От цвета к свету. К 100-летию Владимира Вейсберга

От цвета к свету. К 100-летию Владимира Вейсберга

in Новости музеев 1883 views

Монографическая выставка Владимира Вейсберга (1924–1985) открывается в год его столетия. Она имеет двойное по­свя­ще­ние: соб­ствен­но ху­дож­ни­ку и его ис­сле­до­ва­те­лю – Анне Чудецкой (1958–2023), хра­нителю фонда Владимира Вейсберга в отделе личных коллекций ГМИИ им. А.С. Пушкина. Концепция основана на материалах Анны Чудецкой и её фун­да­мен­таль­ной монографии «От цвета к свету».

Выставка пройдет при поддержке Фонда Владимира Вейсберга.

От цвета к свету. К 100-летию со дня рождения Владимира Вейсберга

Владимир Вейсберг – выдающийся русский художник и теоретик искусства, принадлежащий к послевоенному поколению авторов, становление которых пришлось на середину 1950-х – начало 1960-х годов. Творчество мастера не вписывалось в рамки ни официального искусства, ни нонконформизма, он – художник традиции, постижение законов классического искусства было целью его теоретических поисков и живописной практики.

  • Вейсберг В.Г. Венера с геометрическими фигурами (cобрание InArtibus)
  • Вейсберг В.Г.  Архитектура. ГМИИ им. Пушкина
  • Вейсберг В.Г. Раковина, куб, цилиндр. ГМИИ им. Пушкина

Связь Владимира Вейсберга с ГМИИ им. А.С. Пушкина была постоянной – с ранней юности и до последних лет жизни он почти еженедельно посещал музей. Этот союз продлился и после кончины художника: его вдова Галина Ермина в 1997 году передала в дар Пушкинскому музею коллекцию живописи и графики. Благодаря этому ГМИИ им. А.С. Пушкина располагает самым большим музейным собранием произведений Вейсберга.

Выставка «От цвета к свету. К 100-летию со дня рождения Владимира Вейсберга» – последовательный рассказ о творчестве мастера – поделена на семь разделов и строится по хронологическому принципу.

  • Вейсберг В.Г. Галя в зелёной блузке. ГМИИ им. Пушкина
  • Вейсберг В.Г. Тюремщица. ГМИИ им. Пушкина

Два зала посвящены так называемому цветному периоду – произведениям второй половины 1950-х, когда творческие поиски мастера происходили на фоне культурного подъема эпохи оттепели и оживления художественной жизни в стране. Пушкинский музей в эти годы стал для Владимира Вейсберга настоящей школой. Чтобы увидеть шедевры Дрезденской коллекции на знаменитой выставке 1955 года, Вейсберг устроился в музей разнорабочим – так он получил возможность часами изучать увлекавшие его полотна, в том числе – импрессионистов и Сезанна. Впечатления от непосредственного контакта с произведениями оказали огромное влияние на формирование творческого метода художника.

Зал «Преображение реальности» посвящён становлению ори­гиналь­ной живо­писной кон­цепции Вейсберга. Здесь пред­ставлены знаковые произведения этого периода – «Посвящение Се­занну», «Ком­позиция с газовой тканью», «Архитектура» и другие. В 1962 году на симпозиуме философов и лингвистов Мос­ковско-тар­туской семио­тической школы художник выступил с докладом «Три вида колористического восприятия», озна­меновав­шим поворот в его творчестве. Владимир Вейсберг рассматривал эволюцию восприятия цвета как посту­пательное развитие в истории живописи, которая от прямого натуро­подобия через ана­литический этап становилась инструментом исследования чело­веческого сознания.

Вейсберг В.Г. Натюрморт Плоды. ГМИИ им. Пушкина
Вейсберг В.Г. Натюрморт Плоды. ГМИИ им. А.С. Пушкина

Зал рисунка открывает зрителю «лабораторию Вейсберга», длительное время следовавшего жесткому распорядку: утром – живопись, вечером – рисунок. В повседневной творческой практике художник использовал рисунок на стадии непосредственного восприятия, в то время как в акварели, при работе с цветом в изображении обнаженной натуры начинался процесс дематериализации формы.

«Невидимой живописи» зрелого периода посвящены два заклю­читель­ных зала. «Архитектура валёров» – такой термин Вейсберг использовал в середине 1960-х для опре­деления своей живописи. Он строил композиции на взаимо­дей­ст­вии сбли­женных цве­товых оттенков. «Белое» произведение художника никогда не заключало в себе чистого цве­та: бе­ли­ла исполь­зовались только в смесях с хрома­тическими цветами. Тонкие нюансы цвета и тона, из которых составлялось общее цветовое решение, Вейсберг называл валёрами. В начале «белого» периода он уделял внимание сложной фактуре, накладывая на холст корпусные мазки различной плотности, но потом полностью сосредоточился на проблемах пространства.

