Монографическая выставка Владимира Вейсберга (1924–1985) открывается в год его столетия. Она имеет двойное посвящение: собственно художнику и его исследователю – Анне Чудецкой (1958–2023), хранителю фонда Владимира Вейсберга в отделе личных коллекций ГМИИ им. А.С. Пушкина. Концепция основана на материалах Анны Чудецкой и её фундаментальной монографии «От цвета к свету».
Выставка пройдет при поддержке Фонда Владимира Вейсберга.
От цвета к свету. К 100-летию со дня рождения Владимира Вейсберга
Владимир Вейсберг – выдающийся русский художник и теоретик искусства, принадлежащий к послевоенному поколению авторов, становление которых пришлось на середину 1950-х – начало 1960-х годов. Творчество мастера не вписывалось в рамки ни официального искусства, ни нонконформизма, он – художник традиции, постижение законов классического искусства было целью его теоретических поисков и живописной практики.
- Вейсберг В.Г. Венера с геометрическими фигурами (cобрание InArtibus)
- Вейсберг В.Г. Архитектура. ГМИИ им. Пушкина
- Вейсберг В.Г. Раковина, куб, цилиндр. ГМИИ им. Пушкина
Связь Владимира Вейсберга с ГМИИ им. А.С. Пушкина была постоянной – с ранней юности и до последних лет жизни он почти еженедельно посещал музей. Этот союз продлился и после кончины художника: его вдова Галина Ермина в 1997 году передала в дар Пушкинскому музею коллекцию живописи и графики. Благодаря этому ГМИИ им. А.С. Пушкина располагает самым большим музейным собранием произведений Вейсберга.
Выставка «От цвета к свету. К 100-летию со дня рождения Владимира Вейсберга» – последовательный рассказ о творчестве мастера – поделена на семь разделов и строится по хронологическому принципу.
- Вейсберг В.Г. Галя в зелёной блузке. ГМИИ им. Пушкина
- Вейсберг В.Г. Тюремщица. ГМИИ им. Пушкина
Два зала посвящены так называемому цветному периоду – произведениям второй половины 1950-х, когда творческие поиски мастера происходили на фоне культурного подъема эпохи оттепели и оживления художественной жизни в стране. Пушкинский музей в эти годы стал для Владимира Вейсберга настоящей школой. Чтобы увидеть шедевры Дрезденской коллекции на знаменитой выставке 1955 года, Вейсберг устроился в музей разнорабочим – так он получил возможность часами изучать увлекавшие его полотна, в том числе – импрессионистов и Сезанна. Впечатления от непосредственного контакта с произведениями оказали огромное влияние на формирование творческого метода художника.
Зал «Преображение реальности» посвящён становлению оригинальной живописной концепции Вейсберга. Здесь представлены знаковые произведения этого периода – «Посвящение Сезанну», «Композиция с газовой тканью», «Архитектура» и другие. В 1962 году на симпозиуме философов и лингвистов Московско-тартуской семиотической школы художник выступил с докладом «Три вида колористического восприятия», ознаменовавшим поворот в его творчестве. Владимир Вейсберг рассматривал эволюцию восприятия цвета как поступательное развитие в истории живописи, которая от прямого натуроподобия через аналитический этап становилась инструментом исследования человеческого сознания.
Зал рисунка открывает зрителю «лабораторию Вейсберга», длительное время следовавшего жесткому распорядку: утром – живопись, вечером – рисунок. В повседневной творческой практике художник использовал рисунок на стадии непосредственного восприятия, в то время как в акварели, при работе с цветом в изображении обнаженной натуры начинался процесс дематериализации формы.
«Невидимой живописи» зрелого периода посвящены два заключительных зала. «Архитектура валёров» – такой термин Вейсберг использовал в середине 1960-х для определения своей живописи. Он строил композиции на взаимодействии сближенных цветовых оттенков. «Белое» произведение художника никогда не заключало в себе чистого цвета: белила использовались только в смесях с хроматическими цветами. Тонкие нюансы цвета и тона, из которых составлялось общее цветовое решение, Вейсберг называл валёрами. В начале «белого» периода он уделял внимание сложной фактуре, накладывая на холст корпусные мазки различной плотности, но потом полностью сосредоточился на проблемах пространства.
- Вейсберг В.Г. Арбуз и виноград (cобрание InArtibus)
- Вейсберг В.Г. Апельсины в черных бумажках на чёрном столе (собрание InArtibus)
«Гармония должна быть создана на холсте», – говорил художник в конце 1970-х, подкрепляя на практике живописными сериями теорию о «гармоничной целостности». Тогда в его работах появилась узнаваемая, идеально гладкая поверхность картинной плоскости, на которой изображение окутано единой цветосветовой средой. Инстинктивное стремление Вейсберга уйти от чувственно-эмоционального восприятия цвета к интеллектуально-чувственному, «оторваться от предметного» и растворить его, привели художника к почти монохромному, насыщенному тональными колебаниями, светящемуся живописному мареву «белого на белом».
Анна Чудецкая, памяти которой посвящена выставка, сделала Владимира Вейсберга героем своей кандидатской диссертации. Затем последовали статьи, альбомы, монография «От цвета к свету» (2018). Постоянная работа Анны Юрьевны по исследованию и популяризации творческого и теоретического наследия художника не прекращалась до последних дней ее жизни. Столетний юбилей Вейсберга мог стать ещё одной вершиной на пути осмысления творчества художника.
