Обаяние драгоценного металла в музее Рублёва — Журнал КОЛЛЕКЦИЯ
Обаяние драгоценного металла

Обаяние драгоценного металла в музее Рублёва

in Новости музеев 1428 views

Выста­воч­ный проект по­свя­щён юве­лир­ному ис­кус­ству Мос­квы XVII сто­летия. В цар­ских крем­лёв­ских мас­тер­ских в то вре­мя бы­ли собра­ны вы­со­ко­про­фес­сио­наль­ные ху­дож­ни­ки-юве­ли­ры со всей Рос­сии, ко­то­рые ра­бо­та­ли вмес­те с при­гла­шён­ными ино­ст­ран­ными мас­те­рами. Здесь раз­ра­ба­ты­ва­лись но­вые тех­нологии де­ко­ра­тив­но-при­клад­но­го искусства и но­вые сти­левые ре­шения. Осо­бое рас­про­ст­ра­не­ние в офор­мле­нии как свет­ских, так и ре­лимгиоз­ных про­из­ве­де­ний по­лучила эмаль по скани, а во второй половине столетия русские мастера в совершенстве ос­вои­ли тех­нику эма­ли по рель­ефу и рас­писную эмаль. По­ли­хромные эмали с богатой палитрой ярких, сверкающих красок и многообразные технические приемы ра­боты по металлу соз­да­вали характерное для ювелирного столичного искусства того времени узорочье и нарядность.

Обаяние драгоценного металла.

Произведения религиозного искусства

московских ювелиров XVII века

Выставка пред­ста­вит выдаю­щиеся па­мятники из музейных и частных со­бра­ний, многие из которых экспонируются впервые. Убранство каждого предмета отличается яркой индивидуальностью, а их сов­ме­ст­ное экспонирование позволяет получить представление о ювелирном искусстве столицы в царствование первых Романовых.

Богоматерь Владимирская. Вторая четверть XVII века. Москва. Оклад: Серебряная палата. Серебро, скань, эмаль по скани, выемчатая эмаль, драгоценные камни, граненые стекла. 39,2 × 33,5 см. Собрание Музея им. Андрея Рублёва
Богоматерь Владимирская. Вторая четверть XVII века. Москва. Оклад: Серебряная палата. Серебро, скань, эмаль по скани, выемчатая эмаль, драгоценные камни, граненые стекла. 39,2 × 33,5 см. Собрание Музея им. Андрея Рублёва

Среди шедевров экспозиции – икона «Богоматерь Вла­ди­мир­ская» в ок­ла­де, соз­данном придворными ювелирами. Укра­шенный по­ли­хром­ной эмалью по ска­ни и дра­гоценными кам­нями, он де­мон­ст­рирует вы­сочайший уровень мастерства. С момента своего создания оклад не под­вергался по­нов­ле­ниям и дошел до наших дней в первозданном виде. На выставке будет представлен уникальный крест-мо­щевик – дар императора Петра I своему кабинет-секретарю А.В. Макарову, заведовавшему секретными бумагами императора. Крест имеет четырехконечную форму, выполнен из серебра и украшен огневым золочением. На оборотной стороне нижней торцевой пластины выгравированы имена 15-ти святых, частицы мощей которых в нем хранились. В декоре креста применены разнообразные эмальерные техники.

  • Дорная тарель «Богоматерь Знамение». 1689 год. Москва. Серебро, выколотка, гравировка, чернение, золочение. Диаметр 19,5 см. Собрание Переславского музея-заповедника
  • Панагия «Богоматерь Знамение». Последняя треть XVII века Москва, Серебряная палата. Серебро, скань, эмаль по скани, зернь, гравировка, чернение, золочение. 11 × 8,3 × 1,4 см. Частное собрание

Участники выставки: Центральный музей древнерусской культуры и искусства имени Андрея Рублева, Государственный историко-архитектурный и художественный музей-заповедник «Александровская слобода», Переславль-Залесский государственный историко-архитектурный и художественный музей-заповедник, частные коллекционеры.

Куратор выставки: заместитель заведующего отделом экспертизы и искусствоведческих заключений Музея им. Андрея Рублева О.В. Скрипейчук.

 

Отдел по связям с общественностью
Центральный музей древнерусской культуры и искусства
имени Андрея Рублёва
9.06.2025

Редакция благодарит Дарью Шведову за пос­тоянное любезное внимание и сотрудничество!



Центральный музей древнерусской культуры и искусства имени Андрея Рублёва

Централь­ный му­зей древ­не­­рус­­ской куль­ту­ры и ис­кус­ства име­ни Андрея Рублёва — му­зей рус­ского церковного искусства Средневековья и Нового времени. Основан в 1947 году учёными Петром Барановским, Игорем Грабарём, Николаем Ворониным и Петром Максимовым, по инициативе ко­то­рых началась реставрация  Спасо-Андро­никова монастыря. Официаль­ное открытие музея состоялось 21 сентября 1960 года и было приурочено к 600-летию со дня рождения иконописца Андрея Рублёва. Кол­лекция состоит из бо­лее чем тринад­цати тысяч икон XII—XX веков, фре­сок, деревянных скульптур, рукописных и старопечатных книг, пред­метов медного худо­жественного литья, шитья, изразцов, а так­же архео­логических находок.

До 1949 года в музее не было директора — из-за прово­димой религиоз­ной поли­тики советских властей многие канди­даты отказывались занимать пост. Однако благодаря ини­циативе началь­ника главного управления по охране памят­ников мини­стер­ст­ва культуры СССР Шалвы Ратия, на должность был приглашён грузинский учёный Давид Арсенишвили.

Основное выставочное про­стран­ство рас­поло­же­но в церк­ви Михаила Архангела, возведённой в XVII веке по заказу первой жены Петра I Евдокии Лопухиной.

Центральный музей древнерусской культуры и искусства
имени Андрея Рублёва

Москва, Андроньевская пл., д. 10

26 июня – 3 августа 2025 г.

Купить билеты в Музей Андрея Рублёва

_________________

Обсуждение в Телеграм >>>

Рекомендуем

Перейти К началу страницы