  • Вейсберг В.Г. Арбуз и виноград (cобрание InArtibus)
  • Вейсберг В.Г. Апельсины в черных бумажках на чёрном столе (собрание InArtibus)

«Гармония должна быть создана на холсте», – говорил художник в конце 1970-х, подкрепляя на практике живописными сериями теорию о «гармо­ничной целост­ности». Тогда в его работах появилась узнаваемая, идеально гладкая поверхность картинной плоскости, на которой изобра­жение окутано единой цвето­световой средой. Инстинк­тивное стремле­ние Вейсберга уйти от чув­ствен­но-эмо­циональ­ного вос­прия­тия цвета к интел­лек­туаль­но-чув­ствен­ному, «отор­ваться от предметного» и растворить его, привели художника к почти моно­хром­ному, насы­щенному тональ­ными колебаниями, светя­щему­ся живописному мареву «белого на белом».

Анна Чудецкая, памяти которой посвящена выставка, сделала Владимира Вейсберга героем своей кандидатской диссертации. Затем последовали статьи, альбомы, монография «От цвета к свету» (2018). Постоянная работа Анны Юрьевны по исследованию и популяризации творческого и теоре­тиче­ского наследия художника не пре­кра­щалась до последних дней ее жизни. Столетний юбилей Вейсберга мог стать ещё одной вершиной на пути осмысления творчества художника.

К выставке подготовлены обра­зова­тель­ная и инклюзивная программы, а также сувенирная коллекция.

Вейсберг В.Г. Куст. ГМИИ им. Пушкина
Вейсберг В.Г. Куст. ГМИИ им. Пушкина

Кураторы

Анна Чудецкая (1958–2023), кандидат искусствоведения, хранитель фонда Владимира Вейсберга в отделе личных коллекций ГМИИ им. А.С. Пушкина;

Елена Каменская, кандидат искусствоведения, советник дирекции ГМИИ им. А.С. Пушкина.

Участники

ГМИИ им. А.С. Пушкина, Государственная Третьяковская галерея, Государственный Ростово-Ярославский архитектурно-художественный музей-заповедник, частные собрания

Музей выражает благодарность фонду In artibus.

Пресс-служба
ГМИИ им. А.С. Пушкина
1.03.2024

ГМИИ им. А.С. Пушкина

Владимир Немухин. Посвящение В. Вейсбергу. 1987. ГТГ
Владимир Немухин. Посвящение В. Вейсбергу. 1987. ГТГ


1 апреля 2024 г.

