. Пушкина
- Степанова В.Ф. Эскиз костюма. Эскиз костюма для спектакля Смерть Тарелкина 6. ГМИИ им. А.С. Пушкина
Не менее значимым в контексте выставки оказывается тот факт, что художницы особое внимание уделяли преподавательской практике. Здесь можно вспомнить и создание Ольгой Розановой художественно-промышленных центров, и деятельность Степановой, Поповой, Экстер, Мухиной и Ламановой во ВХУТЕМАСе в 1920-х годах. В работах художниц Анастасии Ахтырко, Ольги и Галины Чичаговых, Людмилы Саниной созидательный импульс «амазонок авангарда» получает новое осмысление и дальнейшее развитие.
- Степанова В.Ф. Рисунок для ткани. Рисунок для ткани 4. ГМИИ им. А.С. Пушкина
- Степанова В.Ф. Рисунок для ткани. Рисунок для ткани 6. ГМИИ им. А.С. Пушкина
- Степанова В.Ф. Рисунок для ткани. Рисунок для ткани. 7. ГМИИ им. А.С. Пушкина
Творчество подруг можно назвать лабораторией русского авангарда. Все они принадлежали к единому кругу знакомств, который мог расширяться и пересекаться с другими подобными кругами. Они несли с собой новую модель искусства, новое миропонимание, новые принципы миростроительства. Каждая из подруг способствовала формированию проектного мышления и нового художественного языка.
- Экстер А.А. Эскиз декорации. Лист №6 Оперетта. ГМИИ им. А.С. Пушкина
- Экстер А.А. Эскиз декорации. Лист №7 Оперетта. ГМИИ им. А.С. Пушкина
- Экстер А.А. Эскиз декорации. Лист №12 Макет освещения. ГМИИ им. А.С. Пушкина
- Экстер А.А. Эскиз декорации. Лист №13 Дон Жуан. Ад. ГМИИ им. А.С. Пушкина
Кураторы
Александр Лаврентьев, доктор искусствоведения, проректор по научной работе Российского государственного художественно-промышленного университета имени С.Г. Строганова;
Александра Данилова, заведующая отделом нового западного искусства ГМИИ им. А.С. Пушкина;
Алексей Савинов, старший научный сотрудник отдела личных коллекций ГМИИ им. А.С. Пушкина
Государственный музей изобразительных искусств имени А.С. Пушкина – музейный комплекс, обладающий одним из крупнейших в России художественных собраний зарубежного искусства. Фонды музея насчитывают около 700 000 памятников, созданных мастерами разных эпох, – от Древнего Египта и античной Греции до наших дней. В Главном здании музея представлены знаковые произведения мировой живописи – картины Рембрандта, Рубенса, Боттичелли, Каналетто, Пуссена, мастеров Северного Возрождения и других выдающихся художников. Всемирно известна коллекция французского искусства XIX–XX веков, основу которой составили собрания меценатов Сергея Щукина и Ивана Морозова. Среди ее шедевров знаменитые работы Клода Моне, Пьера Огюста Ренуара, Поля Сезанна, Поля Гогена, Винсента ван Гога, Анри Матисса, Пабло Пикассо и других. В январе 2020 года в состав Пушкинского музея вошёл Государственный центр современного искусства с филиалами во Владикавказе, Екатеринбурге, Калининграде, Нижнем Новгороде, Санкт-Петербурге и Томске.
Пресс-служба ГМИИ им. А.С. Пушкина 4.07.2024
Варвара Фёдоровна Степанова (9 [21] октября 1894, Ковно — 20 мая 1958, Москва) — советская художница-авангардистка, представительница конструктивизма, дизайнер и поэтесса, жена и соратница Александра Родченко. Также работала и выставлялась под псевдонимом Варст.
Александра Александровна Экстер (в девичестве — Григорович, 6 [18] января 1882, Белосток — 17 марта 1949, Фонтене-о-Роз, Иль-де-Франс, Франция) — художница-авангардистка. Работала в стилях кубофутуризм и супрематизм, кроме живописи занималась графикой, дизайном, была художником театра. Одна из основоположниц стиля «ар-деко».
22 июля 2024 г.
Сегодня открылась выставка «Подруги. К юбилею Варвары Степановой». Выставка, на которую нас пригласили, понравилась. Чем понравилась? Конечно же, в первую очередь, нас нравится сама тема русского авангарда и конструктивизма, который видим в работах Степановой, Розановой, Экстер, Ахтырко и др. А во-вторых представленные работы удачно подобраны и расположены. Для нас это важно, чтобы и посмотреть, и ознакомиться с этикетажем, и, сфотографировать их для вас.
ГМИИ им. А.С. Пушкина
Галерея искусства стран Европы и Америки XIX–XX веков
Москва. Ул. Волхонка, 14
23 июля — 27 октября 2024 г.
Купить билет в Пушкинский музей
__________________
>>><<<