К выставке подготовлены образовательная и инклюзивная программы, а также сувенирная коллекция.
Кураторы
Анна Чудецкая (1958–2023), кандидат искусствоведения, хранитель фонда Владимира Вейсберга в отделе личных коллекций ГМИИ им. А.С. Пушкина;
Елена Каменская, кандидат искусствоведения, советник дирекции ГМИИ им. А.С. Пушкина.
Участники
ГМИИ им. А.С. Пушкина, Государственная Третьяковская галерея, Государственный Ростово-Ярославский архитектурно-художественный музей-заповедник, частные собрания
Музей выражает благодарность фонду In artibus.
Пресс-служба ГМИИ им. А.С. Пушкина 1.03.2024
ГМИИ им. А.С. Пушкина
1 апреля 2024 г.
- Елена Каменская, ксоветник дирекции ГМИИ им. А.С. Пушкина.
- Доронченков Илья Аскольдович, заместитель директора ГМИИ им. А.С. Пушкина по научной работе
- Вейсберг В.Г. Актриса (Е.Д. Андрианова-Васильева). 1959. Собрание Евгения Нутовича
- Вейсберг В.Г. Портрет Ани Блиновой (Гудзенко). 1958. Собрание Марка Курцера
- Вейсберг В.Г. Маша Либединская. 1958. Собрание Инны Баженовой
- Вейсберг В.Г. Студентка Тимирязевки. 1956. ГМИИ им. А.С. Пушкина
- Вейсберг В.Г. Мальчик с папиросой. 1954. ГМИИ им. А.С. Пушкина
- Вейсберг В.Г. Вера Мельникова. 1956. ГМИИ им. А.С. Пушкина
- Вейсберг В.Г. Портрет актрисы. 1955. ГМИИ им. А.С. Пушкина
- Вейсберг В.Г. Рая. 1957. ГТГ
- Вейсберг В.Г. Семья Щегловых. 1958. ГМИИ им. А.С. Пушкина
- Вейсберг В.Г. Девочка в полосатой блузе. 1956. ГМИИ им. А.С. Пушкина
- Вейсберг В.Г. Рыбы с вёдрами и сетями. 1956. Собрание Инны Баженовой
- Вейсберг В.Г. Арбуз и виноград (cобрание InArtibus)
- Вейсберг В.Г. Пионы. 1957. ГМИИ им. А.С. Пушкина
- Вейсберг В.Г. Гранаты. 1956. Собрание Иветы и Тамаза Манашеровых
- Вейсберг В.Г. Венера и кактус. 1957. Собрание Инны Баженовой
- Вейсберг В.Г. Натюрморт Плоды. ГМИИ им. А.С. Пушкина
- Вейсберг В.Г. Снедь. 1947. ГМИИ им. А.С. Пушкина
- Вейсберг В.Г. Тарелки. 1959. Собрание Евгения Нутовича
- Вейсберг В.Г. Натюрморт с зелёными яблоками (Три зелёных яблока на газете). 1961. Собрание Марка Курцера
- Вейсберг В.Г. Неубранный стол. 1955. ГМИИ им. А.С. Пушкина
- Вейсберг В.Г. Натюрморт с лампой. 1956. Собрание Иветы и Тамаза Манашеровых
- Вейсберг В.Г. Фарида. 1967. Собрание Марка Курцера
- Вейсберг В.Г. Портрет жены. 1977. Государственный музей-заповедник «Ростовский кремль»
- Вейсберг В.Г. Портрет Татьяны и Юрия Полевых. 1966. ГМИИ им. А.С. Пушкина
- Вейсберг В.Г. Посвящение Сезанну. 1962. Собрание Игоря Сановича
- Вейсберг В.Г. Лежащая обнажённая. 1973. Собрание Инны Баженовой
- Вейсберг В.Г. Студия. Серый плащ. 1961. ГТГ
- Андрей Соловьёв, специальный корреспондент журнала «Коллекция»
- Алексей Сидельников, главный редактор журнала «Коллекция»
Фотограф Алексей Сидельников 1.04.2024
СПРАВКА
Государственный музей изобразительных искусств имени А.С. Пушкина – музейный комплекс, обладающий одним из крупнейших в России художественных собраний зарубежного искусства. Фонды музея насчитывают около 700 000 памятников, созданных мастерами разных эпох, – от Древнего Египта и античной Греции до наших дней. В Главном здании музея представлены знаковые произведения мировой живописи – картины Рембрандта, Рубенса, Боттичелли, Каналетто, Пуссена, мастеров Северного Возрождения и других выдающихся художников. Всемирно известна коллекция французского искусства XIX–XX веков, основу которой составили собрания меценатов Сергея Щукина и Ивана Морозова. Среди ее шедевров знаменитые работы Клода Моне, Пьера Огюста Ренуара, Поля Сезанна, Поля Гогена, Винсента ван Гога, Анри Матисса, Пабло Пикассо и других. В январе 2020 года в состав Пушкинского музея вошел Государственный центр современного искусства с филиалами во Владикавказе, Екатеринбурге, Калининграде, Нижнем Новгороде, Санкт-Петербурге и Томске.
ГМИИ им. А.С. Пушкина
Галерея искусства стран Европы и Америки XIX–XX веков
Москва, ул. Волхонка, 14
26 марта – 30 июня 2024 г.
Купить билет в Пушкинский музей
__________________
>>><<<