  • Елена Каменская, ксоветник дирекции ГМИИ им. А.С. Пушкина.
  • Доронченков Илья Аскольдович, заместитель директора ГМИИ им. А.С. Пушкина по научной работе
  • Вейсберг В.Г. Актриса (Е.Д. Андрианова-Васильева). 1959. Собрание Евгения Нутовича
  • Вейсберг В.Г. Портрет Ани Блиновой (Гудзенко). 1958. Собрание Марка Курцера
  • Вейсберг В.Г. Маша Либединская. 1958. Собрание Инны Баженовой
  • Вейсберг В.Г. Студентка Тимирязевки. 1956. ГМИИ им. А.С. Пушкина
  • Вейсберг В.Г. Мальчик с папиросой. 1954. ГМИИ им. А.С. Пушкина
  • Вейсберг В.Г. Вера Мельникова. 1956. ГМИИ им. А.С. Пушкина
  • Вейсберг В.Г. Портрет актрисы. 1955. ГМИИ им. А.С. Пушкина
  • Вейсберг В.Г. Рая. 1957. ГТГ
  • Вейсберг В.Г. Семья Щегловых. 1958. ГМИИ им. А.С. Пушкина
  • Вейсберг В.Г. Девочка в полосатой блузе. 1956. ГМИИ им. А.С. Пушкина
Вейсберг В.Г. Булки с белой чашкой. 1948. ГМИИ им. А.С. Пушкина
Вейсберг В.Г. Булки с белой чашкой. 1948. ГМИИ им. А.С. Пушкина
  • Вейсберг В.Г. Рыбы с вёдрами и сетями. 1956. Собрание Инны Баженовой
  • Вейсберг В.Г. Арбуз и виноград (cобрание InArtibus)
  • Вейсберг В.Г. Пионы. 1957. ГМИИ им. А.С. Пушкина
Вейсберг В.Г. Белый кувшин и тарелка на полотенце. 1960. ГТГ
Вейсберг В.Г. Белый кувшин и тарелка на полотенце. 1960. ГТГ
  • Вейсберг В.Г. Гранаты. 1956. Собрание Иветы и Тамаза Манашеровых
  • Вейсберг В.Г. Венера и кактус. 1957. Собрание Инны Баженовой
Вейсберг В.Г. Натюрморт с зелёными яблоками (Три зелёных яблока на газете). 1961. Собрание Марка Курцера
Вейсберг В.Г. Натюрморт с зелёными яблоками (Три зелёных яблока на газете). 1961. Собрание Марка Курцера
  • Вейсберг В.Г. Натюрморт Плоды. ГМИИ им. А.С. Пушкина
  • Вейсберг В.Г. Снедь. 1947. ГМИИ им. А.С. Пушкина
  • Вейсберг В.Г. Тарелки. 1959. Собрание Евгения Нутовича
Вейсберг В.Г. Натюрморт с персиками. 1955. Собрание Марка Курцера
Вейсберг В.Г. Натюрморт с персиками. 1955. Собрание Марка Курцера
  • Вейсберг В.Г. Натюрморт с зелёными яблоками (Три зелёных яблока на газете). 1961. Собрание Марка Курцера
  • Вейсберг В.Г. Неубранный стол. 1955. ГМИИ им. А.С. Пушкина
  • Вейсберг В.Г. Натюрморт с лампой. 1956. Собрание Иветы и Тамаза Манашеровых
Вейсберг В.Г. Плоды. 1955. ГМИИ им. А.С. Пушкина
Вейсберг В.Г. Плоды. 1955. ГМИИ им. А.С. Пушкина
  • Вейсберг В.Г. Фарида. 1967. Собрание Марка Курцера
  • Вейсберг В.Г. Портрет жены. 1977. Государственный музей-заповедник «Ростовский кремль»
  • Вейсберг В.Г. Портрет Татьяны и Юрия Полевых. 1966. ГМИИ им. А.С. Пушкина
Вейсберг В.Г. Двойной портрет (Аня и Игорь. Портрет Самурая). 1961. Собрание Игоря Сановича
Вейсберг В.Г. Двойной портрет (Аня и Игорь. Портрет Самурая). 1961. Собрание Игоря Сановича
  • Вейсберг В.Г. Посвящение Сезанну. 1962. Собрание Игоря Сановича
  • Вейсберг В.Г. Лежащая обнажённая. 1973. Собрание Инны Баженовой
  • Вейсберг В.Г. Студия. Серый плащ. 1961. ГТГ

Владимир Вейсберг

Техника Владимира Вейсберга
Техника Владимира Вейсберга
  • Андрей Соловьёв, специальный корреспондент журнала «Коллекция»
  • Алексей Сидельников, главный редактор журнала «Коллекция»
Владимир Вейсберг
Фотограф Алексей Сидельников
1.04.2024

СПРАВКА

Логотип ГМИИ им. ПушкинаГосударственный музей изобразительных искусств имени А.С. Пушкина – музейный комплекс, обладающий одним из крупнейших в России художественных собраний зарубежного искусства. Фонды музея насчитывают около 700 000 памятников, созданных мастерами разных эпох, – от Древнего Египта и античной Греции до наших дней. В Главном здании музея представлены знаковые произведения мировой живописи – картины Рембрандта, Рубенса, Боттичелли, Каналетто, Пуссена, мастеров Северного Возрождения и других выдающихся художников. Всемирно известна коллекция французского искусства XIX–XX веков, основу которой составили собрания меценатов Сергея Щукина и Ивана Морозова. Среди ее шедевров знаменитые работы Клода Моне, Пьера Огюста Ренуара, Поля Сезанна, Поля Гогена, Винсента ван Гога, Анри Матисса, Пабло Пикассо и других. В январе 2020 года в состав Пушкинского музея вошел Государственный центр современного искусства с филиалами во Владикавказе, Екатеринбурге, Калининграде, Нижнем Новгороде, Санкт-Петербурге и Томске.

ГМИИ им. А.С. Пушкина

Галерея искусства стран Европы и Америки XIX–XX веков

Москва, ул. Волхонка, 14

26 марта – 30 июня 2024 г.

Купить билет в Пушкинский музей

__________________

>>><<<

Рекомендуем

Перейти К началу страницы